_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-1 УДК 314.9
© ®
Attribution
сс by
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Крицкая А.А.3, Степанов К.В.4
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2■ 3Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
4Южный федеральный университет
Аннотация. Актуальность темы исследования вытекает из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на коллегии Министерства внутренних дел 02 апреля 2024 года в связи с террористическим актом 22 марта в Красногорске Московской области в концертном зале «Крокус Сити Холл», который совершили таджики мигранты, Президент подчеркнул, что надо кардинально глубоко изменить подходы к миграционной политике. Необходимо обеспечить безопасность государства и общества, сберечь межэтническое и межрелигиозное согласие, культурную и языковую самобытность народов страны. В Россию должны приезжать жить и работать только те люди, кто уважает наши традиции, язык, историю, культуру. Благоприятной средой для экстремистской деятельности и уголовщины во многих случаях является нелегальная миграция, идеологическая работа лжепроповедников, интернет-сайтов [1]. Цель исследования состоит в рассмотрении на основе официальных статистических данных тенденций развития миграции в Российской Федерации за двадцатипятилетний период. Объектом исследования являются внутренняя, международная, трудовая, вынужденная миграция. Среди использованных методов исследования нужно назвать статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение.
В процессе исследования получены следующие результаты: использованы официальные статистические данные, отражающие тенденции развития миграции с 1997 по 2022 год; показаны динамика численности мигрантов во внутренней, международной, трудовой, вынужденной миграции; определены тенденции: увеличения численности прибывших и выбывших мигрантов в общей и внутрироссийской миграции; увеличения и уменьшения прибывших в международной миграции с разными странами; увеличения выбывших в страны СНГ; сокращения миграционного прироста в целом, городском и сельском населении; роста численности участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; сокращения количества вынужденных переселенцев и беженцев; увеличения численности людей, получивших временное убежище; увеличения и уменьшения трудовых мигрантов из разных стран.
Основной вывод связан с необходимостью кардинального изменения основных подходов к миграционной политике, усилением контроля за миграцией, на что обращал особое внимание Президент.
Обзор литературы позволяет утверждать, что существует большое количество публикаций, в которых дан содержательный анализ таких актуальных проблем, как миграционная политика, государственное регулирование миграционных процессов, управление миграционными процессами, внутренняя, международная, трудовая, вынужденная. нелегальная миграция, реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, миграционные процессы как фактор национальной безопасности, миграционное законодательство, преступления в сфере миграции, миграционные процессы в российских регионах, адаптация и интеграция мигрантов.
Ключевые слова: беженец, внутренняя миграция, временное убежище, выбывший, вынужденный переселенец, квота, концепция, международная миграция, мигрант, миграционный прирост, план, потребность, преступление, прибывший, прогноз, репатриант, соотечественник, тенденция, трудовая миграция.
© Аверин А.Н., Понеделков А.В., Крицкая А.А., Степанов К.В. 15
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MIGRATION IN MODERN RUSSIA
Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Anna A. Kritskaya3, Konstantin V. Stefanov4
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
2 3South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 4Southern Federal University4
Abstract. The relevance of the research topic follows from the speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at the board of the Ministry of Internal Affairs on April 02, 2024. In connection with the terrorist attack on March 22 in Krasnogorsk, Moscow Region, at the Crocus City Hall concert hall, which was committed by Tajik migrants, the President stressed that it is necessary to radically and profoundly change approaches to migration policy. It is necessary to ensure the security of the state and society, to preserve inter-ethnic and inter-religious harmony, the cultural and linguistic identity of the peoples of the country. Only those people who respect our traditions, language, history and culture should come to live and work in Russia. In many cases, illegal migration, the ideological work of false preachers and Internet sites is a favorable environment for extremist activity and criminality [1]. The purpose of the study is to consider, on the basis of official statistical data, trends in the development of migration in the Russian Federation over a twenty-five-year period. The object of the research is internal, international, labor, and forced migration. Among the research methods used are the statistical method, analysis and synthesis, deduction and induction, and comparison.
In the course of the study, the results were obtained. Official statistical data reflecting migration trends from 1997 to 2022 were used. The dynamics of the number of migrants in internal, international, labor, and forced migration are shown; trends - an increase in the number of arriving and departing migrants in general and internal Russian migration; increasing and decreasing arrivals in international migration with different countries; an increase in those who left for the CIS countries; reduction of migration growth in general, urban and rural population; an increase in the number of participants in the State Program to Assist the Voluntary Resettlement of Compatriots Living Abroad to the Russian Federation; reducing the number of internally displaced persons and refugees; an increase in the number of people granted temporary asylum; increase and decrease in labor migrants from different countries.
The main conclusion is related to the need for a radical change in the main approaches to migration policy, strengthening control over migration, to which the President paid special attention.
A review of the literature allows us to assert that there is a large number of publications that provide a meaningful analysis of such topical problems as migration policy, state regulation of migration processes, management of migration processes, domestic, international, labor, and forced. illegal migration, implementation of the State Program to Assist the Voluntary Resettlement of Compatriots Living Abroad to the Russian Federation, migration processes as a factor of national security, migration legislation, migration crimes, migration processes in Russian regions, adaptation and integration of migrants.
Keywords: refugee, internal migration, temporary asylum, withdrawn, forced migrant, quota, concept, international migration, migrant, migration increase, plan, need, crime, arrived, forecast, repatriate, compatriot, trend, labor migration.
Введение. Бесконтрольный въезд мигрантов вызывает напряжение и конфликты в некоторых российских регионах. Мигранты участвуют в террористических актах и столкновениях на национальной почве, занимаются нелегальной деятельностью, торгуют наркотиками, досрочно расторгают трудовой договор. Утвержден Правительством план мероприятий по реализации в 2024-2025 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. План включает мероприятия:
- по совершенствованию правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда, пребывания, проживания на российской территории иностранных граждан, процесса добровольного переселения в соотечественников и иных лиц;
- по содействию адаптации иностранных граждан;
- по содействию свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников;
- по совершенствованию механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства и т.д. [2].
Результаты. Обсуждение. В 1997 году всего в страну прибыли 3322593 человек и выбыли 2931466 чел., в 2022 году - 4195579 и 4133662 чел. [3]. Во внутрироссийской миграции прибыли 2724942 и 3465232 чел., выбыли 2698479 и 3465232 чел., в том числе внутри регионов коли-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
чество прибывших - 1484063 и 1644181 чел., выбывших - 1484063 и 1644181 чел., из других регионов - 1240879 и 1821051 чел., в другие регионы - 1214416 и 1821051 чел.
Приведенные статистические данные дают основание утверждать, что существует тенденция увеличения численности прибывших и выбывших мигрантов в общей и внутрироссийской миграции, в том числе внутри и за пределами регионов. Среди городского населения прибыли всего 2264689 и 3028028 чел., в пределах страны -1890532 и 2445639 чел.: внутри регионов -964453 и 1005066 чел., из других регионов -926079 и 1440573 чел. Выбыли всего 1941419 и 2947066 чел.: в пределах страны - 1772478 и 2395971 чел., в том числе внутри регионов -884855 и 956039 чел., другие регионы - 887623 и 1439932 чел. Миграционный прирост городского населения в результате передвижений в пределах страны составил 118054 и 49668 чел. чел., в том числе внутри регионов - 79598 и 49027 чел., между регионами - 38456 и 641 чел.
Следовательно, количество прибывших и выбывших увеличилось, миграционный прирост уменьшился. Общая численность прибывших в сельском населении увеличилась с 1057904 до 1167551 чел.: в пределах страны с 834410 до 1019593 чел., в том числе внутри регионов с 519610 до 639115 чел., из других регионов уменьшилась с 326793 до 314800 чел., выбывших с 990047 до 1186596 чел., в пределах страны с 926001 до 1069261 чел., в том числе внутри регионов с 599208 до 688142 чел., в другие регионы с 326793 до 381119 чел. Миграционная убыль сельского населения в результате передвижений в пределах страны составила 91591 и 49668 чел., в том числе внутри регионов 79598 и 49027 чел., между регионами - 11993 и 641 чел.
Если в международной миграции в 1997 году прибыли в нашу страну 597651 чел., то в 2022 году - 730347 чел. Преимущественно мигранты прибыли из стран СНГ - 547386 и 661986 чел. Тенденция такова, что значительно увеличилась численность мигрантов из Армении с 19123 до 59 533 чел., из Киргизии - 13752 до 23540 чел., из Молдовы - с 13750 до 23540 чел., из Таджикистана - с 23053 до 186560 чел., из Узбекистана - с 39620 до 54035 чел., из Украины - с 138231 до 148846 чел., незначительно из Азербайджана - с 29878 до 31773 чел., из Белоруссии - с 17575 до 18824 чел. Сократилось количество мигрантов из Казахстана с 235903 до 64382 чел., из Туркмении - с 16501 до 12133 чел. Ненамного увеличилось число мигрантов из стран дальнего зарубежья с 50265 до 68361 чел. Значительное увеличение прибывших мигрантов произошло из Афганистана с 208 до 1971 чел., из Вьетнама - с 261 до 5655 чел., из Египта - с 40 до 5 947 чел., из Индии - с 259 до 8275 чел., из Ирака - с 47 до 1589 чел., из Китая - с 2861 до 7964 чел., из Марокко - с 166 до 1081 чел., из Сирии - с 483 до 2302 чел., из Турции - с 176 до 2436 чел.
Вместе с тем, значительно уменьшилась численность прибывших мигрантов из Грузии - с 24517 до 6002 чел., из Латвии - с 5658 до 1316 чел., из Литвы - с 1785 до 856 чел., из Эстонии -с 3483 до 714 чел., из Израиля - с 1626 до 521 чел.
Не меньший интерес представляет анализ международной миграции выбывших из нашей страны мигрантов. В 1997 году выбыли 232987 человек, 2022 году - 668430 чел. В основном, они выехали в страны СНГ - 143675 и 583607 чел. Ситуация по выезду в эти страны следующая: Азербайджан - 4302 и 35485 чел., Армения -2578 и 70239 чел., Белоруссия - 18928 и 18985 чел., Казахстан - 25364 и 69329 чел., Киргизия -6296 и 69184 чел., Молдова - 5715 и 21185 чел., Таджикистан - 2474 и 99296 чел., Туркмения -1532 и 15835 чел., Узбекистан - 7370 и 62490 чел., Украина - 69116 и 121579 чел.
Приведенные статистические данные свидетельствую о тенденции увеличения выбывших мигрантов во все страны СНГ. В целом, в отношении стран дальнего зарубежья существует общая тенденция уменьшения количества выбывших. - 89312 и 84823 чел. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в рамках общей сложилась такая тенденция - в одни страны происходило уменьшение, а в другие - увеличение численности выбывших.
Приведем наиболее существенные статистические данные по некоторым странам, подтверждающие эту тенденцию.
Выбыли в Германию 48363 и 2902 чел., в Грузию -3286 и 6198 чел., в Израиль - 12873 и 810 чел., в Индию - 300 и 916 чел., в Китай - 1222 и 10982 чел., в Марокко - 200 и 1658 чел., в Сирию - 256 и 3021 чел., в США - 9087 и 902 чел., в Турцию -356 и 2626 чел.
Миграционный прирост в результате миграционного обмена населением с зарубежными странами составил 364664 и 61917 чел., городского населения - 205216 и 31294 чел., сельского -159448 и 30623 чел.
Статистические данные отражают тенденцию сокращения миграционного прироста, в целом, городском и сельском населении. В 2022 году миграционный прирост обеспечили российские граждане - 227886 чел., прибыли 293093 чел., выбыли 65207 чел. Миграция иностранных граждан привела к миграционной убыли - 165191 чел., в том числе граждан стран СНГ - 144155 чел., прибыли 381417 чел., выбыли 525572 чел., других зарубежных стран - 21036 чел., прибыли 55483 чел., выбыли 76519 чел. [4].
В 2023 году миграционный прирост населения составил 204629 чел. Он был в Центральном федеральном округе - 122937 чел., в СевероЗападном - 35750 чел., в Южном - 53193 чел., в Уральском - 27536 чел. Миграционная убыль населения была в Северо-Кавказском феде-
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
ральном округе - 10262 чел., в Приволжском -672 чел., в Сибирском - 9692 чел., в Дальневосточном - 14161 чел. Наибольший миграционный прирост был в Московской области (81459 чел.), наибольшая убыль - в Дагестане (5311 чел.) и Омской области (5145 чел.) [5].
Необходимо отметить положительную тенденцию роста численности участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с 2010 года (11768 чел.) до 2022 (60546 чел.). Всего прибыли 1 млн 074 тыс. 815 человек. Вместе с тем, эта тенденция проявляется неоднозначно. Вначале было увеличение численности до 2016 года (179660 чел.), затем уменьшение до 2022 года [4]. В Государственной программе могут участвовать репатрианты [6]. В 2023 году в нашу страну приехали 700 репатриантов из западных стран.
Резко сократилась численность вынужденных переселенцев с начала регистрации с 1147354 до 321 чел. [3]. Вынужденных переселенцев из Казахстана было 222 006 чел., стало 27 чел., из Киргизии - 80368 и 5 чел., из Латвии - 19457 и 4 чел., из Литвы - 2859 и 0 чел., из Молдовы -22510 и 0 чел., России - 148542 и 86 чел., из Таджикистана - 206144 и 16 чел., из Туркмении -14153 и 0 чел., из Узбекистана - 164344 и 25 чел., из Украины - 7285 и 30 чел., из Эстонии -11089 и 0 чел. Уменьшилось число вынужденных переселенцев с 1048 до 11 чел. из других стран или не указавших территорию. Произошло значительное уменьшение количества беженцев с начала регистрации с 235065 до 277 чел. Беженцев насчитывалось из Азербайджана 33755 и 6 чел., из Армении - 2474 и 4 чел., из Афганистана - 309 и 178 чел., из Белоруссии - 125 и 1 чел., из Грузии - 46195 и 12 чел., из Казахстана - 40173 и 1 чел., из Киргизии - 16255 и 1 чел., из Латвии - 1568 и 3 чел., из Литвы - 316 и 1 чел., из Молдовы - 4476 и 7 чел., из Таджикистана - 50192 и 0 чел., из Туркмении - 3107 и
0 чел., из Узбекистана - 33049 и 1 чел., из Украины - 2326 и 26 чел., из Эстонии - 814 и 0 чел. В Сирии в 2005 году было 12 беженцев, 2022 году -2. Незначительно увеличилось количество беженцев с 6 до 34 чел. из других государств или не указавших территорию.
С 2007 года существенно увеличилась численность людей, получивших временное убежище, с 1016 до 67496 чел. Таких людей из Азербайджана было 1, стало 37 чел., из Афганистана - 956 и 1146 чел., из Грузии - 20 и 100 чел., из Сирии -
1 и 192 чел., из Таджикистана - 6 и 30 чел., из Туркмении - 1 и 79 чел., из Узбекистана - 1 и 80 чел., из Эстонии - 1 и 3 чел., из Армении - 2 (2009 год) и 26 чел., с 2010 года из Украины - 2 и 57937 чел., из Казахстана - 1 и 40 чел., из Киргизии - 1 и 32 чел., из Латвии - 1 (2014 год) и 12 чел., из Литвы - 1 (2017 год) и 7 чел.. Из других государств или территорий не указано, что было 33 чел., стало 7748 чел.
О тенденциях миграционного прироста можно судить на основе демографического прогноза с 2024 до 2045 года об изменениях численности населения. Прогноз составлен по трем вариантам - низкий, средний и высший. Низкий вариант прогноза предполагает уменьшение миграционного прироста с 164,7 тыс. до 151,2 тыс. чел., средний вариант - с 227,2 тыс. до 221,8 тыс. чел., высший - увеличение с 315,3 тыс. до 421,6 тыс. чел. [7].
В экономике существует высокая потребность в рабочих кадрах. Для снижения кадрового дефицита имеется два основных варианта - повышать производительность труда и заработную плату или завозить рабочую силу из других стран. Рассмотрим тенденции во внешней трудовой миграции с 2010 по 2022 год [8]. В 2010 году 1 млн 640,8 тыс. иностранных граждан получили разрешительные документы для работы в нашей стране, 1 млн 027,9 тыс. имели действующее разрешение на работу, в 2019 году 1693,3 граждан из стран СНГ имели действующий патент на осуществление трудовой деятельности, 47715 иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов имели дей-ст вующее разрешение на работу, в 2022 году соответственно - 2 млн 164,6 тыс. чел., 62,9 тыс., 2 млн 034,7 тыс., 64 390 чел.
Следовательно, снизилась численность граждан из стран СНГ, которые имели действующий патент на осуществление трудовой деятельности.
Произошло увеличение количества иностранных граждан, получивших разрешительные документы для работы, из стран СНГ (1 млн 246,9 тыс. и 2 мл н 1 04,7 тыс. чел.), значительное сокращение из стран Европейского Союза (30 тыс. и 9,3 тыс. чел . ) , из других стран (362 тыс. и 59,4 тыс. чел.).
Увеличилась численность граждан Таджикистана (268,6 тыс. и 786,1 тыс. чел.) и Узбекистана. (511,5 тыс. и 1 млн 255,7 тыс. чел.).
Сократилось количество действующих разрешений на работу из стран СНГ (858,9 тыс. и 16,9 тыс. чел.), из Европейского Союза (13 тыс. и 0,3 тыс. чел.), из стран дальнего зарубежья (140,2 тыс. и 45,3 тыс. чел.).
Примерно на одном уровне сохранилось число высококвалифицированных специалистов, имеющих действующее разрешение на работу, из стран СНГ (3252 и 3050 чел.), сократилось из Европейского Союза (9373 и 5824 чел.), увеличил о сь из стран дальнего зарубежья (35042 и 55439 чел.).
Граждане Европейско-Азиатского экономического союза работают в России без оформления патента или разрешения на работу. На них не расп ространяются квоты на допустимую долю и н остра н цев. В 2022 году на работу приехали 1,7 млн человек. Стало меньше российских граждан, выезжающих на работу за границу: в страны Азии (15516 и 7042 чел.), Америки (24295 и
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
11643 чел.), стало больше в страны Африки (6452 и 12324 чел.), в Австралию и Океанию (4063 и 5460 чел.). Сохранился уровень выезда в страны Европы (19910 и 19128 чел.). Выезжают руководители, специалисты, рабочие, в основном, с высшим и средним профессиональным образованием, по продолжительности профессиональной деятельности до 6 месяцев, от 6 месяцев до одного года.
В 2023 году по сравнению с 2022 годом меньше приехало таджиков, узбеков, казахов, молдаван, киргизов, белорусов, армяней, азербайджанцев. Предполагается, что приедут 10 тыс. рабочих из Кении. Работодатели заинтересованы в привлечении работников из Вьетнама и Корейской народно-демократической республики.
Мигранты совершают преступления. В 2022 году преступлений было 40154, в 2023 - 38936. В миграционной сфере совершают преступления сотрудники контрольных органов. В суд отправлено 110 уголовных дел о преступлениях чиновников [9].
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
На 2024 год определена потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих на основании визы, в количестве 155929 человек. Утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим на основании визы: 155929 приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности; 155929 раз решен и й на работу. Самая высокая потребность в привлечении рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах (30781 чел.), операторах, аппаратчиках, машинистах и слесарях-сборщиках стационарного оборудования (22188 чел.), рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности (15585 чел.), других профессий квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий (40525 чел.) [10].
Заключение. Можно предположить, что предполагаемые кардинальное изменения в подходах к миграционной политике, тщательный качественный контроль за миграцией позволят решить многие проблемы миграционного развития.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Расширенное заседание коллегии МВД // Президент России. URL : kremlin.ru
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 января 2024 года № 30-р. URL : https://ivo.garant.ru
3. Демография. Официальная статистика. Население. Демография. Миграция. URL : rosstat.gov.ru
4. Численность и миграция населения российского населения в 2022 году. Статистический бюллетень // Информационно-аналитические материалы. URL : rosstat.gov.ru
5. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2023 году // Российская газета. 2024. 26 марта.
6. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Система «ГАРАНТ». URL : garant.ru
7. Демография. Официальная статистика. Население. Демография. Демографический прогноз. URL : rosstat.gov.ru
8. Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. URL : rosstat.gov.ru
9. Козлова Н. Жадность виновата // Российская газета. 2024. 01 февраля.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2023 года № 1980 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2024 год». URL : https://ivo.garant.ru
References:
1. Extended meeting of the collegium of the Ministry of Internal Affairs // President of Russia. URL : kremlin.ru
2. Order of the Government of the Russian Federation dated January 16, 2024 № 30-r. URL : https://ivo.garant.ru
3. Demographics. Official statistics. Population. Demography. Migration. URL : rosstat.gov.ru
4. Number and migration of the Russian population in 2022. Statistical Bulletin // Information and Analytical Materials. URL : rosstat.gov.ru
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
5. The main indicators of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation in 2023 // Ros-siyskaya gazeta. 2024. March 26.
6. Decree of the President of the Russian Federation of June 22, 2006 № 637 «On Measures to Assist Voluntary Migration to the Russian Federation of Compatriots Living Abroad» // Sistema «GARANT» URL : garant.ru
7. Demography. Official statistics. Population. Demography. Demographic Forecast. URL : rosstat.gov.ru
8. Labor and employment in Russia. 2023. Statistical Collection. URL : rosstat.gov.ru
9. Kozlova N. Greedy is to blame. 2024. February 01.
10. Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2023 № 1980 «On Determining the Need to Attract Foreign Workers Arriving in the Russian Federation on the Basis of a Visa, Including by Priority Professional Qualification Groups, and Approval of Quotas for 2024». URL : https://ivo.garant.ru
Информация об авторах
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации апауепп[email protected]
ОЯСЮ https://orcid.org/0009-0009-0579-8545
Понеделков Александр Васильевич
доктор политических наук, профессор,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Крицкая Анна Александровна
кандидат политических наук, доцент,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
https://orcid.org/0000-0001-5890-0528
Степанов Константин Владимирович
кандидат юридических наук, доцент,
Южный федеральный университет [email protected] ORCID 0009-0004-2534-8916
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophy, Professor,
Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
anaverinl [email protected]
ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545
Alexander V. Ponedelkov
Doctor of Political Sciences, Professor,
South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Anna A. Kritskaya
Candidate of Medical Sciences,
Associate Professor,
South-Russian Institute of Management,
a branch of the Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
https://orcid.org/0000-0001-5890-0528
Konstantin V. Stepanov
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Southern Federal University [email protected] ORCID 0009-0004-2534-8916