Научная статья на тему 'Проблемы легитимности властного сегмента в структуре административно-правового статуса курсантов образовательных организаций МВД России'

Проблемы легитимности властного сегмента в структуре административно-правового статуса курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественный порядок / меры государственного принуждения / курсант образовательной организации МВД России / полномочия сотрудника полиции / public order / measures of state coercion / cadet of an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia / powers of a police officer

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Александрович Вашаев

Проанализированы некоторые проблемы реализации властных полномочий курсантов образовательных организаций МВД России в области охраны общественного порядка, а также определены места и пределы вовлечения обучающихся в эту сферу. Отдельное внимание уделяется вопросам психологической готовности обучающихся к выполнению правомочий сотрудниками полиции. Высказана гипотеза, что эффективность и результативность применения курсантами специальных мер государственного принуждения напрямую зависит от правильного выбора форм и методов привлечения курсантов к участию в обеспечении правопорядка. Предлагаются конкретные организационно-правовые рекомендации, позволяющие исключить те обстоятельства, которые влияют на качественное выполнение полномочий по охране общественного порядка, приводят к нарушению законности и порождают ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максим Александрович Вашаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legitimacy of the power segment in the structure of administrative and legal status of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Some problems of implementation of power powers of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of public order protection are analyzed, as well as the places and limits of students’ involvement in this sphere are determined. Special attention is paid to the issues of psychological readiness of students to fulfill the powers of authority by police officers. It is hypothesized that the effectiveness and efficiency of application of special measures of state coercion by cadets directly depends on the correct choice of forms and methods of involvement of cadets to participate in ensuring law and order. Specific organizational and legal recommendations that allow to exclude those circumstances that affect the qualitative performance of powers to protect public order, lead to the violation of legality and give rise to it are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы легитимности властного сегмента в структуре административно-правового статуса курсантов образовательных организаций МВД России»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-21-24 EDN: https://elibrary.ru/jgdcha NIION: 2003-0059-1/24-941 MOSURED: 77/27-003-2024-01-140

Проблемы легитимности властного сегмента в структуре административно-правового статуса курсантов образовательных организаций МВД России

Максим Александрович Вашаев

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,

vashaev_m@rfmumvd.ru

Аннотация. Проанализированы некоторые проблемы реализации властных полномочий курсантов образовательных организаций МВД России в области охраны общественного порядка, а также определены места и пределы вовлечения обучающихся в эту сферу. Отдельное внимание уделяется вопросам психологической готовности обучающихся к выполнению правомочий сотрудниками полиции. Высказана гипотеза, что эффективность и результативность применения курсантами специальных мер государственного принуждения напрямую зависит от правильного выбора форм и методов привлечения курсантов к участию в обеспечении правопорядка. Предлагаются конкретные организационно-правовые рекомендации, позволяющие исключить те обстоятельства, которые влияют на качественное выполнение полномочий по охране общественного порядка, приводят к нарушению законности и порождают ее.

Ключевые слова: общественный порядок, меры государственного принуждения, курсант образовательной организации МВД России, полномочия сотрудника полиции

Для цитирования: Вашаев М. А. Проблемы легитимности властного сегмента в структуре административно-правового статуса курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1 С. 21-24. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-21-24. EDN: JGDCHA.

Original article

Problems oflegitimacy ofthe power segment in the structure of administrative and legal status of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Maxim A. Vashaev

Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after

V.Ya. Kikot', Ryazan, Russia, vashaev_m@rfmumvd.ru

Abstract. Some problems of implementation of power powers of cadets of educational organizations ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of public order protection are analyzed, as well as the places and limits of students' involvement in this sphere are determined. Special attention is paid to the issues of psychological readiness of students to fulfill the powers of authority by police officers. It is hypothesized that the effectiveness and efficiency of application of special measures of state coercion by cadets directly depends on the correct choice of forms and methods of involvement of cadets to participate in ensuring law and order. Specific organizational and legal recommendations that allow to exclude those circumstances that affect the qualitative performance of powers to protect public order, lead to the violation of legality and give rise to it are proposed.

Keywords: public order, measures of state coercion, cadet of an educational organization ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia, powers of a police officer

For citation: Vashaev M. A. Problems of legitimacy of the power segment in the structure of administrative and legal status of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(l):21-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-21-24. EDN: JGDCHA.

© BamaeB M. A., 2024

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обеспечение функции по охране общественного порядка обучающимися образовательных организаций МВД России достигается путем предупреждения препятствий, возникающих в ходе реализации человеком своих прав и свобод или устранения непосредственных нарушений. Для обеспечения данной функциональной обязанности сотрудникам полиции предоставлено право в случае возникновения установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] (далее — закон «О полиции») обстоятельствах применять меры государственного принуждения.

Несмотря на усилия законодателя по конкретизации оснований применения правового принуждения, изложенные в гл. 7 указанного выше законодательного акта, в настоящее время имеются существенные неразрешённые вопросы, имеющие как теоретическое, так и практическое значение. Условия применения мер государственного принуждения связаны с противоправным поведением субъектов и, как правило, характеризуются наличием конфликта, быстротечностью и др.

При этом сотрудник полиции должен быть готовым к любому развитию ситуации и противостоять различным внешним влияниям с целью правомерного разрешения конфликтной ситуации. Поэтому знание порядка и условий применения огнестрельного оружия и специальных средств, владение боевыми приемами и готовность к их применению, в том числе в экстремальных ситуациях. Личная безопасность сотрудника полиции напрямую зависит от его профессиональной подготовки, позволяющей минимизировать риск гибели или получения увечья.

Поэтому очевидно, не правомерно требовать от курсанта 1-го года обучения выполнять возложенные на сотрудника полиции полномочия, связанные с угрозой их жизни и здоровья, осуществлять непосредственное задержание вооруженного преступника. В связи с этим законодатель в статье 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] (далее — Закон «О службе в ОВД») предусмотрел в контракте указание на запрет привлекать к участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей курсантов, слушателей, не достигших возраста 18 лет.

Более того, зачастую сами сотрудники органов внутренних дел (далее — ОВД) оказываются виновниками нарушения прав и свобод граждан. При этом вопрос о незаконном ущемлении прав и свобод человека сотрудником полиции представляется более принципиальным. Поскольку именно в соблюдении и защите конституционных основ выражена сущность и предназначение ОВД.

Принятие обучающимся неправомерного решения в экстремальной ситуации очень велико. Он должен самостоятельно и незамедлительно дать правильную

юридическую оценку сложившейся ситуации, а также квалифицировать противоправное деяние. Кроме того, следует учесть, что при задержании правонарушителя своими действиями он может причинить последнему не только телесные повреждения, но и даже лишить жизни. Это легко объяснимо, поскольку для выполнения активных правомерных действий при реализации полномочий по обеспечению общественной безопасности требуется высокий уровень теоретических знаний права, осмысление его значения в практической деятельности.

Полагаем, что отсутствие теоретического понимания общественного порядка и слабая ориентация правовых основ в деятельности ОВД значительной части обучающихся может свидетельствовать о невозможности действовать решительно, смело и инициативно при выполнении своих обязанностей по охране общественного порядка.

Другая причина может крыться в уровне психологической готовности обучающихся к выполнению профессиональных задач сотрудников ОВД по охране общественного порядка.

Указанные свойства, характеристики, качества человека, на наш взгляд, способны отразить общую и ситуативную готовность обучающегося к выполнению полномочий по охране общественного порядка, в связи с чем нами была подготовлена авторская анкета. Анкета изучения психологической готовности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к выполнению задач по охране общественного порядка.

Назначением данной анкеты в то же время было изучение вероятности проявления той или иной готовности курсанта к обеспечению охраны общественного порядка в зависимости от переменных факторов, таких как курс обучения (1 или 5), специальность (правоохранительная деятельность, экономическая безопасность, правовое обеспечение национальной безопасности). Также в исследовании были задействованы слушатели факультета профессиональной подготовки.

Результаты социологического исследования, проведенного автором данной работы, показывают, что в настоящее готовность к несению службы по охране общественного порядка является следствием целенаправленной работы по формированию соответствующих умений и навыков в процессе профессионального обучения, продолжительность которого находится в прямой связи с уровнем профессиональной подготовки курсантов и слушателей. При этом необходимо констатировать, что курсанты первого года обучения не способны к самостоятельному выполнению подобных обязанностей, что требует повышенного внимания к организации несения ими службы, наличия постоянного контроля, детального инструктажа.

Исследование также показало, что большинство опрошенных лиц из числа рядового и младшего на-

JURISPRUDENCE

чальствующего состава слушателей факультета профессиональной подготовки продемонстрировали недостаточный уровень знаний нормативно-правовых актов и, как следствие этого, низкую ориентацию на формирование устойчивых правовых основ деятельности полиции. В тоже время выявило их высокую психологическую готовность к выполнению задач по охране общественного порядка.

Исходя из вышеизложенного, необходимо исключить те обстоятельства, которые влияют на качественное выполнение полномочий по охране общественного порядка, способствуют нарушению законности и порождают ее. Одним из способов решения обозначенной проблемы, на наш взгляд, является улучшение качества первоначальной подготовки обучающихся, в частности положительные последствия будет иметь и определенный формат проведения первоначальной подготовки, при котором помимо теоретической подготовки, основой будет являться создание учебного центра для отработки практических навыков и умений, изучение способов обеспечения собственной безопасности с обязательным привлечением практических сотрудников территориальных ОВД.

По завершении освоения программы профессиональной подготовки необходимо предусмотреть наличие итоговой аттестации, успешное прохождение которой будет являться основанием для привлечения обучающегося к мероприятиям, связанным с риском для его жизни и здоровья.

В рамках выполнения непосредственных задач сотрудников полиции по обеспечению правопорядка считаем целесообразным в обязательном порядке предусмотреть выполнение обязанностей курсантом (слушателем) по охране общественного порядка только совместно с наиболее подготовленным сотрудником территориальных ОВД. При этом возможные недостатки в профессиональной подготовке обучающегося можно компенсировать за счет проведения дополнительного личного инструктажа, усиленного контроля со стороны опытного сотрудника, а также повышенной юридической ответственности последнего. Немаловажен и индивидуальный отбор курсантов слушателей с учетом их реальных возможностей (уровень подготовки, опыт, черты характера), т. е. перераспределение функциональных обязанностей между самими обучающимися.

На наш взгляд, для качественной и эффективной реализации полномочий по охране общественного порядка недооцененное значение имеет разработка и внедрение соответствующих справочников, включающих различные алгоритмы действий курсантов и слушателей в конкретных ситуациях.

Следует обратить внимание на еще одно важное обстоятельство в обеспечении курсантами и слушателями охраны общественного порядка, связанное с реализацией в рамках своих полномочий мер административного принуждения к правонарушителю. Глав-

ное предназначение рассматриваемых мер состоит в устранении негативных условий, препятствующих возможности свободно реализовывать гражданами свои права и свободы.

Анализ законодательства показал, что в настоящее время государство наделило сотрудников ОВД достаточно объемным кругом мер административного принуждения. Однако реализация таковых не во всех случаях выражается определенно в силу того, что законодатель в порядке правового обеспечения не всегда четко раскрывает преимущественную компетенцию применения рассматриваемых мер должностными лицами различных органов государственной исполнительной власти. Например, с уверенностью к числу таковых по отношению к обучающимся образовательных организаций МВД России можно отнести установленную в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Собрание законодательства РФ, 7 января 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1 [3] такую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как личный досмотр физических лиц. Данная правовая ограниченность реализации властных полномочий обучающихся нашла свое закрепление в ведомственном нормотворчестве [4].

Очевидно, что при реальном выполнении полномочий по обеспечению охраны общественного порядка курсанты и слушатели должны иметь действительную возможность использовать все из установленных законодательством полномочий т. к., на наш взгляд, на практике это неоправданно сужает рамки гарантий защиты граждан.

Нельзя не обратить внимания и на то обстоятельство, что ограниченное применение обучающимися административных пресекательно-обеспечительных мер изменяют как количественные, так и качественные характеристики предоставления сотруднику полиции реальных гарантий безопасности.

Таким образом, оценка сложившийся ситуации позволяет прийти к выводу о том, что действующие законодательство о прохождении службы в ОВД не учитывает особенности административно-правового статуса сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России, при обеспечении ими своих полномочий по охране общественного порядка. С учетом сказанного считаем целесообразным внести изменения в ч. 3 ст. 76 Закона «О службе в ОВД», изложив ее в следующей редакции: «Участие курсантов, слушателей, адъюнктов образовательных организаций высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, являются частью их подготовки, предусмотренной в соответствующих образовательных программах. К участию в таких мероприятиях

и выполнению указанных обязанностей допускаются только наиболее подготовленные курсанты и слушатели, прошедшие первоначальную подготовку, достигшие возраста 18 лет и только в составе сотрудников территориальных ОВД. Запрещается привлекать курсантов и слушателей к выполнению обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах без проведения личного инструктажа».

Список источников

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14 февраля 2011 г., № 7, ст. 900.

2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 5 декабря 2011 г., № 49 (ч. 1), ст. 7020.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 7 января 2002 г., № 1 (ч. 1), ст. 1.

4. МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации,

уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // http://www.pravo.gov.ru.

References

1. Federal Law of February 7, 2011, № 3-FZ «On Police» // Collection of Legislation ofthe Russian Federation, February 14, 2011, № 7, Art. 900.

2. Federal Law of November 30, 2011, № 342-FZ «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation, December 5, 2011, № 49 (Part 1), Art. 7020.

3. Code ofthe Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001, № 195-FZ // Collection of Legislation ofthe Russian Federation, January 7, 2002, № 1 (part 1), art. 1.

4. Ministry of Internal Affairs of Russia of August 30, 2017, № 685 «On officials of the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, authorized to draw up protocols on administrative offenses and carry out administrative detention» // http://www.pravo. gov.ru.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

M. А. Вашаев — заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

M. A. Vashaev — Deputy Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences.

Статья поступила в редакцию 22.07.2023; одобрена после рецензирования 19.09.2023; принята к публикации 21.11.2023.

The article was submitted 22.07.2023; approved after reviewing 19.09.2023; accepted for publication 21.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.