УДК 347 Юрпалова Диана Николаевна [email protected]
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ, СОВЕРШИВШЕЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Yurpalova Diana Nikolaevna [email protected]
CRIMINOLOGICAL DESCRIPTION OF THE PERSONALITY OF A WOMAN COMMITTED A ROAD TRAFFIC CRIME
Аннотация:
В статье рассматриваются типологические черты личности женщины, совершившей дорожно-транспортное преступление. Особенности данного типа изучены на основе социальнодемографических и психологических признаков, а также иных характеристик личности преступника. В ходе исследования обобщены материалы уголовных дел о совершении преступлений в сфере безопасности дорожного движения женщинами в Крымском районе Краснодарского края.
Ключевые слова:
личность преступника, типология преступников, социально-демографические признаки, психологические признаки, нравственные свойства, дорожно-транспортное преступление, легкомыслие, небрежность.
Summary:
The article discusses typological description of the female personality committed a road traffic crime. The specifics of that type are studied on the basis of the socio-demographic and psychological characteristics, as well as other features of the criminal personality. As part of the study the author summarizes criminal cases data concerning road traffic crimes committed by women in the Krymsk region of the Krasnodar Territory.
Keywords:
criminal personality, typology of criminals, sociodemographic features, psychological features, moral qualities, road traffic crime, flippancy, negligence
Установление типологических признаков преступника имеет научное и практическое значение, поскольку именно личность является носителем причин совершения правонарушения. Особенности, которые порождают преступное поведение, должны быть объектом предупредительного воздействия. Исследование этих вопросов влияет на содержание и направленность деятельности по предупреждению отдельных категорий преступлений, в том числе и дорожно-транспортных.
Правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, совершаемые женщинами, относятся к категории преступлений с неосторожной формой вины. Поэтому свойства, характеризующие личность тех, кто совершает данные преступления, во многом повторяют типологические черты личности неосторожных преступников. У нее менее выражены криминогенные свойства по сравнению с теми лицами, которые совершают преступление умышленно. Используя существующую в доктрине типологию преступников по степени устойчивости преступного поведения, исследуемую категорию женщин-водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления, можно назвать ситуативными, случайными преступниками [1, с. 405]. Но и для них характерны такие общие черты, как пренебрежение к общественным интересам, установленным правилам безопасности, общая недисциплинированность и т.д. При этом у некоторых складывается устойчивое поведение, связанное со вседозволенностью, систематическим злостным нарушением правил дорожного движения.
Преступное поведение женщин-водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления, так же, как и других неосторожных преступников, характеризуется легкомыслием или небрежностью. Правонарушитель либо своевременно не замечает аварийной ситуации, либо легкомысленно пытается ее предотвратить, не имея для этого достаточных оснований. Не случайно в качестве основы для научного исследования личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление, зачастую берется типология, разработанная С.М. Иншаковым для лиц, совершивших преступления по неосторожности. Так, Д.А. Бражников выделяет следующие типы водителей, совершающих автотранспортные преступления:
1. Личность неподготовленная. Она характеризуется отсутствием умения быстро и правильно оценивать критические ситуации, принимать разумные решения выхода из них. Эта категория водителей, склонных совершать аварии, весьма разнообразна. У них отсутствует не только опыт, но и «дарование», а также имеется запоздалое восприятие окружающей среды, отсутствует ощущение опасности и т.д.
2. Личность легкомысленная. Для нее несвойственно предвидение возможных последствий своих действий либо отсутствует чувство осторожности.
3. Личность с временными отклонениями от нормы психофизического состояния. Представители данной категории зачастую оказываются виновниками автотранспортных преступлений в силу переутомления, болезни, ослепления фарами встречного автомобиля и т.п.
4. Личность нравственно ущербная, которая безразлично относится к возможным последствиям. Для нее характерен эгоизм, агрессивность, неуравновешенность, эмоциональные приступы с проявлением страха, ярости и даже мстительности [2].
О.Н. Бондарчик на базисной основе представляет несколько иную, более детальную классификацию личности субъектов, совершающих дорожно-транспортные преступления. Она также выделяет личность неподготовленную и легкомысленную. К первой категории она относит лиц, которые не подготовлены в плане знаний правил безопасности, техническом отношении, умении правильно и быстро оценивать критические ситуации, принимать правильные решения. У личности легкомысленной отсутствует навык предвидения всех возможных последствий своих действий, чувство осторожности. Подобный тип личности преступника, по сравнению с предыдущим, характеризуется более высокой антиобщественной направленностью. Для него характерно чувство собственного превосходства над другими участниками дорожного движения, излишняя самоуверенность.
В качестве третьей категории автор выделяет личность с физиологическими аномалиями (недостатки зрения, замедленная реакция, хронические заболевания). Четвертую составляют лица с функциональными (временными) отклонениями от нормы психофизиологического состояния (переутомление, болезнь, ослепление фарами встречного автомобиля и т.д.) [3, с. 13].
Безусловно, в типологии преступников, совершивших дорожно-транспортные преступления можно выделить общие черты, независимо от пола. Обычно мотивацию данных субъектов называют легкомысленно-безответственной. Тем не менее криминалистическая характеристика женщин-водителей, совершающих преступления в сфере безопасности дорожного движения, имеет свои особенности. Обратимся к социально-демографическим данным.
Возрастные характеристики лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, имеют свою специфику. Федеральный закон о безопасности дорожного движения (ст. 25) [4], Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (п. 3 ст.10) [5] устанавливают, что к управлению мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами допускаются лица, достигшие 16 лет, легковыми и грузовыми автомобилями - 18 лет, автобусами, а также трамваями и троллейбусами - 20 лет.
Возраст лица свидетельствуют о достижении определенного этапа развития личности, ее социальной зрелости. Немецкий специалист в области транспортной психологии Д. Клебельс-берг и другие ученые считают, что существует связь между аварийностью, возрастом и стажем работы водителя [6]. Принято считать, что дорожно-транспортные происшествия в большинстве своем допускают лица молодого возраста. Возрастными проявлениями являются склонность к превышению скорости, лихачеству, управлению транспортом в состоянии опьянения, то есть к грубым, сознательным противоправным действиям. Усугубляется положение и тем, что водители соответствующей возрастной группы - это одновременно и начинающие водители, не имеющие достаточного опыта в управлении транспортными средствами.
Исследования показывают, что объективным выражением подготовленности является степень автоматизации навыков при управлении автомобилем в различных дорожных условиях. Опытный водитель работает только теми группами мышц, которые необходимы для выполнения данного действия. При этом поза его свободна, движения точны, уверенны, экономны. В неожиданных аварийных ситуациях действия опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке [7, с. 173-174].
При этом отдельные ученые опыт личности неосторожных преступников связывают не только с вождением. Речь идет о так называемом опыте «успешного» (то есть безнаказанного) нарушения правил безопасности. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, водитель сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, все осталось безнаказанным. Этот негативный опыт также играет криминогенную роль [8, с. 104].
На основе изучения материалов уголовных дел о совершении дорожно-транспортных преступлений женщинами в Крымском районе Краснодарского края в период с 2006 по 2012 гг. можно наблюдать следующую картину. Самая высокая криминогенная активность приходится на группу в возрасте от 31 года до 40 лет (32 %), на втором месте женщины в возрасте 26-30 лет (22 %). В процентном отношении (16 %) одинаков удельный вес двух возрастных групп:
21-25 лет, 41-50 лет. Лица в возрасте 18-20 лет составляют лишь 3 %, а старше 50 лет - 11 % от общего числа женщин, совершивших дорожно-транспортные преступления.
Такое распределение представительниц «прекрасного пола» по возрастным группам может объясняться следующими обстоятельствами. Период от 25 до 40 лет является этапом наибольшей социальной активности. Женщина в полной мере раскрывается во всех сферах (в семье, на работе). Но к этому времени происходит накопление не только позитивного, но и негативного жизненного опыта, усиливаются переживания и тревоги, как внутри себя, так и с внешней средой.
Анализ статистических данных также показал, что из числа женщин, совершивших дорожно-транспортные преступления, 24 % имели водительский стаж 6-10 лет, 23 % - более 10 лет. Лица с опытом вождения 1 год составили 20 % , 2-3 года - 18 % , 4-5 лет - 14 %. Как видим, опыт вождения у женщин не является гарантией безопасности дорожного движения.
Научные исследования криминологической характеристики лиц, совершающих дорожнотранспортные преступления, позволили выделить следующую закономерность: чем ниже уровень образования, тем больше удельный вес преступлений. Однако при этом следует делать различие в уровне образования водителей-профессионалов и водителей, которые являются владельцами транспортных средств. Для автолюбителей характерен в целом более высокий уровень образования, чем для водителей-профессионалов, в то время как последние более квалифицированно и ответственно управляют транспортными средствами [9, с. 29].
Во всех возрастных группах, виновных в дорожно-транспортном преступлении, преобладает удельный вес рабочих. Среди групп старшего возраста постепенно увеличивается удельный вес служащих [10, с. 29].
Нельзя сказать, что женщины, привлекаемые к уголовной ответственности за совершение дорожно-транспортных преступлений в Крымском районе Краснодарского края в период с 2006 по 2012 гг., представляют собой активную, трудоспособную часть населения. Самый большой удельный вес (38 %) составляют безработные. Вполне понятно, что здесь проявляется социальная роль женщины как «хранительницы очага». Подавляющая часть безработных является домохозяйками. Доля рабочих также значительна - 36 %. Служащие составили 12 % , предприниматели - 8 %, пенсионеры - 4%, учащиеся - 1 %.
Следует сказать, что выделение из общей массы так называемого среднестатистического преступника на основе только лишь средней величины социально-демографических данных о поле, возрасте, профессии, образовании и т.п. является ошибочным. В криминологической характеристике лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления, играют роль и другие признаки.
Психологические особенности поведения лица, совершившего преступление в сфере безопасности дорожного движения, проявляются в неспособности предвидеть все возможные последствия своих действий, дефектах восприятия и внимания. В исследованиях А.Н. Романова установлено, что водители с небольшим опытом работы нередко допускают ошибки в восприятии и оценке коротких временных промежутков. Наиболее опасна тенденция к переоценке временных интервалов, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени достаточно для маневра. Ошибка может оказаться непоправимой [11, с. 25].
На преступное поведение могут влиять такие состояния, как тревожность, утомление, стресс, опьянение. Определенные биофизические или психофизические свойства человека (слабое зрение, плохой слух, заторможенность физиологических или психологических реакций в проблемных ситуациях) заметно повышают вероятность нарушения правил дорожного движения.
В качестве нравственных признаков, характерных как для женщин, так и для мужчин, совершивших дорожно-транспортные преступления, можно отметить низкую культуру. Прежде всего это связано с правосознанием, искажен такой его элемент, как отношение к правовым предписаниям.
Безопасность движения зависит от характера водителя: неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе, избыточный самоконтроль. В условиях дорожного движения, которое относят к экстремальным ситуациям, такие граждане легко поддаются страху и склонны к эмоциональной реакции.
Для лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, характерны и склонность к необоснованному риску, безразличие к безопасности (своей и окружающих), беспечность, легкомыслие, излишняя самоуверенность, неумение правильно оценить ситуацию, высокая импульсивность.
Можно назвать и те особенности, которые характерны для женщин. Обычно выделяют повышенную эмоциональность, которая обуславливает обостренную реакцию на конкретную жизненную ситуацию. Им свойственны состояние беспокойства, неуверенности, тревожности [12, с. 176]. Женщины менее устойчивы к стрессу, чем мужчины. Это проявляется, например, в
слабой способности к принятию решения в стрессовой ситуации, потребности в более длительном восстановлении после стрессового воздействия [13] и т.д.
Завершая исследование, можно представить лишь некий среднестатистический портрет личности женщины, совершившей дорожно-транспортное преступление. Как правило, подобные деяния совершаются женщинами в возрасте от 26 до 40 лет, подавляющее большинство из которых составляют безработные, в основном домохозяйки либо рабочие. При этом данная категория обладает достаточно длительным опытом вождения автомобиля (6-10 и более лет). Ее поведение, как и других неосторожных преступников, отличает беспечность, легкомыслие, излишняя самоуверенность, либо напротив неуверенность в себе, неумение правильно оценить ситуацию, высокая импульсивность.
Ссылки:
1. Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2010.
2. Бражников Д.А. Типологические черты личности преступников, совершивших автотранспортные преступления // Совершенствование деятельности по расследованию дорожно-транспортных преступлений: материалы всероссийской научно-практической конференции в режиме видеоконференцсвязи (г. Тюмень, 6 сентября 2012 г.). Тюмень, 2012. С. 91-92.
3. Бондарчик О.Н. Преступные правонарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
4. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.04.2013 № 65-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873 ; Российская газета. 2013. 30 апреля. № 94.
5. Постановление Правительства РФ от 15декабря 1999 г. № 1396 (ред. от 14.02.2009 г.) «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. № 52. Ст. 6396 ; Российская газета. 2009. 25 февраля.
6. Клебельсберг Д. Транспортная психология: пер. с нем. / под ред. Б.В. Мазуркевича. М., 1989.
7. Романов А.Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. С. 173-174.
8. Костина Л.М. Криминально-психологические и криминологические особенности личности неосторожного преступника в сфере дорожного движения // Совершенствование деятельности по расследованию дорожно-транспортных преступлений: материалы всероссийской научно-практической конференции в режиме видеоконференцсвязи (г. Тюмень, 6 сентября 2012 г.). Тюмень, 2012.
9. Гумеров И.А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004.
10. Там же.
11. Романов А.Н. Указ. соч.
12. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: учеб. пособие. М., 2008.
13. Минстер М.В. Психофизические особенности женщин, осужденных к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 117-118.