ТЕМА 4
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УДК 338.35
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF SPORTS MANAGEMENT: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
Князева Вероника Адольфовна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Kniazeva Veronika Adolfovna Ph.D., associate professor department management Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Токмакова Мария Андреевна
студент
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»
г. Орел, Россия Tokmakova Maria Andreevna
student
Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье представлен краткий анализ численного состава людей занимающихся физической культурой. Систематизированы различные теоретические расчеты финансовых вложений в занятия спортом различных организаций. Предложены практические способы менеджмента в области физической культуры и спорта.
Abstract. The article presents a brief analysis of the numerical composition of people engaged in physical culture. Systematized various theoretical calculations of financial investments in the sport of various organizations. Practical ways of management in the field of physical culture and sports are offered.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, менеджмент, массовый спорт.
Keywords: sports, physical culture, management, mass sports.
В настоящее время физической культурой и спортом в нашей стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах
мира этот показатель достигает 40 - 60% [1,2].
Общепризнанным является тот факт, что сфера физической культуры и спорта (ФКиС), особенно массовый спорт или спорт для всех, призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие, как объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества.
Основными международными документами в сфере физической культуры и спорта следует считать Международную хартию физического воспитания и спорта с последующими дополнениями, Спортивную хартию Европы. Данные документы устанавливают основные принципы регулирования развития спорта, которых обязаны придерживаться все страны, ратифицировавшие соглашения. Основными принципами, из которых страны обязаны исходить, выступают, во-первых, доступность занятий физической культурой без дискриминации по каким-либо признакам, во-вторых, государственное регулирование развития сети спортивных сооружений и доступности занятий физической активностью.
Развитие спорта основывается на базовом законе о спорте [3,4]. Так, во Франции это Закон Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности, в Финляндии — Закон о спорте и Устав о спорте, в России - Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Государственными органами исполнительной власти выступают различные министерства и ведомства. Так, в Испании — это Высший совет спорта, являющийся автономным органом Министерства образования и науки, в Аргентине — Министерство по социальным вопросам. В России -Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. В их компетенции находятся принципиальные вопросы развития ФКиС:
• участие в управлении спортом высших достижений;
• выделение и распределение средств государственного бюджета, составление сметы расходов;
• выделение, аннулирование и условия получения субсидий, пособий и займов для спортивных организаций;
• контроль использования финансовых средств;
• формирование предложений по подготовке специалистов;
• участие в разработке и реализации планов по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование, и т.д. Многовековой опыт развития физической культуры и спорта свидетельствует, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Так, если на государственном уровне выполняются основные функции управления, то региональные и местные органы управления спортом ориентированы в большей степени на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются неразделимыми понятиями. Приведем несколько примеров.
В Германии реализуется система территориального управления массовым
спортом, где управление им в соответствии с Конституцией (ст. 30) и федеративной структурой Германии является задачей земель. Следует подчеркнуть, что в Германии нет единой структуры управления спортом на земельном уровне. Общее управление ФКиС, а также вопросами массового спорта осуществляется правительствами земель совместно с федеральным правительством, национальными спортивными организациями, городами, общинами и коммунами. В зависимости от региональной специфики, спроса населения на услуги массового спорта организация массового спорта в землях различна, но вне зависимости от этого существуют единые приоритеты: спорт в школах и подготовка преподавателей физвоспитания; студенческий спорт; спорт для всех, прежде всего среди молодежи, женщин, пожилых и инвалидов; строительство, модернизация и содержание спортсооружений; содействие спорту высших достижений; помощь спортивным клубам и командам.
В Министерстве по делам молодежи и спорта Франции работают два управления по спорту, в том числе бюро — финансовое, международное, спорта высших достижений, политики развития видов спорта, управления учреждениями централизованной подготовки спортсменов, науки, спортивного инвентаря и оборудования. Свои полномочия Министерство спорта реализует через 25 своих отделений и 100 муниципальных департаментов спорта. Руководство спортом на местах осуществляется в 22 регионах, 90 департаментах и 36 тысячах коммун. При большинстве из них имеются Дома спорта или муниципальные спортивно-оздоровительные центры. Деятельность этих ассоциаций координируют муниципальные отделы спорта. Роль местных органов власти и их действия в области развития спорта сводятся к трем направлениям: строительство и модернизация спортивных сооружений с учетом потребностей населения; организация различных видов физической активности и спорта для всех групп населения; финансирование.
Одной из специфических особенностей управления физической культурой и спортом в России является то, что его осуществляют в тесном взаимодействии государственные и общественные органы управления различного уровня и характера, где основными звеньями управления социальным развитием в области спорта являются Федеральное Агентство по физической культуре, спорту и туризму и Министерство образования в части физического воспитания учащихся. Отдельные вопросы данной сферы находятся в ведении Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел. К субъектам управления физической культурой и спортом общественного характера относятся Олимпийский комитет России, а также общероссийские объединения: физкультурно-спортивные, общественные, (общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества, федерации, союзы (союзы, ассоциации) по видам спорта и др. (Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»)
Важное место в разработке и реализации социальной политики в области спорта отводится федеральным округам и субъектам Российской Федерации. В субъектах РФ имеются специальные структуры, ответственные за реализацию государственных социальных норм и стандартов, в том числе в области физической культуры и спорта, и дополняющие их за счет собственных средств. В настоящий период происходит процесс законодательного закрепления
и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти в сфере физической культуры и спорта.
Особого внимания заслуживает вопрос построения управления спортом для всех на местном или региональном уровне. Спортивные услуги населению, оказываемые в рамках спорта для всех, обладают рядом особенностей, среди которых основными можно назвать их высокие капиталоемкость и информоемкость. Строительство, оборудование и содержание физкультурно-спортивного сооружения (ФСС) требует значительных капиталовложений, а тенденция расширения ассортимента оказываемых услуг, включение дополнительных и сопутствующих услуг в комплекс обслуживания населения образуют устойчивую предпосылку увеличения данных затрат. Аналогичная тенденция касается трудовых ресурсов: постоянно не только повышается непосредственно квалификация тренерского и управленческого персонала (что само по себе вызывает необходимость повышения оплаты труда), но и растут требования к их работе — увеличивается информационная нагрузка, появляются новые методики, средства и методы тренировки и т.д. Поскольку
от работы специалистов зависит зачастую здоровье потребителя, то невозможно экономить и на этой статье затрат.
Поэтому основные проблемы развития организаций спорта для всех заключаются в ресурсной обеспеченности, основными категориями которой выступают финансовые, трудовые, материальные и научно-информационные ресурсы. В связи с этим управление спортом для всех строится в целях достижения максимальной ресурсной обеспеченности спортивных организаций.
Международное законодательство призывает для решения задач развития массового спорта использовать ресурсы государственных бюджетов — национальных, региональных и местных.
Так, например, в Аргентине средства Национального фонда спорта складываются из следующих источников:
• 50% чистой прибыли от деятельности залов развлечений, управление которыми осуществляется Национальной благотворительной лотереей, казино;
• фонды, поступающие со специального счета от проведения Спортпрогнозов;
• средства, ежегодно выделяемые государственным бюджетом;
• компенсации и проценты с займов, предоставленных спортивным организациям;
• поступления от штрафов;
• имущество ликвидированных спортивных организаций;
• поступления из иных источников.
В Испании средства Высшего совета спорта складываются из: ежегодных ассигнований из государственного бюджета; доходов от сборов и установленных государством цен; субсидий, предоставляемых административными органами и государственными объединениями; даров, наследств, завещаний, премий; экономических льгот, предоставляемых государственными нормативными актами; прибыли от собственного имущества; займов и кредитов.
Финансовое обеспечение отрасли в России формируется на основе консолидации бюджетных средств (федерального, региональных, местных
бюджетов) и внебюджетных источников (частнопредпринимательский капитал, доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, учредительских, вступительных и членских взносов членов общественных объединений, спонсорской помощи, дарения). Определенное сбережение средств для инвестирования в уставную деятельность общественных организаций давали и налоговые льготы.
Анализируя данные можно отметить, что доля объема федерального бюджета увеличивалась с 2009 г. по 2012 г. на 2,4%, так же как и доли внебюджетных источников с 2009 г. по 2012 г. На 4,6%, а доли бюджетов субъектов Федерации за тот же период снизились соответственно на 7%.
В последние годы в распределении бюджетных средств Росспортом характерна тенденция к увеличению доли межбюджетных трансферов, предполагающих финансовую помощь регионам на цели развития ФКиС. Так, в период с 2009 по 2011 г. сумма таких ассигнований увеличилась с 9,6 до 34,1 %.
Всего на развитие физической культуры и спорта в 2011 г. объем финансирования за счет федерального бюджета составил 11 492,7 миллиона рублей, в том числе:
- по государственным капитальным вложениям - 10 782,6 миллиона рублей;
- финансирование НИОКР - 24,6 миллиона рублей;
- прочие нужды - 685,5 миллиона рублей.
В Финляндии законодательно регламентируется необходимость осуществления прямой финансовой помощи, а также льготного кредитования со стороны государства, с тем, чтобы создать нормальные условия для развития массового спорта и обеспечить равные возможности для участия в спортивной деятельности всех граждан страны. Государственное финансирование, поддержка и кредитование выделяются в первую очередь из тех средств, которые поступают в национальный бюджет от проведения лотерей.
Муниципалитетам, а также спортивным организациям оказывается прямая финансовая помощь, и предоставляются льготные кредиты для покрытия расходов на строительство, приобретение спортивных сооружений, предназначенных для удовлетворения потребностей в области спорта широких групп населения. Максимальный объем помощи составляет 75% от суммы расходов, а в ряде случаев может достигать 90%. Государственный бюджет ежегодно выделяет определенную сумму для оказания финансовой помощи национальным спортивным организациям в соответствии со списком, утвержденным Государственным Советом Финляндии.
Международное законодательство гласит, что для достижения целей развития массового спорта правительствам, государственным органам и компетентным негосударственным организациям на всех уровнях следует объединять свои усилия по планированию создания и оптимального использования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Подчеркивается, что физическое воспитание и спорт должны быть обеспечены соответствующим оборудованием и инвентарем, особенно в целях организации активного участия молодежи в занятиях спортом. При этом вопросы планирования сети спортивных сооружений должны считаться делом
государственных органов.
Высший совет спорта в Испании разрабатывает и реализует в сотрудничестве с общинами автономий планы по строительству и модернизации спортивных сооружений, включая их оборудование. При этом планирование и строительство спортивных сооружений общественного назначения, финансируемое из фондов государственной администрации, осуществляются таким образом, чтобы содействовать их многостороннему использованию, максимальной загрузке в течение суток, доступности для граждан с различным уровнем физической подготовленности, лиц с физическими недостатками и пожилых граждан.
Французское законодательство особенно жестко регулирует вопросы спортивного оборудования. Например, существует законодательная норма о том, что владелец спортивного оборудования обязан сделать об этом заявление в администрацию для составления описи оборудования. Кроме того, изменение характера использования частного оборудования, а также частичная или полная его ликвидация могут быть совершены только при наличии разрешения мэра населенного пункта. Эта статья содержит также важную норму, касающуюся льготного налогообложения; любое изменение использования спортивного оборудования без разрешения влечет за собой право изменения системы взимания совокупных налогов с владельца.
В Германии предусмотрено, что финансовая помощь спортивным организация оказывается, когда не хватает собственных средств для решения задач по оплате административных расходов, приобретения спортивного инвентаря и оборудования, проведения учебно-тренировочной работы.
Развитие сети сооружений приобрело стационарно позитивный характер, так как ежегодный прирост количества сооружений на протяжении 2004 - 2009 гг. составлял примерно от 0,2 до 2,1%. Прирост количества сооружений обеспечивался в основном благодаря развитию сети дворцов спорта (23,6%), плавательных бассейнов (26%) в Японии составило (87%), футбольных (20,8%) и легкоатлетических манежей (17,0%), плоскостных сооружений (37%) в Японии (63%), спортивных залов (15,8%). Если сравнивать уровень количества сооружений в России по сравнению с Японией, то увидим, что Россия отстает на 13,1%.
Негативная тенденция в России сохраняется по сооружениям для стрелковых видов спорта (-12,3%), лыжным базам (-2,4%) и стадионам (-0,5%). Большинство спортивных залов принадлежит образовательным учреждениям различных типов (72,9%), что делает их труднодоступными для использования другими категориями населения.
Международное законодательство указывает, что обучение, обеспечение кадрами и управление в области ФКиС должны обеспечиваться квалифицированным персоналом. При этом весь персонал должен иметь соответствующую квалификацию и подготовку, а также повышать свою квалификацию в целях обеспечения соответствующих уровней специализации.
Высший совет спорта в Испании формирует предложения по подготовке специалистов для отрасли. Законодательство о спорте Финляндии регулирует все вопросы кадровых ресурсов отрасли, в том числе оплаты труда различных категорий персонала. При этом квалификацию (образование, опыт работы)
муниципальных спортивных работников — директора по делам спорта, секретаря по делам спорта, инструктора по спорту, инструктора по спорту для специальных групп населения, заработная плата которым выплачивается из государственного бюджета, определяет муниципальный спортивный комитет. В Финляндии подготовка специалистов и преподавателей в области ФКиС ведется в 11 физкультурно-спортивных центрах и учебных заведениях.
Во Франции также жестко регулируются стандарты образования тренерского персонала. В частности, устанавливается, что документом, разрешающим преподавать, организовывать физкультурную и спортивную активность, а также руководить ею за вознаграждение, т.е. выполнять функции преподавателя, тренера, инструктора, воспитателя и им подобное, является специальный диплом.
Численность работников сферы физической культуры и спорта в России превысила 281 тыс. человек по данным на 31.12.2016 г. (рис. 1) при росте за 5 лет на13,7%. Число штатных физкультурных работников, имеющих высшее специальное образование, составило 19,0%, а имеющих среднее специальное образование - 5,7%, при этом численность кадров без специального образования сократилась с 16,2 % в 2004 г, до 15,1 % в 2011 г.
Численность работников сферы
физической культуры и спорта в России имеющих
численность высшее
кадров без специальное
специального --образование
образования 48%
38%
имеющих
среднее
специальное
образование
14%
Рис. 1. Численность работников сферы физической культуры и спорта
в России на 31.12.2016
Особенно неблагополучно дело обстоит с тренерами-преподавателями по видам спорта (не имеют физкультурного образования 33,7% работников), физкультурными работниками по месту жительства (26,7%), физкультурными работниками спортивных сооружений (24,6%), инструкторами-методистами предприятий, организаций и учреждений (23,6%), работниками физической культуры и спорта органов государственного управления (22,5%). Подавляющее большинство работников физической культуры и спорта трудятся в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования (75,1 %). В общей численности занятых в отрасли наибольшая доля приходится на учителей общеобразовательных школ (28,9%), а также на тренеров-преподавателей по видам спорта (27,1 %).
В целом по России обеспеченность населения тренерами и преподавателями физического воспитания в соответствии с «Социальными нормами и нормативами» на 31.12.2011 г. составляла 70,2% .
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Развитие ФКиС строится при соблюдении приоритета массового спорта. В большинстве стран реализуются единые подходы к ресурсному обеспечению спорта, основанные на его приоритетности и признании высокой социальной значимости.
- Физическая культура и спорт в первую очередь является механизмом оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особую значимость, ставя основной целью вовлечение населения в занятия физической культуры и спортом.
- Основными характеристиками процессов развития ФКиС являются: повышение роли государства в поддержке ФКиС, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, использование физической культуры в профилактических и лечебных мероприятиях, профилактике негативных социальных явлений, использование спорта в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи. Всеми этими аспектами необходимо качественно управлять.
- Спортивный менеджмент является ключевым инструментом исследуемых аспектов в области физической культуры и спорта.
Литература
1. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для вузов.2-е изд., перераб. М. : Академия, 2015. 255 с.
2. Золотов М. И., Кузин В. В. [и др.]. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 432 с.
3. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства : учеб. для вузов /под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М. : Академия, 2016. 255 с.
4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2015. 142 с.
References
1. Goloshchapov B. R. Istoriya fizicheskoj kul'tury i sporta [History of Physical Culture and Sport]. 2 nd ed. Moscow, Academy, 2015, 255 p.
2. Zolotov M. I., Kuzin V. V. [ets.]. Menedzhment i ehkonomika fizicheskoj kul'tury i sporta [Management and economics of physical culture and sports]. Moscow, Akademiya Publ., 2014, 432 p.
3. Sportivnye igry: sovershenstvovanie sportivnogo masterstva [Sports games: improving sportsmanship]. Moscow, Academy Publ., 2016, 255 p.
4. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Praktikum po teorii i metodike fizicheskogo vospitaniya i sporta [Practical work on the theory and methodology of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2015, 142 p.