ПРОБЛЕМЫ МАРКИРОВКИ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ
РЕШЕНИЯ
А.С. Маркина, студент
Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-2-1-224-227
Аннотация. В последние годы прослеживается тенденция устойчивого снижения роста показателей внешнеторгового оборота, экспортных и импортных операций с пушно-меховым сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями. В статье рассматриваются особенности перемещении через таможенную границу меха и изделий, особенности маркировки в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Код ТН ВЭД определяет ставку ввозной/вывозной таможенной пошлины на товар и, соответственно, размер уплачиваемых таможенных платежей. Именно по коду ТН ВЭД таможенный орган контролирует уровень заявленной таможенной стоимости. В статье рассматриваются меры вывода части рынка из тени путем маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками и обязательной сертификации. В статье также рассматриваются проблемы недостоверного декларирования товаров из меха.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенная стоимость, таможенный контроль, декларации, меховые товары, маркировка.
За последние годы время в сфере производства и оборота изделий из натурального меха произошли глобальные перемены, изменились как процедуры государственного контроля, так и сами рыночные условия.
Тренды на искусственный мех и эколо-гичность, обострение экономического кризиса, последствия пандемии - это основные факторы, которые сократили спрос на мех. Начиная с 2018 года объем продаж сокращается. Несмотря на то, что в России в 2021 году продажи меховых изделий в денежном выражении выросли на 42% к 2020 году и составили 95,4 млрд рублей. Однако, по сравнению с 2019 годом продажа меховых изделий снизилась на 22%. В количественном выражении продажа меховых изделий в 2021 году возросла на 12% по сравнению с 2020 годом.
В 2021 году больше всего было реализовано изделий из норки - на 61,2 млрд рублей (рост на 43% по сравнению с 2020 годом). При этом спрос на изделия из норки в прошлом году сократился на 5% по сравнению с 2019 годом, хотя вырос спрос на овчину.
Официальный импорт меховых изделий в страну в 2021 году увеличился до $105 млн с $84,9 млн в 2020 году.
По сырью было снижение импорта, а в 2020-2021 году наметилась стабилизация. По полуфабрикатам такая же картина -небольшие суммы. По готовым изделиям отмечено резкое падение в 2020 году и повышение официального импорта в 2021 году.
В 2022 году российскими предприятиями было выпущено 3 138 тыс. шт. дубленых или выделанных меховых шкурок, что на 28,3% меньше по сравнению с результатами 2021 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) дубленых или выделанных меховых шкурок за период 20172022 гг. составил 12,3%. По производству дубленых или выделанных меховых шкурок лидирует федеральный округ РФ - Северо-Кавказский ФО (46,4% производства за период с 2017 по 2022), на втором месте - Южный ФО (17,8% производства). Производство дубленых или выделанных меховых шкурок в декабре 2022 года снизилось на 28,7% к уровню декабря прошлого года и составило 247,0 тыс. шт.
На фоне сокращения производства и продаж меховых изделий растет количество недобросовестных продавцов, которые уклонялись от уплаты таможенных платежей за счет неверной маркировки увеличивают долю не легального рынка.
С 2015 года Евразийским экономическим союзом обсуждается задача снижения оборота нелегальных товаров. В центре внимания находятся именно меховые изделия, потому что в общем объеме контрафакта их доля составляет около 70%, что требовало усиление контроля и вывода большей части рынка из тени.
В 2016 году было принято решение ввести обязательную маркировку меха, которое закрепили Постановлением Правительства Российской Федерации № 787 (в настоящее время утратило силу). В нем указывали как изготовлять и применять контрольно-идентификационные знаки (КИЗ) со специальными защитными RFID-метками, которые позволяют считывать информацию о товаре сканером. Каждый такой чип уникален и содержит сведения о производителе и характеристиках товара.
С тех пор обязательство по маркировке меховых изделий затрагивает всех участников рынка - производителей, импортеров, оптовиков и розничных продавцов, комиссионеров.
До 1 июня 2019 года функционал оператора системы мониторинга продукции из меха выполняла Федеральная налоговая служба, на ее сайте действовал портал, в который поступала вся информация по стадиям передвижения товаров. После вступления в силу Постановления № 270 система цифровой маркировки меха была целиком передана новому оператору -Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), а участники рынка в обязательном порядке стали проходить регистрацию в ГИС МТ Честный ЗНАК. Новое постановление не предполагает изменений в основных процессах маркировки.
В 2020 году участникам оборота маркированных товаров разрешено было предоставлять сведения в Честный ЗНАК с помощью личного кабинета в системе па-log.ru. С начала 2022 года такой метод передачи сведений о приемке и отгрузке бу-
дет недоступен, но останется возможность провести выбытие или списание товара. Для передачи права собственности на маркированную продукцию бизнес обязали использовать систему электронного документооборота (ЭДО), без которой будет невозможно работать по новым правилам.
Что касается перспектив на будущее -до 2024 года наше Правительство НА намерено создать единую национальную систему прослеживаемости товаров, которая охватит почти все существующие товарные группы и сведет к нулю оборот контрафактной продукции в стране. Государство планирует каждой единице товара присваивать уникальную метку, что позволит отследить всю логистику от производства до реализации конечному потребителю.
Маркировка производится импортерами (на этапе ввоза меховых изделий на территорию РФ) или отечественными производителями (на этапе выпуска продукции в оборот). Упомянутые КИЗ - это и есть способ маркировки товаров из меха, а по сути это бланки строгой отчетности с защищенной графической информацией.
Кроме этого, в целях легализации меховых изделий осуществляется сертификация меховых изделий согласно требованиям Технического Регламента «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Сертификация направлена на подтверждение качества и безопасности изделий для покупателей. Меховые изделия имеют непосредственный контакт с кожей, в случае нарушения технологии изготовления, одежда может нанести вред здоровью человека.
При пересечении границы, вся продукция подвергается таможенному контролю. В услуги по таможенному оформлению меха входит:
- подготовка пакета документов;
- регистрирование груза на таможенном посту;
- прохождение досмотра;
- оплата пошлин согласно установленным тарифам;
- контроль над выпуском продукции.
Оформление меха осуществляется согласно установленному порядку импорта
на территорию РФ. Ключевыми факторами упаковке специального типа. Основная за-регистрации являются расчет таможенной дача упаковочного материала - защита от стоимости и размера таможенных плате- проникновения влаги. В большинстве слу-жей, включая НДС. Льготы и преференции чаев, транспортировка меховых изделий в данном случае не действуют. осуществляется в полиэтиленовых паке-
Важным этапом при таможенном тах. оформлении меховых изделий является Принимаемые меры позволят сформи-
определение кода по товарной номенкла- ровать легальный рынок меховых изделий, туре ВЭД ЕАЭС. обеспечат сбор в полном объеме таможен-
Товары, изготовленные из натурального ных платежей, налогов и сборов, поступа-меха, перевозятся на специальных вешал- ющих в федеральный бюджет, безопасках, в контейнерах, ящиках, коробках и в ность продукции для потребителей.
Библиографический список
1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-1ато2кеппауа-81и2кЬа-го88Ц8ко]-Геёегас2п.
2. Бобров, А.Е. Проблемы классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании / А.Е. Бобров, В.А. Носиков, Б.С. Пинаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 11-4 (74). - С. 110-114. - Б01 10.24412/2500-1000-2022-11-4-110-114. - ББК СЬС2ЬБ.
3. Непарко, М.В. Особенности таможенной экспертизы при классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности / М.В. Непарко, К.В. Акимова, А.В. Цемержинская // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - № 10. - С. 217-219. - EDN MTFDUH. (дата обращения: 17.01.2023).
4. Непарко, М.В. Новые подходы к описанию и кодированию товаров участников международного торгового сообщества в современных реалиях / М.В. Непарко, И.И. Молотков // Вестник Калужского университета. - 2022. - №2 (55). - С. 23-26. - ББК РБАББК
5. Петрушина, О.М. Динамика показателей контроля таможенной стоимости, осуществляемого таможенными органами / О.М. Петрушина, Я.Н. Столярчук // Вестник современных исследований. - 2019. - № 3.20 (30). - С. 64-67. - ББК Ш^ОУ!
PROBLEMS OF LABELING FUR PRODUCTS IN RUSSIA AND WAYS TO SOLVE
THEM
A.S. Markina, Student
Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. In recent years, there has been a trend of steady growth in the indicators offoreign trade turnover, export and import operations with fur raw materials, semi-finished products and finished products. The article discusses the features of moving fur and products across the customs border, the features of labeling in accordance with the Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union (FEA EAEU). The HS code determines the rate of import/export customs duty on goods and, accordingly, the amount of customs duties to be paid. It is by the HS code that the customs authority controls the level of the declared customs value. The article discusses measures to bring part of the market out of the shadows by marking fur products with control (identification) signs and mandatory certification. The article also discusses the problems of unreliable declaration offur goods.
Keywords: customs authorities, customs value, customs control, declarations, fur goods, labeling.