Научная статья на тему 'Теоретические аспекты определения понятия дорожно-транспортного преступления'

Теоретические аспекты определения понятия дорожно-транспортного преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3923
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРИЗНАКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TRAFFIC ACCIDENT / TRANSPORT CRIME / CRIMES IN TRANSPORT / TRANSPORT CRIME CHARACTERISTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таюрская Елена Анатольевна

Одним из самых распространенных видов неосторожных преступлений являются преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Вопросы предупреждения транспортных преступлений по-прежнему остаются актуальными. Однако действующее законодательство не содержит понятия дорожно-транспортного преступления, определяя лишь дорожно-транспортное происшествие. Анализ определения дорожно-транспортного происшествия позволяет сделать вывод, что дорожно-транспортное преступление является более узким по отношению к нему термином.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of Determining the Concept of Road Traffic Offences

One of the most common types of rash of crimes are crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles. Questions of prevention transport crimes remain relevant. However, current legislation does not contain the concept of road traffic offenses, defining a traffic accident. Analysis of the definition of a road traffic accident leads to the conclusion that the road traffic offense is narrower towards him term.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты определения понятия дорожно-транспортного преступления»

УДК 343.3/.7

теоретические аспекты определения понятия

дорожно-транспортного преступления

© Таюрская Е. А., 2017

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Одним из самых распространенных видов неосторожных преступлений являются преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Вопросы предупреждения транспортных преступлений по-прежнему остаются актуальными. Однако действующее законодательство не содержит понятия дорожно-транспортного преступления, определяя лишь дорожно-транспортное происшествие. Анализ определения дорожно-транспортного происшествия позволяет сделать вывод, что дорожно-транспортное преступление является более узким по отношению к нему термином.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; дорожно-транспортное преступление; транспортное преступление; признаки дорожно-транспортного преступления.

Транспорт является одной из важнейших составляющих нашей жизнедеятельности, именно поэтому сегодня его развитию уделяется большое значение. В настоящее время человечеству доступно несколько видов транспорта: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный. Пожалуй, самым доминирующим и наиболее разнообразным является автомобильный транспорт. Он прочно вошел в жизнь современного человека, стал ее неотъемлемым атрибутом. Автомобильные дороги связали между собой города и различные населенные пункты. Развитию автомобильных дорог как элементу транспортной инфраструктуры уделяется немало внимания. Общая протяженность автодорог в РФ по состоянию на январь 2010 г. — 983,1 тыс. км. По данным Росстата, с 31 декабря 2000 г. до 31 декабря 2013 г. протяженность автодорог общего пользования в России выросла с 584 тыс. км до 1 млн 396 тыс. км [1].

Однако, несмотря на высокое техническое развитие автомототранспорта, он по-прежнему остается одним из наиболее аварийных видов транспорта. Значительный ущерб нормальной деятельности автотранспорта наносят транспортные преступления, общественная опасность которых состоит в том, что ими причиняется или создается угроза причинения материального ущерба собственности частных лиц и предприятий (владельцам перевозимых грузов, а также дорожным инженерным сооружениям и коммуникациям), а также жизни и здоровью людей. По данным официальной стати-

стики, количество дорожно-транспортных преступлений в 2009 г. составило 27 659 преступлений, в 2010 г. — 26 567, в 2011 г. - 27 953, в 2012 г. - 29 370, в 2013 г. - 28 249, в 2014 г. - 28 093.

При рассмотрении данного вопроса необходимо определить границы преступного и непреступного, отграничить преступления от административных правонарушений, совершаемых на транспорте, а также от смежных составов преступлений. Прежде всего следует заметить, что действующий Уголовный кодекс РФ не дает определения понятия дорожно-транспортного преступления, однако в российском законодательстве регламентирован термин «дорожно-транспортное происшествие», который закреплен в Законе РФ «О безопасности дорожного движения», а также в Правилах дорожного движения и других нормативных правовых актах. В связи с отсутствием легального определения дорожно-транспортного преступления в теории и практике при применении норм об уголовной ответственности за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта возникают некоторые сложности, например при разграничении указанных деяний и преступлений против личности, против военной службы, против общественной безопасности. Кроме того, спорные моменты имеют место при причинении вреда здоровью человека во время движения транспортного средства вне дорог, например по полю, по территории предприятия, аэропорта и т. д. В качестве примера можно привести следующее уголовное

дело. Емельянов П. В., не имевший права управления транспортным средством, управляя автомобилем, двигался по полю, засаженному сельскохозяйственными культурами, с целью поиска на указанном поле Н. Двигаясь на автомобиле со скоростью около 15 км/ч по полю, засаженному сельскохозяйственными культурами, имевшими высокий рост, в сумерках, рассчитывая на то, что Н. не окажется на пути движения автомобиля или сама уклонится от движущегося в ее направлении автомобиля, а также переоценивая свой водительский опыт, в силу которого он считал, что сможет избежать столкновения с Н., он допустил наезд на находившуюся на поле Н. В результате грудная клетка и живот потерпевшей были сдавлены, и она получила телесные повреждения, причинившие тяжкий вред ее здоровью по признаку опасности для жизни, от которых впоследствии наступила ее смерть [2]. В данном случае виновного привлекли к уголовной ответственности по ст. 109 УК РФ. В другом же случае виновный при схожих условиях был привлечен к ответственности по ст. 264 УК РФ: Голышев А. В., не учел дорожные условия в виде гравийного дорожного покрытия, допустил съезд автомобиля в левый кювет, где продолжил движение по полю. Проехав некоторое расстояние, допустил наезд на бетонную опору линии электропередач, что привело к опрокидыванию автомобиля. В результате пассажир Б. получил телесные повреждения в виде: тяжелой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга средней степени тяжести, вдавленного перелома теменно-височной кости слева с переходом на основание черепа. Эти повреждения явились опасными для жизни, создали непосредственную угрозу для жизни, и по этому квалифицирующему признаку относятся к тяжкому вреду здоровью [3].

Кроме того, нужно отметить, что в доктрине уголовного права разработано достаточно предложений по определению транспортного преступления, однако ни одно из них не позволяет в полной мере выделить признаки данного преступного деяния, вследствие чего необходимо разработать его определение.

Дорожно-транспортное происшествие законодателем определяется как событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооруже-

ния, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 г.).

Для наиболее полного понимания данного определения необходимо разобрать его по составным элементам [4].

Во-первых, дорожно-транспортное происшествие — это событие, которое произошло в результате взаимодействия транспортного средства под управлением водителя с иными объектами материального мира (людьми, животными, сооружениями или другим транспортным средством).

Во-вторых, дорожно-транспортное происшествие происходит только в процессе дорожного движения, под которым понимается совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В-третьих, дорожно-транспортное происшествие возможно только на дороге, которая определяется как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

И последним составным элементом понятия «дорожно-транспортное происшествие» является транспортное средство, т. е. устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов, оборудования, установленного на нем (например, автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор и т. д.).

При анализе понятия дорожно-транспортного происшествия, закрепленного в законе, можно сделать вывод, что оно является более широким, нежели понятие «дорожно-транспортное преступление», так как в нем могут отсутствовать такие обязательные признаки дорожно-транспортного преступления, присущие всем уголовно-наказуемым деяниям, как высокая степень общественной опасности, виновность и уголовная наказуемость. Степень общественной опасности дорожно-транспортного нарушения формируется с учетом не только характера допущенного нарушения Правил дорожного движения, но и нескольких других показателей, к которым принято относить форму и вид вины, тяжесть наступивших последствий.

Дорожно-транспортному преступлению, согласно действующему уголовному законо-

дательству, не свойственны некоторые виды последствий. В частности, нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств не влечет уголовную ответственность, если в результате деяния был причинен имущественный ущерб -повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, а если потерпевшим причинен вред здоровью, то он должен быть оценен как тяжкий.

Также некоторые отличия имеются при определении транспортного средства. Так, в Уголовном кодексе РФ говорится о механическом транспортном (ст. 264) средстве, которое должно отвечать определенным критериям, в частности объем двигателя должен быть не менее 50 см3, а скорость -не менее 50 км/ч.

Следовательно, понятие «дорожно-транспортное происшествие» охватывает как дорожно-транспортные преступления, так и иные, например административные, дисциплинарные и другие правонарушения [5].

Необходимо помнить, что в зависимости от тяжести наступивших последствий дорожно-транспортное происшествие может быть признано либо административным правонарушением, либо преступлением. Помимо тяжести наступивших последствий дорожно-транспортное происшествие и дорожно-транспортное преступление отличаются друг от друга и степенью общественной опасности содеянного, поскольку именно она является критерием, который законодатель берет в основу при отграничении административного проступка от преступления [6]. Действительно, «составы этих деяний в большинстве случаев имеют внешнее сходство, но правовые последствия для виновного в дорожно-транспортном происшествии лица значительно отличаются от последствий для виновного в дорожно-транспортном преступлении, и единственным критерием, позволяющим разграничить проступок от преступления, является общественная опасность, характеризуемая тяжестью наступивших последствий» [7].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в целом данное законодателем понятие дорожно-транспортного происшествия может служить отправной точкой для определения дорожно-транспортного преступления. Однако для того чтобы четко очертить предмет настоящего исследования, необходимо напомнить, что понятие транспортного преступления в науке и по сей

день остается дискуссионным. Так, одни авторы предлагают употреблять понятие «транспортные преступления» [8], другие -«автотранспортные преступления» [9], третьи - «дорожно-транспортные преступления» [10]. Кроме того, в литературе встречается такой термин, как «преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта» [11] и т. д.

Все приведенные обозначения рассматриваемого вида преступлений призваны нести в себе единый смысл и, конечно же, на первый взгляд схожи, однако в них имеются некоторые различия, неоднозначные трактовки.

Так, например, употребление понятия «транспортные преступления» сильно расширяет круг противоправных деяний, поскольку в это понятие можно включить преступления, совершенные как на железнодорожном транспорте, так и на водном и воздушном. Очевидно, что данное понятие является слишком широким и неточным для обозначения предмета исследования, в который включены лишь те виды транспорта, о которых идет речь в диспозиции ст. 264 УК РФ (автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство). При этом следует помнить, что понятие «другое механическое транспортное средство» законодатель частично раскрывает в примечании к ст. 264 УК РФ. Таким образом, под «другим механическим транспортным средством» подразумеваются «трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право» [12], т. е. это могут быть троллейбусы, трактора, мотоциклы и другие самоходные машины.

Термин «автотранспортные преступления», напротив, слишком узок. По смыслу данного термина уголовно-наказуемыми являются лишь те деяния, которые совершены на автомобильном транспорте (грузовые машины, легковые автомобили, автобусы). Однако возникает вопрос: а как же быть с преступлениями, совершенными при использовании мототранспорта и городского электротранспорта? При таком обозначении данные преступления просто выпадают из числа противоправных деяний.

Наиболее точным, как представляется, является следующее обозначение исследуемого вида противоправных деяний — «преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранс-порта и городского электротранспорта». Здесь определены все виды транспорта, подпадающие под действие ст. 264 УК РФ, и при этом делается невозможным включение иных видов транспорта. Единственным недостатком предлагаемого обозначения является его явная громоздкость.

Думается, что наиболее приемлемым «инструментальным» названием является термин, предложенный В. В. Лукьяновым, — «дорожно-транспортные преступления» [13], который довольно четко определяет круг изучаемых транспортных преступлений и исключает возможность расширения границ исследования.

В юридической литературе, в отличие от действующего законодательства, высказано также несколько отличных друг от друга точек зрения на определение данного преступления.

Так, В. В. Лукьянов определяет дорожно-транспортное преступление как «правонарушение, которое выражается в виновном нарушении тех или иных правил, относящихся к обеспечению безопасности движения и которые влекут за собой уголовную ответственность» [14]. Думается, что это определение является слишком широким и размытым, поскольку, во-первых, его с полной уверенностью можно употреблять и в отношении преступлений, совершенных на других видах транспорта (железнодорожном, воздушном, водном). Во-вторых, в нем не упоминается об установлении ответственности за нарушение правил эксплуатации транспортных средств, а об этом говорится даже в названии ст. 264 УК РФ.

Теми же недостатками обладает и определение, данное Н. В. Якубенко. Он считает, что дорожно-транспортное преступление — это «виновное общественно-опасное деяние в сфере безопасности дорожного движения, повлекшее предусмотренные уголовным законом последствия» [15].

И. Г. Маландин считал, что дорожно-транспортное преступление — это «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступ-

лению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий» [16]. Здесь в отличие от вышеприведенных определений четко обозначены виды транспорта, что исключает возможность расширенной трактовки. Однако данное определение имеет существенный недостаток. Представляется, что в отношении дорожно-транспортного преступления недопустимо указывать в формулировке на умышленную форму вины, поскольку совершенное деяние в этом случае не должно быть квалифицировано как дорожно-транспортное преступление (которое в соответствии с действующим уголовным законодательством совершается только по неосторожности), а в зависимости от наступивших последствий — как убийство либо как причинение тяжкого вреда здоровью, совершенные при помощи транспортного средства, либо как какое-то иное преступление.

Тем не менее из всего вышесказанного можно выделить ряд признаков, характеризующих дорожно-транспортное преступление (ДТП). Во-первых, это признаки, присущие ему как преступлению:

• ДТП является общественно опасным деянием;

• ДТП является виновно совершенным деянием (дорожно-транспортное преступление имеет место только при наличии неосторожной формы вины);

• ДТП является уголовно наказуемым деянием.

Во-вторых, это признаки, присущие дорожно-транспортному преступлению как специфическому виду преступных деяний, связанных с нарушением специальных правил:

• ДТП совершается вследствие нарушения Правил дорожного движения;

• ДТП совершается только лицом, управляющим транспортным средством [17];

• для совершения дорожно-транспортного преступления обязательно наличие транспортного средства, причем оно должно находиться в движении, иначе произошедшее нельзя будет квалифицировать как дорожно-транспортное преступление [18];

• необходимо наступление общественно опасных последствий, указанных в уголовном законе (причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему или наступление его смерти);

• необходимо наличие причинно-следственной связи между нарушением конкретных Правил дорожного движения и наступившими последствиями. Так, например, тяжкий вред здоровью, причиненный лицу,

находящемуся в припаркованном автомобиле, будет признан результатом дорожно-транспортного преступления лишь в том случае, если причиненный вред наступил вследствие столкновения с этим транспортным средством другого движущегося транспортного средства. Во всех иных случаях наличие механического транспортного средства правоприменителем будет рассмотрено в качестве места совершения преступления.

Таким образом, дорожно-транспортное преступление можно определить как общественно опасное деяние, совершенное по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, вследствие чего наступают последствия, указанные в диспозиции соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, которые и влекут наступление уголовной ответственности. Полагаем, что данная дефиниция может быть нормативно закреплена в ст. 2 «Основные термины» Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». ^

1. Сеть автомобильных дорог в России [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/1493679

2. Приговор № 1-13/2015 1-177/2014 от 23 января 2015 г. по делу № 1-13/2015 [Электронный ресурс] // Бийский районный суд Алтайского края. URL: http://sudact.ru/regular/doc

3. Приговор № 1-41/2015 от 13 октября 2015 г. по делу № 1-41/2015 [Электронный ресурс] // Караидельский районный суд Республики Башкортостан. URL: http://sudact.ru/regular/doc

4. Якимов О. Ю. Дорожно-транспортные происшествия. М., 2005. С. 7-8.

5. Ахмедов Д. Б. К вопросу об определении общего понятия транспортных преступлений в советском уголовном праве / / Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью : сб. ст. / отв. ред. И. Х. Хакимов. Ташкент, 1987. С. 111.

6. Марцев А. И. Общественная вредность и общественная опасность преступления // Изв. вузов. Правоведение. 2001. № 4. С. 150.

7. Абашин Э. А. Дорожно-транспортное происшествие. 2-е изд., доп. М., 2004. С. 6. Схожей точки зрения придерживается А. В. Галахова. Она считает, что общественная опасность зависит от ряда моментов: наличия или отсутствия последствий, наступивших в результате допущенных нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, степени их тяжести и от наличия повторно совершенного преступления. См.: Галахова А. В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений : учеб. пособие. М., 1990. С. 5-6.

8. Коробеев А. И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность. М., 1990. С. 9.

9. Маландин И. Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте. Саратов, 1968. С. 102.

10. Лукьянов В. В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 14.

11. Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 54.

12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. Изд. 2-е, изм. и доп. М., 1999. С. 616.

13. Лукьянов В. В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979. С. 14.

14. Там же. С. 16.

15. Якубенко Н. В. Правоотношения и юридическая ответственность в антропотехнической системе «дорожное движение». Тюмень, 2000. С. 55.

16. Маландин И. Г. Указ. соч. С. 106.

17. Стоит заметить, что наличие водительского удостоверения необязательно, важен лишь сам факт управления лицом транспортным средством, на котором было совершено дорожно-транспортное преступление. «Исключением из этого правила может быть управление механическим транспортным средством во время учебной езды, на транспортном средстве с двойным управлением. В этом случае ответственность несет не ученик, а инструктор». См.: Якубенко Н. В., Коленко А. Д. Дорожно-транспортные происшествия: понятие, квалификация, наказание. Владивосток, 2001. С. 73.

18. Комментарий к Правилам дорожного движения и другим правовым актам / под общ. ред. С. И. Гирько. М., 2004. С. 21.

список литературы

Абашин Э. А. Дорожно-транспортное происшествие / Э. А. Абашин. — 2-е изд., доп. — М. : ФОРУМ: ИНФРА-М., 2004. - 78 с.

Ахмедов Д. Б. К вопросу об определении общего понятия транспортных преступлений в советском уголовном праве / / Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью : сб. ст. / отв. ред. И. Х. Хакимов. — Ташкент, 1987. — С. 104—111.

Комментарий к Правилам дорожного движения и другим правовым актам / под общ. ред. С. И. Гирько. — М. : Юрайт, 2004. — 416 с.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. — Изд. 2-е, изм. и доп. — М. : Юрайт, 1999. — 832 с.

Коробеев А. И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность / А. И. Коробеев. — М. : [Б. и.], 1990. — 406 с.

Коробеев А. И. Транспортные преступления / А. И. Коробеев. — СПб. : Юрид. центр «Пресс», 2003. — 406 с.

Лукьянов В. В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений / В. В. Лукьянов. — М. : Юрид. лит., 1979. — 190 с.

Маландин И. Г. Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте / И. Г. Маландин. — Саратов : [б. и.], 1968. — 258 с.

Марцев А. И. Общественная вредность и общественная опасность преступления // Изв. вузов. Правоведение. — 2001. — № 4. — С. 148—155.

Якимов О. Ю. Дорожно-транспортные происшествия / О. Ю. Якимов. — М. : Юрайт-Издат, 2005. — 140 с.

Якубенко Н. В. Правоотношения и юридическая ответственность в антропотехнической системе «дорожное движение» / Н. В. Якубенко. — Тюмень : Вектор Бук, 2000. — 340 с.

Theory of Determining the Concept of Road Traffic Offences

© Tayurskaya E., 2017

One of the most common types of rash of crimes are crimes related to violation of traffic rules and operation of vehicles. Questions of prevention transport crimes remain relevant. However, current legislation does not contain the concept of road traffic offenses, defining a traffic accident. Analysis of the definition of a road traffic accident leads to the conclusion that the road traffic offense is narrower towards him term.

Key words: traffic accident; transport crime; crimes in transport; transport crime characteristic features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.