ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
PROBLEMS OF MATERIAL EQUIPMENT IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE ORYOL REGION
Соломченко Марина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Solomchenko Marina Aieksandrovna Ph.D., associate professor head of the department «Theory and methodology chosen spor» Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Музалевский Александр Александрович
аспирант
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Muzaievskiy Aleksandr Aieksandrovich
graduate student Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье приводится анализ региональных программ развития физической культуры и спорта в Орловской области. Рассматривается общая ситуация материально-технического оснащения в физической культуре и массовом спорте в орловской области.
Abstract. The article analyzes the regional programs of physical culture and sports development in the Orel region. The situation of material and technical equipment in physical culture and mass sports in the Oryol region.
Ключевые слова: материально-техническое оснащение, физическая культура и спорт, социально-экономическое развитие
Keywords: material and technical equipment, physical culture and sport, socioeconomic development
Развитие физической культуры и спорта, в настоящие время, является одним из приоритетов и целей государственной политики, а также одним из требований к политики субъектов Российской Федераций. Разрабатываются государственные программы и концепции по долгосрочному социально-экономическому развитию в сфере физической культуры и спорта, направленные на создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. В соответствии с программными документами к числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта относят [3]:
- вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи;
- повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации;
- повышение доступности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
- усиление конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.
- развитие физической культуры и массового спорта;
- развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва;
Для всестороннего и эффективного развития физической культуры и спорта, а как следствие, и решения проблемы материально-технического оснащения, принимаются различные целевые программы федерального и локального уровня. В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре
и спорте в Российской Федерации» к одним из полномочий субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта. Данные программы могут решать задачи обеспечения спорта материально-технической базой, по средствам строительства, реконструкции и капитального ремонта, в том числе разработки проектно-сметной документации новых спортивных сооружений, модернизации и реконструкции существующих.
Исполнение Федерального закона на территории Орловской области осуществлялось в рамках реализации Закона Орловской области от 25 декабря 2002 года № 299-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2003-2007 годы», Закона Орловской области от 25 декабря 2008 года № 867-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2009-2011 годы», и Долгосрочная областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы».
В основные задачи, на 2012-2016 годы, для повышения качества физического воспитания населения Орловской области, ставится развитие массового спорта (увеличение доли граждан Орловской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 14,6% до 15,6% к 2016 году), развитие спорта высших достижений (увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях с 4,8% до 5,3% к 2016 году) и развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями (увеличение доли граждан с ограниченными физическими возможностями, от общего числа инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 0,5% до 1,0% к 2016 году).
В программе также отмечается, что по состоянию на 2011 год на территории области находятся 1832 спортивных сооружения, в том числе
14 стадионов, 1026 плоскостных сооружений, 455 спортивных залов, 30 плавательных бассейнов [1].
На смену областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орло ской области на 2012-2016 годы» в конце 2016 года приходит Государственной программа Орловской области "Развитие физической культуры и спорта". Данная программа продолжает тенденцию прошлых годов, направленную на развитие массового спорта и учреждений физической культуры и спорта, а также дополняется задачами по развитию спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва.
В программах отмечается, что общая ситуация с физической культурой и массовым спортом в Орловской области характеризуется следующими факторами [2]:
- недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и неудовлетворительное техническое состояние многих из них;
- нехватка необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса;
- невысокий процент охвата занимающихся физической культурой и спортом, в том числе женщин и социально незащищенных слоев населения (10-е место в Центральном федеральном округе);
- снижение интереса и потребности большинства людей к занятиям физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно;
- недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование, и отсутствие заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие физической культуры и спорта;
- отсутствие устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и населением по месту жительства;
- недостаточная работа по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
Однако, проблемы недостаточного уровня обеспеченности спортивными сооружениями и нехватки необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях не являются задачами, решение которых требуется, в рамка данных программ развития спорта.
Реализация мероприятий долгосрочной областной целевой программы и государственной программы, в большой степени, направлены на увеличение доли населения Орловской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, и, на отчетный 2016 год отмечается увеличение данного показателя до 20,2%, что на 4,6% выше планируемых, также результат планируется увеличить до 24,7 % в 2020 году [2].
Таким образом, численность населения, занимающегося физической культурой и спортом возрастает, тем самым уменьшая процент обеспеченности спортивными сооружениями, а на данный момент в Орловской области он не превышает 35%. При этом недостаточный уровень обеспеченности спортивными
сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы от части связан с неудовлетворительным техническим состоянием многих из них.
Литература
1. Постановление Правительства Орловской области от 28.12.2011 №458 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы» //Закон прост! Правовая консультационная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/regional/49/1586770
2. Постановление Правительства Орловской области от 31.10.2016 №427 «Об утверждении государственной программы Орловской области "развитие физической культуры и спорта» // Гарант.ру. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/45054372/
3. Полухина М. Г. Состояние и перспективы развития сферы физической культуры и спорта на региональном и местном уровнях / М. Г. Полухина // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №1(9). С. 38-44.
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva Orlovskoj oblasti ot 28.12.2011 №458 «Ob utverzhdenii dolgosrochnoj oblastnoj celevoj programmy «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Orlovskoj oblasti na 2012-2016 gody» [Decree of the Government of the Oryol region of December 28, 2011 № 458 "On the approval of the long-term regional target program" Development of physical culture and sports in the Orel region in 2012-2016 "]. Zakon prost! Pravovaya konsul'tacionnaya sluzhba [The law is simple! Legal Advisory Service]. Access mode: http://www.zakonprost.ru/content/regional/49/1586770
2. Postanovlenie Pravitel'stva Orlovskoj oblasti ot 31.10.2016 №427 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Orlovskoj oblasti "razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta» [Decree of the Government of the Oryol Oblast No. 427 of October 31, 2016 "On the Approval of the State Program of the Oryol Oblast" on the Development of Physical Culture and Sports "] Garant.ru. Informacionno-pravovoj portal [Garant.ru, Informational and Legal Portal]. Access mode: http://base.garant.ru/45054372/
3. Poluhina M. G. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sfery fizicheskoj kul'tury i sporta na regional'nom i mestnom urovnyah [The state and prospects for the development of the sphere of physical culture and sports at the regional and local levels]. Vestnik sel'skogo razvitiya i social'noj politiki - Bulletin of Rural Development and Social Policy, 2016, no. 1(9), pp. 38-44.