Научная статья на тему 'Проблемы, методические основы и тенденции развития профессиональной культуры создания архитектурной среды'

Проблемы, методические основы и тенденции развития профессиональной культуры создания архитектурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / ЗДАНИЯ / ЗАСТРОЙКА / АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митякина Н.А.

В последнее время в учебных планах направления «Строительство» предусмотрено сокращение объема дисциплин, связанных с архитектурой. Между тем, обучение проектированию, подготовка выпускника вуза к архитектурно-строительной деятельности актуально, поскольку затрагивают общественное здоровье, безопасность и благосостояние. В статье рассмотрены методические основы подхода к проблеме профессионального развития, основные аспекты тенденций профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, методические основы и тенденции развития профессиональной культуры создания архитектурной среды»

Черныш Н.Д., доц., Коренькова Г.В., доц., Митякина Н.А., канд. техн. наук, доц.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ПРОБЛЕМЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

konsrarh@mail.ru

В последнее время в учебных планах направления «Строительство» предусмотрено сокращение объема дисциплин, связанных с архитектурой. Между тем, обучение проектированию, подготовка выпускника вуза к архитектурно-строительной деятельности актуально, поскольку затрагивают общественное здоровье, безопасность и благосостояние. В статье рассмотрены методические основы подхода к проблеме профессионального развития, основные аспекты тенденций профессионального развития.

Ключевые слова: архитектурная среда, здания, застройка, архитектурно-строительная деятельность, профессионализм, методика обучения.

Во все времена образование - часть культуры, от состояния и развития которой зависит будущее любой страны. Культура хранит и передает от поколения к поколению программу социальной жизни с особенностями архитектурно-пространственной среды, характерной для определенного типа общества. Архитектурно-строительная деятельность всегда была важнейшей структурной составляющей жизни любого государства.

Профессия строителя (в широком смысле) не может существовать и развиваться без опоры на опыт предшественников без изучения и осмысления исторических знаний. Недооценка этого факта в последние десятилетия ведет к падению уровня профессиональной культуры строителей. Мнение о том, что строителям не нужно изучать архитектуру или что достаточно изучить основы архитектуры, чтобы в дальнейшем самостоятельно разобраться в вопросах проектирования - глубокое заблуждение. Объем знаний всегда определяет зрелость специалиста. Именно объем знаний позволяет вырабатывать обоснованные, взвешенные, убедительные проектные решения, которые содержат концептуальную научно-техническую составляющую. Ошибки, допускаемые в процессе проектирования, часто связаны с незнанием или плохим знанием и пониманием закономерностей и особенностей архитектурно-строительной деятельности.

Самореализация выпускника вуза происходит через деятельность, направленную на фактическое изменение мира. Результат его труда -инженерное решение, содержащее информационную основу для организации, преобразования и развития окружающей среды. В профессиональной подготовке выпускников для строительной отрасли проектирование среды в виде зданий, сооружений занимает особое место.

Обеспечение жильем долгое время остается сложным вопросом. Приоритетными направле-

ниями строительной стратегии в процессе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» являются развитие комплексной застройки и малоэтажного строительства. Города не могут быть только малоэтажными или многоэтажными. Необходима гармоничная среда обитания.

Расширения знаний в области малоэтажного домостроения необходимо ещё и потому, что частный одноэтажный дом, хорошо известен в сельской местности. В настоящее время малоэтажная застройка получает распространение в пригородах, входит в города, особенно малые и средние. Новый вид малоэтажной городской застройки порождает новые проблемы в проектировании. Встречаясь напрямую с заказчиком -будущим владельцем дома - архитектор, заинтересованный в получении заказа, выполняет его желание, которое во многих случаях бывает спорно с профессиональной точки зрения. В большинстве случаев заказчик не имеет представления о рациональной структуре дома: без опыта эксплуатации суждения бывают ошибочны. Представление о доме складывается под влиянием журналов, фильмов, рекламы и т.д.

Развитие малоэтажного строительства характеризует многообразие типов домов и различные технологии возведения. Одной из проблем малоэтажного строительства является применение в условиях российского климата не апробированных материалов, конструктивных систем, качество и безопасность которых оставляют желать лучшего.

Повышенный интерес к теме жилой среды обусловлен социальной значимостью и актуальностью. Жилая среда постоянно меняется, реагируя на изменение вкусов общества, выраженных в стилевых предпочтениях, и отражает возрастающие требования к физической и психической комфортности жилища.

В течение тысячелетий практически каждый дом нес отпечаток традиций своего народа,

особенностей образа жизни, имеющихся природно-климатических условий местности, технологий строительного искусства. В различных регионах выработаны свои формы традиционного жилища.

Рост городов и развитие промышленности изменили систему расселения, создав огромные территории многоэтажной застройки. Благодаря индустриальным методам строительства по типовым проектам, жилищное строительство приобрело грандиозные масштабы. Однако жилая застройка велась без учета климатических поясов, культурных и архитектурных традиций, национальных особенностей и индивидуальных требований.

Устойчивое развитие городов на современном этапе, безусловно, связано с проблемой реконструкции индустриальной жилой застройки прошлого столетия. В процессе длительной эксплуатации она приобрела не только физические дефекты, но и морально деградировала, перестав удовлетворять современным потребительским качествам, предъявляемым к жилью. Поскольку основной жилой фонд по стране сосредоточен в домах массовых серий, а проблема обеспечения населения жильем не становится менее острой, то поиск способов реконструкции старого жилого фонда с целью продления срока его службы и соответствия современным требованиям на сегодняшний день особенно актуален. Возрастающие требования к жилой среде вытекают из изменяющихся психологических, общественных и демографических факторов, из технических обоснований, связанных с общим прогрессом. Одновременно появляется тенденция изменения требований к качеству окружающей среды в целом.

Любая проектная концепция строится на базе теоретической подготовки, включающей следующие вопросы: социальные проблемы архитектурной среды; факторы, влияющие на формирование городской среды; назначение и эмоциональное содержание среды; преемственность и новаторство в развитии городской среды; тенденции развития городской среды; структурные элементы селитебной территории; методы реконструктивного анализа городской среды; модели оптимизации качества жилой среды;

В процессе изменений, происходящих в стране, в обществе, в погоне за прибылью и по ряду других причин почти утрачено понимание, что проектная деятельность - это этап строительных услуг, которые в наибольшей степени затрагивают общественное здоровье, безопасность и благосостояние. Общество рассматривает проектирование и архитектуру в основном как чистое искусство. «Проектирование настолько превратилось в некую игру с формой, что реальность того, как здание переживается, оказалась упущенной. Мы делаем ошибку, когда

размышляем о здании и оцениваем здание как формальную композицию, не понимая более, что оно есть символ переживания другой реальности, которая лежит за этим символом ». Эти строки написаны в 1986 году.

ФГОС подготовки бакалавров по направлению «Строительство» предусматривает овладение системой знаний об основах архитектурно-строительного проектирования гражданских и промышленных зданий и сооружений. В результате изучения дисциплин обучающийся должен знать основы теории проектирования и градостроительства, принципы и тенденции их формирования и развития, уметь разрабатывать конструктивные решения простейших вариантов жилых здании как единое целое, состоящее из связанных и взаимодействующих друг с другом несущих и ограждающих конструкций; разрабатывать архитектурно-строительные чертежи жилых зданий; решать задачи по созданию конструкций зданий с высокими эстетическими и функционально-технологическими качествами; владеть (быть способным продемонстрировать) навыками самостоятельного пользования нормативной и технической документацией на разных стадиях архитектурно-строительного проектирования.

Методика изучение основ архитектуры отличается от изучения гуманитарных и математических дисциплин. Способом вхождения студента в мир профессиональных знаний должна оставаться передача знаний наставником, который в современных условиях учитывает необходимость развивающего характера технического образования; делает акцент с вопроса «Чему учить?» на вопрос «Как учить?», как формировать мышление, как привить тягу к самосовершенствованию, как развить способность к творчеству, к переключению на иную сферу деятельности. Система высшего профессионального образования имеет противоречивую природу: с одной стороны она - консервативна: призвана обеспечить воспроизводство культурных ценностей, с другой - она призвана «опережать», предвидеть будущее. Методы обучения имеют многофункциональное значение в учебном процессе. Овладение учебным материалом предполагает, что студент способен, руководствуясь знаниями, проанализировать ту или иную ситуацию, дать ее оценку с позиций теории, наметить правильный путь решения профессиональной задачи.

В учебной и справочной литературе обычно подробно рассматривают конкретные решения конструктивных элементов зданий без раскрытия методики конструирования. В то время как выявление и объяснение существующих причинно-следственных связей позволит максимально исключить механическое запоминание материала и повысить качество подготовки сту-

дентов по поиску конструктивных решений элементов для реальных условий проектирования и строительства.

Методику целесообразно рассмотреть на примере конструирования перекрытия гражданского здания. Перекрытие подвержено воздействиям, возникающим и протекающим в ходе строительства, в процессе эксплуатации здания. Перекрытия воспринимают силовые воздействия и дополнительные напряжения в результате выполнения функций жестких горизонтальных диафрагм. Перекрытия подвержены не силовым воздействиям: тепловой поток, диффузия водяных паров, воздушный шум, под влиянием которых может происходить нагрев и охлаждение, увлажнение, замерзание, оттаивание материала.

В результате анализа воздействий возможно сформулировать требования, которым должен удовлетворять элемент в целом и его отдельные части и узлы. В первую группу включают требования, обусловленные воздействиями: чердачное перекрытие должно быть прочным, жестким и не зыбким, обеспечивать теплозащиту помещений, их звукоизоляцию от воздушного шума. Вторую группу составляют технико-экономические требования, которым должны удовлетворять все конструктивные элементы и здание в целом (удобство в эксплуатации, выразительность, технологичность, экономичность, высокая заводская готовность и др).

Поиск конструктивного решения перекрытия необходимо вести по направлениям уменьшения неблагоприятного воздействий на элемент и улучшения конструкции элемента за счет применения эффективных материалов и изделий. Процесс поиска удобно разделить на несколько действий. Одновременно с поиском конструктивного решения элемента следует думать о решениях узловых сопряжений с другими элементами с учетом тех воздействий, которым они будут подвергаться в процессе эксплуатации здания. В процессе поиска конструктивного решения конкретного элемента обычно получают несколько вариантов, из которых необходимо принять один, выполнив оценку качества вариантов.

Среда, в которую бывшие студенты попадают на работе, отличается от студенческой среды. При этом огромную роль в становлении молодого специалиста играет базовая подготовка в вузе, предполагающая достаточно высокий уровень сформированности различных умений и навыков, а также способность непрерывно совершенствовать и умение активно применять полученные знания.

Опыт, в отличие от знаний, приобретают только в процессе практической деятельности, в ходе которой выполняют необходимые действия и анализируют результаты их выполнения. В то же время выполнение действий возможно толь-

ко на основе знаний и определенных умений. Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому в учебном процессе необходимо выполнение курсовых проектов.

Выполнение учебных проектов является мотивировкой учебно-познавательной деятельности, так как студенты делают персональные интеллектуальные инвестиции в проект и видят результаты своей деятельности, а также мотивацией служит и то, что они постоянно работают над совершенствованием собственных технологий, знаний, умений и навыков оперирования компьютерными программами и INTERNET-ресурсами. Выбор тем курсовых работ и проектов определен требованиями практики проектирования с таким расчетом, чтобы ознакомить студентов со зданиями наиболее разнообразного характера. Формы и методы обучения направлены на формирование у студента ответственности, на развитие творческого мышления и самосознания, на повышение самостоятельности работы.

Совершенствование профессиональной практической подготовки предполагает: во-первых, обеспечение подготовки к выполнению всех основных профессиональных функции; во-вторых, готовность к выполнению не только отдельных операций, но и деятельности от начального этапа до анализа результатов.

Одним из подходов к решению проблемы повышения качества готовности выпускников к практической профессиональной деятельности является моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе дает обучающимся правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и позволяет в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению профессиональных функций.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе преподаватели кафедры применяют как специфическую технологию обучения. Суть ее состоит в том, что обучающиеся не выполняют профессиональную деятельность, а имитируют ее. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает, во-первых, установление составляющих элементов деятельности, во-вторых, определение значимости этих составляющих для протекания процесса, в-третьих, установление взаимосвязей между ними, характеризующих структуру целостной деятельности.

Студент осваивает новую для него деятельность от простых элементов к более слож-

ным и затем переходит к овладению полноценной профессиональной деятельностью. Для преподавателей это движение имеет обратное направление - от целостной деятельности к составным ее частям и элементам.

Данный метод создает у студента впечатление, что он в действительности «проектирует». Однако, выполненная в рамках одной дисциплины в осеннем семестре второго курса учебная работа не позволяет утверждать, что студент научен проектированию: студент решил за несколько занятий то, что проектные институты коллективом специалистов проектируют по несколько месяцев. В связи с этим требовать от студентов самостоятельного выполнения реального проекта - то же, что от студента-медика самостоятельно выполненной операции. Перефразировав классиков о качестве учебных проектов студентов, можно сказать: «Сначала мы проектируем просто и плохо, позже - сложно и плохо, затем - сложно и хорошо, и уж только после этого просто и хорошо».

Следует отметить, что процесс «настоящего» профессионального производственного проектирования и процесс учебного проектирования имеют ряд различий, связанных, в первую очередь, с целью. Если цель производственного проектирования заключается в создании проекта как результата деятельности, то учебное проектирование направлено, в первую очередь, на овладение обучающимся способами и приемами самостоятельного достижения поставленной учебно-профессиональной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностных качеств. При этом сама новизна продукта проектирования зачастую субъективна.

Имеющийся опыт преподавания и проектирования позволяет авторам статьи утверждать, что в настоящее время целесообразно расширение знаний выпускников в области организации пространства, проектирования объектов и развития архитектурной среды. Практический опыт по преобразованию жилой среды в учебном проектировании позволяет студентам глубоко знать проблемы развития города в целом, выработать системный подход в решении задач любого уровня, знать и уметь применять широкий спектр возможностей новых технологий, нахо-

дить новые образные и стилевые характеристики среды обитания. Знание современных технологий в области строительства и строительных материалов позволяет любой идее придать осмысленность и реальную основу для воплощения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Попков В.А. Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2004. 428 с.

2. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. Вып. 5. С.45-56.

3. Чернышов Ю.В. К проблеме развития конструктивно-пространственного мышления инженеров-архитекторов в процессе обучения архитектурному рисунку // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2010. № 3. С. 184-186.

4. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В. Реальное проектирование в учебном процессе при подготовке инженера-архитектора // Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации: в 3-х частях. Ч. 3. Повышение качества профессиональной подготовки: сборник статей по материалам региональной научно-методической конференции. Воронеж: Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. 2011. С. 99-104.

5. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митяки-на Н.А. Актуальность обучения проектированию в учебном процессе при подготовке инженера-архитектора // Современные тенденции в образовании и науке: сборник статей Международной заочной научно-практической конференции. Тамбов, 2012. С. 51-53.

6. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митяки-на Н.А. Применение современной нормативной базы проектирования объектов капитального строительства в учебном курсовом проекте // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Воронеж: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». 2013. С. 6-11.

Chernysh N.D., Korenkova G.V., Mityakina N.A.

ISSUES AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF METHODICAL BASES OF PROFESSIONAL CULTURE OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT

Recently, the curriculum areas of "construction", the reduction in disciplines related to architecture. Meanwhile, training design, training, graduate of the University to the architectural and construction activity is relevant, since it affects the public health, safety and welfare. In the article the methodical fundamentals approach to professional development, the main aspects of the trends ofprofessional development. Key words: architecture, buildings, environment building, architectural and construction work, professionalism, technique training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.