Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ ПО ОХРАНЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ ПО ОХРАНЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦИИ / НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабин Сергей Владимирович, Луганская Елена Владимировна

В статье исследуются проблемы правового регулирования полномочий курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России при осуществлении ими деятельности по охране и обеспечению общественного порядка. Авторы отмечают, что в современных условиях роста угроз нормальному общественно-государственному развитию Российской Федерации и повышения напряженности работы полиции курсанты и слушатели, являясь действующими сотрудниками органов внутренних дел, могли бы оказать значительное содействие в реализации полицейских функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабин Сергей Владимирович, Луганская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE POWERS OF CADETS AND TRAINEES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA TO PROTECT AND MAINTAIN PUBLIC ORDER

The issues of legal regulation of powers of cadets and trainees of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in their activity to protect and maintain public order are considered in the article. The authors notice that in modern conditions of increasing threats to the normal social and state development of the Russian Federation and increasing the intensity of police work, cadets and trainees being actual officers of internal affairs bodies could provide significant assistance in carrying out police duties.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ ПО ОХРАНЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

Вестник Сибирского юридического института МВД России-

УДК 351.74

DOI 10.51980/2542-1735_2022_4_226

Сергей Владимирович БАБИН,

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

rusega@yandex.ru

Елена Владимировна ЛУГАНСКАЯ,

дознаватель отдела дознания отдела полиции N 3 МУ МВД России «Красноярское»

luganskayalena@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ ПО ОХРАНЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE POWERS OF CADETS AND TRAINEES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA TO PROTECT AND MAINTAIN PUBLIC ORDER

В статье исследуются проблемы правового регулирования полномочий курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России при осуществлении ими деятельности по охране и обеспечению общественного порядка. Авторы отмечают, что в современных условиях роста угроз нормальному общественно-государственному развитию Российской Федерации и повышения напряженности работы полиции курсанты и слушатели, являясь действующими сотрудниками органов внутренних дел, могли бы оказать значительное содействие в реализации полицейских функций.

The issues of legal regulation of powers of cadets and trainees of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in their activity to protect and maintain public order are considered in the article. The authors notice that in modern conditions of increasing threats to the normal social and state development of the Russian Federation and increasing the intensity of police work, cadets and trainees being actual officers of internal affairs bodies could provide significant assistance in carrying out police duties.

Ключевые слова: национальная безопасность, полиция, сотрудники органов внутренних дел, охрана общественного порядка, права и обязанности полиции, непосредственное принуждение, правовой статус курсантов и слушателей.

Keywords: national security, police, officers of internal affairs bodies, maintenance of public order, rights and duties of police, direct coercion, legal status of cadets and trainees.

w

Б

езопасность относится к числу наиболее значимых потребностей человека

в любых, даже самых благоприятных условиях его существования. Любое общество в по-

~ 226 ~

№ 4 (49) • 2022

строении вектора своего развития опирается на безопасность и правопорядок как ключевые категории, определяющие качество жизни. Однако, пожалуй, в любом государстве современного мира отмечается снижение этого самого качества. Многолетнее воздействие глобальных негативных процессов, связанных с финансово-экономическими и миграционными кризисами, ухудшением материального положения людей, высоким уровнем международной политической нестабильности, увеличением числа вооруженных конфликтов, объемов наркотрафика, незаконного оборота оружия и террористической угрозы, затрагивает Российскую Федерацию, как и многие другие страны. В итоге постоянно растут внешние и внутренние угрозы нашей национальной безопасности, составными элементами которой выступают общественный порядок и общественная безо-пасность1. Не вдаваясь в подробности осмысления сущности категории «безопасность» и связанных с ней понятий, полагаем важным для целей нашего исследования отметить, что структурно национальная безопасность Российской Федерации складывается на двух уровнях. Второй уровень представляют собой различные виды безопасности, без обеспечения которых невозможно стабильное развитие государства (к ним следует относить военную безопасность, экономическую, экологическую, общественную безопасность и другие). К первому уровню относится общественный порядок как базовая, основополагающая категория общественной безопасности, но не только. Отношения общественного порядка складываются между людьми повсеместно, не только в общественных местах. Они представляют собой краеугольный камень общественного спокойствия и нормальной жизнедеятельности, поэтому опосредованно входят в основу обеспечения

всех иных видов безопасности. Помимо этого, правовая доктрина исходит из того, что неотъемлемой частью общественного порядка является правопорядок [1, с. 40-41; 2, с. 11; 6; 8, с. 94, 115-116], в связи с чем для противодействия многим современным угрозам государство использует свой правоохранительный инструментарий.

Важнейшей частью российской правоохранительной системы являются органы и подразделения МВД России, призванные решать целый ряд серьезных задач в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Именно в таком ключе Президент Российской Федерации формулирует компетенцию данного ведомства2.

Согласно сведениям, представленным в ежегодных статистических сборниках «Состояние преступности в России» Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ3, в последние три года в стране ежегодно регистрируются порядка 2 млн преступлений, из которых более 90 тыс. особо тяжких. При этом свыше 24% преступлений совершаются в общественных местах.

Значительным является количество проводимых массовых мероприятий, при этом повышается интенсивность полицейской службы и растут риски для безопасности и общественного порядка в общественных местах. Наиболее сложной является обстановка в крупных регионах страны, где число таких мероприятий может доходить до нескольких тысяч в год, а общее количество их участников - до нескольких миллионов человек. В период с 2018 по 2020 годы в Красноярском крае для несения службы на массовых мероприятиях ежегодно задействовались от 31 тыс. до 53 тыс. сотрудников ОВД, в Новосибирской области за то же время - от 22 тыс. до 30 тыс. сотрудников4.

1 О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-Ф3; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400; Концепция общественной безопасности в Российской Федерации : утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685.

2 Заседание коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62860 (дата обращения: 15.03.2022).

3 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/ analytics (дата обращения: 20.03.2022).

4 Данные предоставлены ГУ МВД России по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Новосибирской области.

Ё Вестник Сибирского юридического института МВД России

В этих сложных условиях, особенно учитывая наличие у полицейских дополнительных обязанностей, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в период пандемии новой коронавирус-ной инфекции, значительный вклад в дело охраны и обеспечения общественного порядка могли бы внести курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России. Вместе с тем имеющиеся в настоящее время недостатки нормативного регулирования отдельных элементов их правового статуса создают препятствия в реализации ими своего правоохранительного потенциала. Учитывая, что полиция в составе МВД России осуществляет основной объем деятельности по охране и обеспечению общественного порядка, вопрос, по большому счету, формулируется следующим образом: входит ли в содержание правового статуса курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по образовательным программам высшего образования, реализация соответствующих полномочий полиции?

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание сотрудника полиции. Помимо этого в указанной статье определяется перечень должностных лиц, не состоящих на должностях в полицейских подразделениях, но «проходящих службу в полиции». К ним относятся сотрудники, состоящие в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа; лица, прикрепленные к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по

реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему МВД России. Объединяющим для этих отличающихся друг от друга категорий должностных лиц является статус сотрудника органов внутренних дел, равно как и для всех прочих: следователей, сотрудников кадровых, штабных и тыловых подразделений ОВД. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудником органов внутренних дел является гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном этим федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. В соответствии с ч. 2 ст. 17 данного закона зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел.

Вместе с тем правовой статус лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России на должностях курсантов и слушателей, обладает особым характером. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» они являются обучающимися - физическими лицами, осваивающими образовательную программу. Совокупность этих и некоторых других положений двух вышеуказанных федеральных законов определяет основное содержание должностных регламентов (должностных инструкций) курсантов и слушателей: оно связано с выполнением задач обучения. Присутствуют в должностных регламентах и такие формулировки, как, например, «Выполнять обязанности, возложенные на сотрудников

228

№ 4(49)•2022

органов внутренних дел, предусмотренные следующими Федеральными законами: «О полиции», «О службе в органах внутренних дел...», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России». Применительно к этому отметим, что, без сомнения, на курсантов и слушателей распространяются не только обязанности, но и права, сформулированные в данных законах, однако, на наш взгляд, только те, которые затрагивают наиболее общие правоотношения, возникающие в связи с прохождением ими службы в органах внутренних дел.

Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ устранил некоторую несогласованность ст. 27 («Основные обязанности сотрудника полиции») и 28 («Основные права сотрудника полиции») Федерального закона «О полиции» с аналогичными положениями ст. 11 и 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь законодатель недвусмысленно указывает на различие между основными обязанностями и вытекающими из них основными правами сотрудников органов внутренних дел и сотрудников полиции, подчеркивая у последних приоритет правоохранительных задач над всеми прочими. Это выражается в том, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в

их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Вместе с тем ответ на поставленный вопрос о том, входят ли эти и иные обязанности, связанные с охраной и обеспечением общественного порядка, в границы правового статуса курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, отыскать непросто, и здесь авторы вынуждены констатировать существенный недостаток подобных исследований в научной литературе. Соглашаясь с С.П. Булавиным и В. В. Черниковым, мы полагаем, что правовой статус сотрудников состоит из двух видов прав и обязанностей - общих и специальных [4]. Общие (основные) обязанности и права сотрудников полиции представлены, как мы уже отметили, в ст. 27 и 28 Федерального закона «О полиции», а также в ст. 11 и 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел.». К специальным следует относить те, которые соответствуют должностному предназначению сотрудника и входят в содержание его должностного регламента. Они определяются законами и подзаконными нормативными правовыми актами (в первую очередь, Указами Президента РФ и актами МВД России). Как мы уже отметили, основным содержанием должностных регламентов курсантов и слушателей являются права и обязанности, связанные с прохождением обучения по соответствующей образовательной программе.

Специальные права сотрудников полиции закреплены в ст. 13 Федерального закона «О полиции». Они вытекают из обязанностей, установленных ст. 12 того же закона, однако при этом среди них мы не сможем отыскать обязанности лиц, состоящих на должностях курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 «Вопросы организации полиции» установил, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются определенные задачи. По сути, это от-

Вестник Сибирского юридического института МВД России

сылка к структуре и составу подразделений, которые могут создаваться в полиции. Всего в утвержденном указом перечне на сегодняшний день содержатся 18 задач, выполняемых полицейскими подразделениями, и к их числу относятся, например, такие, как «прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях», «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений», «обеспечение безопасности граждан и общественного порядка» или «осуществление оперативно-разыскной деятельности». Ни одна из подобных задач не решается образовательными организациями МВД России, в которых проходят службу сотрудники ОВД на должностях курсантов и слушателей. Это означает, что курсанты и слушатели, во-первых, не занимают должности в каком-либо из подразделений полиции, а во-вторых, не могут пользоваться правами полиции, так как они прямо коррелируют с обязанностями, которыми закон наделяет именно сотрудников соответствующих подразделений полиции.

Вместе с тем С. П. Булавин и В. В. Черников выделяют три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции [4]. Учитывая, что курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России всеми этими признаками обладают, следует признать, что на них распространяются как общие обязанности, так и общие права сотрудников полиции, представляющие собой инструменты для реализации таких обязанностей. Подобная точка зрения поддерживается и некоторыми другими авторами [9, с. 92-98; 5, с. 4-12;7]. Понимая значительную степень дискуссионности подобного вывода, отметим, что в таком случае указанные лица, независимо от места нахождения и времени суток, например, следуя ранним утром на общественном транспорте к месту проведения учебных занятий и оказавшись в какой-либо правоохранительной ситуации, должны использовать права, предоставленные

ст. 28 Федерального закона «О полиции». Однако при этом следует учитывать, что среди указанных так называемых «общих» прав (например, «требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий», «проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия», «требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции») содержатся права специальные: «применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции»».

Относительно данных полномочий закон «О полиции» совершенно конкретен: согласно ч. 4 ст. 18 правом на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия обладают только сотрудники полиции, прошедшие специальную подготовку. Соответствующая учебная дисциплина изучается курсантами образовательных организаций МВД России, однако свидетельство о специальной подготовке они получают только на третьем курсе обучения. В связи с этим, если исходить из того, что данных лиц следует относить к сотрудникам полиции, обладающим так называемым общим полицейским статусом, то все-таки нужно признать этот статус сильно усеченным в течение первых двух лет обучения, потому что именно право на непосредственное принуждение, включая применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, является ключевой характеристикой полиции, равно как и самым действенным ее инструментом. К ограниченной возможности курсантов первых двух лет обучения применять полицейское принуждение не стоит относиться легкомысленно, потому что отсутствие полномочий по обеспечению силой своих законных требований обезоруживает курсанта перед любым достаточно агрессивным правонарушителем и это в обстановке, когда окружающие видят перед собой со-

230

№ 4 (49) • 2022

трудника в полицейском форменном обмундировании, который, казалось бы, должен действовать решительно и профессионально.

Как видно, рассмотренный выше подход к оценке правового статуса курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в области охраны и обеспечения общественного порядка выявляет наличие в нем существенных ограничений. Кроме того, при таком подходе приходится признавать, что данные лица являются сотрудниками полиции, проходящими службу не в полицейских подразделениях, и обоснованность такой конструкции не представляется авторам настоящей работы совершенно очевидной. Отнесение курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к лицам, обладающим так называемым общим полицейским статусом представляется возможным, однако при этом стоит задуматься о следующих явных противоречиях. Первое: с зачислением лица в образовательную организацию высшего образования МВД России для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя следует признавать его не только сотрудником органов внутренних дел, но и полицейским, однако в этот момент некоторые первокурсники еще не достигают возраста 18 лет. Второе: данные лица еще не обладают даже минимальной подготовкой, позволяющей осуществлять действия, связанные с охраной и обеспечением общественного порядка и уж подавно реализовывать меры полицейского принуждения, однако следует признавать наличие у них правоохранительных обязанностей, предусмотренных ст. 27 Федерального закона «О полиции».

Таким образом, имеющаяся, казалось бы, правовая определенность относительно принадлежности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к сотрудникам полиции в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О полиции», возможно, является ошибкой законодателя и как минимум до третьего курса обучения их следует считать только сотрудниками органов внутренних дел.

Говоря о возможностях использования потенциала курсантов и слушателей обра-

зовательных организаций МВД России для решения задач по охране и обеспечению общественного порядка, следует признать, что наиболее эффективным является несение правоохранительной службы в составах специально формируемых нарядов полиции. Учитывая специфику должностного предназначения указанных лиц, решать такие задачи можно только в специальном порядке путем привлечения их к тому или иному виду несения полицейской службы. Авторы полагают важным отметить, что и здесь имеются определенные противоречия. Во-первых, только в одном нормативно-правовом акте МВД России прямо предусматривается такая возможность. В соответствии с п. 5 Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, утвержденного приказом МВД России от 25 ноября 2019 г. N 879, к участию в обеспечении правопорядка могут быть привлечены курсанты, слушатели, адъюнкты, руководящий и профессорско-преподавательский состав и иные сотрудники образовательных организаций системы МВД России. Во-вторых, данным документом не предусмотрен порядок такого привлечения, поэтому практика решения этой задачи идет по пути, установленному приказом МВД России от 15 августа 2011 г. N 942, который регламентирует порядок привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров.

Следует также учитывать, что курсанты и слушатели могут привлекаться к выполнению обязанностей полиции с учетом ограничений, устанавливаемых Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел.» при заключении с ними контракта, где одним из обязательных положений является запрет «привлекать курсанта, слушателя образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не достигших возраста 18 лет, к выполнению задач, связанных с угрозой для их жизни или здоровья».

Ё Вестник Сибирского юридического института МВД России

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел...» участие курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, признается частью их подготовки, предусмотренной в соответствующих образовательных программах. Таким видом подготовки является учебная практика, при прохождении которой обучающийся прикрепляется к подразделению полиции.

Авторы полагают важным отметить, что даже при применении специального порядка привлечения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к выполнению обязанностей полиции ими могут решаться только те задачи, которые находятся за рамками юрисдикционных и связанных с ними полномочий полиции. Например, недопустимым будет составление курсантом (слушателем) любого процессуального документа - протокола об административном правонарушении или протокола осмотра места происшествия, постановления о приводе или обязательства о явке лица по вызову дознавателя и следователя. Кроме того, вызывает большое сомнение допустимость совершения такими должностными лицами действий, обусловленных юрисдикцией полиции в той или иной области правоотношений. В частности, когда речь идет об осуществлении осмотров транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующих актов (п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»), об объявлении лицам официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений (п. 12 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»), об участии в проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Учитывая обозначенные ограничения, пожалуй, следует сделать вывод о том, что единственным допустимым для курсантов и слушателей методом охраны и обеспечения

общественного порядка может являться метод непосредственной реализации полицейских полномочий. Основываясь на своем законном праве на непосредственное принуждение при выполнении задач полиции [3, с. 27-32; 4; 10], данные лица могут, например:

- требовать прекращения противоправных действий;

- получать по находящимся в производстве или на разрешении полиции делам, материалам, заявлениям и сообщениям объяснения, справки и документы;

- проникать в жилые или иные помещения, на земельные участки и территории;

- не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Действуя методом непосредственной реализации полицейских полномочий, курсанты и слушатели способны вносить значительный вклад в объем выполняемой полицией работы по охране и обеспечению общественного порядка. По нашему мнению, в своем текущем состоянии правовое регулирование правомочий курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в области осуществления правоохранительной деятельности является достаточным в условиях стабильности государственно-общественной жизнедеятельности и высокого уровня защиты отношений в области общественного порядка. Однако в современных условиях качественного и количественного увеличения криминальных, террористических, военных, экономических и санитарно-эпидемиологических угроз российскому обществу требуется гораздо более высокая способность полиции к охране и обеспечению общественного порядка. В этих целях законодателю следует устранить ключевой недостаток правового статуса курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, заключающийся в неопределенности положения лиц, признаваемых согласно ч. 9 ст. 25 Федерального закона «О полиции» проходящими службу в

232

№ 4(49)•2022

полиции, а также правовой основы реализации сотрудниками ОВД права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, закрепленного в п. 21 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел».

Решение данных проблемных вопросов может заключаться в следующем: во-первых, Федеральный закон «О полиции» должен содержать однозначные формулировки относительно того, являются ли лица, перечисленные в его ч. 9 ст. 251, полноценными сотрудниками полиции либо их статус усечен, с указанием, в таком случае, на конкрет-

ные положения закона, которые распространяются на данных лиц в целях наделения их инструментами, необходимыми для полноценного участия в охране и обеспечении общественного порядка. Во-вторых, следует уточнить правовой статус курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России первых лет обучения до прохождения ими профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» и, возможно, усовершенствовать их образовательные программы с целью обеспечения такой подготовки в течение первого курса обучения.

1 Помимо курсантов и слушателей данная норма относит к лицам, проходящим службу в полиции, также адъюнктов, научно-педагогических работников, руководящий состав и иных сотрудников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ в системе МВД России.

Библиографический список

1. Аврутин, Ю.Е. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование : монография / Ю.Е. Аврутин, В.Я. Кикоть, И.И. Сыдорук. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 456 с.

2. Безруков, А.В. Роль органов публичной власти и институтов общественности в обеспечении конституционного правопорядка в России : монография / А.В. Безруков. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. - 268 с.

3. Бекетов, О.И. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации : монография / О.И. Бекетов, В.Н. Опарин. - Омск: Омская академия МВД России, 2001.

4. Булавин, С.П. Правовой статус сотрудника полиции / С.П. Булавин, В.В. Черников // Административное право и процесс. - 2011. - N 9. - С. 2-10.

5. Вашаев, М.А. Административно-правовой статус сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в образовательных организациях МВД России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2020. - 34 с.

6. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей [и др.] // СПС «КонсультантПлюс», 2012.

7. Николаенко, Е.А. Особенности административно-правового статуса курсантов образовательных организаций системы МВД России / Е.А. Николаенко // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - N 6. - С. 201-204.

8. Соловей, Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации : дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1993. - 387 с.

9. Тулиглович, М.А. Курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России как субъекты должностных преступлений / М.А. Тулиглович // Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - М.: Юрист, 2013. - 200 с.

10. Черников, В.В. Юридическая конструкция силы в полицейском законодательстве России / В.В. Черников // Юридическая техника. - 2013. - N 7 (ч.2). - С. 39-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.