Научная статья на тему 'Проблемы контроля оффшорного бизнеса в российской Федерации'

Проблемы контроля оффшорного бизнеса в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / НАЛОГОВАЯ ГАВАНЬ / OFFSHORE ZONES / FREE TRADE ZONES / TAX HAVEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чомаева Мариям Хусеиновна

В статье рассмотрены проблемы контроля оффшорного бизнеса в Российской федерации и представлены меры для вывода экономики из «оффшорной тени».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the control of offshore business in the Russian Federation

In article discusses the problems of control of offshore business in the Russian Federation and presented measures to get the economy out of «offshore shadows».

Текст научной работы на тему «Проблемы контроля оффшорного бизнеса в российской Федерации»

3. Воробьева Н.В. Формирование и оценка экспортного потенциала аграрного региона (на примере Ставропольского края) // Вестник АПК Ставрополья. — 2012.- №3.- С. 66-69.

4. Воробьева Н.В., Сериков С.С., Яловой А.А.Перспективы и условия для развития благоприятного инвестиционного климата

Ставропольского края // Проблемыэкономики.- 2012.- №1. - С.31-34.

5. Воробьева Н.В., Козел И.В. Перспективы развития экспортного потенциала Ставропольского края. - Ставрополь: АГРУС, 2013-60 с.

PROBLEMS OF THE CONTROL OF OFFSHORE BUSINESS IN THERUSSIAN FEDERATION Chomaeva Mariyam Huseynovna, Students Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]

In articlediscusses the problems of control of offshore business in the Russian Federation and presented measures to getthe economy out of "offshore shadows".

Keywords: offshore zones, free trade zones, tax haven.

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА УДК 339.9

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены проблемы контроля оффшорного бизнеса в Российской Федерации и представлены меры для выводаэкономики из "оффшорнойтени" Ключевыеслова: оффшорныезоны; свободныеэкономическиезоны; налоговаяга-вань.

В современных условиях российской экономики, когда государственные интересы России требуют ужесточения налоговой дисциплины и пресечения незаконного вывоза за рубеж национального богатства, проблемы, связанные с оффшорным бизнесом, в стране являются одними из самых актуальных. Оффшоры представляют собой важнейший элемент современного механизма мировой экономики. Под оффшорами понимаются страны, а также территории государства или их части, в пределах которых для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельностьосуществляется вне пределов этого государства.

Оффшорные зоны имеют следующие особенности: обеспечение конфиденциальности деятельности иностранныхфизическихиюри-дических лиц, зарегистрированных в пределах этих стран; освобождение от государственного контроля валютных операций; обеспечение благоприятного налоговый режим для нерезидентов в виде низких или даже нулевых налоговых ставок ("налоговые гавани").

Оффшорны - основные центры, через которые проходят финансовые и инвестиционные потоки мировой экономики. Следует отметить, что оффшоры - не только точки, через которые проходят мощные финансовые потоки. Они по-прежнему являются центрами, из которых происходит управление предприятиями и компаниями многих стран. Иногда эти центры управляют экономикой целых стран [1].

В настоящее время существует около 3 млн оффшорных компаний, из которых около 60 тысяч российских (но за пределами самой России), в последние годы во всем мире, в том числе в России, стремятся к оффшорной прозрачности. Однако оффшоры необходимы для российской экономики и развития местного бизнеса, но, с другой стороны, они нанесли ей значительный ущерб. Согласно информации, предоставленной в докладе Счетной палаты РФ, в прошлом

© ЧомаеваМ.Х.,2014

гё-

у

25

ЧОМАЕВА Мариям Хусейновна, студентка, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь [email protected]

KANT № 2(11), июнЬ 2014

0

1

о

¥

r\

26

году незаконный экспорт капитала из страны через оффшоры достиг 56,8 млрд долларов, прямые потери российского бюджета от увода капитала в оффшорные счета составляют не менее 50 млрд долларов. Хотя Россия остается одной из немногих стран с развивающейся экономикой, которая не начала подписывать соглашения с оффшорами по раскрытию бенефициаров, тем не менее, приняты попытки со стороны государства, способствующие выводу экономики страны из "оффшорной тени" [3].

К наиболее действенным мерам для вывода экономики страны из "оффшорной тени" можно отнести следующие методы:

- поправки в законодательстве РФ в связи с регулированием оффшоров, учитывая меры, принятые в последние годы в мире;

- подписание соглашений об обмене налоговой информацией с оффшорными юрисдикциями, т.к в соответствии с международной практикой этот метод стал эффективным способом выхода из " оффшорной тени" деятельности компаний. Существование этого соглашения позволит создать соответствующую действительному состоянию картину оффшорной деятельности предприятий России;

- необходимо распространять контроль государства на предприятия местного происхождения, организованные в оффшорных юрисдикциях. Иными словами, в законодательство России необходимо ввести элемент экстерриториальности. Тогда оффшорные компании российского происхождения будут обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации по представлению информации о компании и выдаче отчетности;

- сотрудничество России с другими странами с целью повышения прозрачности оффшоров. Такое взаимодействие будет также в сочетании с обязательством со стороны России раскрывать информацию о крупных местных компаниях;

- создание "черного списка" иностранных банков, участвующих в непрозрачных финансовых схемах с российскими компаниями и банками. Такая мера будет также соответствовать мировой практике;

- необходимо издание закона, требующего от производителей товаров или услуг совершать налоговые платежи по месту производства;

- учитывая бегство капитала, необходимо ввести пошлину на вывоз капитала, которая будет выплачиваться только сверх тех инвестиций, которые были вложены в России;

- необходима отмена любых налоговых льгот в отношении компаний, владельцы которых зарегистрированы в оффшорах;

- необходимо создать свою собственную международную оффшорную зону (в настоящее время осуществляются переговоры о создании такой зоны в Калининградской области);

- вовлечение различных форм бизнеса в рассмотрение возможных методик по выведению экономики РФ из "оффшорной тени".

Таким образом, основную роль в ликвидации негатива, который появился в связи с оффшоризацией, должна состоять в значительном улучшении бизнес-среды в России, поскольку фокусирование на установление жестких рамок в отношении оффшорной политики РФ, в настоящий момент, не дает желаемого результата. Подобные запретительные меры в условиях существующего порядка движения капиталов могут только усилить нелегальную утечку капиталов и увеличить риски при вложении иностранных инвестиций в России. Демонстрация предельного контролирования оффшоров имеет все шансы подрыва конкурентных позиций РФ. Поэтому для того, чтобы избежать чрезмерных расходов и рисков, в оффшорной деятельности необходимо принимать не запрещающие меры, а повышать прозрачность их деятельности [3].

Другими словами, так как на данный момент, несмотря на принятые меры Минфином, Минюстом, ЦбРФ и другими уполномоченными субъектами, бизнес Российской Федерации активно использует оффшоры в целях снижения налогообложения своих дивидендов, представляется очевидным, что решить проблему оффшоризации российской экономики путем запретительных меры не возможно. Соответственно, необходимо провести тщательную работу российским регуляторам с оффшорными зонами по аналогии с другими странами, необходимо улучшить федеральное законодательство и создать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов использовать оффшоры. В то же время, законопослушные предприятия не должны страдать от антиоффшорный правительственной кампании. Таким образом, возможность использования оффшоров должна вытекать из бизнес-структуры, а не по предписанию регулирующего органа, не отвечающего за результаты ее работы.

Литература:

1. Новикова Д.А., Воробьева Н.В. Деятельность зарубежных транснациональных корпораций в России // Kant. - 2013. - № 3 (9).- С. 101-102.

2. Воробьева Н.В. К вопросу о возможностях привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор Ставропольского края // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 1. - С. 27-28.

3. Воробьева Н.В., Воропаева Р.А., Сапачева Т.С. Процессы взаимодействия отечественного и иностранного секторов экономики // Проблемы экономики. - 2012. - №2. - С. 20-22.

4. Воробьева Н.В., Конорезова Е.П., Мартыненко О.С. Состояние и развитие предприятийсучастием иностранного капитала в Ставропольском крае // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №1(56). - С.138-140.

О

гч

г

2

гч

■ QM

\

I

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.