НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ИЗГОТОВЛЕНИИ ГИГИЕНИЧНЫХ ПЛАСТИНИРОВАННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
СИВРЕВ Д.*, УСОВИЧ А.К.**
Стара Загора, Болгария*
Витебский государственный медицинский университет,** кафедра анатомии человека
Современный уровень требований к качеству оснащения учебного процесса по анатомии человека требует новых подходов к изготовлению учебных препаратов. Анатомические атласы как в виде книг, так и в виде компьютерных вариантов, как правило, дают плоскостное изображение рассматриваемых объектов. Зачастую же в практике необходимо объемное (трехмерное) представление об интересующем объекте (области тела). Обычный анатомический (трупный) препарат недолговечен и негигиеничен. Искусственные препараты (муляжи) могут восполнить этот пробел, но они должны быть достаточно высокоточными. Однако производство таких муляжей в государствах центральной и восточной Европы отсутствует ввиду низкой рентабельности. Наиболее подходящими для этого, по нашему мнению, могут быть натуральные пластинированные анатомические препараты, изготовление которых может быть налажено в соответствующих лабораториях при кафедрах и институтах анатомии.
Все методы пластинации основаны на полном обезвоживании и обезжиривании тканей и клеток с сохранением формы и объема анатомической области. Это происходит в результате замещения воды в клетках и межклеточном пространстве на какой-то гигиеничный пластификат (силикон, полиэстер, эпоксид). Силиконовые методики пластинации позволяют получить натуральные препараты любого объема, вплоть до целого тела, с отпрепарированными на нем структурами при сохранении формы, цвета, эластичности натурального препарата. Такие анатомические препараты могут рассматриваться без каких-либо защитных средств или приспособлений. Они долговечны, не теряют своих ка-
честв в течение длительного времени, для хранения не требуют специальных условий. Эта методика изготовления препарата позволяет показать интересующую структуру (область тела, или органа) на любом этапе операции (препарирования). Существующий опыт применения подобных препаратов показал их высокую эффективность и востребованность в качестве демонстрационных (эталонных) при обучении технике оперативных вмешательств. В учебном процессе по анатомии человека силиконовые препараты являются идеальными в качестве демонстрационных и экзаменационных.
Методы пластинации, дополнившие методику Н.И.Пирогова, позволяют получить срезы части тела или органа любой толщины. При этом сохраняется форма органа, взаимоотношение между его структурами. Замещение жира и воды на полиэстер или эпоксид позволяет создать достаточную прозрачность. Использование таких анатомических срезов тела человека вместе с их картиной, полученной лучевыми методами диагностики (УЗИ, КТ, ЯМР), в учебном процессе на доклиническом этапе обучения способствует приобщению студентов к изучению и видению анатомии живого человека.
Самостоятельное изготовление таких препаратов в рамках одной кафедральной лаборатории затруднено. Поэтому необходима интеграция в этом процессе. При этом каждая из сторон может выполнять соответствующий ее возможностям этап технологического процесса пластинации. Это намного экономнее приобретения каждой лабораторией полного комплекта необходимого оборудования, что имеет существенное значение для ВУЗов Восточной и Центральной Европы.