Научная статья на тему 'Проблемы квалификации насильственных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, совершаемых членами смешанных ОПГ'

Проблемы квалификации насильственных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, совершаемых членами смешанных ОПГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1360
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / БАНДИТИЗМ / ВАНДАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / PUBLIC SAFETY / PUBLIC ORDER / STATE POWER / GANGSTERISM / VANDALISM / EXTREMISM / VIOLENT CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Артём Рудольфович

В статье рассматриваются уголовно-правовые аспекты насильственных преступлений, совершаемых членами смешанных ОПГ, при этом акцент делается на анализе экстремизма, бандитизма и вандализма. Даются предложения по совершенствованию уголовного законодательства в контексте рассматриваемых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of qualification of violent crimes against public security and public order, committed by members of mixed OСG

This article discusses the criminal aspects of violent crime committed by members of mixed OСG, with emphasis on the analysis of extremism, banditry and vandalism. Proposals are given to improve the criminal law in the context of the issues.

Текст научной работы на тему «Проблемы квалификации насильственных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, совершаемых членами смешанных ОПГ»

Список литературы

1. Лопашенко, Н. А. Уголовно-правовая политика // Российская правовая политика : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. - M., 2003.

2. Старков, О. В., Милюков, С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ.

- СПб., 2001.

3. Коробеев, А. И. Советская уголовно-правовая политика. - Владивосток, 1987.

4. Антонов, И. М. Пенализация общественно опасных деяний: понятие и сущность // Актуальные проблемы юридической ответственности : материалы межвузовской научно-практической конференции, 24-25 апреля 2003 г. - Тольятти, 2003.

5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / под ред. А.И. Рарога. - М., 2007.

6. Хутов, К. Пенализация недопущения, ограничения или устранения конкуренции // «Чёрные дыры» в российском законодательстве. - 2006. - № 3.

7. Кругликов, Л. Л. О видах и типах санкций в уголовном законодательстве // Кругликов Л.Л. Проблемы теории уголовного права: Избранные статьи. 1982-1999 гг. - Ярославль, 1999.

8. Судебный департамент при Верховном Суде РФ / судебная статистика [Электронный ресурс].

- URL: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 11.05.2016).

9. Минская, В. Дифференциация уголовной ответственности в УК РФ // Уголовное право. - 1999. - № 6.

10. Пивоварова, A. A. Эффективность санкции уголовно-правовой нормы // Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью / под ред. H.A. Лопашснко. - Саратов, 2008.

11. Архив Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область). Судья Веремеенко Н.Г. Первая инстанция. Дата вынесения 08.09.2011 г.

12. Архив Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области. Судья Сенникова М.А. Первая инстанция. Дата вынесения 10.07.2012 г.

13. Архив Мучкапского районного суда Тамбовской области. Судья Альчикова Е.В. Первая инстанция. Дело № 1-25/2011. Дата вынесения 03.11.2011 г.

14. Архив Д-Константиновского районного суда Нижегородской области. Судья Логинова О.Л. Первая инстанция. Дело № 1-65/11. Дата вынесения 04.08.2011 г.

15. Архив Армавирского городского суда Краснодарского края. Судья Поликарпов А.В. Первая инстанция. Дело № 1-192/10. Дата вынесения 21.05.2010 г.

16. Дуюнов, В. К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. - Курск: Издательство РОСИ, 2000.

17. Никонов, В. Л. Уголовное наказание и его общепредупредительное воздействие на преступность. - Тюмень, 1992.

18. Карпец, И. И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973.

19. Козлов, А. П. Уголовно-правовые санкции. Проблемы построения, классификации и измерения. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1989.

УДК 343.341.1

А.Р. Филиппов*

Проблемы квалификации насильственных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, совершаемых членами смешанных ОПГ

В статье рассматриваются уголовно-правовые аспекты насильственных преступлений, совершаемых членами смешанных ОПГ, при этом акцент делается на анализе экстремизма, бандитизма и вандализма. Даются предложения по совершенствованию уголовного законодательства в контексте рассматриваемых вопросов.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, государственная власть, бандитизм, вандализм, экстремизм, насильственные преступления.

A.R. Filippov*. Problems of qualification of violent crimes against public security and public order, committed by members of mixed OСG. This article discusses the criminal aspects of violent crime committed by members of mixed OСG, with emphasis on the analysis of extremism, banditry and vandalism. Proposals are given to improve the criminal law in the context of the issues.

Keywords: public safety, public order, state power, gangsterism, vandalism, extremism, violent crime.

* Филиппов, Артём Рудольфович, заместитель начальника УМВД России по Калининскому району г. Санкт-Петербурга -начальник Следственного управления, соискатель кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. +79217675271.

* Filippov, Artyom Rudolfovich, applicant of the chair of criminal law of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Deputy Head of the MOI of Russia for Kalinin district of St. Petersburg - the chief of the Investigation Department, applicant of the chair of criminal law of Saint-Petersburg University of the Internal Ministry of Russia. Address: 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel. +79217675271. © Филиппов А.Р., 2016

Филиппов А.Р. Проблемы квалификации насильственных преступлений против общественной...

В отечественном законодательстве общественная безопасность и общественный порядок рассматриваются как самостоятельные и в тоже время смежные родовые объекты. Впервые официальное определение понятия безопасности было дано в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», в котором данный термин раскрывался как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В 2010 г. закон утратил силу и ему на смену пришел новый ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390 ФЗ «О безопасности», который, фактически оставив прежнее определение «безопасности».

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 31 декабря 2015 г. была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно п. 44 Стратегии: «Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в т.ч. в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации...» [4].

В уголовном праве общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений, в рамках которых обеспечиваются безопасные условия полноценного функционирования и поступательного развития общества. Безопасность является важнейшей потребностью любого социума, важнейшей ценностью, в сохранении и в развитии которой заинтересованы государство, общество, граждане (применительно к гражданам подразумеваются права и свободы личности).

Весьма существенным представляется вопрос об уточнении понятия «общественный порядок», который рассматривается юристами как в широком, так и в узком смысле. Так, Н.И. Коржанский под общественным порядком рекомендует понимать всю систему существующих в обществе отношений, сложившихся в соответствии с социальными нормами, в ом числе с нормами права и правила общежития [7, с. 15]. Однако такое определение представляется нам слишком широким.

Н.Г. Иванов предложил более корректную формулировку. Согласно данному автору, общественный порядок (в широком смысле) нельзя рассматривать в качестве объекта какого-либо одного преступления, т.к. этот объект является общим для всех без исключений деяний, нарушающих нормальное функционирование общества [6, с. 39].

Для создания благоприятных условий осуществления своей преступной деятельности организованные криминальные структуры проявляют повышенный интерес к подрастающему поколению. Как правильно указывает П.В. Агапов, деструктивная угроза, исходящая от организованных преступных формирований (банд, преступных сообществ, экстремистских организаций, террористических групп и т.д.) свидетельствует о необходимости определения государством четких ориентиров в уголовной политике и строгой законодательной регламентации ответственности за организованную преступную деятельность. Объективная оценка этой деятельности в последнее десятилетие делает возможным прийти к выводу о глубоком кризисе уголовной политики, что проявляется в поверхностности и недооценке государством высокого уровня криминализации общественных отношений. Официальная статистика позволяет сделать крайне неблагоприятный криминологический прогноз на ближайшее будущее [5, с. 5-6].

Обращаясь к материалам собственного исследования, согласно проведенному нами анализу 137 уголовных дел по насильственным преступлениям, совершенных несовершеннолетними членами смешанных ОПГ, можно заключить - из всего многообразия преступных деяний против общественной безопасности именно для несовершеннолетних членов смешанных ОПГ характерны следующие преступления - бандитизм - ст. 209; - организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) - ст. 210; - вандализм - ст. 214.

Условия, в которых совершаются вышеуказанные преступления, характеризуются следующими особенностями:

- наблюдается укрепление связей различных «ответвлений» организованной преступности; происходит отчетливая интеграция криминальных структур;

- усиливается мобильность ОПГ;

- с определенной периодичностью происходит передел сфер влияния;

- наблюдается концентрация членов различных ОПГ, в том числе и смешанных в крупных административных и промышленных центрах;

- отсутствует официальная статистика о деятельности несовершеннолетних членов смешанных ОПГ; практические работники МВД не занимаются прогнозированием криминальной активности подростков, составлением перспективных планов укрепления и совершенствования оперативно-розыскной деятельности в данной сфере.

В результате группового насилия и жестокости среди населения Российской Федерации, причиняется вред правам и законным интересам личности, общества и государства. К числу подобных проявлений антисоциального поведения относится бандитизм членов смешанных организованных преступных групп.

Деяния, включенные в ст. 209 УК РФ, образуют устойчивые составы преступлений. Впервые понятия и признаки банды были раскрыты в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17

января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». Было указано, что признаками банды являются: устойчивость; организованность; вооруженность; наличие цели нападения на граждан или организации; множественность участников. Устойчивость и организованность банды означает стабильность ее состава, наличие тесных связей между ее членами, согласованности, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность существования [2].

В смешанных ОПГ состав банды нередко формируется по родственному, земляческому, возрастному, этническому и другим признакам. Далее преступниками приобретается оружие, подыскивается транспорт. После этого определяется «подконтрольная» территория и стратегия деятельности банды. Каждое нападение на соответствующие объекты планируются: анализируются физические возможности потенциальных жертв оказать сопротивление, производится изучение обстановки и места нападения, пути отхода, способы реализации материальных ценностей, полученных незаконным путем, осуществляется распределение ролей и функциональных обязанностей участников банды и т.д.

Для наступления уголовной ответственности за бандитизм достаточно одного участия в банде, т.е. факты вступления в нее и выполнения каких-либо действий в интересах банды (при этом не имеет значения, что вступивший в банду мог и не принимать непосредственного участия в нападениях).

Следует отметить, что действия участников банды квалифицируются по ч. 2 ст. 209 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ, поскольку банда в качестве формы соучастия предполагает не только соисполнительство, но и распределение ролей.

В научной литературе имеют место данные, когда организатор банды, он же ее лидер не участвует в конкретных преступлениях, осуществляя управление бандой и подготовку преступлений через ближайших доверенных лиц, тем не менее, он несет ответственность за все совершенное бандой.

Так, житель Старого Оскола П., создав банду, тщательно изолировал себя от ее участников. О существовании П. знали только два человека Н. и Л. Все преступления тщательно планировались. П. лично подбирал объекты для нападения, изучал распорядок дня потерпевших их привычки, маршруты. О продуманности и организованности действий участников группы свидетельствовали и те факты, что после применения оружия от него немедленно избавлялись. Похищенные ценности между членами банды П. распределял лично через Н. и Л. За совершенные преступления П. был осужден, в т.ч. и по ч. ст. 209 на срок 15 лет лишения свободы [3, с.130-131].

Здесь мы видим такие важные действия, которые осуществляет лидер - создание вооруженной банды и руководство ею. Так П. единолично принимал решения, связанные с планированием, материальным обеспечением, обеспечением оружием, совершением конкретных нападений, распределением преступных доходов.

Перейдем к рассмотрению ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)». Объективную сторону деяния составляют: 1) создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений; 2) руководство таким сообществом (организации) или входящими в него структурными подразделениями; 3) координация преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами; 4) разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенное лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп; 5) участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей ОПГ в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Понятие преступного сообщества дано в ч.4 ст. 35 УК РФ. Преступное сообщество - это структурированная организованная группа, действующая под единым руководством члены которой объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой, или иной материальной выгоды.

Преступное сообщество предполагает наличие обязательных признаков - сплоченности и организованности. Под сплоченностью следует понимать наличие у членов организации общих целей, намерений, превращающих преступное сообщество в единое целое. О сплоченности может свидетельствовать наличие устоявшихся связей, организационно управленческих структур, финансовой базы «черной» кассы, конспирации, иерархии, наличие жестких правил субординации взаимоотношений, наличие санкций за нарушение устава сообщества.

Следственная и судебная практика показывает, что несовершеннолетние в силу своего возраста и социального положения крайне редко (в основном на начальном этапе) являются организаторами преступного сообщества (им не хватает жизненного опыта, авторитета среди взрослых преступников, материальной базы, отсутствуют коррупционные связи), но достаточно часто подростки являются членами того или иного сообщества, занимая низший, а иногда и средний иерархический уровень. Во всех крупных городах несовершеннолетние националисты, футбольные фанаты, скинхеды, сектанты (например, сатанисты) пытаются создать некое подобие преступного сообщества, преступной организации, но эти структуры «развиваются и достигают своего логического завершения», если в их рядах оказываются ранее судимые подростки, или взрослые преступники-рецидивисты, а также если ОПГ несовершеннолетних «находит общий язык и покровительство» с «полноценной» преступной организацией взрослых уголовников. Так в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. в Санкт-Петербурге

Филиппов А.Р. Проблемы квалификации насильственных преступлений против общественной...

значительное число организованных преступных групп несовершеннолетних «добивались протекции», «крышевались» у преступного авторитета Д. Малышева (малышевская ОПГ). Подростки совершали дерзкие преступления от его имени и часть полученных средств отдавали в «воровскую кассу». После ареста Д. Малышева его место занял организатор тамбовского преступного сообщества В. Барсуков (Кумарин). История с подростковыми ОПГ фактически повторилась.

Следующим важным аспектом проблемы группового насилия является вандализм, преступление которое также получило распространение среди маргинальных подростковых групп, субкультур и т.д.

Вандализм является уголовно наказуемым деянием ответственность за которое наступает с 14 лет. С нашей точки зрения, это вполне оправдано, поскольку вандализм, как правило, совершается молодыми людьми в возрасте от 14 до 18 лет (хотя, безусловно, возрастные рамки могут быть «расширены») и, наконец, вандализм традиционно является чрезвычайно распространенным явлением во всем мире, в т.ч. и в России. Не вызывает сомнений, что если вандалом оказался случайный подросток (например, с признаками инфантилизма, педагогической запущенности или интеллектуальной недостаточности), то он может быть освобожден от наказания с применением мер воспитательного воздействия. В отдельных случаях поведение подростка может свидетельствовать о том, что он совершил не преступление, а административное правонарушение (например, мелкое хулиганство). В этом случае меры административного характера могут привести к большему эффекту, чем уголовное наказание.

Вандализм совершается только с прямым умыслом, содержание которого складывается из интеллекта и воли. Неосторожная вина исключает ответственность за вандализм (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности - ст. 168 УК РФ).

В то же время уголовная ответственность 14- и 15-летних подростков должна носить исключительный характер и применяться в тех случаях, когда на скамье подсудимых оказываются несовершеннолетние члены ОПГ, совершившие повторные преступления, особенно насильственные. Это могут быть представители крайне правых националистических организаций, радикальной части футбольных фанатов, скинхедов, членов тоталитарных сект (прежде всего сатанистов) и т.д.

Квалифицирующими обстоятельствами вандализма (ч. 2 ст. 214 УК РФ) являются: совершение деяния группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Под группой лиц понимаются действующие без предварительного сговора соисполнители; в состав группы должны входить минимум два человека, каждый из которых достиг возраста 14 лет и вменяем.

В ст. 214 УК РФ отсутствует квалифицирующий признак совершение деяния группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, поэтому при совершении вандализма такими группами, тем лицам, которые выполняли роли соисполнителей должна вменяться ч. 2 ст. 214 УК РФ по признаку совершения преступления группой лиц. Однако, с нашей точки зрения, целесообразно представить ч. 2 ст. 214 в следующей редакции: «2. Те же деяния, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы наказываются штрафом в размере от 50 тысяч до 1 млн. рублей или принудительными работами на срок до 5-х лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет».

Под мотивом политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы понимается совокупность побуждений виновного, которая основана на чувстве крайней неприязни, отвращении к какой-либо нации, расе, представителю определенной религии, социальной группы.

Следующая проблема, которая заслуживает нашего внимания, связана с уголовно-правовой оценкой экстремизма. Прежде всего, нас интересует деятельность смешанных организованных преступных групп экстремистской направленности. На сегодняшний день экстремизм является одним их факторов, угрожающих национальной безопасности целостности государства.

Некоторые авторы справедливо указывают, что, если терроризм однозначно отвергается обществом, то экстремизм все еще воспринимается определенными категориями граждан как вполне допустимый инструмент общественного и политического противостояния, вполне определенная и выраженная «идеологическая позиция». В юридической литературе экстремизм, в подавляющем большинстве случаев определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам в решении любых социальных, политических, экономических и, прежде всего, национальных вопросов. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» дает следующее определение понятия экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1): экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а также насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемых в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон.

Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в редакции от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности» [1].

По мнению отечественных ученых, говорить о каком-либо значительном росте экстремистских настроений в стране не вполне обосновано, хотя для Российской Федерации, которая является уникальным административно-территориальным образованием, где проживают более 160 национальностей, это опасный симптом. В то же время следует помнить, что объектом агрессии экстремистов всё чаще становятся современные социально политические институты, властные структуры, обычные семьи, ювенальные слои населения [8, с. 54-61].

Под преступлениями экстремистской направленности следует понимать виновные общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 148, 149 (ч.1 и 2), ст. 213 (п. «б» ч. 1), 214 (ч. 2), 243, 244 (п. «б». ч.2), 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, совершенные по мотивам идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. Введя в правовое поле понятие преступлений экстремистской направленности, Уголовный Кодекс Российской Федерации расширил круг деяний, относящихся к экстремистской деятельности за счет включения ст. 148, 149, 244 УК РФ. Этому факту следует дать исключительно положительную оценку, поскольку экстремизм представляется «многоликим», иррациональным и крайне опасным явлением. Его приспособляемость и «изменчивость» чрезвычайно высоки. Поэтому не вызывает сомнений, что в дальнейшем законодатель пойдет по пути увеличения числа составов, содержащих признаки экстремизма. Эта же идея была поддержана следователями УМВД РФ во время проведения анонимного опроса в Санкт-Петербургском университете МВД России в 2015 г.

Таким образом, все сказанное в данной статье позволяет сделать ряд выводов.

1. При бандитизме (ст. 209 УК РФ) цель выступает в качестве основного признака, т.к. указана законодателем в самой уголовно-правовой норме - нападения на граждан или организации. Нападение - это действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Нападение может выражаться в трех формах: физическом насилии, психическом насилии (в реальной и непосредственной угрозе) и опасности (субъективной и объективной готовности) немедленного применения насилия.

Цель создания группы именно для совершения нападений на граждан или организации должна осознаваться членами банды. При отсутствии в действиях обвиняемых намерения совершить нападение в их действиях отсутствует признак бандитизма.

2. Действия участников банды квалифицируются по ч. 2 ст. 209 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ, поскольку банда в качестве формы соучастия предполагает не только соисполнительство, но и распределение ролей.

3. В основу преступного сообщества (преступной организации) отечественным законодателем заложены понятия организованной группы и объединения организованных групп, что позволяет в качестве структурных подразделений рассматривать исключительно организованные формы соучастия.

4. Целесообразно представить ч. 2 ст. 214 в следующей редакции:

«2. Те же деяния, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы наказываются штрафом в размере от 50 тысяч до 1 млн. рублей или принудительными работами на срок до 5-х лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет».

Список литературы

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в редакции от 23 ноября 2015 г. №314-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности. - URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 20.05.2016).

2. Постановление Пленума ВС РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.05.2016).

3. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 марта 1998 г. по делу о банде П. // Настольная книга следователя. Расследование особо тяжких преступлений против общественной безопасности / под ред. А.И. Дворкина. - М., 2006. - С. 130-131.

4. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. - 2015. - 31 дек.

5. Агапов, П. В. Проблемы противодействия организованной преступности. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 312 с.

6. Иванов, Н. Г. Хулиганство: проблемы квалификации. // Российская юстиция. - 1996. - № 8.

7. Коржанский, Н. И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. - М., 1980.

8. Красинский, В. В. Взаимодействие органов безопасности с институтами гражданского общества в сфере противодействия терроризму и иным формам насильственного экстремизма // Вестник национального антитеррористического комитета. - 2015. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.