Научная статья на тему 'Проблемы моделирования фондов специальной библиотеки'

Проблемы моделирования фондов специальной библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
301
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article runs about the problems of modeling the supplies in specialized libraries.

Текст научной работы на тему «Проблемы моделирования фондов специальной библиотеки»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2002. №1. С. 79-81.

лтт.- ПО^л 7-П07 7

(С Омский государственный университет УДК и25-'-02'-'

ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФОНДОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Л.М. Ханжарова

Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографии

644077, Омск, пр.Мира, 55A

Получена 7 декабря 2001 г.

The article runs about the problems of modeling the supplies in specialized libraries.

Присутствие России в мировом информационном сообществе, необходимость сохранения высоких позиций в культурном пространстве требует от библиотечно-информационного дела нового уровня. Качественные изменения связывают с информатизацией и эффективностью использования ресурсов.

В понятие ресурсов наряду с наличием библиотечной системы, обеспеченностью кадрами, автоматизацией библиотечных процессов включаются библиотечные фонды - соответствие объема и состава информационным потребностям общества.

Исследования последних лет выявили несоответствие качественных и количественных характеристик фонда потребностям общества. Данное положение является результатом игнорирования исходных идей формирования фондов, в частности, принципа научности комплектования. Научность предполагает не только изучение профиля фонда, отбор документов на объективной основе, но и применение рациональных приемов и методов работы. Выход из сложившегося положения теоретики видят в интеграции знаний, создании целостной картины библиотечных процессов и явлений, в синтезе, объединении предметных знаний, в междисциплинарных науках [2].

Решение проблемы лежит в области использования общенаучного метода моделирования. Под моделированием фонда будем понимать установление с помощью модели таких параметров, свойств и характеристик, которые позволят достичь соответствия между составом фонда, задачами библиотеки и потребностями пользователей.

Теоретические аспекты вопроса в российском библиотековедении достаточно изучены [1; 2; 6], технология моделирования периодически освещалась на страницах специальных периодиче-

ских изданий [4; 5], в публикациях последних лет рассматривались отдельные проблемы прикладного характера [3; 7], но количество библиотек, активно включающих моделирование в практическую деятельность, весьма ограничено.

Ситуация формировалась не одно десятилетие и обусловлена целым рядом факторов разного уровня и значимости. Не подвергая анализу, перечислим лишь некоторые из них.

Политика комплектования. В существующих документах регламентирующего характера применение научного подхода к комплектованию не закреплено, не выделено отдельной строкой и не предписано к обязательному выполнению. Не выделены ресурсы, которые могли бы послужить основой для соблюдения этого принципа. До начала 90-х годов решения, какие документы издавать, включать в фонды, выдавать пользователям - спускались сверху. Из провозглашенных принципов партийности, профильности, координирования, системности и плановости фактически были приняты к исполнению систематичность и плановость комплектования партийной литературы. Механизм комплектования требовал от библиотекаря универсальных знаний и умений в поиске, отборе и оценке литературы, но реально проблема критериев отбора существовала только на страницах теоретических сборников.

Проблема методологии.

1. Документное фондоведение, являясь частью общего библиотековедения, сформировалось как общественная наука к середине XX века. Методология была заимствована от философии и других наук. Общенаучный метод моделирования практически не был использован в реальном цикле формирования фондов.

2. Содержание научного отбора документов включает в себя:

80

Л.М. Ханжарова

- распознавание модели документа;

- сопоставление образа с признаками модели фонда;

- сопоставление с критериями его формирования т.д.;

Другими словами, отбор просто не возможен без наличия модели как документа, так и фонда.

3. В фондоведческих теориях нет единого подхода к моделированию - это и метод, и способ формирования фонда.

4. Противоречия библиотечного моделирования. С одной стороны, заявляемая цель по поиску решения для улучшения параметров, причем модель должна представлять упрощенное описание объектов, фактов и зависимостей, а расчеты не должны быть громоздкими и трудоемкими. С другой стороны, предоставляемая практикам, сложная для восприятия иерархическая структура, включающая классификации моделей (и основания, по которым осуществляется классификация); функции моделей; формы соответствия между объектом и моделью; общие требования к модели; этапы моделирования [3].

5. Фиксируя особую роль моделирования в процессе автоматизации комплектования, собственно модели или их программное обеспечение в действующие программы специалисты не закладывают.

Проблемы образования.

Специализации, предлагаемые сегодня в области высшего и среднего специального образования, в большей степени сориентированы на конъюнктурные потребности и не связаны с решением проблем коренной перестройки основ формирования фондов. Из содержания учебных и методических программ практически исключили вопросы, связанные с моделированием.

Кадры. Личность библиотекаря при комплектовании больше, чем в других видах библиотечной деятельности, определяет успех всего дела. Сложившаяся на сегодня ситуация свидетельствует о том, что полученное однажды образование не может надолго сохранять свою ценность. Не спасет и опыт владения традиционными умениями и навыками. Субъект, фактически занимающийся комплектованием в конкретной библиотеке, в большинстве случаев не отвечает профессиональным требованиям, так как они просто не известны.

На практике высокий уровень грамотности, устойчивый познавательный интерес, эрудиция, критичность мышления, объективность, информационная культура, способность к прогнозированию, коммуникабельность и т. п. заменяются одной характеристикой - умением «доставать» деньги, а о продуктивности их использования в библиотеке уже не задумываются.

Позитивное влияние на решение указанных проблем может оказать намечающийся пересмотр позиций комплектования научных библиотек вузов (НБВ) . Одним из регламентирующих документов Министерства образования Российской Федерации библиотекам предписывается к определенному сроку представить модели документных фондов.

При позитивном опыте к процессу могут реально подключиться библиотеки всех систем и видов.

С одной стороны, НБ вузов в наибольшей степени соответствуют требованиям, предъявляемым к современной библиотеке. С другой стороны, специалисты выявляют целый ряд проблемных ситуаций.

Например:

- экономические, когда требования к уровню обслуживания читателей и сложность решаемых библиотекой задач возрастает, а объем финансирования основной деятельности НБ снижается;

- информационные, когда традиционные технологии уже не удовлетворяют современным требованиям;

- эргонометрические, когда значительно возросшие (по сравнению с 80-ми годами) физические и психологические нагрузки сотрудников НБ вступают в противоречие с условиями труда;

- технологические, когда самые трудоемкие процессы и операции по-прежнему выполняются вручную, несмотря на значительные затраты на приобретение новой техники;

- кадровые, когда задачи развития НБ не находят эффективного решения по причинам отсутствия у сотрудников соответствующей квалификации, мотивации труда, вызванных или низкой заработной платой, или солидным возрастом;

- содержательные, когда сверхнормативные платные услуги и другие компенсационные меры, осуществляемые библиотекарем за дополнительную плату в основное рабочее время, вытесняют основную бесплатную библиотечно-библиографи-ческую деятельность.

Сюда же можно отнести авторитет руководителя библиотеки и его место в системе руководства вуза, а также зависимость финансирования комплектования, выбор приоритетных направлений от пристрастий руководителей вуза, обусловленных собственной научной и учебной деятельностью.

Решение вышеизложенных проблем не может быть простым и однозначным. Тем не менее использование моделирования на ином уровне способно изменить сложившуюся ситуацию.

В качестве рабочей гипотезы предлагается внедрение в практику комплектования нового

Проблемы моделирования фондов.

81

основания, которое можно назвать матрицей (М) (в буквальном значении термина).

М состоит из двух взаимозависимых элементов ( частей, систем, номинаций): Критерий и Режим.

Подсистема Критерий включает в себя иерархически структурированные критерии отбора. Ранжирование (или его отсутствие) зависит от задач, принципов и условий комплектования данного фонда.

Подсистема Режим действует в двух плоскостях: Доступ и Владение, имеющих собственную типо-видовую структуру состава фонда.

Доступ предоставляет полный список типов и видов документов, составленный на основе действующего государственного стандарта. Список раскрывает возможности библиотеки в сети Интернет.

Владение закрепляет структуру поступлений, предназначенных для закупа.

В материальной форме М может выражаться в виде программы, плана, схемы, наглядно раскрывающих ценностные ориентиры и типо-видовой состав фонда.

М может выступать в качестве модели нового уровня, пригодной для привлечения компьютерных технологий. В таком случае встанет вопрос о номенклатуре критериев, необходимости поиска единых количественных показателей, характеризующих отдельно взятый критерий, обоснование минимального и максимального набора данных для включения документа в фонд.

Если же библиотека заинтересована в многоаспектном раскрытии фонда, то М может быть дополнена различными модулями и модификациями. В качестве модуля применимы известные ранее виды моделей (вербальная, математическая).

Модификация предоставляет положение по комплектованию, перечень источников финансирования, систему документоснабжения и др. Например, в модификации НБВ можно раскрыть перечень тем научных исследований, учебных программ и т.п.

Матрица соответствует всем характеристикам библиотечной модели, имеет простое строение и исключает малоэффективные трудозатраты. Наличие М позволит реально переключить процесс комплектования из регистра «Человек -человек» в уровень «Человек-машина -человек».

Использование всей системы трех М ( матрица-модуль-модификация) задействует традиционные, но мало используемые технологии моделирования. В таком случае в качестве потребителя всего процесса формирования фондов выступит профессионализм в широком толковании термина, что, в свою очередь, укрепит статус библио-

теки в обществе.

[1] Гусева Л.Н. Библиотековедение. Нормативный подход (понимающая парадигма мышления) /А.Н. Гусева, Е.В. Смолина. СПб., 1997. 207 с.

[2] Карташов Н. С. Сравнительное библиотековедение: Учебник. М., 2000. 336 с.

[3] Малевич Е.Н. Библиографическая модель книжного ядра массовой библиотеки /Е.Н. Малевич // Сов. библиотековедение. 1985.

[4] Маркина А.В. Моделирование фонда как способ управления комплектованием / А.В. Маркина // Библиотека. 1997. № 1. С. 20-21.

[5] Моделирование библиотечных фондов: Сб. науч. тр. / ГБЛ. 1983. С. 3-65.

[6] Криворотенко С.Н. Моделирование как основа формирования краеведческого фонда библиотек // Библиотечное дело 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: В 2 ч. М. 2000. Ч. 1. С. 159-160.

[7] Пичушкина Т. М. Формирование оптимальной модели учебного фонда библиотеки вуза в современных условиях // Библиотечное дело 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. В 2 ч. Ч. 1. М. 2000. С. 172-173.

[8] Политова Е.А. Построение структурной модели фонда библиотеки НИИ / Е.А. Политова // НТБ СССР. 1998. № 4. С. 9-12.

[9] Стахевич А.М. Проблемы взаимодействия библиотечной теории и практики (на примере работы вузовских библиотек) / А.М. Стахевич // НТБ. 2001. № 3. С. 89-93.

[10] Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд: Учебник. М., 1991. С. 68-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.