Научная статья на тему 'Гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы'

Гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1630
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТОК / ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / CHILD AND PARENTS RELATIONS / TEENAGER / HARMONIZATION OF THE CHILD AND PARENTS RELATIONS / SCHOOL'S SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беринская Инна Владимировна, Годунова Алика Альбертовна

Успешность социализации ребёнка обусловлена особенностями детско-родительских отношений как одного из важных институтов социализации. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребёнок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребёнка. В зависимости от характера воспитания (стиля воспитания, типа детско-родительских отношений) происходит формирование взаимоотношений между родителями и ребёнком, что влияет на уровень социализации: на успешность данного процесса или его неуспешность. Решение данной проблемы осуществляется посредством гармонизации детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of the Child and Parents Relations in the Structure of Schools’ Social and Cultural Activity

The successful socialization of a child is duetothe peculiarities of parent and child relationships as one of the most important institutions of socialization. A family is a multi-aged social group where a child learns to perceive different values, the criteria for assessing life events, ideals, points of view, beliefs. A family has psychological mechanisms of socialization that provide the content and nature of a significant family influence on a child. Depending on the nature of upbringing (the style of upbringing, the type of child and parents relations), the relationship between parents and a child is formed. This influences the level of socialization: the success of this process or its failure. The problem can be solved through the harmonization of the child and parents relations in the structure of the school’s socio-cultural activity.

Текст научной работы на тему «Гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы»

|Г\УДПО ПРО'

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.398

Гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы

И. В. Беринская

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

А. А. Годунова

Средняя школа № 43, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

Успешность социализации ребёнка обусловлена особенностями детско-родительских отношений как одного из важных институтов социализации. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребёнок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребёнка. В зависимости от характера воспитания (стиля воспитания, типа детско-родительских отношений) происходит формирование взаимоотношений между родителями и ребёнком, что влияет на уровень социализации: на успешность данного процесса или его неуспешность. Решение данной проблемы осуществляется посредством гармонизации детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы.

детско-родительские отношения, подросток, гармонизация детско-родительских отношений, социально-культурная деятельность общеобразовательной школы.

30 ноября 2017 г.

Дата поступления Процесс социализации ребёнка начинается с раннего

статьив редакцию: периода детства. Ребёнок неизбежно входит в общество сверстников, педагогов и иных взрослых, постепенно вовлекаясь в процесс социализации. Семья является одним из первых институтов социализации ребёнка. При этом исследователи отмечают определённое снижение её воспитательной роли в связи с преобразованиями в

обществе. На современном этапе в российском обществе всё более осознаётся необходимость усиления заботы о воспитании и социализации детей, формирования сильной государственной политики в процессе поддержки и помощи семье. В связи с этим постепенно формируется новый опыт взаимодействия образовательных организаций и родителей, который позволяет в совместной деятельности решать проблемы детства.

В изучении проблемы социализации детей такие авторы, как О. А. Кара-банова, А. Г. Харчев, раскрывают важные аспекты данного процесса как особенности социализации ребёнка в условиях семьи, обращая внимание на социализацию подростка, которая зависит от особенностей детско-родительских отношений внутри семьи; авторитета и власти родителей, а также насколько полно реализуют они основные функции воспитания, значимые в структуре современного общества [3; 6]. Семья для ребёнка является микромоделью общества, что является важным в процессе выработки системы ценностных установок, а также в процессе проектирования жизненных профессиональных планов. Особое влияние семья оказывает на формирование духовной культуры детей подросткового возраста, на их социальную направленность, стиль поведения и взаимоотношения с людьми.

Возникающие трудности у подростков в процессе социализации связаны с тем, что социальные изменения происходят намного быстрее способности ребёнка адаптироваться в социуме. Приобретаемый ребёнком опыт не всегда оказывается приемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться а, напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Благоприятная ситуация социализации зависит как от особенности выстроенных детско-родительских отношений внутри семьи, так и особенности взаимодействия ребёнка в среде сверстников. Трудности подросткового периода как одного из самых сложных периодов в развитии личности семья должна преодолевать вместе со своими детьми. Необходимо, чтобы позиция родителей была понятной, чёткой и определённой. Чрезмерная опека и большое количество требований могут привести к неразрешимым конфликтам. Наряду с этим попустительство, равнодушие, недостаточная требовательность не менее вредны для детей в подростковом возрасте. Это может привести к возникновению новых проблем и углублению существующих.

Сложившаяся система воспитания внутри семьи, с позиции И. В. Шапо-валенко, представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, которые осуществляются родителями с целью формирования определённых личностных качеств и умений у подростков [4]. Выбор определённых способов общения с ребёнком, использование конкретных методов и приёмов в процессе воспитания, а также степень строгости контроля и наличие эмоциональной поддержки со стороны родителей - всё это и определяет стиль семейного воспитания и тип детско-родительских отношений. Исследователь А. В. Разумова отмечает, что по мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В связи с этим конкретные проявления в поведении подростков в системе общественных взаимодействий оказывают влияние как на особенности социализации подростка, так и на изменения детско-роди-тельских отношений в структуре семьи.

Для определения типов детско-родительских отношений в семьях и их влияния на успешную социализацию подростков было проведено исследование

на базе МБОУ СОШ № 12 г. Иркутска. В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте 15-16 лет и их родители - 40 человек (полный состав пап и мам), при этом - 70 % из 20 семей имеют полный состав (14 семей), 30 % имеют неполный состав (6 семей): отцы не проживают с ребёнком и матерью, но каждый активно участвует в школьной жизни и в воспитании своих детей.

Для определения типа родительского отношения к детям был использован тест-опросник (А. Я. Варга, В. В. Столин) [2; 5]. Были получены следующие результаты: такой выявленный тип отношений, как «авторитарная гиперсоциализация», характерен для 40 % родителей (16 человек), которые выстраивают отношения с подростком, предъявляя высокий уровень требований к результатам достижений ребёнка как в учебной, так и во внеучебной деятельности. При малейшем несоответствии родительским ожиданиям - проявление раздражительности, выражение негативного отношения к неуспешности полученных ребёнком результатов.

К симбиотическим отношениям с подростком стремятся 25 % родителей (10 человек). Данный тип родительского отношения представляет собой чрезмерную опеку над подростком и желание оберегать от всех жизненных трудностей, преград и проблем. При этом практически не предоставляя ему самостоятельности, ощущая себя с ребёнком единым целым.

Такой тип отношений родителя к ребёнку, как «маленький неудачник», выбирают 15 % родителей (6 человек). Данный тип детско-родительских отношений раскрывается в постоянном восприятии подростка ещё маленьким ребёнком, не способным правильно и самостоятельно принимать решения в своей жизни.

К кооперации - типу родительского отношения - относят себя 20 % родителей (8 человек). В структуре данного типа отношений родителей и подростков раскрывается совместная, сотрудническая деятельность, которая направлена на взаиморазвитие и взаимопомощь. Поддержка ребёнка во всех делах, стремление вместе решать возникающие трудности, предоставление самостоятельности и возможности принимать собственное решение в различных жизненных ситуациях.

В исследуемой группе родителей не был выявлен такой тип детско-роди-тельского отношения с подростком, как принятие - отвержение.

Таким образом, тип родительского отношения - кооперация отнесён нами к наиболее оптимальному уровню отношений, когда родители не только поддерживают, но и испытывают чувство гордости за своего ребёнка, поощряя инициативу и личностные достижения. Такие типы отношений, как «симбиоз» и «маленький неудачник», отнесены к нейтральному уровню, когда родители стремятся к достижениям своего ребёнка, но не предоставляют ему в полной мере самостоятельности, воспринимая его ещё маленьким. К отрицательному уровню отношений следует отнести такие типы родительских отношений, как «авторитарная гиперсоциализация» и «отвержение», которые лишают подростков свободно, самостоятельно мыслить и действовать в своей жизнедеятельности, постоянно подвергая жёсткому контролю и беспрекословному подчинению.

Для определения уровня социализации подростков были выбраны диагностические методики: проективный тест «Леви» (модифицированный тест Вар-тегга, вариант Е. Л. Михайловой), тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана. При соотнесении типов детско-родительских отноше-

ний и уровней социализации подростков в данном классе были получены следующие результаты:

- высокий уровень социализации - у 25 % подростков (6 человек), в структуре семьи которых характерен оптимальный уровень родительских отношений;

- средний уровень социализации - у 55 % подростков (10 человек), для их семей характерен нейтральный тип детско-родительских отношений;

- низкий уровень социализации - имеют 20 % подростков (4 человека), для их семей характерен отрицательный уровень детско-родительских отношений.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что очевидно прослеживается тенденция зависимости родительского отношения к подростку и его успешной или неуспешной социализации. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребёнку происходит формирование определённых взаимоотношений между подростком и социальным окружением, что влияет на уровень социализации подростка - его успешность или неуспешность. Нарушение детско-родительских отношений также ведёт к формированию возможных психологических проблем, а именно - агрессивности, повышенному уровню тревожности, нарушению коммуникации, что и может приводить к неуспешной социализации подростка.

Гармонизация детско-родительских отношений является решением проблемы неуспешной социализации подростков. С точки зрения исследователя Р. В. Бортова, задача гармонизации детско-родительских отношений предполагает не радикальное вмешательство в традиционно закрытый процесс семейного воспитания, а деликатное, внимательное изучение особенностей каждой семьи в период подросткового возраста детей, союзническое взаимодействие с родителями [1]. При этом родительская позиция должна включать такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребёнку, мотивы, ценности и цели родительства, оптимальные формы взаимодействия с ребёнком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль.

Для решения проблем, возникающих внутри семьи между подростками и их родителями, был разработан комплекс мероприятий, направленный на гармонизацию детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы. Это представляет собой комплексную работу педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя по таким направлениям работы, как совместная деятельность специалистов с родителями, подростками, родителями и детьми. Цель комплекса мероприятий: создать условия для организации совместной деятельности подростков и их родителей в структуре социально-культурной деятельности школы по формированию навыков межличностного взаимодействия. В процессе реализации комплекса мероприятий особое внимание уделяется решению таких задач, как:

- создание психолого-педагогических условий, позволяющих раскрыться каждому подростку, проявить себя в деятельности, выразить свои чувства и эмоции;

- содействие повышению самооценки подростков и самоактуализации;

- обучение подростков социально приемлемому поведению в стрессовых ситуациях и умению корректировать своё поведение;

- создание условий для принятия внутреннего «Я» и преодоления застенчивости, неуверенности;

- овладение подростками и их родителями арсеналом вербального и невербального выражения чувств;

- создание психологических условий для эмоционального сближения подростка и родителя в структуре активной, специально организованной социально-культурной деятельности школы.

Ключевым в реализации комплекса мероприятий явилось формирование сотрудничества родителей и педагогов как равноправных партнёров, воспитывающих одних и тех же детей. В основе - единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Основное содержание комплекса мероприятий представляет собой совокупность форм и методов работы, направленных на решение задач программы. Последовательность реализации мероприятий по направлениям предполагает чередование совместной деятельности, смену психофизического состояния подростка и родителя. В структуре социально-культурной деятельности, имеющей глубоко педагогический процесс, функции непосредственно связаны с воспитанием и обучением. И насколько будет эффективна выстроенная педагогическая система социально-культурной деятельности, настолько и повысится уровень духовных интересов родителей и их детей, нравственности личности, настолько изменится мир в целом.

Направление работы с подростками с использованием таких форм, как деловая игра, викторина, классный час, ориентировано на мотивацию учебной деятельности подростков; формирование умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания.

В структуре направления работы с родителями - важно сформировать объективное представление родителя о своём ребёнке. На данном этапе комплекса мероприятий необходимо помочь родителям в выборе методов и средств воспитания подростков; выявить и проанализировать причины конфликтов между родителями и подростками; работать над формированием культуры общения родителей и подростков. Для решения данных задач используются занятия в форме тренинга, совместное обсуждение проблем в рамках круглого стола, дискуссии, конференции, индивидуальные консультации педагога-психолога.

Совместная работа с подростками и родителями необходима для укрепления отношений между ними. В процессе совместной деятельности родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности. Этому способствуют такие формы организации совместной деятельности, как тренинг «Мама, папа, я», совместное выполнение социально значимых проектов, проведение викторины, спортивных праздников, семейных клубов выходного дня и др.

Таким образом, совместно с родителями подростки усваивают «шаги» социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Родители, в свою очередь, пересматривают отношение к своему ребёнку как к полноценной личности, имеющей равные с ними права. Многообразие отношений между членами семьи, непосредственность, искренность чувств, которые они питают друг к другу, многообразие форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.

Таким образом, гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы будет осу-

ществляться эффективно, если создать специальные психолого-педагогические условия:

- организация целенаправленной, совместной работы с родителями и подростками, которая должна носить системный, комплексный характер;

- формирование у подростков и их родителей навыков межличностного взаимодействия;

- обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: социального педагога, классного руководителя, педагога-психолога, подростков и их родителей в процессе реализации комплекса мероприятий.

На данном этапе исследование предполагает дальнейшую работу по достижению главной цели - гармонизации детско-родительских отношений как фактора успешной социализации подростков.

Список литературы

1. Бортов, Р. В. Семейные отношения / Р. В. Бортов. - М. : Проспект, 2000. - 336 с.

2. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / А. Я. Варга. - М., 1987 - 209 с.

3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений : учеб. пособие / О. А. Кара-банова. - М. - Самара : СИОКПП, 2001. - 122 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Академия, 2005. - 192 с.

5. Столин, В. В. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В. В. Столин и др. // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. - М. : Педагогика, 1989. - С. 16-37.

6. Харчев, А. Г. Современная семья и её проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацков-ский. - М. : Статистика, 1978. - 224 с.

|ГЛУДПО UPQr

Harmonization of the Child and Parents Relations in the Structure of Schools' Social and Cultural Activity

I. V. Berinskaya

Irkutsk State University, Irkutsk

A. A. Godunova

Secondary school № 43, Irkutsk

Abstract. The successful socialization of a child is due to the peculiarities of parent and child relationships as one of the most important institutions of socialization. A family is a multi-aged social group where a child learns to perceive different values, the criteria for assessing life events, ideals, points of view, beliefs. A family has psychological mechanisms of socialization that provide the content and nature of a significant family influence on a child. Depending on the nature of upbringing (the style of upbringing, the type of child and parents relations), the relationship between parents and a child is formed. This influences the level of socialization: the success of this process or its failure. The problem can be solved through the harmonization of the child and parents relations in the structure of the school's socio-cultural activity.

Keywords: child and parents relations, teenager, harmonization of the child and parents relations, school's socio-cultural activity.

Беринская

Инна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: 8(3952)200739; e-mail: innaber@rambler ru

Berinskaya Inna Vladimirovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Department

Pedagogy Institute, Irkutsk State University

6 Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk,664011

tel.: 8(3952)200739 e-mail: innaber@rambler. ru

Годунова

Алика Альбертовна

учитель психологии

средняя школа № 43

664020, г. Иркутск, ул. Авиастроителей, 30

тел.: 8(3952)328119

e-mail: alika.akulova@yandex.ru

Godunova Alika Albertovna

Teaching Psychologist

Secondary school № 43

30 Aviastroiteley St, Irkutsk, 664020

tel.: 8 e-mai

Ц3952)328119

il: alika.akulova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.