Научная статья на тему 'Коррупция как фактор криминализации экономики России'

Коррупция как фактор криминализации экономики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / национальные интересы и безопасность / криминализация экономики / антикоррупционная политика / corruption / national interests and security / criminalization of the economy / anti-corruption policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алина Олеговна Разуваева

Проблема распространения коррупции в современном мире отнесена к числу главных задач ведущих мировых государств, включая Российскую Федерацию. Об этом свидетельствуют принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований нормативные правовые акты, стратегическая цель которых — минимизировать, а впоследствии ликвидировать коррупционные проявления в государстве. Влияние различных факторов наделяет коррупцию международным характером. Основными из них являются глобализация, определяющая экономическую прозрачность национальных границ, свободное перемещение капитала, товаров, рабочей силы и т.д., а также криминализация национальных экономик. В связи с этим важным и дискуссионным остается вопрос о причинах данного негативного проявления, которые на сегодняшний момент не представляется возможным искоренить в полной степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption as a factor of criminalization of the Russian economy

The problem of the spread of corruption in the modern world is one of the main tasks of the world’s leading states, including the Russian Federation. This is evidenced by the regulatory legal acts adopted both at the federal level and at the level of the subjects of the Russian Federation and municipalities, the strategic goal of which is to minimize and subsequently eliminate corruption manifestations in the state. The influence of various factors gives corruption an international character. The main ones are globalization, which determines the economic transparency of national borders, the free movement of capital, labor goods, etc., as well as the criminalization of national economies. In this regard, the question of the causes of this negative manifestation remains important and debatable, which at the moment it is not possible to completely eradicate.

Текст научной работы на тему «Коррупция как фактор криминализации экономики России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 179—184. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):179 — 184.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 328.185 NIION: 2007-0062-4/21-041

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-179-184 MOSURED: 77/27-004-2021-04-241

Коррупция как фактор криминализации экономики России

Алина Олеговна Разуваева

Институт законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Проблема распространения коррупции в современном мире отнесена к числу главных задач ведущих мировых государств, включая Российскую Федерацию. Об этом свидетельствуют принимаемые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований нормативные правовые акты, стратегическая цель которых — минимизировать, а впоследствии ликвидировать коррупционные проявления в государстве.

Влияние различных факторов наделяет коррупцию международным характером. Основными из них являются глобализация, определяющая экономическую прозрачность национальных границ, свободное перемещение капитала, товаров, рабочей силы и т.д., а также криминализация национальных экономик. В связи с этим важным и дискуссионным остается вопрос о причинах данного негативного проявления, которые на сегодняшний момент не представляется возможным искоренить в полной степени.

Ключевые слова: коррупция, национальные интересы и безопасность, криминализация экономики, антикоррупционная политика

Для цитирования: Разуваева А.О. Коррупция как фактор криминализации экономики России // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 179—184. ¿Ы: 10.24411/2073-3305-2021-4-179-184.

INTERDISCIPLINARY RESEARCH

Original article

Corruption as a factor of criminalization of the Russian economy

Alina O. Razuvaeva

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The problem of the spread of corruption in the modern world is one of the main tasks of the world's leading states, including the Russian Federation. This is evidenced by the regulatory legal acts adopted both at the federal level and at the level of the subjects of the Russian Federation and municipalities, the strategic goal of which is to minimize and subsequently eliminate corruption manifestations in the state.

The influence of various factors gives corruption an international character. The main ones are globalization, which determines the economic transparency of national borders, the free movement of capital, labor goods, etc., as well as the criminalization of national economies. In this regard, the question of the causes of this negative manifestation remains important and debatable, which at the moment it is not possible to completely eradicate.

Keywords: corruption, national interests and security, criminalization of the economy, anti-corruption policy For citation: Razuvaeva A.O. Corruption as a factor of criminalization of the Russian economy // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):179—184. (In Russ.). doi: 10.24411/ 2073-3305-2021-4-179-184.

В действующем российском законодательстве понятие коррупции содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ, в котором определение коррупции представлено в виде некоего симбиоза различных преступлений, уже известных современному уголовному закону. Преимущественно речь идет о

© Разуваева А.О., 2021.

тех из них, которые в качестве основного квалифицирующего признака имеют указания на специальный субъект (должностное лицо) или на использование «своего служебного положения», например, как это следует из ч. 3 ст. 159 УК РФ. Другой, не менее специфической особенностью в определении понятия «коррупция» является наличие корыстной цели.

Данная трактовка необходима для законодательного регулирования уголовно наказуемых

деяний, однако приведенное толкование не дает права называть коррупцией другие формы коррумпированного поведения.

Современная криминогенная обстановка требует рассматривать это явление несколько шире. В связи с этим научная дискуссия о сущности и формах коррупции ведется представителями разных отраслей знания, включая философию, экономику, психологию, криминологию, юриспруденцию.

При изучении коррупции необходимо понимать, что исследование данного негативного проявления подразумевает поиск причин его возникновения, научно-правовой анализ структуры данной проблемы, форм ее развития с целью совершенствования борьбы государства в лице ОВД с данной угрозой. Коррупционные преступления обладают высоким индексом латентности. Минимальное количество заявлений о преступлениях коррупционного характера связано с тем, что большинство лиц не заинтересованы в пресечении данной незаконной деятельности, а напротив, имеют личный интерес и выгоду.

Основной показатель качественного функционирования органов государственной власти — это отсутствие коррупции или ее низкий уровень. Правительство Российской Федерации не умаляет значимость данной угрозы, которая достаточно прочно укоренилась в стране и проникла во все сферы общества. Коррупция в органах государственной власти — это злоупотребление ради личной выгоды, вопреки законодательству, доверенным обязанностям, функциям и полномочиям, что ведет к недополучению денег в бюджет страны, ухудшению делового инвестиционного климата, неэффективности использования бюджетных средств, росту теневой экономики, уменьшению притока налогов, что представляет собой угрозу национальных интересов и безопасности страны.

Наиболее коррумпированные направления деятельности в России [2]:

■ получение разрешений, справок, лицензий;

■ контроль, надзор за предпринимательской деятельностью;

■ государственные и муниципальные закупки;

■ выполнение санитарно-эпидемиологических норм (наиболее актуальное направление в период распространения коронави-русной инфекции).

При этом, как было отмечено ранее, с коррупцией нужно бороться, устраняя в первую очередь ее причины, а не только проявления.

Причинами коррупционных проявлений можно назвать следующие [3]:

■ человеческий фактор, основанный на желании быстрого обогащения и проявлении

таких качеств, как корыстность, зависть, жадность и др.;

■ правовые причины, среди которых можно отметить наличие пробелов и коллизий и, как следствие, отсутствие недвусмысленной законодательной базы; недостатки в деятельности правоохранительной системы; неадекватные меры наказания по коррупционным делам; подпадающая под влияние при вынесении решений судебная система (посредством взяток, кумовства, землячества и пр.), порождающая безнаказанность одних и беспомощность других;

■ политические причины, проявляющиеся в отсутствии либо формальности конкуренции в политике;

■ административные барьеры — речь идёт о неэффективном и неповоротливом бюрократическом государственном управлении. Государственные органы в своей работе отличаются непрозрачностью, отсутствием гласности, слабым кадровым потенциалом, множество административных преград порождает все большую зависимость обычного гражданина от чиновника, отсутствие автоматизации и цифровизации процессов влечет необходимость живого общения с услугодателями. Следует отметить, что, как и большинство постсоветских государств, Россия отличается достаточно массивным бюрократическим аппаратом;

■ экономические причины, основанные монополизации и приватизации государством отраслевых секторов экономики. Такое положение сказывается на отсутствии конкуренции, дает широкие полномочия чиновникам при принятии решений по управлению и распоряжению дефицитными благами, выполнению разрешительных функций, слабой и неэффективной контрольно-надзорной системе;

■ информационные причины, связанные с недостаточной гласностью и открытостью в предоставлении информации со стороны государственных структур, неполной информированности граждан о масштабах и итогах деятельности, и как итог, незаинтересованности в мобилизации на борьбу с коррупцией.

Стоит отметить, что коррупция способствует развитию мошенничества и уклонению от уплаты налогов. Вследствие этого сокращается число налогоплательщиков и уменьшаются доходы в бюджет государства. Это увеличивает деятельность государственных служащих в неформаль-

ной сфере и создает порочный круг. Все это приводит к тому, что международная помощь оказывается неэффективной, так как большие суммы денежных средств перенаправляются на другие секторы деятельности.

Коррупция снижает качество услуг, оказываемых представителями государственной власти, образования и здравоохранения. Вследствие ухудшения услуг граждане дают взятки представителям государственной власти и тем самым порождают развитие коррупции в стране, а государственные служащие берут эти взятки, тем самым возникает симбиоз организованной преступности в коррупционной сфере и, соответственно, у граждан снижается степень доверия к представителям государственной власти.

В политической сфере отрицательные последствия коррупции проявляются в подрыве международной репутации страны и способствуют ее политической и экономической изоляции. Так, в докладе «Экспорт коррупции 2020» международной компании Transparency International Россия была включена в группу стран, которые практически не принимают необходимых мер по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, при этом доля России в мировом экспорте составляет 1,9% [6].

Перечисленные последствия взаимосвязаны между собой и в целом рост одних последствий способствует росту других, а с расширением и совершенствованием путей и методов коррупции существует риск роста последствий.

Еще в 2013 г. была определена структура ущерба от коррупции по сферам жизнедеятельности, в которой преобладают бюджетная — 54% , социальная — 25,7% и финансовая — 12,5% [5]. На сегодняшний день структура ущерба в целом осталась неизменной.

Следует отметить, что в Уголовном кодексе РФ отсутствует понятие «коррупционные преступления», что в то же время не дает оснований не учитывать данную уголовно-правовую категорию. Общественная опасность преступления заключается в характере и степени вреда, причиняемого им обществу.

Коррупционные преступления могут быть совершены как в форме действия, так и в форме бездействия. С учетом особенностей субъективной стороны коррупционных преступлений бездействие в данном случае, как правило, принимает форму отказа от выполнения действий, необходимость совершения которых предписана нормативными правовыми актами, регламентами или должностными инструкциями. При этом последствия совершения коррупционных право-

нарушений не предусмотрены в диспозиции конкретных статей УК РФ и какого-либо значения для квалификации не имеют. Помимо указанного, для ряда коррупционных преступлений важной особенностью является способ его совершения.

Анализируя сведения о состоянии коррупционной преступности и результатах деятельности ОВД по раскрытию данных преступлений в 2012—2020 гг., можно отметить, что средний удельный вес преступлений коррупционной направленности от общего количества преступлений равен 1,6% (табл. 1). Раскрываемость преступлений коррупционной направленности находится на высоком уровне. Так, среднее значение за рассматриваемый период составляет 96,52%, что свидетельствует об эффективной работе ОВД по данному направлению. Однако следует отметить значительное снижение количества зарегистрированных преступлений. Так, темп роста за анализируемый период составил -37,7%, учитывая стагнацию индекса восприятия коррупции, такое положение свидетельствует о недостаточно эффективной системе выявления преступлений коррупционной направленности.

Детерминанты коррупции в органах власти субъектов РФ в зависимости от характера и направленности их воздействия можно разделить на две группы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние детерминанты:

■ несовершенство нормативного регулирования деятельности органов власти субъектов РФ;

■ невысокая оплата труда сотрудников органов власти субъектов РФ;

■ несовершенные методы осуществления контроля за работой сотрудников органов власти со стороны общественных организаций;

■ разрушительное воздействие на общественное сознание СМИ, пропаганда культа жестокости, насилия, романтизация преступников.

Внутренние детерминанты:

■ некачественный подбор и расстановка кадров в органах власти;

■ негативный пример поведения руководителей органов власти субъектов РФ и других сотрудников;

■ формальное проведение воспитательной работы с личным составом;

■ профессиональная деформация сотрудников органов власти субъектов РФ;

■ отсутствие эффективной системы предупреждения и пресечения коррупции в органах власти субъектов РФ.

Таблица 1. Сведения о состоянии преступности и результатах деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений коррупционной направленности в 2012—2020 гг.

Год Удельный вес Зарегистрировано в отчетном периоде Окончено расследованием либо разрешено (раскрыто) Раскрываемость, % Не раскрыто

Всего +,- % Всего Всего +,- %

2012 2,2 49 513 _ 43 095 _ 96,3 1653 _

2013 1,9 42 506 -14,2 41 308 -4,1 96,5 1490 -9,9

2014 1,5 32 060 -24,6 31 327 -24,2 96,2 1225 -17,8

2015 1,4 32 037 -0,1 29 269 -6,6 97,0 908 -25,9

2016 1,5 32 924 1,4 30 256 2,1 97,2 868 -5,4

2017 1,4 29 634 -10,0 26 932 -11,0 97,3 741 -14,6

2018 1,5 30 495 2,9 27 997 4,0 96,2 1109 49,7

2019 1,5 30 991 1,6 28 175 0,6 97,0 874 -21,2

2020 1,5 30 813 -0,6 28 058 -0,4 95,0 1492 70,7

Политика борьбы с коррупцией позволила сформировать достаточно обширную правовую базу ее противодействия, которая обновляется с учетом требований, диктуемых временем, а также с учетом федеративного устройства РФ.

Другой вопрос, насколько действенной является эта база и позволяет ли она охватить все нюансы, связанные с антикоррупционной борьбой. Высокий уровень коррупции при исполнении служебных обязанностей является большим препятствием для улучшения эффективности противодействия коррупции. На наш взгляд, для улучшения эффективности противодействия коррупции необходимо реализовать следующие меры:

■ увеличение заработной платны сотрудникам правоохранительных, муниципальных, государственных органов; при этом подразделениями, осуществляющими надзор, проводить мониторинг расходов и иных доходов всех членов семьи каждого служащего;

■ обновление кадрового состава методом исключения менее квалифицированных сотрудников и набора грамотных специалистов;

■ совершенствование методических рекомендаций и разработка литературы узкой направленности по отдельным видам экономических преступлений с привлечением опытных сотрудников руководящего звена;

■ пресечение возможности руководителей принимать решение о привлечении или не-

привлечении должностных лиц к ответственности.

Результативность политики по противодействию коррупции в органах власти можно сопоставить в первую очередь с финансовым состоянием, которое в своем роде является соотношением различных показателей эффекта (результата) затрат материальных и трудовых, используемых для его достижения. Кроме того, такое понятие, как «результативность», в научной практике связывают с эффективностью или успешностью. Успешной можно назвать деятельность, которая заслуживает одобрения либо общей позитивной оценки. Успешность политики антикоррупционной направленности определяется не только по крупным делам, которые своей масштабностью «заглушают» реальное положение дел, а по исследованию мониторингового контроля. Так, в органах внутренних дел эффективность борьбы с коррупцией оценивается непосредственно как количество выявленных и раскрытых фактов коррупции.

Стремительно развивающаяся в эпоху глобализации цифровая действительность требует совершенствования деятельности МВД России по противодействию коррупции в корпорациях по следующим направлениям:

1) своевременное нормативно-правовое регулирование новых аспектов в деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, возникающих в условиях непрерывной цифровой трансформации;

2) формирование адаптированных к современным реалиям времени образовательных программ

для сотрудников правоохранительных органов и представителей корпораций, позволяющих успешно осваивать информационные и антикоррупционные междисциплинарные компетенции в условиях глобализации и цифровой действительности;

3) надлежащее кадровое обеспечение. Подготовка кадров МВД России в целях эффективного применения цифровых антикоррупционных технологий в деятельности по противодействию коррупции в корпорациях может включать:

■ прохождение стажировки с целью овладения цифровыми антикоррупционными технологиями, применяемыми внутри корпораций;

■ обязательное обучение сотрудников МВД России, осуществляющих противодействие коррупции в корпорациях, соответствующим образовательным программам и прохождение курсов повышения квалификации по вопросам применения цифровых антикоррупционных технологий;

■ совместная разработка МВД России и представителями корпораций научно обоснованных рекомендаций по применению и внедрению данных цифровых технологий в целях противодействия коррупции в данных организациях;

■ увеличение спектра информационных ресурсов, используемых в МВД России, за счет овладения цифровыми технологиями по противодействию коррупции, применяемых в корпорациях;

4) создание цифровой платформы и современной цифровой инфраструктуры, позволяющей внедрять и применять перспективные информационные технологии в деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в корпорациях;

5) обеспечение цифровой безопасности путем максимального учета рисков (в том числе коррупционных), которые могут возникать в условиях глобализации и цифровой действительности;

6) создание эффективного согласованного взаимодействия МВД России с другими антикоррупционными субъектами в условиях цифровой реальности.

Таким образом, борьба с коррупцией может быть эффективной только при системном подходе в реализации антикоррупционной политики. В первую очередь необходимо организовать качественное взаимодействие всех правоохранительных органов по противодействию коррупции. В рамках совершенствования процесса противо-

действию коррупции в органах власти ОВД можно рекомендовать соблюдение указанных выше рекомендаций. При этом максимальный эффект будет достигнут только при всесторонней и постоянной реализации отраженных правил и мер.

Подводя итог, можно сделать вывод, что приоритетным направлением противодействия коррупции является совершенствование законодательства в сфере антикоррупционной политики.

Так как основным звеном в борьбе с коррупционными преступлениями являются органы внутренних дел, целесообразно разработать и рекомендовать к внедрению внутренний документ, который будет регламентировать антикоррупционную политику в ОВД. Такая антикоррупционная политика позволит сократить время, затрачиваемое на реализацию мероприятий антикоррупционной деятельности, и снизить число коррумпированных сотрудников. Следовательно, для предотвращения коррумпированности среди сотрудников органов власти необходимо постоянно улучшать и реализовывать антикоррупционную политику по противодействию коррупции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Бухарина Н.П. Основные подходы к пониманию коррупции в международных правовых актах / / Научно-практический журнал Юридическая мысль. 2015. № 2. С. 72—77.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла участие в 86-м пленарном заседании Группы государств против коррупции // Официальный сайт Высшей школы экономики. URL: https://genproc.gov.ru/anticor/internatio-nalcooperation / greco/document-1892938/ (дата обращения: 11.10.2021).

3. Коррупция глазами инвесторов: кто виноват и что делать? // URL: https://www.invest-rating.ru/financial-encyclopedia/?id=188 (дата обращения: 30.11.2020).

4. Краснова КА Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции: монография. М.: Проспект, 2015.

5. Купрещенко Н.П., Федотова ЕА. Оценка современного состояния коррупции в России // Вестник экономической безопасности. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-sovremennogo-sostoyaniya-korruptsii-v-rossii (дата обращения: 01.12.2020).

6. Россия не борется с проблемой подкупа иностранных должностных лиц: доклад Transparency International «Экспорт коррупции 2020» // URL: https://transparency.org.ru/ (дата обращения 15.10.2021).

7. Синельщиков Ю.П. Пути реализации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции в россий-ском законодательстве и прокурорской практике / / Законность. 2017. №№ 2. С. 5—9.

8. Эффективные исследования современности // Сборник научных работ X Междунар. науч. конф. Евразийского научного объединения. М.: ЕНО, 2015.

References

1. Bukharina N.P. Basic approaches to understanding corruption in international legal acts / / Scientific and practical journal Legal Thought. 2015. No. 2. P. 72—77.

2. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation took part in the 86th plenary meeting of the Group of States against Corruption / / Official website of the Higher School of Economics. URL: https://genproc.gov.ru/anticor/internationalco-operation / greco/documents-1892938/ (accessed date: 11.10.2021).

3. Corruption through the eyes of investors: who is to blame and what to do? / / URL: https://

www.invest-rating.ru/financial-encyclopedia/ ?id=188 (date accessed: 30.11.2021).

4. Krasnova K.A. Criminal policy of the European Union in the field of anti-corruption: monograph. M.: Prospect, 2015.

5. Kupreshchenko N.P., Fedotova E.A. Assessment of the current state of corruption in Russia / / Bulletin of economic security. 2015. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sovremennogo-sostoyaniya-korruptsii-v-rossii (date of access: 01.12.2020).

6. Russia is not fighting the problem of bribery of foreign officials: Transparency International report "Export of Corruption 2020" // URL: https:// transparency.org.ru/ (date of access 15.10.2021).

7.Sinelshchikov Yu.P. Ways of implementing Article 20 of the UN Convention against Corruption in Russian legislation and prosecutorial practice // Legality. 2017. No. 2. P. 5—9.

8. Effective studies of modernity // Collection of scientific papers of the X International Scientific Conference of the Eurasian Scientific Association. M., 2015.

Информация об авторе

А.О. Разуваева — студент 1-го курса магистратуры Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Information about the author A.O. Razuvaeva — 1st year graduate student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 12.11.2021; принята к публикации 26.1 1.2021.

The article was submitted 29.10.2021; approved after reviewing 12.11.2021; accepted for publication 26.1 1.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.