Научная статья на тему 'Проблемы кредитования субъектов малого бизнеса в Узбекистане'

Проблемы кредитования субъектов малого бизнеса в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРЕДИТ / ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамрокулова О. Д., Ибадов Шохрух

В работе рассмотрены вопросы кредитования субъектов малого бизнеса, а также предложены конкретные рекомендации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы кредитования субъектов малого бизнеса в Узбекистане»

Нам предлагают смириться с бедностью, так как мы миримся с природными катаклизмами, но если можно будет изменить эту ситуацию, благодаря вмешательству человека. Значительное сокращение абсолютной бедности требует развития экономики, что нам и продемонстрировал Китай в последние годы.

Страны с высокими уровнями расслоения населения по показателю дохода и бедности, могут значительно уменьшить неравенство и бедность путём государственного вмешательства. Чтобы разрешить бедным и малоимущим людям выбраться из нищеты за счёт собственных усилий, нам необходимо уровнять условия для детей, посредством улучшения образовательной системы и благосостояния; расширить доступ к рабочим местам и не допустить ситуации когда богатые и влиятельные будут манипулировать рынками. Современный мир производит достаточно материальных благ, чтобы победить абсолютную бедность.

Складывающаюся ситуацию социальной напряжённости, бедности, коррупции и голода можно исключить лишь совместными усилиями всего мирового сообщества.

Список использованной литературы:

1. www.repost.uz/автор: Игорь Цой/статья: Бедность не порог?

2. www.uz.undp.org/Uzbekistan

3. www.balashov.com.ua/автор:Геннадий Балашов/статья: Хроническая бедность.

4. Учебник: «Как устроена экономика». Автор: Ха-Джун Чанг. Перевод с английского Елены Иваченко. Издание: Москва: «Манн, Иванов и Фербер»(2015)

5. Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона: в86 т. -СПБ.,1890-1907/ понятие: бедность

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В УЗБЕКИСТАНЕ

Хамрокулова О.Д.

доцент кафедра «Банковское дело» Самаркадский институт экономики и сервиса

Ибадов Шохрух Самаркадский институт экономики и сервиса.

Студент группы МХТ - 216.

Аннотация. В работе рассмотрены вопросы кредитования субъектов малого бизнеса, а также предложены конкретные рекомендации.

Abstract. The paper considers the issues of lending to small businesses, as well as offers specific recommendations.

Ключевые слова: малый бизнес, кредит, туризм, гостиничное хозяйство.

Key words: small business, credit, tourism, hotel industry

Становления рыночной экономики в Узбекистане предусматривает развития различных форм бизнеса и предпринимательства. В соответствии со Стратегией развития экономики Узбекистана на 2017-2021 годы предусмотрено дальнейшее развитие и либерализация экономики. «1» В социально-экономической политике государства все больше внимания уделяется семье. За период 2010-2017 годов экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в 2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов США. Среднегодовой темп роста иностранных посетителей до 2016 года составлял 8 процентов, в 2017 году - 7 процентов и превысил 2,69 млн человек. По итогам 2018 года республику посетили около 5,3 млн иностранных туристов. Принимаемые меры по поддержке и защите частного сектора способствовали увеличению количества туристских организаций с 398 в 2015 году до 950 по итогам 2018 года, гостиничных хозяйств - с 661 до 900 единиц «2». В то же время недостаточно усилий прилагается для поддержки семейного бизнеса, хотя, по нашему мнению, именно его развитие способно стимулировать укрепление семейных связей, сделав экономически выгодной и значимой в большем части роль семьи. Семейный бизнес также способен благоприятно повлиять на самозанятость населения, на процветание малого и среднего бизнеса, фермерства, ускорить развитие небольших городов и деревень, удержать жителей от миграции в крупные города, благотворно повлиять на доверие и нравственность в обществе и экономических отношениях.

Анализ литературы по теме:

В Узбекистане нет достаточных теоретических разработок по эффективному использованию экономического механизма кредитования субъектов малого бизнеса, в частности семейного бизнеса в туристических услугах. Так, американские экономисты С.Л. Брю и К.Р. Макконнелл при определении рыночной экономики, и её основы частной собственности выделяют «свободу предпринимательства и выбора» а также говоря о разновидности бизнеса выделяют категории «предприятия», «фирма», «отрасль» «3» Данный подход имеет большое значения с методологической точки зрения. Однако здесь не учитываются проблемы семейного бизнеса, в частности, в сфере туристических услуг. Среди российских экономистов также можно выделить Казака А.Ю., Марамыгина Г.Н., Белоглазова Г.И., которые занимаются проблемами кредитования малого бизнеса. «4». В этой связи, мы считаем, что исследование

проблем семейного предпринимательства в Узбекистане, в частности, предоставления туристических услуг является на сегодняшний день актуальным.

Методология исследования.

В работе использованы следующие методы: научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, статистические методы.

Анализ и результаты.

Проблемы развития семейного бизнеса актуальны во всем мире. Основа благосостояния любого государства, как свидетельствует опыт Америки, Азии и европейских стран - развитый сектор малого и среднего бизнеса.

Семейное предпринимательство обеспечивает стабильную социально-экономическую обстановку в обществе, формирует позитивную, направленную в будущее деловую среду. Семейное предпринимательство необходимо для деловой самореализации предприимчивости граждан, их интеллекта; без этого невозможно устойчивое развитие экономики. В большинстве западных стран семейное предпринимательство как отдельная категория бизнеса развивается с середины ХХ века. За этот период оно превратилось в один из главных источников занятости населения. Например, в Великобритании в семейном бизнесе занято около 50% населения, таким образом, бюджет страны получает примерно половину налогов от семейных предприятий. Экономисты развитых стран утверждают, что семейный бизнес способствует развитию инновационного потенциала экономики, поиску и внедрению новых форм деятельности и производства, а также сбыта и финансирования. За рубежом семейные компании ведут свою деятельность не только на развивающихся рынках, где ограничен доступ к капиталу и низок уровень доверия в экономике, но и уже на вполне сформировавшихся. Семейный бизнес способствует политической и социально-экономической стабилизации в большинстве ведущих стран: созданию среднего класса во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании; преодолению рецессии в Израиле, США; появлению новых рынков в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии. Популярность или непопулярность семейного бизнеса определяется, прежде всего, наличием условий для его существования. В Узбекистане в последнее время интенсивно стало развиваться семейное предпринимательство. Этому способствовало принятие ряда законодательных актов, которые позволили создать благоприятные условия, преференции по развитию данной формы предпринимательства «5» Так, по итогам 2018 года в Узбекистане чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) семейных предприятий составила 679320,3 млн. сум. Средний объём чистой выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг) одного семейного предприятия в 2018 г. составил 27,6 млн. сум, в 2016 г. этот показатель увеличился 5,1 раза (рис. 1).

Объём чистой выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг) семейных предприятий по видам экономической деятельности за 2018 год (в процентах)

■ Пр о мышленно сть ■ Торговля

■ У с лу ги п о пр о жив анюо и питанию "Сельское,лесноеирыбноех озяйств о

■ Строительство ■ Перевозка и хранение Другие

Средний объём чистой выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг) одного семейного предприятия в 2018 г. составил 27,6 млн. сум, в 2016 г. этот показатель увеличился 5,1 раза.

В 2016 году наибольший средний объём чистой выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг) одного семейного предприятия достиг в г.Ташкенте 323,4 млн.сум. В Сырдарьинской области этот показатель остается самым низким и равен 39,7 млн.сум. «6»

Семейное предпринимательство развивается в Узбекистане в сфере туристического бизнеса, в частности, в гостиничном хозяйстве. Однако есть определенные проблемы в их дальнейшем развитии, что

требует осуществления кредитования данной сферы деятельности. Порой материальная база, инфраструктура туризма не дает возможности семейным предприятиям гостиничного хозяйства интенсивно развиваться, так как не хватает финансовых средств. Кроме этого существуют проблемы связанные с рисками при кредитования субъектов малого бизнеса.

Выводы и предложения. Исследуя данную проблему, мы пришли к оценке существующих проблем:

во-первых, для банков работа с малыми предприятиями, которые берут небольшие кредиты, неэффективна.

во-вторых, обычно для получения кредита субъекту МП необходимо представить перспективный, выгодный инвестиционный проект или бизнес-план.

в-третьих, отказа банков от работы с субъектами МП - это залоговое обеспечение кредита.

в-четвертых, это короткая кредитная история или ее полное отсутствие.

в-пятых, в том, что малые предприятия очень часто стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение.

В этой связи, мы рекомендуем:

- совершенствовать механизм предоставления кредитов малому бизнесу со стороны коммерческих банков; при этом увеличить количество привлеченных средств банков.

- расширить систему государственной поддержки малого бизнеса и совершенствовать законодательную базу в данном направлении;

- шире использовать международный опыт кредитования малого бизнеса;

Литература

1. Стратегия развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы Народное слово, 7 февраля 2017 год.

2. Концепция развитие туризма Республики Узбекистан до 2025 года. https://nrm.uz/contentf?doc=574255_koncepciya_razvitiya_sfery_turizma_v_respublike_uzbekistan_v_2019-2025_godah_(prilojenie_n_1_k_ukazu_prezidenta_ruz_ot_05_01_2019_g_n_up-5611)

3. Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс: краткий курс. - Москва.:Инфра 2015 год стр 27;111.

4. Деньги, кредит, банки. Под ред. А.Ю.Казака, М.С.Марамыгина, Москва, 2006 год.

2. Деньги, кредит, банки. автор Г.Н.Белоглазова, Москва, 2004 год

5. Постановление Президента Республики Узбекистан "О реализации программы каждая семья предприниматель" ПП № 3777 07.06.2018 года

3. Постановление Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по широкому привлечению населения к предпринимательству и развитию семейного предпринимательства в регионах". (от 07.03.2019 года).

6. www.stat.uz

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Бурхонова Наргиза Мирзохид кизи

Магистрант

Самаркандского института экономики и сервиса Киличова Орзигул Зафар кизи

Студентка

Самаркандского института экономики и сервиса

Annotatsiya. Ushbu maqolada korxonaladra sifatni boshqarishining zamonaviy usullarini joriy qilishning nazariy asoslari ma'lumotlarga tayanilangan holda yoritilgan. Sifat, boshqarish va sifatni boshqarish tushunchalari haqida ta'riflar keltirilgan va tahlil qilingan.

Аннотация. В данной статье описаны теоретические основы внедрения современных методов управления качеством на предприятиях. Описания качества, управления и управления качеством представлены и проанализированы.

Annotation. This article describes the theoretical foundations for the implementation of modern quality management methods in enterprises. Descriptions of quality, management and quality management are presented and analyzed.

Kalit so'zlar: Iqtisodiyot, sifat, boshqaruv, sifatni boshqaruv usullari, sifatni boshqarish funksiyalari.

Ключевые слова: Экономика, качество, управление, методы управления качеством, функции управления качеством.

Keywords:. Economics, quality, management, quality management methods, quality management fonctions.

В нынешних экономических условиях развитие рыночной экономики во всем мире установило новые приоритеты для развития национального производства. удовлетворение растущих потребностей населения; Создание национальной системы безопасности потребляемой продукции и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.