Научная статья на тему 'Сельскохозяйственные вузы как часть интернет-пространства агрознаний'

Сельскохозяйственные вузы как часть интернет-пространства агрознаний Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственные вузы как часть интернет-пространства агрознаний»

15. Социальное и половое распределение сельского населения, ВИЧ/СПИД, домашние хозяйства, бедность.

FAO On-line Catalogue - Интерактивный каталог FAO

Адрес сайта: http://www.fao.ora/waicent/portal/ virtualibrary en.asp.

Включает библиографические записи и полные тексты документов FAO.

• The FAO Corporate Document Repository -Полнотекстовый электронный репозиторий документов ФАО.

• FAO library catalogue on-line - онлайновый каталог документов и публикаций ФАО, начиная с 1945 года.

• The FAO Sales Catalogue - список публикаций ФАО и CD дисков, которые можно приобрести.

• David Lubin Memorial Library on-line - на

сайте пользователь может осуществлять поиск по каталогу баз данных ФАО, там же есть ссылки на другие электронные журналы и сайты сходного профиля.

Использование исследователями статистических баз данных ФАО для анализа процессов интеграции, особенно для стран ЕС, позволяет показать, как отразилась, начавшаяся с середины 50-х гг. прошлого века, интеграция европейских стран в аграрной сфере. Базы данных ФАО в онлайновом режиме позволяют установить степень обеспеченности стран агропродуктами, динамику ее изменения, ценовую политику, интенсивность товарооборота, соотношение экспорта и импорта сельхозпродукции. Данные позволяют выяснить, как меняются темпы изменения выбранных показателей после вступления в ЕС, есть ли выравнивание неравномерности развития и показателей по мере пребывания страны в Европейском сообществе.

Пользовательский интерфейс достаточно удобен. Он позволяет одновременно выбирать страну, продукт, показатель, временной период или даже их множество. Предусмотрена автоматическая перегрузка выбранной статистики в формат EXCEL. Временные ряды большинства показателей на сегодняшний момент представлены за период 19612007 гг., хотя в архивах можно найти и более ранние периоды. Все единицы измерения имеют пояснения.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВУЗЫ КАК ЧАСТЬ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА АГРОЗНАНИИ

В.И. Меденников, д.т.н., рук. отд., В.Т. Сергованцев, д.т.н., В.В. Мосягина, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

В Интернет-портале Россельхозакадемии (http://agroacadem.ru/) в меню «Отраслевые ресурсы» имеется ссылка «Вузы сельскохозяйственного профиля» (http://agroacadem.ru/links/universitv/). Страница содержит адреса 54-х сайтов сельскохозяйственных

вузов (сельхозвузов), участвующих в научных работах по сельскому хозяйству. Они имеют домен географических регионов - .ги (России). Домен учебных заведений - .еби сельхозвузы не используют.

Таблица 1. Уровень заполнения таблиц индикаторов сельхозвузами

Количество вузов, в том числе Заполнившие таблицы индикаторов

Научные разработки Публикации сотрудников Ведущие ученые Диссертационные советы Аспирантура

53 (100%) 35 (66,0%) 30 (56,6%) 48 (90,6%) 37 (69,8%) 30 (56,6%)

О характере научно-исследовательской деятельности сельскохозяйственных вузов можно представить по следующим индикаторам аграрной науки: научные разработки; публикации сотрудников; ведущие ученые; кадровые сведения (аспирантура, диссертационные советы).

Индикаторы были составлены по сведениям, выбранным с разных страниц сайтов. Не по всем ВУЗам представилось возможным получить указанные индикаторы (табл. 1). Более того, они могут быть не полными и не корректно оцененными. Естественно, что анализ по таким данным может быть принят как оценочный, отражающий сравнительную характеристику.

Из данных табл. 1 следует, что наибольшее число вузов представили сведения по ведущим ученым 90,6% и по диссертационным советам 69,8%. Отсутствие заполненных таблиц по указанным индикаторам остальных вузов следует объяснить не отсутствием ученых и советов, а не представлением этих сведений на их сайтах. Не представили сведения и по публикациям более половины вузов и треть вузов по научным разработкам. Что касается компьютерных баз данных, прикладных пакетов программ и сведений по дистанционному обучению, то, здесь материалов практически на сайтах не представлено.

Научные разработки указали 35 вуза (66,0% от их общего количества). На сайтах этих вузов удалось найти 703 конкретные разработки. Кроме того, ВУЗы

указали общее количество разработок. По всем 35 вузам общее количество составляет 1729 разработок. Таким образом, вузы представили на своих сайтах только 40,7% из полученных ими разработок.

Анализ распределения разработок по разделам ГРНТК (табл. 2) показывает, что наибольшая продуктивность сельхозвузов имеет место в области сельскохозяйственной техники - 286 разработок (40,7%) и в растениеводстве - 128 разработок (18,2%). В пределах 5-10% разработок имеются в области ветеринарии, животноводства и земледелия.

Наибольшее количество разработок - инженерных (40,7%). Понятно, что эти разработки дали инженерные вузы и факультеты. Успех деятельности инженерных вузов, видимо, можно объяснить не только их большими навыками в области компьютеризации, в частности, по организации и заполнению сайтов, но и их научной и конструкторской активностью.

Вузы с факультетами и кафедрами по растениеводству указали 128 разработок (18,2%).

Среди 35 сельхозвузов, указавших свои разработки, имеются 4 агроинженерных вуза, 13 аграрных университета, 16 сельскохозяйственных академий. Таким образом, средняя представленность разработок для сельхозвузов невелика и составляет около 20 разработок на один вуз.

4 агроинженерных университета указали 112 разработок (77 у МГАУ, 27 у Челябинский ГАУ, 7 у Азово-Черноморской ГАА), так что в среднем их пред-

ставленность на сайтах ВУЗов составляет 28 разработок на один вуз. Самое большое количество разработок указал МГАУ им. В.П. Горячкина - 77 разработок.

Таблица 2. Распределение вузовских разработок ______________по разделам ГРНТИ_______________

Наименование раздела ГРНТИ Количество разработок %

Агрохимия 25 3,6

Ветеринария 64 9,1

Животноводство 61 8,7

Заготовки сельскохозяйственной продукции 22 3,1

Защита сельскохозяйственных растений 9 1,3

Земледелие 36 5,1

Лесное хозяйство 2 <1,0

Механизация и электрификация сель- 28 40,7

ского хозяйства 6

Общие вопросы сельского хозяйства 3 <1,0

Организация и управление 33 4,7

Охрана окружающей среды 13 1,8

Почвоведение 12 1,7

Растениеводство 128 18,2

Рыбное хозяйство 1 <1,0

Сельскохозяйственная мелиорация 2 <1,0

Строительство. Архитектура 1 <1,0

Экономика и организация сельского хозяйства 5 <1,0

ИТОГО по всем разделам 703 100,0

Наибольшее количество разработок по всем сельхозвузам указали: МГАУ 77, Белгородская ГСХА 47; Пензенская ГСХА 45; Омский ГАУ 36; Тюменская ГСХА 30; Челябинский ГАУ 27; Оренбургский ГАУ 25.

По видам (или уровню) разработок сельхоз-вузы предпочитают выдавать «конечную» продукцию в виде образцов изделий 171 (24,3%) и технологий 145 (20,6%) (табл. 3). Если к этому добавить сорта (9,4%), препараты (4,7%), техпроцессы (0,9%), то «конечная» продукция составит 60% разработок.

«Бумажная» продукция (методики, нормативы, нормы, программы, рекомендации) составляет 20,8% разработок. Научная и изобретательская продукция (модели, научные доклады, научные прогнозы, концепции, патенты) составляет 12,4% разработок.

Таким образом, производительность сельхоз-вузов в сфере разработок можно оценить величиной 1729/35 = 49,4 разработки на вуз, из которых «конечная» продукция составляет 60% разработок, т.е. 29,6 разработки на вуз.

Публикации сотрудников представили 30 сельхозвузов. На сайтах этих вузов найдено более 13 тыс. конкретных публикаций (табл. 4).

Анализ распределения публикаций по разделам ГРНТИ показал, что почти 80% публикаций даны по общим вопросам сельского хозяйства. Из оставшейся части публикаций наибольшее количество имеет раздел экономики и организации сельского хозяйства - 11,3%. За ним следует раздел животноводства - 5,8% и раздел инженерных работ - 1,9%

Объем публикаций по остальным разделам составляет от 1% и ниже.

Публикации по общим вопросам сельского хозяйства могут касаться любой отрасли сельскохозяйственного производства. В других разделах ГРНТИ лидируют публикации по:

• экономическому направлению: «Экономика

и организация сельского хозяйства» - 1475

публикаций (11,3%),

• животноводческому направлению: «Животноводство» - 757 публикаций (5,8%).

Три из основных отраслей сельскохозяйственного производства (растениеводство, земледелие и мелиорация) имеют количество публикаций -72, что составляет 0,6%.

Таблица 3. Распределение вузовских разработок _________________по их видам__________________

Наименование вида разработки Количество разработок в %

Концепция 3 <1

Методика 57 8,1

Модель 5 <1

Научный доклад 1 <1

Научный прогноз 3 <1

Нормативы 2 <1

Нормы 3 <1

Образец 171 24,3

Патент 75 10,7

Препарат 33 4,7

Программа 13 1,8

Проект 2 <1

Прочее 44 6,3

Рекомендации 71 10,1

Сорт 66 9,4

Техническое задание 2 <1

Технология 145 20,6

Технологический процесс 6 <1

Технологические условия 1 <1

Общий итог 703 100, 0

Таблица 4. Распределение публикаций _________по разделам ГРНТИ__________

Тематика публикаций Количество публикаций в %

Агрохимия 1 <1

Ветеринария 3 <1

Животноводство 757 5,8

Заготовки сельскохозяйственной продукции 53 <1

Земледелие 9 <1

Механизация и электрификация сельского хозяйства 242 1,9

Общие вопросы сельского 10328 79,2

Организация и управление 42 <1

Охрана окружающей среды. Экология человека 51 <1

Пищевая промышленность 1 <1

Растениеводство 62 <1

Сельскохозяйственная биоло- 3 <1

Сельскохозяйственная мелио- 1 <1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство, архитектура 10 <1

Экономика и организация сельского хозяйства 1475 11,3

Общий итог 13038 100,0

При сравнении публикаций (без общих вопросов сельского хозяйства) и разработок обнаруживаются следующее соотношения. Экономическое направление: 1-е место по публикациям и 12-е место по разработкам. Животноводческое направление: 2-е место по публикациям и 3-е место по разработкам. Инженерное направление: 3-е место по публикациям и 1-е место по разработкам. Растениеводческое направление: 4-е место по публикациям и 2-е место по разработкам.

Таким образом, ведущими направлениями в области разработок и по публикациям являются: 1) инженерное, 2) животноводство, 3) растениевод-

ство. Экономическое направление, занимая первое место по публикациям, имеет далеко не ведущее место по разработкам.

Наибольшее количество публикаций - более 10 тыс. (81,5%) дано в виде статей (табл. 5). Методики составляют - 6,1%, книги - 5,5%. По всем другим видам публикаций - 0,2% и ниже.

Таблица 5. Распределение публикаций вузов

по видам

Наименование вида Количество публикаций

Всего %

Брошюра 25

Книга 719 5,5

Методики 799 6,1

Нормативы 4

Прочее 823 6,3

Словарь 10

Справочник 26 0,2

Статья 10626 81,5

Тезисы 6

Общий итог 13038 100,0

Соотношение количества книг к количеству статей составляет 1:15. Среднее количество публикаций на один вуз составляет - 501, в том числе по книгам - около 28 книг на один вуз.

Пользователей публикаций не представилось возможным определить полностью. По 71,5% публикаций пользователи не определены (табл. 6). Из числа определенных - 16,2% публикаций в основном предназначены для обучающих (-ся). Второе место занимают товаропроизводители.

Таблица 6. Пользователи публикаций

Тематика публикаций Количество публикаций В % от общего количества

Другое 9327 71,5

Научные работники 506 3,9

Обучающие (-ся) 2119 16,2

Товаропроизводители 999 7,7

Управленцы 87 <1

Общий итог 13038 100

Заметим, что кроме 30 сельхозвузы, представивших названия конкретных публикаций, еще 12 вузов привели на сайтах общее число своих публикаций. Общее количество публикаций по этим 12 вузам составило величину 34 820 работ. Или 2900 публикаций на один вуз. А если учитывать публикации 26 вузов, то получим 1260 публикаций на вуз.

Ведущие ученые указаны на сайтах 48 сель-хозвузов. Общее количество таких ученых составило 1083 человека (табл. 7), т.е. около 20 ученых на вуз.

Таблица 7. Ведущие ученые сельхозвузов

Ученая степень, Общее В % от общего

звание количество количества

Академик 54 5,0

Доктор 534 49,3

Кандидат 75 6,9

Член.- корр. 16 1,5

Не указано 404 37,3

Общий итог 1083 100,0

Большинство из указанных ученых в вузах являются руководителями научных школ, лабораторий, центров, НИИ. Более того, 11 вузов указали 128 таких научных подразделений. Так, Саратовский ГАУ указал 23 научные школы, Казанский ГАУ - 22 научные школы, Курская ГСХА - 18 научных школ.

Среди указанных ведущих ученых 70 человек (6,5%) являются академиками и членами-корреспон-дентами различных академий (в основном РАСХН). С другой стороны, среди ведущих ученых находятся 75 кандидатов наук (6,9%).

На своих сайтах 41 сельхозвуз указал общее количество докторов наук и профессоров, работающих в этих вузах. Суммарно общее их число по этим вузам составляет 2791 человек. В среднем на один вуз - 68 человек. Если принять эту величину как обобщенную по вузам сельхозпрофиля, и принять также как обобщенную - 22 ведущих ученых на вуз, то имеем - только 32% ведущих ученых из числа докторов и профессоров вуза в среднем по вузам сельхозпрофиля представлено на сайтах.

Диссертационные советы имеют практически все вузы сельхозпрофиля. Систему подготовки ученых характеризует как количество самих советов в вузах сельхозпрофиля, так и количество специальностей, по которым разрешена защита в этих советах. Этот показатель («Всего», табл. 8) вычислен согласно формуле: т п

д=11 ^

‘ ]

где Д - суммарное количество диссертационных советов по конкретным специальностям, Су - количество специальностей в /-м совете /-го вуза, п -количество диссертационных советов в /-м вузе, т -количество вузов, имеющих советы.

Процентный показатель в последней колонке таблицы определяет «широту» предоставляемых возможностей в подготовке научных кадров для аграрной науки и аграрной высшей школы.

Естественно, наибольшие возможности предоставлены агрономии - 36,2% диссертационных советов и научных специальностей в этом научном направлении. Затем идут инженерное направление (15,9%), зоотехния (14,5%) и экономические науки (11,6%). На третьем уровне по предоставляемым возможностям находятся ветеринарные (9,0%) и биологические (8,9%) науки. Возможности по другим наукам оцениваются в 1,0% и ниже.

Таблица 8. Количество диссертационных советов по конкретным специальностям

Научная специальность Всего %

Агрономия 100 36,2

Безопасность деятельности человека 2 <1

Биологические науки 23 8,3

Ветеринарные науки 25 9,0

Зоотехния 40 14,5

Информатика, вычислительная техника и управление 3 1,0

Лесное хозяйство 2 <1

Машиностроение и машиноведение 1 <1

Науки о Земле 2 <1

Процессы и машины агроинженер-ных систем 44 15,9

Технология продовольственных продуктов 1 <1

Экономические науки 32 11,6

Энергетика, металлургия и химическое машиностроение 1 <1

Общий итог 276 100,0

Аспирантура. Общий показатель «объема» и «широты» подготовки научных кадров («Всего», табл. 9) вычислен согласно формуле

т

Л = I С ,

где А - суммарное количество специальностей по всем вузам сельхозпрофиля, С - количество специальностей в /-м вузе, т - количество вузов, имеющих диссертационные советы.

Таблица 9. Количество специальностей по аспи-____________рантуре сельхозвузов_____________

Научная Всего по спе- В % от общего

специальность циальности количества

Биологические науки 102 18,2

Ветеринарные науки 61 10,9

Медицинские науки 2 <2,0

Науки о Земле 10 <2,0

Технические науки 108 19,3

Химические науки 7 <2,0

Экономические науки 60 10,7

Физико-математические науки 7 <2,0

Г еолого-минералогичес- 1 <2,0

кие науки

Сельскохозяйственные

науки

- зоотехния 64 11,4

- агрономия 131 23,4

- лесное хозяйство 6 <2,0

ИТОГО по всем специальностям 559 100,0

Данные табл. 9 показывают, что в вузах сельхозпрофиля наиболее широко ведется подготовка ученых по агрономии - 23,4%. Вторую группу по объему подготовки ученых составляют инженерные (19,3%) и биологические (18,2%) науки. Третью группу составляют зоотехния (11,4%), ветеринария (10,9%) и экономика (10,7%). По другим наукам подготовка через аспирантуру ведется в незначительном объеме - менее двух процентов по каждому направлению от общего количества специальностей.

Анализ самих сайтов показывает, что сайты сельскохозяйственных вузов имеют значительный разброс не столько по своей структуре, сколько по содержанию. Так, например, одни вузы указывают количество студентов и преподавателей, в том числе докторов, профессоров, кандидатов, доцентов, другие умалчивают об этом. На одних сайтах приводится оргструктура вуза, на других её нет. Особенно это касается научной деятельности (научные разработки, научные публикации, ведущие ученые). По большинству вузов трудно установить, что они конкретно в научном плане дали сельскому хозяйству. Сведения на сайтах не структурированы, по ним весьма трудно организовывать поиск и находить количественные характеристики потенциала и результативности работы вуза.

ИНТЕГРАЦИЯ САЙТОВ РАН В ЕДИНОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО АГРОЗНАНИЙ

Л.Г. Муратова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова

На современном этапе развития глобальной сети Интернет наблюдается тенденция к интеграции информационных ресурсов по некоторому признаку -тематическому, профессиональному и др. Одним из важнейших направлений в сфере информатизации агронауки является организация эффективного информационного взаимодействия между аграрной наукой и потребителями информации с использованием современных информационных технологий.

Для оперативного представления знаний агронауки всем заинтересованным пользователям, в том числе товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции, ученым и специалистам сельскохозяйственного профиля, необходимо разработать информационно-телекоммуникационную систему

(ИТС). ИТС должна базироваться на использовании современных сетевых и информационных технологий и, прежде всего, технологий Интернета и представлять собой единое Интернет-пространство знаний, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции и включающих как собственно агрознания (на базе НИУ Россельхозакадемии, НИУ Минсельхоза РФ, сельскохозяйственных вузов, НИУ РАН, НИУ Медицинской академии, НИУ Педагогической академии, имеющих сельскохозяйственную направленность), так и информацию из смежных отраслей: о средствах производства, рынках сбыта, трудовых ресурсах, транспортной системе, перерабатывающих мощностях, обучающих центрах, социальных и культурных организациях.

Интеграция сайтов выше указанных НИУ, а также агропромышленных издательств, сельскохозяйственных библиотек и т.п. в единое интернет-пространство агрознаний необходимо для обеспечения полноты и повышения оперативности информационного обслуживания всех категорий пользователей, заинтересованных в знаниях агронауки, за счет предоставления им

объединенных информационных ресурсов и средств поиска с использованием информационных и телекоммуникационных технологий для решения научных, образовательных, деловых и других задач.

Для определения состояния сайтов научных организаций, имеющих сельскохозяйственную направленность, был проведен анализ этих сайтов с точки зрения потребителей информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На портале Российской академии сельскохозяйственных наук в разделе «Отраслевые ресурсы» представлен список отраслевых организаций в сфере аграрной науки, которые взаимодействуют с Академией на постоянной основе, т.е. выполняют совместные НИР, проводят совместные совещания, конференции, семинары и т.п., а так же указаны ссылки на сайты и адреса электронной почты данных организаций. В данной статье рассмотрим текущее состояние сайтов 43 научных учреждений Российской академии наук.

Многие сайты содержат лишь минимально необходимый набор страничек: об организации, направления деятельности, результаты, контактная информация. На сайтах двух институтов представлен лишь список лабораторий, информация не обновляется более года. Следует отметить наиболее удачные, хорошо организованные, структурированные, наполненные информацией сайты. На наш взгляд таковыми являются сайты следующих НИУ РАН: Институт цитологии и генетики СО РАН, Зоологический институт РАН, Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова, Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, Центральный экономико-математический институт РАН.

На анализируемых сайтах находится 449 публикаций относящихся к сельскому хозяйству. Информация о публикациях сельскохозяйственного направления представлена на сайтах 15 институтов РАН. Наибольшее количество публикаций (109) на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.