Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

3. Лапуста, М.Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай. - М.: Инфра-М, 2010. - 575 с.

4. Саяхова, Э.В. Риск банкротства предприятий и методы его предотвращения [Текст] / Э.В. Саяхова // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / Министерство с/х

Запольских Ю.А., к. э. н. Харисова Ю.Г.

Башкирский государственный аграрный университет

Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране [1].

По статистике более 30 % российских предприятий МСБ после года работы не выдерживают конкуренции и «сходят с дистанции». Наиболее частая причина — это отсутствие доступных средств на развитие, и решением данной проблемы может стать возможность взятия кредита в банке, причем с достаточно низкой процентной ставкой и выдаваемого на как можно более длительный срок [2].

Проблема кредитования МСБ в Российской Федерации остается нерешенной на протяжении долгого времени, хотя проблема в необходимости расширения доступа к кредитованию важна не только для предприятий МСБ, но и для банков. Ведь именно предприятия МСБ нужно рассматривать как основную клиентскую группу для мелких и средних банков, для успешной работы. По данным Минэкономразвития РФ, потребность предприятий МСБ в кредитах удовлетворяется всего на 30-40% от требуемого. Опыт зарубежных стран показывает, что именно предприятия МСБ производят основную часть ВВП [3].

Во многих развитых странах на долю МСБ приходится порядка 5080% ВВП, когда в России - 10-15%. Число занятых в МСБ в этих странах в 810 раз превышает тот же показатель в России.

В США льготный кредит для МСБ составляет 9% годовых. Во Франции для кредитования МСБ существует специальный фонд объемом 2 млрд. евро. В Германии в кризис выросло число микро кредитов (до 25 тыс. евро), причем, выдаются они под 4-6% годовых. А в Южной Корее в свое время было принято решение для банков о том, что не менее 35% кредитов получают именно предприятия МСБ. В России же в среднем процентные ставки составляют 15-18% годовых.

Достаточно большое влияние на ситуацию оказывают проблемы самих кредитных организаций: недостаток финансовых ресурсов, вынуждающий банки сократить объемы кредитования, включая кредитование предприятий МСБ; завышенная процентная ставка, не приемлемая для малых и средних предприятий; недоверие к предприятиям МСБ, что приводит к ужесточению условий кредитования (высокая процентная ставка, короткие сроки возврата, повышенные требования к поручителю, объему залога и пр.): длительное рассмотрение кредитных заявок, из-за чего кредиты становятся несвоевременными и теряют экономический смысл [4].

Проблемы должны решаться и со стороны банков, и со стороны кредиторов. Должен быть разработан четкий механизм поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне. Нужны жесткие правила регулирования работы коммерческих банков, достаточные для защиты интересов, как заемщиков, так и для банков.

Назрела необходимость программ льготного рефинансирования коммерческих банков, при условии последующего кредитования предприятий МСБ. Государство должно мотивировать МСБ к повышению прозрачности бизнеса и усилить контроль за достоверностью отчетных данных. Центробанк РФ должен контролировать процентные ставки коммерческих банков на предоставляемые кредиты, и упростить процесс получения кредитов для МСБ, максимально сократив сроки выдачи.

Необходимость вести общую клиентскую базу для коммерческих банков с кредитными историями различных субъектов МСБ с достоверной актуальной информацией о состоянии этих организаций на текущее время

[5].

Банки должны предоставлять на едином ресурсе исчерпывающую информацию о видах кредитования и необходимых условиях для их получения.

Если с обеих сторон отношения будут максимально прозрачны, и будут предприняты взаимные шаги к улучшению отношений, то в выигрыше будут и банки, которые будут иметь надежных клиентов, и предприятия МСБ, которые смогут вовремя получить необходимые деньги, и страна, при увеличении ВВП и уровня жизни населения [6].

Использованные источники:

1. Д. В. Веретенцев Система кредитования малого и среднего бизнеса н России Финансовый менеджмент - 2011, №2, с. 75

2. В.И. Демкович Полезное и практическое руководство по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства / Деньги и кредит - 2011, №3, с.76

Э.Запольских Ю.А., Бадикова А.С. Проблемы государственной поддержки малого бизнеса в РБ / Актуальные вопросы социально-экономического развития современного общества в условиях реформ. Материалы международной научно-практической конференции .Саратов ,2011.- с. 39-41.

4.Запольских Ю.А., Шамыкаева Ю.К. Управление финансовыми ресурсами в малом бизнесе / Актуальные проблемы управления современным обществом: по структурное развитие и модернизация (экономические ,социальные, философские ,правовые тенденции) Материалы международной научно-практической конференции .Саратов: Изд-во «Наука» 2012 с.210-212.

5. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 принят Гос. Думой 2.12.1990 : (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СПС «Консультант Плюс».

6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ : Принят Государственной Думой от 27 июня 2002 года (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.10.2011) // СПС «Консультант Плюс».

Запольских Ю.А., к. э. н.

доцент Сапарова Э.М. студент 3 курса БГАУ РБ, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В КРЕДИТНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе развития и совершенствования рыночных отношений прибыли коммерческих организаций принадлежит важная роль в обеспечении самофинансирования инновационного развития, формировании бюджетов всех уровней, решении социальных задач.

Кредитные организации являются специфическими учреждениями, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные в национальном хозяйстве денежные средства, а с другой — удовлетворяют разнообразные потребности юридических и физических лиц, как в денежных средствах, так и в определенных услугах. В связи с этим в распоряжении у кредитных организаций находятся: постоянно - собственные средства, временно — средства, принадлежащие другим субъектам хозяйствования, государству и гражданам [3].

Для государства очень важны такие организации, так как полученная ими прибыль облагается налогом, тем самым организация приносит не малый доход в бюджет государства [2].

Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Целью любого коммерческого предприятия это получение максимальной прибыли. Предприниматель всегда рискует своими денежными средствами, которые он вкладывает в свое дело, ведь это как лотерейный билет либо ты выигрываешь, либо нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.