Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
236
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брак / беженец / возраст / внутрироссийская миграция / временное убежище / вынужденный переселенец / гражданство / международная миграция / миграционный прирост / образование / соотечественник / проживающий за рубежом / трудовой мигрант / федеральный округ. / marriage / refugee / age / domestic migration / temporary asylum / forced migrant / citizenship / international migration / migration growth / education / compatriot living abroad / labor migrant / federal district.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Карепова Светлана Геннадьевна, Селезнёв Игорь Александрович

Актуальность темы состоит в том, в современном мире, в том числе, в Российской Федерации миграция населения является актуальной и не решенной проблемой. Цель – рассмотреть сложившуюся в современном российском обществе миграционную ситуацию, задача – показать ее изменение в условиях таких внешних вызовов, как пандемия коронавируса, санкции в отношении нашей страны, специальная военная операция. Методами исследования являются анализ, синтез, дедукция, индукция, статистический метод. В качестве объекта исследования выступают миграционные процессы. К результатам исследования следует отнести использование итогов Всероссийской переписи населения 2020 года о миграции населения, о временно находившихся в нашей стране людях, которые постоянно проживают за рубежом. Показаны такие аспекты миграции, как миграционный прирост и миграционная убыль по федеральным округам, в международной миграции, гражданство, национальный, возрастно-половой состав, брачное состояние мигрантов, участие в миграционных процессах иностранных трудовых мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, людей, получивших временное убежище, соотечественников, проживающих за рубежом. Основными положениями вывода являются: необходимость достижения цели, соблюдение принципов, выполнение задач, сформулированных в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 2025 годы; необходимость развития основных направлений миграционной политики в области совершенствования правовых и организационных механизмов; необходимость создания условий для адаптации иностранных граждан; необходимость содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников; необходимость создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития; необходимость совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства и коррупционных нарушений; оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на российской территории. Следует принимать во внимание, что временно прибывшие люди неравномерно расселены по федеральным округам; большое значение имеет миграционный прирост, оказывающий влияние на численность населения; необходимость привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов; значение упрощенной процедуры трудоустройства и получения вида на жительство для высококвалифицированных иностранных специалистов; существует нерешенная проблема преступления в сфере миграционных отношений. При обзоре литературы нужно подчеркнуть, что в многочисленных научных публикациях дан содержательный анализ актуальных проблем миграционных процессов, место миграции в демографическом развитии. Вместе с тем они были опубликованы в основном до проведения Всероссийской переписи населения 2020 года. В данной статье использованы ее итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION SITUATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The relevance of the topic lies in the fact that in the modern world, including in the Russian Federation, population migration is an urgent and unsolved problem. The goal is to consider the migration situation that has developed in modern Russian society, the task is to show its change in the face of such external challenges as the coronavirus pandemic, sanctions against our country, and a special military operation. The research methods are analysis, synthesis, deduction, induction, statistical method. The object of the study is migration processes. The results of the study include the use of the results of the All-Russian Population Census of 2020 on migration, on people who were temporarily in our country and permanently reside abroad. Such aspects of migration as migration growth and migration decline in federal districts, in international migration, citizenship, national, age and sex composition, marital status of migrants, participation in migration processes of foreign labor migrants, refugees, internally displaced persons, people who have received temporary asylum, compatriots living abroad are shown. The main provisions of the conclusion are: the need to achieve the goal, compliance with the principles, fulfillment of the tasks formulated in the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019 2025[1]. It is necessary to develop the main directions of migration policy in the field of improving legal and organizational mechanisms; creating conditions for the adaptation of foreign citizens; promoting the free movement of students, researchers and teachers; creating conditions for reducing the disproportion in the distribution of the population and solving the problems of spatial development; improvement of mechanisms for the prevention, prevention, detection and suppression of violations of migration legislation and corruption violations; providing assistance to foreign citizens seeking protection on Russian territory. It should be taken into account that temporarily arrived people are unevenly settled in the federal districts; Migration growth, which affects the population, is of great importance; the need to attract highly qualified foreign specialists; the importance of a simplified procedure for employment and obtaining a residence permit for highly qualified foreign specialists; There is an unresolved problem of crime in the field of migration relations. When reviewing the literature, it should be emphasized that numerous scientific publications provide a meaningful analysis of the current problems of migration processes, the place of migration in demographic development. At the same time, they were published mainly before the 2020 All-Russian Population Census. This article uses its results

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.61.96.003 УДК 314.7

© ®

Attribution

сс by

МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Карепова С.Г.3, Селезнев И.А.4

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, 4Институт социально-политических наук ФНИСЦ РАН;

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Аннотация. Актуальность темы состоит в том, в современном мире, в том числе, в Российской Федерации миграция населения является актуальной и не решенной проблемой. Цель -рассмотреть сложившуюся в современном российском обществе миграционную ситуацию, задача - показать ее изменение в условиях таких внешних вызовов, как пандемия коронавируса, санкции в отношении нашей страны, специальная военная операция. Методами исследования являются анализ, синтез, дедукция, индукция, статистический метод. В качестве объекта исследования выступают миграционные процессы.

К результатам исследования следует отнести использование итогов Всероссийской переписи населения 2020 года о миграции населения, о временно находившихся в нашей стране людях, которые постоянно проживают за рубежом. Показаны такие аспекты миграции, как миграционный прирост и миграционная убыль по федеральным округам, в международной миграции, гражданство, национальный, возрастно-половой состав, брачное состояние мигрантов, участие в миграционных процессах иностранных трудовых мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, людей, получивших временное убежище, соотечественников, проживающих за рубежом.

Основными положениями вывода являются: необходимость достижения цели, соблюдение принципов, выполнение задач, сформулированных в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы; необходимость развития основных направлений миграционной политики в области совершенствования правовых и организационных механизмов; необходимость создания условий для адаптации иностранных граждан; необходимость содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников; необходимость создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития; необходимость совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства и коррупционных нарушений; оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на российской территории. Следует принимать во внимание, что временно прибывшие люди неравномерно расселены по федеральным округам; большое значение имеет миграционный прирост, оказывающий влияние на численность населения; необходимость привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов; значение упрощенной процедуры трудоустройства и получения вида на жительство для высококвалифицированных иностранных специалистов; существует нерешенная проблема преступления в сфере миграционных отношений.

При обзоре литературы нужно подчеркнуть, что в многочисленных научных публикациях дан содержательный анализ актуальных проблем миграционных процессов, место миграции в демографическом развитии. Вместе с тем они были опубликованы в основном до проведения Всероссийской переписи населения 2020 года. В данной статье использованы ее итоги.

Ключевые слова: брак, беженец, возраст, внутрироссийская миграция, временное убежище, вынужденный переселенец, гражданство, международная миграция, миграционный прирост, образование, соотечественник, проживающий за рубежом, трудовой мигрант, федеральный округ.

MIGRATION SITUATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Svetlana G. Karepova3, Igor A. Seleznev4

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, 4Institute of Socio-Political Studies of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences; Lomonosov Moscow State University

Abstract. The relevance of the topic lies in the fact that in the modern world, including in the Russian Federation, population migration is an urgent and unsolved problem. The goal is to consider the migration situation that has developed in modern Russian society, the task is to show its change in the face of such external challenges as the coronavirus pandemic, sanctions against our country, and a special military operation. The research methods are analysis, synthesis, deduction, induction, statistical method. The object of the study is migration processes.

The results of the study include the use of the results of the All-Russian Population Census of 2020 on migration, on people who were temporarily in our country and permanently reside abroad. Such aspects of migration as migration growth and migration decline in federal districts, in international migration, citizenship, national, age and sex composition, marital status of migrants, participation in migration processes of foreign labor migrants, refugees, internally displaced persons, people who have received temporary asylum, compatriots living abroad are shown.

The main provisions of the conclusion are: the need to achieve the goal, compliance with the principles, fulfillment of the tasks formulated in the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025 [1]. It is necessary to develop the main directions of migration policy in the field of improving legal and organizational mechanisms; creating conditions for the adaptation of foreign citizens; promoting the free movement of students, researchers and teachers; creating conditions for reducing the disproportion in the distribution of the population and solving the problems of spatial development; improvement of mechanisms for the prevention, prevention, detection and suppression of violations of migration legislation and corruption violations; providing assistance to foreign citizens seeking protection on Russian territory. It should be taken into account that temporarily arrived people are unevenly settled in the federal districts; Migration growth, which affects the population, is of great importance; the need to attract highly qualified foreign specialists; the importance of a simplified procedure for employment and obtaining a residence permit for highly qualified foreign specialists; There is an unresolved problem of crime in the field of migration relations.

When reviewing the literature, it should be emphasized that numerous scientific publications provide a meaningful analysis of the current problems of migration processes, the place of migration in demographic development. At the same time, they were published mainly before the 2020 All-Russian Population Census. This article uses its results

Keywords: marriage, refugee, age, domestic migration, temporary asylum, forced migrant, citizenship, international migration, migration growth, education, compatriot living abroad, labor migrant, federal district.

Введение. Для характеристики миграционной ситуации в современном российском обществе с учетом внешних вызовов рассмотрим итоги Всероссийской переписи населения 2020 года о временно находившихся в нашей стране людях, которые постоянно проживают за рубежом. 645800 человек указали прибытие в 1991 году и ранее, в 1991-2002 годы - 599300, 2003-2010 годы - 272660 [2]. В 2011-2021 годы насчитывалось 2149490, которые указали год прибытия, 271649 не указали. При анализе миграционной ситуации авторами также использовались статистические данные о миграционных процессах и публикации в средствах массовой информации.

Результаты. Обсуждение. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, указали цель приезда 294224 человек, в том числе, 235368 постоянно проживают в странах СНГ, 28988 - в других странах; не указали страну проживания 29 868, городское население - соот-

ветственно 234858; 186339; 22451; 26068, сельское - 59366; 49029; 6537; 3800. Временно находящихся из стран СНГ свыше 20 тыс. приходится на Узбекистан (86175), Таджикистан (41613), Украину (23994), Киргизию (23994), из других стран СНГ меньше 15 тыс. - Армения (14537), Беларусь (14060), Казахстан (12903), Азербайджан (9117), Республика Молдова (4763), Туркменистан (4262). Из других стран наибольшее количество временно находящихся - это Китай (4967), Турция (3434), Индия (2627), Грузия (1954), Вьетнам (1608), Германия (1020), наименьшее - Йемен (122), Южная Осетия (139), Бангладеш (142). Следует отметить, что из развитых западных стран также немного временно находится людей в нашей стране - из США (518), Франции (455), Италии (378), Израиля (366), Великобритании (261), Финляндии (161).

Временно прибывшие люди неравномерно расселены по федеральным округам: в Централь-

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

ном - 145829, Северо-Западном - 18770, Южном -18724, Северо-Кавказском - 2182, Приволжском -22950, Уральском - 12247, Сибирском - 12828, Дальневосточном - 60694. Неравномерно распределены временно находящиеся люди в границах федерального округа. Например, в Центральном округе: 71870 - в Московской области, 50643 - Москве, 189 - Ивановской области, Дальневосточном: 22193 - Приморском крае, 125 - Еврейской автономной области. С целью работы, учебы и частной поездки находятся 260768 человек, указали гражданство - 183631, из них российское - 10675, стран СНГ - 154380, других стран - 15525, без гражданства - 3051, не назвали гражданство - 77137. Больше всего граждан Узбекистана (64079), меньше - Польша (57), Эстония (58), Южная Осетия (59).

В России проживают 12 млн иммигрантов, насчитывается 10 млн эмигрантов. Доля мигрантов составляет 8 % населения. В январе-июне 2023 года приехали 1893234 человек из Узбекистана, 1280929 - Таджикистана, 467112 - Киргизии, 219615 - Казахстана, 199729 - Белоруссии, 198425 - Армении, 168172 - Азербайджана, 150723 - Китая, 125903 - Украины, 55113 - Молдовы, 46120 - Турции, 35667 - Туркмении, 28974 -Индии, 19234 - Египта, 17362 - Ирана, 14138 -Германии [3]. Как свидетельствуют эти данные, большинство мигрантов прибыли из стран бывшего Советского Союза.

Большое значение имеет миграционный прирост, оказывающий влияние на численность населения. В 2022 году миграционный прирост составил 34895 человек. [4]. Он был в четырех федеральных округах - Центральном (126920), Северо-Западном (27821), Южном (3859), Уральском (434). В других федеральных округах была миграционная убыль - Северо-Кавказском (18135), Приволжском (33160), Сибирском (33917), Дальневосточном (37927). Лидером по миграционному приросту является Москва (88687), миграционной убыли - Белгородская область (11867).

В 2021 году превышение миграционного прироста над естественной убылью позволило увеличить численность населения в десяти регионах -в Адыгее, Краснодарском и Камчатском краях, в Чукотском автономном округе, в Калининградской, Калужской, Ленинградской, Московской, Тюменской областях, в Севастополе. Наибольшее замещение естественной убыли миграционным приростом было в Чукотском автономном округе (1450), Севастополе (462,9), Тюменской области (391), наименьшее - в Костромской области (0,4), Удмуртии (0,6).

Федеральные округа имели следующие ранги по коэффициенту миграционного прироста: Центральный - 3 ранг (коэффициент миграционного прироста на 1 тыс. человек - 4,9), СевероЗападный - 2 (5,2), Южный - 1 (коэффициент миграционной убыли - 5,4), Северо-Кавказский -8 (коэффициент миграционной убыли - 0,3),

Приволжский - 5 (1), Уральский - 4 (2,4), Сибирский - 7 (0,7), Дальневосточный - 6 (0,9). Среди регионов первый ранг имеет Севастополь (29,8), 84-й ранг - Коми (коэффициент миграционной убыли - 5,3). Необходимо отметить миграционный прирост в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (6 889). Наибольшие показатели миграционного прироста существовали в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (9332), миграционной убыли - Коми (4247). Среди городского населения миграционный прирост составил 25548, сельского населения миграционная убыль - 18 659.

Во внутрироссийской миграции в городских поселениях из городских поселений мигрировали 1 708619 чел., из сельской местности - 811027, в сельской местности из городских поселений -754902, из сельской местности - 334972. В международных передвижениях со странами СНГ наибольшее количество мигрантов прибыли из Таджикистана (126840), Украины (122669), выбыли - на Украину (58000), с другими странами -из Индии (7132), Грузии (6506), Китая (6465), Вьетнама (5426), выбыли в другие страны - Грузию (2668), Китай (2217), Индию (2125), Вьетнам (2024), миграционный прирост обеспечили мигранты из Индии (5007), Китая (4248), Грузии (3838), Вьетнама (3402). Московская область является лидером по числу прибывших из стран СНГ (67424), выбывших в эти страны (19270), миграционному приросту (48154), прибывших из других стран (3343), миграционному приросту с другими странами (2177). Москва лидирует по числу прибывших из других стран (2425), выбывших в другие страны (3041).

Миграционный прирост обеспечили 225154 мигранта, состоявшие в браке и 110463 никогда не состоявшие, 12396 - вдовые, 22035 - разведенные. Соответственно со странами СНГ - 212407; 95434; 12065; 21428, с другими странами -12747; 15029; 331; 3600. В международной миграции миграционный прирост с учетом образовательного уровня со странами СНГ и другими странами обеспечен соответственно за счет мигрантов с высшим образованием (37664 и 3642), неполным высшим (29436 и 3432), средним профессиональным (79281 и 3404), начальным профессиональным (18 851 и 821), средним общим (136626 и 16285), основным средним (28892 и 1137), начальным и не имеющих образования (5750 и 245).

Возрастно-половой состав мигрантов следующий. Моложе трудоспособного возраста прибыли 814036, выбыли - 769555, миграционный прирост - 44481, в трудоспособном возрасте -2975222; 2632 721; 342501, старше трудоспособного возраста - 488184; 445264; 42920. Среди прибывших мужчин - 2061552, женщин -2215890, среди выбывших - 1812022 и 2035518; миграционный прирост - 249530 и 180372. В международной миграции прибывших моложе трудоспособного возраста было 64489, трудоспособном - 531517, старше трудоспособного -

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

71916, выбывших - 20008; 189015; 28997. Прибыли 384159 мужчин и 283763 женщины, выбыли -134629 и 103391, миграционный прирост -249530 и 180372. В городском населении прибыли 530173, выбыли - 191091, миграционный прирост - 339082, в сельском населении -137749;46929;90820.

Цели приезда мигрантов-иностранцев разнообразные: служебные поездки (606395), работа (2597974), туризм (288308), частные поездки (6158114), учеба (286247), постоянное место жительства (25349), транзит (26993), обслуживающий персонал транспортных средств (2129184). У граждан стран СНГ и других стран преобладают частные поездки 5186808; 971306. С 2014 года с юго-востока Украины в нашу страну приехали свыше 5 млн человек. От 1,5 до 2 млн возвращались в освобожденные регионы, затем от разрухи, обстрелов, диверсий опять уезжали [5].

По гражданству в международной миграции прибывшие, выбывшие, обеспечивавшие миграционный прирост представлены, соответственно, российскими гражданами (277372; 63915; 213457), иностранными гражданами (389988; 173765; 216223), лицами без гражданства (562; 340; 222). В численности иностранных граждан -это граждане стран СНГ (341793; 155193; 186600), других стран (48195; 18572; 29623). Превалируют граждане Таджикистана (73910; 24225; 49685). Миграционный прирост обеспечен за счет 146175 мигрантов, которые проживали по предыдущему месту жительства с рождения и 309 365 - не с рождения, в том числе со странами СНГ и Балтии (140960; 277718), другими странами (5215; 31647). Удельный вес мигрантов, проживавших по предыдущему месту жительства, с рождения равен 32,7 %, не с рождения - 67,3 %, соотношение со странами СНГ -34,3 % и 66,7 %, другими странами - 16,5 % и 83,5 %.

Необходимо отметить, что на рынке труда работают иностранные трудовые мигранты. 2 млн 128,4 тыс. иностранных граждан получили разрешительные документы на работу в течение года, в том числе, 2 млн 086,2 тыс. чел. из стран СНГ, 0,5 тыс. из стран Европейского Союза, 41,5 тыс. из других стран [6]. В основном, представлены Узбекистан (1 млн 244,1 тыс.), Таджикистан (730,2 тыс.), Азербайджан (62,4 тыс.), Украина (33,6 тыс.), Китай (19,3 тыс.), Республика Молдова (15,6 тыс.), Вьетнам (8,8 тыс.), Турция (3,9 тыс.). 54 тыс. имели действующее разрешение на работу, из них из стран СНГ 31,1 % от общей численности, из стран Европейского Союза -0,8 %, из других стран - 67,5 %. Доля Китая составила 31,5 %, Вьетнама - 15,7 %, Узбекистана -12,8 %, Турции - 5,9 %, других стран - от 2,8 % до 0,1 %. Среди возрастных групп преобладает численность людей в возрасте 30-39 лет (18,3 тыс.) и 40-49 лет (15,1 тыс.). 2 млн 075,1 тыс. иностранных граждан имели действующий патент на осуществление трудовой деятельности.

В процентах от общей численности - это Узбекистан (59,2 %), Таджикистан (35,4 %), Азербайджан (3 %), Украина (1,7 %), Республика Молдова (0,8 %). Преобладает численность людей в возрасте 18-29 лет (866 тыс.), 30-39 лет (661, тыс.), 40-49 лет (388,2 тыс.).

В 2022 году 6,9 тыс. граждан Узбекистана имели разрешение на работу и 1 млн 216 тыс. - патент, Таджикистана - 3,9 тыс. и 7587,5 тыс., Азербайджана - 1,5 тыс. и 51,4 тыс., Республики Молдова - 0,5 тыс. и 5,5 тыс., Киргизии - 1,1 тыс. и 0,2 тыс. Имели разрешение на работу 20,6 тыс. граждан Китая, 12,7 тыс. - Вьетнама, 3,9 тыс. -Индии, 2,8 тыс. - Турции, 1,4 тыс. - Армении [7].

Больше всего трудовых мигрантов прибыли в Москву и Московскую область (4,8 млн), Санкт-Петербург и Ленинградскую область (1,5 млн), Татарстан (0,192 млн), края: Краснодарский (0,319 млн), Приморский (0,211 млн), Красноярский (0,18 млн), области: Иркутскую (0,275 млн), Свердловскую (0,264 млн), Амурскую (0,216 млн). Меньше всего их оказалось в Ненецком автономном округе (0,2 млн), Калмыкии (0,27 млн). Трудовые мигранты предпочитают сферы деятельности со сдельной оплатой труда - такси, курьерские службы, логистические центры, в которых работают комплектовщиками заказов, строительство. Здесь заработная плата зависит от количества выполненных заказов. Трудовые мигранты отрабатывают больше часов, берут дополнительные заказы. На сезонные работы приезжают около 100 тыс. трудовых мигрантов. В 2022 году работали около 4 млн иностранцев. В январе-марте 2023 года на заработки приехали 1,3 млн трудовых мигрантов [8]. В основном, приехали из Узбекистана (630859), Таджикистана (349357), Киргизии (172571), Армении (47337), Казахстана (34783). Причинами приезда являются заработная плата, которая больше, чем в их странах, избыточный рынок труда - работников больше, чем рабочих мест. В строительстве существует дефицит рабочих. На начало 2023 года не хватало 188 тыс. человек. Наиболее дефицитными специальностями являются монтажник технологических трубопроводов, бетонщик, электрогазосварщик, арматурщик. Основные причины дефицита кадров в строительстве -демографический спад, отток мигрантов в пандемию, интенсивное развитие строительной отрасли.

Нам нужны мигранты высокой квалификации, например, специалисты по информационным технологиям. Для их привлечения упрошена процедура трудоустройства и получения вида на ж и тельство в нашей стране. Специалисты имеют право с аккредитованными организациями заключать трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг без оформления разрешения на работу и патента. Работодатели имеют право привлекать специалистов без получения разрешения на привлечение и использование работников. После трудоустройства иностранный специалист и члены его

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

семьи могут получить право в упрощенном порядке вида на жительство без срока действия [9]. Высококвалифицированные иностранные специалисты и члены их семей могут оформить бессрочный вид на жительство в упрощенном порядке. Для этого надо выполнить условия: что они проживали в нашей стране не менее двух лет по виду на жительство, оформленному на срок действия разрешения на работу специалиста высокой квалификации, работодатель должен заплатить с его доходов все налоги. С 01 марта 2024 года повышается заработная плата не менее 750 тыс. в квартал, то есть 250 тыс. в месяц. Упрощенный порядок получения вида на жительство установлен для иностранцев, которые в период проведения специальной военной операции заключают контракт на прохождение военной службы в Вооруженных Силах или в воинских формированиях на срок один год, а также на членов их семей, в том числе в случае смерти такого человека. Выдача вида на жительство предусмотрена для иностранного гражданина, осуществляющего инвестиции в нашей стране, и членам его семьи [10].

В области трудовой миграции имеется много нерешенных проблем - наличие нелегальных мигрантов, образование этнических анклавов, появление экстремистских и террористических настроений, враждебные отношения с местным населением, плохое знание русского языка, адаптация мигрантов, преступность. В 2022 году правоохранительные органы расследовали 37 тыс. преступлений мигрантов, из них 60 % совершено жителями среднеазиатских стран. В суд отправили 1633 дела о преступлениях мигрантов [11]. В январе-мае 2023 года иностранцы совершили более 18 тыс. преступлений, в том числе тяжкие и особо тяжкие преступления -половые преступления, причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков [12]. В первом квартале возбуждено больше 550 уголовных дел по преступлениям мигрантов и больше 500 дел отправлены в суды. Основное число преступлений совершается в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Курганской, Челябинской, Тамбовской областях. Следует отметить, что российские граждане также совершают преступления в сфере миграционных отношений - получение взяток от приезжих людей, фиктивная постановка иностранцев на миграционный учет. В Москве и Московской области выявлено преступное сообщество, которое существовало с 2018 года [13]. В хостелах проводилась массовая фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан. Ставили на учет в том числе людей, которые находятся в нашей стране в нарушение миграционного законодательства. За деньги предоставляли услуги по изготовлению миграционных документов, миграционных карт с отметками о пересечении государственной границы без фактического выезда из России. Покровительство оказывали руководители и сотрудники ОВМ ОМВД одного из столичных районов.

Обсуждается вопрос о возможной амнистии трудовых мигрантов, депортированных за нарушение миграционного законодательства - тех, кто не оформил своевременно документы, задержались с выездом из России. Ранее такая практика была в отношении граждан Республики Молдова, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Нерешенной проблемой является плохое знание русского языка детьми мигрантов. 75 % детей мигрантов плохо знают русский язык. 7-9 % детей родители-мигранты не пускают в школу. Совет по развитию гражданского общества и правам человека предлагает для детей мигрантов создать бесплатные курсы по изучению русского языка как иностранного языка и затем они получат разрешение учиться в российской школе. Владение русским языком должно стать условием для получения пособий на детей родителями-мигрантами, ставшими российскими гражданами, при условии обучения их детей в школе после изучения ими русского языка как иностранного на специальных курсах [14].

В трудовой миграции принимают участие россияне, которые выезжают на работу в другие страны. В 2020 году выехали 45463 человека, 17634 (38,8 %) - в страны Европы, 5604 (12,3 %) -страны Азии, 9097 (20 %) - страны Африки, 9039 (19,9 %) - страны Америки, 4089 (9 %) - Австралию и Океанию. [15]. Наибольшее количество выехали на работу в Либерию (6804; 15 %). Выехали 44604 мужчин и 859 женщин. Преобладают специалисты (16867), рабочие (15879), руководители (11811), люди с высшим образованием (56,9 %), по продолжительности профессиональной деятельности до 6 месяцев (80,5 %).

В миграционных процессах участвуют беженцы, вынужденные переселенцы, люди, получившие временное убежище. Статус беженца имеет 331 человек, 57,1 % (189) - из Афганистана, 16,3 % (54) - с Украины, 3,6 % (12) - Грузии, по 1,8 % (по 6 человек) - Азербайджана и Узбекистана, 1,5 % (5) - Киргизии, 1,2 % (4) - Таджикистана, 0,6 % (2) - Сирии, 0,3 % (1) - Казахстана, 15,7 % (52) - из других стран [16]. Численность вынужденных переселенцев составляет 700 человек. 39,6 % (277) прибыли из Грузии, 9,9 % (69) - Казахстана, 6,4 % (45) - Азербайджана, по 5,3 % (по 37) - Таджикистана и Узбекистана, 3,7 % (26) -Украины, 1,1 % (8) - Киргизии, 0,9 % (6) - Сирии,

6.1 % (43) - из других стран. Из России зарегистрированы 152 (21,7 %) вынужденных переселенцев. 10581 человек получили временное убежище. 83,8 % (8867) прибыли из Украины, 6,9 % (732) - Афганистана, 2,8 % (295) - Сирии,

1.2 %, (122) - Грузии, 0,7 % (74) - Узбекистана, 0,5 % (51) - Туркмении, по 0,3 % (по 30) - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, 3,2 % (335) - из других стран. Наибольшее количество беженцев состоит на учете в Москве (238), вынужденных переселенцев - Северной Осетии-Алании (301), людей, получивших временное убежище, - Ленинградской области и Санкт-Петербурге (1684), Калужской области (1335). В городской и сельской местности поселились соответственно 303

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

и 28 беженцев, 435 и 265 вынужденных переселенцев, 8095 и 2486 людей, получивших временное убежище. Среди беженцев насчитывается 215 мужчин и 116 женщин, вынужденных переселенцев - 314 и 386, людей, получивших временное убежище, - 5806 и 4775. В трудоспособном возрасте - 234 беженца, 535 вынужденных переселенцев, 8040 людей, получивших временное убежище. С 2010 по 2021 год увеличилась количество соотечественников, проживающих за рубежом, прибывших в нашу страну в качестве участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, с 11768 до 73563, всего - 1014369. Больше 2 тыс. участников переселилось в Тульскую (8022), Челябин-

скую (6317), Калужскую (5052), Новосибирскую (4991), Омскую (3329), Самарскую (3296), Воронежскую (3245), Калининградскую (2773), Тамбовскую (2669), Кемеровскую (2668), Саратовскую (2091) области.

Заключение. Следует отметить, что авторами получена объективная информация о состоянии современных миграционных процессов в Российской Федерации. Представленный материал может являться условием проведения эффективной миграционной политики на государственном и муниципальном уровнях управления, условием соблюдения прав мигрантов. Статья предназначена для специалистов в области изучения миграционных и демографических процессов.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 45. Ст. 6917; 2023. № 20. Ст. 3534.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Т. 6. Миграция населения. URL : rosstat.gov.ru

3. Гусенко М. Гости дорогие / М. Гусенко // Российская газета. Неделя. 2023. 30 августа.

4. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2022 году // Российская газета. 2023. 29 марта.

5. Емельяненко В. Граждане-скитальцы / В. Емельяненко // Российская газета. 2023. 20 июня.

6. Российский статистический ежегодник. 2022. URL : rosstat.gov.ru

7. Топ-10 стран по количеству трудовых мигрантов в России, конец 2022 года // Российская газета. 2023. 20 марта.

8. Жандарова И. Въездные намерения / И. Жандарова // Российская газета. 2023. 24 мая.

9. Петров И. Патент не нужен / И. Петров // Российская газета. 2023. 16 марта.

10. Жандарова И. Бессрочный вид на жительство получат ряд иностранцев / И. Жандарова // Российская газета. 2023. 18 июля.

11. Козлова Н. Опасный гость / Н. Козлова // Российская газета. 2022. 22 декабря.

12. Козлова Н. Контроль - особый / Н. Козлова // Российская газета. 2023. 13 июля.

13. Козлова Н. Хостел спрятали под крышей / Н. Козлова // Российская газета. 2023. 4 августа.

14. Емельяненко В. Терпимость не резина / В. Емельяненко // Российская газета. 2023. 18 августа.

15. Труд и занятость в России. 2021. Статистический сборник. URL : rosstat.gov.ru

16. Численность и миграция населения Российской Федерации. Статистический бюллетень. 2021. URL : rosstat.gov.ru

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 № 622 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2018. № 45. Art. 6917; 2023. № 20. Art. 3534.

2. Results of the All-Russian Population Census of 2020. Vol. 6. Migration of the population. URL : rosstat.gov.ru

3. Gusenko M. Gosti dorogi // Rossiyskaya gazeta. Week. 2023. August 30.

4. The main indicators of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation in 2022 // Rossiyskaya gazeta. 2023. March 29.

5. Emelianenko V. Citizens-wanderers // Rossiyskaya gazeta. 2023. June 20.

6. Russian Statistical Yearbook. 2022. URL : rosstat.gov.ru

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

7. Top 10 countries by the number of labor migrants in Russia, the end of 2022 // Rossiyskaya Gazeta. 2023. March 20.

8. Zhandarova I. Entry intentions // Rossiyskaya gazeta. 2023. May 24.

9. Petrov I. Patent is not needed // Rossiyskaya gazeta. 2023. March 16.

10. Zhandarova I. Indefinite residence permit will receive a number of foreigners / I. Zhandarova // Rossiyskaya gazeta. 2023. July 18.

11. Kozlova N. Opasnyi gost // Rossiyskaya gazeta. 2022. December 22.

12. Kozlova N. Control - special // Rossiyskaya gazeta. 2023. July 13.

13. Kozlova N. Hostel hid under the roof // Rossiyskaya gazeta. 2023. August 4.

14. Emelianenko V. Tolerance is not rubber // Rossiyskaya gazeta. 2023. August 18.

15. Labor and employment in Russia. 2021. Statistical collection. URL : rosstat.gov.ru

16. The number and migration of the population of the Russian Federation. Statistical Bulletin. 2021. URL : rosstat.gov.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

[email protected]

Карепова Светлана Геннадьевна

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии

Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук [email protected]

Селезнёв Игорь Александрович

кандидат социологических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник,

Институт социально-политических ФНИСЦ РАН;

доцент социологического факультета,

Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

seleznev@испи.рф

Author ID - РИНЦ: 7435;

ORCID: 0000-0003-2862-9444

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Russian Academy of National Economy and Public Service

under the President of the Russian Federation [email protected]

ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

Alexander V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation [email protected]

Svetlana G. Karepova

Сandidate of Sociological Sciences, Leading Researcher,

Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences [email protected]

Igor A. Seleznev

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Leading Researcher,

Institute of Socio-Political Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; Associate Professor of the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University [email protected]$ Author ID - PMH^ 7435; ORCID: 0000-0003-2862-9444

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.