Ш^ГОГИКА И
ЛИ 1АИ К А
Проблемы
методологии
успешной
социализации детей и подростков в условиях меняющейся ситуации развития детства
Т.Т. Щелина,
доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас
В статье автор рассматривает ряд проблем, констатирующих необходимость существенных изменений в подготовке соответствующих специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными организациями реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий учащихся [7]. Приводится пример разработанной и апробированной в регионе программы учебной дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи» на основе результатов обобщения и анализа российского опыта в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодёжи, личностного и социального развития учащихся; оптимизации воспитательного потенциала семьи и микросоциума; профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям и семье в сложной (кризисной) жизненной ситуации.
• воспитание и социализация детей • социальная ситуация • целевые ориентиры • психолого-педагогическая компетентность • учебная дисциплина • исследовательская деятельность
• профилактика рисков
Интерес к разработке проблем методологического обоснования успешной социализации современных детей и подростков обострился в начале 2000-х годов, когда завершали обучение в школе выпускники, родившиеся в разгар «перестройки» и усваивавшие сомнительные ценности и нормы жизни в обществе в «лихие 90-е». Первое десятилетие наступившего XXI века ознаменовалось осознанием взрослыми существенной разницы социально-психологических характеристик детства 70-х — первой половины 80-х годов XX века и начала наступившего XXI века.
К 2010 году исследования сотрудников Психологического института РАО со всей очевидностью зафиксировали то, что педагоги-практики интуитивно чувствовали и называли «другие дети». Дошкольники с неразвитостью внутреннего плана действия и сниженным уровнем любознательности и воображения, неумением и нежеланием играть. Младшие школьники с недостаточной социальной компетентностью, беспомощностью в отношениях со сверстниками, неспособностью разрешать простейшие конфликты, результатом чего впоследствии становится обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, наблюдается рост явлений одиночества, отвержения. Низкий уровень коммуникативной компетентности у значительной части детей и подростков характеризуется несформиро-ванностью мотивов общения, сотрудничества и кооперации. Отмечается рост числа детей с эмоциональными проблемами, с проявлениями эмоциональных нарушений (тревожные дети, которые находятся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности) [5].
Принятие в 2011 году Постановления Президиума РАО как результата анализа серьезнейших проблем воспитания и социализации детей в изменившейся социальной ситуации оформило и закрепило «идеологию сохранения и развития детства как стратегического ресурса устойчивого поступательного развития общества» [2]. Особое внимание в Постановлении обращалось на следующие стратегические направления исследований и приоритетные проекты. В области совершенствования государственной политики в сфере детства:
• теоретические и эмпирические исследования социально-психологической
природы современного детства, закономерностей и методологии успешной социализации детей и молодёжи, культурной и цивилизационной идентичности подрастающих поколений;
• проектирование стратегии обеспечения благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития общества;
• новые подходы к разработке методологии и технологий развития растущего человека как личности в условиях изменяющегося общества.
В области модернизации воспитания как общенациональной задачи:
• междисциплинарные исследования воспитания как института социализации личности с учётом современных достижений наук о социальном развитии человека;
• социально-педагогические и психологические механизмы противодействия детской маргинализации; общенациональная система диагностики, предупреждения социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям в сложной (кризисной) жизненной ситуации;
• программно-целевое обеспечение противодействия любым формам насилия в отношении детей, их развращения, сексуальной эксплуатации, вовлечения в криминальную среду; социальной поддержки и оказания помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними [2].
Заданные целевые ориентиры определяют методологию и стратегию обеспечения успешной социализации детей и подростков в изменяющейся ситуации развития детства. В конце завершающегося десятилетия после принятия стратегических документов констатируем реальное еще большее усложнение условий, влияющих на становление личности растущего человека, его со-
циальной компетентности, успешности и благополучной жизнедеятельности. В этой связи обозначим наиболее существенные проблемы, которые требуют кардинальных изменений в организации самого образования как института социализации и развития детства, а также в целях и задачах подготовки соответствующих специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными организациями реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий учащихся [6].
Во-первых, в дошкольном образовании и начальной школе заметен рост числа детей, которые, с одной стороны, начали разговаривать поздно, с другой — говорят много, но плохо. Специалисты в области раннего речевого развития, педагоги дошкольного и начального образования констатируют, что у современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас, большинству детей 5 лет необходима помощь логопеда; многие дети с проблемами здоровья характеризуются задержкой психического и речевого развития [3]. Таким детям сложно освоить образовательные программы, сложно общаться с взрослыми и сверстниками, они являются «группой риска» возникновения школьной, а впоследствии и социальной дезадаптации. С точки зрения социально-педагогической вик-тимологии плохо развитая речь, неготовность к обучению, отвержение сверстниками, невнимание родителей к здоровью, трудностям и проблемам детей являются наиболее явными опасностями, приводящими к тому, чторе-бёнок может стать жертвой неблагоприятных условий социализации [4].
Во-вторых, серьёзную тревогу вызывает обеднение и фактическое исчезновение из жизни сегодняшних дошкольников игры во всех её видах и со всеми этапами развития. Именно
игра закладывает основу инициативности и самостоятельности как качеств личности, что способствует в младшем школьном возрасте становлению учебной деятельности как самостоятельной, саморазвивающейся. Пренебрежение игровой занятостью ребёнка, в ходе которой он учится владеть своим телом, узнавать себя, свои способности и возможности что-либо сделать самостоятельно, своими руками, приводит у современных детей к недостаточно сформированой мелкой моторике. Это отрицательно сказывается на графических навыках у детей дошкольного возраста и указывает на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность [5].
Осложняется развитие игры дошкольников и их общения со сверстниками примитивной речью, сокращением времени и обеднением содержания общения с родителями, уменьшением диапазона позитивных семейных сюжетов и ролей и наследованием опыта семейных неудач из-за переживаемых детьми родительских проблем.
В-третьих, весьма негативно сказывается на развитии игровой и впоследствии учебной деятельности, самоорганизации и самореализации, по мнению исследователей, раннее приобщение детей к телеэкрану, компьютеру и разным видам современных гаджетов [1]. Психологами выявлена присущая современным детям зависимость от экранной стимуляции, которая блокирует самостоятельность ребёнка и потребность этой самостоятельной деятельности [5]. Ребенку, подростку неинтересно общаться со сверстниками, он не умеет себя занять интересным делом, у него нет такого опыта, он ждет стимула. Зато могут легко и с воодушевлением выполнять разные задания, поступающие от «заинтересованных» в послушных исполнителях людей из виртуаль-
ного мира. Делать закладки наркотиков, вступать в деструктивные группы и причинять вред себе, издеваться над слабыми и фиксировать это на видео с последующим размещением в сети Интернет, стрелять в сверстников и учителей, как поступают любимые герои компьютерных игр и фильмов.
В-четвёртых, современные дети — это дети тех родителей, которые сегодня по своему составу весьма не однородны как в плане возраста и опыта родительских функций, образования и статуса, так и в отношении к семье, к школе и педагогам, к своим обязанностям и правам. Современные родители более свободны и критичны в оценках качества образования, компетентности педагогов, образовательных программ и воспитательной работы школы.
Эти оценки не скрываются от детей, тем более что большей части родителей в начальной школе приходится учиться вместе с детьми по разным причинам (педагогическая запущенность как результат семейного воспитания; неготовность ребёнка к школе; сложные программы и др.). В подростковых классах родители обеспокоены непростыми отношениями ребёнка с одноклассниками, появлением признаков отклоняющегося поведения: от неуспеваемости по отдельным предметам до отвержения учебной деятельности, что требует дополнительных финансовых вложений для репетиторства и личностной включенности в связи с необходимостью усиленного контроля. В старших классах репетиторы — это непременный атрибут жизни семьи, от которого зависит благополучие ребёнка и самих родителей. Школа становится в очередной раз объектом критики даже у благополучных семей. В таких условиях семье и школе сложно быть равноправными партнерами в воспитании и обеспечении успешной социализации школьников. Особенно это ка-
сается семей, в которых в нескольких поколениях воспроизводятся граждане с различной степенью отклонений в психике и патологии социального развития.
В-пятых, современное образование и педагоги, образно говоря, сами представляют собой в некотором смысле пример «жертв неблагоприятных условий социализации». Пережитые и переживаемые системой отечественного образования реформы, модернизации, оптимизации и т.п. не улучшают ни условий труда, ни психологического, ни физического, ни социального здоровья педагогов. Увеличение психологической нагрузки в связи с меняющейся психологией детей, усложнением социальной ситуации их развития, расслоением родителей и детей по финансовым и интеллектуальным характеристикам сопровождается ростом бумажной, а теперь и электронной работы по написанию программ, заполнению отчётов, ведению групп в соцсетях и т.д. Значительно сокращаются возможности непосредственного общения с детьми во внеурочное время, в совместной деятельности, что и обеспечивает в большей степени условия для усвоения школьниками позитивного опыта отношений, взаимодействия, способов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Неслучайно в последние годы у слушателей курсов повышения квалификации отмечается всплеск интереса к проблемам профилактики эмоционального выгорания педагогов, их профессионально-личностных деформаций, обучения навыкам сохранения и поддержания психологического здоровья.
Серьёзной проблемой для педагогов в условиях постоянных изменений в системе образования является недостаточность их психолого-педагогической компетентности для работы с новыми категориями детей и родителей «груп-
пы риска», организации учебно-воспитательного процесса в ситуации инклюзивного образования, профилактики рисков и угроз Интернета, попыток криминализации подростков и молодёжи и др.
Описанная ситуация даже с далеко неполным перечнем проблем позволяет констатировать необходимость существенных изменений цели и задач подготовки соответствующих специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными организациями реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий учащихся [7].
В опыте психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского обозначенная проблема решается посредством включения в вариативную часть дисциплин по выбору учебных планов Основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование специальных дисциплин. В частности, в двух магистерских программах — «Психолого-педагогическое обеспечение социализации школьников» и «Проектирование психологически безопасной образовательной среды» наличествует специально разработанная учебная дисциплина «Методология успешной социализации детей и молодёжи».
Основная цель изучения дисциплины с позиций преподавателя:
• формирование системы знаний о сущности и стратегиях обеспечения благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития меняющегося общества;
• содействие освоению и реализации принципов и подходов к прогнозиро-
ванию и проектированию опережающего развития воспитательных и образовательных систем, программ поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института воспитания и социализации детей, профилактики социального сиротства, обеспечения здорового и безопасного образа жизни детей и молодёжи;
• обеспечение развития готовности и умения разрабатывать и осуществлять программы психолого-педагогического сопровождения развития и социализации различных категорий детей и молодёжи в семье, в образовательных организациях, в социуме, консультировать педагогов, родителей, представителей социальных партнеров по вопросам обеспечения благополучной жизнедеятельности детей и молодёжи.
Цель изучения дисциплины с позиций студента — развитие компетенций, обеспечивающих способность конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся; проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии обучающихся; определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования.
В ходе изучения дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи» магистранты анализируют детство как стратегический ресурс поступательного устойчивого развития общества; новые подходы к разработке методологии и технологий развития растущего человека как личности в условиях изменяющегося общества; концепцию развития воспитания как
общенациональной задачи и механизмы её реализации в условиях современного общества.
Важное место в изучении дисциплины занимают вопросы методологии и технологии проектирования образовательно-воспитательного пространства, а также приоритеты и принципы взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами (семья, система профобразования, медицинские, коррекционные, правоохранительные и другие службы). Практическими ориентирами освоения учебной дисциплины являются социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи с детьми, профилактика социального сиротства, а также формирование условий для здорового и безопасного образа жизни детей и молодёжи.
Представленная общая характеристика содержания дисциплины конкретизирована темами и основными вопросами, проблемами, которые магистранты осваивают в совместных диалогах с преподавателем и коллегами, в процессе самостоятельного поиска и выполнения творческих и учебно-исследовательских заданий. В ходе разработки программы и её методического обеспечения учитывались следующие позиции:
• теоретическая составляющая формирует мировоззренческую систему знаний о детстве как стратегическом ресурсе поступательного устойчивого развития общества;
• практическая составляющая обеспечивает операционное овладение умением осуществлять диагностику нормативного социального развития и социальных рисков, разрабатывать и реализовывать программы психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в сложной (кризисной) жизненной ситуации;
• контрольная составляющая определяет дифференцированный объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности студентов;
• профессионально-прикладная направленность образовательного процесса объединяет все три составляющие содержания программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции.
Интерактивные образовательные технологии используются в учебном процессе с целью:
• освоения и реализации умений осуществлять диагностику нормативного социального развития и социальных рисков, разрабатывать и реализовы-вать программы психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в сложной (кризисной) жизненной ситуации;
• освоения и реализации умений разрабатывать и реализовывать программы формирования у детей и молодёжи толерантного поведения, противодействия экстремистским, националистическим взглядам и их проявлениям в детской и молодёжной среде;
• освоения и реализации умений осуществлять профилактику рисков школьной дезадаптации у учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, социального опыта, возможностей здоровья и образовательных потребностей, создавать условия для самоопределения (социального, профессионального, жизненного);
• освоения и реализации умений осуществлять диагностику, разрабатывать и реализовывать программы поддержки талантливых детей, обеспечения опережающего развития их способностей, оценки индивидуальных достижений, социально-педагогического и психологического сопровождения;
• освоения и реализации умений осуществлять диагностику воспитательного потенциала семьи, разрабатывать и реализовывать программы поддержки ответственного родитель-ства и профилактики социального сиротства, формирования здорового и безопасного образа жизни детей и молодёжи.
Учитывая направленность магистратуры на исследовательскую деятельность выпускника, принимая во внимание мировоззренческий характер дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи», её цель — формирование системы знаний о сущности и стратегиях обеспечения благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития меняющегося общества, особым образом формулируются контрольные задания по теоретическим основам дисциплины. Эти задания позволяют оценить не просто знание теории дисциплины, но и умение соединить стратегические и тактические аспекты профессиональной деятельности по конкретной проблеме или области деятельности.
В целом представленная в настоящей работе программа учебной дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи» разработана на основе результатов обобщения и анализа российского опыта в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодёжи, личностного и социального развития обучающихся; оптимизации воспитательного потенциала семьи и микросоциума; профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям и семье в сложной (кризисной) жизненной ситуации [8]. Для выпускников магистратуры по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование данная дисциплина, её содержание и методическое обеспечение обусловливают
методологическое понимание профессиональной деятельности, направленной на содействие личностному и социальному развитию обучающихся, организацию их социального опыта и профилактику социальной дезадаптации с учётом возрастных и социально-психологических характеристик, а также типа и вида образовательного учреждения; социально-педагогическое консультирование родителей, педагогов, руководителей образовательного учреждения, участие в проектировании образовательной политики учреждения и программ взаимодействия с социумом.
Литература:
1. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребёнка // Педагогика искусства: электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Mtp://www.art-education. ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka (дата обращения 17.11.2019).
2. Выездное заседание Президиума Российской академии образования в Брянске «Детство как стратегический ресурс развития общества» // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 1. — С. 3-8.
3. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребёнок, ученик. — 2009. — № 1. — С. 3-6.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сла-стенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и на-
уки Российской Федерации. — 2010. — № 4. — С. 20-32.
6. Щелина Т.Т. Методология успешной социализации детей и молодёжи как учебная дисциплина в программе магистратуры направления «Психолого-педагогическое образование» // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный редактор: Ю.В. Варданян. — Саранск, 2016. — С. 336-343.
7. Щелина Т.Т. Содержание и технологии профессиональной подготовки социального педагога // Социальная педагогика в России. — 2012. -№ 2. — С. 84-85.
8. Щелина Т.Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 36. — С. 102- 109. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary. ru/download/ elibrary_21090031_26058938.pdf (дата обращения: 15.11.2019).