11.5. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ И ОБОРОТА ОСОБО ЦЕННЫХ ВИДОВ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ИХ ЧАСТЕЙ И ДЕРИВАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
Рыжова Ирина Андреевна, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин; помощник судьи Место работы: Московский городской суд
Место учебы: Московский городской педагогический университет
iris_776@mail.ru
Аннотация
Задача: В Российской Федерации по итогам 2017 года объем незаконной торговли редкими и исчезающими видами животного мира, их частями и дериватами превысил 18 миллиардов рублей. Электронные и информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть «Интернет» в силу распространенности, доступности и возможности скрытой передачи информации способствуют развитию нелегального бизнеса, связанного с незаконным оборотом вышеуказанными представителями флоры и фауны. Между тем, по средствам сети «Интернет» реализуется не только ранее незаконно добытая продукция из объектов животного мира, но и принимаются предложения на их добычу «под заказ», таким образом, современные средства связи стимулируют браконьерство и контрабанду. Эффективная борьба с указанным явлением должна происходить по средствам уголовного преследования, с применением проработанных законодательных норм. Однако, последние нововведения в профильное законодательство создают массу вопросов в правильной квалификации незаконной добычи и оборота особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, их частей и дериватов с использованием современных средств передачи информации. Данное исследование необходимо для освещения существующих трудностей в квалификации указанных преступлений, оптимизации уголовного законодательства, анализа используемых понятий и достижению целей уголовного преследования. Модель: Проведен анализ научной литературы и нормативно-правовых актов Российской Федерации, содержащих в себе информацию по теме.
Оригинальность: Научная статья содержит дискуссионные вопросы и является одним из немногих исследований затрагивающие подобные вопросы.
Выводы: Проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии возможности применения на практике квалифицирующего признака в случае незаконных продажи или приобретения указанных представителей фауны с публичной демонстрацией посредством СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в связи с чем для правильного применения и понимая изученной нормы, требуется проведение оптимизации уголовного законодательства.
Ключевые слова: сеть «Интернет», особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, квалификация преступления, средства массовой информации, информационно-телекоммуникационная сеть, электронная сеть.
CLASSIFICATION PROBLEM OF THE MOST VALUABLE ANIMALS, AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES, THEIR PARTS AND DERIVATIVES SMUGGLING THROUGH MODERN MEDIA
Ryzhova Irina A., postgraduate student of Chair of penal disciplines; judge assistant
Work place: Moscow City Court
Study place: Moscow State Pedagogical University
iris_776@mail. ru
Annotation
Challenge: The 2017 outcome illustrated that rate of illicit trade in wildlife in Russian Federation exceeded 18 billion rubles. Electronic information and telecommunication networks, e. g. the internet contribute to the development of the wildlife smuggling due to the spread, access and feature of hidden information. However, through internet not only illegally sourced wildlife products are sold, but also new orders for them are made. Thus, modern media stimulate poaching and smuggling. An effective combat against this phenomenon must be conducted through a criminal proceeding and using of elaborated legislative standards. Nevertheless, it must be noted that recent innovations of specific legislation have posed a problem how to classify the most valuable animals, aquatic biological resources, their parts and derivatives smuggling through modern media properly. This study is necessary to overcome challenges of the crime classification, to optimize criminal law, to analyze used concepts and to accomplish criminal proceeding goals.
Model: Nonfiction literature and general documents of the Russian Federation containing information on the topic were analyzed. Originality: The scientific article contains controversial issues. It is one of the few researches on the topic.
Conclusion: The analysis lets us to suggest that there is no possibility of practical use the classification feature for illegal trade in wildlife with its public demonstration through the mass media, information and telecommunication networks including the internet. Therefore, it is necessary to optimize criminal law for correct use and understanding of legislative standards.
Keywords: internet, network, valuable wild, aquatic biological resources, crime classification, mass media, information and telecommunication network, criminal proceeding.
В последнее десятилетие в условиях технического прогресса и глобальной цифровизации остро встал вопрос влияния информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», на рост незаконного рынка продажи редких и находящихся на грани исчезновения представителей животного мира, их дериватов и частей.
Современная структура информационно-телекоммуника ци-онных сетей становится более сложной и разветвленной, постоянно растет количество мобильных приложений и программного обеспечения, позволяющих пользователям скрывать свои действия и персональные данные.
Согласно сведеньям аналитического агентства «We Are Social» в 2018 году количество пользователей сотовой связи превысило 5 миллиардов человек, количество пользователей сети «Интернет» составило около 4,1 миллиарда человек, из которых 3,5 миллиарда пользуются социальными сетями и другими средствами виртуального общения. Половина пользователей «всемирной паутины» совершает покупки с помощью электронных ресурсов (он-лайн магазины, сайты частных объявлений и т.д.) [22].
Результаты исследований Международного фонда защиты животных (International Fund for Animal Welfare) (далее -IFAW), отраженные в докладе «Разрушение криминальных сетей: Киберпреступность в сфере торговли дикими животными» подтверждают активное использование сети «Интернет» в целях незаконного оборота редких представителей фауны, их частей и дериватов.
За 2017 год на торговых интернет-площадках и социальных сетях Российской Федерации (в поверхностной сети) было обнаружено 875 объявлений и постов с предложениями о незаконной продаже 1 072 охраняемых видов диких животных, их частей и дериватов на общую сумму 47,8 млн. рублей [21, с. 38].
Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» помимо сети «Surface web» (с анг. поверхностная сеть), содержащей страницы, индексированные поисковыми системами, включает в себя сети «The deep web» (с анг. глубокая сеть) и «The dark web» (с анг. темная сеть), которые содержат набор скрытых страниц, недоступных для обычных пользователей, таким образом предоставляя неограниченные возможности для нелегальной торговли редкими видами фауны. Например, в «темной сети» располагаются платформы «Dark net markets» (в анг. рынки темной сети), где приобретаются и продаются запрещенные к свободному обороту товары различной категории и видов. При этом, для сохранения своих персональных данных, участники сделки могут использовать нетрадиционные средства платежа, такие как криптовалюта.
Помимо темной стороны «Интернета» беспрепятственно совершать незаконные сделки по купле-продаже редких представителей фауны, оставаясь при этом не идентифицированным, позволяют мобильные приложения (например, Viber, WhatsApp, Skype, WeChat и т.д.), а также социальные
сети, конфиденциальность которых регулируется различными настройками.
По данным IFAW за 2017 год только пользователями, зарегистрированными на территории России, Германии, Франции и Великобритании в социальных сетях было выложено 330 постов о продаже редких видов диких животных. Следует отметить, что более 100 таких постов размещены пользователями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, в том числе: в Instagram - 57 постов, ВКонтакте -43 поста [21, с. 30-31, 41].
Одним из прецедентных уголовных дел, стало расследование Комиссии по делам правосудия в сфере охраны природы во Вьетнаме, в ходе которого раскрыта преступная организация, члены которой использовали платформы Facebook и WeChat для незаконных сделок по продаже диких животных, общая стоимость которых составила 53,1 миллиона долларов США [21, с. 30].
Преступная деятельность на «черном рынке» редких и исчезающих видов диких животных и водных биологических ресурсов, в связи с ее прибыльностью, носит организованный характер. При этом браконьеры могут использовать поддельные разрешительные документы на добычу (вылов) редких и особо ценных видов фауны.
Нередко незаконно добытые редкие и исчезающие виды фауны реализуются в качестве добытых законно, либо выдаются за другие виды животных и рыб путем подделки ярлыков, жестяных и стеклянных банок, похожих на те, которые используются в законных торговых сетях.
Например, согласно материалам средств массовой информации (далее - СМИ) в январе 2017 года правоохранительными органами был задержан житель г. Ростов-на-Дону, у которого обнаружены 50 килограммов черной икры осетровых пород рыб, запрещенных к обороту, и более 300 пустых банок с этикетками известного производителя. Икра хранилась в антисанитарных условиях, а для поддержания ее товарного вида применялись химические вещества, опасные для здоровья человека. Подозреваемым совместно с соучастником посредством сети «Интернет» было реализовано 3,5 килограмма указанной продукции. Фигурантам уголовного дела было предъявлено обвинение в совершении ими преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [3] (незаконный оборот продукции, не отвечающий требованиям безопасности) и частью 1 статьи 258.1 УК РФ (незаконный оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) [24].
Помимо незаконной реализации внутри страны, зачастую нелегальный товар контрабандой вывозится за рубеж.
Так, например, объем незаконной добычи и вывоза таких видов, как кречет, балобан и сапсан, достигает тысячи осо-
бей в год. Используемые для охоты соколы переправляются на Ближний Восток. Рога сайгака, части тигра и леопарда экспортируются в Юго-Восточную Азию. Исследования IFAW подтверждают использование интернет - ресурсов для контрабанды редких видов фауны, особенно их частей и дериватов [21, с. 31].
Также посредством сети «Интернет» к продаже предлагаются редкие животные и их производные «под заказ», что означает отсутствие у продавца необходимого товара в данный момент, но при получении конкретного заказа, продавец по «своим каналам» обязуется его предоставить.
Таким образом, незаконный оборот редких видов дикой фауны посредством сети «Интернет» создает обширный рынок сбыта и стимулирует браконьерство и контрабанду.
Распространенность использования сети «Интернет» для незаконного оборота редких видов дикой фауны подтверждается мониторингами интернет-пространства Российской Федерации органами прокуратуры. Только по требованиям прокуратуры Оренбургской области в 2018 году в соответствии с положениями части 6 статьи 10 и пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7] были заблокированы 142 интернет-страницы с предложениями о купле-продаже диких животных и водных биологических ресурсов, охраняемых законодательством, а также о продаже запрещенных орудий их добычи и вылова [25].
Изложенное свидетельствует о наличии повышенного спроса, как в мире, так и на территории Российской Федерации, в отношении редких представителей животного мира и их производных.
В целях борьбы с браконьерством и незаконной реализацией особо ценных видов диких животных и рыб, их дериватов и частей посредством сети «Интернет» и СМИ часть 1 статьи 258.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за незаконную добычу и оборот (содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу) особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 412-ФЗ [8] была дополнена квалифицирующим признаком «с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)» (пункт «б» часть 2 статьи 258.1 УК РФ).
Федеральным законом от 27 июня 2018 года № 157-ФЗ статья 258.1 УК РФ [9] дополнена частью 1.1 предусматривающей повышенную уголовную ответственность за незаконное приобретение или продажу указанных особо ценных представителей дикой природы, их дериватов и частей с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» с квалифицирующими признаками:
- совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2.1 ст. 258.1 УК РФ);
- совершенные организованной группой (ч. 3.1 ст. 258.1 УК РФ).
Повышенная общественная опасность деяний, совершенных указанными способами, обусловлена, как способностью оказывать негативное воздействие на неопределенно широкий круг лиц, так и стимулированием браконьерства и контрабанды.
Однако указанная новация в законодательстве явилась причиной множества вопросов в части толкования признаков, характеризующих особый способ оборота указанных представителей дикой природы, а отсутствие единой правоприменительной практики создало дополнительные сложности при квалификации преступления, предусмотренного статьей 258.1 УК РФ.
В соответствие с положениями статьи 258.1 УК РФ предметом преступления выступают особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их дериваты и части. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года № 978 [14] к таковым отнесены млекопитающие (амурский тигр, леопард, сайгак, алтайский горный баран, снежный барс, зубр, за исключением гибридов зубра с бизоном и домашним скотом, белый медведь), птицы (сапсан, беркут, кречет и балобан), рыбы (белуга, севрюга, шип, персидский осетр, сибирский осетр, атлантический осетр, сахалинский таймень, русский осетр, сахалинский осетр, амурский осетр и калуга).
По мнению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) указанные виды диких животных и рыб, являясь малочисленными, наиболее востребованы браконьерами и контрабандистами, в связи с чем требуется их защита государством.
На практике крайне сложно доказать применение новых способов незаконной продажи или приобретения особо ценных диких животных и рыб, поскольку в случае размещения объявления на сайте о продаже части особо ценного дикого животного, в распоряжении правоохранительных органов будет только изображение товара и его описание. Исходя из указанной информации, представляется затруднительным установить действительное его наличие у продавца, вид животного, реальный объем товара, предназначенного к продаже и законность предложения.
Учитывая изложенное представляется, что для квалификации деяния по статье 258.1 УК РФ необходимо определить, когда добыча и оборот особо ценных представителей фауны будут признаны незаконными с учетом нормативно-правовых актов экологической направленности.
Законодательством Российской Федерации «краснокнижные» и охраняемые международными договорами Российской Федерации представители дикой природы ограничены в гражданском обороте, их добыча (вылов) и оборотоспо-собность регулируется законодательством и допускается только в исключительных случаях на основании специальных разрешений [5].
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» [2] допускает в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии) специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации оборот диких животных, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Указанные дикие животные могут содержаться в неволе и выпущены в естественную среду обитания в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 24). Содержание диких животных в неволе в целях их сохранения и воспроизводства в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-
просветительных целях допускается Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (пункт 1) [10]. Право пользования может переходить от одного лица к другому на основании разрешений (распорядительных лицензий) на их оборот.
Правилами продажи отдельных видов товаров, установлена необходимость наличия документации при продаже товаров изготовленных из объектов дикой фауны, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (декоративные изделия, галантерейные, пищевые продукты, обувь, меховые и кожаные швейные), подтверждающей законность их добычи (пункт 13) [11]. На оборот дериватов диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации форма разрешительных документов законодательно не установлена, при этом владелец обязан подтвердить законность приобретения образца либо наличием разрешения на добычу диких животных, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, или документом о законности приобретения.
Что касается водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, то Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [6] содержит запрет только на их добычу (вылов). Указанные ресурсы могут быть добыты (выловлены) в исключительных случаях и в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 27). Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1017 Правила добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов [13] допускают их добычу в целях сохранения, осуществления мониторинга состояния популяций, акклиматизации или искусственного воспроизводства, осуществления традиционной хозяйственной деятельности или ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на основании разрешений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
В отношении охраняемых международными договорами Российской Федерации диких животных и водных биологических ресурсов, их дериватов и частей, законодательством установлен особый порядок их законного оборота. Торговля указанными видами, их обмен, ввоз и вывоз из страны допускается только по специальным разрешениям Административного органа Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее - СИТЕС) [1] после консультации с научным органом.
Функции Административного органа СИТЕС в Российской Федерации выполняют: Росприроднадзор - в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб (выдает разрешения (сертификаты) на экспорт, импорт, реэкспорт и интродукцию, пре-конвенционный сертификат, сертификат о происхождении образцов и сертификат передвижной выставки для многократного перемещения через границу) [15], а также Федеральное агентство по рыболовству (далее - Росрыболовство) - в отношении осетровых видов рыб (выдает разрешение на экспорт, импорт, реэкспорт и интродукцию из моря) [12]. Функции научных органов СИТЕС выполняют Всероссийский научно-
исследовательский институт охраны окружающей среды Минприроды России, Институт проблем экологии и эволюции Российской академии наук и Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии Росрыболовства.
Таким образом, указанные в диспозиции статьи 258.1 УК РФ действия образуют оконченный состав, если они совершаются незаконно, то есть: без надлежащего на то разрешения; с нарушением условий, указанных в разрешении; с нарушением установленного нормативно-правовыми актами порядка.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит четких условий и случаев законности (правомерности) владения, пользования и распоряжения дериватами и частями диких животных, а также рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, их дериватов и частей. Лицо, владеющее указанными ресурсами, обязано доказать законность их происхождения или приобретения, при этом законодательно данные вопросы не урегулированы, в связи с чем возникает необходимость в разрешении указанного пробела в отдельном федеральном законе или постановлении Правительства Российской Федерации для предотвращения излишней криминализации статьи 258.1 УК РФ.
Так, например, хранение или продажа старого чучела беркута или старых рогов сайгака, находящихся у лица не один десяток лет и доставшихся ему по наследству, но не включенных в наследственную массу, при отсутствии соответствующей документации могут быть расценены как уголовно наказуемые деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 258.1 УК РФ.
За совершение незаконных действий в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения представителей дикой фауны, не поименованных в Перечне, также предусмотрены уголовная и административная ответственность.
В частности, за приобретение и продажу «краснокнижного» животного, в том числе через сеть «Интернет», предусмотрена только административная ответственность по ст. 8.35 КоАП РФ [4].
Так, например, в июне 2017 года житель Кубани разместил в сети «Интернет» объявление о продаже южнорусской перевязки (вид млекопитающих семейства куньих), занесенной в Красную книгу, при этом, не имел разрешительных документов на животное. По данному факту прокуратурой виновный привлечен к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ, и по результатам судебного разбирательства ему назначено наказание в виде административного штрафа [23].
Как правило, при незаконной продаже или приобретении особо ценных диких животных и рыб, их частей и дериватов используются информационно-телекоммуникационные сети и электронные сети, включая сеть «Интернет», они применяются как для рекламы (предложение о продаже или приобретении), так и для организации доставки товара (услуги по пересылке) и его оплаты (каналы онлайн-платежей).
Использование СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» и электронных сетей, является способами совершения преступления, характеризующими его объективную сторону.
Объективная сторона незаконной продажи указанных представителей фауны заключается в их возмездной передаче другому лицу без соответствующего разрешения (распорядительной лицензии).
Объективная сторона незаконного приобретения особо ценных диких животных и рыб, их частей и дериватов, характеризуется их получением любым способом (покупка, получение в дар или уплата долга, в обмен на товары и вещи, в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу, присвоение найденного), в результате чего лицо становится фактическим владельцем [16].
Таким образом, указанный признак может быть вменен только в тех случаях, когда лицо с использованием СМИ либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» или электронных сетей, выполняет объективную сторону состава, предусмотренного статьей 258.1 УК РФ, исключая личный контакт между продавцом и покупателем.
Учитывая аналогию использования СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих исключить личный контакт при сбыте наркотических средств, представляется возможным применение указанных способов совершения преступления только при незаконной продаже или приобретении частей и дериватов особо ценных диких животных и рыб («закладка», направление почтовой связью и т.п. живых животных и рыб представляется маловероятным) [19, 20].
Само по себе использование сотовой телефонной связи при общении между участниками группы, продавцом и приобретателем, а также использование платежной системы, не подлежат квалификации как действия, связанные с незаконной продажей или приобретением особо ценных диких животных и рыб, их частей и дериватов с использованием информационно-телекоммуникационной сети.
Между тем, использование электронных каналов для он-лайн-платежей, являющихся, согласно судебной практики, электронными сетями (например, проведение оплаты, как выполнение части объективной стороны), должно квалифицироваться по признаку «с использованием электронной сети» [17].
Представляется, что незаконное предложение продажи или приобретения особо ценных диких животных и рыб, их частей и дериватов путем размещения информации на сайтах, форумах, в социальных сетях, надлежит расценивать в качестве подготовки к совершению преступления, предусмотренного частью 1.1 статьи 258.1 УК РФ, поскольку передача товара другому лицу не осуществляется, субъект не выполняет действия, составляющие объективную сторону преступления.
Часть 1.1 статьи 258.1 УК РФ необоснованно ограничена двумя действиями - незаконными продажей и приобретением.
Вместе с тем с использованием сети «Интернет» может осуществляться пересылка частей и дериватов особо ценных диких животных и рыб.
Например, продавец на сайте логистической компании оформляет заказ по доставке частей и дериватов, посредствам интернет-общения договаривается с покупателем о пересылке указанных товаров тем или иным видом связи в другой город или же в другую страну.
При этом в последнем случае деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 258.1 и 226.1 УК РФ, если будет установлено незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза, членом которого является Российская Федерация, либо государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможен-
ного союза особо ценных диких животных и рыб, их частей и дериватов.
В случае незаконного приобретения или продажи особо ценных представителей дикой природы, их дериватов и частей, основным для квалификации является вопрос выбора квалифицирующего признака, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 258.1 УК РФ (с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») или части 1.1 статьи 258.1 УК РФ (с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»).
Исходя из информации, приведенной в пояснительной записке к проекту Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 157-ФЗ, законодатель установил уголовную ответственность за незаконные приобретение или продажу особо ценных видов фауны с использованием СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» в связи с массовыми случаями продажи шкур, костей и других дериватов особо ценных диких животных и рыб через сеть «Интернет». При этом законодатель отмечает, что использование указанных информационных сетей распространяется на широкий круг лиц и ведет к массовому уничтожению и сбыту указанных представителей фауны[18].
Вместе с тем информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет», при совершении преступления, может быть использована, как открыто (неопределенно широкий круг лиц), так и анонимно (через закрытые группы, общение в социальных сетях путем личных сообщений). Между тем, средством массовой информации могут быть признаны интернет-сайты и страницы в социальных сетях зарегистрированные таковыми как в добровольном порядке, так и в принудительном порядке.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии возможности применения на практике квалифицирующего признака в случае незаконных продажи или приобретения указанных представителей фауны с публичной демонстрацией посредством СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в связи с чем для оптимизации статьи предлагается исключить указанный квалифицирующий признак, предусмотренный пунктом «б» части 2 статьи 258.1 УК РФ, а также часть 1.1 статьи 258.1 УК РФ с ее квалифицирующими признаками, и учесть в качестве квалифицирующего признака пункт «б» часть 2 статьи 258.1 УК РФ «с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,29%.
Список литературы:
1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Вашингтон, 3 марта 1973. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/cites.shtml;
2. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 17, 24.04.1995;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996;
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001;
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // «Российская газета», № 2874, 12.01.2002;
6. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // «Российская газета», № 284, 23.12.2004;
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета», № 4131, 29.07.2006;
8. Федеральный закон от 20.12.2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 20.12.2017;
9. Федеральный закон от 27.06.2018 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // «Российская газета», № 7602, 29.06.2018;
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 9, 26.02.1996;
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 4, 26.01.1998;
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 584 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов рыб» // «Российская газета», № 222, 05.10.2005;
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1017 «О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов» (вместе с «Правилами добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов») // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 2, 12.01.2009;
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 05.11.2013;
15. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдачи разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03 марта 1973, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2015 № 297 // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 22.10.2015;
16. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // «Российская газета», № 137, 28.06.2006;
17. Постановление Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 16.01.2019 по уголовному делу № 44У-4/2019 // СПС «Кон-сультантПлюс»;
18. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 356397-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/bill/356397-7;
19. Любавина М.А. Квалификация преступлений, предусмотренных ст.ст. 228 и 228.1 УК РФ. СПб.: 2016. 141 с.;
20. Мальков С., Винокуров В. Квалификация сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей // Уголовное право. 2014. № 4. 51-53 с.;
21. Доклад Международного фонда защиты животных (IFAW) и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Разрушение криминальных сетей: Киберпреступность в сфере торговли дикими животными. Тверь: Тверская фабрика печати, 2018. 3031, 38, 41 с.;
22. Официальный сайт компании WebCanape. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/;
23. Официальный сайт новостной ленты «БезФормата». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://novorossiysk.bezformata.com /listnews/kubani-oshtrafovali-za-prodazhu-v-internete/58238882/;
24. Официальный сайт новостной ленты Rostovgazeta.ru. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rostovgazeta.ru/news/incident/26-01-2017/rostovchanin-popalsya-na-nezakonnoy-realizatsii-50-kg-chernoy ikry?type=NewsItem;
25. Официальный сайт новостной ленты ВЕСТИРАМА.РУ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestirama.ru/novosti/142-sajta-na-kotoryh-prodavali krasnoknizhnyh-zhivotnyh-zablokirovany 16012019.html.
РЕЦЕНЗИЯ
В своей статье автор затронул малоизученную, но крайне актуальную тему привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в отношении «краснокнижных» представителей фауны.
Нельзя не признать тот факт, что в настоящее время практика применения судами положений статьи 258.1 УК РФ является недостаточной. Вместе с тем количество преступлений, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ответственность за совершение которых предусмотрена указанной статьей, из года в год увеличивается.
Автором поднята и всесторонне исследована серьезная тема правоприменения такого признака, как использование средств массовой информации, электронных и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» при незаконной продаже и приобретении редких и особо ценных представителей фауны, их частей и дериватов, при квалификации преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ.
На основании изложенного, статья Рыжовой И.А. может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Научный руководитель, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин МГПУ, доктор юридических наук, доцент
Ростокинский А.В