Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1168
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / СНГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL TREATIES / CIS / FEDERAL LAW / NATIONAL PLAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Кирилл Вячеславович

Такое явление как коррупция, несет в себе огромную опасность. С данным видом преступности сталкиваются по всему миру, независимо от социально-экономического и политического строя государств. Именно поэтому борьба с коррупцией носит международный характер. В статье, рассматриваются: история борьбы с коррупцией в России, проблемы международного сотрудничества по уголовным делам коррупционной направленности, предложения автора, по совершенствованию международного сотрудничества по уголовным делам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION: NATIONAL AND INTERNATIONAL ASPECTS

Such a phenomenon as corruption is extremely dangerous. This type of crime is faced all over the world, regardless of the socio-economic and political system of States. That is why the fight against corruption is international in nature. The article discusses: the history of the fight against corruption in Russia, problems of international cooperation in criminal cases of corruption orientation, the author's proposals for improving international cooperation in criminal cases.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 341.45

Смирнов Кирилл Вячеславович Югорский Государственный Университет

Юридический институт Россия, Ханты-Мансийск

kirilka1998@mail.ru

Smirnov Kirill Vyacheslavovich

Ugra State University

law Institute

Russia, Khanty-Mansiysk

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: такое явление как коррупция, несет в себе огромную опасность. С данным видом преступности сталкиваются по всему миру, независимо от социально-экономического и политического строя государств. Именно поэтому борьба с коррупцией носит международный характер.

В статье, рассматриваются: история борьбы с коррупцией в России, проблемы международного сотрудничества по уголовным делам коррупционной направленности, предложения автора, по совершенствованию международного сотрудничества по уголовным делам.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, международное сотрудничество, международные договоры, СНГ, федеральный закон, национальный план.

ANTI-CORRUPTION: NATIONAL AND INTERNATIONAL ASPECTS Annotation: Such a phenomenon as corruption is extremely dangerous. This type of crime is faced all over the world, regardless of the socio-economic and political system of States. That is why the fight against corruption is international in nature.

1095

The article discusses: the history of the fight against corruption in Russia, problems of international cooperation in criminal cases of corruption orientation, the author's proposals for improving international cooperation in criminal cases. Key words: Corruption, anti-corruption, international cooperation, international treaties, CIS, Federal law, national plan.

§ 1. Определение понятия «коррупция»

В теории, разными учеными предлагаются разнообразные трактовки понятия Коррупция. В широком смысле коррупция определяется как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ [5, с. 1]. Некоторые специалисты, предлагают следующую формулировку: «Коррупция -это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения» [6, с. 26].

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. №2 273-ФЗ, действующем на территории Российской Федерации, дано следующее определение: «Коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].

По существу, можно сказать, что определение термина коррупция в федеральном законе, попросту отсутствует, в законе просто дан перечень, в котором перечислены составы, которые подпадают под преступления, коррупционной направленности.

§ 2. Развитие законодательства в сфере борьбы с коррупции.

2.1 Процесс становления Российского законодательства, в сфере противодействия коррупции.

В России состав коррупция впервые появился в Псковской судной грамоте 1467 г., но никакого наказания за данное преступления не предусматривалось [3, с. 24]. Наказание за указанное преступление появились в Судебнике 1550 г. Соборное уложение 1649 г. значительно расширило круг коррупционных правонарушений и субъектов коррупции [3, с. 25]. В период правления Петра I законодательство, помимо должностных лиц, к субъектам коррупции стало относить посредников, пособников, подстрекателей и недоносителей [3, с. 27].

В XIX в., субъектами коррупционных правонарушений, являлись только должностные лица, а круг коррупционных правонарушений сводился к превышению и бездействию власти, присвоению и растрате, подлогу, неправосудию, мздоимству и лихоимству, а также не приведению в исполнение или не объявлению различных указов. Эффективность всех применяемых мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции, обусловливается правильной и соразмерной действительной потребности государства организацией и обеспечением его аппарата.

Вопрос о коррупции стоял «остро» во все времена, придя к власти и «большевики» понимали опасность вреда от взяточничества. Для борьбы со мздоимством советская власть издала Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 мая 1918 года.

Согласно указанного Выше Декрета: «Лица, состоящие на

государственной или общественной службе в РСФСР, виновные в принятии

взяток за выполнение действия, входящего в круг их обязанностей или за

содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного 1097

Ш

лица другого ведомства, наказываются лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок» [2]. Советская власть, постоянно усиливала ответственность за взяточничество, так например, с 1922 года Уголовным кодексом РСФСР, за данное преступления было предусмотрено наказание- расстрел.

Интересный факт, с 1957 года борьба со взяточничеством официально была приостановлена т.к. коррупция считалась в Советском Союзе редким явлением [18]. Ошибка Советской власти была в наличии «классовых предрассудков», а подчас и в желании показать, что в государстве рабочих и крестьян преступности нет вообще. Но принятое решение на уровне партийного аппарата не означало искоренение коррупции в реальности.

В современной России, основным нормативным актом, регулирующим основные положения и принципы борьбы с коррупцией является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 27Э-ФЗ. Данным федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Одновременно в России, регулярно принимались Национальные планы противодействия коррупции, содержащие в себе соответствующие цели и задачи в сфере противодействия коррупции. Всего в России с 2008 по 2020 годы, было принято пять Национальных планов противодействия коррупции [8, с. 61]. Последний на сегодняшний день, из них это Национальный план противодействия коррупции 2018-2020 годов. Но к сожалению, до сих пор не разработан и не опубликован, даже проект нового Национального плана в сфере противодействия коррупции в России, в связи с истечением срока действия Национального плана на 2018-2020 годы.

Считаем, что затягивание с принятием нового плана, пагубно скажется на эффективности противодействия указанному безусловно отрицательному

явлению в обществе, и является опять таки, еще одной немало важной проблемой.

2.2 Иностранный опыт законодательного регулирования, противодействия коррупции.

Так как проблема коррупции носит международный характер, нельзя не обращать внимание на законодательное регулирование вопроса борьбы с коррупционными преступлениями, в различных государствах мира.

В законодательном регулировании борьбы с коррупцией в Японии, особое место занимают запреты в отношении политиков, государственных префектурных служащих. Запреты в частности касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского государственного служащего в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности. Хотелось бы также отметить, что в законодательстве Японии прописано, что лоббирование политиками интересов других лиц за вознаграждение является одним из видов коррупции [7. с. 175].

Японское государство поощряет осведомление подданными об обнаруженных ими фактах коррупции. Важным по нашему мнению, является тот факт, что законодатель Японии предусмотрел не только формы поощрения за осведомление государства о фактах коррупции, но и гарантировал правовую защиту для лиц, доводящих до компетентных структур сведения о фактах коррупции как в публичной сфере, так и в частных организациях издав Закон «О защите осведомителей» №122 от 18.06.2004 г. [9].

Антикоррупционное законодательство Франции, направлено на борьбу с должностными преступлениями работников государственной власти, принимающими политические решения.

В 1919 году, во Франции в Уголовный кодекс была включена статья,

запрещающая государственным служащим в течение пяти лет после отставки

работать в компании, в отношении которой они осуществляли контрольные

функции, находясь на государственной службе. За нарушение данной нормы

было предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет и 1099

Ш

штрафом. В последующие годы наказание по данной норме неоднократно ужесточали.

Французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания [7, с. 177]. Французы довольно серьезно относятся к процессу отбора граждан на государственную службу, справедливо считая госслужбу одним из самым коррупциогенных видов трудовой деятельности.

В 1995 году во Франции, был принят закон, по которому Счетная палата Французской Республики получила право контролировать процесс приема граждан на государственную службу. Целью указанного закона стало предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего» [7, с. 177]. С целью борьбы с коррупцией французы одними из первых в 1988 году ввели обязанность министров и парламентариев декларировать свои доходы.

В США за различные виды коррупционных преступлений предусмотрены штрафы в тройном размере взятки или тюремный срок от 15 лет, а при отягчающих обстоятельствах лишение свободы сроком до 20 лет. Одно из направлений антикоррупционной стратегии США является профилактика в борьбе с коррупцией в системе государственной службы [4].

Считаем целесообразным, обратить внимание на опыт Французской республики, в плане того, что за коррупционные преступления, санкция должна носить административный характер, с полным возмещением ущерба государству. Необходимо отбирать у коррупционеров самое для них дорогое, то ради чего они и совершают преступления коррупционной направленности т.е. денежные средства и иные блага. Тюремное заключение считаем малоэффективным средством исправления подобного рода преступников.

§ 3. Международное взаимодействие, в сфере борьбы с коррупцией.

3.1 Правовая база международного взаимодействия, в сфере противодействия коррупции.

Наше Государство принимает не малые усилия для решения проблемы коррупции начиная от законотворчества, заканчивая взаимодействием нашего государства с другими странами и международными организациями по вопросам борьбы с коррупции.

Всего Российская Федерация, является стороной в 8-ми многосторонних международных конвенциях и договорах, касающихся вопросов борьбы с коррупцией, в том числе и образования межгосударственных советов по вопросам борьбы с коррупцией на разных уровнях, правовой помощи по уголовным делам, выдачи и передачи осужденных лиц в целом в рамках уголовного процесса [10].

В частности, Генеральной ассамблей Организации Объединенных Наций 31 октября 2003 года, была принята Конвенция против коррупции. К данной конвенции присоединилось 172 государства, в указанное число государств входит и Россия. Государства подписавшие данную конвенцию взяли на себя обязательства по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения.

Государствами-участниками Содружества Независимых Государств, было заключено Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Соглашение было заключено 25 октября 2013 г. К данному соглашению присоединилась и Российская Федерация.

Как мы видим, в мире действует большое количество соглашений и структурных подразделений государственных, межгосударственных и межправительственных организаций, что свидетельствует о большом внимании со стороны мирового сообщества к проблеме коррупции, по крайней мере с точки зрения формирования правовой базы регулирования борьбы с коррупцией.

Нередки случаи когда лица совершившие коррупционные деяния покидают пределы нашего государства и уезжают в страны, где очень трудно добиться их экстрадиции. Для решения проблем в экстрадиции, в мире действует механизм международного взаимодействия по уголовным делам.

Международное взаимодействие играет важную роль в борьбе с коррупцией, и является средством борьбы с ней. Для возвращения беглых из России преступников, в уголовно-процессуальном кодексе РФ прописан порядок международного взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства.

Международное взаимодействие в указанной области, происходит на основе международных договоров о правовой помощи в уголовных делах и международных договоров о передаче осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы и выдачи. Всего Россия заключила 88 подобных двухсторонних договоров с 59-тью государствами мира [10].

Интересная деталь, в процессе подготовки работы, нами находились, не точности (разница) между официальным перечнем действующих двусторонних договоров РФ и информацией на электронных правовых ресурсах например: «Консорциум Кодекс». Договоры, которые в официально опубликованном перечне действующих двусторонних договоров РФ, размещенном на сайте Министерства Юстиции РФ, указаны как договоры не вступившие в силу, на указанном электронном правовом портале указаны как действующие. Такая документальная (электронная) неточность, на наш взгляд не способствует правоприменительной практике.

Стороны руководствуются при международном взаимодействии по уголовным делам принципом взаимности. Соблюдая все нормы международного права и уважая нормы национальных законодательств, все государства мира борются с преступностью, в том числе с преступлениями коррупционной направленности консолидируя свои усилия и возможности. Однако, в сфере международного взаимодействия есть также ряд проблем, на которые мы постараемся обратить Ваше внимание.

Вопрос о международном сотрудничестве, на уровне национального

(российского) законодательства, регулируется нормами и Федерального закона

«О противодействии коррупции». В статье 4-ой указанного ФЗ, дан перечень

целей международного сотрудничества по вопросам борьбы с коррупции. В

указанный перечень входит, например: установление лиц подозреваемых 1102

(обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения.

3.2 Судебная практика по преступлениям коррупционного характера.

Коррупция - это «ржавчина» которая разъедает государственный механизм. В современной России всплеск преступлений коррупционного характера пришёлся на период политического и экономического кризисов 90-х годов. В условиях «неразберихи» вызванной фактически распадом Советского Союза и последствиями крушения экономики, в нашей стране были запущены процессы носившие преступный характер. Это например приватизация, носившая в те времена, характер по сути «рейдерского захвата» как частного, так государственного имущества.

На фоне захвата имущества, в России стали появляться представители нового по тем временам класса, так называемого «класса-олигархии», или говоря народным языком «новые русские». В дальнейшем, выкупая практически за копейки иногда посредством угроз, акции в том числе и государственных предприятий, завладевая их оборотными средствами, олигархические элементы стали приобретать, все больше влияния, в том числе и на политическую жизнь нашего государства в то время.

Ярким примером, в связи с этим, можно назвать Бориса Березовского, который впоследствии сбежал в Лондон, где и скончался.

Российская Федерация предпринимала все возможности международно-правового характера, для экстрадиции Березовского в Россию, для его последующего привлечения к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

6 августа 2002 года Генеральной прокуратурой РФ против Б. Березовского и его компаньонов Б. Патаркацишвили и Юлия Дубова было возбуждено уголовное дело по статье мошенничество при отягчающих обстоятельствах. Генпрокуратура России обвинила Б. Березовского, Ю. Дубова, а также их компаньона Б. Патаркацишвили "в хищениях в особо крупных размерах путем мошенничества", совершенных ими в 1994-1995 годах.

1103

Ш

15 октября 2002 года Березовскому, Дубову и Патаркацишвили было предъявлено заочное обвинение, а 30 октября 2002 года Басманный районный суд Москвы вынес постановление об аресте Березовского (такая же мера пресечения избрана для Патаркацишвили и Дубова). В октябре 2002 года по каналам Интерпола в Англию был направлен запрос об экстрадиции Березовского и Дубова (Бадри Патаркацишвили находился в Грузии).

5 ноября 2002 года Генеральная прокуратура РФ отправила в Англию официальный запрос о выдаче Березовского российским властям. 24 марта 2003 г. Березовский и Дубов были арестованы британской полицией по запросу российских властей. У задержанных были конфискованы документы, после чего они были выпущены под денежный залог в 100 тысяч английских фунтов за каждого и подписку о невыезде. Все связанные с этими действиями материалы были переданы в лондонский магистратский суд на Боу-стрит, специализирующийся на делах об экстрадиции.

2 апреля 2003 года МВД Великобритании отказал в предоставлении политического убежища. Однако 10 сентября 2003 года министр внутренних дел Великобритании Д. Бланкетт подписал распоряжение о предоставлении Б. Березовскому политического убежища (прошение о предоставлении политического убежища в Великобритании Борис Березовский подал еще в 2002 году)» [15]. Предоставление политического убежища, автоматически прекратило процесс экстрадиции. В декабре 2003 года бизнесмен получил документ для поездок в соответствии с Конвенцией ООН о беженцах 1951 года. В данной ситуации прослеживается возможное в том числе и политическое влияние в данной ситуации. Борис Березовский так и не был экстрадирован в Россию.

К сожалению «ржавчина» коррупции поражает не только бизнесменов и предпринимателей, но и, представителей государственной власти, что на наш взгляд является особо тяжким преступлением. Любая форма коррупции наносит вред обществу. А коррупция в системе государственной власти, особенно опасна, т.к. может привести к разрушению целых государств.

За коррупционные преступления, в январе 2019 года был экстрадирован из Франции в Россию экс-министр финансов Московской области Алексей Кузнецов. В Российской Федерации Кузнецову было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 ("Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере") и ч. 3 ст. 174.1 ("Легализация имущества, приобретенного лицом в результате совершения им преступления") Уголовного кодекса РФ. Потерпевшими по делу были признаны ряд предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и правительство Московской области.

В 2008 году он был объявлен в международный розыск. 6 июля 2013 года Алексей Кузнецов по запросу российских правоохранительных органов был задержан во Франции с поддельными паспортами.

13 апреля 2017 года, он был освобождён из-под стражи апелляционным судом города Лиона. Суд постановил, что содержание Кузнецова под стражей в ожидании окончательного решения об экстрадиции в Россию превышает «разумные сроки», предусмотренные 5-й статьёй Европейской Конвенции по правам человека.

В процессе решения вопроса об экстрадиции, в момент проведения французского экстрадиционного процесса, российская «Генеральная прокуратура заявила ходатайство об участии представителя Генпрокуратуры РФ, в данном процессе, это фактически первый случай участия представителей Генеральной прокуратуры в подобном процессе» [16]. Суд первой инстанции и два апелляционных суда Франции вынесли решения об экстрадиции Кузнецова. «Проблематика в экстрадиции проживалась в затягивании французской стороной принятия решения об экстрадиции по законам Франции решение о выдаче лица судом по запросу выносится в течении 40 дней. Данный срок Французской стороной был просто затянут» [17].

Среди резонансных коррупционных преступлений в России, можно в том числе, назвать дело полковника Захарченко Дмитрия Викторовича. 10 сентября 2016 года Захарченко, будучи полковником полиции, был арестован

1105

Ш

сотрудниками ФСБ. Захарченко инкриминировали получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и воспрепятствование правосудия.

В ходе следствия у полковника и членов его семьи было обнаружено 13 квартир, 14 машиномест в элитном районе столицы России, слиток золота весом 500 грамм. Сумма драгоценных металлов, ценностей и денежных средств составила примерно 8,5 миллиардов рублей [19].

Решением суда Дмитрий Викторович, был лишён всех наград и званий и приговорен к 12 годам и 6 месяцам лишения свободы, также ему был назначен штраф в размере 117 миллионов рублей.

Несмотря на доказанность деяния Захарченко, его супруга, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери, подала жалобу в Конституционный суд РФ, оспаривая конституционность ряда положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

Изучив представленные материалы, Конституционный суд Российской Федерации не нашел оснований для принятия указанной жалобы к рассмотрению [12].

Чувства членов семьи Захарченко Дмитрия Викторовича легко понять. Однако, сразу вспоминается изречение: «Dura lex sed lex», что на латыне переводится как: «Закон суров , но это закон!».

3.3 Предложение автора, по устранению правового пробела.

На основании Выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

Во-первых: Нормативная база государств мира, безусловно учитывает нормы международного права, однако существуют «проблемы», нормативного и как следствие, практического характера, которые указывают на необходимость

внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов, и международные договоры.

Во-вторых: по нашему мнению, необходимо рассматривать вопрос об установлении предельных сроков оказания правовой помощи и выдачи лиц в международных договорах, уголовно-процессуальном кодексе РФ и соответствующих Федеральных законах, для упорядочивания процесса международного взаимодействия по уголовным делам.

Нам представляется целесообразным, предложить следующую редакцию:

«Установить срок 30 рабочих дней, для ответа на запрос об оказании правовой помощи, любого вида, (кроме вопроса об экстрадиции), для запросов об экстрадиции, установить срок - до 120 рабочих дней, с момента поступления соответствующего запроса. В случае истечения указанного срока для получения ответа, сторона (соответствующий орган), направившая указанные виды запросов, направляет повторный соответствующий запрос, в случае, не получения ответа на повторный, соответствующий требованиям запрос, сторона (соответствующий орган), направившая запрос об оказании правовой помощи или об экстрадиции, имеет право, обратиться, по дипломатическим каналам, к запрашиваемому государству».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанное нововведение на наш взгляд, позволит устранить правовой пробел, таким образом, будет внесена ясность по срокам, для более эффективного взаимодействия правоохранительных органов государств мира, в том числе и при расследовании не только коррупционных преступлений, но и любых других противоправных деяний, порой не менее тяжких чем коррупция по своей юридической силе и моральным устоям общества.

§ 4. Состояние борьбы с коррупцией в современной России.

В настоящее время, различные элементы коррупции, присутствуют во многих странах, вне зависимости от формы правления, политического режима, и уровня социальной защищённости, Российская Федерация к сожалению, не является исключением.

В индексе восприятия коррупции стран, составляемого международной неправительственной организацией Transparency International за 2019 год Япония заняла 20 из 180. США и Франция, делят -23-е место. Россия в данном рейтинге, в 2019 году, заняла - 137 место [14].

Проведенные научные исследования в отношении рассматриваемой категории преступлений содержат выводы о том, что в России отмечается высокий коррупционный потенциал.

При этом официальная статистика лишь частично отражает современное состояние коррупции в нашей стране. В частности, на протяжении последних лет сохраняется высокий уровень показателей выявляемых преступлений коррупционной направленности: в 2012 г. было зарегистрировано 49,6 тыс. преступлений коррупционной направленности, в 2013 г. - 42,6 тыс. (-14,2%) преступлений, в 2014 г. - 32,2 тыс. (-24,6%) преступлений, в 2015 г. - 32,2 тыс. (-0,1%), в 2016 г. - 32,9 тыс. (+1,4 %), в 2017 г. - 29,6 (-10%) преступлений, в 2018 г. - 30,4 тыс. (+2,9%), в 2019 г. - 30,9% (+1,6%), за январь-сентябрь эта цифра составила 23,4% (-0,3%) преступлений [11].

Вместе с тем, исходя из представленных данных, можно отметить и положительную динамику, которая выражается в том, что за последние 7 лет (с 2012-2019 гг.) число преступлений коррупционной направленности сократилось на 37,7% или 18,7 тыс. фактов. Безусловно, дать общую характеристику состояния коррупции в целом в из-за её высокой латентности вызывает трудности.

При этом в нашей стране по итогам 2019 года органами внутренних дел задокументировано около 78 % или 24 тыс. коррупционных преступлений, «к ответственности привлечены более 9 тысяч лиц, в том числе занимающих высокое должностное положение» [13].

В истекшем году, значительно возросло число деяний за получение взятки

(+14%; 3998), за дачу взятки (+21,5%; 3174) и за посредничество во

взяточничестве (+32,5%; 1297). Отдельно стоит обратить внимание, на

количественный показатель задокументированных фактов мелкого 1108

I-

взяточничества (5408), число которых остается неизменным по сравнению с 2018 годом (-0,5%). Как мы видим, показатель мелкого взяточничества на порядок больше, чем за получение взятки, что позволяет сделать вывод о том, что введение сравнительно недавно (в 2016 г.) статьи 291.2 УК РФ имеет свои плюсы и позволяет на ранней стадии социальной деградации чиновника предотвратить масштабные факты коррупционных проявлений.

Заключение.

Преступления коррупционного характера, несут в себе большую опасность. Но нельзя побороть коррупцию в одиночку. Проблема коррупции находится под постоянным контролем на разных уровнях, начиная от Организации Объединенных Наций, заканчивая нормотворчеством парламентов государств мира.

Необходимо консолидировать усилия всех государств мира и всех «слоев» населения. Мы должны более нетерпимо относиться к преступлениям коррупционного характера. Ведь совершая коррупционные преступления, субъекты данного вида преступлений, наносят огромный ущерб как государству, так и, его населению.

Нельзя отрицать тот факт, что уровень коррупции в стране влияет на экономическую ситуацию в стране, а экономическая ситуация в государстве в свою очередь, влияет на жизнь простых граждан, в том числе на слабозащищенные «слои» населения. А затем, в итоге, происходит влияние на политическую и общественную стабильность в государстве. Коррупция может привести в итоге к распаду государства, а мы не можем этого допустить вновь, поскольку наш народ как никто другой, должен помнить, знать и понимать, через что нашему государству пришлось пройти в период и некоторое время после распада СССР. А ведь одной из причин его распада является коррупция, в том числе коррупция в «высших эшелонах власти».

Список литературы:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции от 25.12.2008 г. №273-Ф3 (ред. от 24.04.2020 г.) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/

2. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 мая 1918 года, (Документ утратил силу) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс» // URL: http: //www. consultant.ru/

3. Байкеева С.Е., Лясович Т.Г., Силкин Н.Н. Правовые основы борьбы с коррупцией в Российском государстве (XVI - первая половина XIX в.) (Историко-правовой аспект) [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36335937&

4. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции [Электронный ресурс] // URL: https: //nic-pnb .ru/arti cles/zarubezhny j -opyt-protivodej stviya-korrupcii/

5. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Официальный сайт Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. [Электронный ресурс] // URL: https://depgs.admhmao.ru/antikorruptsionnaya-deyatelnost/dlya-svedeniya/129273/o-distsiplinamoy-administrativnoy-i-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-gosudarstvennykh-i-munitsi

6. Козлова А.В., Лихачева А.А., Мохорова А.Ю. Понятие и проявления коррупции в России [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35467369

7. Моисеев В.В. Международный опыт противодействия коррупции // Журнал среднерусский вестник общественных наук. 2013. с. 175-179 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-protivodeystviya-korruptsii-1

1110

8. Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А. Правовые основы противодействия коррупции международные и национальные стандарты и инициативы. Монография - Том 1.

9. Хабриева Т.Я., Курбанов Р.А. Правовые основы противодействия коррупции международные и национальные стандарты и инициативы. Монография - Том 2.

10. Перечень действующих двухсторонних договоров Российской Федерации. (по состоянию на 15 марта 2019 года.) Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https: //minj ust.gov.ru/ru/pages/perechen-mezhdunarodnyh/

11. Состояние преступности в России [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - Режим доступа: https://мвд.рф/folder/101762 (01.10.2020).

12. Определение Конституционного суда Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захарченко Дмитрия Викторовича и Семыниной Марины Александровны на нарушение их конституционных прав и конституционных прав их несовершеннолетней дочери положениями федеральных законов «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации, документ №2653-О от 02.10.2019 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx

13. Заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/62860

14. Индекс восприятия коррупции-2019 г., (Полная таблица), Transparency International Россия Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html

1111

15. «Российское Информационное Агентство РИА Новости» Статья «Уголовные дела в отношении Березовского. Справка». Дата опубликования 29.11.2007 г. [Электронный ресурс] // URL: https: //ria.ru/20071129/90096299.html.

16. «Информационного телеграфного агентства ИТАР-ТАСС» Статья «История дела экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова» Дата опубликования 03.01.2019 г. [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/info/5973827.

17. Выступление главы Следственного Комитета РФ А.И. Бастрыкина на 364-ом заседании Совета Федерации 17.12.2014 г. Официальный YouTube канал Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=C4Z5TKkw Kw.

18. История борьбы с коррупцией в России [Электронный ресурс] // -URL:https://66.мвд.рф/gumvd/net korrupcii/Istoriia borbi s korrupciej v Rossii

19. Алексей Стейнерт «Взяли с наличным». Лента.ру (13.09.2016) [Электронный ресурс] // -URL: https://lenta.ru/articles/2016/09/13/zakhar/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.