РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 БeЛYМ. МЕДИЦИНАЛЫК ЖАКТАН БИЛИМ БЕРYY БОЮНЧА СУРООЛОРУ.
УДК 614.23
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ КЫРГЫЗСТАНА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В.Т. Давыдов1, Г.В.Белов2, Г.С.Молдоташева3
КГМА1, ОшГУ2, МВШМ МУК3
Резюме: проблемная статья, посвященная вопросам преподавания патологической анатомии иностранным студентам. В Кыргызстане в последнее десятилетия открылось 5 медицинских вузов и факультетов, ведущих преподавание на английском языке. Экспорт образования в юго-азиатские страны для Кыргызстана приобретает важное значение. Однако методическое и материальное обеспечение отстает от темпов роста численности иностранных студентов. Кроме того имеются расхождения в подходах, некоторых понятиях, классификациях между представителями российской и западной школ патологоанатомов. Предлагается гармонизировать основные понятия в патологической анатомии выпуском учебников и учебных пособий на английском языке, преподавателями, обладающими опытом практической работы прозекторами.
Ключевые слова: аутопсии, макропрепараты, патологическая анатомия, иностранные студенты.
Кыргызстандын медициналык жогорку окуу жайларында окуган чет eлкeлYк студенттерге па-тологиялык анатомия сабагын берууде методикалык жактан камсыз кылуу
В.Т. Давыдов, Г.В.Белов, Г.С.Молдоташева Корутунду: Проблемалык макала чет eлкeлYк студенттерге патологиялык анатомия сабагын 6epYY суроолоруна арналган. Акыркы он жылда, Кыргызстанда англис тилинде eтYЛYYЧY 5 медициналык жогорку окуу жайлары жана факультеттери ачылган. ТYштYк-Азия eлкeлeрYHYн студенттерине билим берYY Кыргызстан YЧYH чоц мааниге ээ болууда. Бирок методикалык жана окуу материалдары менен камсыз кылуу чет eлкeлYк студенттердин санынын eсYY темпинен артта калууда. Мындан тышкары россиялык жана батыш патологиялык анатомиянын eкYлдeрYHYH ортосунда ыкмалар, айырм бир тYШYHYктeр, классификациялар боюнча келишпестиктер бар. Прозекторлук иште практикалык тажрыйбасы бар мугалимдер тарабынан патологиялык анатомиядагы негизги тYШYHYктeрдY айкалыштыруу менен англис тилинде окуу китептерин, окуу куралдарын басып чыгарууну сунуштайт.
Негизги сездер: патологиялык анатомия, медициналык билим, окуу китептери, дидактикалык мате-риалдар.
Problems of methodological support of teaching anatomy of pathological anatomy to foreign students in medical university of Kyrgyzstan and the way of their solution
V.T. Davydov, G.V. Belov, G.S. Moldotasheva KGMA, OshGU, MSMM MUK Summary: A problem article devoted to the teaching of pathological anatomy to foreign students. In Kyrgyzstan, in recent decades, five medical schools and faculties have been opened, teaching English. The export of education to the south-Asian countries is becoming important for Kyrgyzstan. However, methodological and material support lags behind the growth rate of the number of foreign students. In addition, there are differences in approaches, certain concepts, classifications between representatives of the Russian and Western schools of pathologists. It is proposed to harmonize the basic concepts in pathological anatomy with the release of textbooks and teaching aids in English, teachers who have practical experience as drafters.
Keywords: autopsies, macro preparations, pathological anatomy, foreign student.
КЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
Кыргызстана^
Патологическая анатомия является важной научно-прикладной дисциплиной, изучение которой необходимо для прохождения клинических предметов и практической деятельности врача независимо от будущей специальности.
С начала 90-х годов ХХ века в Кыргызстане проходят обучение студенты из стран дальнего зарубежья. Вначале это было преподавание на русском языке на лечебном, стоматологическом и педиатрическом факультетах Кыргызской государственной медицинской академии (КГМА). В 2001 году были сформированы первые группы в составе лечебного факультета КГМА с частичным преподаванием на английском языке. А в 2004 году был образован отдельный факультет для иностранных граждан, где преподавание полностью проводится на английском языке по специальности «Лечебное дело».
Параллельно с этим, в это же время в составе Международного университета Кыргызстана (МУК) была создана Международная школа медицины (МШМ), где преподавание также проводится на английском языке по специальности «Лечебное дело» но уже по 5-летнему учебному плану. В последствии подобные структуры стали создаваться в других ВУЗах Кыргызстана, в частности это: Азиатский медицинский институт им. С. Тентишева, Международный медицинский факультет Ошского государственного университета (ОшГУ), медицинский факультет Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ) и др.
Преподавание патологической анатомии в разных ВУЗах производится согласно учебным планам по специальности «Лечебное дело» в соответствии с 5- или 6-летним обучением. Так, в КГМА обучение патологической анатомии происходит следующим образом: общая патологическая анатомия преподается в 3 семестре (2 курс), в этом же семестре преподается раздел по патологической анатомии модуля «Инфекция. Воспаление. Иммунитет»; частная патологическая анатомия преподается на 4 и 5 курсах параллельно прохождению клинических предметов. Секционно-биопсийный курс преподается в 12 семестре. На международном медицинском факультете ОшГУ общая патологическая анатомия преподается в 4 семестре (2 курс), а частная в 5 семестре (3 курс), секционно-биопсийный курс также преподается в 12 семестре. В МШМ: общая патанатомия преподается в 3 семестре, частная в 4 и 5 семестрах в составе клинических модулей, курс клинической анатомии - в 10 семестре. В КРСУ планируется преподавание: общая в 5 семестре, частная патанатомия в 6-м, курс клинической анатомии - в 12 семестре.
Для успешного преподавания патологической анатомии необходимо соответствующее методическое обеспечение. Прежде всего, это касается учебников. В таблице 1 представлены наиболее известные и распространенные англоязычные учебники.
Имеющиеся учебники на английском языке не полностью удовлетворяют существующие потребности. Структура учебников, изданных на Западе и в Индии, соответствует системе преподавания в западных ВУЗах, где преподается предмет «Патология» (Pathology), являющийся комбинацией нескольких предметов, прежде всего: патологической анатомии и патологической физиологии, а также генетики и имму-
Таблица 1 - доступные англоязычные учебники
№ Авторы и название учебника Страна выпуска
1 Walter J.B., Talbot I.C. General Pathology. 1996. USA
2 Kumar V., Abbas A.K., Aster J.C. Robbins Basic Pathology. 2013. USA
3 Kumar V., Abbas A.K., Aster J.C. Robbins and Cotran Pathologic Basis of Disease. 2015. USA
4 Klatt E.C. Robbins and Cotran Atlas of Pathology. 2015. USA
5 Chandrasoma P., Taylor C.R. Concise Pathology. 1998. USA
6 Curran R.C., Croker J. Curran's Atlas of Histopathology. 2000. USA
7 Connolly A.J. Autopsy Pathology. 2016. USA
8 Harsh Mohan. Textbook of Pathology. 2015. India
9 Harsh Mohan. Pathology. Practical Book. 2012. India
10 Jawad Ahmad. Gross Pathology. 2005. Pakistan
Таблица 2 - Классификация некрозов в русскоязычных и англоязычных учебниках
Струков А.И., Серов B.B. Robbins, Cotran, Kumar
1.Колликвационный. 2.Коагуляционный (восковидный, казеозный, фибриноидный). 3.Гангрена (сухая, влажная, пролежень). 4.Секвестр. 5.Инфаркт. 1.Colliquative (колликвационный). 2.Coagulative (коагуляционный). 3.Fat (жировой). 4.Caseous (казеозный). 5.Fibrinoid (фибриноидный). 6.Gangrene: dry, wet, gas (гангрена: сухая, влажная, газовая).
проблемы методического обеспечения преподавания патологической анатомии ...
Чтение лекции проф. Беловым Г.В. (ОшГУ)
Чтение лекции проф. Сатылгановым И.Ж. (КГМА)
Проведение практического занятия доц. Молдоташевой Г.С. (МВШМ)
Проведение практического занятия ст.преп. Давыдовым В.Т. (КГМА)
Фото - учебный процесс.
нологии. При этом превалирует патологическая физиология: по содержанию учебников больше даются механизмы развития патологических процессов, в меньшей степени представлена морфология.
Еще одной проблемой является несовпадение терминов, когда одни и те же процессы называются по-разному, например: термин «дистрофия», имеющийся в русскоязычных учебниках, полностью отсутствует в англоязычных и вместо него употребляются термины - «дегенерация клеток» (cell degeneration), «внутриклеточные накопления» (intracellular accumulations) или «пигментации» (pigmentations). Нередко полностью или частично не совпадают определения понятий и классификации. В качестве примера (табл.2) можно привести сравнение классификаций некрозов.
Кроме того, нужно отметить недостаточный объем материала, а то и полное отсутствие некоторых разделов в иностранных учебниках, в частности по таким темам как: дистрофии, кровотечение, прена-тальная и перинатальная патология и др.
Вместе с тем, возникает ситуация, при которой дословный перевод русскоязычных учебников не полностью удовлетворяет потребностям обучения иностранных студентов. И в тоже время подача материала, изложенного в англоязычных учебниках, не полностью нас устраивает.
Таким образом, необходим компромисс между двумя подходами, определенный синтез при котором не будет серьезных разногласий между английской и русской версиями подачи учебного материала. Это является самой большой методической проблемой. Главная задача при этом - доступное, доходчивое объяснение учебного материала, по мере усвоения которого, студент после окончания ВУЗа сможет успешно подготовиться и сдать экзамен на подтверждение диплома у себя на родине, используя англоязычную литературу.
Кстати, само название «Патологическая анатомия» (Pathological Anatomy) не является общеприня-
КЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
¡Сыргызстаиа^
тым, часто используется термин «Анатомическая патология» (Anatomic Pathology).
Преподавание патологической анатомии на кафедрах КГМА, ОшГУ и других ВУЗов основывается на традиционной системе, отработанной за многие годы: чтение лекций с использованием мультимедийных средств с последующим разбором соответствующих тем на практических занятиях. Практика включает в себя разбор теоретического материала и дискуссию, а также самостоятельную работу студентов с макропрепаратами и микропрепаратами под контролем преподавателя. Соответственно этому, студенты пользуются раздаточным материалом (планы описания макропрепаратов и микропрепаратов, таблицы, схемы) переведенным на английский язык.
В связи с этим, основным источником информации для подготовки студентов к практическим занятиям является лекционный материал, дополнительным - англоязычные учебники. К тому же полностью обеспечить учебниками всех студентов является очень сложной задачей ввиду их дороговизны и сложностью доставки. Выходом из положения может быть использование электронных версий учебников, а также разработка собственных оригинальных учебных пособий на английском языке.
Для обеспечения высокого уровня преподавания, руководством ВУЗов, в частности КГМА было рекомендовано выделение лучших аудиторий и методических пособий (макро- и микропрепаратов, микроскопов) для обучения иностранных студентов. В ОшГУ для международного медицинского факультета построен современный учебный корпус. В МШМ кафедра патологии располагается в капитально отремонтированном и хорошо оборудованном корпусе.
Необходимо отдельно упомянуть о преподавании такого специфического раздела патологической анатомии, как секционно-биопсийный курс или как он называется в некоторых ВУЗах - курс клинической анатомии. Этот предмет отсутствует в учебных планах западных университетов, а его фрагменты частично преподаются в курсе частной патологии. Соответственно и специальных учебников по этому курсу нет. Таким образом, преподавание секционно-биопсийного курса является преимуществом постсоветской системы, основанной на клинико-анатомическом подходе в обучении и тесной связи с прозекторской практикой. К сожалению, большой проблемой в настоящее время является редкость демонстрации вскрытий умерших, в связи с резким уменьшением числа посмертных исследований. Промежуточной и итоговый контроль в различных ВУЗах проводится в двух формах: устный опрос и тестирование в КГМА и тестирование в ОшГУ, МШМ. Для этого созданы банки тестов, а также ежегодно обновляемые экзаменационные билеты для устного опроса.
И наконец, важнейший из вопросов - кадровый вопрос. Известное изречение «кадры решают все» максимально применимо именно в этой ситуации. Без хорошо подготовленных преподавателей никакой учебный процесс не возможен. При этом преподаватель должен быть хорошим педагогом, подготовленным для работы со студентами, приезжающими для обучения из разных стран. Он должен обладать не только глубокими теоретическими познаниями, но и быть квалифицированным врачом-патологоанатомом. И главное, он должен владеть английским языком на уровне достаточном для общения со студентами и проведения учебного процесса, а также должен быть знаком с современной учебной и научной литературой по патологической анатомии на английском языке.
Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, нужно сделать следующие выводы - для успешного преподавания патологической анатомии иностранным студентам необходимо:
1. Достаточное количество квалифицированных преподавателей, владеющих современными методами обучения, знающих специфику работы с иностранными студентами и владеющих английским языком на уровне, достаточном для преподавания.
2. Достаточное количество наглядных пособий (макропрепаратов, микропрепаратов, таблиц) и технических средств обучения (микроскопы, компьютеры, мультимедийные системы и др.).
3. Подготовка и издание оригинальных методических рекомендаций, учебных пособий и учебников на английском языке.
4. Повышение квалификации преподавателей (языковое, профессиональное).
5. Кооперация и координация работы преподавателей различных ВУЗов, обучающих иностранных студентов.
Сведения об авторах:
Давыдов Вячеслав Томасович - ст. преподаватель кафедры патологической анатомии Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К.Ахунбаева,
Белов Георгий Васильевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологических дисциплин международного медицинского факультета Ошского государственного университета,
e-mail:[email protected]
Молдоташева Гульнара Сапаровна - к.м.н., доцент, заведующая кафедрой патологии международной высшей школы учебно-научно-производственного комплекса Международный университет Кыргызстана.