требует осуществления кредитования данной сферы деятельности. Порой материальная база, инфраструктура туризма не дает возможности семейным предприятиям гостиничного хозяйства интенсивно развиваться, так как не хватает финансовых средств. Кроме этого существуют проблемы связанные с рисками при кредитования субъектов малого бизнеса.
Выводы и предложения. Исследуя данную проблему, мы пришли к оценке существующих проблем:
во-первых, для банков работа с малыми предприятиями, которые берут небольшие кредиты, неэффективна.
во-вторых, обычно для получения кредита субъекту МП необходимо представить перспективный, выгодный инвестиционный проект или бизнес-план.
в-третьих, отказа банков от работы с субъектами МП - это залоговое обеспечение кредита.
в-четвертых, это короткая кредитная история или ее полное отсутствие.
в-пятых, в том, что малые предприятия очень часто стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение.
В этой связи, мы рекомендуем:
- совершенствовать механизм предоставления кредитов малому бизнесу со стороны коммерческих банков; при этом увеличить количество привлеченных средств банков.
- расширить систему государственной поддержки малого бизнеса и совершенствовать законодательную базу в данном направлении;
- шире использовать международный опыт кредитования малого бизнеса;
Литература
1. Стратегия развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы Народное слово, 7 февраля 2017 год.
2. Концепция развитие туризма Республики Узбекистан до 2025 года. https://nrm.uz/contentf?doc=574255_koncepciya_razvitiya_sfery_turizma_v_respublike_uzbekistan_v_2019-2025_godah_(prilojenie_n_1_k_ukazu_prezidenta_ruz_ot_05_01_2019_g_n_up-5611)
3. Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс: краткий курс. - Москва.:Инфра 2015 год стр 27;111.
4. Деньги, кредит, банки. Под ред. А.Ю.Казака, М.С.Марамыгина, Москва, 2006 год.
2. Деньги, кредит, банки. автор Г.Н.Белоглазова, Москва, 2004 год
5. Постановление Президента Республики Узбекистан "О реализации программы каждая семья предприниматель" ПП № 3777 07.06.2018 года
3. Постановление Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по широкому привлечению населения к предпринимательству и развитию семейного предпринимательства в регионах". (от 07.03.2019 года).
6. www.stat.uz
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Бурхонова Наргиза Мирзохид кизи
Магистрант
Самаркандского института экономики и сервиса Киличова Орзигул Зафар кизи
Студентка
Самаркандского института экономики и сервиса
Annotatsiya. Ushbu maqolada korxonaladra sifatni boshqarishining zamonaviy usullarini joriy qilishning nazariy asoslari ma'lumotlarga tayanilangan holda yoritilgan. Sifat, boshqarish va sifatni boshqarish tushunchalari haqida ta'riflar keltirilgan va tahlil qilingan.
Аннотация. В данной статье описаны теоретические основы внедрения современных методов управления качеством на предприятиях. Описания качества, управления и управления качеством представлены и проанализированы.
Annotation. This article describes the theoretical foundations for the implementation of modern quality management methods in enterprises. Descriptions of quality, management and quality management are presented and analyzed.
Kalit so'zlar: Iqtisodiyot, sifat, boshqaruv, sifatni boshqaruv usullari, sifatni boshqarish funksiyalari.
Ключевые слова: Экономика, качество, управление, методы управления качеством, функции управления качеством.
Keywords:. Economics, quality, management, quality management methods, quality management fonctions.
В нынешних экономических условиях развитие рыночной экономики во всем мире установило новые приоритеты для развития национального производства. удовлетворение растущих потребностей населения; Создание национальной системы безопасности потребляемой продукции и др.
В связи с этим необходимо применять новый подход к решению указанных проблем: внедрение системы менеджмента качества. Обеспечение конкурентоспособности местной продукции, безопасность выпускаемой продукции и расширение экспорта отечественной продукции на мировые рынки направлены на достижение высококачественной продукции.
Интенсивная конкуренция за рубежом и технологическая сложность производства сделали обязательным наличие руководящих принципов управления качеством. [1]
В первые десятилетия 20 - века многие страны стали на путь интенсивного экономического развития и одновременно с этим изменилось отношение к проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом.
В 30 - годах в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших факторов повышения качества продукции становится качество "рабочей жизни", т. е. условий, в которых работает производственный персонал.
В конце 50 - годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности населения, важнейшим условием выживания компаний в жесткой конкурентной среде стало качество изделий. [2]
Сегодня для развития экономики страны стоит задача развивать частное предпринимательство, малый и средний бизнес, наращивать экспортный потенциал нашей страны и продвигать отечественную продукцию. Внедрение систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами стало актуальной задачей для эффективной реализации этих мер. [3]
Наша главная цель - исследовать технологии для управления качеством с точки зрения универсального управления качеством.
Прежде всего, остановимся на наиболее важных концепциях.
Качество - основа конкурентоспособности предприятия. Осознав эту истину, предприятия перешли от отдельных шагов в этом направлении к системным методам управления. Важность этого управленческого аспекта не уступает другим аналогичным процессам: управлению персоналом, снабжению, производственной деятельности, продвижению и другим. [4] _Для каждого предприятия и для каждой отрасли качество представляет собой решающий инструмент по поддержанию и повышению конкурентоспособности.
Управление качеством (англ. quality control) — деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству.
Менеджмент качества (англ. quality management) — общее руководство качеством — аспект руководства предприятием в целом, осуществляемый высшим руководством, которое обеспечивает ресурсами, в том числе — человеческими, организует работу по качеству (см. система менеджмента качества), взаимодействует с внешней средой, определяет политику и планы в области качества и принимает стратегические и важные оперативные решения по качеству. К выполнению указанных функций привлекаются все сотрудники предприятия, но ответственность за общее руководство качеством несёт высшее руководство.
Управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В примечании к этому определению сказано, что в эту деятельность обычно включают разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества. [5]
Управлять - значит, организовывать и сохранять эффективное функционирование какой-либо системы на пути к достижению ее цели. Если говорить об управлении качеством, его можно определить как действия, направленные на создание, использование, поддержание и усовершенствование способов влияния на качество выпускаемой продукции на всех этапах производства.
В таких определениях не в полной мере отражается суть управленческой деятельности, так как в них не отражены субъекты и объекты управления. В реальной действительности управление — это процесс воздействия субъекта на объект управления путём выполнения управленческих функций с учётом обратной связи с объектом.. Наглядно сущность управления может быть представлена следующим образом:
Управление — это воздействие субъекта на объект путём выполнения управленческих функций с обратной связью с объектом. [6]
Для объективности менеджмента качества вырабатываются и устанавливаются: качественные показатели; критерии уровня качества; факторы, оказывающие на него влияние; этапы достижения качества.
К функциям менеджмента качества относят такие направления деятельности предприятия, как: постановка задач руководства в области качества; прогнозирование и действия по планированию будущего качества; закрепление требований к качеству в учетной документации; изучение показателей качества готовой продукции; контроль над достижением этих показателей; разработка комплекса мероприятий по коррекции качества; стремление улучшить систему; несение ответственности за ненадлежащее качество. Методы менеджмента качества
Это те приемы, которые применяются на предприятии для достижения поставленных целей в области управления качеством. Они могут внедряться:
• извне - носить законодательный характер (например, федеральные законы о правах потребителей, безопасности зданий и сооружений и т.п.);
• изнутри - применяться руководством организации на основании внутренних нормативных актов, положений, приказов, распоряжений, директив и т.п.
Их можно разделить на несколько групп.
Административные методы - к ним относятся те формы управления, которые применяет руководство фирмы, регламентируя процессы контроля качества согласно собственным распоряжениям и соблюдением требований закона. К ним относят: о регламентирование - нормирование; о делегирование - выпуск распоряжений;
о дисциплинирование - установление ответственности, то есть наказания и поощрения. Социально-психологические методы предусматривают влияние на кадры, которые во многом обеспечивают качество, то есть на человеческий фактор. Среди них: о воспитательные; о мотивационные;
о психологические (позитивный климат, положительные примеры, рабочая атмосфера и т.п.). Экономические методы - управление качеством путем учета и воздействия на рыночные реалии. Среди «управления рублем» можно отметить: о финансовое стимулирование; о материальную заинтересованность исполнителей; о адекватное ценообразование; о инвестиции в качество и др.
Технологические методы отражают зависимость качества от организации производства. Различают: о технологическое регулирование процессов производства; о технологии контроля качества. [7]
Современная компания со своей продукцией на международном рынке использует все вышеупомянутые системы управления качеством для достижения запланированного качества продукции. Схематически это можно описать как «башню качества».
Форма «Башня Качества». 1 - контроль качества, 2 - управление качеством, 3 - планирование качества, 4 - экология качества.
Контроль качества на первом этаже башни, целью которого является предотвращение доставки бракованной продукции потребителю, в том числе с использованием статистических методов. Целью управления качеством второго этажа является повышение производительности продукции. Целью планирования качества на третьем этаже является обеспечение полного удовлетворения потребителей. Качественная экология, расположенная на четвертом этаже, нацелена на обеспечение качества своей продукции и эффективную интеграцию экологических требований. [8]
Современные пути внедрения системы управления качеством в результате дают возможность планомерной работы, повышающей конкурентные преимущества предприятия. Заказчики, особенно крупные, нередко перед заключением договора предпочитают удостовериться в качестве продукции. Презентационные и выставочные образцы не могут дать достоверной картины. Поэтому была введена система международных стандартов, соблюдение которой гарантирует заказчикам определенный уровень качества. [7]
С ее помощью:
• можно более эффективно работать с клиентурой, надежно удерживая постоянных заказчиков путем повышения их доверия;
• влиять на создание производственной культуры предприятия, когда персонал ощущает свою ответственность за результаты;
• повышается привлекательность компании для инвесторов;
• формируется позитивная репутация фирмы;
• предприятие становится более финансово устойчивым.
Foydalanilgan adabiyotlar го'ухаН:
[1] https://peskiadmin.ru/uz/quality-management-systems-introduction.html
[2] https://quality.eup.ru/DOCUM2/ukp.htm
[3] https://www.standart.uz/news/view?id=836
[4]https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/upravleniye-kachestvom-na-predpriyatii/
[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/%
[6] https ://ru.wikipedia. org/wiki/%
[7]https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/upravleniye-kachestvom-na-predpriyatii/
[8] https://peskiadmin.ru/uz/quality-management-systems-introductюn.html