ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / LEGAL RESEARCH
***
УДК 343.2.7 ГРНТИ 10.77.35
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Тетеревлева Станислава Николаевна
студент, кафедра уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевскогo,
Россия, г. Саратов [email protected]
Дураев Таулан Азреталиевич
кандидат юридических наук, доцент по кафедре уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевскогo,
г. Саратов [email protected]
PROBLEMS OF QUALIFICATION OF OFFENSES FOR VIOLATION OF RULES OF ROAD TRAFFIC AND OPERATION OF VEHICLES
Stanislava N. Teterevleva
Student, Department of Criminal, Environmental Law and Criminology, Saratov National Research
University named after N.G. Chernyshevsky,
Russia, Saratov
Taulan A. Duraev
Candidate of Law, Associate Professor in the Department of Criminal, Environmental Law and Criminology, Saratov National Research University named after N. G. Chernyshevsky,
Russia, Saratov city
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена правонарушениям, связанным с правилами дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств. Дается обобщенная характеристика рассматриваемых преступлений. Также в статье излагаются взгляды на выявление и решение проблем квалификации правонарушений в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
ANNOTATION
The article is devoted to offenses connected with the rules of road traffic and the operation of vehicles. The generalized characteristic of the crimes under consideration is given. Also, the article sets out the views on identifying and solving problems of the qualification of offenses in the field of road traffic and the operation of vehicles.
Ключевые слова: Транспортная безопасность; нарушение правил дорожного движения; проблемы квалификации транспортных преступлений; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Keywords: Transport security; violation of traffic rules; problems of the qualification of transport crimes; crimes against security movement and operation of transport.
Понятие «транспорт» от лат. trans - «через» и portare - «нести», означает одно из важнейших отраслей материального производства, осуществляющих пассажирские и грузоперевозки. На сегодняшний день невозможно представить жизнь современного человека без транспорта. Народное хозяйство, жизнеобеспечение людей, перемещение по территории нашего государства и за его пределы, все это находится под влиянием транспорта. Но кроме положительных моментов в виде облегчения жизнедеятельности людей, транспортные средства носят и отрицательный характер, являясь источником повышенной опасности. Игнорирование правил эксплуатации транспортных
средств, эксплуатация транспортных средств без должной технической профилактики механизмов не редко приводит к гибели людей, причинение им тяжкого или иного вреда здоровью. Техногенные-транспортные катастрофы с участием человеческого фактора влекут тяжкий вред окружающей среде в виде разлива нефтепродуктов, а также крупный материальный ущерб отдельным гражданам, коммерческим фирмам или государству.
На сегодняшний день проблема обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств стоит на одном из первых мест в уголовной политике Российской Федерации. С 1990 года по настоящий день количество различного рода катастроф, связанных с транспортом в России неуклонно растёт, об этом нам говорят данные Росстат, а также данные независимых статистических агентств. Также исследование статистики дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) свидетельствует об увеличении тяжести последствий и количества пострадавших в этих катастрофах (Госавтоинспекция: Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: https://stat.gibdd.ru/).
Актуальность данной темы в Российской Федерации связанна в первую очередь с ее размерами, территория РФ, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191км2 [1].
Как показывает статистика, причиной аварий и катастроф является легкомысленное отношение к транспортным средствам, отсутствие должной квалификации и даже простое игнорирование правил эксплуатации. Наибольшую общественную опасность несет эксплуатация транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения [6]. Все эти факты свидетельствуют, что обеспечение безопасного функционирования различных видов транспорта является одной из важнейших задач государства и общества в целом. В Уголовном кодексе Российской Федерации, 27 глава посвящена преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта [2].
Отношения, защищаемые это главой, весьма разнообразны, что связанно с особенностями того или иного вида транспорта. Основанным объектом
посягательства в рассматриваемых преступлениях можно назвать жизнь и здоровья граждан. Родовым объектом данной группы преступлений можно назвать общественную безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, сопряженных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Объектом рассматриваемых преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения, эксплуатации и пользования отдельными видами транспорта [7].
Что касается объективной стороны преступлений, входящих в состав гл. 27 УК РФ, то стоит отметить, что она может выполняться путем действия, но и путем бездействия, проявляющегося в нарушении правил, установленных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, направленными на обеспечение безопасного различных видов транспорта.
Субъективную сторону транспортных преступлений можно характеризовать неосторожностью, проявляющейся в легкомыслии, а также в небрежности. Но следует отметить что преступления, предусмотренные ст. ст. 267, 270 УК РФ характеризуются умышленной виной.
В Российской Федерации проблема, связанная с обеспечение безопасности дорожного движения, стоит на одном из первых мест. В связи с этим постоянно вносятся различные изменения в законодательство этой сферы. И именно по этой причине стоит четко разграничивать административный проступок от уголовно наказуемого преступления.
В области нарушения правил дорожного движения много случаев внешнего сходства составов уголовных и административных правонарушений. ДТП одного и того же вида может быть как административным проступком, так и уголовным преступлением в зависимости от наступления или отсутствия тяжких последствий.
В качестве примера можно привести ДТП результатом, которого является причинение легкого вреда здоровью потерпевшему. В этом случае правонарушение будет квалифицироваться, как административное по ст. 12.24 и
др. КоАП [3]. Если же результатом ДТП является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, либо ущерб квалифицируемый, как «крупный», либо смерть человека по неосторожности, тогда данное происшествие будет квалифицироваться, как уголовное по ст. ст. 168, 264 УК РФ. Так, нарушение правил дорожного движения пешеходом, и повлекшие тяжкие последствия будут рассматриваться в соответствии со ст. 268 УК РФ. Но стоит отметить, что в случае нарушения данных правил пешеходом, но не повлекших за собой каких-то серьезных последствий будут квалифицироваться только как административный проступок.
Составы административного проступка подобны составу уголовного преступления. Объектом, в данном случае, автотранспортного происшествия, являются общественные отношения, которые возникают в результате перемещения людей на транспортных средствах или без них, но в пределе дороги и на развитие которых посягает правонарушение. Объективная сторона выражается в виде деяния, а именно нарушении правил дорожного движения, последствиями которых является причинение легкого вреда здоровью, а также имеется причинная связь между фактом нарушения правил и последствиями, которые наступили. Субъектом является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона выражается в виде отношения лица к деянию, совершенному им. Но, как говорилось выше, бывают случаи, когда помимо вины лица управлявшего транспортным средством, имеет место и вина пешехода [8].
Хотелось бы отметить и такой факт, что в УК РФ есть статья, которая предусматривает ответственность за неоконченное преступление, то есть приготовление к нему или покушение, в то время, как КоАП не содержит санкций за подобные деяния. Получается, что неоконченное административное правонарушение не является наказуемым, так как закон прямо не устанавливает ответственность. Но если посмотреть с другой стороны, некоторые уточнения на этот счет в административном кодексе все же имеются. Так в ч.3 ст. 12.2 КоАП
РФ 1 сказано, что противоправным деянием признается даже установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, а не только управление транспортным средством с подложным номером.
Опираясь на все выше изложенное считаю, что обеспечение безопасности дорожного-движения должно выступать в виде средства охраны жизни и здоровья граждан, потому что дорожно-транспортные происшествия причиняют огромный вред человеку, обществу, а также государству. Необходимо создать правовую базу для повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения уровня дорожно-транспортных происшествий. С этой целью ужесточить санкции за повторное совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации N 11-ФКЗ от 12.12.1993г. (в ред. от 21.07.2014г.) [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.11.2017).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 г. №2 63-ФЗ (ред. от 26.08.2017 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 11.11.2017).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». URl:
1 Статья 12.2. «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков»
http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 11.11.2017).
4. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 г. Москва. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82656/ (дата обращения: 11.11.2017).
5. О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017г.) Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220905/ (дата обращения 12.11.2017).
6. Кузнецов М.П. Уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности // Законность. 2013. № 4: [Электронный ресурс]: Доступ из научной электронной библиотеки. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18272316 (дата обращения 12.11.2017).
7. Проценко С.В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортного преступления // Российский следователь. 2010. №. 14. С. 24 - 25.
8. Божко И.В. Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: межотраслевое предупреждение // Очерки новейшей камералистики. 2011. № 1. [Электронный ресурс]: Доступ из юридической научной библиотеки «СПАРК». URL: http://lawlibrary.ru/article2185868.html (дата обращения: 12.11.2017).
9. Здольник А.В. Квалификация административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по объективным признакам // Административное право и процесс. 2011 № 7 [Электронный ресурс]:
Доступ из интернет-издания «Pandia.ru». URL:
http://pandia.ru/text/77/123/161.php (дата обращения: 12.11.2017).
10. Михаль О.А. О некоторых проблемах классификации преступлений [Электронный ресурс]: Доступ из научной электронной библиотеки «Elibrary.ru». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19055640 (дата обращения: 12.11.2017).
11. Баранчикова М.В. Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения пешеходами [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: https://consultantplus://offline/ref/ (дата обращения: 12.11.2017).
12. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств / Под ред. Н.Г. Кадникова. [Электронный ресурс]: Доступ из юридической научной библиотеки «СПАРК». URL: https://lawlibrary.ru/izdanie2179529.html (дата обращения: 12.11.2017).
13. Осадчий Н.В. Уголовно-правовые средства обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы теории и практики // Автореферат диссертации [Электронный ресурс]: Доступ из научной электронной библиотеки. URL: http://disus.ru/r-yuridicheskie/366823-1-ugolovno-pravovie-sredstva-obespecheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-problemi-teorii-praktiki.php (дата обращения: 12.11.2017).