УДК 34 DOI 10.53039/2079-4401.2021.4.2.003
ББК 67 © Л.И. Александрова, 2021
Научная специальность 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Л.И. Александрова,
старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации
Аннотация. В настоящее время коррупция является одной из самых значимых проблем в России, препятствует социально-экономическому развитию страны, затрагивает все сферы жизнедеятельности общества, представляет угрозу национальной безопасности. Статья посвящена особенностям проявления коррупции в России, причинам распространения и мерам, необходимым для противодействия ей.
Ключевые слова: коррупция, государственная служба, противодействие коррупции, преступления коррупционной направленности, антикоррупционное законодательство
ANTI-CORRUPTION AS A TOPICAL PROBLEM OF MODERN RUSSIA
L.I. Alexandrova,
senior Researcher department of problems of prosecutor's supervision and strengthening the rule of law in the activities of customs authorities and in transport Research Institute of the University of the Prosecutor's Office
of the Russian Federation
Abstract. Corruption is currently one of the most significant problems in Russia, which hinders its socio — economic development, affects all spheres of human life, and poses a threat to national security. The article is devoted to the peculiarities of corruption in Russia, the causes of its spread and the measures necessary to counteract it.
Keywords: corruption, public service, anti-corruption, corruption-related crimes, anti-corruption legislation
Для цитирования: Александрова Л.И. Противодействие коррупции как актуальная проблема современной России. // Современная наука. 2021;(2): 13-17.
Противодействие коррупции, представляющей угрозу национальной безопасности России, является актуальной задачей современности. Обладая рядом негативных свойств, коррупция приводит к снижению эффективности функционирования государства, препятствует социально-экономическому развитию, противоречит интересам государства в различных областях деятельности, ослабляет работу государственных служб, снижает доверие к чиновникам, создавая в конечном итоге прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства.
Новое качество коррупции, проявляющееся в условиях глобализации, в частности, в ее транснациональных формах, представляет собой серьезную проблему интернационализации, являясь одним из вызовов мировому развитию.
Противодействие коррупционным проявлениям имело место на протяжении всей истории Российского государства. Так, вплоть до XVIII века чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть подношениям от тех, чьими проблемами они занимались.
«Почести» (предварительные подарки должностному лицу, решавшему вопросы) и «поминки» (так называли подарок «по итогам») считались законными вещами.
Попытки, предпринимаемые великими киевскими князьями для ограничения произвола чиновничьего аппарата, не имели общесистемного эффекта - эти меры исполнялись либо выборочно или не исполнялись совсем.
Одним из первых борцов с коррупцией на Руси считают Ивана IV Грозного. В исторических летописях отмечалось, что при нем многие государевы слуги «от своего стяжания лишились живота и вотчин». Примечательно, что, по признанию самого самодержца, одной из основных причин введения на Руси опричнины была попытка подавить тотальную коррупцию государственного аппарата. В судебнике 1550 года обозначилось и наказание за взяточничество - смертная казнь.
За время правления Ивана IV Грозного уровень коррупции в стране впервые резко сократился [1].
OPEN, ACCESS
В современном обществе проблема коррупции носит глобальный характер и стала системной, затрагивающей все сферы жизнедеятельности общества. На Десятом Конгрессе Организации Объединенных Наций (ООН) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем выступлении по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции метко приравнял коррупцию к «социальной чуме», пандемии, которой подвержены все современные общества.
Он отметил, что коррупция как опаснейшее явление присутствует во всех странах - больших и малых, богатых и бедных - и ведет к ослаблению демократии, правопорядка, искажению рыночных механизмов, к нарушениям прав человека, ухудшению качества жизни, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности [2].
В России уровень коррупции находится на угрожающе высокой отметке. Согласно данным неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International в Индексе восприятия коррупции за 2020 год в списке из 180 стран мира Россия занимает 130-ю строчку (чем она ниже, тем более коррумпированной считается страна), находясь на одном уровне с Азербайджаном, Габоном, Малавией и Мали.
Россия уже много лет занимает далеко не самые высокие места в Индексе, что отражает отсутствие системного противодействия коррупции и, по мнению экспертов, свидетельствует о неэффективности принимаемых мер. Такое положение вызывает серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создавая негативный имидж России на международной арене [3].
Только за 9 месяцев 2020 года прокурорами выявлено около 190 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования свыше 47 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, около 6 тыс. лиц, включая юридических, - к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено почти 2,5 тыс. уголовных дел, 350 лиц уволены в связи с утратой доверия, включая представителей правоохранительных органов, и
OPEN£ ACCESS
руководителей высокого уровня. Так, по актам реагирования прокуратуры Республики Калмыкия и Пензенской области в связи с утратой доверия уволены заместитель министра и министр сельского хозяйства этих регионов, а по актам реагирования прокуратуры Саратовской области - заместитель министра транспорта области [4].
Ущерб от коррупционных преступлений в России по возбужденным в 2020 году уголовным делам составил более 63 млрд рублей. Российские суды вынесли более 8 тыс. обвинительных приговоров в отношении 9 тыс. человек, которым инкриминировались коррупционные преступления.
При этом реальные сроки получили только 18% осужденных, еще 35% получили условные сроки, 40% - судебные штрафы. В качестве дополнительного наказания, как правило, применено лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью [5].
По информации Генерального прокурора Российской Федерации, в десятку регионов, с самым высоким уровнем коррупции, вошли Республика Мордовия, Чувашская Республика, Камчатский край, Архангельская, Брянская, Магаданская, Новгородская, Оренбургская, Саратовская и Тюменская области, где коэффициент преступности на 100 тысяч населения варьируется от 29,68 до 26,31 (в целом по стране этот коэффициент составил 21,1 преступления на 100 тысяч населения страны) [6].
Коррупционным проявлениям подвержены практически все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребенка в детский сад, школу, для откупа от службы в вооруженных силах до взяточничества на уровне высших государственных чиновников.
Например, 30 января 2019 года в Совете Федерации непосредственно в зале заседаний был задержан правоохранительными органами сенатор Карачаево-Черкесской Республики, подозреваемый в причастности к приступным группировкам, а его отец - к хищениям газа на 30 млрд рублей [7].
Анализ криминогенной обстановки показал, что наиболее подвержены коррупции сферы, связанные с освоением бюджетных средств, в том числе выделяемых в рамках целевых программ и национальных проектов, а также с организацией торгов, управлением имуществом, жилищно-коммуналь-
LEGAL SCIENCES
ным хозяйством, контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельностью.
В части объема бюджетных нарушений со средствами федерального бюджета за 2019 год, по сведениям руководителя Счетной палаты РФ А. Кудрина, за 2019 год было выявлено нарушений на сумму около 804 млрд руб. (в 2017 году - 547,2 млрд руб., в 2018 году - 426,1 млрд руб.), из которых треть нарушений относятся к уголовным преступлениям. Оценивая объемы коррупции в России, А. Кудрин отметил, что ущерб для экономики России измеряется триллионами рублей (объем ВВП в 2019 году составил 109,3 трлн руб.), в том числе по уголовным преступлениям с бюджетными средствами - 2-3 млрд рублей в год [8].
Вызывают беспокойство коррупционные проявления, выявляемые в правоохранительных и силовых структурах. Так, в Вооруженных силах, пограничных органах ФСБ России, войсках национальной гвардии РФ, воинских формированиях МЧС России число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в 2019 году увеличилось на 11% (до 2386), их доля в общей структуре преступности составила около 23 %, на 45% вырос причиненный государству ущерб, составивший 10,6 млрд рублей. Кроме того, у военных и силовиков более чем на 17% выросло число присвоений и растрат, на 26% - должностных подлогов, на 14 % - превышений должностных полномочий из корыстных побуждений, более чем на 22% увеличилось количество случаев получения взятки и на 42% - мелкого взяточничества. Практически на прежнем уровне остались мошенничества и корыстные злоупотребления [6].
Сферой с самыми высокими коррупционными рисками в России остаются также информационные технологии и цифровизация, являющиеся непрозрачными и имеющие постоянные значительные бюджетные вливания, что весьма привлекательно для криминально-рентного бизнеса.
Аналитики сообщают о возросшем уровне коррупции в транснациональных транспортных корпорациях. Непрозрачное распределение активов в сфере транспорта и логистики создает необходимую базу для возможности мошенничества в области закупок, взяточничества, граничащего с вымогательством, а также взяточничества путем подбора
подходящих поставщиков и заключения контрактов с ними в ущерб качеству продукции. В 71% от всех мошеннических сделок, как правило, замешаны представители высшего руководства компании. Менеджеры среднего звена играют особо важную роль в преступных схемах в 48% от всех выявленных незаконных экономических схем [9].
Касаясь причин коррупции, следует отметить, что она порождается множеством факторов, имеющих общий или специфический характер, политическую, экономическую, правовую, нравственную и иную природу. К примеру, к политическим причинам коррупционных проявлений можно отнести отсутствие четкого регламента компетенций между государственными структурами с сохранением определенной доли дублирования служебных полномочий при пренебрежительном отношении государственных служащих к своим обязанностям; наличие большого количества бюрократических разрешительных процедур; неудовлетворительный подбор, расстановка и воспитание российских чиновников; недостаточный государственный и общественный контроль со стороны институтов гражданского общества за функционированием чиновничьего аппарата за их повседневной деятельностью [10].
К экономическим причинам коррупции можно отнести низкие заработные платы государственных служащих, а также их возможность влиять на деятельность фирм и граждан, экономическую нестабильность, высокую инфляцию, при которой обесцениваются денежные средства, что стимулирует служащих искать иные (коррупционные) источники дохода; высокие налоги и страховые взносы, детерминирующие уход от их уплаты посредством подкупа работников налоговых органов и др.
Нравственные причины коррупционных проявлений: деморализация общества; укоренение в сознании части людей правового нигилизма, деформация его (сознания) в сторону наживы, приобретения выгод, преимуществ как законными, так и незаконными способами; общественная пассивность в отношении своеволия преступников; недостатки антикоррупционного образования.
К правовым причинам коррупции относятся: несовершенство антикоррупционного законодательства (например, законодательное понятие коррупции не охватывает посредничество в подкупе);
OPEN ACCESS
наличие в нормативных правовых актах коррупци-огенных факторов (например, по правилам статей 75, 76, 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по усмотрению должностного лица правоохранительного органа или суда); излишний либерализм судов при назначении наказаний коррупционерам, когда большинство взяточников отделывается штрафом или условным осуждением; сложная процедура привлечения к уголовной ответственности совершивших коррупционные преступления должностных лиц, в отношении которых действует особый порядок производства (глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Причины коррупции в России коренятся также в советских традициях, терпимости населения к этому явлению и его неверии в эффективность правоохранительных органов.
Понимание общественной опасности коррупционности и ее присутствия во множественных сферах развития общества требует совершенствования и усиления антикоррупционных мер. В последние годы российской власти удалось имплементировать некоторые передовые практики из международного опыта превентивных мер борьбы с коррупцией. Например, введение ограничения стоимости подарков, получаемых государственными служащими (опыт США, Великобритании, Сингапура); выстраивание адекватной системы внутреннего и внешнего контроля за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти (Финляндия), контроль за крупными расходами и имуществом госслужащих и работников государственного сектора (Дания) и др.
Очень важной и успешно реализуемой антикоррупционной процедурой стало декларирование доходов и расходов широкого круга лиц, начиная с президента и заканчивая муниципальным чиновником, а также руководителями бизнеса с государственным участием. Суммы, возвращаемые в доход государства как незаконное обогащение, исчисляются миллиардами. 29 декабря 2020 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации опубликована обновленная редакция Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответ-
OPEN ^ACCESS
ствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год).
Главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в прошедшем году стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту. Так, с 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 года такие сведения будут включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Нуждаются в совершенствовании и другие законодательные акты. Например, в УК РФ по вопросам эффективности наказания за коррупционные преступления, конфискации имущества, которая в настоящее время применяется не по всем коррупционным преступлениям, в том числе за совершение многих преступлений в сфере экономической деятельности, в результате которых причиняется огромный материальный ущерб обществу и государству (ст. 159, 159.1-159.6, 160 УК РФ и т.д.).
В заключение следует отметить, что борьба с коррупцией в России должна осуществляться по всем направлениям государственной политики.
Необходимо использовать положительный опыт противодействия коррупции в зарубежных странах, а также международные стандарты. Например, в Швеции, долгое время лидирующей среди самых коррумпированных стран, в результате последовательных мер руководства страны, в частности, введения системы налогообложения, льгот и субсидий, стимулирующих чиновников на честную деятельность; обеспечения прозрачности осуществления деятельности должностных лиц, через допуск граждан к внутренним государственным документам и предоставление возможности ориентироваться в порядке функционирования государственных органов; сокращения материального обеспечения государственных служащих, значительно превышающее ранее средний заработок в стране; предъявления к государственным служащим высоких этических требований с осуществлением контроля
LEGAL SCIENCES
за их соблюдением со стороны общественности Швеции удалось добиться существенных успехов.
Китайское законодательство считается самым жестоким в мире относительно коррупционеров. За взяточничество или хищение государственного имущества государственным служащим грозит смертная казнь. Суровые меры наказания иногда совмещают с профилактической работой: так, чиновники и их семьи посещают специальные курсы, на которых их учат не воровать, не брать взятки, мотивируя на честную работу во благо своей страны.
В заключение следует отметить, что в мире имеется большой опыт борьбы с коррупцией, но применение тех или иных мер по борьбе с коррупцией напрямую зависит от уровня развития в стране демократических институтов и правового сознания общества.
Особое место в минимизации коррупции занимают воспитательные меры противодействия коррупционному поведению, в том числе развитию культуры честности, этичного поведения и нетерпимости к коррупции в обществе; разработке сдерживающих социальных механизмов к использованию коррумпированных методов ведения бизнеса в государственном и частном секторах экономики.
Успешность дальнейшей работы по борьбе с коррупцией в России заключается также в последовательной системной реализации важных принципов управления финансами государственного сектора - прозрачности и открытости, включая развитие электронного правительства, использование цифровых технологий в сфере государственных закупок, усиление роли органов внешнего и стратегического аудита; поощрения участия граждан в принятии финансовых решений на макроуровне (например, в рамках инициативного бюджетирования в рамках местного самоуправления); требование подотчетности от государственных служащих и субъектов частного сектора, работающих с государственными средствами.
Проблемы коррупции должны решаться системно путем проведения мероприятий, включающих решение организационных, социальных, экономических и правовых вопросов на основе специальных нормативных правовых мер, в том числе общегосударственных, направляемых не только на выявление уже совершенных правонарушений, но и
на устранение условий для их возникновения. Координатором антикоррупционной деятельности в решении этих вопросов выступает прокуратура как надзорный орган, следящий за точной реализацией антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные проявления.
Литература:
1. Каськов И. В., Цыганков А. Н., Штанько М. А. Борьба с коррупцией в таможенных органах: исторический опыт и современность //Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб. 2014. С. 49-51 // Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6626/ (дата обращения: 07.04.2021).
2. Десятый конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Вена, Австрия, 10-17 апр. 2000 г.): сб. док. Под ред. Волеводз А.Г. М.: Юрлитинформ, 2001, 369 С.
3. Режем доступа: URL: https://transparency.org. ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-30-banov-i-129-mesto.html (дата обращения: 07.04.2021).
4. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Краснова И. о новых способах борьбы с коррупцией. Российская газета (Федеральный выпуск № 277(8331), 12.08.2020. URL:https:// rg.ru/2020/12/08/generalnyj-prokuror-igor-krasnov-o-novyh-sposobah-borby-s-korrupciej.html (дата обращения: 02.04.2021
5. «63 миллиарда рублей ущерба от коррупции в России — это много или мало?» URL: https:// realnoevremya.ru/news/205464-uscherb-ot-korrupcii-v-2020-godu-sostavil-63-mlrd-rubley (дата обращения: 02.04.2021).
6. «Генпрокуратура назвала самые коррупционные регионы страны». Российская газета -Федеральный выпуск № 133(8187), 18.06.2020. URL:https://rg.ru/2020/06/18/reg-pfo/genprokuratura-nazvala-samye-korrupcionnye-regiony-strany.html (дата обращения: 05.04.2021) .
7. «Потеря иммунитета» URL: https:// rg.ru/2019/01/30/reg-cfo/rossijskogo-senatora-vpervye-zaderzhali-na-zasedanii-sovfeda.html (дата обращения: 07.04.2021).
8. «Коррупция в России — ее масштабы и как с ней борется власть». Информационно-аналитическое издание «Банки Сегодня», выпуск 39, 21.02.2020 // Режим доступа: URL: https://bankstoday.net/last-articles/korruptsiya-v-rossii-eyo-masshtaby-i-kak-s-nej-boretsya-vlast (дата обращения: 06.04.2021).
9. «Аналитики сообщают о высоком уровне коррупции в транснациональных транспортных корпорациях» URL:https://perevozka24.ru/news/ analitiki-soobschayut-o-vysokom-urovne-korrupcii-v-transnacionalnyh-transportnyh-korporaciyah (дата обращения: 01.04.2021).
10. Платов Е.В. «Причины коррупции в России» Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://esj.pnzgu.ru. (дата обращения: 05.04.2021).