Научная статья на тему 'Непридуманная история об умном учебнике и бедном комплектаторе'

Непридуманная история об умном учебнике и бедном комплектаторе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ханжарова Лариса Мигдатовна

Подготовка молодых специалистов невозможна без перехода научных библиотек вузов на комплектование учебной литературы иного качества. Статья посвящена критериям отбора документов, на основании которых следует включать тот или иной учебник в фонд и качественным характеристикам вузовского учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непридуманная история об умном учебнике и бедном комплектаторе»

УДК 025.7:027 7 Л. М. ХАНЖАРОВА

Омский государственный университет

НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ ОБ УМНОМ УЧЕБНИКЕ И БЕДНОМ КОМПЛЕКТАТОРЕ

Подготовка молодых специалистов невозможна без перехода научных библиотек вузов на комплектование учебной литературы иного качества. Статья посвящена критериям отбора документов, на основании которых следует включать тот или иной учебник в фонд и качественным характеристикам вузовского учебника.

I

«Испокон века книга растит человека»

Пословица

Структурно-содержательная реформа высшего образования внесла коррективы в стратегию развития всего его информационного блока (введены новые государственные образовательные стандарты, пересмотрены учебные планы и программы).

Подго товка молодых специалистов нового уровня невозможна без перехода научных библиотек вузов на комплектование учебной литературы иного качества. Для этого специалист-комплектатор должен иметь четкое представление о критериях, на основании которых следует включать тот или иной учебник в фонд.

Прак тика комплектования учебной литературой в научных библиотеках вузов позволяет выявить две укоренившиеся тенденции.

Не секрет, что многие библиотеки идут формальным путем, опираясь на ведомственные документы и установки, по которым главным критерием включения учебной литературы в фонд является наличие грифа Министерства образования и в лучшем случае рекомендация текущего преподавателя. Текущего потому, что у библиотеки нет гарантии, что на следующий год не произойдет смены преподавателя, а вновь пришедший будет рекомендовать уже закупленный большой экземплярностью учебник.

Так же отслеживается ситуация, при которой педагоги даже не знают репертуара учебной литературы, которым научная библиотека вуза может обеспечить учебный процесс на текущий момент, т.е. ослабли партнерские отношения «кафедра — библиотека».Все вышеперечисленное накладывает дополнительную ответственность за результат использования полученных знаний на комплектатора, что (признает это профессиональный кодекс или нет) в культурной и духовной традиции русских библиотекарей.

II

«Наука не пиво, в рот не вольешь»

Русская народная пословица

Анализ публикаций в профессиональной печати свидетельствует, что эта проблема больше обсуждается теоретиками, чем практиками-комплектаторами. Прежде всего, нет единого мнения о качественных характеристиках самого вузовского учебника. И чтобы отобрать учебник в фонд, библиотекарь-комплектатор обязан знать об учебнике сле-

дующие сведения: учебник должен содержать базовые сведения по предмету и апробированные данные. Раскрывать методические аспекты получения знаний в той или иной области, дать характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины. При этом материал должен быть организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложенного. Изложение должно быть последовательным, системным, логически обоснованным. Содержание учебника должно отражать определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу и т.д. (2,5,9) Также комплектатор должен уметь различать общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

То есть вузовский учебник по характеру информации сближен с научной монографией, так как логика учебного предмета соответствует, как правило, логике науки, а методы изложения и система терминов - традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии: в него включается не оригинальный, а уже апробированный материал. (2,5,9)

Не секрет, что очень часто встречаются учебники, написанные невыразительным и неточным языком. Между тем позитивный фон книги способствует лучшему усвоению учебного материала.

В свою очередь, библиотекари знают, что для того, чтобы учебник был прочитан и усвоен, он должен быть изложен хорошим языком, без грубых стилистических и орфографических ошибок. Этим объясняется популярность переводных учебников по вновь введенным дисциплинам, проблема издания которых является на сегодня особенно актуальной.

Ш

«Не говори, чему учился, а говори, что узнал»

Пословица

Специалисты выделяют ряд факторов обуславливающих многие проблемы самого процесса отбора новых документов:

> последствия информационного взрыва, связанные с издательской политикой, изменением книжного рынка и т.п.,

> финансовые проблемы - ростом цен на издания, стихийным финансированием;

> проблемы, связанные с участием в межбиблиотечной кооперации;

> незатихающая дискуссия о предпочтении качества или спроса при отборе документа;

> проблемы, возникшие в связи с появлением возможностей широкого использования электронных сетей;

> медленное признание библиотечной общественностью ценностей опыта коммерческого сектора общества

и многое другое.

Специфика библиотеки как социокультурного института заключается в том, что, в отличие от других хранилищ информации, она выполняет в обществе ценностно-ориентировочную функцию. (3) Поэтому оценка документов, подлежащих включению в библиотечные фонды, занимает особо важное место в её деятельности.

Можно разделить мнение тех библиотековедов, которые считают, что "основные проблемы библиотеки лежат сейчас не только и не столько в сфере технологии, сколько в сфере ценностных аспектов" и отмечают, что этим аспектам не уделялось до сих пор в библиотековедении внимания, которого они заслуживают. Вслед за М.И. Акилиной можно добавить, что подобное положение может повлиять на состоятельность библиотеки перед обществом в будущем и, как видно из практики комплектования фондов, уже сейчас порождает в этой области серьезные трудности. Нельзя не согласиться с автором данной точки зрения и в том, что гораздо большая, чем прежде, ответственность нынешней библиотеки перед обществом заставляет искать новые подходы к осмыслению ее актуальных задач и что решение этих задач невозможно без проработки комплектаторами-практиками к существующим теоретическим наработкам в области теории отбора. (1)

Библиотечный отбор по содержанию является, целенаправленным сужением множества документов до необходимого их количества, осуществляемым на основе критерия предпочтительности и определяемого этой целью. Ю Н. Столяров называет его критерием качества отбора и характеризует как "признак, на основании которого можно судить, заслуживает ли документ приобретения, а также (при вторичном отборе) оставления в фонде"(10 ,С.78)

Для учебной литературы таким признаком сегодня должна стать ценность. В общем виде ценность характеризуется как "общественное свойство предметов и явлений объективного мира, которое возникает в результате социальной и целенаправленной деятельности человеческого общества, служащее для удовлетворения человеческих социальных потребностей" (6, С.9)

Как уже отмечалось ранее, отбор документов в фонд— процесс целенаправленный и предполагает "определение в ходе комплектования целесообразности приобретения или хранения уже имеющихся документов". (10) Очевидно, что ценностное интерпретирование документопотока учебной литературы при отборе происходит в соответствии с заранее намеченной целью и стремится к некому идеалу.

Главной целью формирования фондов для российских библиотекарей — теоретиков и практиков — на протяжении многих лет является воплощение в жизнь закона соответствия фондов информационным потребностям общества. " Идеал каждой биб-

лиотеки—не только богатый выбор книг, но и известный подбор книг", — писал в свое время Н. Ру-бакин.(8)

Если исходить из того, что библиотека является "областью духовного производства", то следует осознать меру ответственности, которую накладывает на специалистов по комплектованию фондов эта способность ценностей к обратному воздействию на общество. (3)

Комплектатор, осуществляющий отбор документов в соответствии с ценностными установками, даже обозначенными государственными или ведомственными документами, создает новую реальность (фонд), пропуская любые нормативные установки через собственное сознание. "Своеобразие творческих почерков в комплектовании, — отмечает В.В. Шилов, — закономерно придает фондам индивидуальные черты их составителей". (11)

IV

«Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду»

Русская народная пословица

В нынешней ситуации, когда специалист по отбору поставлен перед необходимостью, постоянно осваивать новые требования к учебной литературе, оперативно вырабатывать критерии оценки, его миссия как создателя ценностного потенциала фонда многократно возрастает. От того, какими критериями отбора будет руководствоваться та или иная библиотека в комплектовании своих учебных фондов, зависит и качество "производимых" ею духовных ценностей, тем более сегодня, когда эстетические, социальные, экономические, образовательные и прочие ценности могут смениться на протяжении короткого времени.

Именно в сфере ценностного сознания лежит различие подходов к документу комплектатора, и книговеда, книгоиздателя и книготорговца, а также потребителя информации, заключенной в этом документе. (4)

Однако практика отбора допускает отступление от подходов к оценке изданий.

В зависимости от степени соответствия документа "идеальному" образу ценность его определяется как

а) абсолютная (полное соответствие идеальному образу документа);

б) относительная (частичное соответствие идеальному образу документа по ряду значимых признаков);

в) низкая или нулевая (преобладающее или полное несоответствие идеальному образу документа по всем значимым признакам).

В целом критерии определения ценности документа сводятся библиотековедами к трем основным группам:

— типологические,

— хронологические,

— отраслевые.

Критерии отбора, сформированные на основе "идеальной" модели фонда, являются главным технологическим инструментом комплектования. Однако для того, чтобы из абстрактной области перейти в конкретную область технологии комплектования, они должны быть осознаны, сформулированы и классифицированы в нормативно-технологических документах библиотеки.

Наличие научно обоснованной, хорошо структурированной и разумно достаточной системы

нормативно-технологических документов в комплектовании чрезвычайно важно, т.к. ограничивает возможность необоснованного преобладания в процессе оценки и отбора субъективного начала — влияния личности комплектатора. Значение регламентирующих документов особенно возрастает в периоды, когда ценностная парадигма общества как сейчас претерпевает изменения и привычная система формальных признаков разрушается. (4)

Но все документы можно свести к одному — модели фонда, которая может включать все уровни ценностей отбора, принимая за высший уровень политику или стратегию построения фонда.

Однако специалисты, отдавая должное важности и необходимости наличия документа, отражающего политику формирования фонда конкретной библиотеки, тем не менее констатируют, что такие документы имеются далеко не везде, а если и имеются, то не успевают за динамикой социальных перемен.

По мнению библиотековедов, во многом это происходит по нескольким причинам. Например, хорошая официальная политика должна базироваться на большом количестве данных и требует "слишком много размышлений, а так как она нуждается в постоянных уточнениях, чтобы отразить происходящие изменения в обществе, потребностях, спросе и т.д., то эти размышления и сбор данных никогда не кончаются". (3)

Все вышесказанное в очередной раз ставит вопрос о формировании монокритерия для оценки учебника, включающего целую систему показателей. Уже сегодня на страницах профессиональных журналов предложен к обсуждению целый набор критериев для учебной литературы и звучит призыв общими усилиями выработать шкалу баллов при оценке учебника. Как гласит русская народная пословица: «Книга — книгой, а мозгами двигай».

Библиографический список

1. Акилина М. И. Философия современной библиотеки // Библиотековедене. - 1996. - №4/5. - С.91-102.

2. Антонова С.Г. Новое поколение учебной литературы: теоретические и методологические предпосылки /С.Г.Антонова, Л.Г.Тюрина//Университетская книга. - №8. - С. 15-19; Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования - основа содержания учебных изданий. -№9. — С. 19-29; Система учебных изданий для высшего профессионального образования. - №10. - С. 12-16; Структура, содержание и дидактические основы учебных изданий. - №11. - С.30 -42.

3. Ванеев АН. О консерватизме и традициях в библиотечном деле // Библиотековедение . - 1997. - №5/6,- С.28-35.

4. Вихрева Г.М. Ценностные критерии отбора документов в фонд универсальной научной библиотеки : дис... канд. пед. наук •• 05.25.03. - М. : РГБ , 2003 //diss.rsl.ru/diss/03/0143/ 030.143031 .pdf

5. Гречихин A.A. Теоретическое учебное пособие // Университетская книга. - 1998. - № 4. - С.21-25.

6. Канке В.А. Основы философии; учебник. - М., 2000. - 287 с.

7. МатлинаС. Г. Заметки наполях «философических статей» в журнале «Библиотековедение» //Библиотековедение. -1996. — №4/5.- С. 101-110.

8. Рубакин Н. А. Этюды о русской читающей публике // Ру-бакин H.A. Избранное: в 2-х т. - М., 1975. - Т. 1. - С.35-104.

9. Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств //Университетская кгига. - 2001. — №10, - С.16-25; №11. - С.20-26.

10. Столяров Ю. Н, Библиотечный фонд: учебник / Ю, Н. Столяров. - М.: Кн. палата, 1991. - 270 с.

11. Шилов В.В. Теоретические аспекты проблемы безопасности библиотечных фондов// Науч. и техн. б-ки. - 1998. - №3. - С.62-75,

ХАНЖАРОВА Лариса Мигдатовна, старший преподаватель кафедры библиотековедения и библиографии.

Информация

Современные информационные технологии в образовании

Тема региональной конференции рассчитана на участие специалистов в областях таких знаний, как НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕДАГОГИКА, ИНФОРМАТИКА, развитие единой образовательной информационной среды Южного федерального округа, использование информационных технологий в образовании.

В состав оргкомитета вошли:

Министерство Образования Российской Федерации

Ростовский Государственный Университет

Федеральный ресурсный центр обеспечения развития единой образовательной информационной среды Южного федерального округа

Южно-Российский центр информатизации РГУ

Ростовский Государственный Университет

Дата проведения конференции: 20.04.2005-23.04.2005. Срок подачи заявок -20,03.2005.

Россия, г.Ростов-на-Дону.

Информация в Интернет Шог1с1\Мс1е\¥еЬ http://conf.rsu.ru/inftec2005/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.