Научная статья на тему 'Проблемы коррупции в современном российском обществе и роль государства в борьбе с ней'

Проблемы коррупции в современном российском обществе и роль государства в борьбе с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / меры по противодействию коррупции / проблемы борьбы с коррупцией / причины коррупции / антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов / corruption / anti-corruption measures / anti-corruption problems / causes of corruption / anti-corruption expertise of regulatory legal acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов, Асият Абдулнасировна Гимбатова

Статья посвящена рассмотрению вопроса о проблемах противодействия коррупции в Российской Федерации. Отмечено, что, несмотря на сформированную правовую систему противодействия коррупции, она продолжает оставаться одной из серьезных угроз стабильному государственному развитию. Приведены некоторые меры, принимаемые государством по противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of corruption in modern Russian society and the role of the state in the fight against it

The article is devoted to the consideration of the problems of combating corruption in the Russian Federation. The authors note that despite the formed legal system of combating corruption, it continues to be one of the serious threats to stable state development. The article presents some measures taken by the state to combat corruption.

Текст научной работы на тему «Проблемы коррупции в современном российском обществе и роль государства в борьбе с ней»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 20 — 23. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):20—23.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 340 NIION: 2007-0062-4/21-002

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-20-23 MOSURED: 77/27-004-2021-04-202

Проблемы коррупции в современном российском обществе и роль государства в борьбе с ней

Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов1, Асият Абдулнасировна Гимбатова2

11 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 aibatov52@yandex.ru

2 avotabmig@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса о проблемах противодействия коррупции в Российской Федерации. Отмечено, что, несмотря на сформированную правовую систему противодействия коррупции, она продолжает оставаться одной из серьезных угроз стабильному государственному развитию. Приведены некоторые меры, принимаемые государством по противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, меры по противодействию коррупции, проблемы борьбы с коррупцией, причины коррупции, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Для цитирования: Айбатов М.М., Гимбатова А.А. Проблемы коррупции в современном российском обществе и роль государства в борьбе с ней // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 20 — 23. doi: 10.2441 1/ 2073-3305-2021-4-20-23.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Problems of corruption in modern Russian society and the role of the state in the fight against it

Magomednabi M. Aibatov1, Asiyat A. Gimbatova2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 aibatov52@yandex.ru

2 avotabmig@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the problems of combating corruption in the Russian Federation. The authors note that despite the formed legal system of combating corruption, it continues to be one of the serious threats to stable state development. The article presents some measures taken by the state to combat corruption.

Keywords: corruption, anti-corruption measures, anti-corruption problems, causes of corruption, anti-corruption expertise of regulatory legal acts

For citation: Aibatov M.M., Gimbatova A.A. Problems of corruption in modern Russian society and the role of the state in the fight against it // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):20—23. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-20-23.

В современном российском обществе коррупция является одной из актуальных и острых проблем, поскольку она пронизывает все сферы общественной жизни. Коррумпированность общества тормозит развитие современной России, сдерживает модернизацию экономической системы, угрожает национальной

© Айбатов М.М., Гимбатова А.А., 2021.

безопасности страны и в целом оказывает негативное воздействие на благосостояние всего населения.

В соответствии с п. 1 подп. «а» ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» «коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физи-

ческим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение деяний, указанных выше от имени или в интересах юридического лица» [1].

Очевидно, что коррупция в России — явление не новое. Она присутствовала в той или иной форме и объеме во все исторические периоды Российского государства. Являясь сложным, многогранным явлением, коррупция приобрела огромные масштабы в момент смены политических эпох и формирования независимой России. В ходе двадцатилетней трансформации российского общества коррупция стала нормой жизни не только чиновников, но и граждан. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает демократические институты государства и общества, подрывает доверие граждан к власти. Она отрицательно влияет на имидж страны в мировом сообществе. Высокая степень коррумпированности была обозначена как одна из причин, препятствующих вступлению России в ВТО.

Настоящее состояние коррупции в нашей стране определяется рядом причин. Во-первых, переходным состоянием государственных и общественных устоев, когда рвутся старые связи, и нет еще опыта в наработке новых правил. Во-вторых, прерывностью исторических корней и спонтанностью действий неоднократно меняющегося государственного аппарата, не способного в одиночку справиться с этим явлением. В-третьих, недостаточной профессиональной подготовкой государственных и муниципальных служащих. В-четвертых, традиционными недоработками в постановке правовой базы и сохранении культурных традиций прошлого. Таким образом, состояние коррупции в обществе определяется не только ее объемом и качеством, но и связью с государственными и муниципальными органами власти, их структурной зависимостью от состояния общественного производства.

Предваряя рассмотрение вопроса о роли государства в борьбе с коррупцией, процитируем одно из постановлений Верховного Суда Российской Федерации, в котором дается характеристика состояния правового регулирования противодействия коррупции в нашем государстве: «Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и

искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др. В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» [3].

Роль государства в противодействии коррупции — одна из главных в современной России, так как борьба с коррупцией является приоритетным направлением политики нашей страны.

Центральное место среди мер по противодействию коррупции занимают разрабатываемые и принимаемые государством нормативные правовые акты. Правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иные правовые акты, служащие борьбе с коррупционными проявлениями.

Нормативно-правовая база по борьбе с коррупцией сформирована относительно недавно и учитывает необходимые тенденции в данном направлении. Вместе с тем в научном мире отмечается необходимость дальнейшей углубленной разработки проблем развития и совершенствования антикоррупционного законодательства на доктринальном уровне [4]. Так как проблема коррупции носит масштабный и прогрессирующий характер, то и законодательство в данной сфере нуждается в постоянной доработке и улучшении.

Большую роль в противодействии коррупции играют конкретные меры, которые направлены на минимизацию данного явления в государстве и обществе, выявление лиц, замешанных в коррупции. Эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официаль-

2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

21

ных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» в России была введена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливается порядок ее проведения [2]. Институт антикоррупционной экспертизы все больше утверждается в практике российской государственности, является важнейшим инструментом осуществления антикоррупционной политики Российской Федерации.

Мы привели некоторые меры, принимаемые государством по борьбе с коррупцией. К сожалению, они не дают желаемых результатов. Чтобы достичь большей эффективности в решении этой проблемы, необходимо в первую очередь выявить ее корень, а именно: устранить причины, условия, которые способствуют коррупционным проявлениям. Основную роль здесь играет профилактическая и превентивная работа. Подрастающее поколение нужно воспитать в духе патриотизма, необходимости ведения честного и справедливого образа жизни.

Опыт прохождения Российской Федерацией международного антикоррупционного мониторинга выявляет проблемы недостаточности использования криминологически значимых данных, связанных с коррупционными реалиями. Ключевым источником этой проблемы является отсутствие на национальном уровне длящихся научных исследований в этой области, что в целом отражает нечастый случай их особой практической востребованности [5].

Важнейшую роль в противодействии коррупции играет местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти, как самая близкая к людям власть, создаваемая непосредственно населением для решения вопросов местного значения. Как отмечают А.М. Муртазалиев и С.Р. Бекишиева: «Коррупции на этом уровне способствуют политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость

институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций. Региональная специфика добавляет к перечисленному неразвитую политическую и правовую культуру граждан, слабость судебной системы, пренебрежение правом в угоду выгоде, безнаказанность при нарушении законодательства, клановость при решении политических и экономических вопросов» [6].

На наш взгляд, для решения этой проблемы нужно наделить местное самоуправление большей самостоятельностью, ограничить влияние на данный уровень власти, а также обозначить четкое определение полномочий муниципальных органов.

Подводя итог изложенному, приведем следующие предложения, которые, на наш взгляд, могли бы улучшить результат в противодействии коррупции:

■ антикоррупционное и в целом правовое просвещение граждан;

■ назначение на государственные и муниципальные должности только по конкурсу под четким электронным и строгим общественным контролем;

■ обеспечение эффективного общественного участия в процессах противодействия коррупции, развития институтов гражданского общества;

■ создание необходимых и достаточных условий для честной политической конкуренции;

■ осуществление действенного общественного и парламентского контроля за соблюдением нормативной базы Российской Федерации о противодействии коррупции;

■ установление свободного доступа государственным и муниципальным учреждениям для обращения по фактам коррупции.

Резюмируя все изложенное, мы пришли к выводу, что роль государства в борьбе с коррупцией основополагающая, но она не принесет никаких результатов без сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. В противодействии коррупции важны не только меры государственного принуждения, но и участие общественных институтов.

Список источников

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 26 мая 2021 г. № 155-ФЗ) // URL: http://

www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_ 82959/ (дата обращения: 12.10.2021).

2. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. от 11 октября 2018 г.) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_89553/ (дата обращения: 13.10.2021).

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 6 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24 декабря 2019 г. № 36) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_149092/ (дата обращения: 12.10.2021).

4. Беляева Г.С., Добродомова A.A. Некоторые проблемы противодействия коррупции в российской федерации / / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-3. С. 147—149.

5. Бидова Б.Б. Антикоррупционный мониторинг в государственной политике противодействия коррупции в России // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 573—575.

6. Муртазалиев AM., Бекишева С.Р. Правовые проблемы противодействия коррупции / / Юридический вестник ДГУ. 2013. № 1. С. 108—115.

References

1. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption" (as amended on May 26, 2021 No. 155-FZ) // URL: http://www. consultant.ru / document/cons_doc_LAW_82959 / (date of access: 12.10.2021).

2. Federal Law of July 17, 2009 No. 172-FZ "On anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts" (as amended on October 11, 2018) // URL: http: //www. consultant. ru / document / cons_doc_LAW_89553 / (date accessed: 13.10.2021).

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated July 6, 2013 No. 24 "On judicial practice in cases of bribery and other corruption crimes" (as amended on December 24, 2019 No. 36) // URL: http: // www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_ 149092 / (date accessed: 12.10.2021).

4. Belyaeva G.S., Dobrodomova AA. Some problems of combating corruption in the Russian Federation / / International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. No. 4-3. P. 147—149.

5. Bidova B.B. Anti-corruption monitoring in the state policy of combating corruption in Russia // Young Scientist. 2015. No. 21 (101). P. 573—575.

6. Murtazaliev A.M., Bekisheva S.R. Legal problems of combating corruption / / Legal Bulletin of DSU. 2013. No. 1. P. 108—115.

Информация об авторах

М.М. Айбатов — доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права Юридического института;

А.А. Гимбатова — магистрант 2-го курса обучения Юридического института.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

M.M. Aybatov — doctor of law, professor of the Department of history of state and law of the Law Institute;

A.A. Gimbatova — 2nd year master's student of the Law Institute.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.11.2021; одобрена после рецензирования 26.1 1.2021; принята к публикации 07.12.2021.

The article was submitted 11.11.2021; approved after reviewing 26.1 1.2021; accepted for publication 07.12.2021.

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.