Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК'

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ИНВЕСТИЦИИ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РИСКИ / САНКЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурфова С.А., Танашева Т.А.

В процессе функционирования предприятия и организации агропромышленного комплекса сталкиваются с серьезными трудностями. Одна из них состоит в дефиците оборотных средств. Такие специфические особенности аграрной экономики, как сезонность и длительность производственного цикла делают последствия этого явления более негативными, чем в других сферах деятельности. Сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют возможности обеспечить потребности в дополнительном оборотном капитале за счет собственных источников. Они вынуждены привлекать средства со стороны. Развитие сельского хозяйства невозможно без банковского кредитования. Аграрные формирования стремятся обеспечить непрерывное движение капитала за счет краткосрочного кредита, покрывающего разницу между общей потребностью в финансовых ресурсах и их имеющимися объемами. Таким образом, кредит обеспечивает стабильные условия хозяйственной деятельности, выступая балансовым фактором формирования финансовых ресурсов. В статье рассмотрены проблемы кредитования предприятий и организаций АПК, ограниченности в доступе к кредитным ресурсам и высокого кредитного риска субъектов малого и среднего бизнеса. Представлены государственные меры для поддержания кредитной системы, в том числе положения Государственной программы развития сельского хозяйства. Выявлены проблемы, которые еще предстоит решить в целях формирования надёжной и доступной системы финансово-кредитного обеспечения отечественных сельхозпроизводителей. В результате анализа сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования механизма льготного кредитования и определены его основные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF CREDITING ORGANIZATIONS OF THE AIC

In the process of functioning enterprises and organizations of the agro-industrial complex face serious difficulties. One of them is the shortage of working capital. Such specific features of the agrarian economy, as seasonality and duration of the production cycle make the consequences of this phenomenon more negative than in other areas of activity. Agricultural commodity producers do not have the ability to meet the need for additional working capital from their own sources. They are forced to raise funds from outside. The development of agriculture is impossible without bank lending. The agrarian formations strive to ensure the continuous flow of capital through short-term credit, which covers the difference between the total need for financial resources and their available volumes. Thus, the loan provides stable conditions for economic activity, acting as a balance factor in the formation of financial resources. The article examines the problems of lending to enterprises and organizations of the agro-industrial complex, limited access to credit resources and high credit risk for small and medium-sized businesses. State measures are presented to support the credit system, including the provisions of the State Program for the Development of Agriculture. The problems that have still to be solved in order to form a reliable and affordable system of financial and credit support for domestic agricultural producers are identified. As a result of the analysis, a conclusion was made on the need to further improving of the mechanism for concessional lending and its main directions were determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК»

УДК 631.16:658.14

Гурфова С. А., Танашева Т. А. Gurfova S. A., Tanasheva T. A. ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК THE PROBLEMS OF CREDITING ORGANIZATIONS OF THE AIC

В процессе функционирования предприятия и организации агропромышленного комплекса сталкиваются с серьезными трудностями. Одна из них состоит в дефиците оборотных средств. Такие специфические особенности аграрной экономики, как сезонность и длительность производственного цикла делают последствия этого явления более негативными, чем в других сферах деятельности. Сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют возможности обеспечить потребности в дополнительном оборотном капитале за счет собственных источников. Они вынуждены привлекать средства со стороны. Развитие сельского хозяйства невозможно без банковского кредитования. Аграрные формирования стремятся обеспечить непрерывное движение капитала за счет краткосрочного кредита, покрывающего разницу между общей потребностью в финансовых ресурсах и их имеющимися объемами. Таким образом, кредит обеспечивает стабильные условия хозяйственной деятельности, выступая балансовым фактором формирования финансовых ресурсов.

В статье рассмотрены проблемы кредитования предприятий и организаций АПК, ограниченности в доступе к кредитным ресурсам и высокого кредитного риска субъектов малого и среднего бизнеса. Представлены государственные меры для поддержания кредитной системы, в том числе положения Государственной программы развития сельского хозяйства. Выявлены проблемы, которые еще предстоит решить в целях формирования надёжной и доступной системы финансово-кредитного обеспечения отечественных сельхозпроизводителей. В результате анализа сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования механизма льготного кредитования и определены его основные направления.

Ключевые слова: аграрное кредитование, агропромышленный комплекс, государственная программа, инвестиции, кредитные организации, льготное кредитование, малый бизнес, риски, санкции, сельское хозяйство.

In the process of functioning enterprises and organizations of the agro-industrial complex face serious difficulties. One of them is the shortage of working capital. Such specific features of the agrarian economy, as seasonality and duration of the production cycle make the consequences of this phenomenon more negative than in other areas of activity. Agricultural commodity producers do not have the ability to meet the need for additional working capital from their own sources. They are forced to raise funds from outside. The development of agriculture is impossible without bank lending. The agrarian formations strive to ensure the continuous flow of capital through short-term credit, which covers the difference between the total need for financial resources and their available volumes. Thus, the loan provides stable conditions for economic activity, acting as a balance factor in the formation of financial resources.

The article examines the problems of lending to enterprises and organizations of the agro-industrial complex, limited access to credit resources and high credit risk for small and medium-sized businesses. State measures are presented to support the credit system, including the provisions of the State Program for the Development of Agriculture. The problems that have still to be solved in order to form a reliable and affordable system of financial and credit support for domestic agricultural producers are identified. As a result of the analysis, a conclusion was made on the need to further improving of the mechanism for concessional lending and its main directions were determined.

Key words: agrarian crediting, agro-industrial complex, state program, investments, credit organizations, preferential lending, small business, risks, sanctions, agriculture.

Гурфова Светлана Адальбиевна -

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 691 99 04 E-mail: gurf.sa@mail.ru

Танашева Тина Андарбиевна -

студент 3-го курса Института экономики,

ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ,

г. Нальчик

Тел.: 8 960 424 13 45

E-mail: fc.realmadrid.1985@mail.ru

Gurfova Svetlana Adalbievna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 691 99 04 E-mail: gurf.sa@mail.ru

Tanasheva Tina Andarbievna -

the third-year student of the Institute of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Tel.: 8 960 424 13 45

E-mail: fc.realmadrid.1985@mail.ru

Введение. Кредит - важный элемент экономического развития агропромышленного комплекса (АПК), его использование служит одним из источников создания аграрного капитала, основой процесса индустриализации данной сферы экономики. В современном государстве кредит, предоставляемый предприятиям и организациям АПК, выступает инструментом роста не только отдельно взятых субъектов хозяйствования, но и страны в целом, являясь одним из источников формирования финансовых ресурсов в агропромышленной сфере, необходимых для повышения эффективности деятельности производственных единиц, направленной на решение вопросов продовольственной безопасности.

Проблема кредитования агропромышленного сектора экономики является перманентно актуальной. С одной стороны, сельское хозяйство - сердцевина АПК - характеризуется специфическими особенностями, которые обусловливают необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. С другой стороны, финансово-кредитные институты, в частности, банки, аккумулирующие временно свободные денежные средства различных экономических субъектов, не особо сильно заинтересованы в кредитовании предприятий и организаций АПК, так как помимо управления традиционными для финансового сектора рисками, они вынуждены учитывать и специфические, возникающие в аграрной сфере в результате влияния факторов природно-климатического, биологического, сезонного характера.

Методология проведения исследования. При проведении исследования и изложении

материала применялись общие методы познания (анализ и синтез, аналогия, наблюдение, описание и обобщение).

Ход исследования. В условиях сложной макроэкономической ситуации, санкций, введенных США, ЕС и рядом других стран, абсорбируя все риски отрасли, АО «Россель-хозбанк» продолжает решать ряд разноплановых задач в обеспечении кредитными ресурсами аграриев. Однако дальнейшая экспансия санкций в отношении Российской Федерации, прежде всего, против банков с государственным участием, в том числе и Россельхозбан-ка, практически исключает его возможность привлекать зарубежное фондирование.

Возможности внутреннего финансового рынка не обеспечивают фондирование сопоставимого уровня срочности и стоимости, отвечающего рентабельности отраслей агропромышленного комплекса. При этом основным источником инвестиционной активности в отраслях АПК остаются заемные средства. Именно для поддержания кредитной системы, в частности, Россельхозбанка, в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [1] была выделена отдельная подпрограмма «Развитие финансово-кредитной системы АПК».

Разработанные экономические меры и принятые государственные программы по поддержке сельского хозяйства способствовали значительному качественному обновлению сферы аграрного кредитования. Но, несмотря на это, проблемы остались:

- в середине 2000-х годов, в системе кредитования сельхозпроизводителей с субсиди-

рованием процентной ставки по кредитам участвовали свыше 200 российских коммерческих банков. Затем активы коммерческих банков естественным образом перераспределились в пользу отраслей промышленности, которые характеризуются большей доходностью и меньшей рискованностью. В результате структура кредитного портфеля большинства банков, предоставляющих кредиты сельскохозяйственным предприятиям, не превышает 4%, в то время как на предприятия промышленности выделяется около 40%. В настоящее время кредитованием сельского хозяйства в России занимаются, в основном, два банка с государственным участием: Россель-хозбанк и Сбербанк РФ;

- постоянное наращивание кредитного портфеля Россельхозбанка не сопровождается адекватной качественной динамикой, наблюдается большое количество просроченных и пролонгированных кредитов, что негативно влияет на финансовую устойчивость банка;

- анализ практики кредитования позволил выявить ряд недостатков действующей системы субсидирования процентных ставок по кредитам. Речь идет о предоставлении субсидий без учета финансовых результатов деятельности заёмщика и эффективности инвестиционных проектов, а также длительности и многоэтапности процедуры получения субсидий [2].

Для того, чтобы создать надёжную и доступную систему финансово-кредитного обеспечения предприятий и организаций АПК следует, по нашему мнению, обратить особое внимание на следующие моменты:

- обеспечение ресурсной поддержкой банков, ориентированных на активное участие в процессе кредитования аграрных формирований. С большинством из них Россельхозбанк мог бы наладить отношения сотрудничества. Это обеспечило бы ему экономию части операционных затрат и диверсифицировало бы риски, которые в настоящее время практически полностью приходятся на него;

- изменение порядка субсидирования процентных ставок за предоставление кредита мелким сельскохозяйственным заёмщикам, которым данный путь финансовой поддержки в большинстве случаев становится недоступным из-за существенных затрат времени и средств на сбор и оформление необходимых документов;

- предоставление большей самостоятельности регионам в процессе определения приоритетов использования федеральных субсидий на поддержку АПК; увязывание их объема с качественными показателями эффективности производства - увеличением пашни, повышением урожайности и других;

- создание стимула для ввода в оборот простаивающих сельскохозяйственных земель и внедрения передовых агропромышленных технологий [3];

- организация кредитных бюро, в функции которых будут включаться проверка задекларированной информации о производственной и операционной деятельности агропромышленных предприятий; определение рейтинга надёжности заёмщиков на основе методик, разработанных совместно с банками, участвующими в кредитовании сельского хозяйства; организация публичных расчётов собственности на землю, информационных депозитариев.

Действующая система кредитования не обеспечивает равного доступа всех категорий заемщиков (особенно это касается малых предприятий) к выдаваемым средствам. В результате возникает проблема - высокий кредитный риск, так как не всегда у сельскохозяйственного товаропроизводителя есть возможность покрыть свою задолженность ликвидными активами в достаточном количестве. В настоящее время отмечается высокая доля просроченной ссудной задолженности, так как у многих заемщиков - преимущественно субъектов малого бизнеса в сфере АПК - недостаточно средств для ее покрытия.

Регулирование кредитной системы государством должно помочь ее стабилизировать и стимулировать развитие отрасли на расширенное воспроизводство, а также обеспечить наиболее широкий доступ к кредитным продуктам всех категорий заемщиков, предусматривая индивидуальный подход к каждому из них.

С 2017 года в механизм кредитной поддержки АПК были внесены изменения для устранения существовавших недостатков, повышения его оперативности и эффективности. Согласно Правилам [4], субсидии в размере ключевой ставки ЦБ РФ теперь предоставляются не сельскохозяйственным товаропроизводителям, а кредитным организациям, выдающим краткосрочные и инвестиционные

льготные кредиты аграриям. При этом российским кредитным организациям из федерального бюджета решено перечислять средства на возмещение недополученных ими доходов при предоставлении кредитов по льготной ставке от 1 до 5% годовых. Это связано с уровнем средней ставки по кредитам и ключевой ставки, которые составляют сегодня 15% и 10% соответственно.

Новый механизм выдачи льготных кредитов был запущен в регионах с началом подготовки к весенним полевым работам. В государственном бюджете были предусмотрены объемы льготных кредитов для сельхозпроизводителей на общую сумму 240,17 млрд. руб., в том числе краткосрочных кредитов - 129,46 млрд. руб., инвестиционных - 110,71 млрд. руб., которые разбиты по финансовым годам, плановым периодам, отраслям и объектам. В частности, на 2017 год расходы федерального бюджета на господдержку льготного кредитования заложены в объеме 21,3 млрд. руб. (на краткосрочные кредиты - 15,43 млрд. руб., на инвестиционные кредиты - 5,86 млрд. руб.). Направления целевого использования льготных кредитов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24.01.2017 г. №24 [5]. ЦБ РФ определил перечень из десяти банков на получение субсидий, с которыми были заключены соглашения. Также были отобраны еще 15 региональных банков в качестве уполномоченных [6]. Установлено, что право на получение данных кредитов имеют аграрные формирования, отвечающие критериям добросовестного налогоплательщика, не имеющие просрочек, в их отношении не должны быть возбуждены дела о несостоятельности (банкротстве).

Благодаря нововведениям, объемы вложений, направляемых государством в АПК в форме финансовой поддержки, существенно выросли - до 54%. Минсельхозом было одобрено 3185 заявок на субсидирование инвестиционных кредитов в объеме более 500 млрд. руб. Это почти в три раза больше, чем в предыдущем году [7].

Предполагалось, что новый механизм, устраняющий многие бюрократические проволочки, упростит многоступенчатую процедуру кредитования и будет иметь положительный эффект для развития сельского хозяйства. Однако, как отмечают эксперты, «резкий переход на новый механизм кредитования

стал шоком для всех: пилотный проект, который толком не успели опробовать, превратился в испытание и для банкиров, и для аграриев» [8].

Остается много вопросов и к системе распределения льготных кредитов: реестр заемщиков устанавливается непосредственно Министерством сельского хозяйства РФ, принцип формирования которого непрозрачен. В регионах уже возникли ситуации, когда предоставленные уполномоченному банку лимиты в пределах бюджетных ассигнований на запланированные цели, выбраны, но этих сумм недостаточно для удовлетворения потребностей данной отрасли. Многие заявки на получение кредита от агрокомпаний, переданные в федеральное аграрное агентство, остались без положительного решения. К тому же один крупный заемщик для своего инвестиционного проекта способен выбрать всю сумму утвержденного региону льготного кредита. Просчеты при разработке нового механизма кредитования АПК пытаются корректировать в рабочем порядке: размер господдержки на эти цели увеличен на 4 млрд. руб., хотя Минсельхоз и агрокомитет Госдумы на эти цели просили 19 млрд. руб. [8].

Результаты исследования. Введённый механизм льготного кредитования требует дальнейшего совершенствования. Во-первых, необходимо передать полномочия по составлению реестра заемщиков по краткосрочным кредитам от федерального центра субъектам РФ, поскольку логично предположить, что на местах лучше знают, «какие хозяйства в ближайшем будущем введут в оборот новые земли, кто собирается осваивать новую продукцию, а кто просто прикрывается бумагами, чтобы получить кредиты под опустевшие коровники или теплицы» [9].

Во-вторых, следует восстановить равнодоступность льготных кредитов для

всех производителей сельскохозяйственной продукции, независимо от их размера и организационно-правовой формы, включая малые формы хозяйствования, для которых планировалось выделять до 20% регионального объема льготных кредитов.

В-третьих, целесообразно пересмотреть лимиты льготных кредитов для

сельских товаропроизводителей с учетом сезонной потребности в привлекаемых ресурсах и не ограничивать имеющийся спрос, что,

несомненно, существенно облегчит финансовую нагрузку на аграрные формирования и приведет к росту объемов производства, столь необходимому в условиях продовольственных контрсанкций.

Кроме того, следует увеличить количество банковских учреждений, которые могли бы кредитовать аграрный сектор. Это позволит:

- увеличить объем внутренних средств на рынке кредитования предприятий и организаций АПК, что окажет положительное влияние на цену предоставляемых кредитов;

- используя возможности и приемы деятельности специализированных банков, формировать пакет с минимальным количеством документов и минимальными затратами времени на их подготовку;

- принимать активное участие в работе различного уровня программ подъема сельского хозяйства, концентрируя часть ресурсов в направлении развития кредитования агропромышленного комплекса.

Область применения результатов: предприятия и организации АПК.

Выводы. Таким образом, несмотря на значительные риски при кредитовании предприятий и организаций АПК, это направление является весьма перспективным. Его необходимо развивать и совершенствовать в целях повышения инновационности и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики. Однако для успешного развития рынка кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям необходима поддержка со стороны государства.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. Режим доступа: http: // mcx.ru/ activity/ state-support/ programs/program-2013 -2020/.

2. Шишкина Д.А. Совершенствование банковского кредитования предприятий АПК // В сборнике «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы международной научно-практической конференции». В 2-х частях. Научный центр «Диспут». 2017. С. 68-69.

3. Послание Президента Федеральному Собранию. Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/53379

4. Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке. Утверждено постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528 (ред. от 24.07.2017).

References

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya selskogo khozyajstva i regulirovaniya rynkov selskokhozyajstvennoj produktsii, syrya i pro-dovolstviya na 2013-2020 gg. Utverzhdena postanovleniem Pravitelstva Rossijskoj Federat-sii ot 14 iyulya 2012 g. № 717. Rezhim dostupa: http: // mcx.ru/ activity/ state-support/programs/ program-2013 -2020/.

2. Shishkina D.A. Sovershenstvovanie ban-kovskogo kreditovaniya predpriyatij APK // V sbornike «Nauka segodnya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: materialy mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii». V 2-h chastyah. Nauchnyj centr «Disput». 2017. S. 6869.

3. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobra-niyu. Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/ president/news/53379

4. Pravila predostavleniya iz federalnogo byudzheta subsidij rossijskim kreditnym organi-zatsiyam na vozmeschenie nedopoluchennykh imi dokhodov po kreditam, vydannym selskok-hozyajstvennym tovaroproizvoditelyam, organi-zatsiyam i individualnym predprinimatelyam, osuschestvlyayuschim proizvodstvo, pervich-nuyu i (ili) posleduyuschuyu (promyshlennuyu) pererabotku selskokhozyajstvennoj produktsii i ee realizatsiyu, po lgotnoj stavke. Utverzhdeno postanovleniem Pravitelstva RF ot 29 dekabrya 2016 g. № 1528 (red. ot 24.07.2017).

5. «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов». Приказ Минсельхоза России от 24.01.2017 № 24 (ред. от 07.08.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_212206/

6. «О методике определения системно значимых кредитных организаций». Указание ЦБ РФ от 22.078.2015 №3737-У. Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_184686/

7. Гурфова С.А., Катаева Е.Б. К вопросу об инвестиционной привлекательности предприятий АПК. Режим доступа: http://alley-science.ru/domains_data/files/11December/K% 20VOPROSU%20OB%20INVESTICIONNOY %20PRIVLEKATELNOSTI%20PREDPRIYaT IY%20APK.pdf

8. Кулистикова Т., Гончарова О. На льготное кредитование в АПК добавят 4 млрд. рублей. Агроинвестор, июнь 2017. Режим доступа: http: //www.agroinvestor.ru/investments/ news/27993-na-lgotnoe-kreditovanie-v-apk-dobavyat-4-mlrd-rubley/

9. Попова Л.В. Новый механизм кредитования АПК: плюсы и минусы // Вектор экономики. 2017. №8 (14). С. 21.

5. «Ob utverzhdenii perechnej napravlenij tselevogo ispolzovaniya lgotnyh kratkosroch-nykh kreditov i lgotnykh investitsionnykh kredi-tov». Prikaz Minselkhoza Rossii ot 24.01.2017 № 24 (red. ot 07.08.2017). Rezhim dostupa: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_212206/

6. «O metodike opredeleniya sistemno zna-chimykh kreditnykh organizatsij». Ukazanie TsB RF ot 22.078.2015 №3737-U. Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_184686/

7. Gurfova S.A., Kataeva E.B. K voprosu ob investitsionnoj privlekatelnosti predpriyatij APK. Rezhim dostupa: http://alley-science.ru/domains_data/files/11December/K% 20VOPROSU%20OB%20INVESTICIONNOY %20PRIVLEKATELNOSTI%20PREDPRIYaT IY%20APK.pdf

8. Kulistikova T., Goncharova O. Na lgot-noe kreditovanie v APK dobavyat 4 mlrd. Rub-lej. Agroinvestor, iyun 2017. Rezhim dostupa: http: // www.agroinvestor.ru/investments/news/2 7993-na-lgotnoe-kreditovanie-v-apk-dobavyat-4-mlrd-rubley/

9. Popova L.V. Novyj mekhanizm kredito-vaniya APK: plyusy i minusy // Vektor ekono-miki. 2017. №8 (14). S. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.