И.Н. Киселев АРХИВНЫЙ САЙТ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
В статье рассматривается взаимодействие российских архивных сайтов и пользователей: существующие средства для поиска архивных документов через Интернет (электронные архивные справочники) для различных целей, варианты действий пользователей, консультации через гостевые книги. Сформулированы основные факторы, препятствующие оптимальному архивному интернет-обслуживанию пользователей - административный фактор, не учитывающий архивную специфику, недостаточное использование архивных сайтов для создания позитивного имиджа архивного дела в российском обществе.
Ключевые слова: архивные справочники, архивный сайт, архивные пользователи, имидж архивов, архивные документы.
Тема взаимоотношений архивного сайта и его пользователей неисчерпаема. Во-первых, потому, что потенциально потребности пользователя в архивной информации более глубоки и многогранны, чем информационный ресурс всех архивных документов, во-вторых, вследствие интенсивного появления новых веб-сервисов и немедленного желания потребителей ими воспользоваться в поиске архивной информации. Оба эти обстоятельства побуждают внимательно взглянуть на взаимодействие пользователей и архивов в среде Интернета.
Отечественное архивное «сайтостроение» в целом еще не вышло из своей младенческой поры, и в это время особенно важно уточнять факторы его движения к пользователю, фиксировать проблемы и определять перспективы развития.
© Киселев И.Н., 2011
Прежде всего необходимо оценить возможности Интернета в общении архивов с пользователями, определить, что может предоставить архив пользователю через Сеть.
В конечном счете пользователю нужно от архива следующее: 1) ознакомиться с архивным документом в научных, образовательных, публикационных и т. п. целях - в этом случае результатом общения с архивом становится копия всего документа или его фрагмента; 2) получить архивную справку для практических нужд - начисление пенсии, получение льгот, подтверждение имущественных прав и т. п.; 3) саморазвитие - обогатиться какими-либо заранее не определенными сведениями в области истории (сюда же относится и обыкновенная любознательность).
Традиционно - до наступления эры Интернета - каждая из этих потребностей могла быть удовлетворена только при физическом посещении архива или выставочного зала, где экспонируются архивные документы. Интернет - теоретически, в идеале - может полностью исключить необходимость посещения пользователем архива. Практически же, т. е. в настоящее время и в обозримой перспективе, Интернет может оказать весьма существенную помощь пользователю.
Пунктирно обозначим последовательность действий пользователя по перечисленным трем потребностям.
Итак, первая - ознакомление с архивным документом и получение его полной или частичной копии. Главную трудность в этом деле составляет поиск архивного документа. Прежде всего нужно определить, в каком архиве может храниться требуемый документ. Пользователь должен обратиться за помощью к научно-справочному аппарату по архивным документам, т. е. к различного рода справочникам. Если общее описание состава и содержания документов конкретного архива показывает, что направление выбрано верно, то следует перейти к путеводителю по фондам этого архива, где в четко структурированной форме дана содержательная характеристика документов каждого фонда (и фондообразователя) с крайними датами документов, указаниями на фондовые включения и незадоку-ментированные периоды. При успешном итоге просмотра наступает черед архивных описей, по которым выбирается единица хранения (дело), в котором может оказаться искомый документ. И, наконец, опять же, если нужный документ найден, можно сделать из него выписку или заказать изготовление копии.
Действительность далеко не всегда совпадает с этой схемой. Редкий архив имеет путеводитель по архиву. Путеводитель по фондам архива является обязательным справочником, однако он гарантированно имеется только в самом архиве, с высокой веро-
ятностью - лишь в некоторых библиотеках федерального уровня, в библиотеках специализированных вузов и научных институтов. Собственно, на этот круг библиотек (включая зарубежные) и рассчитывается тираж издания. Таким образом, поиск документа может остановиться на этапе поиска путеводителя. Учтем при этом, что справочник по комплектующемуся архиву устаревает (становится все менее полным, т. е. достоверным) с каждым годом, минувшим со времени подготовки рукописи путеводителя.
Конечно, описанный вариант поиска относится исключительно к неофитам, ибо всегда существует возможность обратиться за помощью к коллегам, почитать литературу на сходную тему, но это совершенно необязательно окажется полезным и может лишь усложнить схему поиска. Определившись с архивом, необходимо перейти к описям в читальном зале, заказать дела (не более десятка в одном требовании) и, выждав некоторое время (не менее одного дня), приступить к просмотру документов. В случае удачи заказать копии.
Если искомый архив известен, существует альтернативный путь. Можно сделать заявку (в том числе и по почте) на выявление документов и изготовление копий. Подчеркнем: заявка должна быть направлена в конкретный архив, поскольку единой официальной «диспетчерской» по перенаправлению заявок не существует, равно как и по консультированию по вопросу, где предположительно могут храниться требуемые документы. Также в «удаленном режиме» можно оплатить услуги архива и надеяться, что запрос пользователем сформулирован адекватно, понят архивистом правильно, а последний проявит рвение и прилежание в розыске документов, не даст по ошибке отрицательный ответ, взяв деньги только за процесс выявления, и не разорит, скопировав ненужные документы.
Посмотрим, какую роль может сыграть Интернет в поиске документов и получении копий.
В Интернете выставлены в настоящее время около 240 архивных справочников - примерно половина всех актуальных (т. е. неустаревших) изданных справочников. Тем самым частично снимается вопрос о поиске архива, в котором хранятся требуемые документы, и пользователь может быть избавлен от временных и денежных затрат на посещение ненужных ему архивов. Однако остается работа в читальном зале с описями - они пока почти не присутствуют в Сети, а переведено в электронную форму (т. е. проведена подготовка к выставлению) не более 0,3% описей.
Примем во внимание, что добраться в Интернете до размещенных в нем справочников бывает непросто. Более половины из них представлены на 41 сайте. Поэтому следует сначала найти архи-
вный сайт, затем войти в раздел НСА и воспользоваться поиском по справочнику, если этот поиск существует (в противном случае применить поиск, встроенный в браузер). А после просмотра справочника повторить всю процедуру на другом сайте.
Лучше обстоит дело со справочниками, выставленными на портале «Архивы России»1. 38 справочников представлены в гипертексте, причем имеется поиск как по всему порталу, так и отдельно по каждому справочнику. Наиболее удобным справочным ресурсом в архивном Рунете является база данных «Путеводители по российским архивам», размещенная на этом же портале. В БД включено (в детально структурированном виде) содержание 60 путеводителей по фондам федеральных и региональных архивов, предусмотрен обычный и расширенный сквозной поиск по описаниям всех 103 тысяч фондов, содержащихся в ресурсе. Фактически БД является прототипом единого справочного архивного ресурса, который предстоит постепенно построить.
В недрах архивной отрасли созревает колоссальный информационный ресурс - Центральный фондовый каталог Росархива. С 1995 г. государственные (федеральные архивы и госархивы субъектов РФ) и муниципальные архивы начали систематический ввод информации об архивных документах на уровнях фонд-опись-дело в унифицированную по отрасли базу данных «Архивный фонд». По состоянию на 01.01.2008 г. в системе работают все 14 федеральных архивов с фондовой организацией документов, 211 региональных государственных архивов, 1 246 муниципальных архивов. В объединенной БД содержится 620 тыс. описаний фондов, или 70,2% всех фондов, хранящихся в указанных российских архивах.
В ближайшее время предполагается приступить к размещению этого ресурса в сети Интернет.
Непосредственно копии (образы) архивных документов в Интернете в массовом порядке почти не размещаются (исключение составляет лишь подборка «Архива Коминтерна»2 - 1,3 млн образов с доступом на платной основе), и этот сервис, несмотря на некомпетентные призывы оцифровать все содержимое архивов, даже не мыслится ни в какой реальной перспективе, поскольку оценка затрат превышает всякое воображение.
Как представляется, в скором времени станет возможным точечное изготовление и пересылка электронных копий документов в удаленном режиме - в развитых странах это давно практикуется. На этом пути существуют препятствия чисто технического и организационного характера: слабая телекоммуникационная инфраструктура архивов, отсутствие организации проведения соответствующих финансовых операций.
Второе из перечисленных направлений взаимодействия с пользователями - получение пользователями различного рода архивных справок. Это огромная и все более обостряющаяся проблема. Процедура крайне трудоемкая для архивистов и болезненная для пользователей. Процесс подготовки справок в архиве полной автоматизации не поддается даже теоретически. Однако сначала пользователь должен опять же найти тот самый архив, в котором отложились касающиеся его документы. На практике этот поиск выливается для пользователей в письменные запросы и хождения по разным архивам, для архивистов - в объемную и нередко бесплодную переписку с отказами или переадресовкой. Справочная основа по документам такого рода (по личному составу) крайне слаба, каждый архив знает только свои документы и не может достаточно определенно переадресовать пользователя. В значительной степени острота вопроса может быть смягчена созданием единой базы данных по документам по личному составу (для начала хотя бы по федеральным архивам) и размещением ее в Интернете в открытом доступе. Здесь главная проблема не в технических или организационных решениях, а в необходимости силами архивистов выявить и систематизировать информацию обо всех организациях - источниках комплектования со всеми их переименованиями, переподчинениями, реструктуризациями (разумеется, с датами этих преобразований), отслеживанием передачи документов на разных этапах в различные ведомственные архивы и т. д. Работа предстоит очень большая, она фактически уже началась.
Наиболее простым и результативным представляется третье из перечисленных выше направлений предоставления архивной информации пользователям через Интернет - для саморазвития, удовлетворения интереса к истории, а также в целях патриотического воспитания. В Сети размещаются виртуальные выставки архивных документов, их каталоги, тематические подборки оцифрованных документов.
Самым крупным интернет-ресурсом такого рода является раздел (фактически сайт) «Победа. 1941-1945» в структуре портала «Архивы России»3. Сайт содержит 1 220 фотодокументов из собраний федеральных и региональных архивов, сгруппированных в тематические разделы и подразделы, именной каталог авторов (фотокорреспондентов) с биографическими справками. Сайт выполняет и функции тематического справочника: в нем содержатся описания всех коллекций военных фотодокументов российских архивов, ссылки на аналогичные отечественные и зарубежные проекты.
Таковы в самом общем виде главные направления виртуальной работы архивов с пользователями. Конечно, развивается интернет-
взаимодействие с пользователями и в иных формах - консультации и рекомендации через гостевые книги, обсуждение, подчас весьма содержательное и плодотворное, вопросов (действительно представляющих взаимный интерес) на форумах, размещение на сайтах методических рекомендаций и пособий, нормативных правовых актов, ведение и представление каталогов архивных справочников, рассылки новостей и объявлений.
Необходимо обратить внимание на некоторые факторы, препятствующие оптимальному служению архивов пользователям.
Многие сайты органов управления архивным делом, а также государственных архивов размещены на серверах региональных администраций. Как следствие структура этих сайтов, их информационное наполнение регулируются регламентами и инструкциями, едиными для всех комитетов, служб, подразделений администрации субъекта РФ, т. е. структурно и тематически наполнение раздела сайта архивной службы и, скажем, службы ЖКХ должны быть одинаковы, а всякое отклонение зачастую решительно пресекается. И на таких сайтах уже не появляются архивные справочники, архивные форумы, каталоги выставок и другая необходимая для пользователя информация. По-видимому, выходом из положения явилось бы принятие на уровне региональных администраций решений о том, чтобы в архивных разделах учитывались Рекомендации по созданию архивного сайта в Интернет (2001), разработанные Росархивом.
Выше были перечислены три направления взаимодействия с пользователем, вызванные потребностями самого пользователя. Но и у архивов есть своя потребность - популяризация архивного дела, создание положительного имиджа архивов.
Каков сейчас имидж архивов в обществе? Скорее всего никакой, tabula rasa. Сейчас архивное дело громко звучит в СМИ в основном в случаях сенсационных находок в архивах. Мы, архивисты, рады любому упоминанию об архивном деле, но у обывателя возникает после таких публикаций впечатление, что архивисты сами толком не знают, что хранят, что учет и описание архивных документов грешат пробелами и неточностями.
В СМИ идет информационная борьба ведомств, корпораций за место на журнальной и газетной полосе, на странице сайта, и мы в этом почти не участвуем. Мы пока не осознали, что у нас в распоряжении свои СМИ, даже сеть своих СМИ в виде архивных сайтов с колоссальной потенциальной аудиторией. Дело за тем, чтобы размещать в наших СМИ то, что нам нужно, и побудить как можно большее число людей это читать. И внедрять в общество мысль о том, что именно с помощью архивов прививается «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
С точки зрения формирования позитивного имиджа архивов становятся нетерпимыми казенщина в информационном наполнении сайтов, отсутствие публикаций ответов или даже пренебрежительный тон в ответах на вопросы пользователей в гостевых книгах, пустые разделы на сайтах, появление «ошибки 404».
Особенно важным представляется улучшение ведения гостевых книг как канала непосредственного общения с пользователем, как фактора формирования впечатления об архивах. Анализ гостевых книг показывает, что часто нарушаются простые и очевидные правила их ведения: непрерывность модерирования, оперативность, конкретность и вежливость ответа, публичность ответа, защита от автоматизированного спама, удаление спама.
Популяризация архивного дела среди пользователей, в обществе в целом, или, в широком понимании термина, просветительство, разъяснение, создание позитивного имиджа - на первый взгляд занятие альтруистическое, из области благозвучных деклараций. На деле же это тектоническое движение с медленным, но сильным эффектом, в отдаленном итоге - через воздействие на общество, стимулирование общественного осознания фундаментальной роли архивов в государстве, формирование национальной идеи - принесет наиболее значительные прагматические результаты, выражающиеся, среди прочего, в материальных и финансовых категориях. Но эти плоды требуют долгих и кропотливых забот и созревают чрезвычайно медленно.
Архивы выполняют исключительно социальные функции, и поэтому есть надежда, что провозглашенный поворот к развитию социального государства создаст благоприятный климат для развития архивных сайтов.
Примечания
1 Архивные справочники [Электронный ресурс] // Архивы России. URL: http:// www.rusarchives.ru/guide/index.shtml (дата обращения: 10.07.2010).
2 Comintern Electronic Archives [Электронный ресурс]. URL: http://www.comm-tern-online.com/ (дата обращения: 10.07.2010).
3 Победа: 1941-1945 [Электронный ресурс] // Архивы России. URL: http:// victory.rusarchives.ru/ (дата обращения: 10.07.2010).