УДК 347 Юрпалова Диана Николаевна [email protected]
СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ
Yurpalova Diana Nikolaevna [email protected]
STATUS AND DYNAMICS OF THE ROAD TRAFFIC CRIMES COMMITTED BY WOMEN
Аннотация:
В статье выявлены особенности и тенденции развития преступности в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, исследованы состояние и динамика преступлений данного вида, совершаемых женщинами.
Ключевые слова:
дорожно-транспортное происшествие, дорожнотранспортное преступление, преступления в сфере безопасности дорожного движения, автотранспортные преступления, состояние преступности, динамика преступности.
Summary:
The article reveals specifics and tendencies of the road traffic crime in progress. The author studies status and dynamics of such crimes, committed by women.
Keywords:
road traffic incident, road traffic crime, road traffic safety, crime status, crime dynamics.
Борьба с дорожно-транспортными преступлениями во всех странах мира уже давно рассматривается как национальная проблема, требующая к себе постоянного внимания и принятия мер к уменьшению ущерба, причиненного при их совершении. Данные преступления создают реальную угрозу жизни людей, экономике государств, экологической безопасности.
В России проблема безопасности дорожного движения также превратилась в проблему первостепенной важности. В Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» отмечается, что ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек [1].
В настоящей статье рассматриваются вопросы состояния, структуры и динамики дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами. Их исследование целесообразно начинать с терминологии, ключевых понятий «дорожно-транспортное преступление» и «дорожно-транспортное происшествие».
Дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 1. 2 Правил дорожного движения) [2]. Основная причина - различные нарушения правил дорожного движения. В частности, если речь идет об автотранспортном правонарушении, то оно должно содержать в себе два обязательных признака: нарушение нормативно-
установленных правил дорожного движения или эксплуатации автотранспорта и описание данного нарушения в нормативном правовом акте. В зависимости от вида и характера нарушения правил дорожного движения, степени и формы вины, наличия и характера вредных последствий может наступить дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская ответственность.
Дорожно-транспортное преступление как правонарушение регламентировано уголовным законом. Несмотря на то, что некоторые авторы [3] к категории дорожно-транспортных относят все составы преступлений, предусмотренных главой 27 Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) [4], представляется более правильным точка зрения о квалификации данного деяния по ст. 264 УК РФ. Именно такое понимание дорожно-транспортного преступления можно встретить в научных исследованиях [5; 6]. Учитывая, что его законодательная дефиниция четко не сформулирована в юридической литературе используется и другая терминология: «преступления, нарушающие работу транспорта», «преступные нарушения правил дорожного движения», «преступления в сфере безопасности дорожного движения», «автотранспортные преступления».
Исходя из названия раздела 9 УК РФ, родовым объектом данного деяния принято считать общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом тех составов пре-
ступлений, которые включены в главу 27 УК РФ, выступает безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшем определенные последствия. Таким образом, диспозиция ст. 264 УК РФ является бланкетной. При этом уголовная ответственность наступает лишь в случаях причинения тяжкого вреда здоровью либо смерти человека. Требуется также развитие объективной причинной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями, то есть смерть человека либо причинение ему тяжкого вреда здоровью должны наступить исключительно по причине преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, фактически управляющее транспортным средством, независимо от того, было ли оно официально допущено к его управлению или нет.
Субъективная сторона преступления проявляется в неосторожной форме вины по отношению к наступившим последствиям. Вместе с тем, несмотря на диспозицию статьи 264 УК РФ, в научных исследованиях высказана иная позиция. Так, О.Н. Бондарчик считает, что в преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств следует признавать смешанную форму вины, то есть умысел по отношению к нарушению правил дорожного движения либо эксплуатации транспортных средств и неосторожность по отношению к наступившим последствиям [7].
Сравнительный анализ понятий «дорожно-транспортное преступление» и «дорожнотранспортное происшествие» показывает, что они соотносятся как часть и целое. Для происшествия безразлично психическое отношение водителя к последствиям наезда, столкновения и т.д., равно как и к факту нарушения правил дорожного движения. В автотранспортных происшествиях нередко просматривается вина самих потерпевших (пешеходов). В качестве дорожнотранспортных преступлений могут квалифицироваться только те происшествия, которые повлекли наступление вредных последствий, предусмотренных уголовным законом (смерть либо тяжкий вред здоровью человека) при наличии неосторожной формы вины. Поэтому любое дорожнотранспортное преступление одновременно рассматривается и в качестве дорожно-транспортного происшествия, фиксируется и входит составной частью в статистические данные, характеризующие положение с уровнем обеспечения безопасности дорожного движения в стране.
Если обратиться к данным официальной статистики ГИБДД РФ, то в последние годы, начиная с 2007 г., наблюдается некоторое снижение количества дорожно-транспортных происшествий в целом по стране: в 2007 г. - 233 809, в 2008 г. - 218 322, в 2009 г. - 203 618, в 2010 г. - 199 431, в 2011 г. - 199 868. Аналогичная ситуация складывается и в Краснодарском крае: в 2007 г. - 7 048, в 2008 г. - 6 894, в 2009 г. - 6 738, в 2010 г. - 5 801, в 2011 г. - 6 728.
Сокращается число погибших и раненых в результате их совершения. Так, общее число погибших в Российской Федерации составило: в 2007 г. - 33 308, в 2008 г. - 29 936, в 2009 г. -27 659, в 2010 г. - 26 567, в 2011 г. - 27 953. В Краснодарском крае: в 2007 г. - 1 184, в 2008 г. -1 143, в 2009 г. - 1 155, в 2010 г. - 1 149, в 2011 г. - 1 175. Ранено в результате дорожнотранспортных происшествий в Российской Федерации: в 2007 г. - 292 206, в 2008 г. - 270 883, в 2009 г. - 255 484, в 2010 г. - 250 635, в 2011 г. - 251 848. В Краснодарском крае: в 2007 г. -8 497, в 2008 г. - 8 286, в 2009 г. - 8 156, в 2010 г. - 8 099, в 2011 г. - 8 010.
Анализ этих данных позволяет увидеть общую тенденцию - некоторое увеличение количества дорожно-транспортных происшествий в 2011 г., по сравнению с 2010 г. (+ 0,2 %), количества погибших (+5,2 %) и раненых (+0,5 %) в Российской Федерации.
Это общая картина совершения дорожно-транспортных происшествий за последние пять лет. Вместе с тем, как уже указывалось выше, признаки дорожно-транспортного преступления в действиях водителей усматриваются не всегда, так в Российской Федерации в 2008 г. зарегистрировано 24 326 преступлений, в 2009 г. - 23 151, в 2010 г. 33 713, в 2011 г. - 34 888, в 2012 г. -37 553. Таким образом, прослеживается неблагоприятная тенденция роста исследуемых преступных деяний.
Следует отметить и темпы прироста количества серьезных «женских» аварий. Так, если в 2006 г. доля дорожно-транспортных происшествий, совершенных представительницами прекрасного пола, составляла чуть более 6 %, то в 2009 г. она достигла почти десятой части от числа всех аварий и составляет более 8 %. По данным ГИБДД РФ за 2010 г. на российских дорогах произошло 199 тыс. 431 дорожно-транспортных происшествий, из них по вине водителей-женщин - 29 тыс. 914. Таким образом, количество дорожно-транспортных происшествий с участием женщин-водителей увеличилось на 12 %. При этом темпы прироста количества происшествий по вине водителей-женщин выше, чем по вине водителей-мужчин.
Автором были изучены материалы о совершенных женщинами ДТП в Крымском районе Краснодарского края в период с 2006 г. по 2012 г. Их динамика выглядит следующим образом: в 2006 г. совершено 57 ДТП, в 2007 г. - 64 (увеличилось на 12,3 %), в 2008 г. - 128 (увеличилось
вдвое), в 2009 г. - 141 (+ 10,2 %), в 2010 - 181 (+ 28,4 %), в 2011 г. - 205 (+ 13,3 %), в 2012 г. -
260 (+26,8 %).
Сравнительный анализ статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях за исследуемый период в Крымском районе показал, что количество ДТП, совершенных женщинами составляет в среднем 8 % от их общего количества.
Нельзя не отметить повышение уровня травматизма в результате ДТП, совершенных женщинами в данном районе. Так, количество погибших и раненых в 2006 г. составило 6 человек, в 2007 г. - 9, в 2008 г. - 12, в 2009 г. - 15, в 2010 г. - 28, в 2011 г. - 15, в 2012 г. - 21. Можно
увидеть, что некоторый спад наблюдается лишь в 2011 г.
Завершая исследование, можно сказать, что в России, начиная с 2007 по 2011 гг. наблюдается снижение количества совершенных дорожно-транспортных происшествий, случаев травматизма. Одновременно проявляется общая неблагоприятная тенденция роста преступных деяний в их структуре, в том числе и тех, которые совершены женщинами.
Ссылки:
1. Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995р // СЗ РФ. № 45. Ст. 6282.
2. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 30.01.2013 № 64) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531 ; Российская газета. 2013. 6 февраля.
3. Шарапов Р.Д., Зворыгина С.А. Актуальные вопросы квалификации дорожно-транспортных преступлений // Совершенствование деятельности по расследованию дорожно-транспортных преступлений: материалы всероссийской научно-практической конференции в режиме видеоконференцсвязи (г. Тюмень, 6 сентября 2012 г.). Тюмень, 2012.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013 № 59-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954 ; 2013. № 14. Ст. 1667.
5. Бондарчик О.Н. Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
6. Соляной А.В. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
7. Бондарчик О.Н. Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.