Научная статья на тему 'Проблемы минерально-сырьевого обеспечения строительного комплекса в Российской Федерации'

Проблемы минерально-сырьевого обеспечения строительного комплекса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / РЕГИОН / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Садыков Р.К.

Рассмотрены проблемные вопросы развития минерально-сырьевой базы для промышленности строительных материалов. Показаны возможности расширения минерально-сырьевой базы в целях социально-экономического развития территорий различного уровня (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципальный район, поселение). Предложены институциональные предобразования, связанные с механизмом предоставления права пользования недрами с целью поисков, разведки и добычи федерально значимых и общераспространенных полезных ископаемых, а также перераспределение налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Садыков Р.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы минерально-сырьевого обеспечения строительного комплекса в Российской Федерации»

1 февраля 2013 г. в Москве состоялась V конференция «Текущее состояние строительного комплекса и перспективы развития промышленности строительных материалов» (см. статью в № 2 на стр. 58—61), на которой ведущие эксперты отрасли обсуждали итоги работы 2012 г. и ключевые задачи перспективного развития. В ряде выступлений были обозначены серьезные проблемы, тормозящие развитие промышленности и строительства. Одной из главных проблем коллеги назвали обеспеченность промышленности строительных материалов сырьем.

Проблема минерально-сырьевого обеспечения строительного комплекса России долгое время оставалась вне центра внимания органов управления фондом недр. Поворот социально-экономического курса страны в сторону улучшения качества жизни населения выявил ряд проблемных вопросов, в том числе в части воспроизводства, развития и использования минерально-сырьевой базы для нужд строительной индустрии.

28 февраля 2013 г. при рассмотрении проекта Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов на период 2013—2020 гг.» премьер-министр Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «только оперируя данными о природных ресурсах, можно осваивать минерально-сырьевую базу страны, развивать и... строительную индустрию...».

Поэтому крайне важным представляется ускоренное решение имеющихся проблемных вопросов по минерально-сырьевому обеспечению промышленности строительных материалов, предприятия которой являются базисом строительного комплекса — локомотива подъема экономики, особенно в регионах.

Редакция журнала «Строительные материалы»® приглашает ученых, специалистов, представителей бизнес-структур к неформальному заинтересованному обсуждению вопросов геологического изучения недр, развития минерально-сырьевой базы для строительного комплекса страны, без которого немыслима реализация государственной программы «Об обеспечении доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной 3 декабря 2012 г.

Открывает дискуссию статья «Проблемы минерально-сырьевого обеспечения строительного комплекса в Российской Федерации» вице-президента Российского геологического общества, заместителя директора по науке ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» (г. Казань) Р.К. Садыкова.

УДК 624:553.5

Р.К. САДЫКОВ, канд. геогр. наук, ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых» (Казань)

Проблемы минерально-сырьевого обеспечения строительного комплекса в Российской Федерации

В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. (утвержденных 31.01.2013 г.) среди приоритетных задач развития экономики страны предусматривается ежегодный ввод жилья в количестве 80—110 млн м2, удвоение объемов дорожного строительства в течение 10 ближайших лет, что будет обеспечивать улучшение качества жизни населения и способствовать формированию новых центров социально-экономического развития различного уровня.

Осуществление масштабных мероприятий может быть реализовано только при условии обеспечения производителей строительных материалов достаточной при широком видовом разнообразии минерально-сырьевой базой, способной удовлетворять запросы рынка в продукции строительного назначения.

Насчитывается свыше 70 видов полезных ископаемых, пригодных для производства строительных материалов.

В настоящее время в стране функционирует около 5 тыс. предприятий добывающих минеральное сырье для нужд строительного комплекса, которые в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» осуществляют свою деятельность на основе платности, ли-цензионности и равенства субъектов хозяйственной деятельности при получении права пользования недрами.

Государственный фонд недр, обеспечивающий развитие промышленности строительных материалов, подразделяется по действующему законодательству «О недрах» на:

1) фонд недр, находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти;

2) фонд недр, находящийся в совместном ведении федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на основании совместного распоряжения утверждаются региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным. При формировании фонда недр 2-й группы руководствуются распоряжением Минприроды России от 07.02.2003 г. № 47-р «Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным».

Современная практика отечественного недропользования свидетельствует об имеющихся фактах, когда виды полезных ископаемых переводились из 1-й группы во 2-ю и обратно, но это были единичные факты.

Согласно прогнозным показателям развития экономики страны в целом и материалам из различных источников («Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика», «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.», «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г.»), и некоторых других источников, подготовлены расчетные показатели по ожидаемому спросу на важнейшие виды строительных материалов и ожидаемым объемам транспортного строительства к 2020 г. (табл. 1), инициирующим со стороны органов исполнительной власти федерального и регионального уровней необходимое уси-

Г; научно-технический и производственный журнал

М ® март 2013 41

ленное внимание к развитию минерально-сырьевой базы промышленности строительных материалов.

Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами за счет средств федерального бюджета в последние годы была осуществлена организация постановки геолого-разведочных работ на минерально-строительное сырье по федерально значимым видам полезных ископаемых в различных субъектах Российской Федерации. По результатам выполненных геологоразведочных работ [1] был получен значительный прирост запасов и ресурсов по цементному сырью, стекольным пескам и другим видам полезных ископаемых в интенсивно развивающихся и социально значимых регионах Российской Федерации — центре европейской части страны, республиках Северного Кавказа, в южных регионах Сибири и Дальнего Востока (табл. 2).

Проведенные недропользователями геолого-разведочные работы по минерально-строительному сырью в период 2005—2010 гг. позволили изменить ситуацию в положительном направлении с состоянием запасов полезных ископаемых в стране, особенно по стекольным пескам, цементному сырью, включающему карбонатные породы и глинистое сырье. Несмотря на значительный объем выполненных работ и полученный при этом результат прироста запасов и прогнозных ресурсов, оставляет желать лучшего география размещения объектов недр минерально-строительного сырья. Так, в частности, на территории европейской части страны сосредоточено более 70% запасов карбонатных пород, ведущего сырья для размещения и выбора мощностей цементных заводов. При этом в ряде субъектов РФ, имеющих стратегическое значение, минерально-сырьевая база цементного сырья либо не представлена вообще, либо представлена в очень незначительных объемах. Аналогичная ситуация складывается и со стекольными песками, основные объемы которых сконцентрированы также в центральной части России, что требует усиления геолого-разведочных работ по изменению сложившейся ситуации в размещении месторождений.

Переход экономики страны на рыночные условия хозяйствования, применительно к сфере недропользования, определил механизм предоставления права пользования недрами на платной основе. Если в переходный период, в 90-е годы прошлого столетия, недра предоставлялись еще по заявительному принципу, то с начала 2000 г. — на основе торгов (конкурс либо аукцион), а в последние годы исключительно только на аукционной основе. Очень интересная ситуация сложилась в результате торгов по цементному сырью в Ульяновской области. На аукцион было выставлено 5 объектов при суммарной стартовой цене 68 млн руб., по итогам аукциона стоимость объектов недр возросла в 17 раз и составила 1163,4 млн руб., все полученные средства от проведенных аукционов были перечислены в федеральный бюджет.

Победитель аукциона на право пользования недрами оплачивает в федеральный бюджет не только окончательную цену за участок недр по условиям торгов, но также обеспечивает включение в лицензионные соглашения условия пользования недрами, выполняемого недропользователем на лицензионном участке, связанного с:

а) объемами основных видов работ и сроками их проведения;

б) рациональным подходом к изучению добычи полезных ископаемых и охране недр;

в) промышленной безопасностью и охраной труда;

г) охраной окружающей среды;

д) участием в социально-экономическом развитии территорий;

е) другими условиями пользования недрами.

Если пункты 1—4 и 6 по условиям пользования недрами включают комплекс работ по геологическому изучению недр и подготовке объекта к эксплуатации, то 5-я позиция обеспечивает социально-экономические обяза-

тельства, направленные на обеспечение жизненно важных интересов населения территории, на которой расположен лицензируемый участок недр.

Отечественная практика проведения аукционов на право пользования недрами в последние годы свидетельствует о большом количестве несостоявшихся аукционов по разным причинам, что ведет к недопоступлению в федеральный бюджет значительных средств и замораживанию объектов недропользования, на которые уже были затрачены значительные финансовые средства. Кроме того, территории, где расположен участок недр, выставленный на торги, не получают должного социально-экономического развития вследствие институциональных особенностей предоставления права пользования недрами для проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых на основе аукционов. Поэтому необходимо шире практиковать конкурсную систему предоставления права пользования недрами для проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, особенно для минерально-строительного сырья; вместо аукционов в этом случае идет не только конкурс состязательности проектов разработки объекта недр, но и оценивается вклад в социально-экономическое развитие территорий. Так, по итогам конкурса на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи гипса и ангидрита на Байматском участке в Республике Татарстан победитель торгов ООО «Фоника Гипс» на социально-экономическое развитие Камско-Устьинского муниципального района выделяет около 300 млн р., включая жилищное строительство, ввод объектов энергетики и транспортной инфраструктуры, ремонт детских дошкольных учреждений и школ, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с получением новых потребительских свойств сырья, видов продукции и иные цели. Анализ состоявшихся аукционов свидетельствует, что аукционы в большинстве своем заканчиваются после начальных одного-двух шагов, что свидетельствует об изначальной заорганизованности процедуры самих торгов. Кроме того, имеют место также факты, когда по результатам судебного разбирательства отменялись итоги аукционов вследствие нахождения объектов недр в природоохранной зоне, где горнодобывающая деятельность запрещена.

Реалии современной действительности таковы, что конкурсная система предоставления права пользования недрами является более предпочтительной по сравнению с аукционной, так как с развитием минерально-сырьевой базы строительного комплекса связаны перспективы социально-экономического переустройства территорий различного уровня (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципальный район, поселение — городское, сельское).

Кроме того, требуется изменение плоской шкалы взимания налога на добычу полезных ископаемых: есть же разница, где расположен объект недропользования — на Дальнем Востоке или в центре России; горно-геологические условия также очень разнятся, а по действующему Налоговому кодексу РФ налог на добычу полезных ископаемых для всех недропользователей составляет 5,5% от стоимости добытого полезного ископаемого. Поэтому в целях динамичного и гармоничного развития промышленности строительных материалов целесообразным представляется осуществление комплекса институциональных преобразований, связанных с предоставлением права пользования недрами с целью поисков, разведки и добычи на минерально-строительное сырье федерального значения, в этом видится залог преобразований, направленных на социально-экономическое развитие территорий различного уровня.

Значительным, но пока еще слабо освоенным резервом промышленности строительных материалов является большая группа полезных ископаемых, отнесенная к общераспространенному виду. Эта видовая группа полез-

Таблица 1

Расчетное потребление ряда важнейших видов продукции к 2020 г. и ожидаемый объем транспортного строительства

Цемент, млн тонн 97,8

Стеновые материалы, млрд шт. 34,3

Сборные железобетонные конструкции, млн м3 39,8

Панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения, млн м2 10,3

Мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, млн м2 920,2

Теплоизоляционные материалы из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна, млн м3 51,6

Изделия теплоизоляционные из полимерных материалов, млн м3 14,3

Нерудные строительные материалы, млн м3 1040,3

Стекло листовое, млн м2 517,1

Деревянные дома заводского изготовления и комплекты деталей для стандартных домов со стенами из местных строительных материалов, млн м2 2,9

Хризотилцементные изделия (шифер, плиты), млрд усл. плиток 2,6

Ожидаемые объекты транспортного строительства

Новые железнодорожные линии, тыс. км 10

Автомобильные дороги общего пользования, тыс. км, в том числе: 1169

Автомобильные дороги федерального значения, тыс. км 79

Дороги регионального и межмуниципального значения, тыс. км 460

Автомобильные дороги местного значения, тыс. км 630

Таблица 2

Прирост запасов и прогнозных ресурсов по видам полезных ископаемых строительного назначения, полученный за счет средств федерального бюджета в 2005-2011 гг.

Виды неметаллических полезных ископаемых Утвержденные запасы Апробированные прогнозные ресурсы

С1 С2 Р1 Р2

Цементное сырье, млн т

карбонатное 42,4 85,1 3250,5* 2258,5

глинистое 4,4 7,5 377,8* 245

опоки - - 169,9* -

Стекольные пески, млн т - 6,897 500,93* 243,6

Цеолиты, тыс. т - - 81378* 69470

Породы основного состава для производства базальтового волокна, млн т - - 60,9 -

Полевошпатовое сырье, тыс. т - - 454,4 -

Светложгущиеся глины, млн м3 - - 52,4 -

Минеральные пигменты, тыс. т - - - 182,037

Поделочные камни, тыс. т - - 2400,1 781,75

Облицовочные камни, тыс. м3 - - 16026,4 250

Примечание. * В том числе авторские запасы категории С2

ных ископаемых также не должна оставаться без должного внимания со стороны специалистов, занимающихся минерально-сырьевым обеспечением строительного комплекса. В последнюю редакцию Закона РФ «О недрах» были внесены новации, так, в частности, к их числу относится передача полномочий по распоряжению участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, исключительно в компетенцию субъектов Российской Федерации.

В настоящее время разными авторами по-разному трактуется определение «общераспространенные полезные ископаемые» и приводится их различная дефиниция:

1. К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органом государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами РФ [2].

2.1. Широко распространенные в данном регионе полезные ископаемые, используемые для производства строительных материалов, строительства дорог и других целей (кирпичные глины, строительный песок, бутовый камень и др.). (Закон «О недрах и недропользовании в Московской области») [3].

2.2. Природные скопления минералов в недрах, которые используются в данном регионе в целях производства строительных материалов с заданным свойством, а также скопления торфа и сапропелей. (Закон Тюменской области «О недрах» [3].)

3. Общераспространенными полезными ископаемыми признаются песок, супесь, галька, щебень, гравий, песчаник, глина, суглинок, лесс, аргиллит, алевролит, мел, известняк, доломитовый мергель, изверженные породы, вулканические породы, измененные породы и сланцы, торф. Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается правительством государства [4].

4. Общераспространенные полезные ископаемые — часто встречающиеся в определенном регионе горные породы и минералы, используемые преимущественно в качестве строительных материалов, а также подземные воды первого водоносного горизонта, не являющиеся источником централизованного водоснабжения. (Проект Кодекса Российской Федерации «О недрах», 2002 г.).

5. К категории общераспространенных относят и часто встречающиеся в природе полезные ископаемые, залегающие на поверхности или небольшой глубине и поэтому легкодоступные, а также пригодные для прямого применения без подготовки и

переработки. Это в первую очередь песок, галька, гравий и т. п. [5].

6. Общераспространенные полезные ископаемые — часто встречающиеся горные породы и минералы в конкретном субъекте Российской Федерации, использование которых инициирует экономическое развитие их территорий и направлено на рост жизнеобеспечения местного населения [6].

Общим для всех из приведенных определений является то, что обще-

распростране6нные полезные ископаемые обеспечивают социально-экономическое развитие территорий различного уровня (федеральный округ, субъект РФ, муниципалитет, поселение). Тот или иной вид полезного ископаемого может быть отнесен к категории общераспространенных только на основании утвержденного перечня совместных распоряжений федеральным органом исполнительной власти и органами испол-

Таблица 3

Возможные направления использования общераспространенных полезных ископаемых, включенных в региональный перечень

Вид полезного ископаемого, отнесенного к общераспространенным Возможные области применения Сектора экономики

Торф (кроме используемого в лечебных целях) Топливо Производство удобрений и грунтов Антигололедное средство Упаковка скоропортящихся продуктов Лекарственные препараты Производство косметических препаратов Производство сорбентов Подстилка для скота и птицы Смазочные материалы Электроэнергетика Сельское хозяйство Дорожно-транспортное хозяйство Пищевая промышленность Фармацевтическая промышленность Парфюмерная промышленность Нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность Животноводство Машиностроение

Гравий Заполнитель бетонов Балласт при строительстве железных и автомобильных дорог Промышленность строительных материалов Дорожно-транспортное строительство

Глины (кроме бентонитовых, палыгорскито-вых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорофаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности) Производство керамических изделий (кирпич, керамическая плитка, черепица) Промышленность строительных материалов

Известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц) Для известкования кислых почв Производство щебня Производство пильного камня, облицовочного камня, силикатного кирпича Сельское хозяйство Дорожно-транспортное строительство Промышленность строительных материалов

Пески (кроме формовочных, стекольных, абразивных, используемых для фарфорофаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащих рудные минералы, в промышленных концентрациях) Производство силикатного кирпича, заполнитель бетонов и строительных растворов. Отощающие добавки в кирпичном производстве Балластный слой железнодорожных путей и автомобильных дорог Промышленность строительных материалов Дорожно-транспортное строительство

Сапропель (кроме используемой в лечебных целях) Производство удобрений, минерально-витаминная подкормка животных и птиц Производство дренажных труб для подпочвенного и капельного орошения Производство кормовых добавок Производство керамического кирпича Сельское хозяйство Промышленность строительных материалов

Гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях) При производстве строительных деталей и изделий При изготовлении художественных изделий При производстве штукатурных работ Промышленность строительных материалов Прикладное искусство Промышленность строительных материалов

Доломит (кроме используемого в металлургической,стекольной и химической промышленности) Для нейтрализации кислотности почв Производство щебня и бута Производство облицовочного камня с учетом декоративных свойств доломитов При изготовлении керамической плитки для полов Сельское хозяйство Дорожно-транспортное строительство Промышленность строительных материалов

Суглинки Производство керамического кирпича Промышленность строительных материалов

Магматические (граниты, габбро, лабрадорит и др.) и метаморфизованные (гнейсы, мраморы и др.) породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности) Используются в виде отработанных и неотработанных блоков и кусков, дробленого, отсортированного, мытого материала, а также в различных строительных целях Промышленность строительных материалов Дорожно-транспортное строительство

Продолжение таблицы 3

Вид полезного ископаемого, отнесенного к общерас-пространенным Возможные области применения Сектора экономики

Мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности; для получения глинозема из нефелина; минеральной подкормки животных и птиц) При производстве красок, замазок, побелочного материала, пишущего мела Лакокрасочная промышленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ракушка (кроме используемой для минераль-ной подкормки животных и птиц) При производстве бута, щебня, стеновых блоков Дорожно-транспортное строительство Промышленность строительных материалов

Ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности) При производстве стеновых материалов, для внутренней отделки зданий, а также как поделочный камень Промышленность строительных материалов

Известковый туф, гажа Для нейтрализации кислых почв Сельское хозяйство

Брекчии, конгломерат В качестве облицовочного материала для внутренних стен и полов Промышленность строительных материалов

Битумы и битуминозные породы При производстве асфальтовых бетонов, изготовлении кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных материалов и изделий, битумных эмульсий, паст, кровельные покрытия Промышленность строительных материалов Дорожно-транспортное строительство

Кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов) Применяется в качестве облицовочного материала зданий, опор, мостов Промышленность строительных материалов

Песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы Для производства гравия, щебня, бутового камня, применяются в качестве балластных дорожных отсыпок, балластировки железнодорожных путей Промышленность строительных материалов Дорожно-транспортное строительство

Песчаники (кроме динасовых, флюсовых для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов) При производстве щебня, в отдельных случаях в качестве облицовочного материала Дорожно-транспортное строительство Промышленность строительных материалов

Облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 групп) При изготовлении камня фундаментного, облицовочного, настилочного, бортового, тротуарного; блоков для памятников, инженерных сооружений, а также на щебень Промышленность строительных материалов Дорожно-транспортное строительство

Мергель (кроме используемого в цементной промышленности) При производстве щебня для местных нужд Дорожно-транспортное строительство

Алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты, волокна) Как грунты при строительстве дорог и насыпей Дорожно-транспортное строительство

Сланцы (кроме горючих) Производство кровельных материалов (глинистые сланцы), производство керамзита (гидрослюдистые сланцы) Промышленность строительных материалов

нительной власти субъекта РФ. До принятия такого перечня, любое полезное ископаемое не может быть отнесено к общераспространенным, и в соответствии с Налоговым кодексом РФ будет иметь место зачисление налога на добычу полезных ископаемых в бюджет РФ и бюджет субъекта РФ в пропорции 40% и 60%. В табл. 3 представлены возможные направления использования ОПИ, в том числе имеющие широкое применение для строительного комплекса.

Наиболее значимые изменения в Законе РФ «О недрах» были внесены в части общераспространенных полезных ископаемых ФЗ № 364 от 30.11.11 г., во-первых внесено понятие «участки недр местного значения», это:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Будем говорить только о первом. Следует констатировать, что дефиниция «участков недр местного значения» крайне неудачная, т.к. речь идет об участках недр регионального, в крайнем случае территориального значения. По Закону РФ «О недрах» в последней редакции (ноябрь, 2011 г.) органы местного самоуправления лишены полномочий по предоставлению разрешений на право пользования общераспространенными видами полезных ископаемых, эти полномочия закреплены только за исполнительными органами субъектов РФ. Возникает законный вопрос: как же должны развиваться органы местного самоуправления без рычагов воздействия. По данным Росстата на 01.01.2011 г. в России из 46529 населенных пунктов (или 31% от общего числа) не имели круглогодичной транспортной связи по автодорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. В России начиная с 2007 г. ежегодно исчезает около 1000 населенных пунктов, наметилась тенденция, что выживают деревни, пригороды или поселки у оживленных трасс [6].

Согласно ФЗ № 131 за дорогами местного значения должны следить местные органы власти, а если нет полномочий, нет и средств и рычагов воздействия, что ведет к стагнации жизни в сельской местности. Наряду с предоставлением права пользования недрами только на аукционной основе на общераспространенные полезные ископаемые, исходя из последней редакции Закона РФ «О недрах», усложнилась также процедура предоставления выдачи лицензий. Теперь предварительно необходимо составлять перечни объектов лицензирования, затем получать справочные письма из федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время активизировался процесс по разработке и утверждению стратегий комплексного социально-экономического развития федеральных округов, субъектов РФ, которые необходимо осуществлять безусловно и с широким применением общераспространенных полезных ископаемых.

В утвержденных Правительством РФ «Стратегиях социально-экономического развития Приволжского, Северо-Кавказского федеральных округов на период до 2010 г.» уже обращено внимание на необходимость изучения и расширения возможностей широкого использования ресурсов общераспространенных полезных ископаемых для нужд региональной экономики. К сожалению, в утвержденных «Стратегиях социально-экономического развития... до 2020 г.» в следующих субъектах РФ: Республики Башкортостан, Чувашской Республике, Самарской и Ульяновской областях не приведены направления и программные мероприятия по использованию ресурсов общераспространенных полезных ископаемых. Несмотря на то что согласно Налоговому кодексу РФ 100% налог на добычу полезных ископаемых по общераспространенным видам зачисляется в бюджет субъекта РФ и по Закону «О федеральном бюджете» полученные доходы от проведенных

аукционов также полностью поступают в бюджеты субъектов РФ. В настоящее время в стране со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ уделяется недостаточное внимание к изучению и использованию этого ресурса не только как одного из источников формирования финансовой модели субъектов РФ, но в первую очередь как экономического потенциала минерально-сырьевого комплекса при формировании и реализации стратегий социально-экономического развития регионов. В утвержденной программе «Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Республики Татарстан до 2020 г.» относительно минерально-сырьевой базы, в том числе и общераспространенных полезных ископаемых приведен только их перечень. Создается впечатление, что вопросы в целом по общераспространенным полезным ископаемым РФ находятся в режиме рыночного саморегулирования; фактически государственные органы субъектов РФ самоустранились от этого конкурентного преимущества территории в виде объектов недр, как минерально-сырьевой базы промышленности строительных материалов, дорожно-транспортного хозяйства, развития сельского хозяйства.

В подавляющем большинстве субъектов РФ в настоящее время не ведутся работы по геологическому изучению недр, воспроизводству и использованию общераспространенных полезных ископаемых своих территорий за государственный счет — региональных бюджетов; вследствие отсутствия там защищенных строк такая ситуация длится уже более десяти лет. Прекращение на протяжении длительного времени геологоразведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые по субъектам РФ ведет к потере темпов социально-экономического развития территорий.

В целях недопущения подобной ситуации в будущем в недрах Минприроды РФ уже подготовлена подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологического изучения недр» в рамках «Государственной программы: Воспроизводство и использование природных ресурсов», где впервые в современной России поставлены работы по воспроизводству общераспространенных полезных ископаемых с финансированием за счет средств федерального бюджета, но все это дело будущего: и маловероятно, и верится с трудом.

Видимо, уже настало время, когда следует воспользоваться новеллами Налогового и Бюджетного кодексов РФ, которые допускают перераспределение региональных бюджетов между бюджетом субъекта РФ и муниципальными бюджетами. Перераспределение налога на добычу полезных ископаемых относительно общераспространенных полезных ископаемых дает возможность увеличить доходную часть местных бюджетов, об этом речь уже была выше.

На наш взгляд относительно общераспространенных полезных ископаемых следует предоставлять право пользования недрами для поисков, разведки и добычи только по заявительному принципу, без аукционов и конкурсов. По аукционам вырученные средства очень небольшие, а конкурсные условия могут быть не всем недропользователям по плечу. По ФЗ № 94 подрядчик на строительство дороги, ставший победителем, впоследствии должен принимать участие еще и в торгах на право пользования недрами, это и задержка сроков строительства, и прочие негативные последствия.

Кроме того, видимо, целесообразным представляется не только внести изменения в действующий Закон РФ «О недрах» на основе вышеизложенного, но и в части общераспространенных полезных ископаемых — разработать базовый Закон РФ «Об общераспространенных полезных ископаемых», в котором государство передаст все права в части горных отношений муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район) в части распоряжения участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые.

Относительно техногенных месторождений, которые также можно считать резервом национальной экономики и, которые являются дополнительным сырьевым источником, особенно для промышленности строительных материалов, но это пока еще слабо изученная тема, в первую очередь в правовом отношении (чья собственность — механизм получения права пользования, распределение доходов от использования и т. д.). В РФ, несмотря на огромный ресурсный потенциал горнопромышленных отходов, они используются в недостаточных объемах в промышленности строительных материалов, не более 10% их годового образования. По оценкам специалистов, к 2025 г. накопленный объем горнопромышленных отходов приблизится к 80 км3, но это отдельная тема.

При реализации намеченных темпов строительства жилья в Российской Федерации, развития транспортной инфраструктуры, объектов промышленного назначения потребуются значительные объемы различных видов строительных материалов и изделий, производство которых должно быть обеспечено надлежащей минерально-сырьевой базой. В настоящее время минерально-строительное сырье не в полной мере может удовлетворять запросы промышленности строительных материалов, что связано с недостаточным вниманием со стороны федеральных органов исполнительной власти и особенно со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ к пониманию важности этого сектора национальной экономики. Социально-экономическое развитие крупных регионов, особенно в ареалах с высокой плотностью населения, требует формирования самодостаточной отрасли промышленности строительных материалов с целью реализации национальных проектов, программ социально-экономического развития территорий. В регионах пионерного освоения, где приоритетом выступает формирование дорожно-транспортной сети, требуется усиленное внима-

ние к формированию планов геоло-горазведочных работ, особенно на общераспространенные полезные ископаемые, обеспечивающие дорожно-транспортное строительство. Поэтому федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ требуется разработать совместную комплексную программу геологического изучения недр, воспроизводства и использования мине-рально-сырьевого потенциала для нужд строительного комплекса с целью улучшения экономических показателей в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: минерально-сырьевая база, производство строительных материалов, полезные ископаемые, регион, бюджет.

Список литературы

1. Аксенов Е.М., Васильев Н.Г. Современное состояние и перспек-тивы развития минерально-сырьевой базы неметаллов России // Разведка и охрана недр. 2012. № 5. С. 3—8.

2. Термины и понятия отечественного недропользования. Словарь-справочник / А.И. Кривцов и др. М.: ФГУП «ЦНИГРИ». 2008.

3. Правовой режим минеральных ресурсов: Словарь / Под ред. А.А. Арбатова, В.Ж. Аренса и др. М.: ООО «Геоинформцентр». 2002.

4. Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств — участников СНГ. Принят на XX пленарном заседании Межпарламентной ассамблеи государств — участников СНГ. Постановление № 20-8 от 7.12.2002 г.

5. Муслимов Р.Х. Особенности разведки и разработки нефтяных месторождений в условиях рыночной экономики. Казань: Фэн АНРТ, 2009. 737 с.

6. Садыков Р.К Общераспространенные полезные ископаемые — недоиспользуемый резерв для экономического развития территорий // Разведка и охрана недр. 2012. № 5. С. 66—68.

-торговый дом

Ш4ТП-СТТОЯ

000 «ТД «ИНТА-СТР0И», 644113, Омск, ул. 1-я Путевая, 100

Тел.: (3812) 35 65 44, 35 65 45. E-mail: info@inta.ru. Http: www.inta.ru

ГОЕОШДОВАНИЕ «ИНТА-СТРОЙ»

ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

СМЕСИТЕЛЬ «КАСКАД-14»

Основные характеристики:

• производительность, т/ч-25;

• установленная мощность, кВт - 132;

габариты [дп., шир., выс.], мм-3972, 2295,1225; масса, кг - 4940.

Назначение:

• Промышленная подготовка сырья для пластического формования

и полусухого прессования кирпича.

• «Каскад-14» может использоваться в других отраслях, где необходимо тщательное смешение компонентов с высокой степенью гомогенизации.

• Производство цветного кирпича.

Преимущества:

- глубокая переработка сырья;

- высокая степень гомогенизации;

- улучшение характеристик сырья;

- гранулирование;

- камневыделение;

- возможность использования отходов (зола ТЭЦ, граншлак и пр.)

In

>'

> <

МЫ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

МЫ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ ^»^ж^ МЫ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

j

_

Реклама

Г; научно-технический и производственный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.