Научная статья на тему 'Проблемы методологии успешной социализации детей и подростков в условиях меняющейся ситуации развития детства'

Проблемы методологии успешной социализации детей и подростков в условиях меняющейся ситуации развития детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ / EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN / SOCIAL SITUATION / TARGETS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / ACADEMIC DISCIPLINE / RESEARCH ACTIVITIES / RISK PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щелина Т. Т.

Необходимость существенных изменений в подготовке специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными организациями реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий учащихся. Разработка учебной дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи» на основе анализа российского опыта социального воспитания и социализации детей и молодёжи, личностного и социального развития учащихся; оптимизации воспитательного потенциала семьи и микросоциума; профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям и семье в сложной (кризисной) жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems Of Methodology Of Successful Socialization Of Children And Adolescents In The Changing Situation Of Childhood Development

In the article, the author considers a number of problems stating the need for significant changes in the training of relevant specialists competent in determining and performing educational organizations realistically achievable tasks to ensure the successful socialization of different categories of students. An example developed and tested in the region of the program of the discipline «Methodology of successful socialization of children and youth» based on the results of generalization and analysis of the Russian experience in the field of social education and successful socialization of children and youth, personal and social development of students; optimize the educational potential of the family and microsocium; prevention of social risks and psychological and pedagogical assistance to children and families in difficult (crisis) situations.

Текст научной работы на тему «Проблемы методологии успешной социализации детей и подростков в условиях меняющейся ситуации развития детства»

Ш^ГОГИКА И

ЛИ 1АИ К А

Проблемы

методологии

успешной

социализации детей и подростков в условиях меняющейся ситуации развития детства

Т.Т. Щелина,

доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

В статье автор рассматривает ряд проблем, констатирующих необходимость существенных изменений в подготовке соответствующих специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными организациями реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий учащихся [7]. Приводится пример разработанной и апробированной в регионе программы учебной дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи» на основе результатов обобщения и анализа российского опыта в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодёжи, личностного и социального развития учащихся; оптимизации воспитательного потенциала семьи и микросоциума; профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям и семье в сложной (кризисной) жизненной ситуации.

• воспитание и социализация детей • социальная ситуация • целевые ориентиры • психолого-педагогическая компетентность • учебная дисциплина • исследовательская деятельность

• профилактика рисков

Интерес к разработке проблем методологического обоснования успешной социализации современных детей и подростков обострился в начале 2000-х годов, когда завершали обучение в школе выпускники, родившиеся в разгар «перестройки» и усваивавшие сомнительные ценности и нормы жизни в обществе в «лихие 90-е». Первое десятилетие наступившего XXI века ознаменовалось осознанием взрослыми существенной разницы социально-психологических характеристик детства 70-х — первой половины 80-х годов XX века и начала наступившего XXI века.

К 2010 году исследования сотрудников Психологического института РАО со всей очевидностью зафиксировали то, что педагоги-практики интуитивно чувствовали и называли «другие дети». Дошкольники с неразвитостью внутреннего плана действия и сниженным уровнем любознательности и воображения, неумением и нежеланием играть. Младшие школьники с недостаточной социальной компетентностью, беспомощностью в отношениях со сверстниками, неспособностью разрешать простейшие конфликты, результатом чего впоследствии становится обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, наблюдается рост явлений одиночества, отвержения. Низкий уровень коммуникативной компетентности у значительной части детей и подростков характеризуется несформиро-ванностью мотивов общения, сотрудничества и кооперации. Отмечается рост числа детей с эмоциональными проблемами, с проявлениями эмоциональных нарушений (тревожные дети, которые находятся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности) [5].

Принятие в 2011 году Постановления Президиума РАО как результата анализа серьезнейших проблем воспитания и социализации детей в изменившейся социальной ситуации оформило и закрепило «идеологию сохранения и развития детства как стратегического ресурса устойчивого поступательного развития общества» [2]. Особое внимание в Постановлении обращалось на следующие стратегические направления исследований и приоритетные проекты. В области совершенствования государственной политики в сфере детства:

• теоретические и эмпирические исследования социально-психологической

природы современного детства, закономерностей и методологии успешной социализации детей и молодёжи, культурной и цивилизационной идентичности подрастающих поколений;

• проектирование стратегии обеспечения благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития общества;

• новые подходы к разработке методологии и технологий развития растущего человека как личности в условиях изменяющегося общества.

В области модернизации воспитания как общенациональной задачи:

• междисциплинарные исследования воспитания как института социализации личности с учётом современных достижений наук о социальном развитии человека;

• социально-педагогические и психологические механизмы противодействия детской маргинализации; общенациональная система диагностики, предупреждения социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям в сложной (кризисной) жизненной ситуации;

• программно-целевое обеспечение противодействия любым формам насилия в отношении детей, их развращения, сексуальной эксплуатации, вовлечения в криминальную среду; социальной поддержки и оказания помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними [2].

Заданные целевые ориентиры определяют методологию и стратегию обеспечения успешной социализации детей и подростков в изменяющейся ситуации развития детства. В конце завершающегося десятилетия после принятия стратегических документов констатируем реальное еще большее усложнение условий, влияющих на становление личности растущего человека, его со-

циальной компетентности, успешности и благополучной жизнедеятельности. В этой связи обозначим наиболее существенные проблемы, которые требуют кардинальных изменений в организации самого образования как института социализации и развития детства, а также в целях и задачах подготовки соответствующих специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными организациями реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий учащихся [6].

Во-первых, в дошкольном образовании и начальной школе заметен рост числа детей, которые, с одной стороны, начали разговаривать поздно, с другой — говорят много, но плохо. Специалисты в области раннего речевого развития, педагоги дошкольного и начального образования констатируют, что у современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас, большинству детей 5 лет необходима помощь логопеда; многие дети с проблемами здоровья характеризуются задержкой психического и речевого развития [3]. Таким детям сложно освоить образовательные программы, сложно общаться с взрослыми и сверстниками, они являются «группой риска» возникновения школьной, а впоследствии и социальной дезадаптации. С точки зрения социально-педагогической вик-тимологии плохо развитая речь, неготовность к обучению, отвержение сверстниками, невнимание родителей к здоровью, трудностям и проблемам детей являются наиболее явными опасностями, приводящими к тому, чторе-бёнок может стать жертвой неблагоприятных условий социализации [4].

Во-вторых, серьёзную тревогу вызывает обеднение и фактическое исчезновение из жизни сегодняшних дошкольников игры во всех её видах и со всеми этапами развития. Именно

игра закладывает основу инициативности и самостоятельности как качеств личности, что способствует в младшем школьном возрасте становлению учебной деятельности как самостоятельной, саморазвивающейся. Пренебрежение игровой занятостью ребёнка, в ходе которой он учится владеть своим телом, узнавать себя, свои способности и возможности что-либо сделать самостоятельно, своими руками, приводит у современных детей к недостаточно сформированой мелкой моторике. Это отрицательно сказывается на графических навыках у детей дошкольного возраста и указывает на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность [5].

Осложняется развитие игры дошкольников и их общения со сверстниками примитивной речью, сокращением времени и обеднением содержания общения с родителями, уменьшением диапазона позитивных семейных сюжетов и ролей и наследованием опыта семейных неудач из-за переживаемых детьми родительских проблем.

В-третьих, весьма негативно сказывается на развитии игровой и впоследствии учебной деятельности, самоорганизации и самореализации, по мнению исследователей, раннее приобщение детей к телеэкрану, компьютеру и разным видам современных гаджетов [1]. Психологами выявлена присущая современным детям зависимость от экранной стимуляции, которая блокирует самостоятельность ребёнка и потребность этой самостоятельной деятельности [5]. Ребенку, подростку неинтересно общаться со сверстниками, он не умеет себя занять интересным делом, у него нет такого опыта, он ждет стимула. Зато могут легко и с воодушевлением выполнять разные задания, поступающие от «заинтересованных» в послушных исполнителях людей из виртуаль-

ного мира. Делать закладки наркотиков, вступать в деструктивные группы и причинять вред себе, издеваться над слабыми и фиксировать это на видео с последующим размещением в сети Интернет, стрелять в сверстников и учителей, как поступают любимые герои компьютерных игр и фильмов.

В-четвёртых, современные дети — это дети тех родителей, которые сегодня по своему составу весьма не однородны как в плане возраста и опыта родительских функций, образования и статуса, так и в отношении к семье, к школе и педагогам, к своим обязанностям и правам. Современные родители более свободны и критичны в оценках качества образования, компетентности педагогов, образовательных программ и воспитательной работы школы.

Эти оценки не скрываются от детей, тем более что большей части родителей в начальной школе приходится учиться вместе с детьми по разным причинам (педагогическая запущенность как результат семейного воспитания; неготовность ребёнка к школе; сложные программы и др.). В подростковых классах родители обеспокоены непростыми отношениями ребёнка с одноклассниками, появлением признаков отклоняющегося поведения: от неуспеваемости по отдельным предметам до отвержения учебной деятельности, что требует дополнительных финансовых вложений для репетиторства и личностной включенности в связи с необходимостью усиленного контроля. В старших классах репетиторы — это непременный атрибут жизни семьи, от которого зависит благополучие ребёнка и самих родителей. Школа становится в очередной раз объектом критики даже у благополучных семей. В таких условиях семье и школе сложно быть равноправными партнерами в воспитании и обеспечении успешной социализации школьников. Особенно это ка-

сается семей, в которых в нескольких поколениях воспроизводятся граждане с различной степенью отклонений в психике и патологии социального развития.

В-пятых, современное образование и педагоги, образно говоря, сами представляют собой в некотором смысле пример «жертв неблагоприятных условий социализации». Пережитые и переживаемые системой отечественного образования реформы, модернизации, оптимизации и т.п. не улучшают ни условий труда, ни психологического, ни физического, ни социального здоровья педагогов. Увеличение психологической нагрузки в связи с меняющейся психологией детей, усложнением социальной ситуации их развития, расслоением родителей и детей по финансовым и интеллектуальным характеристикам сопровождается ростом бумажной, а теперь и электронной работы по написанию программ, заполнению отчётов, ведению групп в соцсетях и т.д. Значительно сокращаются возможности непосредственного общения с детьми во внеурочное время, в совместной деятельности, что и обеспечивает в большей степени условия для усвоения школьниками позитивного опыта отношений, взаимодействия, способов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Неслучайно в последние годы у слушателей курсов повышения квалификации отмечается всплеск интереса к проблемам профилактики эмоционального выгорания педагогов, их профессионально-личностных деформаций, обучения навыкам сохранения и поддержания психологического здоровья.

Серьёзной проблемой для педагогов в условиях постоянных изменений в системе образования является недостаточность их психолого-педагогической компетентности для работы с новыми категориями детей и родителей «груп-

пы риска», организации учебно-воспитательного процесса в ситуации инклюзивного образования, профилактики рисков и угроз Интернета, попыток криминализации подростков и молодёжи и др.

Описанная ситуация даже с далеко неполным перечнем проблем позволяет констатировать необходимость существенных изменений цели и задач подготовки соответствующих специалистов, компетентных в определении и выполнении образовательными организациями реально достижимых задач обеспечения успешной социализации различных категорий учащихся [7].

В опыте психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского обозначенная проблема решается посредством включения в вариативную часть дисциплин по выбору учебных планов Основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование специальных дисциплин. В частности, в двух магистерских программах — «Психолого-педагогическое обеспечение социализации школьников» и «Проектирование психологически безопасной образовательной среды» наличествует специально разработанная учебная дисциплина «Методология успешной социализации детей и молодёжи».

Основная цель изучения дисциплины с позиций преподавателя:

• формирование системы знаний о сущности и стратегиях обеспечения благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития меняющегося общества;

• содействие освоению и реализации принципов и подходов к прогнозиро-

ванию и проектированию опережающего развития воспитательных и образовательных систем, программ поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института воспитания и социализации детей, профилактики социального сиротства, обеспечения здорового и безопасного образа жизни детей и молодёжи;

• обеспечение развития готовности и умения разрабатывать и осуществлять программы психолого-педагогического сопровождения развития и социализации различных категорий детей и молодёжи в семье, в образовательных организациях, в социуме, консультировать педагогов, родителей, представителей социальных партнеров по вопросам обеспечения благополучной жизнедеятельности детей и молодёжи.

Цель изучения дисциплины с позиций студента — развитие компетенций, обеспечивающих способность конструктивно взаимодействовать со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся; проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии обучающихся; определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования.

В ходе изучения дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи» магистранты анализируют детство как стратегический ресурс поступательного устойчивого развития общества; новые подходы к разработке методологии и технологий развития растущего человека как личности в условиях изменяющегося общества; концепцию развития воспитания как

общенациональной задачи и механизмы её реализации в условиях современного общества.

Важное место в изучении дисциплины занимают вопросы методологии и технологии проектирования образовательно-воспитательного пространства, а также приоритеты и принципы взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами (семья, система профобразования, медицинские, коррекционные, правоохранительные и другие службы). Практическими ориентирами освоения учебной дисциплины являются социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи с детьми, профилактика социального сиротства, а также формирование условий для здорового и безопасного образа жизни детей и молодёжи.

Представленная общая характеристика содержания дисциплины конкретизирована темами и основными вопросами, проблемами, которые магистранты осваивают в совместных диалогах с преподавателем и коллегами, в процессе самостоятельного поиска и выполнения творческих и учебно-исследовательских заданий. В ходе разработки программы и её методического обеспечения учитывались следующие позиции:

• теоретическая составляющая формирует мировоззренческую систему знаний о детстве как стратегическом ресурсе поступательного устойчивого развития общества;

• практическая составляющая обеспечивает операционное овладение умением осуществлять диагностику нормативного социального развития и социальных рисков, разрабатывать и реализовывать программы психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в сложной (кризисной) жизненной ситуации;

• контрольная составляющая определяет дифференцированный объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности студентов;

• профессионально-прикладная направленность образовательного процесса объединяет все три составляющие содержания программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции.

Интерактивные образовательные технологии используются в учебном процессе с целью:

• освоения и реализации умений осуществлять диагностику нормативного социального развития и социальных рисков, разрабатывать и реализовы-вать программы психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в сложной (кризисной) жизненной ситуации;

• освоения и реализации умений разрабатывать и реализовывать программы формирования у детей и молодёжи толерантного поведения, противодействия экстремистским, националистическим взглядам и их проявлениям в детской и молодёжной среде;

• освоения и реализации умений осуществлять профилактику рисков школьной дезадаптации у учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, социального опыта, возможностей здоровья и образовательных потребностей, создавать условия для самоопределения (социального, профессионального, жизненного);

• освоения и реализации умений осуществлять диагностику, разрабатывать и реализовывать программы поддержки талантливых детей, обеспечения опережающего развития их способностей, оценки индивидуальных достижений, социально-педагогического и психологического сопровождения;

• освоения и реализации умений осуществлять диагностику воспитательного потенциала семьи, разрабатывать и реализовывать программы поддержки ответственного родитель-ства и профилактики социального сиротства, формирования здорового и безопасного образа жизни детей и молодёжи.

Учитывая направленность магистратуры на исследовательскую деятельность выпускника, принимая во внимание мировоззренческий характер дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи», её цель — формирование системы знаний о сущности и стратегиях обеспечения благополучной жизнедеятельности детей как ресурса устойчивого развития меняющегося общества, особым образом формулируются контрольные задания по теоретическим основам дисциплины. Эти задания позволяют оценить не просто знание теории дисциплины, но и умение соединить стратегические и тактические аспекты профессиональной деятельности по конкретной проблеме или области деятельности.

В целом представленная в настоящей работе программа учебной дисциплины «Методология успешной социализации детей и молодёжи» разработана на основе результатов обобщения и анализа российского опыта в области социального воспитания и обеспечения успешной социализации детей и молодёжи, личностного и социального развития обучающихся; оптимизации воспитательного потенциала семьи и микросоциума; профилактики социальных рисков и психолого-педагогической помощи детям и семье в сложной (кризисной) жизненной ситуации [8]. Для выпускников магистратуры по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование данная дисциплина, её содержание и методическое обеспечение обусловливают

методологическое понимание профессиональной деятельности, направленной на содействие личностному и социальному развитию обучающихся, организацию их социального опыта и профилактику социальной дезадаптации с учётом возрастных и социально-психологических характеристик, а также типа и вида образовательного учреждения; социально-педагогическое консультирование родителей, педагогов, руководителей образовательного учреждения, участие в проектировании образовательной политики учреждения и программ взаимодействия с социумом.

Литература:

1. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребёнка // Педагогика искусства: электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Mtp://www.art-education. ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka (дата обращения 17.11.2019).

2. Выездное заседание Президиума Российской академии образования в Брянске «Детство как стратегический ресурс развития общества» // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 1. — С. 3-8.

3. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребёнок, ученик. — 2009. — № 1. — С. 3-6.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сла-стенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и на-

уки Российской Федерации. — 2010. — № 4. — С. 20-32.

6. Щелина Т.Т. Методология успешной социализации детей и молодёжи как учебная дисциплина в программе магистратуры направления «Психолого-педагогическое образование» // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный редактор: Ю.В. Варданян. — Саранск, 2016. — С. 336-343.

7. Щелина Т.Т. Содержание и технологии профессиональной подготовки социального педагога // Социальная педагогика в России. — 2012. -№ 2. — С. 84-85.

8. Щелина Т.Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 36. — С. 102- 109. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary. ru/download/ elibrary_21090031_26058938.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.