Научная статья на тему 'МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАТУРАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ И МУЛЯЖЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАТУРАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ И МУЛЯЖЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАТОМИЯ / ПАТАНАТОМИЯ / МАКРОПРЕПАРАТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Талантбекова Нурайым Талантбековна, Ешиева Асель Абдыракмановна, Туйчуева Эльзода Солтанбековна

Проведено анкетирование среди студентов 3 медицинских факультетов г.Ош и Бишкек по вопросам обеспечения макропрепаратами учебного процесса на кафедрах морфологического профиля. Результаты свидетельствуют о недостаточном оснащении кафедр формалиновыми и пластинированными препаратами, учебными фильмами, и отсутствием нормативной правовой базы для их изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Талантбекова Нурайым Талантбековна, Ешиева Асель Абдыракмановна, Туйчуева Эльзода Солтанбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАТУРАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ И МУЛЯЖЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 614.23

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАТУРАЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ И МУЛЯЖЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Талантбекова Н.Т.1, Ешиева А.А.2, Туйчуева Э.С.2 КГМА1, ОшГУ2

Резюме: Проведено анкетирование среди студентов 3 медицинских факультетов г.ОШ и Бишкек по вопросам обеспечения макропрепаратами учебного процесса на кафедрах морфологического профиля. Результаты свидетельствуют о недостаточном оснащении кафедр формалиновыми и пластинированными препаратами, учебными фильмами, и отсутствием нормативной правовой базы для их изготовления.

Ключевые слова: Анатомия, патанатомия, макропрепараты, учебный процесс

Морфологиялык сабакты еткерууде нукура препараттарды жана муляждарды колдонуу женунде студенттердин ой-пикирлери

Талантбекова Н., Ешиева А.А., Туйчуева Э.С.

КММА, ОшМУ

Корутунду: Морфологиялык профилдеги кафедрадагы окуу процесстеринде макропрепараттар менен камсыз кылуу суроолору боюнча Бишкек ш. жана Ош ш. 3 медициналык факультеттердин студенттеринин арасында анкеталык суроо-жообу жYргYЗYлгвн. Жыйынтыгы кафедралар формалиндик жана пластиналык препараттар, окуу фильмдери менен жетишерлик камсыз болбогонун жана аларды даярдоо YЧYн норма-тивдик укуктук негиздердин жоктугун кYбвлвндYрвт

Негизги сездер: Анатомия, патанатомия, макропрепараттар, окуу процесси.

Opinion of students on the use of natural preparations and multi-waves in teaching morphological disciplines

Talantbekova N., Yeshieva A.A., Tuichuyeva E.S.

KSMA, OshSU

Summary: Questions are asked among students of 3 medical faculties in the city of Bishkek and the city of Bishkek on the provision of macro-preparations for the educational process at the departments of the morphological profile. The results attest to the insufficient equipment of the departments with formalin and plastic preparations, educational films, and the lack of a regulatory framework for their production.

Keywords: Anatomy, pathological anatomy, macro preparations, educational process

После принятия Закона КР «Об охране здоровья граждан Кыргызской Республики» в 2005 году

[1] в патологоанатомической службе произошли существенные изменения, которые трудно назвать положительными. Резко снизилось количество вскрытий умерших в больнице, даже во время наркоза, операций, врачебных манипуляций. Изменилась статистика смертности, редкие заболевания как бы исчезли. Студенты, клинические ординаторы, врачи не стали иметь возможности изучать морфологические проявления болезни, выявлять ошибки танатогенеза.

Анатомию человека стали изучать в основном на муляжах, а не на натуральных препаратах. Трупов на кафедрах нормальной и топографической анатомии не стало. А без знания анатомии не может быть врач.

Студенты Кыргызско-Российкого славянского университета в 2011 году обращались в Правительство, с просьбой изменить статьи 43, 44 данного Закона. По поручению вице-премьер-министра была создана комиссия Минздрава для изучения вопроса с патологоанатомическими вскрытиями, и по поводу анатомического дара. Однако после очередной смены правительства вопрос повис.

Для разработки новой редакции статей 43, 44 необходимо знание современной ситуации со вскрытиями, в частности мнения студентов об использовании традиционных методов обучения морфологическим дисциплинам.

Целью исследования является изучение мнения студентов об проблемах наглядности преподавания морфологических дисциплин, в частности участия во патологоанатомических вскрытиях и использования натуральных анатомических препаратов.

Проведено анкетирование 260 студентов 3-5 курсов, обучающихся в КГМА (п=93), на медицинском факультете ОшГУ (п=96), международном медицинском факультете ОшГУ (п=67). Анкета включала 15 вопросов с 2-6 вариантами ответа (идентичных для русскоязычных и англоязычных респондентов).

Респонденты имели приблизительно один возраст от 17 до 25 лет (рис. 1).

Мусульманами себя индентифицировали 100% студентов седифакультета ОшГу, 84% студентов

КЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана^

КГМА и 22% студентов международного медицинского факультета ОшГУ, выходцев из Пакистана (рис.2). Христиан было по 9% в КГМА и на ММФ. Буддисты, выходцы из Индии и Непала преобладали на ММФ (72%). Иудеи составили 6% в КГМА, на других факультетах их не было. Атеистами считали себя 2 студента из КГМА.

На вопрос достаточно ли оснащение макропрепаратами кафедры патологической анатомии положительно ответили почти все студенты КГМА (98%, что находится в пределах допустимой ошибки при анкетировании). Действительно кафедра патологической анатомии имеет 75 летнюю истории и с первого месяца учебного процесса (сентябрь 1941 года) была достаточно оснащена макропрепаратами, многие из которых уникальны. Кроме того кафедра расположена в одном здании с Республиканским патологоанатомическим бюро и студенты имеют возможность, хотя бы изредка видеть свежие препараты на вскрытии или оставленные для показа после вскрытия. Такой возможности лишены студенты ОшГУ, морфологические кафедры которого расположены далеко от областного патологоанатомического бюро или бюро судмедэкспертизы. Формализированных макропрепаратов и них мало, а коррозионных, пластинированных и силиконовых почти совсем нет. Поэтому на вопрос были преимущественно отрицательные ответы (рис.3).

Одной из возможностей глубокого изучения патологической анатомии является самостоятельное изготовление макропрепаратов в рамках работы студенческого научного кружка (НСО, НИРС). При этом студенты предпочитают не считывание с интернета материала, а самостоятельную работу с натуральными препаратами (рис.4). Особенно это желают иностранные студенты.

Ответы на 5 вопрос были применительны как к предмету патанатомия, так и предметам анатомия и топографическая анатомия, как впрочем и на предыдущий вопрос. Так как КГМА обладает крупнейшим музей пластинации там студенты в большинстве своем отдали предпочтение пластинированным препаратам. Студенты медфака ОшГУ отдали предпочтение муляжам, так как их музей больше оснащен ими, а пластинированные препараты единичные. Студенты ММФ, к сожалению, учат морфологические дисциплины преимущественно по сотовым телефонам.

Рис. 1 - Возраст респондентов

Рис. 2 - Отношение к религии

мнение студентов об использовании натуральных препаратов и муляжей..

да нет

ММФ ОшГУ

Медфак ОшГУ

КГМА

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 3 - Ответы на вопрос «Достаточно ли оснащение макропрепаратами кафедра патологической анатомии».

ММФ ОшГУ

Медфак ОшГУ

КГМА

да I нет

100%

Рис. 4 - Ответы на вопрос «Хотели ли вы сами препарировать органы, изготовлять макропрепараты?»

ММФ ОшГУ

Медфак ОшГУ

КГМА

100%

трупы, формализированные органы, части тела I атласы I муляжи

пластинированные препараты ■ сотовый телефон

I плакаты, штендеры в аудиториях и корридорах кафедры ¡учебные видиофильмы

Рис. 5 - Ответы на вопрос «Что лучше помогает вам рассмотреть анатомию и патологию органов?»

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

трупы, формализированные органы атласы

■ муляжи пластинированные препараты

■ сотовый телефон ■ плакаты, стенды, штендеры

■ учебные видифильмы

Рис. 6 - Ответы на вопрос «Чем в первую очередь надо обеспечить морфологические кафедры?».

Как выходить из такой ситуации, что важнее всего приобрести, ответы на эти вопросы представлены на рисунке 6.

В Кыргызстане в 1997-2004 годах были отработаны уникальные методики изготовления анатомических препаратов по патентам Понтера фон Нагенса. Выпущен ряд анатомических атласов [2, 3]. Был создан лучший в мире музей учебных анатомических препаратов. Многие преподаватели и студенты были приобщены к их изготовлению. К сожалению после скандалов специально раздутых политиками по поводу использования невостребованных трупов для изготовления анатомических препаратов [4] работа института морфологии и полимерных технологий была прекращена (даже с органами животных). Сегодняшние студенты страдают от недостатка натуральных анатомических препаратов, учебных фильмов, атласов, которые могли бы изготавливаться в Кыргызстане. Качество знаний студентов медиков, базирующихся, прежде всего, на изучении базисных морфологических дисциплин, отстает от современных требований.

Необходимо внести изменения в статью анатомический дар Закона КР «Об охране здоровья граждан Кыргызской Республике» [5] и улучшить оснащение кафедр морфологических дисциплин натуральными препаратами.

Список литературы:

1. Закон Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан Кыргызской Республике».

2. Gunther von Hagens. Korperwelten. Heidelberg, 2004.

3. Gunther von Hagens. Bodywold. Heidelberg, 2002.

4. БеловГ.В., Г.фонХагенс, АкылбековИ.К., Мамбетова Ч.А. Краткая история пластинации анатомических препаратов в Кыргызстане //100-летие Российского общества патологоанатомов /Материалы Всеросийской конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2009. - С.10-12

5. Belov G.V., Idarova D. Brief history of plastination in Kyrgyzstan // Abstract of 10th international interim conference on plastination. Toledo, Ohio, Usa. 2011.- P.18/

6. Белов Г.В., Бадронов Р.Р., Абаева Т.С. и др. Роль музея пластинации КГМА в учебном процессе и в профориентации (результаты анкетирования) // В кн.: Физиология, морфология и патология человека и животных в климато-гео-графическихусловиях Кыргызстана. Бишкек-2003.-С.11-17

Сведения об авторах:

Талантбекова Нурайым Талантбековна - преподаватель кафедры патологической анатомии КГМА им. И.К.Ахунбаева, [email protected]

Ешиева Асель Абдыракмановна - преподаватель кафедры морфологических дисциплин международного медицинского факультета ОшГУ, тел. 0776407707 [email protected]

Туйчуева Эльзода Солтанбековна - преподаватель кафедры морфологических дисциплин международного медицинского факультета ОшГУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.