Научная статья на тему 'О мониторинге архивных сайтов Рунета'

О мониторинге архивных сайтов Рунета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
812
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВНЫЕ САЙТЫ / ARCHIVAL SITES / МОНИТОРИНГ / MONITORING / РЕЙТИНГ / RATING / НСА / АНАЛИЗ / ANALYSIS / FINDING AIDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боброва Елена Викторовна

В статье описана методика мониторинга архивных сайтов Рунета, проведенного автором в мае 2008 г., раскрыты критерии анализа и экспертные оценки, сформулированы общие выводы о сегодняшнем уровне развития архивных сайтов, включающие как полноту представления необходимого для пользователей контента, так и оценку технологических составляющих сайта, а также степень известности, авторитетности архивных сайтов в сети Интернет. Автором также предложена методика практического использования архивистами результатов проведенного мониторинга с целью улучшения сайтов архивных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About monitoring of archival sites in Runet

In the article the technique of monitoring of archival sites of the Runet used by the author in May, 2008 is described, criteria of the analysis and expert estimations are presented, the general conclusions concerning the level of archival sites development including both completeness of content necessary representation and an estimation of technological components of a site, and also degree of popularity, authoritativeness of archival sites in Internet are formulated. The author also offers to archivists a technique of practical use of the monitoring results for improvement sites of archival institutions.

Текст научной работы на тему «О мониторинге архивных сайтов Рунета»

Е.В. Боброва

О МОНИТОРИНГЕ АРХИВНЫХ САЙТОВ РУНЕТА

В статье описана методика мониторинга архивных сайтов Рунета, проведенного автором в мае 2008 г., раскрыты критерии анализа и экспертные оценки, сформулированы общие выводы о сегодняшнем уровне развития архивных сайтов, включающие как полноту представления необходимого для пользователей контента, так и оценку технологических составляющих сайта, а также степень известности, авторитетности архивных сайтов в сети Интернет. Автором также предложена методика практического использования архивистами результатов проведенного мониторинга с целью улучшения сайтов архивных учреждений.

Ключевые слова: архивные сайты, мониторинг, рейтинг, НСА, анализ.

Мониторинг сайтов организаций различных типов -уже сложившаяся и распространенная в Рунете практика1. Хорошо известны мониторинги официальных сайтов органов федеральной исполнительной власти, проводившиеся в 2001-2008 гг. как аппаратом правительства, так и независимыми экспертными организациями. Неоднократно предлагалось проводить мониторинги сайтов в сфере культуры. Так, вопросы интернет-мониторинга музейной деятельности поднимались на 9-й ежегодной международной конференции «EVA 2006, Москва», а необходимость организации ежегодного мониторинга архивных сайтов и составления их рейтинга активно обсуждалась на Межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании «Российские архивные сайты: опыт, проблемы, перспективы развития» в Чебоксарах в мае 2007 г. и была зафиксирована в рекомендациях семинара-совещания.

© Боброва Е.В., 2011

Для следующего семинара-совещания (уже всероссийского) в мае 2008 г. был проведен мониторинг 66 архивных сайтов Рунета, из которых 34 являются сайтами органов управления архивным делом, а 32 - сайтами архивов (федеральных и региональных)2. Основная часть критериев анализа в рамках этого мониторинга была сформулирована в соответствии с «Рекомендациями по созданию архивного сайта в Интернет» (Приложение к письму Росархива от 17.05.2001 № 6/513-К)3. В ходе работы эти критерии были расширены и дополнены с учетом методик других мониторингов сайтов, провидимых в смежных предметных областях, а также на основе опыта работы автора в этой сфере.

Критерии, по которым анализировались сайты, были разделены на четыре смысловых блока.

1. Содержательные разделы сайта (контактная информация и информация о деятельности; правовая информация; расширение доступа к документам; НСА архива-онлайн; услуги; публикационная деятельность; мероприятия, рассчитанные на стороннюю публику; архивное образование; дополнительный контент4).

2. Служебные разделы сайта (новости; поиск; организация обратной связи).

3. Технологии создания и продвижения сайта (технические особенности организации навигации; юзабилити5 для пользователей; элементы SEO6; использование внешней статистики).

4. Вовлеченность сайта в единое архивное информационное пространство (ссылка на портал «Архивы России»; англоязычная версия сайта; показатели авторитетности и объем информации, доступный пользователям).

Всего было сформулировано около 60 критериев, различающихся по степени важности с точки зрения эксперта. По некоторым критериям оценивалась также степень актуальности информации. Более высоко оценивалось наличие насыщенных информацией и редко размещаемых материалов. Учитывался также объем (количество) материалов по определенным критериям. Для облегчения получения ряда показателей в третьем и четвертом блоке при проведении мониторинга использовалась программа Site-Auditor (версия 1.56). Собранные данные заносились в БД, содержащую 9 таблиц и 187 полей.

Разберем более подробно критерии, включенные в каждый из смысловых блоков, а также раскроем методику проставления экспертных оценок.

1. Содержательные разделы сайта:

1.1. Контактная информация и информация о деятельности

Критерии: название учреждения; почтовый адрес; контактный телефон; факс; e-mail; телефон читального зала; ФИО руководителей; краткая историческая справка; информация о текущей деятельности; сведения о программах (местных, региональных), в реализации которых участвует организация; краткие сведения о проектах, в том числе международных.

Только на 14 сайтах (21%) представлена вся возможная контактная информация (получают +1 балл). На 6 сайтах (9%) не были указаны адреса электронной почты архивных организаций (1 балл). Телефон читального зала указан только на 19 сайтах (29 %) (+1 балл), на остальных 47 (71%) не указан. ФИО руководителей учреждений не указаны на 3-х сайтах (4,5%). За указание ФИО руководства давался +1 балл. Краткой исторической справки нет на 5 сайтах (7,5%). За размещение такой информации давался +1 балл.

Актуальная информация о текущих событиях, мероприятиях, деятельности и т. д. есть на 41 сайте (62%). Каждый сайт получил +2 балла. Информация есть, но она неактуальная на 14 сайтах (21%) (+1 балл). Информации нет на 11 сайтах (16%). Сведения о программах (местных, региональных), в реализации которых участвует архивное учреждение, размещены только на 8 сайтах (12%). Они получили +1 балл. На 58 сайтах (88 %) такой информации нет. Информация о проектах есть только на 9 (14%). Все они получили +1 балл. На 57 сайтах (86%) информации о проектах нет.

Для сайтов органов управления архивным делом также рассматривались следующие критерии: структура архивной сети региона, включающая названия архивов, их контактную информацию (в том числе адреса их сайтов); информация об участии в работе НМС; описание Архивного фонда субъекта РФ (документы, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах; документы, находящиеся на ведомственном хранении; документы, хранящиеся в музеях, библиотеках, учреждениях системы РАН).

Структура архивной сети региона присутствует на всех 34 сайтах органов управления. Каждый сайт получил +1 балл. Информация об участии в работе НМС находится только на 9 сайтах (26,5%) органов управления архивным делом. За наличие этой информации присваивался + 1 балл. На 25 сайтах (73,5%) информации об участии в работе НМС нет. Только на 9 сайтах (26,5%) органов управления архивным делом присутствует общее описание архивного фонда субъекта РФ - документы, хранящиеся в государственных и му-

ниципальных архивах. Эти сайты получили +1 балл; на остальных сайтах общего описания АФ субъекта не представлено. И только на 1 сайте присутствует общее описание документов АФ РФ, находящихся на ведомственном хранении, а также хранящихся в музеях и библиотеках субъекта РФ. Так как информация такого рода пока является редкой, этот сайт получает +5 баллов.

1.2. Правовая информация

Критерии: наличие на сайте законодательных актов (РФ и субъектов РФ), положений об органе управления и об архиве, другие правовые нормативные акты, непосредственно затрагивающие вопросы архивного дела в регионе, регулирующие деятельность архива и представляющие интерес для пользователей; отдельно проверялось присутствие на сайте текста Правил работы пользователей в читальном зале архива или ссылки на текст Правил, размещенный на портале «Архивы России».

Законодательные и нормативные акты не указаны на 26 сайтах (39%). На 39 сайтах (59 %) они присутствуют. За наличие этой информации присваивался +1 балл.

Правил работы в читальном зале госархивов (или ссылки на них) нет на 43 сайтах (65%). Размещена такая информация только на 23 сайтах (35%). Каждый сайт, разместивший этот важный для пользователей архивов документ, получает +1 балл.

1.3. Расширение доступа к документам

Критерии: общее описание состава и содержания документов, хранящихся в архиве; сведения о новых поступлениях и рассекреченных документах (в форме гипертекста или базы данных); описание системы НСА архива, в том числе баз данных и условий доступа к ним; описание библиотеки или СИФа архива; библиография документальных публикаций, других публикаций с использованием документов архива, публикаций об архиве; перечень изданий, которые можно приобрести в архиве.

Краткая характеристика фондов архивов есть на 45 сайтах (68%). Они получают +1 балл. Отсутствует характеристика фондов архивов на 21 сайте (32%). Сведения о новых поступлениях размещены только на 28 сайтах (42,5%). Они получают +1 балл. Новые поступления отсутствуют на 38 сайтах (57,5%). Сведения о рассекреченных документах есть только на 11 сайтах (16,5%). Они получают за это +1 балл. Отсутствует информация о рассекречивании на 55 сайтах (83,5%). Описание системы НСА архива есть на 29 сайтах (44%). Они получают +1 балл. Описания НСА нет на 37 сайтах (56%). Информация о библиотеке или СИФе присутствует только на 22 сайтах (33%). Они получают +1 балл. На 1 сайте

есть каталог библиотеки. Редкость и ценность этой информации оценивается в +3 балла. На 43 сайтах (65%) информация такого рода отсутствует.

Библиография документальных публикаций, других публикаций с использованием документов архива, публикаций об архиве размещены только на 20 сайтах (30%). Они получают +1 балл. Отсутствует такого рода информация на 46 сайтах (70%). Перечень изданий, которые можно приобрести в архиве, отсутствует на 35 сайтах (53%). На 31 сайте (47%) он есть. При этом на одном сайте публикацию можно скачать в электронном виде (за это добавляется +3 балла), на 5 сайтах указано, где можно приобрести издания (+2 балла), на 25 не указано, где можно приобрести издания (+1 балл).

1.4. Научно-справочный аппарат архива-онлайн

Электронные версии текстов путеводителей, кратких справочников, каталогов, обзоров по фондам архива в различных форматах, фрагменты региональных частей ЦФК и т. д. присутствуют на 41 сайте (62%). На 25 сайтах (38%) их нет.

Структура представленных справочников такова: различного рода перечней - 53; путеводителей по фондам - 32; различного рода каталогов и БД - 19; обзоров фондов - 13; указателей - 8; кратких справочников - 7; межархивных справочников - 6; описей - 4. Фрагменты региональных частей ЦФК представлены пока только на 3 сайтах. Так как это самая редкая и сама подробная форма представления информации о фондах архива, она оценивалась в +10 баллов. Каждый путеводитель, каталог и БД оценивались в +3 балла. Остальные справочники получили по +1 баллу.

1.5. Услуги

Критерии: информация об организации работы по исполнению социально-правовых запросов (режим приема, сведения, необходимые для их исполнения, языки, на которых принимаются запросы); перечень услуг, оказываемых архивом с разделением на бесплатные и платные (с указанием расценок).

Информация об организации работы по исполнению социально-правовых запросов присутствует на 37 сайтах (56%). За наличие такой информации начислялся +1 балл. Отсутствует информация такого рода на 29 сайтах (44%). Перечень услуг, оказываемых архивом, отсутствует на 20 сайтах (30%). На 46 (70%) присутствует (+1 балл). Из них на 13 сайтах указаны расценки за платные услуги (+2 балла).

1.6. Публикационная деятельность

Критерии: тексты публикаций об архиве, выступлений сотрудников архива на конференциях, заседаниях ЗНМС и т. д.; доку-

ментальные публикации по документам архива; виртуальные выставки.

Публикации сотрудников размещены только на 25 сайтах (38%). За наличие хотя бы одной публикации давался +1 балл. Отсутствуют публикации на 41 сайте (62%). Только на 21 сайте (32%) размещаются виртуальные выставки. За каждую виртуальную выставку добавлялось +2 балла. На 45 сайтах (68%) виртуальных выставок нет. Лишь на 8 сайтах (12%) размещаются документальные публикации. За каждую выставленную публикацию начислялся +1 балл. На 58 (88%) сайтов документальных публикаций нет.

1.7. Мероприятия, рассчитанные на стороннюю публику

Критерии: выставки; конференции и семинары; тексты официальных выступлений, интервью руководителя, статьи в прессе по вопросам развития архивного дела в регионе.

На 31 сайте (47%) нет никакой информации о выставочной деятельности. На 35 (53%) такая информация есть. Эти сайты получили +1 балл. Однако только на 15 из них (23%) можно увидеть и отдельные экспонаты, а не только пресс-релизы и отчеты. Такие сайты получили дополнительно +1 балл. На 32 сайтах (48%) нет информации о конференциях. На 34 (51%) такая информация есть, и каждый такой сайт получил +1 балл. Однако только на 5 из них (7,5%) можно ознакомиться с материалами конференций - текстами докладов, решениями и т. д. За наличие такой информации сайт получал дополнительно +1 балл. Тексты официальных выступлений, интервью руководителей архивов или органов управления присутствуют только на 10 сайтах (15%). Они получают +1 балл. На 56 сайтах (85%) они отсутствуют.

1.8. Архивное образование

Информация, касающаяся обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации в области архивного дела есть только на 3 сайтах органов управления архивным делом (9%). За наличие такой информации добавлялся +1 балл. На 31 сайте (91%) такой информации пока нет.

1.9. Дополнительный контент

Различного рода дополнительная информация размещена на 50 сайтах (76%). Наиболее часто встречаются разделы с перечнями или текстами методических пособий и нормативов (16 сайтов), календари памятных дат (16 сайтов), различного рода и степени подробности представление архивных СМИ региона (14 сайтов), административные регламенты (10 сайтов), различного рода фо-тогаллереи (9 сайтов), информация о работе коллегиальных орга-

нов (8 сайтов), информация по конкурсным торгам и госзакупкам (7 сайтов), бланки заявлений и различного рода анкеты (7 сайтов), разделы, посвященные комплектованию (4 сайта), о работе ЭПК (4 сайта), книги памяти (3 сайта). Результаты проверок, публикации в СМИ, вакансии, генеалогические услуги, информация о региональном отделении РОИА, раздел для ведомственных архивов встречаются на 2 сайтах. Остальные 36 разновидностей материалов встречаются по 1 разу.

Каждая дополнительная информация или сервис, размещенные на сайте, добавляли +1 балл. Более высоко были оценены следующие разделы/сервисы: служба заказа фотографий через сайт (+10 баллов); разделы для работы с ведомственными архивами (+3 балла); разделы с информацией по генеалогии (+3 балла); книги памяти (+3 балла); фонотека (+3 балла); описание фондов музея при архиве (+2 балла).

2. Служебные разделы сайта

2.1. Новости

Критерии: присутствие раздела новости; степень актуальности новостей; присылали ли в течение последнего года ссылки о новых материалах на сайте в службу поддержки портала «Архивы России» для публикации их в разделе «Новости отрасли»; как много новостей было прислано за последний год; насколько давно была прислана последняя новость.

На 61 сайте (92,5 %) есть раздел «Новости», на 5 его все еще нет (такие сайты получили -2 балла), на двух сайтах нет архива новостей (-1 балл). Актуальность новостной информации оценивалась по следующей шкале: раздел обновлялся в текущем месяце на 28 сайтах (получили +4 балла); месяц назад на 10 сайтах (+3 балла); в текущем полугодии на 11 сайтах (+2 балла); в текущем году на 3 сайтах (+1 балл). Если за текущий год на сайте не было новостей (а таких сайтов 8), они получали -3 балла. Из сайтов, публикующих у себя новости, только 16 (26%) присылали известия о своих новостях для выставления на портале «Архивы России». Из них 10 сайтов прислали по одной новости, 4 по 2, один - 4 и один - 7. За каждую присланную новость начисляется +1 балл.

Для оценки актуальности новостной информации, присылаемой архивными сайтами, были введены коэффициенты. Если последняя новость была прислана в текущем месяце7, коэффициент равнялся четырем (1 сайт), если два месяца назад - трем (2 сайта), если в течение полугода - двум (6 сайтов), в течение года - одному (7 сайтов). Для итогового подсчета баллы новостей умножались на коэффициент.

2.2. Поиск

Критерии: поиск присутствует на каждой странице сайта; присутствует только на какой-то одной странице; поиска нет или он не работает.

На 40 сайтах (60%) поиска нет, на 20 (30%) он есть на каждой странице сайте (такие сайты получили +3 балла), на 4 (6%) есть, но доступен только с одной страницы8 (сайт получает +1 балл), на 3 (4%) заявлен, но не работает (-1 балл).

2.3. Организация обратной связи

Критерии: наличие гостевой книги; форума; формы отправки запросов в архив непосредственно с сайта.

На 39 сайтах (59%) нет гостевых книг, на 25 (38%) они есть (такие сайты получают +2 балла), а на 2 (3%) они не работают (-1 балл). При этом только на 12 сайтах (18%) гостевые книги защищены от автоматического спама (они получают дополнительно + 1 балл), а на 13 до сих пор не защищены. На 11 сайтах (17%) гостевые книги оперативно модерируются (за что получают дополнительно +2 балла), на 8 не модерируются вообще (-1 балл), на 6 плохо модерируются.

На 7 сайтах (11%) заявлен форум, но на двух он не работает физически (закрыт), на трех практически непосещаем, а более-менее успешно функционирует только на двух сайтах (3%). Наличие работающего и посещаемого форума было оценено в +2 балла.

Только на 18 сайтах (27%) есть формы отправки сообщений/ запросов с сайта в архив (+1 балл), на 48 (73%) таких форм все еще нет.

3. Технологии создания и продвижения сайта

3.1. Технические особенности организации навигации

Критерии: фреймы; статические/динамические ссылки; тек-стовое/скриптовое меню; наличие карты сайта и особенности ее реализации.

На 55 сайтах (83%) не используются фреймы (такие сайты получили +1 балл), на 11 (17%) все еще используются. 39 сайтов (59%) имеют статические ссылки, 24 (36,5%) - динамические, а 3 (4,5%) - смешанного типа. 55 сайтов (83%) имеют текстовую навигацию, 5 (8%) - скриптовую, а 6 (9%) - смешанную. 44 сайта (66%) не имеют карты сайта, на 20 (30%) она есть (за это добавлялся +1 балл), на двух (4%) она сделана скриптами, и на одном из них частично ведет на несуществующие страницы. На 7 сайтах (10,5%), при том что меню скриптовое, нет карты сайта либо она тоже скрип-товая. Такие сайты получили -1 балл.

3.2. Юзабилити для пользователей

Критерии: масштабируемость и кроссплатформенность сайта.

29 сайтов (44%) масштабируются при любом разрешении экрана (получили +2 балла). 22 сайта (33%) масштабируются только начиная с разрешения 1024 (получили +1 балл). 15 сайтов (23%) не масштабируются вовсе (или не на всех своих страницах). 55 сайтов (83%) кроссплатформенны, 11 (17%) некроссплатформенны, за что и получили -1 балл. При этом на четырех сайтах (6%) отсутствие кроссплатформенности критично, т. е. вызывает сложности при работе с ними. Такие сайты получили - 2 балла.

3.3. Элементы SEO

Критерии: оптимизация текстового и графического контента.

Только на двух сайтах (3%) каждая страница сайта осмысленно оптимизирована под поисковые системы (такие сайты получили +2 балла), на 10 сайтах (15%) предпринимаются отдельные попытки оптимизации (+1 балл), на 54 сайтах (82%) текст не оптимизирован. Только на 4 сайтах (6%) графика на каждой странице осмысленно оптимизирована под поисковые системы (такие сайты получили +2 балла), на 12 сайтах (18%) изображения частично оптимизированы (+1 балл), на 50 (75%) не оптимизированы.

3.4. Использование внешней статистики

Статистикой от Рамблера пользуются 16 сайтов; от Hotlog -21 сайт; от Spylog - 16 сайтов; от Liveinternet - 6 сайтов; от Mail. ru - 9 сайтов; от Google Analitics - 1 сайт. Иными внешними статистиками пользуются еще 8 сайтов. Не пользуются внешней статистикой 23 сайта (35%). За использование хотя бы одного сервиса внешней статистики начислялся +1 балл.

4. Вовлеченность сайта в единое архивное информационное пространство

4.1. Ссылка на портал «Архивы России»

На 16 сайтах (24%) до сих пор не установлена ссылка на портал «Архивы России» (за это они получили -1 балл), на 50 сайтах (75%) ссылка установлена (+1 балл).

4.2. Англоязычная версия сайта

Англоязычная версия сайта есть на двух сайтах (3%). Они получают +3 балла. На одном сайте англоязычная версия заявлена, но не работает. На остальных 63 сайтах (95,5%) ее пока нет.

4.3. Показатели авторитетности и объем информации, доступный пользователям

Критерии: количество проиндексированных страниц в поисковых системах Яндекс, Google, Рамблер и Апорт; количество сайтов,

ссылающихся на архивный сайт по данным поисковых систем Яндекс и Google; регистрация в интернет-каталогах (Яндекс, Рамблер, Апорт и DMOZ); тИЦ (индекс цитирования сайта в каталоге Яндекс); PR (индекс цитирования главной страницы сайта в поисковой системе Google).

Количество страниц сайта, проиндексированных поисковыми системами, позволяет косвенно судить об общем объеме сайта, а также оценить, насколько велика вероятность того, что пользователь попадет на сайт по низкочастотному запросу. В связи с тем, что степень индексации сайта разными поисковиками может быть неравномерной, для анализа выбирался больший показатель из четырех. На 1 сайте проиндексировано более 100 тыс. страниц - он получает +8 баллов; на 1 сайте проиндексировано от 50 до 100 тыс. страниц - он получает +7 баллов; на 1 сайте проиндексировано от

10 до 50 тыс. страниц - он получает +6 баллов; на 3 сайтах проиндексировано от 5 до 10 тыс. страниц - они получают +5 баллов; на

11 сайтах (16%) проиндексировано от 1 тыс. до 5 тыс. страниц - они получают +4 балла; на 8 сайтах (12%) проиндексировано от 500 до 1 тыс. страниц - они набирают +3 балла; на 14 сайтах (21%) проиндексировано от 100 до 500 страниц - они получают +2 балла; на 24 сайтах (36%) проиндексировано менее 100 страниц - они получают + 1 балл. Страницы 3 сайтов (4,5%) не проиндексированы поисковыми системамиКоличество сайтов, ссылающихся на архивный сайт по данным поисковой системы Яндекс: на 1 сайт ссылаются более 200 (+4 балла); на 4 сайта ссылаются от 100 до 200 сайтов (+3 балла); на 7 сайтов ссылаются от 50 до 100 (+2 балла); на 49 сайтов (74%) ссылаются менее 50 сайтов (+1 балл). На 5 сайтов (7,5%) не ссылается никто.

Количество сайтов, ссылающихся на архивный сайт по данным поисковой системе Google: на 2 сайта ссылаются от 100 до 200 сайтов (+3 балла); на 5 сайтов ссылаются от 50 до 100 сайтов (+2 балла); на 35 сайтов (53%) ссылаются менее 50 сайтов (+1 балл). На 24 сайта (36%) не ссылается никто.

Регистрация в интернет-каталогах (Яндекс, Рамблер, Апорт и DMOZ): 6 сайтов зарегистрированы в каталоге Яндекс (+3 балла); 9 сайтов зарегистрированы в каталоге Dmoz (+3 балла); 16 сайтов зарегистрированы в каталоге Рамблер. Топ100 (+1 балл); 8 сайтов зарегистрированы в каталоге Апорт (+1 балл). 39 сайтов (59%) не зарегистрированы в этих интернет-каталогах вообще.

тИЦ (индекс цитирования сайта в каталоге Яндекс)9. 57 сайтов (86%) имеют тИЦ менее 60; 6 сайтов (9%) имеют тИЦ от 60 до 200 (они получают +3 балла); 3 сайта (4,5%) имеют тИЦ более 200 (они получают +5 баллов).

PR (индекс цитирования главной страницы сайта в поисковой системе Google)10. 53 сайта (80%) имеют PR < 3; 11 сайтов (17%) имеют PR 4 (они получают +3 балла); 2 сайта (3%) имеют PR 5 (они получают +5 баллов).

Общие результаты, к которым приводит исследование состояния архивных сайтов Рунета на май 2008 г., таковы.

Менее трети сайтов указывают такую важную для пользователя контактную информацию, как телефоны читальных залов. Даже электронная почта не всегда есть у архивных учреждений, имеющих сайты. Меньше половины сайтов публикуют актуальную информацию о текущих событиях и мероприятиях. Почти на половине сайтов нет информации о выставочной деятельности архивов. На двух третях сайтов пользователь не найдет Правил работы в читальном зале или ссылок на типовые Правила. На трети сайтов отсутствует краткая характеристика фондов архивохранилищ, перечень услуг, оказываемых архивом, и информация об организации исполнения социально-правовых запросов. На более чем половине сайтов нет описания системы НСА архива и нет описания фондов библиотек и СИФов. На большинстве сайтов до сих пор нет сведений о новых поступлениях и рассекреченных фондах, перечня изданий, которые можно приобрести в архиве.

Почти на всех сайтах есть раздел «Новости», но они не всегда актуальны, и только треть сайтов присылает информацию о своих новых информационных ресурсах и других новостях для доведения до всеобщего сведения путем публикации на портале «Архивы России». На трети сайтов до сих пор нет ссылки на отраслевой портал.

На двух третях сайтов органов управления архивным делом нет информации об участии их в НМС. Фактически отсутствует общее описание АФ субъектов. Только на трех сайтах есть информация о возможности получения архивного образования.

Очень важна и для популяризации архивного дела, и для облегчения доступа к документам АФ РФ публикация на архивных сайтах виртуальных выставок, документальных публикаций и он-лайн версий НСА. К сожалению, пока виртуальные выставки размещены только на трети сайтов, а документальные публикации присутствуют только на 8 сайтах. Тем не менее на двух третях сайтов уже представлены различные виды НСА, доступные онлайн, в частности три фрагмента региональных частей ЦФК.

Организации служебных разделов, а также технологиям создания и продвижения сайтов уделяется недостаточно внимания. Поиск по сайту реализуют редко, гостевые засорены спамом и не модерируются. До сих пор встречаются сайты, которые не могут свободно масштабироваться и не кроссплатформенны. Оптими-

зация текстового и графического контента пока почти не проводится.

Архивные сайты пока малозаметны в Сети. Согласно данным поисковых систем, на большую часть их ссылаются менее 50 сайтов. Две трети сайтов нельзя найти через крупные интернет-каталоги. На треть архивных сайтов, согласно данным Google, не ссылается никто, и, следовательно, пользователям из других стран они малоизвестны. Индексы авторитетности подавляющего большинства сайтов минимальны, а объем информации, доступной для пользователя, попадающего на архивный сайт через поисковые машины, пока невелик. У половины сайтов проиндексировано от 100 до 5 тыс. страниц. Еще треть имеют менее 100 страниц.

Несмотря на то что анализу были подвергнуты сайты различных типов (как сайты отдельных архивов, так и сайты органов управления архивным делом), гибкая методика проставления экспертных оценок, изложенная выше, позволила в итоге создать Сводный рейтинг архивных сайтов Рунета (федеральные архивы, региональные архивы и органы управления архивным делом в субъектах РФ) по состоянию на 22 мая 2008 г.11

Рейтинг, составленный в результате проведенного мониторинга, приводит к следующим основным выводам.

Рейтинг фиксирует огромный разрыв между группой сайтов, занявших места с 1 по 6 (от 115 до 80 баллов) и группой сайтов с местами с 27 по 44, набравшими от 3 до 29 баллов. Этот разрыв обусловлен следующими факторами. Во-первых, среди «отстающих» есть новые сайты, не успевшие еще аккумулировать на своих страницах достаточное количество уникального интересного контента. Во-вторых, большинство сайтов этой группы - давно созданные и необновляемые ресурсы. Ясно, что им практически не уделяется внимания. Возникает вопрос: нужны ли такие сайты вообще? Кому они нужны в таком состоянии? Архивистам? Едва ли. Они не несут полезной для архивистов информации, не помогают обмениваться опытом, и как следствие архивисты их не посещают. Пользователям эти сайты не только не нужны, но и вредны, так как на них содержится не только устаревшая и ограниченная, но и зачастую вводящая в заблуждение пользователей информация (неверные телефоны, неправильные часы работы читальных залов и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно отметить, что 100-115 баллов, набранные лидерами рейтинга, - это не предельная сумма; поскольку в методике по определенным критериям учитывалось не только наличие, но и количество выставленных материалов, итоговый балл может быть существенно увеличен. Ни один из этих «топовых» сайтов не свободен от недостатков, иногда очень серьезных. Так, например, сайт Государствен-

ного архива Пермской области, занявший первое место в рейтинге, до сих пор не имеет защиты гостевой книги от автоматического спама, что отрицательно влияет на его имидж.

По определению, данному в Википедии, «мониторинг» - «систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для оптимизации процесса принятия решения, а также косвенно - для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики»12. Каким же образом могут архивисты использовать результаты проведенного мониторинга, чтобы сделать свой сайт лучше? На что следует обратить внимание в первую очередь?

Мы предлагаем архивистам следующий порядок действий:

- ознакомление с методикой и параметрами анализа сайтов;

- изучение итогов рейтинга;

- внимательное изучение сайтов-лидеров: состав и содержание представленной на них информации; юзабилити этих сайтов (организация навигации, наличие служебных разделов и методика работы с ними; степень оптимизации под поисковые машины и т. д.), опыт их работы на основе публикаций разработчиков сайтов в архивной прессе, дискуссий на конференциях и архивных форумах;

- определение слабых сторон своего собственного сайта;

- составление полного перечня проблем, которые требуют решения;

- составление конкретного и реалистичного плана работ по устранению недостатков и совершенствованию сайта.

Примечания

Статья подготовлена по материалам доклада автора, прочитанного на Всероссийском научно-практическом семинаре-совещании «Российские архивные сайты: опыт, проблемы, перспективы развития» 23 мая 2008 г. Данные приводятся состоянию на май 2008 г.

Рекомендации по созданию архивного сайта в Интернет [Электронный ресурс] // Росархив. [М., 2001]. URL: http://www.rusarchives.ru/methodics/sait. shtml (дата обращения: 15.11.2010).

Контент (англ. œntent - содержание) - любое информационно значимое (содержательное) наполнение информационного ресурса (например, веб-сайта). Юзабилити (англ. ubility — дословно «удобство пользования», «применимость»). Термин, введенный Якобом Нильсеном. Проблемы юзабилити архи-

4

5

вных веб-сайтов обсуждались в: Боброва Е.В. Архивные сайты Рунета: технологии [Электронный ресурс] // Архивы России. [М., 2001-2010]. URL: http:// www.rusarchives.ru/evants/conferences/archival_sites_txt/bobrova.shtml (дата обращения: 15.11.2010); Данилов Д.В. Как улучшить юзабилити архивного сайта // Отечественные архивы. 2008. № 4.

SEO (от англ. search engine optimization) - поисковая оптимизация - оптимизация контента веб-сайта под поисковые системы. Основные принципы подробно рассмотрены в докладе (Боброва Е.В. Указ. соч.).

В течение месяца до даты проведения исследования (в 20-х числах мая 2008 г.) Главная, или карта сайта.

ТИЦ не имеет верхнего предела. Для портала «Архивы России» (www. rusarchives.ru) он, например, составляет 4300.

Измеряется от 0 до 6. Для портала «Архивы России» он, например, составляет 6. Подробнее про значения показателей тИЦ и PR см. в докладе (Боброва Е.В. Указ. соч.).

Доступен для просмотра на портале: Архивы России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarchives.ru/evants/conferences/archival_sites_2008/ monitoring.shtml (дата обращения: 15.11.2010).

Википедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Монито-ринг (дата обращения: 15.11.2010).

6

10

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.