Научная статья на тему 'Источники международно-правового регулирования борьбы с коррупцией'

Источники международно-правового регулирования борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2993
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / LEGAL SOURCES / INTERNATIONAL PUBLIC LAW / COMBATTING CORRUPTION / STRUGGLE AGAINST CORRUPTION / FIGHT AGAINST CORRUPTION / COUNTERACTING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иноземцев Максим Игоревич, Каргалева Ольга Александровна

В настоящей статье проводится анализ основных источников международно-правового регулирования борьбы с коррупцией документов, принятых Организацией Объединенных Наций, а также международными региональными организациями. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов правовой природы и юридической силы актов, их соотношения между собой, а также вопросам развития международно-правового регулирования борьбы с коррупцией на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of International Legal Regulation of Combatting Corruption

The article analyzes main sources of international legal regulation of combatting corruption specifically acts which were adopted by the United Nations Organization as well as by the international regional organizations. Particular emphasis is paid to consideration of issues of legal nature and legal value of the acts, their ratio besides points of international regulation of the struggle against corruption.

Текст научной работы на тему «Источники международно-правового регулирования борьбы с коррупцией»

Иноземцев М. И., Каргалева О. А.

Источники международно-правового регулирования борьбы с коррупцией

Иноземцев Максим Игоревич

МГИМО (У) МИД России (Москва)

Заместитель начальника отдела докторантуры и аспирантуры Управления научной политики Преподаватель кафедры международного частного и гражданского права [email protected]

Каргалева Ольга Александровна

МГИМО (У) МИД России (Москва) Студентка международно-правового факультета olgakargalyova@gmail .com

РЕФЕРАТ

В настоящей статье проводится анализ основных источников международно-правового регулирования борьбы с коррупцией — документов, принятых Организацией Объединенных Наций, а также международными региональными организациями. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов правовой природы и юридической силы актов, их соотношения между собой, а также вопросам развития международно-правового регулирования борьбы с коррупцией на современном этапе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

коррупция, источники права, международное право, борьба с коррупцией, противодействие коррупции

< >

о о

Inozemtsev M. I., Kargaleva O. A. Sources of International Legal Regulation of Combatting Corruption

Inozemtsev Maxim Igorevich

Moscow State institute of international Relations (university) the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow, Russian federation)

Deputy Head, Ph.D and Postgraduate Study Department Lecturer, department of Private international and Civil Law [email protected]

Kargaleva Olga Alexandrovna

Moscow State institute of international Relations (university) the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Moscow,

Russian federation)

Student of international Law faculty

olgakargalyova@gmail .com

ABSTRACT

The article analyzes main sources of international legal regulation of combatting corruption specifically acts which were adopted by the United Nations Organization as well as by the international regional organizations. Particular emphasis is paid to consideration of issues of legal nature and legal value of the acts, their ratio besides points of international regulation of the struggle against corruption.

KEYWORDS

corruption, legal sources, international public law, combatting corruption, struggle against corruption, fight against corruption, counteracting corruption

С середины XX в. проблема борьбы с коррупцией перестала существовать в рамках одной правовой системы и приобрела международный характер. Первые попытки

о создать единую правовую базу противодействия коррупции на международном уров-

^ не были предприняты Организацией Объединенных Наций (далее — «ООН») в Резо-

^ люции 35/14 Генеральной Ассамблеи ООН «Меры против коррупции, практикуемые

EJ транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими при-

g частными к этому сторонами» от 15 декабря 1975 г.1, которая впервые осудила коррупцию, практикуемую транснациональными корпорациями и побудила государ-

о ства к принятию соответствующих национальных нормативно-правовых актов. Не-

со

о смотря на то, что документ носил декларативный характер, многие государства-< члены ООН приняли во внимание его положения. Документ не дает определение с понятия коррупции и не предлагает средства и механизмы, с помощью которых х коррупция может быть предотвращена, а лишь подтверждает право любого государ-2 ства принимать законодательство, проводить расследование и принимать меры н- против корпораций в отношении их коррупционной деятельности в соответствии со ^ своим национальным законодательством.

С целью урегулировать сферу частного бизнеса в контексте рассматриваемой темы независимая некоммерческая международная организация Международная торговая палата (ICC) в 1977 г. приняла «Правила ICC по борьбе с коррупцией»2 (далее — «Правила»), которые впоследствии пересматривались в 1996, 1999, 2005 и 2011-х годах. Соблюдение данных Правил компаниями содействует поддержанию высоких стандартов деловой этики при осуществлении коммерческих сделок. Играя важную роль в международной практике, указанные Правила призывают компании к исполнению своих юридических обязанностей и следованию многочисленным международным антикоррупционным инициативам, а также являются хорошей основой для противодействия попыткам вымогательства взяток и склонения к их передаче. Кроме того, в ст. 1 Правил дается исчерпывающий перечень запрещенных действий, таких как взяточничество, вымогательство взятки или склонение к передаче взятки, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от коррупционных практик.

Одной из наиболее важных и интересных особенностей последней редакции Правил (редакция 2011 г.) стало появление в них перечня элементов эффективной программы «комплаенс» по обеспечению соблюдения антикоррупционных требований, а также перечня мер для обеспечения предупреждения коррупции, которые не являются обязательными. Все эти механизмы помогают компаниям в развитии частного бизнеса, в надлежащем корпоративном управлении и борьбе с коррупцией в соответствии с национальным законодательством государств.

Период с 1980 по 1990 гг. можно охарактеризовать как эпоху «застоя». В это время не было принято ни одного значимого международного акта, который бы предложил действенные методы и рычаги по противодействию коррупции.

Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая 29 марта 1996 г. в городе Каракас3, явилась новой вехой в вопросе борьбы с коррупцией не только в пределах территорий стран-участниц Организации американских государств, но и на мировом уровне, поскольку данный документ стал первым консолидированным актом по исследуемой проблематике. Особую роль в разработке и принятии Кон-

1 Резолюция 35/14 Генеральной Ассамблеи ООН «Меры против коррупции, практикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами» (принята 15 декабря 1975 г. на 2441-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/789/27/ IMG/NR078927.pdf (дата обращения: 05.09.2015).

2 Правила ICC по борьбе с коррупцией 1977 г. (в ред. 2011) // URL: http://iccbooks.ru/ upload/iblock/cfe/cfeb2d0650f5ed5782edcb2d6c0882b2.pdf (дата обращения: 29.09.2015).

3 Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией от 29 марта 1996 г. // URL: http:// docs.cntd.ru/document/901934990 (дата обращения: 21.08.2015).

венции, которая была подписана 35 странами Северной, Центральной и Южной о Америки, сыграли США как инициаторы борьбы с коррупцией в регионе. К основ- ^ ным целям, которые преследует Конвенция, можно отнести развитие и укрепление ^ необходимых для предотвращения, обнаружения, наказания и искоренения кор- Е^ рупции механизмов, облегчение и регулирование сотрудничества между государ- ^ ствами-участниками для обеспечения эффективности мер и действий по предотвращению, обнаружению, наказанию и искоренению коррупции при исполнении о служебных государственных обязанностей. Особо следует отметить подробный о перечень относящихся к коррупции действий, среди которых выделяются: любое < действие или бездействие при выполнении служебных полномочий государствен- ^ ным служащим в целях незаконного извлечения выгоды для себя или для третьих х лиц, «международное взяточничество» и «незаконное обогащение». 2

В 1990 г. была принята Резолюция VIII Конгресса по предупреждению преступ- н-ности и уголовному правосудию «Коррупция в сфере государственного управления». ^ Она указывала на глобальность проблемы коррупции в органах власти, подчеркива- щ ла ее негативное влияние на мировую экономику и политические процессы [2, с. 88].

В 1990-х годах в рамках международных организаций принимается целый ряд документов, создающих крепкий фундамент для формирования и развития антикоррупционной политики. Одним из таких актов явилась Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, принятая 16 декабря 1996 г.1 (далее — «Декларация 1996»). Документ направлен на борьбу с коррупцией при осуществлении международных коммерческих операций, а также на сохранение стабильности и прозрачности условий, в которых осуществляются данные операции во всех странах, так как именно эти условия необходимы для мобилизации трансграничных потоков инвестиций, финансовых ресурсов, а также для содействия экономическому и социальному развитию, отмечается необходимость содействия укреплению социальной ответственности частных и государственных корпораций, в том числе транснациональных корпораций и отдельных лиц, занимающихся международными коммерческими операциями и применению ими надлежащих этических норм. Целью принятия «Декларации 1996» было улучшение международной деловой обстановки. Впервые дается определение понятию взяточничества, которое рассматривается в двух формах: как предложение, обещание или передача выгод должностному лицу, а также как вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение выгод должностным лицом.

Второй этап развития международно-правового регулирования характеризуется принятием в рамках Совета Европы таких важных документов, как Резолюция (97)24 Комитета министров от 6 ноября 1997 г. «О двадцати принципах борьбы с коррупцией»2 (далее — «Резолюция (97)24»), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.3 и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г.4 (далее — «Конвенция 1999»), вступившая в силу

1 Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях от 16 декабря 1996 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ bribery.shtml (дата обращения: 19.09.2015).

2 Резолюция (97)24 Комитета министров «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» (принята Комитетом министров 6 ноября 1997 г. на 101-й сессии) // URL: http://www.stopcorruption. ru/item_338.htm (дата обращения: 19.09.2015).

3 Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // URL: http//www.conventions.coe.int/treaty/en/Treaties/Html/173.htm. (дата обращения: 20.09.2015).

4 Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. // URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/174.htm (дата обращения: 29.09.2015).

о 1 ноября 2003 г. Основой для принятия этих документов явилась программа действий ^ по борьбе с коррупцией, принятая Комитетом министров Совета Европы в ноябре ^ 1996 г. Причинами создания данных документов было отсутствие нормативно-право-EJ вых актов, регулирующих борьбу с коррупцией в Европе. Целью принятия Резолюции g (97)24 является побуждение государств к имплементации 20 принципов в национальное законодательство, а также их применению на практике. В качестве эффективной о меры по борьбе с коррупцией выделяется продвижение этического поведения. о Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. является первым < консолидированным актом, действующим в рамках Совета Европы, который наи-с более полно и точно раскрывает понятие подкупа в различных аспектах, таких как х активный и пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп 2 членов национальных публичных собраний, подкуп иностранных публичных долж-н- ностных лиц, подкуп членов иностранных публичных собраний, активный и пассивный ^ подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, d подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов. Документ направлен на регулирование борьбы с коррупцией не только в сфере государственного управления, международного сотрудничества, но и в сфере частного бизнеса, предусматривается в том числе уголовная ответственность юридических лиц за совершение уголовных преступлений. Следует отметить, что вопрос санкций детально в настоящей Конвенции не урегулирован — тем самым государствам предоставляется право определять их самостоятельно, руководствуясь при этом принципами эффективности и соразмерности.

«Конвенция 1999» впервые закрепила понятие коррупции, согласно которому коррупция означает «просьбу, предложение, дачу или принятие прямо или косвенно взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещание такового, которые искажают нормальное выполнение этой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового»1. Целью принятия рассматриваемого документа является установление на региональном уровне эффективных средств правовой защиты лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции. Кроме этого в ст. 5 «Конвенции 1999» предусмотрена ответственность государства в случае совершения актов коррупции должностными лицами при осуществлении своих полномочий.

17 декабря 1997 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при содействии международной организации Transparency International принимает Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее — «Конвенция ОЭСР 1997»), обязывающую всех членов ОЭСР «изменить законодательство и объявить вне закона практику международного взяточничества»2. Согласно положениям «Конвенции ОЭСР 1997» на всех странах лежит общая ответственность за ведение борьбы с подкупом при проведении международных коммерческих сделок. Ст. 1 дает определение понятия «подкуп иностранного должностного лица», согласно которому каждая страна в соответствии с внутренним законодательством принимает необходимые меры для признания в качестве уголовно наказуемых деяний умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному

1 Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. // URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/174.htm (дата обращения: 22.09.2015).

2 Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. // URL: http//www.transparency.org.ru/doc/0ECD_RUS_04010_4. asp. (дата обращения: 22.09.2015).

лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это долж- о ностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих долж- ^ ностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного ^ неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммер- EJ ческой сделки. Одна из главных особенностей документа — возможность присоеди- g нения к нему государств, не входящих в ОЭСР. L-

Европейский Союз также принял активное участие в разработке актов по борь- о бе с коррупцией, имеющих региональный характер. Одним из таких актов явилась о Конвенция Европейского Союза о борьбе против коррупции должностных лиц Ев- < ропейского Сообщества и должностных лиц государств-членов ЕС от 26 мая 1997 г.1. ^ Впервые в рамках Европейского Союза был принят нормативно правовой акт, х регулирующий вопросы борьбы с коррупцией среди должностных лиц и кримина- 2 лизирующий трансграничное взяточничество. В документе перечислены основные н-юридические средства и методы, направленные на повышение эффективности ^ в борьбе с данной проблемой [1, с. 38]. Особенностью документа является со- щ держащиеся в нем положения об уголовной ответственности руководителей корпораций и принцип ne bis in idem (никто не должен дважды нести наказание за одно и то же преступление).

В связи с возрастанием трансграничного оборота товаров и услуг и необходимостью признания коррупции в частном секторе уголовным преступлением было принято Рамочное решение Совета Европейского Союза «О борьбе с коррупцией в частном секторе» № 2003/568/ПВД от 22 июля 2003 г.2 (далее — «Рамочное решение»). Документ был направлен на гармонизацию и унификацию законодательства стран-участниц ЕС.

Демонстрируя приверженность принципам и нормам международного права, а также признавая коррупцию проблемой мирового сообщества, страны СНГ также принимают региональные документы, среди которых следует особо отметить Модельный закон «О борьбе с коррупцией» от 3 апреля 1999 г.3 Это первый документ, регулирующий вопросы борьбы с коррупцией в данном регионе, и принятие которого имело большое значение в укреплении сотрудничества по данному вопросу между государствами-участниками СНГ [5, с. 15]. Впервые вводится ответственность руководителей государственных органов за непринятие мер по борьбе с коррупцией, которая включает в себя штраф, налагаемый судом в административном порядке, а в случае повторного совершения правонарушения применяются такие дисциплинарные меры, как увольнение или освобождение от должности.

Следующим актом стал Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» от 15 ноября 2003 г.4, причиной принятия которого явилось стремление государств к созданию стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствования национального законодательства стран-

1 Конвенция Европейского Союза о борьбе против коррупции должностных лиц Европейского Сообщества и должностных лиц государств-членов ЕС от 26 мая 1997 г. // URL: http:// www.ejtn.eu/PageFiles/7682/B_3_7_Fight_Corruption_Officials.pdf (дата обращения: 29.08.2015).

2 Рамочное решение Совета Европейского Союза «О борьбе с коррупцией в частном секторе» № 2003/568/ПВД от 22 июля 2003 г. // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=home doc/INT/46213/4294967295/0 (дата обращения: 29.08.2015).

3 Модельный закон СНГ «О борьбе с коррупцией» от 3 апреля 1999 г. // http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?SEARCHPLUS=Модельный%20закон%20«О%20борьбе%20с%20корруп-цией»%20от%203%20апреля%201999&SRD=tшe&req=hюme doc/INT/13604/4294967295/0 (дата обращения: 29.09.2015).

4 Модельный закон СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» от 15 ноября 2003 г. //http:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?SEARCHPLUS=Модельный%20закон%20 «Основы%20законодательства%20об%20антикоррупционной%20политике»%20от%2015%20ноя-бря%202003.&SRD=true&req=home doc/INT/26950/4294967295/0 (дата обращения: 11.09.2015).

о участниц СНГ с учетом норм международного права о противодействии коррупции. ^ Документ четко определяет правовую основу антикоррупционной политики. ^ Начало третьего этапа развития международно-правого регулирования борьбы ЕЗ с коррупцией можно условно обозначить наступлением нового века. Конвенция ^ против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.1, принятая Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии ГА ООН о и вступившая в силу с 29 сентября 2003 г., ориентирована среди прочего на эф-о фективную борьбу с отмыванием денежных средств и коррупцией. В связи с этим < предусмотрено принятие каждым государством-участником (а их более 120) мер с законодательного характера по признанию в качестве уголовно наказуемых пере-х численных в Конвенции деяний, совершенных умышленно, в том числе коррупцию.

11 июля 2003 г. Африканский Союз в столице Мозамбика Мапуту принимает Кон-н- венцию Африканского Союза о предупреждении и противодействии коррупции2 ^ (далее — «Конвенция АС»), которую подписали 54 государства. Она характеризует -1= ся как региональный акт, целями принятия которого явились укрепление сотрудничества между государствами по предупреждению, определению, наказанию и истреблению коррупции и связанных с ней правонарушений, как среди государственных служащих, так и в частном секторе, а также гармонизация законодательства и мер по борьбе с данным преступлением [3, с. 32]. Следует отметить, что содержание Конвенции АС схоже с содержанием принятых до этого документов. Так, например, мерами по борьбе с коррупцией являются: признание государствами-участниками в качестве уголовного преступления, акта коррупции; создание, поддержка и укрепление независимых национальных антикоррупционных органов и агентств; предоставлении защиты гражданам, сообщившим об актах коррупции и другие меры. Документ является консолидированным актом, применяемым в отношении широкого состава субъектов: должностные лица, компании, корпорации, физические лица и политические партии.

31 октября 2003 г. Генеральной Ассамблеей ООН принимается Конвенция ООН против коррупции (далее — «Конвенция ООН»)3 — многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением, призванный усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В тексте документа указывается, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию и экономику государств. С принятием документа государства подчеркнули, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обуславливает исключительно важное значение международного сотрудничества по борьбе с коррупцией [4, с. 20]. Главной идеей документа является усиление прозрачности функционирования публичных и частных институтов, а также имплементация антикоррупционных стандартов для различных сегментов экономики в национальное право отдельных государств.

С принятием документа появилась проблема его имплементации, так как многие государства подписывают документ, однако не ратифицируют или ратифицируют отдельные его положения, поэтому в документе создан механизм контроля граж-

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/orgcrime. htm. (дата обращения: 29.09.2015).

2 African Union Convention on preventing and combating corruption. Available at: http://www. au.int/en/sites/default/files/AFRICAN_UNION_CONVENTION_PREVENTING_COMBATING_ CORRUPTION.pdf (дата обращения: 21.12.2014).

3 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. // URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/corruption.pdf. (дата обращения: 22.09.2015).

данского общества — для координации усилий по борьбе с коррупцией формиру- о ется постоянно действующая Конференция. Ее обслуживание обеспечивает Гене- ^ ральный секретарь ООН через Управление ООН по наркотикам и преступности. ^ После принятия «Конвенции ООН» страны Азии, демонстрируя приверженность EJ ее принципам и положениям, в 2004 г. принимают «План действий по борьбе g с коррупцией для стран Азии и Океании»1. Важную роль при принятии документа L-сыграли Сингапур и Япония — страны, преуспевшие в борьбе с этим явлением. о Декларативный документ содержит ряд принципов и стандартов реформирования о политики, которые заинтересованные правительства региона обязуются реализо- < вывать на добровольной основе. В преамбуле документа подтверждается, что ^ коррупция — это широко распространенное явление, а региональное сотрудниче- х ство является решающим для обеспечения эффективности борьбы с коррупцией. 2 Документом выработаны три главных принципа действия: принцип развития эф- н-фективной и прозрачной системы государственной службы, принцип усиления ^ борьбы с взяточничеством и обеспечения честности в бизнесе, принцип поддерж- щ ки активного участия общественности. Помимо принципов действий государства также выработали принципы реализации: принцип по установлению механизма, посредством которого можно стимулировать и оценивать успех реформ; принцип предоставления специфической и практической помощи правительствам стран-участниц по ключевым вопросам реформирования.

Рассмотренные в настоящей статье международно-правовые акты, как мы убедились, предлагают широкий перечень различных принципов, методов и средств, используя которые государства могут прийти к высоким результатам в борьбе с коррупцией, которая является международной проблемой и представляет серьезную угрозу основным принципам и ценностям международного сообщества, подрывающую веру граждан в демократию, разрушая правление закона, нарушая права человека, препятствуя социально-экономическому развитию стран.

Следует все же отметить, что несмотря на созданную на настоящем этапе весомую базу международно-правовых актов, не все государства готовы приводить свое внутреннее законодательство в соответствие с принципами и нормами международного права, а также корректировать имеющиеся международные документы в связи с изменениями политической, социальной и экономической обстановки в мире. Существует необходимость принятия такого единого акта на международном уровне, который включал бы в себя институт санкций против государств-нарушителей и имел обязательный характер для всех стран-участниц международных отношений, тем самым обязав государства не только к совместному сотрудничеству, но и к полному соблюдению ранее принятых документов.

Литература

1. Анисимов Л. Н. Международно-правовые средства борьбы с коррупцией как с экономическими преступлениями // Международная экономика. 2012. № 11. С. 31-40.

2. Ашавский Б. Организация Объединенных Наций против коррупции // Чистые руки. 1999. № 1. С. 87-89

3. Брандолино Д., Луна Д. Противодействие коррупции с помощью международных договоров и обязательств // Журнальный клуб Интелрос. 2006. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/readroom/ejournal-usa/tom-11-vypusk-12-2006/8428-protivodejstvie-korrupcii-s-pomoshhyu-mezhdunarodnyx-dogovorov-i-obyazatelstv.html

4. Качелин М. С. Международно-правовое противостояние отмыванию денежных средств

1 План действий по борьбе с коррупцией для стран Азии и Океании 2004 г. Шр://\ммм. oecd.org/site/adboecdanti-corruptioninitiative/meetingsandconferences/35111513.pdf (дата обращения: 22. 09.2015).

о и организованной преступности в контексте борьбы с коррупцией // Налоги. 2010.

Г? № 18.

^ 5. Шалимова М. А. Транснациональное антикоррупционное законодательство и его примене-

^ ние в России // Внутренний контроль в кредитной организации. 2014. № 1.

>

о

ш References

о

m 1. Anisimov L. N. International legal sources of combatting corruption as economic crime niiami 2 [Mezhdunarodno-pravovye sredstva bor'by s korruptsiei kak s ekonomicheskimi prestuple] //

< International economy [Mezhdunarodnaya ekonomika]. 2012. N 11. P. 31-40. (rus)

i= 2. Ashavskii B. The United Nations Organization against corruption [Organizatsiia Ob"edinennykh x Natsii protiv korruptsii] // Pure hands [Chistye ruki]. 1999. N 1. P. 87-89 (rus)

2 3. Brandolino D., Luna D. Counteracting corruption by international treaties and obligations [Pro-¡E tivodeistvie korruptsii s pomoshch'iu mezhdunarodnykh dogovorov i obiazatel'stv] // Journalistic

^ club Intelros [Zhurnal'nyi klub Intelros]. 2006. N 12. [An electronic resource]. URL: http://www.

intelros.ru/readroom/ejournal-usa/tom-11-vypusk-12-2006/8428-protivodejstvie-korrupcii-s-po-moshhyu-mezhdunarodnyx-dogovorov-i-obyazatelstv.html (rus)

4. Kachelin M. S. International legal opposition to money laundering and the organised criminality in struggle against corruption [Mezhdunarodno-pravovoe protivostoianie otmyvaniiu denezhnykh sredstv i organizovannoi prestupnosti v kontekste bor'by s korruptsiei] // Taxes [Nalogi]. 2010. N 18. (rus)

5. Shalimova M. A. Transnational anti-corruption legislation and its application in Russia [Transna-tsional'noe antikorruptsionnoe zakonodatel'stvo i ego primenenie v Rossii] //Internal control in lender [Vnutrennii kontrol' v kreditnoi organizatsii]. 2014. N 1. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.