Научная статья на тему 'Специфические черты дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами'

Специфические черты дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
766
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЖЕНЩИНА-ВОДИТЕЛЬ / МАНЕРА ВОЖДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ROAD AND TRANSPORT CRIMES / FEMALE DRIVER / DRIVING MANNER / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY / SPECIFICS OF FEMALE CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрпалова Диана Николаевна

В данной статье рассматривается особенности механизма совершения дорожно-транспортных преступлений, условия, способствующие совершению преступлений данного вида. Особое внимание уделяется преступности в сфере дорожного движения, совершаемых женщинами, а также проводится анализ факторов отличающих женскую манеру вождения от мужской. Автор устанавливает ряд особенностей данного вида преступлений, субъектами которых являются женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar features of the road transport crimes made by women

In this article it is considered features of the mechanism of commission of road and transport crimes, the conditions promoting commission of crimes of this look. The special attention is given to crime in the sphere of the traffic, made by women, and also the analysis of factors distinguishing a female manner of driving from man's is carried out. The author establishes a number of features of this type of the crimes which subjects are women.

Текст научной работы на тему «Специфические черты дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами»

Юрпалова Диана Николаевна

адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89883300115)

Специфические черты дорожно-транспортных преступлений,

совершаемых женщинами

В данной статье рассматривается особенности механизма совершения дорожно-транспортных преступлений, условия, способствующие совершению преступлений данного вида. Особое внимание уделяется преступности в сфере дорожного движения, совершаемых женщинами, а также проводится анализ факторов отличающих женскую манеру вождения от мужской. Автор устанавливает ряд особенностей данного вида преступлений, субъектами которых являются женщины.

Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, женщина-водитель, манера вождения, психологические особенности личности, специфика женской преступности.

D.N. Yurpalova, adjunct of chair of criminology of Krasnodar University MIA of ; tel.: 89883300115.

Peculiar features of the road transport crimes made by women

In this article it is considered features of the mechanism of commission of road and transport crimes, the conditions promoting commission of crimes of this look. The special attention is given to crime in the sphere of the traffic, made by women, and also the analysis of factors distinguishing a female manner of driving from man's is carried out. The author establishes a number of features of this type of the crimes which subjects are women.

Key words: road and transport crimes, female driver, driving manner, psychological features of the personality, specifics of female crime.

роблемы изучения преступнос-

ПЩ ти женщин и ее предупреждения в настоящее время обладают высокой степенью актуальности, статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте ее абсолютных показателей в нашей стране. Меняются социально-политические установки, ранее признаваемые в нашем обществе нравственные ценности, падает духовная культура, ломаются традиции и обычаи, согласно которым роль женщины как хранительницы домашнего очага к сводится к продолжению рода. В связи с увеличением числа транспортных средств и, соответственно, дорожно-транспортных преступлений, увеличивается и число женщин, совершающих преступления в сфере дорожного движения.

Согласно последним исследованиям, проведенным с целью выяснить соотношение количества водителей мужчин и женщин, получены следующие результаты: в крупных городах России водители-женщины составляют 40 %, а в регионах этот показатель не превышает и 20%.Несмотря на такое количество женщин-во-

дителей, хочется отметить, что основная их часть села за руль совсем недавно, а значит имеет весьма скромный опыт вождения. Однако, по мнению экспертов, женщина водитель лучше способна справиться с экстремальной ситуацией, чем мужчина. Как утверждаю специалисты, главное во время вождения не рулить и жать на педали, а умение быстро и правильно принимать решение в стрессовой ситуации. Как показывает статистика, женщины значительно реже совершают аварии, потому что более осторожны на дороге [1].

В процентном соотношении к общему числу совершенных ДТП, удельный вес аварий, совершенных женщинами-водителями, составляет менее 30%. Женщина менее склона рисковать и значительно реже мужчин садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. Купив новый или подержанный автомобиль, женщины (таких пока не так много) могут легко обойтись без помощи мужчины и по техническим вопросам. И, как правило, купив автомобиль с пробегом, женщина-водитель следит за его состоянием не только в плане чистоты салона, но и за технической исправностью автомобиля лучше мужчины.

181

Следует также выделить некоторые особенности механизма совершения автотранспортных преступлений.

Во-первых, эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного взаимодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обстановку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.

Во-вторых, в процессе совершения автотранспортных преступлений взаимодействуют процессы и явления социального, технического и природного характера (хотя последние лишь опосредованно влияют на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки) [2].

К условиям, способствующим совершению автотранспортных преступлений, относятся:

ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10 - 15% случаев автотранспортных преступлений);

недостатки конструкции автотранспортных средств, затрудняющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышенную усталость водителя;

неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;

ошибки в выборе режима регулирования движения и технических средств для этого (количество и характер дорожных знаков, светофоров);

низкий уровень контроля за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения;

упущения в дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбе с нарушениями правил безопасности движения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость ответственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и индивидуализация (в частности, согласно результатам изучения уголовных дел, при расследовании двух пятых соответствующих преступлений не был выяснен весь комплекс обстоятельств, влияющих на форму вины и степень ответственности) [3];

неправильное поведение пешеходов, которые в каждой четвертой, а в крупных городах - в каждой второй аварии наряду с водителями допускали нарушения правил дорожного движения [4]; Женская манера вождения значительно отли-

чается от мужской. Природой женщина предназначена для воспроизведения рода. И это имеет прямое отношение к ее стилю вождения: у нее, в первую очередь, работает материнский инстинкт и инстинкт самосохранения".

По мнению психологов, учить вождению женщину нужно иначе, чем мужчину. И среди мужчин, и среди женщин есть хорошие водители и плохие: многое зависит от того, как учили в автошколах. Некоторые женщины, которые приходят из автошкол, имеют комплекс неполноценности как водители, благодаря непрофессиональным инструкторам. Если посмотреть в корень этой проблемы, то, получается, что женщина за рулем бы вторглась в мужской мир. Мужчины создавали машины, они строили дороги, писали Правила дорожного движения. Они подразумевали, что всем этим они будут пользоваться они одни. И вдруг появляются женщины за рулем. Женщина как бы вошла в мужской мир, и мужчина пытается всеми силами противостоять этому.

На сегодняшний день в автошколах и мужчин, и женщин, учат одинаково. Однако, говорить о том, что все женщины - плохие водители, тоже неправильно. По статистике больше аварий как раз совершается по вине мужчин.

Специалисты считают, что мужчины совершают большинство аварий из-за неосторожности, переоценки своих способностей и возможностей автомобиля, несоблюдения ПДД. При этом у женщин причинами ДТП как раз наоборот является излишняя осторожность, недооценка своих способностей и недостаточный опыт.

Как считают психологи, в экстремальных ситуациях реакция мужчин оказывается более быстрой, правильной и, самое главное, надежной. А женщина в силу психологических особенностей теряется. Она более эмоциональна, может в экстремальной ситуации просто бросить руль, закрыв лицо руками. Но кто создает ей такие ситуации? Мужчины - порой намеренно, пусть, мол, учится. Если женщина допустила какой-то промах и осложнила дорожную обстановку, то мужчины начинают совершать неожиданные, подчас пугающие маневры [5]. К сожалению, сегодня на дорогах очень много явной агрессии, люди не умеют, а зачастую и не хотят сдерживать отрицательные эмоции. В экстремальных ситуациях поведение водителя зависит в большей степени не от половой принадлежности, а от характера, темперамента, и, конечно, опыта вождения. Тем не менее, женщины больше предрасположены к соблюдению Правил дорожного движения. Для многих из них машина - это средство передвижения, а не средство получения

182

адреналина. По статистике, например, женщин, садящихся за руль в нетрезвом состоянии, меньше в разы. А если и попадают в них, то последствия этих ДТП менее серьезны, чем те, виновниками которых становятся мужчины.

Среди лиц, совершивших преступное нарушение действующих на транспорте Правил безопасности движения, женщины составляют около 2%, что ниже доли женщин в общем составе преступников. Это объясняется в основном "мужским" характером водительской специальности, а также тем, что лица женского пола проявляют большую аккуратность при вождении транспортных средств, более дисциплинированы на дороге и менее склонны к нарушениям Правил дорожного движения, чем водители мужчины.

По возрасту лица, совершившие дорожно-транспортные преступления, распределяются следующим образом: на каждую из возрастных групп 18-24 года и 25-29 лет приходится примерно около четверти, а на 30-летних и старше - около половины.

По образовательному уровню осужденные по ст.264 УК РФ практически не отличаются от лиц, совершивших иные преступления [6].

По полу среди законных водителей и среди угонщиков преобладают мужчины (97-98%).

В последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления, главным образом, за счет увеличения числа женщин-водителей индивидуального пользования. Женщины-водители обычно предпочитают остановить автомобиль, нежели участвовать в наращивании риска аварийной обстановки, отличаются меньшей частотой случаев управления в состоянии алкогольного опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в 1,5 раза меньше), более строгим соблюдением Правил дорожного движения.

Обобщение судебно-следственной и экспертной практики позволяет определить следующие причины неправильных действий и поведения водителей при управлении машиной, которые приводят к нарушению правил движения и автопроисшествиям с вредными последствиями. Такое поведение обусловлено, как отмечалось, личными качествами данного лица: эгоизмом, пристрастием к алкоголю, неуважительным отношением к окружающим и своему общественному долгу, корыстными мотивами. Лицо сознательно нарушает правила движения, не считаясь с общими интересами безопасности движения и условиями дорожной обстановки. Зная правила, устанавливающие порядок обгона, пересечения перекрестков, водитель пренебрега-

ет ими. Подобное поведение и отношение к установленным правилам противоречат и его личным интересам. Многие водители погибают и по своей вине, получают серьезные увечья или оказываются на скамье подсудимых [7].

Еще в начале 20-го века А.А.Пионтковский утверждал: нельзя объяснить изменчивое социальное явление - преступление - постоянными свойствами природы человека, в том числе "преступного человека" [8].

Трактовка преступления как симптома биологических или психических недостатков преступника означает игнорирование действительной природы преступления как социального явления, порожденного социальными причинами [9].

За конкретными преступниками эти авторы видели особо неблагоприятные условия социального формирования и жизнедеятельности. В современной России некоторые криминологи продолжили биологизаторский подход при объяснении причин, механизма преступного поведения и его мотивации. B.C. Устинов, например, пишет: "Непосредственной причиной совершения преступлений выступает или антиобщественная направленность личности, или психобиологические факторы, или конкретная жизненная ситуация, или чаще всего - различное сочетание перечисленных факторов" [10]. Анализ высказанного положения показывает, что его автор признает непосредственной причиной преступного поведения могут являться то субъективные факторы социального или психобиологического характера, то объективные обстоятельства - конкретная жизненная ситуация (КЖС), то сочетание определенных субъективно-объективных факторов.

В целом, рассматривая проблему специфики женской преступности в сфере дорожного движения, следует исходить из того положения, что любое криминальное поведение вне зависимости от того, кем оно совершается, есть социально-историческое явление, качественные особенности которого отражаются в культурном пространстве. Поэтому требуется более углубленное изучение гендерных особенностей преступности в сфере безопасности дорожного движения. Основными направлениями данной деятельности являются, анализ состояния и динамики дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами, также криминологическая характеристика личности женщины, совершившей преступление в сфере безопасности дорожного движения, системное изучение детерминант дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами, а также исследование и оценка эффективности основных направлений профилактики рассматриваемого явления с учетом пси-

183

хологических особенностей личности преступника.

1. Дроздов А.В. Некоторые особенности криминологической характеристики и предупреждения дорожно-транспортных преступлений, совершаемых водителями-женщинами / А.В. Дроздов // Российский следователь. 2008. № 16. С. 31-33.

2. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 2007, С.33.

3. Никитас Д. А. Ситуация при совершении дорожно-транспортных преступлений / Д.А. Никитас; Д. А. Никитас //Российский следователь. 2006. № 9. С. 34-37.

4. Гридасова Л.В. Особенности личности преступника, совершившего дорожно-транспортное преступление /Л. В. Гридасова // Вестник Барнаульского юридического институ-та.2007. № 13. С. 103-106.

5. Нерсесян В. Регламентация ответственности за неосторожные преступления // Российская юстиция. 2000. № 5; Нерсесян В. Криминализация неосторожных противоправлных деяний нуждается в системном подходе //Журнал российского права. 2001. № 3.

6. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 2008.

7. Туманян А.Г. Аварии на автотранспорте. М., 2006. С. 13-17.

8. Кудрявцев В.Н. Лекции по криминологии. М., 2005.

9. Зотов Б. Анализ причин автодорожных преступлений // Методика криминалистической экспертизы. Вып. 4. М., 2002. С. 54-69.

10. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 2006.С. 33.

1. Drozdov A. V. Some features of the criminological characteristic and the prevention of the road and transport crimes made by the female drivers /A.V. Drozdov // the Russian inspector-2007. № 13. P. 103-106.

2. Kudryavtsev V. N. Crime genesis. Experience of criminological modeling. 2007. р.33.

3. Nikitas D.A.Situatsiya at commission of road and transport Crimes/. A.Nikitas; D.A.Nikitas// Russian inspector. 2006. № 9. P. 34-37.

4. Gridasova L. V. Features of the identity of the criminal who has committed a road and transport crime/l. V. Gridasova//the Messenger the Bar -naulsky legal institute. 2007. № 13. P. 103-106.

5. Nersesyan V. Regulation of responsibility for careless crimes //Russian justice. 2000. No. 5; Nersesyan V. Criminalization of careless protivopravlny acts needs a system approach//the Magazine of the Russian right. 2001. No. 3.

6. Antonyan Yu.M. Crime among women. 2008

7. Tumanyan A.G. Failures on motor transport. 2006. P. 13-17.

8. Kudryavtsev V.N. Lectures on criminology.

2005.

9. Zotov B. Analysis of the reasons of road crimes/ /Technique of criminalistic examination. №. 4. 2002. P. 54-69.

10. Zhulev V.I. Prevention of road accidents.

2006. P. 33.

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.