PROBLEMS OF COORDINATION OF DIFFERENT SYSTEMS OF CONSUMER COOPERATIVES IN THE RUSSIAN AGRICULTURAL SECTOR
Kozel Irina Vasilievna, PhD of Economics, Associate Professor,
Chair of Business, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]
In article are illuminated questions to coordinations of the development of the different systems consumer of cooperation in APK Russian Federation, in particular traditional, consumer society within the framework rt of Centrosoyuza and "new" consumer (the agricultural consumer cooperatives - SPK).
Keywords: production cooperation; consumer cooperation; consumer society within the framework of Centrosoyuza.
ct
ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ УДК 334.73
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АПК РОССИИ
гл
В статье освещаются вопросы координации развития различных систем потребительской кооперации в АПК Российской Федерации, в частности традиционной, "центросоюзовской" (потребительские общества) и "новой" потребительской (сельскохозяйственные потребительские кооперативы - СПК).
Ключевые слова: производственная кооперация; потребительская кооперация; потребительские общества в рамках Центросоюза.
Россия - страна страдиционно сильными традициями кооперативной формы хозяйствования. Хотя при социализме кооперативное движение было во многом выхолощено, в сельской местности активно работали потребительские общества, объединенные в единую организацию потребительских союзов и обществ - Центросоюз.
В годы перестройки, с принятием в 1988 г. "Закона о кооперации" в СССР наметилось возрождение принципов кооперации, ее демократических начал с выделением трех основных видов сельскохозяйственной кооперации:
- производственной (горизонтальной), предполагавшей возрождение этих принципов в колхозах,
- потребительской (вертикальной), обслуживающей производство по линии сбыта, снабжения ит.д. Закон сформировал базу для создания потребительских кооперативов вне рамок Центросоюза;
- потребительской в рамках Центросоюза, которую предполагалось лишить государственной поддержки с целью укрепления в этой организации кооперативных принципов.
Это обусловило существование двух потребительских кооперативных систем на селе: традиционной, "центросоюзовской" (потребительские общества) и "новой" потребительской (сельскохозяйственные потребительские кооперативы - СПК). В дальнейшем эта структура была закреплена ГК РФ и Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", принятым в 1995 году. Естественно, что между двумя системами потребительской кооперации на селе возникло соперничество. Первым его проявлением стало ослабление системы Центросоюза, который утратил свое монопольное положение не только в качестве основы кооперативного движения на селе, но и в качестве организатора товарообмена между городом и деревней.
Развитие рынка стало основной причиной ослабления монополизма Центросоюзовских посреднических структур на селе, но одновременно ослабило материальную базу потребительских обществ. За 1991-1996 гг. розничный товарооборот Центросоюза РФ сократился в 7 раз при снижении денежныхдоходов сельского населения (в ценах 1990 г.) в 5,5 раза. Доля потребительской кооперации в общем товарообороте (с учетом неорганизованного рынка) сократилась за этот период с 22,6 до 3,6 % [1, C.34].
© Козел И.В., 2012
■
93
КОЗЕЛ Ирина Васильевна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедра предпринимательства, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь kozel. iv@yan dex. ru
о
у
X
_23
I
I
0
<=.
3
94
В настоящее время в результате развития рыночных институтов Центросоюз, как объединение потребительскихобществ начинает менять характер отношений со своими членами. Он стремится заинтересовать их в сотрудничестве, и значительное внимание уделяет организации помощи своим членам в реализации продукции. Осенью 2008 года был запущен Проект Единой Торговой Системы Центросоюза. Существуют планы по формированию собственной торговой сети в стране и т.п. Все это свидетельствует о том, что из административного регулятора Центросоюз все больше превращается в союз потребительских обществ, который работает на своих членов. Пайщикам возвращается их первоначальная роль - роль хозяев потребительских обществ, хотя уровень информационной прозрачности в работе потребительской кооперации оставляет желать лучшего.
По многим причинам (сложная макроэкономическая ситуация, неразвитость фермерского сектора, отсутствие необходимой господдержки, ее ресурсного обеспечения и т.д., включая несовершенство, противоречивость кооперативного законодательства) СПКдо последнего времени не имели широкого распространения. Главной причиной такого положения дел, по общему признанию, были разобщенность сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также недостаток у них финансовых ресурсов.
С целью преодоления финансовых проблем в рамках национального проекта "Развитие АПК" 29 марта 2006 года была принята "Концепция развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов", которая обеспечивала меры государственной поддержки этого направления деятельности агробизнеса. Она предусматривала целевое выделение средств и оказание иной, в т.ч. организационной помощи лишь потребительским кооперативам, создаваемым в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". Потребительские общества системы Центросоюза, хотя и получали господдержку, но в реализации национального проекта не участвовали. Такая поддержка предусмотрена и ныне действующей Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, имеющей статус приоритетного национального проекта.
По данным субъектов Российской Федерации, на 1 октября 2010 года зарегистрировано 5 008 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых 1 714 - кредитных, 903 - перерабатывающих, 2 391 - снабженческо-сбытовой. Однако из общего числа зарегистрированных кооперативов фактически работающих - 3173, или 63,4%, в том числе кредитных - 1205 (70,3%), перерабатывающих - 492 (54,5%), снабженческо-сбытовых - 1 476 (61,7%). [2, C. 10] Единая база данных о характере деятельности отсутствует, что не позволя-
ет анализировать причины неудач. Можно, однако, предположить, что многие кооперативы создаются с использованием административного ресурса по указанию чиновников, стремящихся "отчитаться" о мероприятиях в рамках "нацпроекта" или госпрограммы.
Наличие альтернативы, конкуренция между различными типами потребительских кооперативов в значительной степени являются позитивным процессом. Снижение доходов и отток пайщиков в значительной степени активизировали поиск путей реформирования в Центросоюзе. Возможность создания СПК и государственная поддержка этого процесса позволили вновь формируемым небольшим сельскохозяйственным предприятиям и фермерам решать ряд жизненно важных проблем с наименьшими издержками, противостоять монополии традиционных крупных хозяйств, их давлению на отдельных направлениях хозяйствования.
В последнее время, однако, конкуренция двух направлений развития кооперативного потребительского движения становится серьезным препятствием к развитию сильного кооперативного движения на селе. Отвоевывая друг у друга пайщиков, СПК и потребительские общества снижают собственную материальную базу, ослабляя друг друга. Ведь обе ветви кооперативного движения существуют за счет паевых взносов. Участие в двух видах кооперативов для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей не запрещено, но накладно.
К тому же СПК пока не имеют единой национальной структуры, создавая отдельные отраслевые объединения, и не представлены во многих международных объединениях кооператоров, хотя и сотрудничают с некоторыми из них. Немаловажным моментом является то обстоятельство, что с 1921 г. Центросоюз представляет российскую потребительскую кооперацию в Международном кооперативном альянсе (МКА). Следовательно, СПК и иные объединения кооперативов, не входящие в систему Центросоюза, не могут быть представлены в самой авторитетной международной организации кооператоров.
По нашему мнению, существует настоятельная потребность в координации развития различных систем потребительской кооперации в Российской Федерации. Формирование единого координационного центра кооперативного движения могло бы способствовать формированию банка данных о кооперативах, их деятельности и проблемах, что следовало бы отразить в законе.
Литература:
1. Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация : учебное пособие/ А.Ф. Максимов, В.И. Нечаев, Л.Ю. Питерская, И.А. Бе-левцева и др.; под ред. А.Ф. Максимова. - Краснодар, 2009 - 368 с.
2. Сельскохозяйственная кооперация как фактор развития картофелеводства : монография / Е.Г. Пупынина, А.В. Тенищев, И. А. Белев-цева; Ставропольский государственный аграрный университет. -Ставрополь: АГРУС, 2011 - 152 с.