УДК 314.7
Стельмах Сергей Анатольевич
кандидат технических наук, магистрант факультета политологии,
Южно-Российский институт управления - филиала Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
sergej [email protected]
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор, профессор,
Институт права и национальной
безопасности Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu. ranepa. ru Омельченко Игорь Владимирович
магистрант факультета политологии, председатель,
общественная наблюдательная комиссия Ростовской области [email protected] Семеренко Алина Сергеевна
магистрант факультета политологии,
Южно-Российский институт управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ [email protected] Sergey A. Stelmax
Cand. tech. sciences', master candidate, Faculty
of Political Science Southern Russian Institute
of Management, The Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
sergej [email protected]
Alexander N. Averin
Professor, Doctor of Philosophy, professor
of Philosophy Division of Department of Philosophy
and Sociology of Institute of Social Sciences
of The Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration (RANEPA)
ponedelkov@uriu. ranepa. ru
Igor V. Omelchenko
master's student of the faculty of political science, Chairman of the public monitoring Commission of the Rostov region [email protected] Alina S. Semerenko
master candidate, Faculty of Political Science Southern Russian Institute of Management,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration
Миграционные потоки в Российской Федерации Migration flows in the Russian Federation
Аннотация. В последние десятилетия проблемы миграции стали одной из широко обсуждаемых тем в странах Запада. По мнению ряда экспертов, современные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности этих государств, поскольку несут с собой разрушение привычной среды, традиций, устоев. В данной статье анализируются основные потоки внешней миграции в России: международная миграция; переселение соотечественников, проживающих за рубежом; вынужденная миграция беженцев, людей, получивших временное убежище; вынужденных переселенцев при их прибытии из других стран; внешняя трудовая миграция.
Ключевые слова: беженец, временное убежище, вынужденный переселенец, международная миграция, соотечественник, трудовая миграция.
Annotation. In recent decades, migration has become a widely discussed topic in western countries. According to some experts, modern migrants pose a threat to national security, as they carry with them the destruction of the usual environment, traditions, foundations. The main flows of external migration are considered - international migration, resettlement of compatriots living abroad, forced migration of refugees, people who have received temporary asylum, internally displaced persons on their arrival from other countries, external labor migration.
Keywords: refugee, temporary asylum, internally displaced person, international migration, compatriot, labor migration.
В последние десятилетия проблемы миграции стали одной из широко обсуждаемых тем в странах Запада. По мнению ряда экспертов, современные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности, поскольку несут с собой разрушение привычной среды, традиций, устоев. [1] В настоящей статье приведен анализ положения дел в данной сфере России.
Миграция населения в Российской Федерации происходит по разным потокам, которые можно разделить на внутреннюю и внешнюю миграцию. Внешней миграцией является международная миграция, переселение соотечественников, проживающих за рубежом, вынужденная миграция беженцев, людей, получивших временное убежище, вынужденных переселенцев при их прибытии из других стран, внешняя трудовая миграция.
В 2019 году международная миграция обеспечила в стране миграционный прирост в 285 103 человека; прибыли в Россию 701 234 чел., выбыли из России 416 131чел., в том числе, соответственно - со странами СНГ - 256 тыс. чел.; 617 997 чел.; 361 997 чел., другими странами - 29 103 чел.; 83 237 чел.; 54 134 чел. [2].
Половой состав международных мигрантов имеет следующую структуру. Прибыли из-за пределов страны 401 801 мужчин и 299 433 женщин, в основном - из стран СНГ. Число выбывших мужчин составляет 238 712 чел., женщин - 177 419 чел. Миграционный прирост в международной миграции обеспечили 163 089 мужчин и 122 014 женщин. Мигранты различаются по возрастному составу. Прибыли 67 699 человек моложе трудоспособного возраста, 557 100 трудоспособного, 76 435 старше трудоспособного возраста, соответственно из стран СНГ - 63 732 чел.; 483 153 чел.; 71 112 чел., из других стран - 3 967 чел.; 73 947 чел.; 5 323 чел. Число выбывших по возрастным категориям составляет 36 069 чел.; 336 747 чел.; 43 315 чел., в страны СНГ - 33 083 чел.; 289 856 чел.; 39 058 чел. Миграционный прирост за счет передвижения за пределы страны обеспечили 31 630 человек моложе трудоспособного возраста, 220 353 трудоспособного, 33 120 старше трудоспособного возраста. 91 732 прибывших мигрантов в возрасте 14 лет и более состояли в браке, 42 909 никогда не состояли в браке, 6 514 вдовые, 14 231 - разведенные, 486 975 человек не указали брачное состояние, среди выбывших соответственно - 156 513 чел.; 92 366 чел.; 10 801 чел.; 18 547чел.; 106 375 чел.
Международные мигранты в возрасте 14 лет и старше имеют разный уровень образования. Миграционный прирост обеспечили 733 мигранта, имеющие (незаконченное) высшее образование (прибыли 9,4 тыс., выбыли 8 667 чел.). Мигранты, имеющие другой уровень образования, обеспечили миграционную убыль. Имели высшее образование 42 041 прибывших и 62 382 выбывших чел., миграционная убыль составила 20 340 чел., соответственно, среднее профессиональное образование - 56 705 чел.; 84 614 чел.; 27 911 чел., начальное профессиональное - 4 545 чел.; 5 125 чел.; 577 чел., среднее общее (полное) - 25 970 чел.; 93 345 чел.; 67 384 чел., основное общее (среднее общее неполное) - 9 456 чел.; 17 108 чел.; 7 593 чел., начальное общее (начальное) и не имеющие образования - 3 205 чел.; 4 710 чел.; 1595 чел. . Следует отметить, что из прибывших мигрантов были 77 докторов и 181 кандидат наук, из выбывших - 139 докторов и 221 кандидат наук, миграционная убыль - 62 и 40. Из стран СНГ прибыли 67 докторов и 165 кандидатов наук, выбыли в эти страны 113 докторов и 164 кандидата наук, доктора обеспечили миграционную убыль (46), кандидаты -миграционный прирост (1). Их других стран прибыли 10 докторов и 16 кандидатов, выбыли 26 и 57, миграционная убыль - 16 и 41.
Переселение в нашу страну соотечественников, проживающих за рубежом, относится к внешней миграции. Соотечественниками за рубежом являются российские граждане, постоянно проживающие за пределами
российской территории. К соотечественникам относятся люди и их потомки, проживающие за пределами российской территории и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на российской территории. Соотечественниками признаются люди:
- сделавшие свободный выбор в пользу духовной, бурной и правовой связи с Российской Федерацией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на российской территории, в том числе люди, состоявшие в гражданстве СССР;
- проживающие в государствах, входивших ранее в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства[3].
Реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [4]. В рамках государственной программы прибыли около 960 тыс. соотечественников [5]. Государственная программа реализуется в 80 регионах. Республике Крым, Севастополю, Москве, Санкт-Петербургу, Московской области предоставлено право создавать региональные программы переселения при наличии потребности экономики в переселенцах.
Для дальнейшего привлечения соотечественников в нашу страну, наряду с существующими мерами, предполагается введение новых мер по их поддержке. Государство будет компенсировать многодетным семьям соотечественников, переселяющимся на территории приоритетного заселения, расходы по уплате государственной пошлины за нотариальные заверения переводов личных документов, необходимых для оформления правового статуса на российской территории. Будут компенсироваться расходы на провоз личного имущества автомобильным транспортом всем участникам государственной программы и членам их семей. Соотечественникам, переселяющимся в Дальневосточный федеральный округ, территория которого имеет статус территории приоритетного заселения, предусмотрено ежемесячное пособие при отсутствии дохода от трудовой и предпринимательской деятельности. Выплаты на обустройство в 5 раз выше, чем для соотечественников, переселяющихся на обычные территории. Предоставлена возможность приобретения в безвозмездное пользование земельных участков, при получении российского гражданства -в собственность. После приобретения российского гражданства предоставлено право на получение жилищной субсидии. Установлен пятилетний срок действия свидетельства участника государственной программы. Расширен перечень членов семьи и участников государственной программы - включены приемные родители ее участников и супругов, всем
совершеннолетним членам семьи предоставлено право самостоятельно участвовать в ней. При получении российского гражданства не нужно отказываться от имеющегося у соотечественника иного гражданства. Увеличен до 30 дней срок постановки на учет по месту пребывания со дня въезда на российскую территорию.
Видом внешней миграции является вынужденная миграция беженцев, людей, получивших временное убежище, вынужденных переселенцев. Статус беженца получает человек, который не является российским гражданином. Он, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны. Беженец не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [6]. На 1 января 2020 года насчитывалось 487 беженцев [2].
Временное убежище означает возможность иностранного гражданина и лица без гражданства временно пребывать на российской территории. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину и лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на российской территории; не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы российской территории[6]. 41 946 человек получили временное убежище, в том числе 21 972 мужчины и 19 974 женщины. Получили временное убежище 40 274 (96%) человека из Украины, 591 (1,4%) - из Сирии, 120 (0,3%) - из Грузии. 30 794 человек проживали в городской местности, 11 152 - в сельской, 9 256 были моложе трудоспособного возраста, 29 669 - в трудоспособном возрасте , 3 021 - старше трудоспособного возраста [2].
Вынужденным переселенцем является российский гражданин, покинувший место жительства:
- вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия и преследования в иных формах;
- вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, языка, по признаку принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденным переселенцем признается:
- российский гражданин, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на российскую территорию;
- российский гражданин, вынужденный покинуть место жительства на территории одного региона и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации [7].
Насчитывалось 5 323 вынужденных переселенцев. [2].
Внешняя трудовая миграция имеет две составляющие - приезд иностранных граждан на работу в нашу страну и выезд российских граждан для осуществления трудовой деятельности в зарубежных странах. В 2018 году 1 млн. 768,6 тыс. иностранных граждан получили разрешительные документы на работу в течение года, в том числе, 1 млн. 676,2 тыс. чел. из стран СНГ, 1,7 тыс. чел. из Европейского Союза, 90,3 тыс. из других стран [8].
Следует учитывать, что миграция может формировать угрозы национальной безопасности РФ, поэтому в области мер обеспечения миграционной политики Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года требует скоординированности действий по недопущению формирования неблагоприятной миграционной ситуации, воспрепятствованию возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов или ситуации социальной исключительности отдельных групп граждан. Впрямую указано требование развития информационных систем учета нежелательных граждан [9].
Пандемия коронавируса оказала существенное влияние на миграционные процессы. В связи с закрытием границы, сокращением персонала в организациях численность международных и трудовых мигрантов сократилась. Трудовые мигранты не могут временно вернуться домой в свои страны. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, у которых заканчивается срок временного пребывания и постоянного проживания, разрешено остаться в нашей стране без продления документов до 15 декабря 2020 года. Не будут приниматься решения о выдворении за пределы страны, депортации, передаче иностранному государству, о сокращении срока временного пребывания, лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании виз, выдаче патентов, разрешений на работу, временное проживание и видов на жительство. [10].
Миграционный прирост занимает значительное место в изменении численности населения, особенно, при наличии его естественной убыли на протяжении многих лет. При этом этнокультурное и конфессиональное многообразие рассматривается как фактор консолидации российского общества[11].
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы отмечается, что основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное
воспроизводство. Миграционная же политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем [12].
Литература
1. Карабущенко П.Л., Воронцов С.А., Понеделков А.В., Лебедева И.В. Миграция и новые угрозы европейской безопасности: Удо Улъфкотте о кризисе германских подитических элит // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. Т. 21. № 4. С. 53-65.
2. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году. Статистический бюллетень // https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20 107/Main.htm. 3.
3. Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670; 2018, № 45, ст. 6840.
4. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 26, ст. 2820; 2020, № 20, ст. 3159.
5. Казакова В. Возвращайтесь, вам будут рады // Российская газета. 2020. 15 октября.
6. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 года № 202-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993, № 12, ст. 427; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 52, ст. 5110; 2018, № 53 (часть I), ст. 8454.
7. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 года № 202-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993, № 12, ст. 427; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 52, ст. 5110; 2018, № 53 (часть I), ст. 8454.
8. Труд и занятость в России. 2019. Статистический сборник // https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210.
9. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О совершенствовании стратегических подходов к противодействию экстремизму в Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 9 (124). С. 105-107.
10. Петров И. Погостят до зимы //Российская газета. 2020. 25 сентября.
11. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Усманов Р.Х. Этнокультурное и конфессиональное многообразие как факторы консолидации российского общества // Современная наука и инновации. 2018. № 3 (23). С. 220-225.
12. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, № 45, ст. 6917.
Literature
1. Karabushchenko P. L., Vorontsov S. A., Ponedelkov A.V., Lebedeva I. V. Migration and new threats to European security: Udo Ulfkotte on the crisis of German political elites // Asia-Pacific region: Economics, politics, law. 2019. Vol. 21. No. 4. Pp. 53-65.
2. Number and migration of the population of the Russian Federation in 2019. Statistical Bulletin // https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20 107/Main.htm. 3.
3. Federal law of 24 may 1999 No. 99-FZ "On state policy of the Russian Federation in respect of compatriots abroad" // collected legislation of the Russian Federation, 1999, № 22, article 2670; 2018, № 45, art. 6840.
4. The decree of the President of the Russian Federation of 22 June 2006 № 637 "On measures on rendering assistance to voluntary resettlement to Russian Federation of compatriots living abroad" // collected legislation of the Russian Federation. 2006, No. 26, article 2820; 2020, No. 20, article 3159.
5. Kazakova V. Come back, you will be welcome // Russian newspaper. 2020. October 15.
6. Law of the Russian Federation No. 4530-I of February 19, 1993 "on internally displaced persons" (as amended by Federal law No. 202-FZ of December 20, 1995) / / Vedomosti of the Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993, No. 12, article 427; Collection of legislation of the Russian Federation. 1995, No. 52, article 5110; 2018, No. 53 (part I), article 8454.
7. Law of the Russian Federation No. 4530-I of February 19, 1993 "on internally displaced persons" (as amended by Federal law No. 202-FZ of December 20, 1995) / / Vedomosti of the Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993, No. 12, article 427; Collection of legislation of the Russian Federation. 1995, No. 52, article 5110; 2018, No. 53 (part I), article 8454.
8. Labor and employment in Russia. 2019. Statistical collection // https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210.
9. Vorontsov S. A., Shteynbukh A. G. on improving strategic approaches to countering extremism in the Russian Federation / / Science and education: economy and Economics; entrepreneurship; law and management. 2020. No. 9 (124). Pp. 105-107.
10. Petrov I. Stay until winter //Russian newspaper. 2020. September 25.
11. Vorontsov S. A., Ponedelkov A.V., Usmanov R. H. Ethnocultural and confessional diversity as factors of consolidation of Russian society // Modern science and innovation. 2018. No. 3 (23). Pp. 220-225.
12. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 of October 31, 2018 "on the Concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019-2025" / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2018, No. 45, article 6917.