14. Соглашение об информационном взаимодействии государств-членов Евразийского экономического сообщества по пограничным вопросам от 14 сентября 2001 года // Бюллетень международных договоров. 2002. № 7. С. 22.
15. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 22.
16. Борисов И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 104.
17. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998. С. 10-11.
18. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 131.
Лакеев А.Е. - аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург)
Lakeev, A.E. - Post-graduate Department of Theory and History of State and Law, Law Institute (St. Petersburg)
УДК 341.456
ЕПИФАНОВ А.Е., СИМОН А.Л. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ (ВОПРОСЫ ПРАВА)
Ключевые слова: противодействие коррупции, профилактика коррупции, международное антикоррупционное сотрудничество, неправительственные организации
В статье рассмотрены международные практики борьбы с коррупцией. Показано, что коррупционные деяния, криминализация которых предписывается международными конвенциями, относятся к преступлениям международного характера и входят в структуру международной преступности, причем особую опасность представляют транснациональные формы коррупции. Поэтому с 1970-80-х годов в мире шла напряженная работа над подготовкой документов, регламентирующих международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, что обеспечило принятие значительного числа договоров и актов органов международных организаций.
EPIFANOV. A.E., SIMON, A.L. COMBATING CORRUPTION IN THE INTERNATIONAL COMMUNITY
(THE LAW)
Keywords: fight against corruption, prevention of corruption, the international anticorruption coopération, non-governmental organizations
The article deals with international practices in the fight against corruption. It is shown that acts of corruption, criminalization of which is prescribed by international conventions, refer to the crimes of international concern and included in the structure of international crime, and particularly dangerous transnational forms of corruption. Therefore, from 1970-80-ies in the world was hard work on the preparation of documents regulating international cooperation in the fight against corruption, which ensured the adoption of a considerable number of treaties and acts of international organizations.
Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию.
Учитывая, что коррупция - международное явление и последствия коррупционных процессов оказывают влияние на общемировое развитие, а коррупционные деяния, криминализация которых предписывается международными конвенциями, относятся к преступлениям международного характера и входят в структуру международной преступности, особую опасность представляют транснациональные формы коррупции. Это обуславливает необходимость и важность международного антикоррупционного сотрудничества.
При этом международное сотрудничество в борьбе с коррупцией -система отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованные политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую,
информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства.
Можно заметить, что в конце 70-х годов XX в. была предпринята первая попытка выработать международное определение коррупции. В статье 7 «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» 1979 года коррупция квалифицируется как акт злоупотребления властью государственного должностного лица [1]. «Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате
требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». Как видим, в Кодексе объявляются наказуемыми лишь два вида коррупционных деяний: получение взятки, а также действия или бездействие, совершаемые в результате взяточничества.
В 80-х годах XX в. шла напряженная работа над подготовкой документов, регламентирующих международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, что обеспечило принятие значительного числа договоров и актов органов международных организаций. Принятыми в 90-е годы XX в. документами были намечены основные направления внутригосударственной деятельности по борьбе с коррупцией.
Первоочередное внимание в это время уделялось принятию и обеспечению выполнения соответствующих национальных законов и правил, с тем чтобы держать под контролем транснациональную преступность и пресекать незаконные внешнеэкономические сделки. Речь также шла о необходимости более адекватной реакции государств на новые формы проявления коррупции не только через применение уголовных санкций, но и с помощью гражданско-правовых и административных мер.
В результате масштаб угрозы, которую представляет коррупция для развития человечества, обусловил степень озабоченности мирового сообщества и российского государства к данной проблемой.
При этом самым крупным и авторитетным субъектом противодействия преступности, в том числе и коррупции, в современном мире признаны Организация Объединенных Наций, ее органы и специализированные учреждения. Именно ООН, ее органы и специализированные учреждения стали общепризнанными центрами координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью во всех формах ее проявления, так как ее работа в этой сфере деятельности осуществляется как внутри государств, так и на международном уровне.
Так, Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала документы о предупреждении коррупции и перевода активов незаконного происхождения, борьбе с этими явлениями и возвращении таких активов. Например, согласно «Рекомендациям относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития», принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, государства обязались: проанализировать адекватность своего уголовного законодательства, включая процессуальные нормы, с тем, чтобы реагировать на все виды коррупции и соответствующие действия, способствующие или содействующие коррупции, и применили санкции, которые обеспечат надлежащее сдерживание; разработать административные и регулятивные механизмы для предупреждения коррупции или злоупотребления властью; установить процедуры выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц; разработать правовые положения для конфискации средств и имущества, приобретенных в результате коррупции; принять надлежащие меры в отношении предприятий,
причастных к коррупции [2].
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях [3]. Хотя в Декларации определение коррупции отсутствует, но имеется характеристика взяточничества (эти деяния соотнесены как общее и специальное).
Важное значение имеет и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 60/207 от 22 декабря 2005 года «Предупреждение коррупции и перевода активов незаконного происхождения, борьба с этими явлениями и возвращение таких активов, в частности в страны происхождения, в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции» [4]. День открытия Конвенции к подписанию - 9 декабря - отмечается по инициативе ООН как Международный день борьбы с коррупцией.
Генеральная Ассамблея обратилась ко всем государствам-членам и компетентным региональным организациям с предложением предупреждать коррупцию во всех ее формах, включая подкуп, отмывание денег и перевод незаконно приобретенных активов, бороться с ней и устанавливать за нее уголовную ответственность, а также добиваться оперативного возвращения таких активов посредством принятия мер по возвращению активов. Было рекомендовано осуществлять региональное сотрудничество в деле предупреждения коррупции и перевода активов незаконного происхождения.
Во исполнение указанной резолюции на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Генеральным секретарем был сделан доклад «Глобализация и взаимозависимость: предупреждение коррупции и перевода активов незаконного происхождения, борьба с этими явлениями и возвращение таких активов, в частности в страны происхождения, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции», в котором освещается текущая деятельность международного сообщества по оценке масштабов коррупции и ее воздействия на развитие и экономический рост, рассмотрены основные вопросы, связанные с возвращением активов.
Следует также отметить, что важную роль в борьбе с коррупцией играет ЭКОСОС. С одной стороны, ЭКОСОС является органом, принимающим международные документы (например, «Руководящие принципы для предупреждения преступности», «Стандарты и нормы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие»), с другой - под эгидой ЭКОСОС осуществляются многочисленные программы и проекты ООН. К примеру, 22 июня 2005 года ЭКОСОС утвердил «Типовое двустороннее соглашение о совместном использовании конфискованных доходов от преступлений или имущества», (Резолюция 2005/14 Экономического и Социального Совета, приложение), которое рекомендовано использовать государствам в качестве пособия при разработке и заключении двусторонних соглашений.
Так, программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия была утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи
ООН 46/152 от 18 декабря 1991 года, в которой одной из задач Программы объявлена борьба с коррупцией [5]. В качестве Руководящего органа Программы была учреждена Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию (далее - Комиссия), которая с момента своего создания активно функционирует.
Так, Комиссия рекомендовала два проекта резолюций для принятия Генеральной Ассамблеей (в частности, «Укрепление Программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и усиление роли Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве ее руководящего органа» [6; Раздел А. Проект резолюции I.]) и 10 проектов резолюций (в частности, резолюции «Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией» [6; Раздел В. Проект резолюции V] и «Укрепление основных принципов поведения судей» [6, Проект резолюции IV]), а также два проекта решений для принятия Экономическим и Социальным Советом.
При этом антикоррупционная деятельность Комиссии позитивно оценивается главными органами ООН. Так, в резолюции ГА 59/159 от 20 декабря 2004 года поддерживаются меры Комиссии по активизации работы в борьбе с транснациональной преступностью [7]. В резолюции 60/175 от 20 марта 2006 года, принятой по докладу Третьего комитета (А/60/510), Генеральная Ассамблея ООН выразила признательность Комиссии за ее работу по координации усилий в области международного сотрудничества в борьбе с преступностью [8].
Принятые к настоящему времени международные антикоррупционные документы позволяют говорить о создании солидной нормативной базы для сотрудничества государств в данной сфере и унификации национального законодательства. Важнейшей вехой на пути формирования международного антикоррупционного законодательства следует считать принятие Конвенции ООН против коррупции в 2003 г., подписанной от имени России 9 декабря 2003 года и ратифицированной 17 февраля 2006 г. с заявлениями. Данная Конвенция вступила в силу 14 декабря 2005 года. По состоянию на 30 июня 2006 года Конвенцию против коррупции подписали 140 и ратифицировали 59 участников. Наше государство ратифицировало Конвенцию 25 июля 2006 года.
Конвенцией предусмотрены: мероприятия по профилактике коррупции в сфере государственной службы и в частном секторе; положение о том, что активы от коррупционных деяний возвращаются в страну происхождения с использованием, прежде всего, гражданско-правовых и административных, а не только уголовно-процессуальных механизмов; сужена сфера применения принципа «двойной криминализации» в вопросах оказания правовой помощи.
Участие Российской Федерации в Конвенции потребует внесения определенных изменений в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие соответствующие аспекты противодействия коррупции. Требуют своего решения также вопросы об имплементации в национальное законодательство конвенционных положений о статусе добросовестного
приобретателя, компенсации ущерба лицам, которым он был причинен в результате коррупционного преступления [9].
Конвенция детально регламентирует взаимную правовую помощь, выдачу лиц, совершивших коррупционные преступления, а также сотрудничество правоохранительных органов, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении правоохранительной деятельности.
В отношении юрисдикции, правовой помощи и международного сотрудничества в целях конфискации (статьи 42, 46 и 55 Конвенции) возможны разные варианты исполнения государствами-участниками своих обязательств. В связи с этим в Федеральном законе «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» были сделаны соответствующие заявления. Так, «Российская Федерация на основании пункта 7 статьи 46 Конвенции заявляет, что она будет на основе взаимности применять пункты 9-29 статьи 46 Конвенции вместо соответствующих положений договора о взаимной правовой помощи, заключенного Российской Федерацией с другим государством-участником Конвенции, если, по мнению центрального органа Российской Федерации, это будет способствовать сотрудничеству» (пункт 4 статья 1 ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции») [10].
Кроме того, согласно пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» Российская Федерация заявила, что она будет на основе взаимности использовать Конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами-участниками Конвенции.
В частности, продолжая принципиальную линию на обеспечение неотвратимости ответственности преступников, российское государство сделало заявление о недопустимости злоупотребления применением положений Конвенции, предусматривающих возможность отказа в выдаче по основаниям, указанным в пункте 15 статьи 44 Конвенции.
Наряду с этим, требуется подчеркнуть, что согласно статье 63 в рамках Конвенции учрежден собственный механизм осуществления - Конференция государств-участников. Конференция наделена обширными и сложными полномочиями. Она дает государствам возможность для обсуждения эффективных мер борьбы с коррупцией. В декабре 2006 года было намечено провести первую сессию Конференции, где были приняты важные решения о порядке работы Конференции и способах выполнения ее мандата. Конференции предстоит разработать надежную методику и определить соответствующие меры, призванные при необходимости способствовать укреплению потенциала стран для всестороннего осуществления Конвенции,
Конвенция создает сбалансированную и широкую основу для борьбы с коррупцией на национальном уровне. Быстрое вступление Конвенции в силу и стремительное увеличение числа ее участников позволяют надеяться на ее
универсальный характер, что, соответственно, сделает ее глобальным инструментом против коррупции.
Важную роль в объединении усилий в борьбе с коррупцией играет и ОБСЕ. Так, пункт 33 Хартии Европейской безопасности 1999 года подчеркивает, что «коррупция представляет собой большую угрозу общим ценностям ОБСЕ, ...Государства-участники обязуются наращивать свои усилия по борьбе с коррупцией и порождающими ее условиями, а также содействовать формированию позитивной основы для надлежащей практики государственного управления и должностной порядочности. Они будут... оказывать взаимную помощь в борьбе с коррупцией» [11, с.214]. На проходившей еще 19 ноября 1999 года в Стамбульской встрече на высшем уровне главы государств и правительств государств-участников ОБСЕ поручили Постоянному совету «изучить вопрос о наиболее эффективных путях поддержки усилий по борьбе с коррупцией с учетом работы, проводимой другими организациями» [11, с.259].
Кроме того, в соответствии с рекомендациями 19-й Конференции министров юстиции европейских стран (1994 год) была создана Междисциплинарная группа по коррупции [12]. На первой сессии Группы (Страсбург, 22-24 февраля 1995 года) было дано расширенное определение коррупции: «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеет целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц» [13]. В сентябре 1995 года Группа представила в Совет Европы «Программу действий борьбы с коррупцией», которая и была утверждена Комитетом министров Совета Европы.
В Программе подчеркивалось: коррупция разрушает право собственности, верховенство закона; экономическое и политическое развитие общества заканчивается. В качестве главных факторов, способствующих коррупции, были выделены: концентрация власти, богатства, привилегий, засилье бюрократии, чрезмерный административный контроль, торговые ограничения, монополии, кумовство, правительственное вмешательство в экономику, индустрию и инфраструктуру роста, плохо организованная государственная служба, слабая судебная система и, как один из важных компонентов, материалистическая концепция успеха, при которой власть, деньги, привилегии и показная роскошь имеют важное, если не первоначальное значение. Любопытно отметить, что данное положение Программы было включено позднее в «Руководство по борьбе с коррупцией» 1999 года, разработанное Агентством международного развития США.
Междисциплинарная группа пришла к выводу, что коррупция процветает в условиях молчания и секретности, поэтому «прозрачность становится ключевой концепцией в борьбе против коррупции» [14]. Данное положение ознаменовало существенное продвижение в теоретическом осмыслении
стратегии борьбы с коррупцией.
На основании Программы Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997 года были приняты «Двадцать руководящих принципов по борьбе с коррупцией» [15]. «Принципы» подтвердили основную идею Программы о том, что борьба против коррупции должна быть междисциплинарной.
Комитет министров Совета Европы признал необходимым: воздействовать на общественное мнение и содействовать этическому поведению служащих; криминализовать коррупцию на национальном и международном уровнях; принимать необходимые меры для конфискации и лишения доходов от коррупции; осуществлять специализацию лиц и органов, ответственных за борьбу с коррупцией; обеспечивать открытость системы государственной службы; принимать открытые процедуры в отношении публичных приобретений и др. Комитет министров Совета Европы предложил национальным властям применять «Двадцать принципов» и поручил Группе в сжатые сроки закончить разработку юридически обязательных документов.
На основании Программы и «Двадцати принципов» Группа разработала, а Совет Европы принял ряд документов рекомендательного характера [16], а также несколько договоров (Конвенция об уголовно-правовой ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, Дополнительный Протокол к Конвенции от 15 мая 2003 года, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года (Россия в Конвенции пока не участвует).
Очередным крупным шагом в реализации «Программы действий по борьбе с коррупцией» можно считать принятый Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2000 года «Модельный кодекс поведения государственных служащих» [17]. В текст Модельного кодекса включены некоторые положения концептуального плана. Большинство из них относится к перечислению обязанностей служащих (например, государственный служащий обязан информировать компетентные органы о любых известных ему нарушениях Кодекса другими государственными служащими). Модельным кодексом подробно урегулирована проблема столкновения личных и публичных интересов.
Совет Европы периодически осуществляет мониторинг соблюдения государствами-членами ряда конкретных обязательств. Очередной доклад российскими властями был представлен Парламентской ассамблее Совета Европы в 2005 году [18].
По итогам его рассмотрения на 21-м заседании ПАСЕ 22 июня 2005 года была принята Резолюция 1455 (2005) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств» [19]. В Резолюции (п. 4) констатируется, что российские власти приложили определенные усилия для решения ряда серьезных проблем, которые угрожали политической стабильности, развитию экономики и функционированию демократических институтов в стране. Среди этих проблем - непрозрачная и незаконная приватизация, которая привела к переходу многих российских экономических активов и ресурсов под контроль олигархов, а также обвинения в коррупции ряда губернаторов, которые не были
подотчетны ни федеральной власти, ни своим избирателям. ПАСЕ приняла решение «продолжить мониторинг выполнения Российской Федерацией своих обязательств до тех пор, пока ею не будут получены доказательства существенного прогресса, особенно в отношении проблем, упомянутых в данной Резолюции».
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была принята в Страсбурге 27 января 1999 г., ETS №173 и ратифицирована в России 25 июля 2006 года Федеральным законом № 125-ФЗ [20]. В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Конвенции, после ее вступления в силу для Российской Федерации российское государство автоматически стало участником специализированной международной организации «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО). «Group of States against Corruption» (GRECO) сначала действовала как форум сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. В 1993 году Комитетом министров СЕ была принята так называемая «Уставная Резолюция» (93) 28 (Statutory Resolution), заложившая институционные основы ГРЕКО. Несмотря на то, что юридически ГРЕКО стала международной организацией лишь в 1999 году, она рассматривалась как таковая практически с самого момента принятия решения о ее создании (см.: Рекомендации европейских министров юстиции (Ла-Валлетта, 1994 год, Прага, 1997 год); «Программа действий против коррупции» 1996 года; «Заключительная декларация» и «План действий», утвержденный главами государств и правительств государств СЕ (10-11 октября 1997 года); Резолюция Комитета министров СЕ (97) 24 о двадцати руководящих принципах в борьбе против коррупции от 6 ноября 1997 года и др.
Как международная организация ГРЕКО действует на основании Соглашения об учреждении Группы государств против коррупции [21], а также Устава (Статута) ГРЕКО, утвержденного Резолюцией (98)7 Комитет министров СЕ от 12 мая 1999 года.
Согласно Уставу ГРЕКО, в ее задачу входит мониторинг за соблюдением «Руководящих принципов борьбы с коррупцией» и имплементация международных инструментов.
Российская Федерация обязалась выполнять не только Устав данной организации, но и обязательства, вытекающие из антикоррупционных документов Комитета министров Совета Европы, носящих изначально рекомендательный характер. Поэтому для целей надлежащей имплементации соответствующих норм представляется целесообразным издать указ Президента РФ «О мерах по выполнению Российской Федерацией обязательств, вытекающих из ее членства в ГРЕКО».
ГРЕКО («Группа государств против коррупции») рекомендовал Российской Федерации на основе Национального плана по борьбе с коррупцией разработать всеобъемлющую национальную стратегию по борьбе с коррупцией, охватывающую федеральный, региональный и местный уровни Российской Федерации. Стратегия должна уделять значительное внимание профилактике коррупции и прозрачности государственного управления и надлежащим
образом учитывать озабоченность гражданского общества; также она должна охватывать все соответствующие государственные сферы, включая правоохранительную деятельность, и иметь реалистичные и обязательные для выполнения сроки реализации. Стратегия и план действий должны быть доведены до широкой общественности для обеспечения высокой осведомленности об этой стратегии и принимаемых мерах.
По мнению ГРЕКО, для Российской Федерации необходимо разработать системы всеобъемлющего, объективного и непрерывного мониторинга практических результатов принимаемых антикоррупционных мер в различных секторах, включая изменение уровня коррупции в этих секторах с течением времени. Следует обеспечить возможность для гражданского общества участвовать в таком мониторинге и выражать свое мнение относительно его результатов.
До июня 2010 года Россия должна была исполнить рекомендации, сформулированные Группой государств против коррупции (ГРЕКО).
Генеральная прокуратура Российской Федерации направила в организацию Совета Европы «Группа стран против коррупции» («ГРЕКО») отчет, в котором говорится, что Россия исполнила только 12 из 26 рекомендаций, выданных ей в декабре 2008 года.
Так, среди 12 рекомендаций исполнены полностью: приняты план и стратегия по борьбе с коррупцией, Федеральный закон «О противодействии коррупции» [22], расширены возможности участия общественников в президентском антикоррупционном совете, установлены критерии приема на работу прокуроров, судьи получили право оспаривать решения об увольнении, расширены возможности по доступу граждан к информации по деятельности судов и госорганов, введены публичные отчеты чиновников и правоохранителей, в ведомствах созданы комиссии по конфликту интересов.
Согласно отчету, направленному Генпрокуратурой РФ на рассмотрение экспертов организации ГРЕКО («Группа стран против коррупции»), не исполненным остается ряд принципиальных положений Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Именно поэтому российские власти рискуют получить неудовлетворительную оценку проводимой в стране антикоррупционной политики.
Отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации будет изучен специалистами ГРЕКО к осени. В ноябре в рамках заседания 49-й сессии организации они дадут оценку усилиям российского руководства по борьбе с коррупцией в стране.
В заключении требуется отметить, что важная роль в борьбе с коррупцией принадлежит международным и национальным неправительственным организациям (МНПО).
Важнейшей из антикоррупционных МНПО считается Transparency International (The coalition against corruption; в русскоязычных текстах эта организация называется «Трансперенси Интернешнл»), основанный в 1993 году с целью противодействия коррупции и является международной
неправительственной некоммерческой организацией по законодательству ФРГ [23]. В настоящий момент Transparency International имеет отделения в 90 странах мира. Российский Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» расположен в Москве.
Transparency International составляет так называемый Индекс восприятия коррупции (ИВК). Индекс ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. ИВК основан на данных экспертных опросов и исследований, проводимых различными представительными организациями. Индекс отражает мнения предпринимателей и аналитиков из различных стран мира, в том числе экспертов, проживающих в стране, в отношении которой проводилось исследование.
ИВК фокусирует внимание на коррупции в государственном секторе и определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды. В отношении восприятия коррупции ИВК является надежным инструментом измерения. Исследования, используемые Трансперенси Интернешнл при составлении ИВК, в основном содержат вопросы, связанные со злоупотреблением властью, имеющим отношение к извлечению личной выгоды, направленное, например, на подкуп государственных должностных лиц при осуществлении государственных заказов. Источники информации не разделяют административную и политическую коррупцию, а также низовую и верхушечную коррупцию/
Transparency International призывает государства к принятию следующих
мер:
Со стороны государств с низкими доходами:
• Направить более значительные ресурсы на противостояние коррупции и проявить большую политическую волю в проведении антикоррупционных мер.
• Обеспечить больший доступ граждан к информации о бюджетах, доходах и расходах.
• Со стороны государств с высокими доходами:
• Сочетать увеличение помощи с поддержкой реформ, проводимых странами-получателями.
• Сокращать масштабы «связанной» помощи, поскольку она не учитывает все нужды страны-получателя и ограничивает свободу распоряжения средствами.
Со стороны всех государств:
• Способствовать тесной координации действий правительств, частного сектора и гражданского общества, направленных на повышение эффективности и устойчивости усилий в противостоянии коррупции и совершенствованию государственного управления.
• Ратифицировать, применять и отслеживать соблюдение существующих антикоррупционных конвенций во всех странах в целях
соблюдения единых международных норм.
Российская Федерация должна обеспечить реализацию национальной антикоррупционной правовой политики в соответствии с задачами функционирования международно-правового механизма противодействия коррупции.
Литература и источники
1. Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990. С. 319-325.
2. Док. ООН. A/CONF. 144/28 // Организация Объединенных Наций. Официальные отчеты первой части третьей сессии Генеральной Ассамблеи. 8/810. С. 39-42.
3. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят первая сессия, Дополнение №49 (А/51/49). С. 173-174.
4. Конвенция ООН против коррупции. // Документы ООН. A/58/422.
5. Док. ООН. A/RES/46/152.
6. Официальные отчеты Экономического и Социального Совета, 2006 год. Дополнение № 10. (Е/2006/30). Глава I.
7. Док. ООН, А/59/159.
8. Док. ООН, А/RES/59/159.
9. Качмазов О.Х., Цориева Е.С. К вопросу об эффективности закона о противодействии коррупции // Право и практика. 2010. №2.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.
11. Новая российская дипломатия : десять лет внешней политики страны. М., 2001.
12. См.: Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: 2000. С. 44.
13. http://corruption.iatp.az/corruption/ra'cor/definition.stm
14. PF/DAJ/GMC/program action Е. - Р. 19.
15. См.: Resolution (97) 24 on the twenty guiding principles for the fight against corruption // http://www.coe.int
16. См.: Role of parliaments in fighting corruption. Doc. 865218. - February 2000; Recommendation Rec (2003) 4 of the Committee of Ministers to member states on common rules against corruption in the funding of political parties and electoral campaigns (Adopted by the Committee of Ministers on 8 April 2003 at the 835th meeting of the Ministers' Deputies); Модельный кодекс поведения государственных служащих от 11 мая 2000 года // Совет Европы и Россия. 2000. № 2. С.9-15.
17. Совет Европы и Россия. 2000. № 2. С.10.
18. http://www.niemo.ru/daytoday/5strasb7.htm
19. См.: Совет Европы и Россия. 2005. № 1. С. 23-25.
20. Федеральнй закон от 25 июля 2006 г. №125 ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.
21. Agreement Establishing The Group of States Against Corruption (GRECO) // www.greco.coe.int
22. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228.
23. http://www.transparency.org
Епифанов А.Е. - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета ([email protected])
Симон А. Л. - аспирант Юридического института (г. Санкт-Петербург) ([email protected])
Epifanov, A.E. - Doctor of Law, Professor of Constitutional and Municipal Law of Volgograd State University
Simon, A.L. - Graduate of the Law Institute (St. Petersburg)