Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРУМЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / CORRUPTION / INTERNATIONAL ANTI-CORRUPTION STANDARDS / INTERNATIONAL TREATY / INTERNATIONAL ACTS OF POLITICAL NATURE / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AND FORA / INTERNATIONAL ANTI-CORRUPTION MONITORING / CRIMINAL LAW / LAW-ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зимин Владимир Владимирович

Освещены некоторые вопросы, связанные с определением понятия «международные антикоррупционные стандарты», их формальных источников и механизмами обеспечения их выполнения в Российской Федерации, что следует учитывать как законодателям, так и правоохранителям с целью надлежащего выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих для России из таких стандартов, и повышения эффективности ее участия в межгосударственном сотрудничестве в борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зимин Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL ANTI-CORRUPTION STANDARDS IN RUSSIA

This article deals with some issues related to the definition of the term «international anti-corruption standards», their formal sources, and mechanisms of their implementation in the Russian Federation. It should be taken into account both by the law-makers and law-enforcement officers in order to properly ensure the implementation of the obligations and the use of the rights stemming for Russia from such standards, and to raise the effectiveness of its participation in the international co-operation in combating corruption.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10268

ББК 67 © В.В. Зимин, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ В РОССИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Владимир Владимирович Зимин, помощник прокурора

Головинская межрайонная прокуратура г. Москвы (125167, Москва, Ленинградский пр-т, д. 45, корп. 3 E-mail: Nivolkovis@gmail.com

Аннотация. Освещены некоторые вопросы, связанные с определением понятия «международные антикоррупционные стандарты», их формальных источников и механизмами обеспечения их выполнения в Российской Федерации, что следует учитывать как законодателям, так и правоохранителям с целью надлежащего выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих для России из таких стандартов, и повышения эффективности ее участия в межгосударственном сотрудничестве в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, международные антикоррупционные стандарты, международный договор, международные акты политического характера, международные организации и форумы, международный антикоррупционный мониторинг, уголовное право, правоприменительная практика.

THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL ANTI-CORRUPTION STANDARDS IN RUSSIA

Vladimir V. Zimin, Assistant Prosecutor

Golovinsky Interdistrict Prosecutor's Office of Moscow (125167, Moscow, Leningradsky pr-t, d. 45, build. 3) E-mail: Nivolkovis@gmail.com

Abstract. This article deals with some issues related to the definition of the term «international anti-corruption standards», their formal sources, and mechanisms of their implementation in the Russian Federation. It should be taken into account both by the law-makers and law-enforcement officers in order to properly ensure the implementation of the obligations and the use of the rights stemming for Russia from such standards, and to raise the effectiveness of its participation in the international co-operation in combating corruption.

Keywords: corruption, international anti-corruption standards, international treaty, international acts of political nature, international organizations and fora, international anti-corruption monitoring, criminal law, law-enforcement.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Зимин В.В. Обеспечение выполнения в России международных стандартов в сфере противодействия коррупции. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):83-86.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (пп. 43, 44, 46)1, Национальной стратегии противодействия коррупции2 и национальных планах противодействия коррупции3, приказах Генерального прокурора Российской Федерации, принятых для обеспечения их выполнения, коррупция рассматривается как одна из наиболее опасных угроз государственной и общественной безопасности, экономическому росту и социальной стабильности нашей страны. При этом признается необходимость совершенствования правового регулирования предупреждения коррупции, предлагаются меры по усилению борьбы с ней и по повышению эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Коррупция в России, как и в других странах мира, причиняет значительный ущерб их социаль-

ному и экономическому развитию, подрывает доверие населения к органам власти, принципы верховенства права и социальной справедливости.

В России принимаются масштабные меры противодействия коррупции. Более десяти лет тому назад был принят комплексный федеральный закон, направленный на борьбу с коррупцией, содержащий определение коррупции, противодействия коррупции, исходные начала такой деятельности и регламентирующий основные направления по борьбе с корруп-

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // URL://http://www.pravo.gov.ru

2 «Национальная стратегия противодействия коррупции»: утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 (ред. от 13 марта 2012 г.) // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

3 «Национальный план противодействия коррупции на 2018— 2020 годы»: утвержден Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 // URL://http://www.pravo.gov.ru

ционными проявлениями4. В данном законе также определен круг субъектов противодействия коррупции, среди которых выделяется Генеральная прокуратура Российской Федерации [3, с. 48-50].

Следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры, уровень коррупционной преступности в России при высокой степени латентности остается неприемлемо высоким [2; 4, с. 59-64].

Очевидно, что эффективную борьбу с коррупцией можно вести только при рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий, при взаимодействии многих, если не большинства членов международного сообщества, что невозможно без совершенствования международной и национальной нормативной базы, форм и механизмов международного антикоррупционного сотрудничества.

В международных антикоррупционных документах (актах), направленных на противодействие коррупции, затрагиваются различные уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и организационные вопросы: терминологического аппарата, криминализации, в том числе ответственности за приготовление, покушение и соучастие, отягчающие и смягчающие обстоятельства, пенализации, учета иностранных приговоров для установления рецидива, давности уголовного преследования, системы мер предупреждения, создания специализированных и координационных органов, международного сотрудничества и др.

Многие нормы отечественного уголовного законодательства не могут рассматриваться, а их реализация не может осуществляться в отрыве от международных обязательств Российской Федерации. И число таких обязательств растет.

Основой межгосударственного сотрудничества являются международные антикоррупционные нормы, которые имеют важное значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности (в первую очередь, для сотрудников специализированных органов, включая органы внутренних дел, безопасности, следствия, прокуратуры, а также для судебных органов).

Многие российские специалисты в области борьбы с преступностью, применяют заимствованный из англоязычной литературы термин «международные стандарты», в основном применительно к противодействию незаконному наркообороту («антинаркотические»), терроризму («антитеррористические»),

отмыванию (легализации) доходов от преступной деятельности («антиотмывочные»).

В последние годы в профессиональном обороте появился и все шире используют термин «международные антикоррупционные стандарты» [1; 7]. Однако, при этом отсутствует общепризнанное определение этого термина, что не способствует его единообразному пониманию при анализе указанных стандартов и выработке предложений по совершенствования правового регулирования и практики борьбы с коррупцией в России и по повышению эффективности ее участия в международном сотрудничестве в области противодействия коррупции.

В связи с этим необходимо раскрыть понятие «международные антикоррупционные стандарты», определить их формальные источники и механизмы их выполнения.

Ведущую роль в системе международных антикоррупционных стандартов играют нормы соответствующих международных договоров.

Следует отметить, что существенный импульс модернизации российского законодательства, в том числе уголовного, и практики противодействия коррупции придало участие России в ряде международных антикоррупционных договоров и межгосударственных универсальных и региональных организациях и форумах, занимающихся (среди прочего) вопросами борьбы с коррупцией.

Антикриминальные договоры заключаются под эгидой универсальных (ООН и ее специализированные учреждения), трансрегиональных (например, Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества), а также региональных (Совет Европы, Организация американских государств и др.) межгосударственных организаций и органов.

К числу обязательных для России международных договоров, прямо или косвенно посвященных борьбе с коррупцией, относятся, в частности, заключенная в рамках ОЭСР Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997 г.), разработанная под эгидой Совета Европы Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию

4 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N° 273-Ф3 (ред. от 26 июля 2019 г.) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

(1999 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Конвенция ООН против коррупции (2003 г.), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (2005 г.), Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (2007 г.).

В отношении договорных (конвенционных) обязательств государств действует доставшийся от римского права принцип pacta sunt servanda («договоры должны выполняться»), а их невыполнение может повлечь международно-правовую ответственность государства-правонарушителя.

В международных договорах, заключенных в целях борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией, основным является, как правило, обязательство государств-участников квалифицировать указанные в этих актах деяния как преступные (т.е. криминализировать эти деяния в своем законодательстве, если это еще не сделано). По вопросу об обязательности в таких случаях введения соответствующего уголовно-правового запрета в российское законодательство и включения в число источников уголовного права России ее международных договоров имеются различные мнения [5, с. 5-19; 8]. Этот вопрос тесно связан с более общей проблемой соотношения и взаимодействия международного и национального (внутреннего) права, привлекающей внимание многих ученых и практиков — как специалистов уголовно-правового профиля, так и юристов-международников.

К сожалению, не все специалисты, особенно уголовно-правового профиля, учитывают, что, помимо международных договорных (конвенционных) обязательств, у России имеются антикоррупционные международные обязательства политического характера — например, вытекающие из решений «Группы восьми» (G8), «Группы двадцати» (G20), БРИКС, Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ. Невыполнение (нарушение) таких обязательств влечет не международно-правовую (юридическую), а международную политическую ответственность.

Следует также отметить, что имеется большой массив международных документов, содержащих нормы рекомендательного характера, имеющие от-

ношение к правовому регулированию (прежде всего, уголовно-правовому) и правоприменительной практике противодействия коррупции. К ним относятся, например, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельный закон о борьбе с коррупцией (принят 3 апреля 1999 г. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ), Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам № R (2000)10 от 11 мая 2000 г. «О кодексах поведения служащих органов публичной власти», Глобальные стандарты по борьбе с коррупцией в полицейских силах/службах (приняты 24 октября 2002 г. Генеральной ассамблеей Интерпола), Рекомендация Совета ОЭСР о Руководящих принципах разрешения конфликта интересов на публичной службе от 28 мая 2003 г. [9, с. 5-12].

Однако, на наш взгляд, нормы, содержащиеся в международных актах рекомендательного характера, не могут быть отнесены к международным антикоррупционным стандартам, так как имеющие к ним отношение государства не обязаны их выполнять (соблюдать), но могут их использовать в целях совершенствования правовой базы и практики на национальном уровне.

Как теоретический, так и практический интерес представляет вопрос о юридической природе решений, вынесенных по результатам работы различных структур международного антикоррупционного мониторинга (в первую очередь, учрежденной в рамках Совета Европы Группы государств против коррупции — ГРЕКО, Конференции сторон Конвенции ООН против коррупции, Рабочей группы ОЭСР по борьбе со взяточничеством при международных коммерческих операциях), и механизмах обеспечения выполнения таких решений, принятых в отношении России. Как представляется, указанные решения имеют рекомендательный характер, если иное не вытекает из документов, определяющих статус этих структур, или из установившейся практики их деятельности.

Таким образом, по нашему мнению, термином «международные антикоррупционные стандарты» охватываются только нормативные положения, содержащиеся в международных документах (актах), обязательных для исполнения соответствующим государством (государствами). К ним относятся:

1) юридически обязательные положения о борьбе с коррупцией, содержащиеся в международных договорах, участником которых является Россия;

2) политически обязательные положения о борьбе с коррупцией, содержащиеся в решениях, принятых в рамках G20, G8, БРИКС и ОБСЕ.

Международные нормы рекомендательного характера стандартами не являются.

Для обеспечения выполнения в России международных антикоррупционных стандартов (как нормативных предписаний, содержащихся в юридически или политически обязательных для России международных актах) необходимо обеспечить их надлежащее отражение (в том числе путем инкорпорации) в законах и подзаконных актах Российской Федерации и, при необходимости, ее субъектов, а также в правоприменительной практике. Это необходимо не только для повышения эффективности противодействия коррупции на национальном уровне, но и для эффективного участия нашей страны в международном антикоррупционном сотрудничестве и повышения ее международного престижа.

Литература

1. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: Моногр. [С.В. Борисов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.]; Под ред. Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. М., 2015.

2. Вертлиб Ф.О. Международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере юстиции. М., 2018.

3. Vertlib F. Request of legal assistance: step-By-Step guide on international cooperation // The materials of 8 th International Policing Forum. Beijing. 2016. P. 48-50.

4. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011.

5. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки к Международному дню борьбы с коррупцией // Прокурор. 2016. № 4. С. 5-19.

6. Красникова Е.В., ПавловскаяН.В. Мониторинг состояния коррупционной преступности в Российской Федерации // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 4. С. 59-64.

7. Кузнецова Н.Ф., Огурцов Н.А. О соотношении международного и внутреннего уголовного права // Законодательство. 2007. № 5.

8. Луков В.Б. «Группа восьми». М., 2004.

9. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 5-12.

10. Ображиев К.В. Система формальных (юридических) источников российского уголовного права. М., 2015.

11. Правовые основы противодействия коррупции: международные и национальные стандарты и инициативы: Моногр. В 2 т. Т. 1 / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой, Р.А. Курбанова. М.: Проспект, 2019.

References

1. Antikorruptsionnye standarty Organizatsii ekono-micheskogo sotrudnichestva i razvitiya i ikh realizatsiya v Rossiyskoy Federatsii: Monogr. [S.V. Borisov, A.A. Kas-hirkina, A.N. Morozov i dr.]; Pod red. T.Ya. Khabrievoy, A.V. Fedorova. M., 2015.

2. Vertlib F.O. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva gosudarstv v sfere yustitsii. M., 2018.

3. Vertlib F. Request of legal assistance: step-By-Step guide on international cooperation // The materials of 8th International Policing Forum. Beijing. 2016. P. 48-50.

4. Dolgova A.I. Kriminologicheskie otsenki orga-nizovannoy prestupnosti i korruptsii, pravovye batalii i natsional'naya bezopasnost'. M., 2011.

5. Interv'yu General'nogo prokurora Rossiyskoy Federatsii Yu.Ya. Chayki k Mezhdunarodnomu dnyu bor'by s korruptsiyey // Prokuror. 2016. № 4. S. 5-19.

6. Krasnikova E.V., Pavlovskaya N.V. Monitoring sostoyaniya korruptsionnoy prestupnosti v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Universiteta prokuratury Rossiyskoy Federatsii. 2019. № 4. S. 59-64.

7. Kuznetsova N.F., OgurtsovN.A. O sootnoshenii mezhdunarodnogo i vnutrennego ugolovnogo prava // Zakonodatel'stvo. 2007. № 5.

8. Lukov V.B. ««Grappa vos'mi». M., 2004.

9. Naryshkin S.E., Khabriyeva T.Ya. Mekhanizm otsenki antikorruptsionnykh standartov GREKO (sravni-tel'no-pravovoye issledovanie) // Zhurnal rossiyskogo prava. 2011. № 9. S. 5-12.

10. Obrazhiev K.V. Sistema formal'nykh (yuridiches-kikh) istochnikov rossiyskogo ugolovnogo prava. M., 2015.

11. Pravovye osnovy protivodeystviya korruptsii: mezhdunarodnye i natsional'nye standarty i initsiativy: Monogr. V 2 t. T. 1 / Pod obshch. red. T.Ya. Khabrievoy, R.A. Kurbanova. M.: Prospekt, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.