3. Воробьева Н.В. Формирование и оценка экспортного потенциала аграрного региона (на примере Ставропольского края) // Вестник АПК Ставрополья. — 2012.- №3.- С. 66-69.
4. Воробьева Н.В., Сериков С.С., Яловой А.А.Перспективы и условия для развития благоприятного инвестиционного климата
Ставропольского края // Проблемыэкономики.- 2012.- №1. - С.31-34.
5. Воробьева Н.В., Козел И.В. Перспективы развития экспортного потенциала Ставропольского края. - Ставрополь: АГРУС, 2013-60 с.
PROBLEMS OF THE CONTROL OF OFFSHORE BUSINESS IN THERUSSIAN FEDERATION Chomaeva Mariyam Huseynovna, Students Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]
In articlediscusses the problems of control of offshore business in the Russian Federation and presented measures to getthe economy out of "offshore shadows".
Keywords: offshore zones, free trade zones, tax haven.
ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА УДК 339.9
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены проблемы контроля оффшорного бизнеса в Российской Федерации и представлены меры для выводаэкономики из "оффшорнойтени" Ключевыеслова: оффшорныезоны; свободныеэкономическиезоны; налоговаяга-вань.
В современных условиях российской экономики, когда государственные интересы России требуют ужесточения налоговой дисциплины и пресечения незаконного вывоза за рубеж национального богатства, проблемы, связанные с оффшорным бизнесом, в стране являются одними из самых актуальных. Оффшоры представляют собой важнейший элемент современного механизма мировой экономики. Под оффшорами понимаются страны, а также территории государства или их части, в пределах которых для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельностьосуществляется вне пределов этого государства.
Оффшорные зоны имеют следующие особенности: обеспечение конфиденциальности деятельности иностранныхфизическихиюри-дических лиц, зарегистрированных в пределах этих стран; освобождение от государственного контроля валютных операций; обеспечение благоприятного налоговый режим для нерезидентов в виде низких или даже нулевых налоговых ставок ("налоговые гавани").
Оффшорны - основные центры, через которые проходят финансовые и инвестиционные потоки мировой экономики. Следует отметить, что оффшоры - не только точки, через которые проходят мощные финансовые потоки. Они по-прежнему являются центрами, из которых происходит управление предприятиями и компаниями многих стран. Иногда эти центры управляют экономикой целых стран [1].
В настоящее время существует около 3 млн оффшорных компаний, из которых около 60 тысяч российских (но за пределами самой России), в последние годы во всем мире, в том числе в России, стремятся к оффшорной прозрачности. Однако оффшоры необходимы для российской экономики и развития местного бизнеса, но, с другой стороны, они нанесли ей значительный ущерб. Согласно информации, предоставленной в докладе Счетной палаты РФ, в прошлом
© ЧомаеваМ.Х.,2014
гё-
у
25
ЧОМАЕВА Мариям Хусейновна, студентка, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь [email protected]
KANT № 2(11), июнЬ 2014
0
1
о
¥
r\
26
году незаконный экспорт капитала из страны через оффшоры достиг 56,8 млрд долларов, прямые потери российского бюджета от увода капитала в оффшорные счета составляют не менее 50 млрд долларов. Хотя Россия остается одной из немногих стран с развивающейся экономикой, которая не начала подписывать соглашения с оффшорами по раскрытию бенефициаров, тем не менее, приняты попытки со стороны государства, способствующие выводу экономики страны из "оффшорной тени" [3].
К наиболее действенным мерам для вывода экономики страны из "оффшорной тени" можно отнести следующие методы:
- поправки в законодательстве РФ в связи с регулированием оффшоров, учитывая меры, принятые в последние годы в мире;
- подписание соглашений об обмене налоговой информацией с оффшорными юрисдикциями, т.к в соответствии с международной практикой этот метод стал эффективным способом выхода из " оффшорной тени" деятельности компаний. Существование этого соглашения позволит создать соответствующую действительному состоянию картину оффшорной деятельности предприятий России;
- необходимо распространять контроль государства на предприятия местного происхождения, организованные в оффшорных юрисдикциях. Иными словами, в законодательство России необходимо ввести элемент экстерриториальности. Тогда оффшорные компании российского происхождения будут обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации по представлению информации о компании и выдаче отчетности;
- сотрудничество России с другими странами с целью повышения прозрачности оффшоров. Такое взаимодействие будет также в сочетании с обязательством со стороны России раскрывать информацию о крупных местных компаниях;
- создание "черного списка" иностранных банков, участвующих в непрозрачных финансовых схемах с российскими компаниями и банками. Такая мера будет также соответствовать мировой практике;
- необходимо издание закона, требующего от производителей товаров или услуг совершать налоговые платежи по месту производства;
- учитывая бегство капитала, необходимо ввести пошлину на вывоз капитала, которая будет выплачиваться только сверх тех инвестиций, которые были вложены в России;
- необходима отмена любых налоговых льгот в отношении компаний, владельцы которых зарегистрированы в оффшорах;
- необходимо создать свою собственную международную оффшорную зону (в настоящее время осуществляются переговоры о создании такой зоны в Калининградской области);
- вовлечение различных форм бизнеса в рассмотрение возможных методик по выведению экономики РФ из "оффшорной тени".
Таким образом, основную роль в ликвидации негатива, который появился в связи с оффшоризацией, должна состоять в значительном улучшении бизнес-среды в России, поскольку фокусирование на установление жестких рамок в отношении оффшорной политики РФ, в настоящий момент, не дает желаемого результата. Подобные запретительные меры в условиях существующего порядка движения капиталов могут только усилить нелегальную утечку капиталов и увеличить риски при вложении иностранных инвестиций в России. Демонстрация предельного контролирования оффшоров имеет все шансы подрыва конкурентных позиций РФ. Поэтому для того, чтобы избежать чрезмерных расходов и рисков, в оффшорной деятельности необходимо принимать не запрещающие меры, а повышать прозрачность их деятельности [3].
Другими словами, так как на данный момент, несмотря на принятые меры Минфином, Минюстом, ЦбРФ и другими уполномоченными субъектами, бизнес Российской Федерации активно использует оффшоры в целях снижения налогообложения своих дивидендов, представляется очевидным, что решить проблему оффшоризации российской экономики путем запретительных меры не возможно. Соответственно, необходимо провести тщательную работу российским регуляторам с оффшорными зонами по аналогии с другими странами, необходимо улучшить федеральное законодательство и создать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов использовать оффшоры. В то же время, законопослушные предприятия не должны страдать от антиоффшорный правительственной кампании. Таким образом, возможность использования оффшоров должна вытекать из бизнес-структуры, а не по предписанию регулирующего органа, не отвечающего за результаты ее работы.
Литература:
1. Новикова Д.А., Воробьева Н.В. Деятельность зарубежных транснациональных корпораций в России // Kant. - 2013. - № 3 (9).- С. 101-102.
2. Воробьева Н.В. К вопросу о возможностях привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор Ставропольского края // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 1. - С. 27-28.
3. Воробьева Н.В., Воропаева Р.А., Сапачева Т.С. Процессы взаимодействия отечественного и иностранного секторов экономики // Проблемы экономики. - 2012. - №2. - С. 20-22.
4. Воробьева Н.В., Конорезова Е.П., Мартыненко О.С. Состояние и развитие предприятийсучастием иностранного капитала в Ставропольском крае // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №1(56). - С.138-140.
О
гч
г
2
гч
■ QM
\
<С
I
27