Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ»

информационной кампании в поддержку реализации проекта включает в себя активную социальную рекламу проекта, а также проведение обучающих и разъяснительных мер среди населения с целью формирования инициативного потенциала граждан, необходимого для последующих этапов. Органы местного самоуправления должны провести оптимизацию мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения и требующих общественного участия. Формирование инициативных групп для участия в проекте по реализации инициатив местного сообщества должно осуществляться в рамках сотрудничества органов местной власти, граждан, общественных объединений и представителей всех заинтересованных организаций. На заключительном этапе осуществляется конкурсный отбор инициатив местного сообщества с целью оказания им содействия в реализации.

Мероприятия заключительного этапа позволят оценить эффективность реализации проекта по таким показателям, как количество создаваемых инициативных групп граждан и объединений, предлагающих проекты, направленные на решение местных проблем; количество заявок, содержащих инициативы местного сообщества, поданных на рассмотрение конкурсной комиссией; удельная доля жителей городского поселения, вовлеченная в реализацию проекта по поддержке местных инициатив.

Использованные источники:

1. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2012. С. 6.

2. Апресян Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность // Гражданское участие. Ответственность. Сообщество. Власть: неконцептуальный сборник. М., 2010. С. 31-32.

Саяхова Э.В. старший преподаватель Заманова Р.А. ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ

Россия, г. Уфа

УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

В современных условиях стремительно начала развиваться экономика страны, основными характеристиками которой является наличие здоровой конкуренции, способность быстрого реагирования на постоянные изменения внешней и внутренней среды, необходимость обеспечения эффективной и качественной деятельности предприятия, основным направлением в системе управления деятельностью любого предприятия является управление рентабельностью предприятия.

Любая коммерческая организация преследует цель получения прибыли. Однако полученная сумма прибыли еще ничего не говорит об эффективности функционирования предприятия. Важно и то, что для

получения данной суммы прибыли, какие ресурсы были задействованы, сколько средств было при этом потрачено, и какой объем работы был выполнен. Сопоставление прибыли с затратами и авансированными вложениями осуществляется с помощью коэффициентов рентабельности. Показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия, как в целом, так и с различных сторон [3].

Тема управления рентабельностью предприятия всегда актуальна, так как рентабельность имеет большое значение для принятия решений в области инвестирования, планирования, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов [2].

В данной статье будут рассмотрен вопрос, касающийся управления рентабельностью на предприятии.

Управление рентабельностью предприятия - это анализ всех доходов и расходов предприятия и управленческий учет на данном предприятии, а также конечный результат его финансовой деятельности. Основная цель управления рентабельностью организации - это полное обеспечение руководящего состава предприятия всей необходимой аналитической информацией по вопросам затрат и результатов деятельности данного предприятия в целом и его структурных подразделений в отдельности, которая необходима для принятия руководством тактических, оперативных и стратегических управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления [1].

Существует ещё порог рентабельности. Порог рентабельности - это такая выручка от продаж, при которой предприятие не имеет убытков, но и ещё не получило прибыль. После прохождения порога рентабельности предприятие начинает получать прибыль. Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности предприятия. Он свидетельствует о том, насколько предприятие может выдержать снижение выручки от продаж без серьезной угрозы для своего финансового положения, т. е. сохранит ли оно свою финансовую и платежеспособность, рентабельность на прежнем уровне [4].

Рассмотрим методы управления рентабельностью предприятия, поскольку в расчете любого показателя рентабельности принимает участие прибыль, то для повышения рентабельности предприятия нужно:

- увеличить объем товарооборота;

- изменить структуру товарооборота;

- ускорить продвижение товаров в торговую сеть;

- улучшить торгово-технологический процесс продажи товаров;

- воздействовать на численность и состав работников, а также задействовать систему экономического стимулирования их труда и поднять производительность труда (возможно, придется повлиять на техническую оснащенность рабочих мест);

- увеличить сумму оборотных средств;

- проверить порядок ценообразования;

- поработать с деловой репутацией предприятия;

- снизить текущие расходы, или перейти в режим экономии;

- улучшить состояние материально-технической базы предприятия;

- развить торговую сеть, поработав над территориальным расположением точек;

- организовать работу по своевременному взысканию дебиторской задолженности.

Методы управления рентабельностью предприятия вытекают из совокупности показателей, влияющих на ее изменение. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность это относительный показатель. Показатель рентабельности является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия, то есть характеризует относительную прибыльность этого предприятия. Результаты деятельности предприятия могут быть оценены такими показателями, как объем продаж, затраты и прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятия. Прежде всего, это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства. Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются показатели рентабельности.

Таким образом, для грамотного управления рентабельностью предприятия, необходимо управлять показателями, влияющими на ее изменение [1].

И для наиболее правильного и точного управления рентабельностью необходимо оптимизировать все показатели, даже не влияющие на нее напрямую.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что такой показатель как рентабельность помогает оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.

Использованные источники:

1. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа [Текст]: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 222 с.

2. Бондина, И.Н. Финансовая устойчивость предприятия - основа повышения эффективности производства [Текст]: журнал / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 9, 2010. - с. 18

3. Лапуста, М.Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай. - М.: Инфра-М, 2010. - 575 с.

4. Саяхова, Э.В. Риск банкротства предприятий и методы его предотвращения [Текст] / Э.В. Саяхова // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / Министерство с/х

Запольских Ю.А., к. э. н. Харисова Ю.Г.

Башкирский государственный аграрный университет

Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране [1].

По статистике более 30 % российских предприятий МСБ после года работы не выдерживают конкуренции и «сходят с дистанции». Наиболее частая причина — это отсутствие доступных средств на развитие, и решением данной проблемы может стать возможность взятия кредита в банке, причем с достаточно низкой процентной ставкой и выдаваемого на как можно более длительный срок [2].

Проблема кредитования МСБ в Российской Федерации остается нерешенной на протяжении долгого времени, хотя проблема в необходимости расширения доступа к кредитованию важна не только для предприятий МСБ, но и для банков. Ведь именно предприятия МСБ нужно рассматривать как основную клиентскую группу для мелких и средних банков, для успешной работы. По данным Минэкономразвития РФ, потребность предприятий МСБ в кредитах удовлетворяется всего на 30-40% от требуемого. Опыт зарубежных стран показывает, что именно предприятия МСБ производят основную часть ВВП [3].

Во многих развитых странах на долю МСБ приходится порядка 5080% ВВП, когда в России - 10-15%. Число занятых в МСБ в этих странах в 810 раз превышает тот же показатель в России.

В США льготный кредит для МСБ составляет 9% годовых. Во Франции для кредитования МСБ существует специальный фонд объемом 2 млрд. евро. В Германии в кризис выросло число микро кредитов (до 25 тыс. евро), причем, выдаются они под 4-6% годовых. А в Южной Корее в свое время было принято решение для банков о том, что не менее 35% кредитов получают именно предприятия МСБ. В России же в среднем процентные ставки составляют 15-18% годовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.