Научная статья на тему 'Стратегические альтернативы развития туризма в Российской Федерации'

Стратегические альтернативы развития туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1046
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / TOURISM / EXCURSION ACTIVITIES / TOURISM RESOURCES / TOURISM MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Любовь Семеновна, Христова Татяна Белчева

В статье рассматриваются вопросы развития современного туристского рынка России, оценки туристского потенциала, инфраструктурные проблемы, а также географические особенности въездного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические альтернативы развития туризма в Российской Федерации»

УДК 338.48 DOI 10.12737/1845

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Морозова Любовь Семеновна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом и государственного и муниципального управления,

[email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Христова Татяна Белчева, доцент, доктор, преподаватель на гонораре,

Экономический университет, г. Варна, Болгария

В статье рассматриваются вопросы развития современного туристского рынка России, оценки туристского потенциала, инфраструктурные проблемы, а также географические особенности въездного туризма.

Ключевые слова: туризм, экскурсионная деятельность, туристские ресурсы, туристский рынок.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др., т.е. выступает своеобразным катализатором социальноэкономического развития.

Современный туристский рынок России требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

В Российской Федерации практически каждый регион обладает неповторимыми уникальными туристскими ресурсами. При этом имеются регионы с развитым туризмом, а

есть регионы, имеющие все потенциальные возможности для развития туризма, но в настоящее время не достаточно освоенные.

Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает в настоящее время весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится чуть более 1% мирового туристского потока. Во многих развитых государствах доля туризма в ВНП составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах даже достигает 50%. В России этот показатель долгое время был примерно 0,01%. Но в последние годы туризм как крупный межотраслевой комплекс интенсивно развивается: расширяется инфраструктура, активно развивается инвестиционный комплекс, получили развитие новые виды туризма [6, с. 106].

Согласно разработкам ЮНВТО, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция: один въездной турист - один выездной - четыре внутренних, а в России сейчас на десять выезжающих туристов приходится один внутренний. Следовательно, в России на первом месте стоит выездной туризм, что явно свидетельствует не в пользу нашей страны, т. к. наши туристы вывозят из страны гораздо больше денег, чем в нее ввозят иностранцы. А в мировой практике въездной и внутренний туризм самые выгодные для страны направления туризма. Потенциал возможного развития туризма в России большой, и она, по прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. туристов в год, 2,9% - доля в мировом потоке туристов; 6,7% - среднегодовой рост доходов за период с 1995 по 2020 гг.), так и по выезду туристов за границу государства (30,5 млн. человек в год, 1,9% -доля в мировом потоке туристов) [6, с. 107]. Практика показывает, что положение с туризмом (особенно въездным) сейчас далеко не так благополучно, как предсказывают специалисты [6, с. 109].

Неблагополучное положение туризма в России объясняется тем, что туристский потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в нашей стране ассоциировался со спортом и укреплением здоровья (лечебнооздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.

Одна из особенностей современного российского туризма - его ориентация преимущественно на выездной туризм. Значительное количество действующих в России туристских фирм предпочитает заниматься отправкой своих сограждан за границу, и только небольшая их часть занимается привлечением зарубежных гостей в Россию. Таким

образом, основная доля капиталов от туристского бизнеса уходит за границу. Эту ситуацию усугубляют представители малого российского бизнеса, так называемые челноки, которые осуществляют за рубежом массовые закупки товаров народного потребления. Социальный туризм испытывал период кризиса, хотя такой вид, как шоп-туры, находился, наоборот, на подъеме.

Въездной туризм в России переживает сегодня не лучшие времена, прежде всего вследствие политической и экономической нестабильности в стране. В результате количество иностранных гостей уменьшается. В этих условиях большинство отечественных туристских фирм предпочитают заниматься выездным туризмом, который для них оказывается более выгодным и менее проблематичным. Хотя в последнее время наметились положительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей.

Очевидно, что Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает сегодня весьма скромное место на мировом туристском рынке [6, с. 115]. Тем не менее этот крупный межотраслевой комплекс за последние годы интенсивно формируется и, следовательно, со временем должен внести большой вклад в процесс вывода экономики России из кризиса.

Несмотря на существующие недостатки, поток иностранных туристов ежегодно увеличивается. Так, в 2010 году число въездных туристов составило 2,134 млн. чел., а в 2011

- 2,336 млн. чел., что на 9% больше (таблица 1).

Таблица 1 - Въезд иностранных граждан в Россию [3, с. 9]

К-во иностранных граждан, млн. чел. / Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего 22452 22892 23651 21332 22272 24932

в том числе с целью туризма 2433 2213 2295 2101 2134 2336

Среди стран дальнего зарубежья главные поставщики туристов в Россию Германия, США, Италия, Великобритания, Финляндия, Китай, Испания, Франция. Однако доходы больше приносят туристы из Японии, Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Италии и Южной Кореи. Наибольший выездной поток туристов в страны дальнего зарубежья отмечается в Турцию, Италию, Китай, Финляндию, Египет, Испанию, Францию [1].

Особый интерес представляет анализ производителей туристских услуг (таблица 2). По данным Госкомстата России, в 2010 г. в туристском бизнесе вели деятельность около 13 тыс. турагентств и 5,5 тыс. фирм, имеющих лицензии туроператоров [2]. С

отменой лицензирования и введением финансовых гарантий количество турагентств выросло в 2011-2012 гг до 15 тыс., а количество туроператоров сократилось в разы. Полный год функционируют в лучшем случае половина всех турфирм, работа остальных носит сезонный характер. Крупных туроператоров с отлаженными технологиями, формирующих основу российского рынка, насчитывается всего около 200 [10, с. 194].

Таблица 2 - Число туристских фирм в России и реализованных ими турпакетов [2]

Показатели / Годы 2009 2010 2011

Число туристских фирм, всего 6477 6897 9133

из них занимались: туроператорской деятельностью 928 906 1193

турагентской деятельностью 4787 5238 6941

Реализовано населению турпакетов, всего, млн.руб. 117811 128243 169669

по территории России 17736 15558 18343

по зарубежным странам 98940 111642 149883

Не так давно в России стала отмечаться поляризация туризма, что в целом отражает происходящие социальные процессы, выражающиеся в дифференциации общества по уровню доходов. На одном полюсе - дорогие, эксклюзивные туры для состоятельной части населения. География их распространяется в основном на модные курорты Европы и мира. Осуществляются поездки за границу для занятий спортом, например горнолыжным, в горнолыжные центры Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Болгарии, Словакии. Для большинства же населения наиболее предпочтительны недорогие поездки с целью отдыха, в том числе и в те страны, которые снизили цены на туристские услуги в результате неблагоприятных для туризма событий.

Общее количество выездного потока граждан России увеличилось на 2 млн. чел. (таблица 3).

Таблица 3 - Выезд российских граждан за границу [2]

К-во российских граждан, млн.чел. / Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего 29003 34218 36487 34246 39403 44938

в том числе с целью туризма 7753 9368 11314 9542 12605 14496

С ростом благосостояния россиян увеличивается число желающих выехать по туристической путевке в зарубежные страны. Если в 2010 году количество российских туристов, выехавших за рубеж, составило 12,605 млн. чел., то в 2011 году эта цифра составила 14,496 млн. чел., что на 15% больше. Максимальный прирост туристических поездок российских граждан в 2011 году был в Таиланд, эта цифра составила 195%, в 2010 году в Таиланд выехало 264 046 российских туристов, а в 2011 году -780 234 человек. В 2011 году самой посещаемой российскими гражданами стала Турция -число туристов составило 2,682 млн. чел., что на 13% больше, чем в 2010 году. В десятку стран наиболее посещаемых туристами из России по итогам 2011 года вошли: Турция, Китай, Египет, Финляндия, Таиланд, Германия, Испания, Греция, Италия, Объединенные Арабские Эмираты.

По количеству объектов природного наследия, имеющего мировое значение, Россия занимает четвертое место. Лидирует Россия и по числу исторических памятников культуры. Все это привлекает как иностранных туристов, так и самих россиян. Этот высочайший потенциал еще предстоит развить и успешно использовать для роста благосостояния граждан России. Туризм способствует не только укреплению экономических и деловых связей, но и содействует взаимопониманию народов посредством познания культуры и традиции друг друга.

В последние годы рост туристской отрасли России составил 8%, но доля России в общемировом потоке пока весьма небольшая, чуть более 3%. Доходы от иностранного туризма приблизились к 4 млрд. дол. США. В 2011 году Россию посетило более 23,5 млн. иностранцев, из которых более 2,34 млн. чел. - туристы.

Из стран ближнего зарубежья (страны СНГ) наибольший въездной (как и выездной) поток туристов отмечается с Украины и Казахстана, причем въездной поток почти вдвое выше выездного как по этим двум направлениям, так и в целом по региону.

По числу гостиничных мест Россия в 22 раза отстает от США. Существующие же средства размещения отличаются чрезвычайно низким уровнем комфортности и технического оснащения, что делает отечественное туристское обслуживание неконкурентоспособным. Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишь высококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно дороги. Воспользоваться ими может только шестая часть гостей столицы [4, с. 27].

Наряду со сдерживающими, существуют и факторы, способствующие развитию въездного туризма в России. Это высокая покупательная способность иностранных валют;

неосвоенные рынки сбыта и широкие сферы приложения капитала, привлекающие компании из-за рубежа; обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, куда прежде путь иностранцам был закрыт, и др. Они хотя и не могут пока переломить в целом неблагоприятную для страны ситуацию на рынке въездного туризма, но содействуют увеличению числа прибытий и улучшают структуру туристских поездок.

Существенные изменения происходят в географии въездного туризма. Если раньше потоки иностранных туристов концентрировались вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, причем две российские столицы фиксировали до 80% всех туристских прибытий из-за рубежа, то сегодня они более равномерно распределяются по территории страны. Все новые субъекты Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма и постепенно начинают втягиваться в эту перспективную сферу деятельности.

К примеру, Хабаровский край и Амурская область привлекают китайцев возможностью шопинга. Республику Саха посещают туристы из Германии, США, а также Великобритании, прибывающие на круизных судах. Немецкие туристы отправляются в ностальгические туры по Калининградской области. В Мурманской области американцы и англичане отдают предпочтение рыбалке, туристы из Скандинавских стран - занятиям горнолыжным спортом в Хибинах, а среди азиатских туристов, прежде всего японцев, пользуются спросом минералогические туры. Более продвинута на западных рынках Иркутская область благодаря главной достопримечательности - озеру Байкал. Она 40 лет принимает иностранных туристов.

Вместе с тем все потоки иностранных туристов в регионы России отличаются слабостью и неустойчивостью. Это вызвано целым рядом причин, по которым иностранцы не жалуют Россию, даже если она находится в непосредственной близости от места их постоянного проживания.

Итак, нашей стране следует делать ставку в первую очередь на развитие въездного туризма. Однако существует целый ряд лимитирующих факторов, сдерживающих его [7, с. 78]:

- образ России как страны, непривлекательной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ;

- отсутствие за рубежом государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

- неблагоприятный для туристских посещений визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их оформления;

- неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса;

- отсутствие благоприятного режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, в том числе несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития внутреннего туризма в стране, т.к. представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Вместе с тем меры по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. При ежегодном выделении федеральных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов развития туристской инфраструктуры проблема разработки необходимого количества таких проектов может быть решена в течение четырех лет.

Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций как российских, так и зарубежных, в первую очередь, на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.

Литература

1. Статистика туризма в России в 2011 году. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011. (Дата обращения: 10.05.2013).

2. Официальный сайта Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl. (Дата обращения: 10.05.2013).

3. Туризм в цифрах, 2011. - М.: ИИЦ Статистика России, 2011.

4. Истомина Э.Г., Гришунькина М.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России. - М.:РГГУ, 2012.

5. Кривошеева Т.М., Маркова С.А. Практика применения программного метода управления в сфере туризма: материалы международной научно-практической конференции «Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)». - В 5-ти частях. -

Ч. 3. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011.

6. Овчаров А.О. Туристический комплекс России. Тенденции, риски, перспективы.

- М.: Инфра-М, 2011.

7. Рындач М. А. Основы туризма: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2012.

8. Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Разработка маркетинговых стратегий развития городских поселений в России. Технологии управления социальноэкономическим развитием региона: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - В 3-х частях. - Ч. III. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.

9. Организационно-экономические аспекты предпринимательства в сфере туризма: монография / Т.В. Харитонова, Т.М. Кривошеева и др. - М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012.

10. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. - М.: Кнорус, 2011.

TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: STRATEGIC ALTERNATIVES

Morozova Liubov’ Semenovna, Doctor of Economics, Professor at the Department of HR, State and Municipal Management, Russian State University of Tourism and Service, Moscow,

Russia, [email protected],

Hristova Tatjana Belcheva, Hon. Associate Professor, Dr., University of Economics - Varna

(Bulgaria)

The article covers the issues of modern tourism market development in Russia, tourism potential evaluation, infrastructure challenges, and inbound tourism geographic features.

Key words: tourism, excursion activities, tourism resources, tourism market.

REFERENCES:

1. Statistika turizma v Rossii v 2011 godu [ Russian Tourism Statistics], URL: http://tourest.ru/publ/statistika_turizma_2011. (Accessed May, 10, 2013).

2. Ofitsial’nyi sait Federal’noi skuzhby gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service official website], URL: http://www.gks.ru/bgd/regl. (Accessed May, 10, 2013).

3. Turizm v tsifrakh [Tourism Statistics and Figures]. Moscow, IITs “Statistika Rossii” Publ., 2011.

4. Istomina, E.G., Grishun’kina, M.G., Vnutrennii turizm i turistskie resursy Rossii [Russian Internal Tourism and Tourist Resources]. Moscow, RGTU Publ., 2012.

5. Krivosheeva, T.M., Markova, S.A., Praktika primeneniia programmnogo metoda upravleniia v sfere turizma [Programme Management as Applied to Tourist Industry], materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Upravlenie sovremennym innovatsionnym obshchestvom v postkrizisnyi period (ekonomicheskie, sotsial’nye, filosofskie, pravovte aspekty) [Proceedings of International Research-to-Practice Conference on the issues of Post-Crisis Management of the Modern Innovative Society (economic, social, philosophical, legal aspects)].

- v 5-ti chastiakh [a 5-volume edition]. - ch. 3 [Volume 3]. - Saratov, KUBiK Publ., 2011.

6. Ovcharov, A. O., Turisticheskii kompleks v Rossii: tendentsii i riski [A Tourist Complex in Russia: Trends and Threats]. Moscow, Infra-M Publ., 2011.

7. Ryndach, M.F., Osnovy turizma: uchebnoe posobie [Tourism essentials: study guidebook]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2012.

8. Kharitonova, T.V., Krivosheeva, T.M., Razrabotka marketingovykh strategii razvitiia gorodskikh poselenii v Rossii. Telhnologii upravleniia sotsial’no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Defining a Marketing Strategy for Russian Town Development. Management Technologies for Regional Social and Economic Development], Materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Proceedings of II All-Russian Research-to-Practice Conference with International participation] - v 3kh chastiakh [a 3-part release]. - Ch.III [Part III]. - Ufa, ISEI UNTs RAN Publ., 2009.

9. Kharitonova T.V., Krivosheeva, Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty

predprinimatel’stva v sfere turizma [Organizational and Economic Aspects of Entrepreneurship in the Tourist Industry]. Moscow, FGBOU VPO MGUL Publ., 2012.

10. Kuskov, A.S., Dzhalalian, Iu.A., Osnovy turizma [Tourism Essentials]. Moscow, Knorus Publ., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.