Научная статья на тему 'Проблемы модернизации учреждений сельхозобразования и науки: виртуальная компонента'

Проблемы модернизации учреждений сельхозобразования и науки: виртуальная компонента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации учреждений сельхозобразования и науки: виртуальная компонента»

Высшим с этой точки зрения является совершенствование конкурсного отбора исследовательских проектов и экспертизы их результатов, включая независимую экспертизу.

Необходимо также продолжить оптимизацию сети научных учреждений, разработав для этого прозрачную и понятную для всех членов научного сообщества методику оценки результативности научных организаций.

Главными направлениями этой работы должно быть: во-первых, формирование при ведущих институтах филиалов, занимающихся прикладными разработками и освоениями результатов НИОКР.

Во-вторых, интеграция институтов РАСХН с вузами, включая создание федеральных и национальных исследовательских университетов аграрного профиля.

Четверное, и самое главное - кадровая проблема.

Все перечисленные выше меры будут содействовать росту престижа аграрной науки, а значит притоку в нее молодых талантливых исследователей. Но назрел и ряд специальных мер. В каждом

научно-исследовательском учреждении должен

быть план стажировок и повышения квалификации сотрудников в ведущих отечественных и зарубежных научных центрах и университетах.

Целесообразно, совместно с вузами ото-

брать когорту лучших, подающих надежды выпускников, аспирантов, молодых сотрудников и направить их на стажировку.

Заслуживает обсуждения и вопрос о выделении специальной квоты при выборах членов-корреспондентов и академиков РАСХН для исследователей до 50 лет.

Очень важно также активизировать и общественную жизнь в академии. Мы хорошо проводим конференции и совещания по узким, специальным вопросам. Гораздо реже практикуются междисциплинарные обсуждения. Вопросы, касающиеся всего научного сообщества, обсуждаются только на заседаниях Президиума и сессиях. У нас не проводятся общеакадемические дискуссии, нет клуба ученых аграрников. Многие важные события нашей современной жизни и истории остаются вне поля общественного внимания. Эту практику необходимо изменить.

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬХОЗОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ:

ВИРТУАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА

С.Г. Сальников, к.ф.-м.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Введение. Одним из условий модернизации сельскохозяйственного образования и науки в настоящее время несомненно является использование всех современных возможностей для этого процесса. Одно из первых мест среди таковых занимает использование т.н. «виртуальных» технологий и, прежде всего, Интернета. Действенным средством здесь выступает сайт организации, как своеобразная дверь в ее виртуальный мир. Однако, насколько хорош тот мир, в который мы попадем через такую виртуальную дверь?!

В настоящее время на Портале Россельхоза-кадемии (www.aaroacadem.ru) представлен список всех отраслевых организаций в сфере аграрной науки, которые так или иначе взаимодействуют с Академией на постоянной основе. Среди прочего в составе представленных данных есть и адреса Веб-сайтов этих организаций. В статье проанализировано текущее состояние дел с сайтами указанных выше организаций и проведен сравнительный анализ этих сайтов на основе достоверной информации об этих виртуальных ресурсах российского сектора Интернета, сделаны выводы и даны рекомендации по преодолению негативных явлений в данной сфере.

Исходные данные. В качестве базы для анализа были взяты адреса упомянутых выше сайтов научно-исследовательских учреждений (НИУ), разбитые на шесть групп:

■ Российской академии наук (РАН) - 43 организации;

■ Российской академии медицинских наук (РАМН) - 5 организаций;

■ Минобразования - 35 организаций;

■ Министерства сельского хозяйства РФ (МСХ) - 12 организаций;

■ Вузы сельхозпрофиля - 51 организация;

■ Россельхозакадемии - 94 организации.

В список анализируемых сайтов включались только те сайты, которые реально существуют в

настоящее время и содержат в своем составе хотя бы минимально необходимый набор страниц.

Инструмент анализа. В качестве такового был использован бесплатное программное обеспечение Site-Auditor, которое любой желающий может найти и использовать свободно в своей работе (в том числе и для проверки приводимых в данной работе расчетных показателей) на сайте разработчика. В целом, данный инструмент обладает гораздо более широкой функциональностью, чем та, которую мы задействовали в данном аналитическом исследовании. Однако и полученных в результате работы данной программы сведений вполне хватило для целей нашего исследования.

Показатели, используемые в анализе. Было задействовано большинство количественных показателей расчета упомянутой выше программы, а именно:

1) использование домена 1-го уровня (да -1/нет - 0);

2) показатель цитируемости сайта «ТИЦ» (Яндекс);

3) рейтинг сайта «PR» (Google);

4) количество страниц сайта, проиндексированных Яндексом;

5) количество страниц сайта, проиндексированных Рамблером;

6) количество страниц сайта, проиндексированных Google;

7) количество страниц сайта, проиндексированных Апортом;

8) ссылки на сервер по данным Google;

9) ссылки на сервер по данным Яндекса;

10) найден в каталоге Яндекс (да - 1/нет - 0);

11) найден в каталоге Рамблера «РТ100» (да -1/нет - 0);

12) найден в каталоге Апорт (да - 1/нет - 0).

Самый первый показатель рассчитывался

нами самостоятельно в соответствии с адресом сайта организации.

Для целей расчета все указанные выше величины брались (или приводились, как, например, качественные показатели с номерами 1 и 10-12) целыми числам большими или равными нулю. Нормализация полученных данных не проводилась.

Анализ основных результатов. В данном разделе проанализируем только сводную табл. 1, составленную на их основе.

Обращает на себя внимание, прежде всего существенное превышение, практически всех средних показателей для сайтов Минобразования (1 место по совокупности показателей) и соответствующее существенное отставание от средних практически по всем показателям для организаций Россельхозакадемии (6 место по совокупности показателей).

Четыре других организации разбиваются на две подгруппы: РАН и вузы сельхозпрофиля (2-3 место в общем составе показателей) в одной и

РАМН и МСХ в другой (4-5 место в общем составе показателей) существенно отличающихся как друг от друга (как подгруппы) так и от лидера - организаций Минобразования и аутсайдера - организаций Россельхозакадемии.

Конечно, есть ряд обстоятельств, которые приводят к некоторым искажениям в данном ряду результатов. Так, в составе организаций Минобразования задействованы в основном крупные учебные заведения. А вхождение в этот состав и ряда очень крупных организаций (МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и т.п.) конечно вносит определенные искажения в результаты. Такие заведения, конечно, не могут не иметь больших, давно созданных и активно развивающихся и хорошо поддерживаемых сайтов. Таковы требования учебного процесса и результат целенаправленной работы, как самих этих организаций, так и Минобразования.

Таблица 1 - Сводная таблица данных по сайтам организаций аграрной науки

Показатель Структура (в скобках - количество задействованных в анализе организаций данной структуры)

№ п/п Наименование Минобразования (35) РАН (43) Вузы с.-х. (51) РАМН (5) МСХ (12) РАСХН (94) Итого в среднем

1 Домен 1-го уровня 82,9% 46,5% 72,5% 80,0% 91,7% 58,5% 65,0%

2 ТИЦ 1492,3 259,2 183,3 114,0 47,5 22,3 316,5

3 PR 5,5 4,5 3,9 4,6 3,3 1,9 3,4

4 Проинд. (Яндекс) 24734,3 13563,8 4247,2 177,2 348,5 215,0 7045,1

5 Проинд. (Рамблер) 6229,4 4976,3 7021,2 427,0 512,3 171,9 3393,9

6 Проинд. (Google) 15314,7 1702,0 1221,7 221,8 136,6 129,9 2860,3

7 Проинд. (Апорт) 1916,9 522,3 449,8 110,8 160,6 71,9 507,2

8 Ссылки на сервер (Google) 235,7 19,6 21,2 6,6 3,0 3,9 44,2

9 Ссылки на сервер (Яндекс) 44109,4 3422,9 5102,2 2328,0 719,7 2352,1 9135,8

10 Найдено в кат. (Яндекс) 82,9% 58,1% 66,7% 40,0% 25,0% 18,1% 45,8%

11 Найдено в кат. (Рамблер) 31,4% 20,9% 13,7% 0,0% 16,7% 7,4% 15,0%

12 Найдено в кат. (Апорт) 85,7% 79,1% 74,5% 100,0% 50,0% 37,2% 61,7%

С другой стороны, в состав организаций Россельхозакадемии попали все организации, которые имеют свой сайт. И среди них, конечно, попадаются, как очень маленькие организации, так и организации из т.н. «глубинки», которые может даже, и имеют желание иметь качественный сайт собственной организации, но не имеют элементарных технических условий для этого.

Однако сопоставление организаций преимущественно научного (РАН, РАМН, МСХ, РОССЕлЬ-ХОЗАКАДЕМИЯ) и учебного характера (Минобразование и ВУЗы сельхозпрофиля) показывает, что дело не только в перечисленных выше причинах и далеко не только в них.

Так, например, обращает на себя внимание сравнительно низкое значение первого показателя (наличие домена 1-го уровня) для организаций РАН и Россельхозакадемии. И если первое можно объяснить историческими причинами (многие сайты РАН создавались давно и создание сайта как поддомена домена самой академии или других крупных доменов 1-го уровня было зачастую единственным приемлемым решением для времени их создания), то второе - для сайтов Россельхозакадемии - можно объяснить только отсутствием каких-либо высоких приоритетов для сайта как такого в руководстве этих организаций или отсутствием средств и/или специалистов для создания полноценного сайта на независимом ресурсе или ошибочному подходу к созданию сайта организации как разовой акции в сущности рекламного характера.

Данная проблема - размещение сайта организации на бесплатном ресурсе ограниченной функциональности (типа www.narod.ru) тянет за собой для организаций Россельхозакадемии, которые приняли при создании сайта такое печальное решение целый «шлейф» проблем: такие сайты трудно управляемы, добавление/удаление страниц по сути, производится в «ручном» режиме. Соответственно в большинстве сайты таких организаций очень небольшие, и почти не поддерживаются (обновляются). Все это приводит к тому, что и по большинству остальных показателей -количества страниц, их популярности, в том числе наличия ссылок на них и т.п. - сайты организаций Россельхозакадемии существенно отстают от сайтов остальных организаций, которые мы анализируем в данной работе.

Ниже мы подробнее рассмотрим ряд показателей из табл. 1.

Домены 1-го уровня. Здесь ситуация выглядит следующим образом (табл. 2).

В целом только около 2/3 организаций имеют домен 1-го уровня. Как уже отмечалось выше, лидерами по данным показателям являются организации Минобразования и МСХ, хотя показатели у ВУЗов сельхозпрофиля и РАМН также достаточно высоки. Показатели РАН и Россельхозакадемии наоборот гораздо ниже средних. Причины такого положения дел указывались выше. Обращает на себя внимание, как уже упоминалось выше очень высокий процент использования организациями Россельхозакадемии популярных бесплатных ресурсов и, как следствие зна-

чительно меньшее количество сайтов, размещенных на головном, профильном или региональном хостинге. Видимо это одна из основных причин значительного отставания организаций Россельхозакадемии по всем основным показателям развития их сайтов.

Индексы цитируемости сайтов ТИЦ. Ситуацию в данной сфере характеризует следующая сводная табл. 3.

Как видно, вновь наиболее благоприятна ситуация для организаций Минобразования. Здесь не

только более половины сайтов организаций имеют индекс цитирования 1000 и более, но и количество сайтов с малым индексом цитирования (мене 100) составляет только 8,6%, сайтов с нулевым ТИЦ вообще нет. С другой стороны шкалы успехов сайты организаций Россельхозакадемии, где сайтов с индексом 1000 и более вообще нет, сайтов с нулевым ТИЦ 50% и остальные сайты в целом имеют очень маленький индекс цитирования (менее 100).

Таблица 2 - Сводные данные по доменам 1-го уровня

НИУ Домен 1-го уровня Домены 2-го уровня и ниже Всего

всего на головном, профильном или региональном портале на популярных бесплатных сервисах другое

Минобразования 82,9% 17,1% 17,1% 0,0% 0,0% 14,6%

РАН 46,5% 53,5% 39,5% 0,0% 14,0% 17,9%

Вузы сельхозпрофиля 72,5% 27,5% 13,7% 2,0% 11,8% 21,3%

РАМН 80,0% 20,0% 20,0% 0,0% 0,0% 2,1%

МСХ 91,7% 8,3% 8,3% 0,0% 0,0% 5,0%

РАСХН 58,5% 41,5% 12,8% 11,7% 17,0% 39,2%

Итого 65,0% 35,0% 18,3% 5,0% 11,7% 100,0%

Таблица 3 - Сводные данные по индексу цитирования ТИЦ

НИУ Всего организаций ТИЦ В том числе

выше 1000 от 999 до 100 меньше 100 нулевой

Минобразования 35 1492,3 51,4% 40,0% 8,6% 0,0%

РАН 43 259,2 4,7% 51,2% 27,9% 16,3%

Вузы сельхозпрофиля 51 183,3 2,0% 60,8% 31,4% 5,9%

РАМН 5 114,0 0,0% 60,0% 40,0% 0,0%

МСХ 12 47,5 0,0% 8,3% 83,3% 8,3%

РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИЯ 94 22,3 0,0% 5,3% 44,7% 50,0%

Итого 240 316,5 8,8% 31,7% 35,4% 24,2%

Количество проиндексированных страниц (Яндекс). Здесь ситуация для различных поисковиков достаточно близка, остановимся только на показателях для Яндекса как наиболее характерных и интересных с точки зрения русскоязычных пользователей, которые привыкли пользоваться именно данным поисковым сервисом (табл. 4).

Здесь вновь лидируют сайты организаций Минобразования и со значительным отрывом. Практически отсутствуют сайты с малым числом страниц, проиндексированным Яндексом, значителен процент (42,9%) сайтом с числом таких страниц от 10 тыс. и больше.

Здесь качественная ситуация по НИУ Рос-сельхозакадемии вновь много хуже, чем у остальных структур. В целом только чуть более четверти

сайтов (28,7%) таких НИУ имеют количество проиндексированных Яндексом страниц от 100 страниц и больше, сайтов с количеством страниц от 10 тыс. и более нет вообще и сайтов с нулевым количеством проиндексированных страниц почти четверть (21,3%).

Характерна ситуация с сайтом Дальневосточного НИИСХ, который сделан как типовой на базе портала Россельхозакадемии www.agroacadem.ru и который при сравнительно небольшом объеме закачанных на страницы этого сайта контента дает показатель в 2056 страниц проиндексированных Яндексом. На фоне среднего показателя по НИУ Россельхозакадемии (215 страниц) виден потенциал роста (свыше 850%) даже при использовании типовых и достаточно легко тиражируемых решений!

Таблица 4 - Сводная информация по количеству проиндексированных Яндексом страниц

НИУ Кол-во органи- зации В том числе количество организаций с числом проиндексированных страниц в пределах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10000 и больше от 9999 до 1000 от 999 до 100 от 99 до 10 от 9 до 1 отсутствует страниц в среднем

Минобразования 35 42,9% 40,0% 8,6% 0,0% 5,7% 2,9% 24734,3

РАН 43 11,6% 11,6% 51,2% 9,3% 4,7% 11,6% 13563,8

Вузы сельхозпрофиля 51 7,8% 47,1% 25,5% 9,8% 5,9% 3,9% 4247,2

РАМН 5 0,0% 0,0% 80,0% 20,0% 0,0% 0,0% 177,2

МСХ 12 0,0% 8,3% 25,0% 41,7% 25,0% 0,0% 348,5

РАСХН 94 0,0% 5,3% 23,4% 40,4% 9,6% 21,3% 215,0

Итого в среднем 240 10,0% 20,4% 27,9% 22,1% 7,9% 11,7% 7045,1

Ссылки на сервер (Яндекс). Здесь показатели для Google и Яндекс сильно коррелируют и для примера будут взяты только результаты по сервисы Яндекс (табл. 5).

Вновь видно лидерство организаций Минобразования, причем в целом более чем в 10 раз. Только в данной группе встречаются сайты с числом ссылок на сервер более 100 тыс. Только в этой

группе число сайтов с количеством ссылок на сервер как минимум 1 тыс. составляет 94,3%.

Ссылки на сервер по данным Яндекса -единственный показатель, где НИУ Россельхозака-демии не только заняли предпоследнее место по средним показателям, но и незначительно отстали

от 4-го места, занимаемого организациями РАМН. Но и здесь, как видно из предпоследней колонки показателей, эти НИУ смогли показать уникальный результат: 6,4% сайтов (6 из 94) оказались вообще без ссылок на их сервер по данным Яндекса.

Таблица 5 - Сводная информация по ссылкам на сервер сайта (Яндекс)

НИУ Кол-во организа- ций В том числе организаций с количеством ссылок на сервер в границах В среднем

более 100 тыс. от 100 до 10 тыс. от 10 тыс. до 1 тыс. от 1 тыс. до 1 ссылки нет ссылок

Минобразования 35 11,4% 40,0% 42,9% 5,7% 0,0% 44109,4

РАН 43 0,0% 7,0% 44,2% 48,8% 0,0% 3422,9

Вузы сельхозпрофиля 51 0,0% 11,8% 56,9% 31,4% 0,0% 5102,2

РАМН 5 0,0% 0,0% 80,0% 20,0% 0,0% 2328,0

МСХ 12 0,0% 0,0% 33,3% 66,7% 0,0% 719,7

РАСХН 94 0,0% 0,0% 87,2% 12,8% 6,4% 2352,1

Итого 240 1,7% 9,6% 63,8% 25,0% 2,5% 9135,8

Вхождение в каталоги популярных россий- точно строгой выборочностью при попадании сайтов

ских сервисов. Здесь ситуацию следующая (табл. 6). в данный каталог, то отсутствие сайтов в каталоге

Вновь налицо бесспорное лидерство органи- Апорт (куда сайты попадают без отбора и почти сразу

заций Минобразования по всем параметрам и суще- после ввода информации о них на сайте сервиса)

ственное отставание (в 1,5—2,0 раза от лидеров) ор- объяснить ничем разумным нельзя. Впрочем, ситуа-

ганизаций Россельхозакадемии. И если их отстава- ция здесь даже у лидеров - вузов Минобразования и

ние в РТ100 (Рамблер) еще можно объяснить доста- сельхозпрофиля - далека от идеальной.

Таблица 6 - Вхождение сайтов в популярные российские каталоги

НИУ Количество организаций Найдено в Яндекс-каталоге Найдено в РТ100 Найдено в Апорт-каталоге

Минобразования 35 82,9% 31,4% 85,7%

РАН 43 58,1% 20,9% 79,1%

Вузы сельхозпрофиля 51 66,7% 13,7% 74,5%

РАМН 5 40,0% 0,0% 100,0%

МСХ 12 25,0% 16,7% 50,0%

РАСХН 94 18,1% 7,4% 37,2%

Итого 240 45,8% 15,0% 61,7%

Выводы и рекомендации. Ситуация с сайтами НИУ Россельхозакадемии выглядит близкой к критической. Налицо отставание (и существенное) почти по всем параметрам и показателям, которые анализировались в данной работе. В качестве главной причины такого положения дел, по нашему мнению, можно назвать отсутствие отраслевых стандартов в данной сфере, недостаточное внимание к данной проблеме на всех уровнях (как внутри организаций, так и на уровне Отделений Академии и самой Академии) как на финансовом, так и на кадровом уровне. Такой подход выливается в попытки решения проблемы создания сайта организации при помощи простых, дешевых, но крайне неэффективных бесплатных решений, что приводит как к чрезмерному

упрощению структурного и контентного состава сайта, так и к отсутствию его поддержки, представления в каталогах и поисковиках, отсутствию рекламы таких сайтов и пр.

Между тем, как видно из представленных выше результатов, даже применение достаточно простых, но вполне эффективных типовых решений на базе портала Россельхозакадемии (www.agroaca-dem.ru), позволило бы существенно (для некоторых показателей в разы) увеличить некоторые ключевые показатели эффективности работы сайтов НИУ Рос-сельхозакадемии. Такой подход к формированию виртуальной среды агронауки представляется достаточно привлекательным и недорогим решением проблемы ее отставания для НИУ Россельхозакадемии.

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ РОССИИ

А.В. Пошатаев, проф., зав. каф. Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева, М.А. Кауфман, д.э.н., Президент группы компаний «Уайтхолл»

В современной России, переживающей как и большинство стран мира экономический кризис, значительно возросла роль маркетинга как важнейшего средства антикризисного управления и фактора повышения результативности работы предприятий (организаций) всех сфер экономики и прежде всего агропромышленного комплекса. Отсюда -

объективная необходимость улучшения маркетинговой подготовки специалистов аграрного профиля во всех учебных заведениях страны.

Постоянно развивающаяся востребованность маркетинга на различных уровнях экономики и управления народным хозяйством, в различных отраслях и сферах деятельности выдвинула необходимость под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.