УДК 9 (Даг)2
ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН В 70 - 80-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
© 2011 г. А.М. Шахбанов
Дагестанский государственный университет, Dagestan State University,
ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, 367000, Gadzhiev St., 43a, Makhachkala, 367000,
dgu@dgu.ru dgu@dgu.ru
Рассматривается характер позитивных социальных трансформаций, произошедших в результате роста уровня доходов населения, который положительно повлиял на улучшение условий жизни и быта различных категорий населения Дагестана в 70-80-е годы ХХ века.
Ключевые слова: материальное благосостояние, фонд заработной платы, денежные доходы, реальные доходы населения, заработная плата, общественные фонды потребления, пенсии, пособия, стипендии.
Character of the positive social transformations which have resulted growth of level of incomes of the population which has positively affected improvement of living conditions and a life of various categories of the population of Dagestan in 70 - 80th years of the XX century is considered.
Keywords: material well-being, wages fund, monetary incomes, real incomes of the population, wages, public funds of consumption, pension, allowances, scholarship.
В современный период развития российского общества актуализируется проблема материальной обеспеченности населения, ибо необеспеченность, порой и низкий уровень оплаты труда многих когорт населения являются благодатной почвой для существования социальной напряженности в обществе. Происходящие в стране изменения экономических, политических, социальных отношений все более актуализируют проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Повсеместное падение жизненного уровня основной массы населения, рост безработицы, усиление социальной дифференциации, значительное увеличение численности граждан, живущих ниже черты бедности, требуют изменения приоритетов социальной политики государства, разработки и осуществления принципиально новых подходов не только в устранении причин, препятствующих достижению оптимального благосостояния граждан, но и организации своевременной адресной помощи нуждающимся.
В данной статье в хронологических рамках 70 -80-х гг. XX в. рассматриваются вопросы материального обеспечения населения Республики Дагестан, политика органов государственной власти, направленная на повышение материального положения всех категорий населения, соответственно и улучшение их социального положения и самочувствия.
Как известно, сложные процессы структурных изменений в дагестанском обществе в 70 - 80-е гг. ХХ в. были тесно связаны с ростом материального благосостояния и преобразованием всего комплекса социальной поддержки населения республики.
Относительно изученности исследуемой проблемы необходимо подчеркнуть, что в связи с глубокими социальными процессами, произошедшими в стране в 70 - 80-е гг. ХХ в., ученые-обществоведы стали прово-
дить широкое изучение и обобщение этих сдвигов в нашем обществе. Анализ работ авторов показывает, что ведущую роль при решении социальных проблем играли состояние экономического развития, степень активности деятельности трудовых коллективов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, совершенствование производственных отношений, в том числе социальных отношений в сфере труда.
Научная новизна статьи определяется тем, что в хронологических рамках 70 - 80-х гг. ХХ в. на основе обобщения большого фактического материала проводится исследование, освещающее наиболее важные с точки зрения научных и практических задач стороны экономического развития социальной сферы. Вопросы материального благосостояния людей рассматриваются в контексте исторического анализа всего многообразия политических, экономических и духовных факторов развития социальной сферы, что позволило выработать целостную картину позитивных сдвигов, произошедших за исследуемые годы в структуре социального развития. В научный оборот вводятся неопубликованные архивные документы и материалы, нормативно-правовая база (законодательные акты), что позволило во многом по-новому осветить ряд моментов, раскрывающих эффективность реализации вопросов материального обеспечения населения Республики Дагестан в 70 - 80-е гг. ХХ в.
Уровень материального благосостояния населения определяется на основе реальных доходов. Соответственно денежные доходы составляют главную, решающую часть его совокупных доходов. Их реализация происходила в процессе покупки товаров государственной и кооперативной розничной торговли, на колхозном рынке, оплаты услуг отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства. К числу наиболее обобщающих показателей благосостояния народа относятся реальные дохо-
ды населения, которые характеризуют совокупность жизненных средств, поступающих в распоряжение трудящихся в итоге распределения национального дохода и предназначенных для использования непосредственно на нужды личного потребления.
Реальные доходы трудящихся в указанный период формировались из заработной платы рабочих и служащих, оплаты трудодней колхозников, дополнительных денежных доходов (денежные премии, стипендии, пенсии, пособия), денежных пособий и дотаций предприятий и профсоюзных органов (на путевки, содержание детских учреждений и прочие цели), безденежных дополнительных доходов (медицинское обслуживание, обучение в начальной и средней школе, обучение в вузе, повышение квалификации, государственные дотации на содержание жилищного фонда, другие дотации из государственного бюджета).
Повышение реальных доходов населения проводилось путем увеличения индивидуальной оплаты труда работников, занятых в общественном производстве, расширения общественных фондов потребления, снижения розничных цен на товары и услуги, упразднения на-
Среднемесячная денежная заработная плата рабочих
логов и других удержаний из зарплаты. Кроме того, происходила постепенная отмена денежных удержаний с различных категорий населения, что увеличивало абсолютную величину заработной платы. С этой целью 26 сентября 1967 г. был принят Указ Верховного Совета СССР «О снижении налогов с заработной платы рабочих и служащих», на основании которого государство прекратило взимание налогов со всех категорий работников, чьи зарплаты не превышали 60 руб. Она распространялась прежде всего на холостяков, одиноких и малообеспеченных граждан [1].
Важнейшим показателем роста материального благосостояния трудящихся Дагестана стал рост фонда и размеров заработной платы. Причем оплата по труду являлась основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся.
Возрастание численности рабочих и служащих в связи с введением в строй новых промышленных предприятий, а также мероприятия, проведенные в 70 - 80-е гг. ХХ в. по упорядочению заработной платы, способствовали увеличению общего фонда заработной платы в республике в 2,4 раза [2, л. 24] (табл. 1).
Таблица 1
и служащих по отраслям народного хозяйства, р. [3]
Показатель 1970 1975 1980
Категории рабочих и служащих 99,3 115,9 133,6
В том числе: промышленность 112,5 129,3 147,5
Сельское хозяйство 69,1 89,8 107,7
Транспорт 117,1 136,5 161,3
Связь 83,7 94,1 120,8
Строительство 137 155,1 166,1
Торговля, общественное питание, материально- 88,4 97,5 123,7
техническое снабжение и сбыт, заготовки
Прочие виды деятельности сферы материального произ- 80,5 82,9 92,9
водства
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслужива- 84,3 95,4 119,8
ние населения
Здравоохранение и социальное обеспечение 87,6 97,4 132,0
Просвещение 106,6 126,7 129,8
Культура 72,9 82,6 103,0
Наука 117,8 139,4 149,6
Кредитование и государственное страхование 103,4 107,7 143,8
Аппарат органов управления 104,2 112,1 138,0
Начиная с 1976 г., с введением новых условий оплаты труда средняя зарплата промышленно-производственного персонала, включая премии и единовременные выплаты из фонда материального поощрения, значительно возросли. Например, в объединении «Дагэ-лектротерм» размер выплат вырос на 11,3 %, в Киз-лярском аппаратном заводе - на 7 %, в Кизилюртов-ском заводе «Дагэлектроавтомат» - на 10,9 % [4]. Одновременно на этих предприятиях разрабатываются и утверждаются новые положения о премировании рабочих, ИТР и служащих, способствующие повышению заинтересованности работников в росте производительности труда и улучшении качества продукции.
В рассматриваемый период по сравнению с 60-ми гг. в значительных размерах сокращается численность работников, которым была начислена заработная плата до 50 р., от 50 до 60 р. и от 60 до 70 р. Одновременно произошли существенные изменения в категории работников, получавших заработную плату: от 70 до 80 р. - на 24 %, от 80 до 90 р. - на 34 %, от 90 до 100 р. - на 50 %, от 100 до 110 р. - на 53 %, от 110 до 120 р. - на 68 %, от 120 до 140 р. - на 91 %, от 140 до 160 р. - на 120 %, от 160 до 200 р. - на 160 %, от 200 до 300 р. - на 245 % [5].
Одной из существенных причин, способствовавших росту денежной зарплаты рабочих и служащих Дагестана, явилось снижение розничных цен на товары народного потребления. Только в 1970 г. в резуль-
тате реализации промышленных товаров путем снижения на них розничных цен выигрыш населения республики составил более 2 млн р. [6].
На необходимость усиления материального стимулирования производства указывал прошедший в сентябре 1965 г. Пленум ЦК КПСС, отметивший, что главным в политике заработной платы является неуклонное повышение её стимулирующей роли в решении важнейших производственных задач. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление от 16 мая 1966 г. «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства», утвердивший новый порядок распределения доходов в колхозах и оплаты труда колхозников. Осуществляемый в интересах колхозников и развития общественного производства новый подход к оплате труда являлся особенно важным для нашей республики, где 92 % колхозов оплачивали труд своих работников ниже, чем в совхозах. Задача состояла в том, чтобы квалифицированно провести перевод всех колхозов на гарантированную оплату труда, при этом максимально используя все возможности хозяйств, обеспечивающих быстрый рост их экономики и повышение материального благосостояния колхозников. В предыдущие годы распределение валового продукта колхозов предполагало первоочередное возмещение материальных затрат, передачу государству той части валового дохода, которая направлялась в государственные фонды, формирование фонда накопления, различных общественных фондов колхозов, и лишь оставшаяся часть валового дохода поступала в фонд личного потребления колхозников.
В сентябре 1967 г. на Пленуме ЦК КПСС принимается постановление «О мерах по дальнейшему повышению благосостояния советского народа», на основании которого, начиная с 1968 г. увеличиваются: а) минимальный размер заработной платы рабочих и служащих до 60 р. в месяц, а отдельных категорий работников - тарифные ставки и оклады до 70 р. в месяц; б) тарифные ставки на 15 % рабочим-станочникам машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий и цехов во всех отраслях народного хозяйства; в) продолжительность отпуска до 15 рабочих дней категории рабочих и служащих, имевших отпуск 12 рабочих дней; г) снижаются в среднем на 25 % ставки налогов с зарплаты от 61 до 80 р. в месяц; д) увеличиваются размеры пособий по временной нетрудоспособности рабочим и служащим при стаже свыше 8 лет до 100 % заработка, при стаже работы от 5 до 8 лет - до 80 % заработка.
За рассматриваемые годы правительство приняло ряд мер, направленных на дальнейший подъем экономики колхозов, на повышение благосостояния колхозников республики. Во-первых, значительно повышаются закупочные цены на продукты земледелия и животноводства, во-вторых, с сельхозартелей списано более чем на 6 млн р. долгосрочных и краткосрочных кредитов, в-третьих, значительно снизилось взимание с колхозов подоходного налога, в результате чего их дополнительные денежные доходы заметно возросли, в-четвертых, начиная с 1971 г. значительно снижают-
ся цены на запчасти, на металл и металлоизделия, строительные материалы, продаваемые колхозам, в-пятых, с 1975 г. на сельскую местность распространяются действующие в городах розничные цены на промышленные и продовольственные товары. Введение пенсионного обеспечения колхозников в 1974 г. и последовательное увеличение размеров пенсий, расширение сети дошкольных учреждений, общеобразовательных сельских школ и улучшение качества их работы, строительство других социально-культурных и бытовых объектов для тружеников села значительно повысили удельный вес общественных фондов сельского населения и прежде всего колхозного крестьянства. Например, если в 1965 г. общественные фонды потребления в совокупном доходе колхозной семьи составляли 14,6 %, то к началу 80-х гг. - около 20 % [6].
За это время были осуществлены такие важные социальные мероприятия, как внедрение гарантированной оплаты труда работников, их пенсионное обеспечение и социальное страхование, улучшение условий труда. Следует особо подчеркнуть, что за 70 -80-е гг. ускоренными темпами сближался жизненный уровень различных классов, социальных групп и категорий трудящихся. Если в 1965 г. уровень реальных доходов колхозников с учетом поступлений от личного подсобного хозяйства в расчете на члена семьи составил 75 % от уровня реальных доходов рабочих и служащих, то в 1989 г. - 89 % [7].
Необходимо отметить, что в среднем по Дагестанской АССР доходы колхозников в расчете на человека практически сравнялись с доходами семей работников совхозов, достигнув к концу 80-х гг. 99 % против 93 % в 1975 г. [8]. Среднемесячная заработная плата на одного работника в колхозах и совхозах в 1989 г. составляла 99 р. В зависимости от экономического состояния колхозов и совхозов и района в целом складывались различия в уровне оплаты труда. Так, например, к 1989 г. среднемесячная заработная плата на одного работника сельского хозяйства в Бабаюртов-ском районе составляла 168 р., в Кизлярском - 152, Ногайском - 174, Дербентском - 123, а в горных районах -Ахтынском - 85, Ахвахском - 56, Рутульском - 54, Цу-мадинском - 60 р. [9] (табл. 2).
В повышении благосостояния народных масс большую роль играло расширение общественных фондов потребления, предназначенных для удовлетворения потребностей членов общества независимо от количества и качества их труда. Необходимость их создания была обусловлена тем, что распределение материальных благ по труду не охватывало такие области народного обслуживания, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Основным источником образования общественных фондов потребления является государственный бюджет, а также средства профсоюзов, колхозов, поощрительные фонды предприятий и хозяйственных организаций, выделяемые на социальное страхование, на санаторно-курортное обслуживание работников, на развитие культуры, просвещения, здравоохранения.
Таблица 2
Материальное благосостояние колхозников в природно-экономических зонах ДАССР [10]
Показатель По В том числе по зонам
ДАССР равнинной предгорной горной
Производство валового дохода:
а) на один колхоз, тыс. р. 159,7 442,9 97,5 128,5
б) на колхозный двор, р. 627,6 1234 457 520
в) на работавшего колхозника, р. 351,3 673 249 294
Получено денежного дохода:
а) на один колхоз, тыс. р. 113,9 448,2 74,6 12,2
б) на колхозный двор, р. 586,4 1249 349 442
в) на работавшего колхозника, р. 329,2 657 190 283
Определено к выдаче на трудодень 1,58 2,79 1,17 1,71
продуктами и деньгами, р.
Выдано продуктами и деньгами:
а) на колхозный двор, р. 458,5 974,4 348,5 362,2
б) на работавшего колхозника, р. 257,3 511,8 171,2 207,8
в) на душу колхозного населения, р. 120,3 236,7 88,7 100,5
Важной проблемой использования общественных фондов потребления в 70 - 80-е гг. ХХ в. было их распределение между городским и сельским населением. Сельское население отставало от городского по всему комплексу социально-культурного и бытового обслуживания, по размерам потребления и особенно по качеству предоставляемых из общественных фондов потребления услуг. Это весьма существенно обостряло демографическую ситуацию на селе, обусловив большие масштабы оттока сельского населения. Мигрантами становились главным образом лица молодого возраста с относительно высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой.
Доля денежных социальных выплат в структуре общественных фондов потребления неуклонно повышалась. Это было связано в первую очередь с повышением доли пенсионеров в составе населения, а также с ростом заработной платы у выходящих на пенсию работников [11].
Повышению доли денежных социальных выплат в структуре общественных фондов потребления способствовала активная социальная политика государства, направленная на усиление всех видов помощи семьям, имеющим детей. Главным направлением повышения социальной целенаправленности использования общественных фондов потребления являлось социальное обеспечение престарелых, инвалидов, частичное общественное иждивение детей, удовлетворение потребностей в образовании и здравоохранении, культурном развитии.
В их формировании и использовании существовал ряд сложных социальных проблем. Сохранялась весомая дифференциация в распределении общественных фондов потребления. Особенно значительной она была между семьями с различным уровнем среднедушевых доходов. Хотя удельный вес поступлений из общественных фондов потребления в совокупном доходе в низкодоходных семьях был выше, чем в высокодоходных, и в целом поступления из общественных фондов потребления на семью в этих группах были примерно одинаковыми (в низкодоходных группах примерно вдвое боль-
ше семья), но резкая дифференциация душевых поступлений из общественных фондов потребления, несомненно, говорит об отсутствии достаточной социальной эффективности их распределения.
Значительная дифференциация существовала в потреблении благ и услуг, распределяемых через общественные фонды потребления, в разрезе «рабочие - служащие - колхозники». Особенно заметными оказались различия в стоимости лечения, размеры дотаций на содержание жилого фонда и других дотаций, оплате отпусков. В среднем удельный вес выплат и льгот из общественных фондов потребления в совокупных доходах семей рабочих и служащих в рассматриваемый период составлял 24,2 %, в том числе бесплатных услуг - 15,7 %, а в совокупных доходах семей колхозников - 19,1 и 10,2 % соответственно [2, л. 14].
Советское государство уделяло большое внимание повышению материальной заинтересованности и росту благосостояния тружеников сельского хозяйства, в частности, был принят закон об уменьшении в 2,5 раза размера сельскохозяйственного налога с колхозников. К началу 1970 г. были полностью отменены обязательные поставки государству всех сельскохозяйственных продуктов хозяйствами колхозников, членами промышленных рыболовецких артелей, членами артелей кооперации инвалидов, а также хозяйствами рабочих и служащих, занятых на постоянной работе на предприятиях, в учреждениях, кооперативных и общественных организациях, проживающих в сельской, городской местности и дачных поселках.
Резко выросли в рассматриваемый период выплаты, льготы и бесплатные услуги из общественных фондов потребления. Так, на одного среднегодового работника они увеличились к концу 1989 г. по сравнению с 1960 г. в совхозах более чем в 2,5 раза. В 1985 г. государственные пенсии по Министерству сельского хозяйства получали 17 тыс. рабочих и бывших работников совхозов республики [12, л. 25]. В 1985 г. каждый рабочий и служащий совхозов республики ежемесячно из общественных фондов получал в среднем 50 р., а по стране в целом этот
показатель среди рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства составлял в среднем 52 р. [12, л. 25].
Что касается направлений роста народного благосостояния, то с 1961 по 1981 г. реальные доходы на душу населения выросли в 2,3 раза, жилищная обеспеченность городского населения повысилась с 8,9 в 1960 г. до 12,8 м2 в 1989 г. За этот период общественные фонды потребления на душу населения увеличились с 127 до 480 р. в год. В 1975 г. только у 4 % населения душевой доход превышал 100 р. в месяц, тогда как в 1989 г. эта доля составила свыше 50 %. Однако процесс роста народного благосостояния протекал в противоречивой форме, и в этой сфере предстояло решить ряд крупных проблем. Немалые средства из бюджета государственного социального страхования выделяли профсоюзы на улучшение материального положения рабочих и служащих. На основании решений XX и XXI съездов партии рабочие и служащие были переведены на сокращенный рабочий день, а большинство рабочих - на новые условия оплаты труда. При переходе на сокращенный рабочий день среднегодовая заработная плата про-мышленно-производственного аппарата возросла на 10 832 тыс. р., а одного рабочего - на 102 р. [12, л. 29].
Таким образом, можно констатировать, что государством были проведены мероприятия, направленные на снижение существенной дифференциации в распределении общественных фондов потребления. В рассматриваемый период органам государственной власти благодаря целому комплексу мер удалось повысить уровень материального благосостояния всех
категорий населения в основном за счет расширения общественных фондов потребления, увеличения минимальной оплаты труда различным категориям трудящихся. Значительные меры были приняты в сфере повышения уровня материальной обеспеченности в сельской местности, на основе увеличения оплаты труда, повышения закупочных цен на произведенную продукцию, отмены ряда налогов, введением гарантированной формы оплаты труда.
Литература
1. Сборник законов СССР. 1938 - 1987 гг. М., 1988. С. 331.
2. ЦГА РД. Ф. Р-22. Оп. 61. Д. 242.
3. Дагестанская АССР в цифрах в 1981 г. Махачкала, 1989. С. 156.
4. ЦГА РД, Ф. Р-168. Оп. 65. Д. 145. Л. 89.
5. Госкомстат РД. Материалы отдела труда и заработной платы за 1971 - 1987 гг.
6. Народное хозяйство СССР в 1982 г. М., 1983. С. 559.
7. Сдобнее С.И. Новые ступени социально-экономического развития села. М., 1989. С. 145.
8. ЦГА РД. Ф. Р-22. Оп. 38. Д.16. Л. 3.
9. Основные показатели развития АПК ДАССР. Махачкала, 1988. С. 251.
10. Народное хозяйство ДАССР к 60-летию образования СССР. Махачкала, 1982. С. 180.
11. Социальная политика государства. М., 1985. С. 127 - 128.
12. ЦГА РД. Ф. Р-22. Оп. 61. Д. 243.
Поступила в редакцию 3 ноября 2010 г.