Научная статья на тему 'Правовые основы противодействия коррупции'

Правовые основы противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1022
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / антикоррупционные меры / противостояние коррупции / нормативные правовые акты / злоупотребление служебными полномочиями / corruption / anti-corruption / anti-corruption measures / opposition to corruption / normative legal acts / abuse of office

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Инга Гаджимурадовна Давудова

Статья посвящена основам противодействия коррупции, дается перечень нормативных правовых актов противодействия коррупции, приводится мнение различных ученых-правоведов на такое явление, как коррупция, и меры борьбы с ней. С учетом имеющихся нормативных правовых актов и мнения различных ученых автор статьи приводит свои выводы и видение данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Framework for Combating Corruption

The article is devoted to the basics of combating corruption, a list of normative legal acts against corruption is given, the opinion of various legal scholars on such a phenomenon as corruption, and measures to combat it, are given. Taking into account the existing regulatory legal acts and the opinions of various scientists, the author of the article gives his conclusions and vision of this problem.

Текст научной работы на тему «Правовые основы противодействия коррупции»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10132

Правовые основы противодействия коррупции

Legal Framework for Combating Corruption

Инга Гаджимурадовна ДАВУДОВА,

магистрант 3-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: inga-gimho@mail.ru Научный руководитель: М.М. Магдилов, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Статья посвящена основам противодействия коррупции, дается перечень нормативных правовых актов противодействия коррупции, приводится мнение различных ученых-правоведов на такое явление, как коррупция, и меры борьбы с ней. С учетом имеющихся нормативных правовых актов и мнения различных ученых автор статьи приводит свои выводы и видение данной проблемы.

Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; антикоррупционные меры; противостояние коррупции; нормативные правовые акты; злоупотребление служебными полномочиями.

Abstract. The article is devoted to the basics of combating corruption, a list of normative legal acts against corruption is given, the opinion of various legal scholars on such a phenomenon as corruption, and measures to combat it, are given. Taking into account the existing regulatory legal acts and the opinions of various scientists, the author of the article gives his conclusions and vision of this problem.

Keywords: corruption; anti-corruption; anti-corruption measures; opposition to corruption; normative legal acts; abuse of office.

Исследуя такое явление, как коррупция, в реалиях сегодняшнего дня, необходимо отметить значение данного явления и его влияние на современное российское общество. Очевидно, что коррупция — одна из непреходящих проблем Российской Федерации, приобретающих все более масштабный характер.

Рассмотрим, как законодатель определяет это явление в нормативных правовых актах. Термин дается в Федеральном законе «О противодействии коррупции», где коррупция раскрывается не только как дача взятки и ее получение, но и злоупотребление служебными полномочиями, коммерческий подкуп и другое незаконное использование лицом своего положения в целях получения различного рода выгоды [2].

Коррупция является одним из основных препятствий в социально-экономическом, политическом, финансовом и в какой-то степени духовном развитии страны. Коррупция оставляет свой след везде, воздействует на государственное управление, а также на стабильность государства и общества в целом. Коррупция носит фундаментальный характер, будучи основной пробле-

мой всей правовой системы России. Она проникла во все сферы человеческой деятельности, в этом и выражается ее фундаментальность. Сегодня коррупция непредсказуема, с каждым годом коррупционеры находят новые пути обхода законодательства, новые возможности ухода от ответственности за это деяние. Все это затрудняет совершенствование нормативной базы и развитие законодательства в целом в данной сфере. Полагаем, надо учесть, проанализировать и понять современные научные взгляды на данное явление.

Например, В.Д. Перевалов в своем научном труде определяет коррупцию как антисоциальное явление, тесно связанное с государством и правом [8]. Он утверждает, что коррупция возникла тогда же, когда и государство, и для нее нет ни времени, ни территориальных пределов и границ. Еще Аристотель говорил, что «самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». В.Д. Перевалов утверждает, что необходимо сформировать систему антикоррупционных

мер и средств, которую надо постоянно совершенствовать. С подобным утверждением нельзя не согласиться, только с такой целостной системой мы сможем противостоять коррупции.

Однако на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует достаточно стабильная классификация мер по предупреждению коррупции.

Говоря о противодействии коррупции, Д.В. Грибанов видит необходимость в образовании многоступенчатой иерархии принципов и мер [4]. Данная иерархия представляется в виде поэтапного плана государственной стратегии по борьбе с коррупцией. Д.В. Грибанов считает, что созданием подобной системы норм должна заниматься группа экспертов, которые обладают колоссальными знаниями в области теории права. Данная система мер по предупреждению коррупции позволит осуществить гигантский скачок вперед в противостоянии с коррупцией.

Необходимо также учитывать международные стандарты борьбы с коррупцией, к примеру, Конвенцию ООН против коррупции 2003 г., которую Российская Федерация признала только в 2006 г. [1]. Данный документ универсален. Более 160 государств являются участниками данной Конвенции, в ней содержатся базовые нормы, определяющие общие положения по борьбе с коррупцией.

Л.А. Лазутин в своей статье «Международные стандарты и стратегия борьбы с коррупцией» рассматривает положения, содержащиеся в данной Конвенции [6]. Он считает, что самой важной составляющей Конвенции ООН против коррупции являются нормы, регулирующие процедуру оказания правовой помощи в борьбе с коррупцией. Например, если между государствами-участниками нет международного договора о выдаче преступников, сама Конвенция должна рассматриваться в качестве юридического основания их выдачи в связи с любым преступлением, в ней названном. Считаем очевидным, что международные стандарты по борьбе с коррупцией, а также международное взаимодействие в этой сфере позволят качественно усовершенствовать противодействие с этим явлением, и повысить эффективность выявления коррупции на любом уровне ее проявления.

Конечно же, немаловажен и такой документ, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которая была принята 27 января 1999 г. Здесь установлены общие положения и принципы стратегии борьбы с коррупцией. Россия ратифицировала эту Конвен-

цию почти в то же время, что и Конвенцию ООН против коррупции.

В одном ряду с этими документами стоит и Страсбургская конвенция «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию». Она вступила в силу с 1 ноября 2003 г.

Надо сказать, что именно эти международные документы устанавливают международные стандарты борьбы с коррупцией, закладывают фундамент, а именно: цели, задачи, принципы и общие положения, которые является основой правовой системы в сфере противодействия коррупции.

Анализ всех принятых конвенций подводит к выводу, что пути формирования целостной системы международно-правовых актов в сфере предупреждения коррупции «петлисты». Они не позволяют сегодня добиться нужной координации правовых средств на разных уровнях жизнедеятельности человека. Считаем, что реализация международно-нормативных документов — достаточно непростая задача на сегодняшний день.

Правильно и четко выработанное национальное законодательство в соответствии с международными требованиями и стандартами, а также внутренние изменения функционирования государства для противодействия коррупции — вот одна из сложнейших задач в борьбе с этим явлением. Зарубежный опыт показывает, что первую скрипку в этом деле играет наличие центральной власти, деятельность которой направлена на борьбу с коррупцией. Центральная власть координирует антикоррупционные мероприятия в государственном масштабе, однако ее отсутствие приведет к плачевному положению самого государства.

Помимо центральной власти, координирующей антикоррупционные мероприятия, надо сформировать неизменный и качественный терминологический аппарат. При разработке законопроектов большая часть используемых терминов определяется без научно-правового анализа, далеко не все соответствующие законопроекты понятны субъектам общественных отношений, в том числе и субъектам правоприменения. Термины в сфере коррупции не формулируются, вносятся в нормативные правовые акты без научного обоснования и правил юридической техники. Рудольф фон Иеринг придавал работе с правовыми текстами очень важное значение [5]. Он сравнивал юридическую технику как сущностную характеристику права с «химией права» (т.е. с логическими операциями разложения, деления и дробления «алфавитного сырья» для

2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

37

правового материала с целью подбора простейших элементов текста законов, понятных для субъектов общественных отношений).

Например, П.А. Скобликов в своем научном труде «Российская коррупция: неформальная энциклопедия» дает определение многим понятиям, возникающим в сфере проявления коррупции [9]. В нем содержатся понятия и термины, затрагивающие почти все сферы человеческой деятельности, в которых может проявляться коррупция. Считаем, что важнейшим фактором формирования государственной политики в области противодействия коррупции является наличие полноценного терминологического аппарата.

Список литературы

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (ред. от 26 июля 2019 г.) // Российская газета.2008. 30 декабря. № 266.

3. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.

4. Грибанов Д.В. Системный подход к комплексу мер по предупреждению коррупции (теоретико-правовой аспект) // Коррупция: кол. монография с иностранным участием. Екатеринбург: Уральский гос. юрид. ун-т, 2017.

5. Иеринг Р. фон. Юридическая техника / сост. A.B. Поляков. М., 2008.

6. Лазутин ЛА. Международные стандарты и стратегия борьбы с коррупцией // Коррупция: кол. монография с иностранным участием. Екатеринбург: Уральский гос. юрид. ун-т, 2017.

7. Нефедьева Д.Н., Трепалина C.B. Легитимация коррупции как главное препятствие на пути борьбы с коррупцией // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. ст. XXIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М., 2019. С. 105—107. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=41458827 (дата обращения: 20.07.2020).

8. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.

9. Скобликов ПА. Российская коррупция. Неформальная энциклопедия. М.: АСТ, 2016.

10. Информационное агентство России «ТАСС» опубликовало сведения о разработке законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения» // URL: https://tass.ru/obschestvo/6054250 (дата обращения: 02.08.2020).

11. Общественно-политическая газета «Новая газета» опубликовала высказывания главы Национального антикоррупционного комитета, в которых приводится пример обстоятельств непреодолимо силы, освобождающих от ответственности за нарушение запретов и ограничений антикоррупционного законодательства // URL: https://novayagazeta.ru/news/2019/01/29/1487 (дата обращения: 20.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.