Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7853
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / коррупционные преступления / личность коррупционера / антикоррупционная политика / corruption / corruption crimes / the identity of the corrupt official / anti-corruption policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Александрович Грачев, Елена Викторовна Стебенева, Игорь Валерьевич Степанов

В статье раскрыты современные тенденции коррупционной преступности России; проводится анализ структуры и видов данного вида деяний; уделяется отдельное внимание взяточничеству как наиболее общественно опасной форме проявления коррупции; раскрываются черты современного преступника-коррупционера. В исследовании состояния коррупционной преступности авторами используются как статистические данные, так и результаты общественного мнения, что позволяет объективно и всесторонне раскрыть коррупцию как феномен современного общества. Определяются направления проводимой в России антикоррупционной политики, осуществляемой на основе национальных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of corruption crime in Russia

The article reveals the current trends of corruption crime in Russia; analyzes the structure and types of this type of acts; pays special attention to bribery as the most socially dangerous form of corruption; reveals the features of a modern criminal-corrupt official. In the study of the state of corruption crime, the authors use both statistical data and the results of public opinion, which allows them to objectively and comprehensively reveal corruption as a phenomenon of modern society. The directions of the anticorruption policy carried out in Russia, implemented on the basis of national plans, are determined.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ»

УДК 343.9 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-93-98

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

Юрий Александрович ГРАЧЕВ, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России super.19692012@yandex.ru

Коррупция, являясь негативным социальным явлением, актуализирует необходимость исследования и противодействия правонарушениям коррупционной направленности во всем мире. Наиболее общественно опасным проявлением данного феномена являются коррупционные преступления, имеющие распространение во всех сферах жизнедеятельности, начиная от «бытового» уровня (бытовая коррупция) до злоупотреблений, взяточничества высших должностных лиц государственных органов; подкупа управляющих коммерческими организаций, корпораций.

В современной России одной из угроз национальной безопасности является коррупция, по-

Елена Викторовна СТЕБЕНЕВА, кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России

st.el@list.ru

этому предупреждение коррупционных общественно опасных деяний — одно из приоритетных направлений государственной политики нашей страны.

Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, в 2019 г. зарегистрировано 30 991 преступление коррупционной направленности, что на 495 преступлений больше, чем в 2018 г.

При этом в 2020 г. наблюдается небольшое снижение преступлений данной категории — 30 813, что на 178 зарегистрированных преступлений меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [11].

Однако отмечается возрастание количества зарегистрированных фактов взяточничества как

Игорь Валерьевич СТЕПАНОВ, кандидат юридических наук, Санкт-Петербургский университет МВД России bayker2009@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрыты современные тенденции коррупционной преступности России; проводится анализ структуры и видов данного вида деяний; уделяется отдельное внимание взяточничеству как наиболее общественно опасной форме проявления коррупции; раскрываются черты современного преступника-коррупционера. В исследовании состояния коррупционной преступности авторами используются как статистические данные, так и результаты общественного мнения, что позволяет объективно и всесторонне раскрыть коррупцию как феномен современного общества.

Определяются направления проводимой в России антикоррупционной политики, осуществляемой на основе национальных планов.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, личность коррупционера, антикоррупционная политика.

Annotation. The article reveals the current trends of corruption crime in Russia; analyzes the structure and types of this type of acts; pays special attention to bribery as the most socially dangerous form of corruption; reveals the features of a modern criminal-corrupt official. In the study of the state of corruption crime, the authors use both statistical data and the results of public opinion, which allows them to objectively and comprehensively reveal corruption as a phenomenon of modern society. The directions of the anticorruption policy carried out in Russia, implemented on the basis of national plans, are determined.

Keywords: corruption, corruption crimes, the identity of the corrupt official, anti-corruption policy.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

наиболее общественно опасной формы проявления коррупции: с 13 867 преступлений в 2019 г. до 14 548 преступлений в 2020 г. (данная негативная тенденция отмечается уже на протяжении последних трех лет).

Приведенные данные позволяют определить, что выявление в последние годы преступлений коррупционной направленности ежегодно по стране составляет порядка 2% от общего количества зарегистрированных преступлений и не отмечается резкими ниспадающими или возрастающими тенденциями, однако отмечается рост наиболее общественно опасной формы рассматриваемых преступлений в виде взяточничества, что указывает на общий характер коррупционной преступности (подкуп / продажность).

Отметим, что зарегистрировано больше на 9,85% фактов получения взяток, на 14,63% — дачи взяток, на 14,46% — случаев посредничества во взяточничестве.

При этом в 2019 г. в сравнении с предыдущим 2018 г. на 2,2% снизилось число выявленных фактов мелкого взяточничества, но по состоянию на 2020 г. данный показатель вновь отмечен ростом на 4,74%.

В преобладающем большинстве предметом взяток являлись деньги; однако достаточно часто в качестве взяток использовались ценные бумаги, акции, доли в бизнесе, автомобили, стройматериалы, дорогостоящие мобильные телефоны, кредитные банковские карты, подарочные (бонусные) карты постоянных клиентов различных торговых организаций.

По России по ст. 290 УК РФ в 2020 г. было зарегистрировано около 4174 преступлений, по ст. 291.2 УК РФ (в виде получения мелкой взятки) — 1769.

В 2019 г. в России по коррупционным преступлениям осуждено почти 5,3 тыс. человек, из них более половины (2,8 тыс.) - за получение и дачу взяток в крупном размере.

В 2020 г. Следственным комитетом РФ было возбуждено 15 217 уголовных дел, связанных с коррупционными проявлениями, что на 4% больше, чем в 2019 г. [11].

Отмечается рост и количества лиц, совершивших коррупционные преступления.

Так, в 2020 г. выявлено 10 879 должностных лиц (в 2019 г. — 10 379), совершивших преступления коррупционной направленности, среди которых к сотрудникам правоохранительных органов относятся:

■ сотрудники органов прокуратуры — 20 (в 2019 г. — 17),

■ Следственного комитета — 21 (в 2019 г. — 29),

■ органов внутренних дел — 1133 (в 2019 г. — 951),

■ Федеральной службы безопасности — 30 (в 2019 г. — 44),

■ таможенных органов —51 (в 2019 г. — 70),

■ органов государственного пожарного надзора — 32 (в 2019 г. — 21),

■ Федеральной службы исполнения наказаний — 283 (в 2019 г. — 257),

■ судебных органов — 10 (в 2019 г. — 14),

■ Федеральной службы судебных приставов — 221 (в 2019 г. — 144),

■ Росгвардии — 96 (в 2019 г. — 92).

Также выявлено совершивших коррупционные деяния:

■ в Министерстве обороны РФ — 1337 должностных лиц (в 2019 г. — 1028);

■ в органах исполнительной власти — 964 (в 2019 г. — 1014);

■ в органах законодательной власти — 47 (в 2019 г. — 101) [11].

Таким образом, сравнивая данные, можно говорить о том, что в целом количество выявленных должностных лиц по коррупционным преступлениям в большинстве имеет небольшой рост. Наибольшее количество при этом наблюдается лиц, занимающих должности в МВД России и Министерстве обороны РФ, что связано с большим количеством личного состава в данных ведомствах по сравнению с иными органами и ведомствами; с особенностями возложенных функций, что предполагает реализацию должностных полномочий при непосредственном общении с гражданами, юридическими лицами; при распределении и использовании бюджетных государственных средств, а эти факторы отмечаются повышенными коррупционными рисками.

Анализируя статистические данные по состоянию коррупционной преступности, было бы неверно не затронуть иные источники оценки данного социального явления.

Так, согласно индексу восприятия коррупции (ИВК), рассчитываемому международной организацией Transparency International, с учетом мнения экспертов, граждан, представителей бизнес-сообществ, в 2020 г. России присвоено 30 баллов из 100; страна заняла 129-е место из 180 стран. В предыдущем году Россия занимала 138-е место, ИВК составил 29 баллов [6].

Небольшие колебания оценок России в рейтинге связаны с непостоянным количеством участвующих в исследовании стран в разные годы.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

Приведенные данные указывают на большую распространенность коррупции в России, и аналогичное положение сохраняется вот уже на протяжении более 10 лет согласно результатам исследований указанной организации.

При этом приведем данные о результатах опроса общественного мнения, проведенного в 2019 г. Генеральной прокуратурой РФ совместно с МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России по проблеме коррупции. Согласно исследованию 80% опрошенных считают коррупцию серьезной проблемой; 86% отметили необходимость усиления мер противодействия данному негативному явлению [3].

В 2018 г. в ходе опроса россиян Всероссийским центром изучения общественного мнения определено, что наиболее распространена коррупция в следующих сферах жизнедеятельности: 27% респондентов отметили, что это медицина; каждый четвертый отметил, что в ГИБДД; 22% назвали сферу жилищно-коммунального хозяйства. Каждый пятый опрошенный указал, что коррумпировано «все общество в целом». Кроме того, 18% опрошенных отметили распро -странение коррупции в судебной системе, 17% респондентов указали на коррупцию среди представителей региональных органов власти; 16% — среди сотрудников полиции; 12% — в сфере образования.

Помимо этого, 7% отметили сферу развлечений и спорта как обладающую коррумпированностью; 6% отметили бизнес-сообщества и сферу торговли; 5% опрошенных указали на коррумпированность федеральной власти и парламента; 3% отметили наличие коррупции в военкоматах, политических партиях и средствах массовой информации [2].

По сведениям Генеральной прокуратуры РФ, преступления коррупционной направленности имеют большее распространение в сфере, связанной с реализацией государственных, региональных программ; проведения конкурсов, торгов; контрольно-ревизионной, правоохранительной деятельности. Имеют место случаи коррупции в деятельности Федеральной таможенной службы России, Роспотребнадзора РФ, что также связано с определенными имеющимися ограничениями в обороте товаров, введенных в 2014 г. в связи с обострением напряженности в международных отношениях с рядом стран [8].

Согласно результатам проводимой научно-исследовательской работы в 2013 — 2015 гг. сотрудниками Санкт-Петербургского университета МВД России по заявке Правительства Санкт-

Петербурга по опросу экспертов об эффективности антикоррупционной политики в городе отмечена широкая распространенность коррупции в государственных органах, чья деятельность связана со строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, управлением имуществом. Также отмечена высокая степень распространенности коррупции в правоохранительных органах, органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, контролирующих органах власти. Это объясняется тем, что должностные лица данных органов имеют непосредственный контакт с гражданами, юридическими лицами при решении наиболее важных для них проблем и вопросов, а также должностные лица в связи с осуществлением своих обязанностей имеют властные полномочия по принятию решения о распоряжении государственными средствами (субсидии, квоты, тендеры, гранты и т.п.) и выбору исполнителя государственного заказа (по предоставлению работ, услуг и т.п.), которые оплачиваются путем освоения бюджетных средств, что предопределяет высокие коррупционные риски в данной сфере [10].

Столица страны — город Москва, в котором сосредоточены федеральные государственные органы и головные офисы государственных компаний и корпораций, заняла первое место по России по абсолютному числу выявленных взяткодателей и второе место по абсолютному числу выявленных взяткополучателей [9].

В различных регионах страны отмечается как возрастающая, так и ниспадающая тенденция по количеству зарегистрированных фактов взяточничества.

Например, в 2020 г. отмечается рост зарегистрированных фактов по ст. 290 УК РФ в Архангельской области (с 22 до 35; +59,09%), в Ивановской (с 19 до 61; +221%), в Кемеровской (с 18 до 57; +217%) областях, Пермском крае (с 38 до 61; +60%), в Республике Татарстан (с 81 до 164;+102%).

Вместе с тем количество таких деяний снизилось в Красноярском крае (с 114 до 36; -68,43%), Московской области (с 136 до 95; -30,15%), Республике Ингушетия (с 5 до 2; -60%), Республике Коми (с 50 до 13; -74%).

За 2020 г. рост количества преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ, наблюдается в Брянской области (с 65 до 93; +43,08%), Вологодской области (с 1 до 6; +500%), Республике Бурятия (с 3 до 20; +566%), Ненецком автономном округе (с 1 до 5; +400%), Забайкальском крае (с 11 до 40; +263%).

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

Противоположная динамика указанных преступлений сложилась в Калужской (с 15 до 7; -53,34%), Кировской (с 8 до 1; -87,5%) областях, в Республике Марий-Эл (с 8 до 1, -87,5%) и т.д. [7].

Указанные данные позволяют определить, что в регионах России состояние коррупционной преступности зависит от эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению фактов коррупции, от социально-экономических факторов и геополитических особенностей региона.

На основе анализа следственной и судебной практики необходимо определить следующие формы совершения преступлений коррупционной направленности:

■ мошенничества, в том числе при распределении различных выплат (пособий, компенсаций, субсидий и др.); в сфере страхования;

■ присвоения и растраты вверенного в силу служебного положения имущества, ценностей, денег и т.п.;

■ злоупотребления, превышения должностных полномочий;

■ взяточничество;

■ служебный подлог.

Наиболее часто преступные деяния квалифицируются по ч. 3 ст. 159, частям 3, 4 ст. 159.2, частям 3, 4 ст. 160, статьям 285, 290, 291, 291.1, 291.2, 292 УК РФ.

Особое внимание уделим фактам, квалифицируемым по статьям 290—291.2 УК РФ, составляющим взяточничество. Взяточничество включает различные действия: получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество в виде дачи и (или) получения взятки в размере до 10 тыс. руб. Поэтому термин «взяточничество» принято употреблять как негативное явление, имеющее место в современном обществе. Отмечается возрастающая тенденция почти по всем составам преступлениям, связанным со взяточничеством, что в очередной раз подтверждает актуальность выявления и предупреждения указанных фактов.

Согласно статистическим данным, должностные лица наиболее чаще получают взятки (иными словами, их чаще подкупают).

Нельзя не затронуть криминологическую характеристику личности современного преступника-коррупционера. Согласно проводимым исследованиям ученых в различных сферах государственной службы [1; 5; 12 и др.], значительная часть коррупционных преступлений совер-

шается мужчинами (свыше 60%), в наиболее активном возрасте (от 31 до 50 лет), в период развития карьеры, приобретения опыта, с устоявшимся мировоззрением. Нередко коррупционеры имеют положительные характеристики по службе, обладают хорошими деловыми качествами и высокой трудоспособностью. Также лица, совершающие рассматриваемый вид преступлений, имеют высокий образовательный уровень (в 89% случаев имели высшее образование, в трети случаев — два и более), что показывает развитые интеллектуальные способности, необходимые для совершения коррупционных деяний и их сокрытия. Примечательно, что доля женщин среди лиц, совершивших коррупционные преступления, в два раза выше, чем доля женщин среди других категорий преступников [4].

Среди наиболее значимых характеристик личности должностного лица, совершающего корыстные преступления, следует отметить активность, работоспособность, выраженные организаторские и коммуникативные черты, стремление к продвижению по службе, достижению высоких результатов в деятельности, что составляет позитивные характеристики лица.

Однако противоречие, как казалось бы на первый взгляд, в основных чертах личности объясняется тем, что благополучие в служебной деятельности, карьерный рост одновременно способствуют повышению возможностей извлечения за счет должностного положения и служебных обязанностей незаконной выгоды. Чем выше должность, тем больше и значительней круг властных полномочий, тем выше вероятность извлечения большего незаконного дохода. Поэтому достижение по службе способствует и удовлетворению материальных потребностей лица как законным путем (должностной оклад выше), так и незаконным (больше возможностей использовать, злоупотреблять должностными полномочиями).

Среди лиц, совершивших коррупционные преступления, отмечается склонность к определенному образу жизни, связанному с привычками, увлечениями, требующими высоких материальных затрат; с формированием оценочно-статусного отношения к людям, ориентированным на так называемый материальный ценз.

Отметим, что данной категории преступников характерна высокая приспособляемость к различным служебным ситуациям, они оперативно реагируют на трансформацию в сложной системе управления, чувствуют изменяющуюся конъюнктуру, хорошо ориентируются в социальных взаимоотношениях, коммуникабельны,

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

быстро выстраивают необходимые контакты, поддерживают близкие деловые отношения с «нужными» людьми, помогающими, создающими благоприятные условия для совершения ими должностных преступлений из корыстной и иной личной заинтересованности.

У должностных лиц-коррупционеров складывается стойкая уверенность, что им удастся избежать ответственности, так как полагают, что преступление сложно будет выявить [4]. Это наглядно демонстрирует, что обладание должностным статусом, определенным опытом и служебными связями вселяют уверенность (даже излишнюю самоуверенность) в свою безнаказанность, и это повышает активность действий преступников, порой даже вызывающую наглость и беспринципность, что также характеризует лиц, совершающих коррупционные преступления.

Повышенная латентность коррупционных преступлений связана, в том числе, и с обладанием преступниками определенными знаниями, опытом, которые применяются при сокрытии деяний, а также наличием множественных коррупционных связей (формируемых нередко путем взяточничества), что позволяет укрывать факты коррупции и избегать ответственности.

Отмечаемая институализация коррупции обусловила ее доступ во все сферы социума, затрагивая даже такие, как национальная безопасность страны и правопорядок. К тому же современные технические возможности стали своего рода благоприятными условиями для успешности коррупции, так как незаконное распределение денежных потоков, легализация преступных доходов стали более оперативны, негласны, анонимны, что затрудняет выявление коррупционных фактов и определение лиц, их совершивших.

Таким образом, преступная деятельность должностных лиц с использованием своих полномочий, служебного положения предопределяет повышенную общественную опасность коррупционных деяний и актуализирует значимость противодействия им.

Антикоррупционная деятельность включает разработку и выполнение многосторонних и методичных мер государства и общества по ликвидации (минимизации) причин и условий, образующих и питающих коррупцию в различных сферах жизни общества.

К основным направлениям решения проблемы коррупции в России можно отнести:

1) совершенство антикоррупционного законодательства;

2) политические, организационные меры;

3) взаимодействие со структурами гражданского общества;

4) международное сотрудничество;

5) антикоррупционное просвещение и воспитание и др.

С целью эффективного осуществления антикоррупционной политики разрабатываются планы по противодействию коррупции как на федеральном, так и на ведомственном уровне. Национальные планы по противодействию коррупции, начиная с 2009 г., предусматривали осуществление мероприятий на двухгодичный период. Ныне разрабатываются планы на трехлетний период, что способствует более долговременному планомерному осуществлению мероприятий по предупреждению коррупционных деяний.

В планах по противодействию коррупции предусматриваются меры, направленные на:

■ контроль за соблюдением предупреждения возникновения конфликта интересов; за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

■ повышение эффективности контроля за деятельностью должностных лиц и исполнением ими служебных обязанностей;

■ разработку мер по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контрольных органов и необоснованного проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению законной хозяйственной деятельности организаций;

■ контроль за достоверностью и своевременностью предоставления сведений о доходах, расходах соответствующих лиц и их супругов, несовершеннолетних детей;

■ контроль за соблюдением требований о сообщении о получении подарков в связи с исполнением должностных и служебных обязанностей;

■ анализ эффективности деятельности заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

■ оценку коррупционных рисков в связи с занимаемой должностью;

■ совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих предупреждение коррупционных правонарушений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ анализ рассмотрения обращений граждан, юридических лиц, в том числе поступивших на телефоны доверия;

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

■ разработку форм взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями, представителями предпринимательства;

■ мониторинг нарушений законодательства, связанного с государственными закупками, использованием бюджетных средств, проведением конкурсов, грантов, распределением субсидий в целях минимизации коррупционных рисков;

■ анализ правоприменительной практики по привлечению к ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

■ популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, правовое просвещение;

■ социологические исследования по оценке уровня коррупции и др.

Учитывая изложенное, следует сделать вывод о том, что современное состояние коррупционной преступности в России характеризуется достаточно невысоким зарегистрированным удельным весом в общем количестве выявленных преступлений, но при этом широким распространением в обществе, согласно результатам проводимых исследований общественного мнения, что в очередной раз подтверждает высокую ла-тентность рассматриваемого вида деяний.

Среди выявленных лиц, совершивших коррупционные преступления, преобладающее большинство относится к лицам, занимающим должности в государственных органах, что указывает на высокую коррумпированность властных структур.

В связи с этим к приоритетным направлениям антикоррупционной политики следует отнести: жесткий контроль за деятельностью должностных лиц и соблюдением ими антикоррупционных стандартов поведения; выявление и пресечение злоупотреблений, связанных с использованием государственных средств; выявление и минимизацию коррупционных рисков при исполнении должностных полномочий; формирование обстановки нетерпимости в обществе к коррупции; антикоррупционное просвещение и воспитание и др.

Библиографический список

1. Бахтадзе Г.Э. Личностная характеристика военнослужащих, уличенных в совершении должностных преступлений // Актуальные проблемы правоведения. 2018. № 4 (60). С. 24—30.

2. ВЦИОМ: россияне называют медицину, ГИБДД, полицию и ЖКХ самыми коррумпированными сферами: ТАСС — информационное агентство России // URL: http://tass.ru/ obschestvo/5254851 (Дата обращения: 31.03.2021)

3. Информация о результатах проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных проявлений. Москва. Июль 2019 г. // Офиц. сайт МВД России: URL: https://www.media.mvd.ru/files/application/ 1627632 (Дата обращения: 23.04.2021)

4. Капинус О.С. Криминологическое исследование личности коррупционного преступника // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 1. С. 95—101.

5. Кашкаров А.А. Социально-демографическая характеристика личности преступника, совершившего должностное преступление в органах публичной власти Крымского федерального округа // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. 2015. № 3 (29). С. 26—29.

6. Международная организация по борьбе с коррупцией. Transparency International: Офиц. сайт // URL:https://www.transparency.org/en (Дата обращения: 01.04.2021)

7. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ // URL.: http://crimestat.ru/ offenses_map (Дата обращения: 31.03.2021)

8. Русанова Д.Ю., Паулов П.А. Противодеи-ствие коррупции в сфере таможенных органов Россиискои Федерации // Россииская наука: актуальные исследования и разработки: Науч.-практ. конф. (Самара, 10 октября 2019 г.). Самара: Изд-во Самарского гос. экономич. ун-та, 2019. С. 417—419.

9. Самые коррумпированные профессии // Komanda2: URL: https://komanda2.ru/article-reyting-samih-korrumpirovannih-professiy/ (Дата обращения: 31.03.2021)

10. Стебенева Е.В., Ефимовский А.В., Молчанова М.В., Стремоухова И.В. Опрос экспертов о результатах реализации планов (программ) противодействия коррупции в Санкт-Петербурге и мерах по совершенствованию работы органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики. СПб.: Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности; ФГКОУ «СПбУ МВД России», 2015. 112 с.

11. ЦСИ ГИАЦ МВД России. Статистическая форма отчетности «1-КОРР» за 2018 — 2022 гг. (Дата обращения: 31.03.2021)

12. Шиханов В.Н. Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 34—36. 176 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.