Научная статья на тему 'Проблемы кубанского гражданства и принадлежности к казачьему сословию в годы гражданской войны'

Проблемы кубанского гражданства и принадлежности к казачьему сословию в годы гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы кубанского гражданства и принадлежности к казачьему сословию в годы гражданской войны»

Остапенко Павел Иванович, кандидат юридических наук,

г. Краснодар, начальник УВД Центрального округа

Проблемы Кубанского гражданства и принадлежности к казачьему

сословию в годы гражданской войны

Кубанская область накануне Русской революции представляла собой регион с характерным сословным делением населения. Консервация сословных отношений объяснялась здесь особенностями исторического развития и процесса заселения региона. Большинство населения края - казаки, горцы, коренные и некоренные иногородние крестьяне - были формально равноправными гражданами Российской империи. Казаки, горцы, а частично и коренные иногородние, находились в привилегированном по отношению к другим слоям населения положении. Это выражалось, прежде всего, в отношении их к земле, к участию их в местном самоуправлении. Такое неравенство привело к тому, что указанные слои населения заняли разные политические позиции в ходе революции и зачастую противостояли друг другу. Эти факторы предопределили сложность законодательного решения вопросов о кубанском гражданстве и принадлежности к казачьему сословию.

На Краевой Раде 1917 г. была принята резолюция о порядке приема и исключения из казачьего сословия1. Смысл ее сводился к четырем основным положениям. Лицо, не принадлежащее к Войску, могло быть принято в казаки по мотивированному ходатайству соответствующего станичного общества Законодательной Радой. Принятие в казачество всего сельского общества целиком находилось в непосредственной компетенции Законодательной Рады. Бывшие казаки, выбывшие по судимости, в связи с поступлением на государственную службу или по другим причинам, зачислялись обратно в казачество приказом по Войску при согласии соответствующего станичного общества. Для решения вопроса об исключении отдельных лиц из казачества Законодательная Рада должна была разработать специальное положение.

1 Общая сводка рассмотренных Кубанской Краевой Радой вопросов и принятых решений. Екатеринодар, 1917. С. 92.

Законопроект о порядке приема в казачье сословие обсуждался Краевой Радой в 1918 г. Появление этого законопроекта было вызвано прежде всего политическим моментом. Бесправие иногородних привело к тому, что они активно выступили на стороне большевиков. Проект предусматривал прием в казачье сословие отдельных лиц, семейств, земельных крестьянских товариществ и целых сельских обществ1.

Лицо, подавшее просьбу о приеме в казачество, при положительном решении наделялось землей, или же, если у него была земля в частной собственности, она причислялась к соответствующему станичному юрту, а затем уже из него вновь принятому казаку выделялся земельный пай. Земельные товарищества, зачисляясь в казачье сословие, сохраняли право на землю в пределах установленной в крае нормы, излишек забирался в Краевой земельный фонд. Если же земли не хватало, то из этого фонда недостаток должен был восполняться. Приговоры станичных обществ о принятии отдельных лиц, семейств, земельных товариществ численностью менее 30 дворов утверждались правительством, а если в товариществе было более 30 дворов - Законодательной Радой. Такие товарищества впоследствии могли организовывать свое хуторское управление.

Значительно легче могли вступить в казачество добровольцы, воевавшие в кубанских армейских частях против большевиков. От них требовалось только заявление.

Специальный раздел законопроекта был посвящен городовому казачеству, которого раньше на Кубани не было. Для приема горожанина в казаки требовалось иметь 10-летний стаж проживания на Кубани. Если лицо имело какие-либо особые заслуги, то этот стаж мог быть снижен. Для образования станичного управления в городе требовалось наличие не менее 200 казаков старше 25 лет, а для создания такого управления требовалось подать заявление атаману отдела за подписью 100 казаков старше 21 года. Разрешение на создание ста-

1 Кубанская Чрезвычайная Краевая Рада созыва 28 октября 1918. Стенографический отчет. Вып.7. Екатеринодар. 1918. С. 1087.

ничного управления давало правительство. Для добровольцев-горожан ценза оседлости не устанавливалось1.

Законопроект предусматривал возможность исключения из казачьего сословия как индивидуального, так и целыми хуторами или станицами. Отдельные лица могли быть исключены за порочную жизнь, за вред, причиненный станице, за уклонение от воинской повинности. Целая станица могла быть исключена за измену казачеству. В таком случае отдельные казаки, не замешанные в измене, переселялись в другую станицу с сохранением земельного пая.

Приговор об исключении отдельных казаков выносился двумя третями голосов станичного схода. Целую станицу мог исключить Войсковой Атаман или краевое правительство. Приговор станицы об исключении отдельного лица направлялся атаману отдела на проверку, а затем - Краевому правительству для окончательного решения. Если станичным приговором исключались целый хутор или выселки, то атаман отдела для разбирательства вопроса обязан был создать комиссию в составе: сам атаман - председатель комиссии, член комиссии от ведомства внутренних дел и член комиссии от ведомства судебного. Окончательное решение об исключении в случае хутора или выселок принимала Законодательная Рада, а в случае станицы - Краевая Рада. Исключенные лишались земельного пая, всех казачьих прав и привилегий, им могло быть запрещено проживание в отдельных районах или в целом в крае2.

Краевое правительство имело полномочия своим решением переводить в казачье сословие население отдельных волостей и слободских сообществ. Например, 4 нояб. 1919 г. Княжеская и Унароковская волости Майкопского отдела. Русская, Кудакинская волости и Крымское, Слободское сообщество Таманского отдела. Трехсельская волость Баталпашинского отдела были переведены на казачье положение. Ранее на казачье положение были переведены Ма-ламинская и др. волости, о чем правительство издало специальный закон в силу своих полномочий по ст. 57 Положения об управлении Кубанским краем.

1 Там же. С. 1088.

2 Там же. С. 1089.

Перевод в казачье положение осуществлялся на основании ходатайств волостных и слободских сходов, выраженных в их приговорах (решениях), и влек за собой изменения в правовом положении этих территорий и их населения. Населенные пункты теперь именовались станицами. Их население становилось казаками, с распространением на них всех прав и обязанностей Кубанского казачества. Не желающие перейти в казаки письменно заявляли об этом волостному сходу в месячный срок и получали увольнительные приговоры. Список вновь принятых казаков с членами семей волостной сход через атамана отдела направлял в войсковой штаб для того, чтобы отдать приказ по Войску. Все волостные и слободские учреждения упразднялись и вводилось Положение об общественном управлении станиц казачьих войск 1891 г. Новые станицы получали права на поземельное довольствие из краевого земельного фонда1. Аналогичным образом в казачье положение переводились и другие территории.

Общий порядок приема в казачье сословие основывался на Правилах о службе казаков в своих войсках, о выходе из войскового сословия и о зачислении в оное 19 янв. 1883 г. В новых условиях ведомство внутренних дел краевого правительства приняло циркуляр по этому вопросу, разъяснявший данные правила и вносивший изменения в ст. 162.

По нему лица, желающие зачислиться в казачье сословие, подают прошение в кубанское правительство с приложением приемного приговора станицы, метрических свидетельств членов семьи мужского пола младше 48 лет и документов о возрасте остальных членов семьи. Офицеры и чиновники подавали так же послужные списки. Они зачислялись в казачество приказом Войскового Атамана, а другие лица - приказом члена правительства по Ведомству внутренних дел с сообщением войсковому штабу. Кроме того, все члены семьи кандидата старше 21 года должны были дать письменное согласие о вступлении в казачество.

1 ГАКК. Ф. Р-6. Д. 301. Л. 272.

2 Там же. Д. 312. Л. 74.

С вопросом о приеме в казачье сословие тесно смыкалась проблема кубанского гражданства. Она принимала особую остроту в связи с комплектованием армии. Ст. 8 Основных положений об управлении Кубанским краем говорила, что воинской повинности подлежат все граждане Кубани. На момент создания этого документа закона о кубанском гражданстве не существовало, имелось только поручение Законодательной Раде его разработать. Под словом «гражданин» законодатель в данном случае имел ввиду казаков, горцев и коренных крестьян.

Оставшееся население подпадало под термин «остальные жители Кубани», и не должно было призываться на военную службу. Предполагалось, что для них Законодательная Рада в срочном порядке выработает особый закон о воинской обязанности. Но эта работа усложнялась тем, что в армию нельзя было призвать политически неблагонадежных людей, а таковыми было большинство малоимущих иногородних, недавно прибывших на Кубань, которые активно выступили на стороне большевиков1.

Краевая Рада, занимаясь вопросами гражданства, испытывала давление со стороны командования Добровольческой армии. Оно настаивало на максимальном уравнении в правах всех жителей края - бывших российских граждан. Но формулировка Кубанской конституции разделяла население на граждан Кубанского края и российских граждан (см. ст. З). Они пользовались на равных основаниях защитой закона, однако, политических прав, т.е. участия в выборах, последние были лишены2.

Группа иногородних в Краевой Раде (Коробьин и др.) предлагали, чтобы правами кубанского гражданства пользовались все бывшие подданные Российской Империи, прожившие в крае не менее 5 лет и чтобы это было закреплено в конституции. Однако этот вопрос не прошел3.

1 Кубанская Чрезвычайная Краевая Рада созыва 28 октября 1918. Стенографический отчет. Вып.7. Екатеринодар, 1918. С. 1012.

2 Там же. С. 1102.

3 Вольная Кубань. 1919. 15 февр.

Таким образом, почти половина активного населения Кубанского края не имела перспективы стать полноправными гражданами Кубани иначе, чем путем вступления в казачье сословие. Порядок такого вступления оставлял большую возможность для произвола и субъективизма, так как решения принимались станичными сходами, которые руководствовались исключительно собственным мнением и убеждением и не были ограничены никакими нормативно-правовыми актами.

На практике в обстановке Гражданской войны не было отмечено массового стремления иногородних вступить в казачье сословие. Те же, кто желал это сделать, в основном удовлетворялись станичными сходами и Кубанским правительством. Имели место многочисленные случаи приема в так называемые «почетные казаки» лиц, не имевших отношения к Кубанскому краю и по своему происхождению не связанных с казачеством. Зачастую это были крупные военачальники Белого движения, новоиспеченные генералы гражданской войны, предприниматели-миллионеры, иностранные граждане из числа членов военных миссий стран Антанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.