Научная статья на тему 'Проблемы формирования конкурентоспособного туристского рынка'

Проблемы формирования конкурентоспособного туристского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / РАСШИРЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА / COMPETITIVE TOURIST MARKET / EXPANSION OF THE TOURIST OFFER / DIVERSIFICATION OF THE TOURISM PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Е. В., Оганесян Л. Л.

В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентоспособного туристского рынка. Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования конкурентоспособного туристского рынка»

Е.В. Фоменко

к.г.н., доцент кафедры менеджмента, Кубанский социально-экономический институт

E. V. Fomenko Ph.D. in geography,

The senior lecturer of chair of Management, Kuban Social and Economic Institute

(aelena_@rambler. ru, 89649041811)

Л.Л. Оганесян

к.э.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства,

Южный институт менеджмента

L.L. Oganesyan Ph.D. in economics,

The senior lecturer of chair of Management, Marketing and Entrepreneurship UIM

(oganesyan_levon@mail. ru, 89034542603)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО

ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентоспособного туристского рынка. Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.

Annotation. The article discusses the problem of forming a competitive tourist market. Diversification of the tourism product problem should be solved through the expansion of the tourist offer, including the creation of conditions for the development of domestic tourism. An effective strategy to promote domestic tourism product, focusing on key markets and tourist guides wearing aggressive nature that will make incoming and domestic tourism revenue component of the entire Russian economy.

Ключевые слова: конкурентоспособный туристский рынок, расширение туристского предложения, диверсификация туристского продукта

Key words: competitive tourist market, expansion of the tourist offer, diversification of the tourism product

Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.

В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов Рос-

сии.

Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках. Неудовлетворительное состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережье Черного моря в Краснодарском крае требует рассмотрения возможностей расширения территорий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использования других морей Юга России: Каспийского и Азовского.

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.

Во второй половине ХХ века наблюдается бурный рост мировой туристической отрасли вследствие глобализации, возрастающей мобильности населения, развития транспортной отрасли и телекоммуникационных технологий. В 2012 г. общее число международных туристских прибытий в мире возросло более чем на 4% и составило 1035 млрд.. Европа считается самым посещаемым регионом мира, там число международных туристских прибытий за последний год возросло на 3% и составило 535 млн. Быстрые темпы развития отрасли способствуют росту капитальных инвестиций и экспортных поступлений, созданию новых рабочих мест. В 2012 г. общий объем доходов от въездного туризма, включая пассажирский транспорт, превысил 1,2 триллиона дол., что составляет примерно 6% общего объема мирового экспорта товаров и услуг. Туризм формирует 5% общего объема мирового ВВП и 7% количества рабочих мест в мире [8].

В странах с формирующейся рыночной экономикой туристическому рынку присущи более быстрые темпы роста по сравнению с развитыми странами. В Польше в 2012 г. доходы от туризма взросли на 19%, в России - на 16%, Чехии -на 13%, в то время как в Испании, Франции, Италии рост этого показателя колебался от 1 до 4% [8]. Кризисные явления в экономике большинства европейских стран приводят к неопределенности касательно дальнейшего развития индустрии туризма [8].

Ситуация экономической неопределенности актуализирует потребность в более глубоком анализе развития отрасли в условиях ограничения инвестиционных ресурсов, усиления нагрузки на рынок труда и уменьшения расходов домо-хозяйств на туризм и отдых вследствие кризисных явлений в экономике в тече-

ние нескольких последних лет. Несмотря на сравнительно высокие темпы развития туризма рынку России присущи некоторые особенности и скрытые угрозы развития. Общий вклад туризма в экономику оценивают в первую очередь по величине совокупного общего вклада индустрии в ВВП и обеспечение занятости в абсолютном и относительном объеме [8].

Важными показателями, характеризующими отрасль, являются структура туристских расходов, включая расходы иностранных туристов, объем и доля инвестиций в туризм в общем объеме капитальных инвестиций. Методологической особенностью подхода, используемого экспертами Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), является оценивание наряду с прямым вкладом туризма также непрямого и индуцированного вклада отрасли в экономику. Применение этого метода, отличного от принятого Всемирной туристической организацией ООН [8], обосновано тем, что общий вклад туризма в формирование ВВП в России в четыре раза превышает прямой вклад отрасли [9, 10]. Прямой вклад туризма в ВВП - это общий объем непосредственных расходов на туризм и путешествия внутри станы резидентами и нерезидентами на деловые поездки и с целью проведения досуга, а также целевые государственные расходы на содержание объектов и территорий, представляющих интерес для туристов. Исчисляется как объем производства предоставляемых туристам услуг в абсолютном (денежном) и относительном (долевом) измерении. Косвенный вклад туризма в ВВП включает инвестиции в туристическую отрасль; государственные расходы на общее поддержание индустрии туризма; расходы предприятий, предоставляющих услуги туристам, на приобретение товаров и услуг для своей непосредственной деятельности [8].

Индуцированный вклад туризма в ВВП - это часть ВВП, формируемая за счет доходов лиц, прямо или косвенно занятых в индустрии туризма. Общий вклад туризма в ВВП состоит из прямого, косвенного и индуцированного вклада отрасли в экономику и отображает помимо прямого вклада экономический эффект от инвестирования, потребления сопутствующих товаров и услуг и доходов занятых в отрасли.

Прямой вклад туризма в занятость обеспечивает занятость в гостиничном хозяйстве, туристических агентствах, транспортной сфере, а также в сферах общественного питания и досуга в случае предоставления услуг напрямую туристам. Исчисляется как количество рабочих мест в туристической индустрии и их доля в общем объеме занятости. Косвенный вклад туризма в занятость - это количество рабочих мест, созданных для обеспечения формирования косвенного вклада туризма в ВВП. Индуцированный вклад туризма в обеспечение занятости - это количество рабочих мест, созданных благодаря доходам, полученным от прямо или косвенно занятых в индустрии туризма. Другой подход к определению экономического вклада туризма основан на оценке объема туристских расходов. Туристские расходы при этом структурируют в зависимости от целей поездок и категорий туристов. Для оценки экономического вклада туризма исчисляют объем расходов внутренних и въездных (иностранных) туристов и соотношение их расходов; количество туристов, прибывших в страну, долю расходов иностранных туристов в общем объеме экспорта товаров и услуг; соотношение расходов туристов. Такая структура анализируемых показателей делает возможной оценку общего вклада туристической отрасли в ВВП по совокупности рас-

ходов туристов, объему капитальных инвестиций в отрасль и поступлений от международного туризма [8].

По сравнению с европейскими странами, России присущи некоторые особенности экономического роста и ограничения, способные воспрепятствовать динамичному развитию туристического сектора в этих странах. По объему ВВП российская экономика в 2011 г. заняла 9-е место в мире; в 2012 г. государственный долг составил менее 10% ВВП, а бюджет исполнялся с профицитом. Достигнуты минимальные за последние двадцать лет показатели инфляции, безработицы и живущих за чертой бедности [12]. Однако эти достижения связаны преимущественно с высокими мировыми ценами на нефть, способствующими получению большой экспортной выручки, увеличению бюджетных доходов и стремительному росту кредитной активности. Несмотря на благоприятную внешнюю конъюнктуру, российская экономика растет ограниченными темпами, прогнозируют снижение темпов роста в России до 3,6% [13]. Объем прямых иностранных инвестиций остается незначительным. Показатели состояния здоровья населения в России остаются низкими по сравнению со странами аналогичного уровня развития. Реформирование системы социальной защиты населения - одна из наиболее актуальных задач государственной политики. В последующие десятилетия негативное влияние на развитие экономики могут оказывать такие факторы, как старение населения, сокращение трудовых ресурсов и снижение объемов добычи нефти [8].

По результатам исследования, относительный вклад индустрии туризма в экономику России ниже аналогичных среднеевропейских показателей. По данным WTTC [9, 10], прямой вклад туризма в ВВП России в 2012 г. составил 1,4%, Украины - 2,2%, Европы - 2,9%; в занятость соответственно 1,4%, 1,9%, 2,8%. По показателям общего вклада туризма в ВВП, в занятость и в объем экспорта Россия значительно отстает от европейских стран. Так, для России и Европы показатели общего вклада индустрии в ВВП составляют соответственно5,9% и 8,2%; в обеспечение занятости - 5,5% и 8,0%; в общий объем экспорта - 3,1% и 5,3%. Касательно вклада туризма в общий объем капитальных инвестиций, то для России этот показатель существенно ниже европейского (2,7%, 4,7% соответственно). В течение 2013-2023 гг. в России прогнозируется более активный рост показателей туризма, чем в Европе. Так, среднегодовые темпы роста прямого вклада в ВВП составят в России 4,7%, при аналогичном среднеевропейском показателе 2,9%). При этом прямой и общий вклад туризма в занятость в этих двух странах будет расти более умеренно: среднегодовые темпы роста прямого вклада в России составят 0,6%, в то время как в Европе вклад в занятость будет расти ежегодно на 1,4%. Касательно структуры туристских расходов, в России расходы внутренних туристов будут расти значительно быстрее, чем в Европе (5,0%, 2,8% соответственно) [8]. Таким образом, к 2023 г. Россия все еще будет значительно отставать от других европейских стран по анализируемым показателям экономического вклада туризма. Например, доля инвестиций в отрасль в общем объеме капитальных инвестиций в России составит 2,5%, в Европе -4,8%. 76% туристских расходов в России обеспечивают внутренние туристы, в Европе этот показатель составляет 60%. Структура туристских расходов в России, а также в Европе в целом в среднесрочной перспективе останется практиче-

ски неизменной. Ожидается, что в 2023 г. туризм с целью отдыха, рекреации и досуга составит в России 81%, а в Европе- 78 [8].

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края. Немалая заслуга в этом подготовки к проведению зимней Олимпиады - Сочи 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

Чтобы не потерять достигнутых конкурентных преимуществ необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

- развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и

др.).

- создание новых приоритетных туристских центров;

- рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

- повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

- обеспечение условий для личной безопасности туристов.

Страны с низким уровнем развития туризма в нынешнем периоде обладают большим потенциалом развития отрасли в будущем. И наоборот, возможности опережающего роста индустрии туризма для стран-лидеров туристического бизнеса в будущем будут сокращаться.

Такие тенденции свидетельствуют о возможном потенциале развития туристического рынка Российской Федерации при условии структурных изменений в экономике стран и реализации политики активной поддержки отрасли. Для обеспечения структурных преобразований и оживления экономики, а также достижения устойчивого роста, целесообразно способствовать перераспределению трудовых ресурсов и капитала в пользу сегментов экономики с высокой производительностью, поддержать развитие частного сектора и сферы услуг, а также

реализовать комплекс мер по модернизации инфраструктуры и реформированию систем социальной защиты населения.

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.

Список источников:

1. Абульян Ю.И. Особенности инноваций в туризме // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3. С. 241-250.

2. Адаменко А.А. Роль инвестирования в деятельности субъектов малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1. С. 276-278.

3. Берлин С.И., Шишкина Н.А. Современная концепция управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 214-225.

4. Богомолова Е.С., Хуако Х.Ш., Индрисов А.С. Развитие системы маркетинга и информационно-консультационного обслуживания в регионе // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3. С. 307-310.

5. Берлин С.И., Хуако Х.Ш., Шишкина Н.А. Современная парадигма управления качеством гостиничных услуг // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 225-229.

6. Белицкая О.В. Факторы сдерживания бизнеса в рекреационной сфере Кубани / /Бизнес в законе. 2010. № 2. С. 189-191.

7. Григорьева Е.А., Фоменко Е.В. Системный подход как методологическая основа управления рекреационной деятельностью // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 2-4 (1921). С. 9-14.

8. Ильина М.В. Перспективы развития индустрии туризма в Российской Федерации Научно-практический журнал инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. №1.- 2013 г.

9. Лукин В.К., Шишкина Н.А. Уровень экономики России достаточен для старта новых проектов в XXI веке // Вестник Академии знаний. 2013. № 1 (4). С. 46-50.

10. Логинов Е.Л., Лукин В.К. Управление экономическим развитием региона на основе использования иностранных инвестиций. - Краснодар: Краснодарский юридич. ин-т МВД России, 1999. -283 с. - Библиогр.: с. 269-280.

11. Оганесян Л.Л. Тенденции развития кадрового менеджмента // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3. С. 336-342.

12. Петров Д.В. Хеджирование как метод страхования в системе управления рисками и финансовыми отношениями в коммерческом банке // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 1-2 (53-54). С. 49-52.

13. К.М. Шеуджен, Д.В. Петров, Х.Ш. Хуако Финансовый менеджмент - базовый курс лекций: для студентов всех форм обучения, специальностей "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Налоги и налогообложение", "Финансы и кредит": учебное пособие для студентов специальности 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", 08.01.05 "Финансы и кредит", 08.01.07 "Налоги и налогообложение" / К.М. Шеуджен, Д.В. Петров, Х.Ш. Хуако; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский социально-экономический ин-т, Фак. экономики и менеджмента. Москва, 2011.

14. Х.Ш. Хуако, Д.В. Петров, Д.А. Машков Банковские операции, учебное пособие для студентов специальности 08.01.05 "Финансы и кредит", 08.01.07 "Налоги и налогообложение" / Х.Ш. Хуако, Д.В. Петров, Д.А. Машков; М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. социально-экономический ин-т. Москва, 2011.

15. Петров Д.В. Методические подходы к оценке рыночной стоимости объектов ипотечного кредитования // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6. С. 126-129.

16. Хуако Х.Ш., Петров Д.В. Направления развития экономических взаимоотношений России и Европы // Экономика и предпринимательство. 2011. № 4. С. 23-27.

17. Петров Д.В. Проблемы совершенствования механизма ипотечного кредитования в коммерческих банках российской федерации // Экономика и предпринимательство. 2011. № 5. С. 40-42.

18. Петров Д.В. Современная система ипотечного кредитования в Европе и США: сравнительный анализ // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6. С. 63-66.

19. Петров Д.В. Использование новейших технологий и форм обучения в учебном процессе высшей школы в подготовке бакалавров и магистров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 6. С. 114-115.

20. Хуако Х.Ш., Петров Д.В., Машков Д.А. Банковские операции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 7. С. 157.

21. Петров Д.В. Методические подходы к решению задач перехода на систему подготовки кадров в рамках новых образовательных стандартов. // Казанская наука. 2011. № 4. С. 184-187.

22.Адаменко А.А., Ткаченко А.С., Петров Д.В., Хуако Х.Ш., Шишкина Н.А. Бухгалтерский учет и анализ, уч.пособие Краснодар, 2014.

23. Петров Д.В., Хуако Х.Ш., Адаменко А.А., Шишкина Н.А. Введение в направление подготовки. Уч.пособие. Краснодар, 2014.

24. Петров Д.В. Праздник общей беды. наука перед лицом перемен. // Кубань. 2012. № 1-2. С. 155-158.

25. Петров Д.В. Главный Инвестор-Народ // Кубань. 2012. № 1-2. С. 158-171.

26. Петров Д.В. Россия на пути выхода из кризиса. // Кубань. 2012. № 3-4. С. 180183.

27. Петров Д.В. Титан и пигмеи (два лика продувного Мавроди) // Кубань. 2012. № 3-4. С. 183-188.

28. Петров Д.В. Пирамида зла, или рыночный геноцид // Кубань. 2011. № 1-2. С. 144-154.

29. Петров Д.В. Актуально как никогда. настоящее и будущее электронных технологий в банковской системе России // Кубань. 2011. № 1-2. С. 154-161.;

30. Петров Д.В. Активные и интерактивные формы обучения при подготовке бакалавров и магистров: общие подходы и отличия от стандартных форм обучения и подготовки специалистов // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2010. № 44-46. С. 137-140.

31. Петров Д.В. Современное состояние и перспективы развития российского рынка банковских услуг // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2005. № 23-25. С. 173-177.

32. Петров Д.В. Основные проблемы развития банковской системы в краснодарском крае. // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2004. № 17-18. С. 107-109.

33. Фоменко Е.В., Оганесян Л.Л. Эффективность использования сетевых структур в повышении конкурентоспособности экономики // Журнал «Экономика и предпринимательство», №5, 2013. С. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.