Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И РЕАКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА МИГРАЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И РЕАКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА МИГРАЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / МИГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / УГРОЗЫ В МИГРАЦИОННОЙ СФЕРЕ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / CULTURAL TRADITIONS / MIGRATION / NATIONAL SECURITY / CRIME / TERRORISM / THREATS IN THE MIGRATION SPHERE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Н.В., Мареев П.Л.

Статья содержит анализ современных миграционных процессов на территории Российской Федерации, создающих угрозы национальной безопасности. Авторами рассмотрены наиболее актуальные тенденции в миграционной сфере в сравнении с процессами, происходящими на территории Европейского союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Н.В., Мареев П.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION CHALLENGES AND CIVIL SOCIETY”S RESPONSE TO THE MIGRATION SITUATION IN SOME REGIONS OF THEɸRUSSIAN FEDERATION

The article contains an analysis of modern migration processes in the territory of the Russian Federation that pose threats to national security. The authors consider the most relevant trends in the migration sphere in comparison with the processes taking place in the territory of the European Union

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И РЕАКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА МИГРАЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 325.2

Проблемы миграции и реакция гражданского общества на миграционную ситуацию в отдельных регионах Российской Федерации

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

директор НИИПБ СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (e-mail: info.spicis@mail.ru); МАРЕЕВ ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ,

руководитель Центра международных и региональных проектов Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент (e-mail: plm@spi-cis.org)

АННОТАЦИЯ

Статья содержит анализ современных миграционных процессов на территории Российской Федерации, создающих угрозы национальной безопасности. Авторами рассмотрены наиболее актуальные тенденции в миграционной сфере в сравнении с процессами, происходящими на территории Европейского союза КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственные ценности, культурные традиции, миграция, национальная безопасность, преступность, терроризм, угрозы в миграционной сфере

MIGRATION CHALLENGES AND CIVIL SOCIETY"S RESPONSE TO THE MIGRATION SITUATION IN SOME REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

STUPAKOV NIKOLAY VALERYEVICH,

Director of Scientific Research Institute of Security Problems of the CIS, Editor-in-Chief of the journal "International Cooperation of the Eurasian States: Politics, Economics, Law", member of the Scientific Security Council of the Russian Federation, candidate of legal sciences, Associate Professor (e-mail: info.spicis@mail.ru) MAREEV PAVEL LVOVICH,

Head of the Center for International and Regional Projects of the CIS Security Research Institute, Candidate of Law, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (e-mail: plm@spi-cis.org)

ANNOTATION

The article contains an analysis of modern migration processes in the territory of the Russian Federation that pose threats to national security. The authors consider the most relevant trends in the migration sphere in comparison with the processes taking place in the territory of the European Union

KEYWORDS: spiritual and moral values, cultural traditions, migration, national security, crime, terrorism, threats in the migration sphere

На VII Восточном экономическом форуме, состоявшемся 10-13 сентября 2023 года во Владивостоке, Президенту Российской Федерации В. В. Путину был задан вопрос, касающийся миграции: «Не превратимся ли мы, как некоторые районы в США или в Бельгии... когда

невозможно будет войти, например, полиции в этот район»?

Следует отметить, что вопрос предваряли определенные статистические выкладки (на наш взгляд, весьма сомнительные и отражающие односторонний подход) со ссылкой

на специалистов Высшей школы экономики, которые подсчитали, что для того, чтобы сохранить население России на уровне 146 миллионов человек, каждый год на протяжении 80 лет нужно ввозить по 390 тысяч мигрантов (при негативном сценарии, по их мнению, потребуется 1,1 миллиона мигрантов в год) [1].

В ответе Президента России прозвучал тезис о необходимости «иметь это в виду и ни в коем случае не допустить такого развития событий в нашей стране». При этом было отмечено, что несмотря на то, что экономика страны сегодня, конечно, требует использования трудовых мигрантов (больше всего в строительном секторе - 33%), но «в целом, у нас на рынке труда не так уж и много мигрантов работает, это 3,7%» [1].

Особое внимание в ответе обращает на себя другое, на чем мы и хотели бы остановиться более подробно - «„это вопрос чувствительный, он связан и с экономикой, и с социальной сферой, с моральным состоянием общества... Надо, чтобы люди понимали, что, если уж они приехали в другую страну, они обязаны соблюдать наши традиции и культуру и так далее. Чтобы не было раздражителя какого-то со стороны миграционного притока, а это самое главное. Мы прежде всего должны думать об интересах граждан Российской Федерации. Но если уж необходим приток мигрантов, тогда нам надо прежде всего выбирать тех, которые именно нужны для развития экономики страны» [1].

В данной статье постараемся остановиться именно на «раздражителях», которые, в общем-то, на сегодняшний день и являются теми факторами, которые оказывают основное воздействие на этноконфессиональные отношения в регионах России в контексте миграционных процессов. При этом отметим, что в нашей стране, в отличие от стран Западной Европы, складывающаяся с мигрантами ситуация не носит кризисного характера и грамотные подходы к ее решению (точнее - регулированию) вполне позволяют не только ее стабилизировать, но и использовать в интересах обеспечения национальной безопасности.

Один из ключевых вопросов, который сегодня является «раздражителем» для коренного населения регионов России, в которые прибывают мигранты, - владение ими русским языком и соблюдение устоявшихся культурных и бытовых традиций.

6 июня 2023 года на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики в очередной раз, но уже более конкретно и остро, был поставлен вопрос о необходимости «совершенствования системы обучения русскому языку детей с миграционной историей. Уровень их знаний должен быть достаточным для освоения образовательных программ» [2]. Было указано, что такое обучение очень важно в процессе адаптации иностранных граждан к жизни в России, к укладу и традициям нашей страны.

Сегодня в российских образовательных учреждениях обучается более 200 тысяч несовершеннолетних иностранных граждан. К ним следует добавить детей, которые недавно вместе с родителями получили гражданство России. Значительная часть из них - выходцы из государств - участников СНГ и сопредельных стран, в которых в последние десятилетия уровень изучения русского языка катастрофически низок. В то же время изучение ситуации показывает, что более трех четвертей несовершеннолетних мигрантов русский знают плохо или не знают вообще. При этом многие мигранты живут замкнутыми общинами и общаются исключительно на своих языках.

Проблема состоит еще и в том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации детей из семей мигрантов принимают в детские сады, школы или колледжи на общих основаниях, не предъявляя каких-либо требований к уровню владения русским языком.

С одной стороны, так обеспечиваются равные возможности для получения образования в России для всех детей вне зависимости от их гражданства. С другой - «в классы попадают ребята, которые учиться на русском языке не в состоянии. Они обособлены от сверстников, зачастую становятся агрессивными, образуют группы по этническому принципу. Последствия этого известны и получают негативный резонанс. Особенно остро эти вопросы стоят в регионах, где живет и работает множество трудовых мигрантов. В классах иногда оказывается 10, 20 и даже более процентов учеников, которые почти не говорят по-русски» [2].

Названная ситуация не только отрицательно влияет на процесс образования русскоязычных

детей, но и, естественно, усиливает недовольство их родителей, провоцирует конфликты между всеми участниками процесса - коренными жителями всех возрастных категорий, мигрантами, работниками системы образования и структур государственного управления. В конфликты часто втягиваются правоохранительные органы.

Система образования лежит в основе мировоззрения и, следовательно, влияет на складывающееся отношение к политике того или иного государства, восприятия «правильных» или «неправильных действий», в том числе по обеспечению национальной безопасности.

На это накладывается и более глобальная проблема. В последние десятилетия во всех (за исключением, может быть, Республики Беларусь) государствах - участниках СНГ система образования перешла в сферу услуг. Учебные заведения предоставляют «услугу образования», а не занимаются обучением и воспитанием будущих граждан. Это касается и филиалов российских вузов в странах Содружества, которые, на наш взгляд, должны постепенно вернуться к программам обучения, традиционным для нас, восстановив и классические мировоззренческие учебные дисциплины, читаемые по российским стандартам.

Это, на первый взгляд, может оттолкнуть абитуриентов, которые в перспективе не будут получать дипломы западного образца. Но статистика показывает, что, несмотря на все декларации, они и сейчас не особо воспринимаются в дальнем зарубежье. К тому же, в ближайшее время не только национальные, но и российский рынки труда будут нуждаться в квалифицированных кадрах.

Развитие системы российского образования за рубежом - это далеко не последний шаг для урегулирования в том числе и миграционных проблем. К тому же, еще не скоро можно будет увидеть соответствующего уровня учебник по математике, химии, физике и т. д. с соответствующей терминологией на кыргызском или таджикском языке. Это веками переносилось на немецкий, английский, русский. Наверное, можно преподавать высшую математику и на узбекском, но это если не особо важен результат. При этом особого внимания, на наш взгляд, заслуживают история и русский язык.

Сегодня во многих государствах ориентируются на «западные стандарты», предполагающие

преподавание гуманитарных дисциплин как множество разрозненных фактов, не связанных друг с другом. Люди с таким мировосприятием (образованием) легче поддаются пропаганде с любой стороны. Идеологические постулаты во многом базируются именно на собственной интерпретации и фальсификации догматических и исторических фактов - начиная с вольной трактовки религиозных догм и заканчивая искажением реальных событий в мировой и национальной истории. Так, возникают идеи «всемирного халифата», возрождения «Священной Римской империи», создания «четвертого рейха» и т. д. При этом понятно, что в сложившемся миропорядке достичь их реализации будет невозможно без применения насилия, захвата территорий,«перевоспитания» значительной части населения.

Особое опасение вызывает уже даже не Украина - сосед, благодаря своим руководителям превратившийся в откровенно русофобское образование. Антироссийские и радикальные идеи стремительно проникают в Центральную Азию, мигранты из которой составляют подавляющее большинство на территории России. При этом Центральная Азия - один из самых молодых регионов по возрастному составу населения. Молодежь здесь составляет около 60%, что значительно превышает среднемировые показатели.

Следует учитывать и то, что если в 90-х годах молодежь Центрально-Азиатских республик была подвержена в основном таким порокам, как тунеядство, алкоголизм, наркомания, проституция, то на данный момент, с укоре -нением религиозных догм, эти явления стали встречаться все реже, но зато нарастают иные негативные тенденции.

При этом, с точки зрения обеспечения миграционной безопасности России, необходимо учитывать, что несмотря на сложную экономическую ситуацию и на проведение СВО, в 2022 году трудовых мигрантов из стран Средней Азии, СНГ и других в нашей стране рекордное количество.

Статистика такова, что за первые шесть месяцев 2023 года в России на миграционный учет встали 7 455 001 человек, за 2022 год -16 870 094, а за 2021 - 13 392 897 человек.

Даже геополитические события, связанные с конфликтом на Украине и санкционным давлением на Российскую Федерацию, не изменили

«любовь к работе в России» у мигрантов. А количественные характеристики наглядно показывают, каким странам необходимо уделить особое внимание. Половина всех трудовых мигрантов в России (49,6%) являются гражданами Узбекистана, около трети - уроженцы Таджикистана (30,5%). Также в немалом количестве в России трудятся граждане Киргизии, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Китая, Украины (без ДНР и ЛНР), а также Молдавии. На уроженцев остальных стран приходится примерно 1,7%.

На учебу в Россию в 2022 году чаще всего приезжали жители Таджикистана (81 671 человек), Казахстана (71 568 человек) и Узбекистана (55388 человек) [4].

Таким образом, чисто статистически видно, что особое внимание при развитии образовательных программ в странах СНГ необходимо уделить Узбекистану, Таджикистану и (по другим, особым причинам) Казахстану. Это же касается и работы на российской территории с трудовыми мигрантами.

В плане работы за рубежом должно быть организовано и более тесное взаимодействие с партнерами из самих республик Центральной Азии, в которых у руководителей разного уровня должно быть понимание:

- необходимости жесткого пресечения антироссийской пропаганды;

- необходимости восстановления системы изучения русского языка;

- потребности в расширении гуманитарных контактов;

- необходимости пересмотра школьных (вузовских) программ по истории, восстановив в учебниках не просто историческую правду, но элементарный здравый смысл (примеры таких учебников мы можем привести, а к чему приводит их использование, наглядно видно по происходящему на Украине).

Особое место здесь принадлежит и институтам гражданского общества, народной дипломатии и организации совместных негосударственных проектов. В этом аспекте позволим себе утверждение, которое при необходимости можно четко аргументировать, - гуманитарные проекты в сфере образования в Центральной Азии готова реализовывать только Россия, куда уезжает большое количество мигрантов. Китаю, как второму основному игроку в этом регионе,

гуманитарная сторона неинтересна в принципе, а типичные программы США и Евросоюза связаны с фондами по поддержке «демократии» и СМИ, что пока еще не воспринимается дружественно внутри сохранившихся систем образования и у рядовых граждан старшего возраста.

Примером, кстати, может служить Таджи -кистан. Недавно там открыли дополнительно пять русских школ, построенных за счет России. Местные жители платят большие деньги, чтобы направить в эти школы своих детей.

В связи с этим необходима целенаправленная программа создания и выпуска учебно-методических комплексов по истории и русскому языку (в первую очередь) для школ и вузов государств - участников СНГ. При надлежащей организации это не потребует несопоставимого вложения средств. При этом мы уверены, что найдутся не только соответствующие спонсоры в структурах гражданского общества, но и в отраслевых министерствах и ведомствах, «курирующих» свои учебные заведения, в том числе за рубежом.

Роль государства здесь заключается в том, чтобы все учебные пособия и учебники были подготовлены по единой программе для использования в зарубежных странах. Роль институтов гражданского общества - повсеместное внедрение этих изданий.

Что интересно, но сегодня редко вспоминают, - для всего этого на пространстве СНГ уже даже есть соответствующая нормативная база. Следует только сконцентрировать внимание на реализации образовательных программ, вспомнив, что образование - это не услуга, а «процесс воспитания и обучения в интере-сах обучающихся (воспитанников), общества и государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества, формирования гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [5].

Это цитата из Модельного образовательного кодекса, принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ еще в 2013 году.

В приведенном документе заложен главный посыл, грамотная реализация которого могла бы стать основным звеном сотрудничества: «Единое (общее) образовательное пространство Содружества Независимых Государств - пространство, характеризуемое общностью принципов государственной политики в сфере образования,согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне, положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в государственном и местном образовательном учреждении (организации) на территории государств. Единое (общее) образовательное пространство является составной частью духовного, культурного пространства Содружества Независимых Государств, базирующегося на исторической общности живущих в нем народов и устремлении к реализации их общих исторических целей» [5].

Особый акцент должен быть сделан, на наш взгляд, на подготовке научно-педагогических кадров высшей категории, которые в дальнейшем будут сами внедрять образовательные программы и обучать молодежь.

К сожалению, мы должны вернуться к тому, что в первую очередь необходимо подготовить учителей и преподавателей соответствующего уровня, которые на пространстве Содружества фактически исчезают.

В настоящее время ряд государств Содружества продолжают придерживаться традиционной системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации - кандидат наук, доктор наук, либо параллельно функционирует как традиционный, так и многоуровневый подход.

Отдельные из них, в частности Казахстан, используют только многоуровневую систему подготовки научных кадров, в рамках Болон-ского процесса (магистр - доктор философии (PhD, доктор по профилю)). Различия в подходах могут сказаться на многих вопросах, в том числе признании эквивалентности научных степеней, полученных за рубежом.

Вместе с тем для синхронизации процесса подготовки ученых, а также выработки общих стандартов предлагается:

- определить список дисциплин, предназначенных для обязательного изучения в адъюнктурах либо докторантурах учебных заведений;

- разработать единый Перечень актуальных проблем для их разработки на диссертационном уровне;

- выработать рекомендации по применению научного инструментария.

Все это могло бы стать отдельным направлением решения в том числе и миграционных проблем.

Что касается русского языка на пространстве СНГ, то хотелось бы отметить, что сегодня реализуется достаточно большое количество инициатив по его продвижению. Здесь, на наш взгляд, главное в переходе от правильных и всеобъемлющих деклараций к реальному их выполнению.

Так, еще 18 декабря 2020 года Совет глав государств СНГ принял решение об объявлении 2023 года Годом русского языка как языка межнационального общения. В октябре 2022 года был опубликован «План мероприятий» по проведению в СНГ Года русского языка. Он содержит 154 пункта различных встреч и событий, среди которых - международные конференции, форумы, презентации программ и книг, многое другое.

И институциональных решений, и проводимых мероприятий довольно много. Вместе с тем еще несколько видимых на первый взгляд проблемных вопросов.

1. Сейчас все просматривают тот или иной интересующий контент на профильных сайтах. Посмотрите, например, информационные ресурсы (включая методические, учебные, да и просто познавательные) Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, который имеет статус Базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по преподаванию русского языка. Этот статус был придан Институту 20 ноября 2013 года решением Совета глав правительств СНГ. Что там может почерпнуть иностранный преподаватель русского языка или наш методист, организующий работу по его изучению в школе или вузе Таджикистана, Узбе-кистана или Киргизии? Достаточно ли этого?

При организации рассматриваемой работы, на наш взгляд, можно было бы использовать

и наработки институтов гражданского общества, занимающихся вопросами миграции. Например, литература и мобильные приложения, распространяемые «ИЦ Мигрант» [6] в Санкт-Петербурге, могут быть не менее эффективны, чем безусловно более выверенные и более научные издания академических структур. Объединение же усилий могло бы дать больший результат.

2. В ряде более «развитых» (условно говоря) стран Содружества (например, Азербайджан, Армения) на улицах уже не звучит русская речь, а персонал гостиниц или продавцы в магазинах действительно не знают даже азов русского языка. И это не демонстративный отказ, который наблюдался в определенный период времени.

В других странах - за пределами столиц (например, в Бишкеке или Душанбе) говорить о каком-то понимании по-русски вообще не приходится. А если вспомнить вышеприведенные цифры по трудовой миграции, то это потенциальные жители (пусть даже временно) регионов России.

Один из выходов - резкое ужесточение экзаменов по русскому языку для въезжающих в Российскую Федерацию трудовых мигрантов.

Это могло бы относиться и к экзамену по истории России. Причем не в тестовом режиме, а в нормальном, комиссионном, с привлечением школьных учителей, преподавателей вузов, представителей институтов гражданского общества.

И еще одно, возможно, неординарное предложение - открытие в странах СНГ «русскоязычных» книжных магазинов. Или для начала - книжных киосков при посольствах и консульствах, как, например, в 1990-х это делало Государство Израиль. Можно вспомнить целые очереди в такой киоск на Большой Ордынке в Москве. Причем часть литературы в пропагандистских целях не продавалась, а раздавалась бесплатно, в первую очередь учебники по языку и истории. Не только государственные структуры, но и общественные и некоммерческие организации и фонды, другие институты гражданского общества готовы принять участие в этих мероприятиях.

Проблемы образования и распространения русского языка тесно переплетаются с вопросом реализации стратегических национальных приоритетов России.

Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [7] ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.

9 ноября 2022 года Указом Президента Российской Федерации № 809 утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [8]. Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России

В соответствии с п. 10 Основ «Государствен-ная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий» [8].

Одним из организационных инструментов согласно Основам является «привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей» [8].

31 марта 2023 года Указом Президента Российской Федерации № 229 утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации [9], которая является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, базовые принципы, стратегические цели, основные задачи и приоритетные направления внешней политики России.

В соответствии с п. 43 «в целях усиления роли России в мировом гуманитарном пространстве, формирования ее позитивного восприятия за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире, противодействия кампании русофобии, проводимой недружественными иностранными государствами и их

объединениями, а также повышения взаимопонимания и укрепления доверия между государствами Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание».

Еще один «раздражитель», оказывающий особое влияние на этноконфессиональную ситуацию в российских регионах, - уровень преступности среди мигрантов. В том числе преступления и правонарушения, совершаемые в отношении коренных жителей другой национальности и вероисповедания.

При внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 20 сентября 2023 года законопроекта № 4438958 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором предлагалось ужесточить наказания для иностранцев, нарушивших законодательство России (например, за нарушение правил пересечения границы; нарушение режима в пунктах пропуска через границу; нарушение срока обращения за выдачей патента; работа без патента либо за пределами разрешенной в патенте территории; нарушение правил медицинского освидетельствования и иммиграционного контроля; нарушение запрета на занятие определенными видами деятельности), в пояснительной записке к нему были приведены данные Следственного комитета Российской Федерации (далее - СКР). Так, по данным СКР, только за январь - сентябрь 2023 года иностранцы совершили более 25 000 преступлений, в том числе тяжких: убийств, грабежей, изнасилований. Как следует из пояснительной записки к документу, за последние три года преступность мигрантов выросла на 25%.

«Данное обстоятельство создает дополнительное давление на общество. Не менее важным является участие мигрантов в теневой экономике страны и в ее подпитке», - убеждены представившие проект депутаты от ЛДПР Ярослав Нилов, Алексей Диденко, Сергей Леонов, Дмитрий Свищев и сенатор от Оренбургской области Елена Афанасьева [10].

По данным главы СКР Александра Бастры-кина, с начала текущего года число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами, выросло на треть, изнасилований - на 11%. В первом полугодии 2023 года в суды направлено более 1200 уголовных дел в отношении мигрантов.

Отдельная проблема - радикализация мигрантов, исповедующих различные течения ислама, сопровождающаяся пренебрежительным отношением к российским законам и нежеланием социализироваться в российском обществе, чуждым менталитетом. К тому же особо опасной выглядит и возможность прямого проникновения в миграционных потоках членов террористических и экстремистских организаций на территорию России с целью создания террористических ячеек и совершения террористических актов.

С начала проведения специальной военной операции в феврале 2022 года в средствах массовой информации наибольшее внимание уделяется актам фактически государственного терроризма со стороны формирований бывшей Украины. Вместе с тем, если провести анализ сообщений о предотвращенных терактах и задержаниях лиц, вынашивающих террористические и экстремистские намерения, в период с начала 2022 года, публикуемых на информационной ленте официального сайта Национального антитеррористического комитета [11], то видно, что до 50% всех приведенных фактов связаны с деятельностью псевдоисламских радикальных структур.

В 2019 году под эгидой Государственной комиссии по делам религий Кыргызстана было проведено социологическое исследование «Влияние религиозного фактора на социально-политическую ситуацию в Кыргызской Республике», в котором приведены данные, согласно которым на вопрос «Какие религиозные общины популярны среди кыргызстанцев?» 64,5% респондентов назвали «Таблиги джамаат», 6% - салафизм [12].

Напомним, что религиозное объединение «Таблиги Джамаат» запрещено в России с мая 2009 года. Тогда Верховный Суд Российской Федерации признал организацию, ставящую своей целью построение единого исламского государства «Всемирный халифат», экстремистской и запретил ее деятельность на территории нашей страны. Что такое салафизм - известно.

Напрашивается чисто статистический вывод - если до 70% потенциальных мигрантов из Киргизии так или иначе симпатизируют (придерживаются, не отрицают, готовы согласиться.) радикальным религиозным структурам, то и среди прибывших или собирающихся

прибыть на территорию России их процент должен быть соответствующим.

На это накладывается и проникновение боевиков международных террористических организаций (в первую очередь «Исламского государства» и «Талибана») в государства Центральной Азии с территории Афганистана. С учетом протяженных границ Таджикистана и Узбекистана, выступающих основными «поставщиками» трудовых мигрантов в Россию, большого количества этнических узбеков и таджиков в самом Афганистане, перспектива их миграции за пределы указанных республик также видится весьма вероятной.

В феврале 2020 года делегация Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ участвовала в ежегодной Контртеррористической конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Вене. В ходе своего выступления глава МИД Венгрии Петер Сийярто отметил, что «два явления, которые сделали Европу другой: "Исламское государство" и миграционные процессы.». На тот период времени он высказал мнение, что необходимо незамедлительно:

1)искоренить любое проникновение «тысяч бывших боевиков, которые возвращаются в Европу»;

2) сосредоточиться на защите государственных границ, которая на сегодняшний день неудовлетворительна - «от 100 до 200 человек в день пытаются пересечь нашу границу до сих пор»;

3) «Надо сбросить политическую корректность!» и понять, что мигранты - это угроза. Необходимо учитывать, что нет права бесконтрольного перемещения через государственные границы.

В 2020 году на площадке ОБСЕ его «нетолерантные» призывы прозвучали для большинства европейских представителей если не радикально (с их точки зрения), то странно. При этом мало кто обратил внимание еще на один тезис: «Сегодня самая преследуемая религия - это христианство. 4 из 5 человек, которых убивают в мире, - это христиане. Мы будем защищать христиан» [13].

На сегодняшний день в России, во многом благодаря сложившейся традиции взаимодействия традиционных конфессий и взвешенной позиции Русской Православной Церкви, жесткий акцент на защите христианства от религиозного

воздействия со стороны мигрантов не ставится. Но следует отметить, что в ряде регионов подобные тенденции существуют. Тем более что поводов для этого хватает. Так, например, большой общественный резонанс вызвал инцидент в подмосковном Нахабино, где 20-летний приезжий из Таджикистана ударил девушку за то, что она совершала пробежку в шортах. Когда мигранта задержали и доставили в полицию для допроса, он заявил, что ударил бегунью, «спасая ее от греха» [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не случайно и в средствах массовой информации на этом фоне все чаще появляются комментарии определенного содержания. Так, многие коммерсанты, работающие с мигрантами, отмечают изменения ментальности мигрантов за последние годы: «Особенно остро это стало два года назад, появилась наглость и дерзость, которых никогда не было. И общество этим недовольно. Мигрансткая молодежь сбивается в стаи, ведет себя агрессивно, и руководители диаспор не могут повлиять на них. Отчасти дерзость связана с безнаказанностью. Христианские ценности, прощение воспринимаются как слабость. Девушек не в традиционных одеждах воспринимают как легкодоступных. Отдельно стоит отметить, что в том же ключе говорят и проповедники, зачастую неофициальные и нелегальные. Они это транслируют в тех же соцсетях. Бороться с этим можно только одним способом: лишать гражданства и выдворять» [15].

Сопоставление с европейской миграционной ситуацией мы проводим исключительно в целях выявления общих тенденций современных процессов, происходящих в рассматриваемой сфере. Миграционный кризис в Европе (и в США, о чем сейчас мало говорится, но он стремительно развивается, в первую очередь на границе с Мексикой) носит принципиально иной характер. Мы пока сталкиваемся исключительно с трудовой миграцией, которая, к сожалению, также в широком смысле «политизируется». Наиболее мрачная перспектива в этом плане - ухудшение экономической и политической обстановки в соседних странах, в том числе связанная с развитием ситуации в Афганистане, радикализацией национальных режимов, распространением усоседей радикалистской идеологии.

Начиная с 2014 года Западная Европа столкнулась с наиболее серьезным миграционным

кризисом, когда ее захлестнула волна нелегальных мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. Если в начале 2000-х годов в Европу нелегально прибывало до 25 тыс. человек в год, то в 2014 году - более 900 тыс., в 2015 году - 1,048 млн человек [16]. Основной миграционный поток тогда шел из Сирии и Афганистана, значительная часть - из Ирака и Ливии, до 25% - из африканских стран (Алжир, Габон, Камерун, Конго, Мавритания, Мали, Марокко, Нигерия, Сомали, Судан, Тунис, Эритрея, Южный Судан). Причинами увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире и внутриполитическая дестабилизация в ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока, расширение деятельности международных террористических организаций и т. д.

Несмотря на предпринятые правительствами стран Западной Европы меры (зачастую, на наш взгляд, противоречащие интересам обеспечения национальной и региональной безопасности) миграционный кризис в настоящий момент только усугубляется. Так, по данным Рго^ех, с января по сентябрь 2023 года было 275 тысяч попыток нелегального пересечения границы с ЕС. Это на 73% больше, чем за тот же период 2022 года.

В августе 2023 года в Великобритании зафиксировали рекорд нелегальной миграции - более 13,5 тысячи нелегалов. Всего, начиная с января 2023 года - более 40 тысяч (в 2022 году было 28,5 тысячи). Размещение мигрантов обходится британской казне в семь миллионов фунтов ежедневно [16]. По оценкам главы МВД Великобритании, ситуация сопоставима со вторжением в страну, «система сломана, нелегальная иммиграция вышла из-под контроля, а политики замалчивают проблему» [17]. В ее выступлении в парламенте в сентябре 2023 года также прозвучало, что «далеко не все переселенцы законопослушные: многие связаны с преступниками, некоторые сами входят в банды: давайте перестанем притворяться, что они все в беде. Страна знает, что это неправда».

При этом межнациональная и межконфессиональная ситуация во многих странах Западной Европы уже давно находится на стадии перерастания в открытое противостояние.

Согласно результатам соцопросов, немцы считают, что именно миграционный кризис

ухудшил положение в Германии, а в стране набирает популярность правый радикализм (особенно он характерен для жителей восточной части страны). Согласно данным Института изучения общественного мнения «Етт6>, 66% респондентов заявили, что ситуация в стране ухудшилась после миграционного кризиса в 2015 году, 82% опрошенных говорят о значительном ухудшении общественного климата в стране, и только 11% придерживаются обратного мнения.

«Страна значительно изменилась. Порог толерантности снижается, дебаты становятся ожесточеннее. Миграционный вопрос приводит к росту страхов и опасений населения. Эта тема раскалывает и поляризует наше общество», -заявлял министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер [18].

«Общество становится более радикальным. Мы видим, какую популярность имеет партия правого толка «Альтернатива для Германии», одновременно происходит рост ультралевых настроений, различные экстремистские группировки, скинхеды, а с другой стороны - антифашисты - регулярно устраивают побоища на немецких улицах».

Ситуация усугубляется привозным экстремизмом в виде политических мигрантов, представителей различных ультрас-группировок турок, арабов и других выходцев с Востока, которые переносят свои межэтнические и межконфессиональные конфликты на европейскую территорию.

В то же время, по свидетельству очевидцев, из-за мигрантов «дешевые пригороды Парижа, Марселя, Авиньона, Тулузы, Ниццы превратились в опасные гетто, куда чужаку из более благополучного района лучше не соваться: здесь разгул преступности и домашнего насилия, правят бал бандиты, наркодилеры и торговцы оружием. Некоторые кварталы фактически стали «зонами вне права» - туда даже полиция опасается заглядывать» [19].

В сентябре 2023 года даже президент Франции Э. Макрон признал, что половина преступлений в Париже приходится на иностранцев [20]. При этом в государственных структурах этой страны прямо говорить о том, что рост преступности связан с мигрантами, неофициально запрещено.

К сожалению, здесь прослеживается общая закономерность, характерная и для трудовой миграции в Россию (причины разные, но тенденция общая) - большинство мигрантов «оседают»

в крупных городах, где объективно больше возможностей. Причем и для поиска более высокооплачиваемой работы,и для незаконного обогащения, включая грабеж, разбой и др.

Так, по официальным данным МВД России, в число регионов, куда чаще всего приезжают мигранты, входят Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Кубань и Иркутская область.

При этом следует понимать, что при общемировой тенденции миграции сельского населения в города, в указанные мегаполисы и приближенные к ним районы мигрирует не просто сельское по своему менталитету население (на фоне Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара или Иркутска даже отдельные крупные города республик Центральной Азии объективно по образу жизни являются сельской местностью), но лица с принципиально иным «культурным кодом».

На этом фоне появляется дополнительный «раздражитель», которому ранее уделялось не столь значительное внимание, но который приобретает все большее значение - вместе с трудовыми мигрантами в регионы массово прибывают члены их семей, которые не участвуют в трудовом процессе, но должны пройти процесс адаптации в новом для них социуме. При этом многие из них претендуют и на российское гражданство.

Тенденция переселения вместе с трудовыми мигрантами, задействованными в экономической сфере, не только членов семей, но и ближайших родственников в последнее время также приобретает все большую актуальность. Не случайно, уже появляются и предложения расширить спектр задач по решению миграционных проблем. Например, руководитель фракции «Справедливая Россия - За правду» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов предложил выдворять за нарушения не только самих приезжих, но и всю их родню.

«Если один совершает преступление, то депортировать нужно всю родню, весь клан. Кроме того, мы выступаем за визовый режим со странами Средней Азии. Необходимо законодательно фильтровать миграционный поток, который идет в Россию, опираясь на здравый смысл, интересы страны и граждан», [21] -приводит слова С. Миронова «Парламентская газета».

Тематика статьи не предполагает рассмотрения тех мер, которые осуществляются сегодня для того, чтобы стабилизировать миграционную ситуацию, и мер, которые могли бы быть приняты в отношении мигрантов. Отметим только, что руководство Российской Федерации при корректировке миграционного законодательства уделяет особе внимание обеспечению прав и свобод мигрантов, соблюдающих российские законы. Так, изменения, внесенные в Концепцию миграционной политики и иные нормативные акты, регулирующие статус и права мигрантов, в том числе введенные в действие с 1 сентября 2023 года, большое внимание уделяют адаптации иностранных граждан в Российской Федерации. В новых пунктах российского законодательства указывается на необходимость принятия мер против любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Кроме того, иностранные граждане, законно находящиеся на территории России, получили равный доступ к государственным и муниципальным услугам, право на равные условия труда с гражданами страны, включая оплату труда, отпуск и время для отдыха. В случае нарушений прав мигрантов работодатель будет нести ответственность перед законом и может быть подвергнут санкциям.

В то же время изменения в российском законодательстве дополнительно закрепили положения о «создании условий, обеспечивающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях на территории РФ только лиц, законно находящихся на ее территории», а также о «противодействии формированию этнических (полиэтнических) анклавов» [22].

Социологические исследования и анализ ситуации в российских регионах с относительно невысоким числом мигрантов показывает, что большинство коренного населения не испытывает по отношению к иностранным трудовым мигрантам никаких особых чувств (53-56%), в то же время от 44 до 46% высказываются в пользу ужесточения миграционного законодательства, от 17 до 19% ощущают конкуренцию с иностранными трудовыми мигрантами на рынке труда, от 17 до 19% высказывают готовность занять рабочие места, которые занимают мигранты [23].

Ситуация в регионах, где количество мигрантов имеет наибольшую численность, показывает резкое увеличение негативного отношения к ним коренных жителей. При этом основной акцент делается на неприятии в первую очередь культурно-бытовых и поведенческих аспектов, несоблюдении мигрантами норм российского права и традиций местного населения. Рассматривая межконфессиональную сторону, чаще всего отмечают, что при высоком уровне значимости религиозной идентичности мигрантов уровень их религиозности является скорее средним. Зачастую мигранты выполняют не весь объем религиозных установлений, а только некоторые из предписанных религией действий. В приоритете у них «мирские заботы» (вопросы трудоустройства, заработка, бытового плана). Хотя большинство мигрантов из Центральной Азии и стараются посещать наиболее важные религиозные мероприятия (религиозные праздники, еженедельное посещение мечети и др.), но выражается это скорее не в росте уровня глубокой «воцерков-ленности», а в распространении и повышении значимости религиозных правил и ограничений повседневной жизни мусульман, регулирующих употребление алкоголя, отношение с противоположным полом, соблюдение норм общения с другими людьми. В этом смысле можно говорить прежде всего о контролирующей функции религии в сообществе мигрантов.

Ситуация, сложившаяся в сфере миграционной безопасности, как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации, показывает необходимость поиска баланса интересов различных сторон при соблюдении главного правила - страна, принимающая значительные миграционные потоки, прежде всего должна основываться на соблюдении всеми участниками процесса своего национального законодательства и обеспечении собственных национальных интересов и стратегических национальных приоритетов [7].

Так, например, рассматривая трудовую миграцию из государств Центральной Азии в Россию, следует понимать, что заинтересованность основных стран, из которых она идет, на государственном уровне намного выше, чем в самой России.

Это обусловлено прежде всего экономическими причинами. Так, учитывая, что

основные потоки трудовых мигрантов, как уже отмечалось выше, прибывают из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, можно с уверенностью сказать, что экономика этих стран в целом далеко не на конкурентном уровне и пока не в состоянии в полном объеме удовлетворить потребности своих граждан. Во всех из них высокий уровень безработицы и нищеты населения, уровень образования катастрофически низок, сохраняется высокая степень угрозы со стороны Афганистана и т. д. На все это накладывается и во многом сохранившийся полуфеодальный стиль управления с многочисленными коррупционными схемами, имеющими «вертикальный» характер - от кишлаков и аулов до республиканских органов управления.

Так, экономика Узбекистана сильно зависит от денежных переводов из Российской Федерации. За 2022 год из нашей страны в республику переведено 14,5 млрд долларов. За год - рост в 2,6 раза. Это почти четверть ВВП страны. Кроме того, в наиболее благополучном из приведенного списка стран Узбекистане, только по официальным данным, ежегодно на рынок труда выходят 600-700 тысяч человек. В результате принимаемых мер по развитию отраслей экономики и регионов в год создается до 500 тысяч рабочих мест. Следовательно, занятость почти 200 тысяч человек приходится обеспечивать за счет внешней трудовой миграции. Понятно, что реальные данные выше не просто в разы, а более чем в 10 раз.

Доля теневой экономики в Киргизии, по оценкам экспертов, составляет от 24 до 43% - диапазон весьма внушительный, как и сам порядок цифр. За январь - ноябрь 2022 года из России только через системы денежных переводов физическими лицами в Кыргызстан было отправлено 2,6 млрд долларов.

Что касается Таджикистана, то по опубликованному в сентябре 2023 года Индексу человеческого развития (комплексный показатель Программы развития ООН) он находится на одном из последних мест среди государств -участников СНГ и всего мира. У республики 123-я позиция.

При этом анализ имеющихся материалов государственных структур стран СНГ, специализирующихся на вопросах трудовой миграции, показывает, что ни одна из заявленных

бывшими республиками СССР в качестве нуждающихся в их трудовых ресурсах стран (называют ОАЭ, Японию, отдельные страны Западной Европы и т. д.) не примет в большом количестве имеющих низкий образовательный уровень и квалификацию, не знающих местного языка, обладающих другим «культурным кодом» мигрантов. Ни одна - кроме России.

Сегодня на различных уровнях определенными российскими предпринимателями и иными лично заинтересованными лицами всячески пропагандируется тезис, что российская экономика не в состоянии обходиться без трудовых мигрантов. На наш взгляд, российской стороне (включая структуры бизнеса) следует акцентировать внимание на пропаганде, которая может быть и научно обоснована, если не будет исключительно заказом определенных структур, тезиса, что при грамотном выстраивании экономической политики в регионах России наличие такого количества мигрантов не является острой необходимостью. В качестве примеров можно привести миграционную политику руководства Калининградской, Калужской или Томской областей. Значительное же число регионов с этой проблемой вообще не сталкивается. А «научное» обоснование миграционных вопросов рядом «специалистов» определенных институтов и вузов вызывает сомнение.

В соответствии с российским законодательством сегодня каждый регион сам определяет, сколько ему нужно мигрантов. И опыт ряда из них показывает, что отсутствие трудовых мигрантов к краху не приводит. Это подтверждает и ряд исследований. Так, профессор кафедры труда и социальной политики

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Путин на VIII Восточном экономическом форуме. LIVE [запись прямого эфира] 12 сентября 2023 года // http://www.youtube. com/watch?v=ZrIklGn8WMM (дата обращения: 14.09.2023).

2. Заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной миграционной политики // http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/ (дата обращения: 23.09.2023).

3. И. Ефремов. Тенденции международной миграции населения в России в первом

РАНХиГС А. Щербаков отмечает, что трудовая миграция в нынешнем ее виде - не самое полезное для экономики явление. «Все дело в качестве этих специалистов, - говорит ученый, - если это высокий уровень квалификации, который может привнести в нашу экономику что-то новое, что-то новое для наших работников, новые приемы, подходы, такая миграция нам была бы полезна. Но та, которая у нас доминирует, - это малоквалифицированная рабочая сила низкого уровня. Такая миграция только во вред нашей экономике. Она препятствует развитию технического прогресса, повышению оплаты труда и так далее. Работодателю проще экономить на зарплате, чем думать, как эффективнее организовать процессы. Поскольку дешевый труд дает какую-то прибыль, их это устраивает. Хотя при использовании квалифицированного труда прибыль может быть больше, но это сложнее организовать» [24].

Возвращаясь к началу статьи, хотели бы еще раз процитировать ответы Президента России В. В. Путина на VII Восточном экономическом форуме во Владивостоке: «Есть еще один способ - он и простой, и сложный одновременно. Простота заключается в том, что нам, может быть, и не потребуется такого большого притока мигрантов, если мы будем вводить новые технологии, которые не требуют большого количества работников. Но это значит как раз решение другой задачи - технологического развития страны, обновления производственной базы, и в этом сложность, потому что это требует больших капиталовложений и действий по этому направлению. Но способов решения этой проблемы непростой немало» [1].

полугодии 2023 года / Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара, 20 сентя-бря 2023 г.).

4. https://news.rambler.ru/army/49645798-mvd-grazhdane-uzbekistana-chasche-vsego-pribyvali-v-rossiyu-dlya-trudoustroystva-v-2022-godu/ (дата обращения: 23.09.2023).

5. Модельный образовательный кодекс для государств - участников СНГ. Приложение к постановлению Межпарламентской ассамблеи СНГ от 29.11.2013 № 39-6.

6. https://www.rusprofile.ru/ (дата обращения: 12.09.2023).

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.

8. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809.

9. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229.

10. Группа депутатов Госдумы внесла в нижнюю палату парламента законопроект о «безальтернативном» выдворении мигрантов из России за некоторые виды правонарушений // https://newizv.ru/news/2023-09-20/chemodan-vokzal-v-gosdume-predlozhili-besposchadno-vydvoryat-iz-rossii-migrantov-419698 (дата обращения: 25.09.2023).

11. http://nac.gov.ru/ (дата обращения: 25.09.2023).

12. АгагЬвк й1Ьапа\т, А\таг ¡этапоу. Социологическое исследование «Влияние религиозного фактора на социально-политическую ситуацию в Кыргызской Республике». Государ -ственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики.

13. См.: Ступаков Н. В., Арефьев А. М., Маре-ев П. Л. Иностранные боевики-террористы - отвечая на современные вызовы. Конференция высокого уровня с участием профильных структур СНГ (Научный доклад НИИПБ СНГ и АТЦ СНГ на Конференции высокого уровня, состоявшейся 11-12 февраля в штаб-квартире ОБСЕ в Вене) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 1, 2020.- С. 24-44.

14. https://www.mk.ru/incident/2023/08/23/ izbitaya-migrantom-v-nakhabino-devushka-okazalas-rodom-iz-bishkeka.html (дата обращения: 25.09.2023).

15. Александр Дыбин. А они огрызаются: новая волна мигрантов в РФ отличается дерзким нравом // https://newizv.ru/news/ 2023-09-07/a-oni-ogryzayutsya-novaya-volna-migrantov-v-rf-otlichaetsya-derzkim-nravom-418685 (дата обращения 25.09.2023).

16. https://ria.ru/20221126/politika-1833605745.html (дата обращения 24.08.2023).

17. Глава МВД Британии заявила, что миграционный кризис вышел из-под контроля // https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6338fe699a7947 65da30e33b (дата обращения: 25.09.2023).

18. В Германии правый радикализм сочли проблемой бывшей ГДР //https://news.rambler. ru/sociology/40702673/?utm_content=news_ media&utm_medium = read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 22.09.2023).

19. https://ria.ru/20221126/politika-1833605745. html (дата обращения: 22.09.2023).

20. Макрон заявил о неспособности Франции принять «всех несчастных мира» // https://lenta. ru/news/2023/09/24/macron/ (дата обращения: 25.09.2023).

21. https://mironov-online.ru/news/sergej-mironov-neobhodimo-zakonodatelno-filtrovat-migratsionnyj-potok/ (дата обращения: 22.09.2023).

22. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 342 «О внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622».

23. Опыт исследований вопросов социокультурной адаптации мигрантов из Центральной Азии в Красноярском крае» // Социологическое исследование Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Сибирского федерального университета и Центра социологических исследований «Мониторинг общественного мнения» (2022 год).

24. https://fedpress.ru/news/77/society/ 2858560 (дата обращения: 23.09.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.