Научная статья на тему 'ПРАВА МИГРАНТОВ И ИНЫХ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВА МИГРАНТОВ И ИНЫХ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕМЕЩЕННОЕ ЛИЦО / МИГРАЦИЯ / МИГРАНТ / БЕЖЕНЕЦ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / DISPLACED PERSON / MIGRATION / MIGRANT / REFUGEE / MIGRATION POLICY / TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белянская Ольга Викторовна

Защита прав беженцев, мигрантов и иных иностранных лиц, вынужденных покинуть страну своей гражданской принадлежности занимает важное место в вопросах правового регулирования каждого государства. В настоящее время такая проблема отличается повышенной актуальностью в связи с вооруженными конфликтами, дискриминацией по национальным признакам, религиозным убеждениям, опасной экологической обстановкой. Автор считает, что в связи с появлением новых форм миграции требуется корректировка понятия «беженец», чтобы у всех лиц, перемещающихся с территории государства своей гражданской принадлежности в силу вынужденных причин было юридическое основание для получения международной защиты и помощи. Вопросы защиты прав мигрантов и перемещенных лиц требуют своего решения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в связи с чем необходима выработка региональной миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS OF MIGRANTS AND OTHER DISPLACED PERSONS: PROBLEMS OF PROTECTION AND WAYS OF THEIR SOLUTION AT THE LEVEL OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The protection of the rights of refugees, migrants and other foreign persons forced to leave their country of nationality occupies an important place in the legal regulation of each state. Currently, this problem is of high relevance, in connection with armed conflicts, discrimination on national grounds, religious beliefs, dangerous environmental situation. The author believes that the emergence of new forms of migration requires an adjustment of the concept of «refugee», so that all persons moving from the territory of the state of their nationality for forced reasons, had a legal basis for international protection and assistance. The protection of the rights of migrants and displaced persons need to be addressed at the Federal level and at the level of subjects of the Russian Federation, which requires the establishment of a regional migration policy.

Текст научной работы на тему «ПРАВА МИГРАНТОВ И ИНЫХ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340.1; 342.7 Ольга Викторовна Белянская,

профессор кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Olga Viktorovna Belyanskaya, professor of the Department of Theory of State and Law of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, candidate juridical sciences, Associate Professor

ПРАВА МИГРАНТОВ И ИНЫХ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ:

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Защита прав беженцев, мигрантов и иных иностранных лиц, вынужденных покинуть страну своей гражданской принадлежности занимает важное место в вопросах правового регулирования каждого государства. В настоящее время такая проблема отличается повышенной актуальностью в связи с вооруженными конфликтами, дискриминацией по национальным признакам, религиозным убеждениям, опасной экологической обстановкой.

Автор считает, что в связи с появлением новых форм миграции требуется корректировка понятия «беженец», чтобы у всех лиц, перемещающихся с территории государства своей гражданской принадлежности в силу вынужденных причин было юридическое основание для получения международной защиты и помощи. Вопросы защиты прав мигрантов и перемещенных лиц требуют своего решения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в связи с чем необходима выработка региональной миграционной политики.

Ключевые слова: перемещенное лицо, миграция, мигрант, беженец, миграционная политика, Тамбовская область.

RIGHTS OF MIGRANTS AND OTHER DISPLACED PERSONS:

PROBLEMS OF PROTECTION AND WAYS OF THEIR SOLUTION AT THE LEVEL OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The protection of the rights of refugees, migrants and other foreign persons forced to leave their country of nationality occupies an important place in the legal regulation of each state. Currently, this problem is of high relevance, in connection with armed conflicts, discrimination on national grounds, religious beliefs, dangerous environmental situation.

The author believes that the emergence of new forms of migration requires an adjustment of the concept of «refugee», so that all persons moving from the territory of the state of their nationality for forced reasons, had a legal basis for international protection and assistance. The protection of the rights of migrants and displaced persons need to be addressed at the Federal level and at the level of subjects of the Russian Federation, which requires the establishment of a regional migration policy.

Keywords: displaced person, migration, migrant, refugee, migration policy, Tambov region.

Каждый год сотни тысяч людей вынуждены покидать свое жилище в силу разных причин, среди которых особо остро встают следующие: вооруженные конфликты; факты дискриминации по признакам расы, религиозным убеждениям; опасная экологическая обстановка; низкий уровень социальной, экономической и иной государственной поддержки.

Проблематика прав лиц, покидающих территорию своего государства в силу разных причин и ищущих защиту и благоприятные условия жизни в другой стране, давно вышла из ряда внутренних и носит международный характер. Отметим, что на сегодняшний день точного понятия «мигрант», то есть тот, кто покидает своё место жительства в силу каких-либо неблагоприятных причин, в международном праве не выработано. Это связано с тем, что оно тесно соприкасается со смежными понятиями - беженец, вынужденный переселенец, лицо, ищущее убежища.

В настоящее время базовым международным источником регулирования правового статуса беженцев и защиты их прав является Конвенция ООН о статусе беженцев (1951 г.) [6]. 18 декабря 2000 г. является Днём защиты прав мигрантов. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [5]. На основании этого документа в различных международных актах, как на универсальном, так и на региональном уровне, приводится лишь несколько определений трудящегося-мигранта, общее понятие «мигрант», как мы уже отметили, в науке международного права до сих пор отсутствует. Таким образом, можно говорить о том, что международное право, как и российское не дает общей концепции статуса лиц, перемещающихся с территории своей гражданской принадлежности, хотя имелись определения конкретных категорий мигрантов. В этой связи считаем возможным употреблять термин «перемещенные лица» для обозначения совокупности иностранных лиц, прибывших на территорию Российской Федерации. Перемещенные лица «обладают правами, которые должны соблюдаться и до того, как они обращаются с просьбой о предоставлении убежища, и в период рассмотрения их просьб и после их удовлетворения. Уважение прав человека является необходимым условием, как предотвращения сегодняшних потоков беженцев, так и решения связанных с ними проблем» [3].

Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев занимает важное место в вопросах правового регулирования каждого государства. В настоящее время такая проблема отличается повышенной актуальностью, что связано с непрекращающимися боевыми действиями в различных регионах мира, в связи с чем огромное число их жителей вынуждено искать спасение в других государствах. Кроме этого сложнейшая политическая ситуация в ряде стран обусловила высокий рост соотечественников, желающих постоянно проживать на территории Российской Федерации, воспользовавшись возможностями, определенными в «Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [6].

Существенное увеличение числа перемещенных лиц вызвало необходимость в признании правового статуса таких лиц и их защите, в том числе на региональном уровне Российского государства. Так, анализ числа въехавших на территорию Тамбовской области граждан СНГ показывает динамику таких цифр в сторону увеличения по сравнению с предыдущими годами. В Информационно-аналитической записке к отчету о деятельности Управления МВД России по Тамбовской области за 2017 год указано: «На территории Тамбовской области поставлено на миграционный учет 55012 (51880; +6%) иностранных граждан и лиц без гражданства» [2].

В Тамбовской области, осознавая необходимость содействия беженцам, был разработан блок нормативно-правовых актов, например, Постановление Администрации Тамбовской области от 03.12.2014 № 1515 «О внесении изменения в Порядок предоставления единовременной выплаты участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселившимся в Тамбовскую область» [4]; Постановление Главы г. Тамбова от 26.02.2015 № 1607 «Об оказании в 2014 и 2015 г. адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим на территории Тамбовской области в жилых помещениях граждан Российской Федерации» [8] и ряд других.

Обеспечить беженцам проживание в регионе - это не единственная проблема. Более сложная ситуация обстоит с вопросом соблюдения их разнообразных прав и эта функция отводится правозащитным органам и организациям в случаях обращений беженцев за защитой своих прав. Особую роль в этом играет деятельность Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области.

В соответствии с Законом Тамбовской области от 25.01.2013 № 689 «Об Уполномоченном по правам человека в Тамбовской области» [9], в соответствии со ст. 9 данного закона,

«Уполномоченный осуществляет прием граждан, рассматривает обращения (жалобы), касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина; проверяет самостоятельно или совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; разъясняет гражданам формы и способы защиты их прав» [9] и др.

Основные проблемы беженцев начинаются с возможного отказа в предоставление такого статуса. Это может возникнуть вследствие неточного предоставления сведений заявителя о причине переезда в нашу страну, отсутствия подтверждений о реальной угрозе жизни; недостаточной информированности беженцев по разъяснению правовых вопросов. Поэтому одним из основных выходов является создание специализированной службы, занимающейся исключительно правовыми проблемами мигрантов.

Проблемным остается вопрос обустройства, в том числе жилищного, беженцев и членов их семей. Урегулировать эти проблемы возможно благодаря государственной программе Тамбовской области [10], которая включает три подпрограммы: «Проект переселения «Квалифицированные специалисты»; «Проект переселения «Соотечественники - участники государственной программы Тамбовской области»; «Проект переселения «Обучающаяся молодежь». Постановлением Администрации Тамбовской области от 10 сентября 2013 г. № 1000 утверждена региональная программа Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2020 гг.

Полагаем, что основными проблемами, с которыми сталкиваются беженцы в регионах Российской Федерации, являются: 1) низкая правовая осведомленность; 2) сложность в трудоустройстве, вызванная как трудностями адаптации в новом для них обществе, так и необходимостью в предоставлении большого количество документов для получения статуса беженца; 3) отсутствие документов, таких как удостоверение беженца, документов, подтверждающих определенный уровень образования и квалификации (надо отметить, что в документе об иностранном образовании должен быть проставлен апостиль и этот документ необходимо перевести на русский язык), полиса обязательного медицинского страхования, в результате чего мигрант не в полной мере получает медицинское лечение; 4) недостаточное количество правозащитников, специализирующихся в области прав беженцев, которые могут квалифицированно оказать помощь данной категории лиц.

В связи с вышеуказанными проблемами предлагаются следующие возможные пути их решения.

Во-первых, упрощение процедуры получения статуса беженца; во-вторых, расширение функций юридических центров, которые бы могли работать с мигрантами вообще и с беженцами в частности с целью расширения их правовых знаний о стране пребывания; в-третьих, увеличение возможностей по занятости и трудоустройству указанных категорий лиц и изменение методов работы кадровой службы, в различных организациях, как государственных, так и негосударственных, специалисты которых работали бы исключительно с мигрантами; в-четвертых, в связи с появлением новых форм миграции требуется корректировка понятия «беженец», чтобы у всех лиц, перемещающихся с территории государства своей гражданской принадлежности в силу вынужденных причин, было юридическое основание для получения международной защиты и помощи; в-пятых, создание прочных связей между государственными органами, в компетенции которых есть полномочия по работе с беженцами, опираясь на опыт Уполномоченного по правам человека в конкретном регионе, для более эффективной, оперативной и слаженной работы.

Подводя итоги, присоединимся к мнению о том, что в последние годы активно демонстрируется и реализуется во многих странах правовая политика по «ужесточению законодательства, определяющего правовой статус перемещенных лиц. Это можно объяснять ухудшением экономического положения ряда стран ввиду общего кризиса экономики,

а также больших затрат на обеспечение социальных прав данной категории, происходящих на фоне остро стоящей проблемы борьбы с терроризмом» [1]. В полной мере это можно отнести и к правовой политике Российской Федерации в отношении, прежде всего, беженцев. Но при этом проводится большая работа по соблюдению их прав и иных перемещенных лиц.

Полагаем, что Тамбовская область один из российских регионов, в котором ведется большая работа по адаптации беженцев, оказывается не только реальная материальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам, но и оказывается моральная поддержка, социально-политическая, основанная на соответствующих правовых нормах, содержащих меры по поддержке указанных лиц.

На сегодняшний день становится очевидным, что вопрос о защите перемещенных лиц следует рассматривать не только в контексте соблюдения их прав, но и, в целом, с точки зрения общих процедур защиты прав человека и выстраивания советующей миграционной политики.

Список литературы

1. Анисимова Н.Н. Правовой статус беженцев: автореф. дис. ... канд. юрид. - М., 2002. - 28 с.

2. Информационно-аналитическая записка к отчету о деятельности Управления МВД России по Тамбовской области за 2017 год. URL: Шр8://68.мвд.рфЯЪШег/12624381 (дата обращения - 19.11.2018).

3. Мехтиев Т.Р. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев: Сравнительно-правовой анализ на примере законодательства Российской Федерации и Азербайджанской Республики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - 32 с.

4. О внесении изменения в Порядок предоставления единовременной выплаты участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселившимся в Тамбовскую область: постановление Администрации Тамбовской области от 03 декабря 2014 г. № 1515 // Тамбовская жизнь (спецвыпуск) от 9.12.2014. - № 92 (1539).

5. О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей: международная конвенция от 18 декабря 1990 г. // Советский журнал международного права. - 1991. - № 3-4. - С. 136-172.

6. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289 (ред. от 15.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www. pravo. gov.ru. 17.09.2012.

7. О статусе беженцев: конвенция от 28 июля 1951 г. принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. // Бюллетень международных договоров. - 01.11.93. - № 9.

8. Об оказании в 2014 и 2015 г. адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и проживающим на территории Тамбовской области в жилых помещениях граждан Российской Федерации: постановление Главы г. Тамбова от 26 февраля 2015 г. № 1607 // Наш город Тамбов. - 03.03.2015. - № 1607.

9. Об Уполномоченном по правам человека в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 29 января 2013 г. № 236-З (ред. от 10.05.2017) (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 25.01.2013 № 689) // Тамбовская жизнь (специальный выпуск). - 02.02.2013. - № 8 (1348).

10. Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013 - 2020 годы: постановление Администрации Тамбовской области от 05 апреля 2013 г. № 332 // Тамбовская жизнь (специальный выпуск). - 12.04.2013. - № 28 (1368).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.